Бог богатства у греков. Древнегреческие боги богатства

Кто бог богатства у греков? Он у них не один. Древнегреческая мифология поражает своей многогранностью. В ней сочетаются моральность, этические принципы и культура многих европейских народов. Мифология отличается особым мышлением, изучением мира и места человека в нем. За помощью во всех начинаниях древние греки обращались к могущественным божествам, направляющим их на правильный путь и дарившим им удачу во всем. Кто боги богатства у греков? Именно о них и пойдет речь в статье.

Отношение к богатству в Древней Греции

В Древней Греции скептически относились к богатству: считалось, что заработать деньги гораздо проще, чем заслужить доброе имя и славу. В древнегреческой мифологии нередко встречаются случаи, когда бедный человек из народа брал верх над богатой аристократией, которая не имела авторитета и уважения среди греков. Прежде чем Греция стала экономически развитым государством, приоритет отдавался нематериальным сферам: медицине, философии, науке и спорту.

Позже начало активно развиваться сельское хозяйство, ремесло и торговля. Именно тогда на первый план пантеона вышли древнегреческие боги богатства, плодородия и торговли: Деметра, Меркурий, Гермес и Плутос.

Сначала древние греки выращивали зерновые культуры, но с развитием торговли это стало неприбыльным занятием, и предприимчивый народ начал торговать культурами, которыми богата Греция, - оливковым маслом и виноградом. Вместе с развитием торговли стали появляться денег.

Параллельно развивался рабовладельческий строй: рабы были предметом торговли, их труд применялся в ремесле.

Бог богатства у греков - Плутос. С его появлением становится популярным такое понятие, как "деньги". К ним относились уважительно и старались сохранить каждую монету. Каждый полис вытачивал свои собственные деньги, и торговля растянулась далеко за пределы Греции. Передвижными посредниками выступали странствующие колонии, следы которых были найдены в Черном море, недалеко от нынешнего Севастополя, Керчи и Феодосии.

С развитием экономики появились перекупщики, меняющие деньги среди полисов. Они делали ставки под проценты, давали взаймы и принимали вклады. У банкиров собирались огромные суммы, и они имели возможность зарабатывать на перекупках.

Как было сказано ранее, первой богиней, имеющей отношение к обогащению, была Деметра.

Деметра

Деметра - одна из наиболее влиятельных и уважаемых богинь Греции. Это богиня богатства и плодородия. В ее честь повсюду в Греции проходили празднования и почести, особенно в месяцы посевов и сбора урожая. Считается, что без содействия и воли Деметры не будет урожая: земледельцы обращались к ней за помощью и благословением на посевы, а женщины просили плодородия и возможности выносить ребенка. Интересной особенностью является то, что Гомер уделял очень мало внимания этой богине: она практически всегда оставалась в тени даже менее могущественных богов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ранние годы в Греции преобладали другие способы обогащения, а земледелие перешло на первый план гораздо позже, вытеснив разведение скота. Расположение богини сулило земледельцу сопутствующие погодные условия и богатый урожай.

Согласно легендам, Деметра была первой, кто вспахал землю и посеял в ней зерна. Греки, ставшие свидетелями этого, были уверены, что зерна испортятся в земле, но спустя некоторое время взошел урожай. Деметра научила людей ухаживать за посевами и взращивать зерно, а позже подарила им другие культуры.

Деметра - дочь Кроноса и Реи, единственная девочка в семье. Ее братья - могущественные Аид, Посейдон и Зевс. С братьями у Деметры были странные отношения: она недолюбливала Посейдона, а Аида вовсе ненавидела. С Зевсом у Деметры был брак, подаривший дочь Персефону.

Деметра и Персефона - древнегреческие боги богатства и плодородия

Персефона переняла эстафету своей матери и стала богиней плодородия и земледелия. Деметра очень любила свою единственную златовласую дочь и передавала ей свою мудрость. Та отвечала матери взаимностью.

Однажды случилось невероятное горе, подкосившее Деметру: ее дочь похитили. Сделал это бог подземного царства Аид, брат Деметры. Разрешение на это дал сам Зевс, пообещавший брату свою дочь в качестве супруги.

Ничего не подозревающая Персефона прогуливалась со своими подругами по зеленым лугам, и тут ее похитил будущий супруг. Он упрятал девушку глубоко под землей, а убитая горем мать скиталась по землям, разыскивая ее. Деметра не ела и не пила несколько месяцев, урожайные пастбища высохли, а дочь все не появлялась. Зевс рассказал о договоре Деметре, но та отказалась делить любимую дочь с братом, которого ненавидела с самого детства.

Зевс обратился к Аиду с просьбой вернуть дочь матери, но тот согласился с одним условием: две трети года Персефона будет проводить со своей матерью плодородия, а на одну треть года она будет спускаться в подземное царство, проглотив перед этим зернышко граната. Таким образом древние греки объясняли смену сезонов и посевных.

Деметра и Триптолем

Триптолем - тоже бог богатства у древних греков. Однажды богиня плодородия решила передать дар сыну царя Елевсина - Триптолему. Она научила его вспахивать землю, обрабатывать ее и дала зернышки для посевов. Триптолем трижды вспахал плодородные райские земли и закинул в них зернышки пшеницы.

Через какое-то время земля принесла богатый урожай, который благословила сама Деметра. Она дала Триптолему горсть зерна и магическую колесницу, что могла перемещаться по небу. Она попросила своего наставника ступать по всему миру, обучая людей сельскому хозяйству и раздавая плодородные зерна. Тот выполнил указания богини и выдвинулся в путь.

Везде, где побывал бог богатства (в это описывается именно так) на своей колеснице, простирались поля с богатым урожаем. До тех пор, пока он не прибыл в Скифию, к царю Линха. Царь решил забрать все зерна и славу Триптолема себе, убив его во сне. Деметра не могла допустить смерти своего помощника и прибыла ему на помощь, превратив Линха в рысь. Тот убежал в лес, а в скором времени и вовсе покинул Скифию, а бог денег и богатства у греков - Триптолем - продолжил свой путь, обучая людей сельскому хозяйству и земледелию.

Плутос

Древнегреческий бог богатства Плутос - сын Деметры и титана Иасиона. Согласно мифам влюбленные Деметра и Иасион предались искушению на острове Крит и зачали Плутоса на трижды вспаханном поле. Увидев влюбленную пару, Зевс пришел в бешенство и испепелил отца Плутоса молнией. Воспитанием мальчика занимались богини мира и случая - Эйрена и Тихе.

Считается, что Плутос, бог богатства, был слепым и одаривал людей произвольно, не обращая внимания на их внешние данные или статус в обществе. Одаренные Плутосом получали невиданные материальные блага. Ослепил бога Юпитер, который побаивался того, что Плутос будет несправедлив и необъективен при распределении богатств. Поэтому удача в материальном плане может настигнуть как плохих, так и хороших людей.

В искусстве бога богатства изображают в виде младенца с в руках. Чаще всего младенца на руках держит либо богиня фортуны, либо богиня мира.

Чаще всего имя Плутоса связано с Деметрой и Персефоной. Он сопутствует и помогает всем, к кому благосклонна богиня плодородия.

Греческий бог богатства Плутос ввел такое понятие, как "блага". Люди начали бережно относиться к материальным благам: откладывать деньги и приумножать их. Ранее греки не придавали особого значения материальным ценностям, их не беспокоило благоустройство и уровень жизни.

Комедия «Плутос»

Комедия была написана и поставлена древнегреческим комедиографом Аристофаном. В ней греческий бог богатства Плутос изображен как слепой старик, не способный правильно распределить богатства. Он одаривает нечестных и подлых людей, из-за чего сам теряет все свои богатства.

На пути Плутосу попадается житель Афин, который возвращает ему зрение. Бог богатства снова видит, и это помогает ему справедливо вознаграждать людей по их заслугам. Плутос снова становится богатым и возвращает уважение народа.

Плутос в "Божественной комедии"

Плутос, бог богатства в греческой мифологии, был изображен в поэме «Божественная комедия», что была написана в 1321 году Данте Алигьери. Он был привратником на четвертом кругу ада и имел вид звероподобного демона. Он охранял круг ада, на котором были скупцы, расточители и алчные души.

Плутократия

В честь бога богатства был назван один из политических режимов - плутократия. Термин был введен в конце 19 века и характеризует форму правления, при которой государственные решения принимаются не по воле большинства (народом), а небольшой группой олигархических кланов, находящихся в тени. Таким государством правят в первую очередь деньги, а легитимно выбранное правительство полностью подчиняется состоятельным кланам.

Плутос и Плутон: древнегреческие боги денег, богатства и изобилия

В какой-то период в древнегреческой мифологии отожествлялись два божества - Плутон (бог подземного царства) и Плутос (бог богатства и изобилия). Объясняется это тем, что Аид обладает бесчисленными богатствами, хранящимися глубоко под землей. Также существует множество мифов, объединяющих этих богов.

Согласно более древним мифам Аид - брат матери Плутоса, Деметры, поэтому приходится ему дядей. Но в более поздних мифах утверждалось, что это одно божество. Это подтверждает и созвучность их имен: Плутос и Плутон.

Рог изобилия

Это символ нескончаемых богатств, произошедший из мифов Древней Греции. Рог принадлежит козе Амалфее, которая вскормила своим молоком маленького Зевса, скрывавшегося от своего отца Кроноса на острове Крит.

Существует и другая легенда о его происхождении. Геракл свернул рог речному богу во время боя. Он проявил милосердие и вернул рог его владельцу. Тот не остался в долгу и подарил миру рог изобилия, наполненный богатствами.

В искусстве этот символ изображается перевернутым верхом вниз, через отверстие в котором извергаются разнообразные плоды: фрукты и овощи, иногда монеты. Чаще всего рог изобилия держит в руках бог богатства у греков - Плутос. На некоторых скульптурах с этим символом изображена богиня правосудия - Фемида.

В Древней Греции чеканились монеты с изображением рога изобилия с обратной стороны. Это должно было привлекать новые деньги и помогать удерживать свое имущество.

В Средние века рог изобилия был преобразован в Святой Грааль, являющийся источником вечной жизни и богатств.

Меркурий (Гермес)

Меркурий - бог богатства, торговли и покровитель воров. Он изображается в шлеме и сандалиях с крыльями, примирительным жезлом и с мешком, наполненном золотыми монетами.

Бог богатства у греков Меркурий был позаимствован римлянами у греков после их завоевания. В Древней Греции Меркурия называли Гермесом. Изначально это был бог скота и скотоводства. Во времена Гомера он стал посредником между богами. Именно тогда он получил крылья на своих сандалиях и шлеме, чтобы быстро перемещаться, выполняя различные задания. У него также имелась примирительная палка из золота, с ее помощью он разрешал конфликты и споры.

С развитием сельского хозяйства он стал покровителем хлеба и зерна, позже, когда активно развивались рыночные отношения, - богом торговли и покровителем купцов. К нему обращались за помощью в перекупках, торговых сделках и в обменах товаром.

Считается, что именно Гермес, греческий бог богатства, подарил грекам цифры и научил их считать. До этого люди расплачивались на глаз, не придавая особого значения количеству денег.

Еще позже Гермес стал покровителем воров: его изображали с кошельком в руках или со связанными руками рядом с Аполлоном - намек на воровство.

Когда римляне завоевали Грецию, они позаимствовали бога Гермеса, переименовав его в Меркурия. У них это был бог процветания, обогащения, торговли и прибыли.

В наше время изображение Меркурия можно встретить на эмблемах банков, крупных торговых фирм и аукционных бирж.

Царь Мидас и золото

В Древнегреческой мифологии Мидас был царем Фригии. С самого детства он знал, что будет богатым и влиятельным человеком: ему на это указывали все знаки судьбы. Даже маленькие муравьи приносили зернышки и складывали их ему в рот.

Однажды во владения Мидаса попал Силен - учитель Диониса. Он заблудился в лесу, когда Дионис вел свое войско через Фригию. Царь Мидас увидел это и подлил вина в ручейки, проходившие через лес. Силен напился воды, смешанной с вином, и сразу же опьянел. Неспособный выбраться из леса, он долго по нему блуждал, пока Мидас его не встретил и не отвел к Дионису.

Счастливый Дионис предложил Мидасу загадать любое желание. Тот пожелал «золотое прикосновение»: чтобы все, к чему притронется его рука, становилось золотым.

Дионис покорился желанию царя, и тот устроил пышное празднование, накрыв стол разными напитками и блюдами. Но за столом он понял, что умрет от жажды и голода, ведь еда и напитки в его руках становились золотом.

Царь кинулся к Дионису с просьбой лишить его дара, и тот приказал ему выкупаться в реке Пактол. Мидас потерял способность превращать все в золото, а река после этого стала золотой.

В наше время выражение «прикосновение Мидаса» означает способность быстро зарабатывать деньги «из воздуха» и быть успешным во всех начинаниях.

Кайрос

Кайрос - почитаемое божество у древних греков. Он был покровителем шанса - счастливого мига, который может подарить удачу и процветание, если вовремя за него ухватиться. Он всегда где-то рядом с Хроносом - покровителем последовательности времени. Но в отличие от Хроноса Кратоса очень сложно встретить и уловить: он появляется лишь на секунду и мгновенно исчезает.

Греки верили, что Кайрос может указать им на счастливый миг, в который удача им улыбнется, а боги будут благосклонны во всех начинаниях.

Бог бесшумно и быстро перемещается среди простых смертных, столкнуться с ним лицом к лицу - большая редкость и удача. В этот момент главное - не растеряться, схватить Кайроса за длинный чуб и попросить у судьбы всего, что пожелаешь. Упускать шанс - большой грех, так как он дается всего один раз в жизни.

Кайроса изображают молодым юношей с крыльями за спиной и в сандалиях. На голове у него - длинный золотой локон, за который его можно попытаться ухватить. В руках у Кайроса - весы, что свидетельствует о том, что он справедлив и посылает удачу тем, кто упорно трудится и желает успеха.

Тюхе

В древнегреческой мифологии это богиня удачи, счастливой судьбы и покровительница случая. Тюхе - дочь океана и Тетии (матери богов и покровительницы всех рек).

Тюхе стала культовым божеством, когда у простых людей пошатнулась вера в богов и в их способности. Древние греки верили, что Тюхе сопровождает людей с рождения и на протяжении всех их жизни. Многие города считали Тюхе своей покровительницей, ее изображение чеканили на монетах, а ее статуи украшали дома.

Изображали богиню в короне и с основными атрибутами: колесом (символизирующим переменчивость удачи, отсюда выражение «колесо фортуны») и рогом изобилия. Часто Тюхе держит на руках маленького Плутоса - бога богатства, которого она воспитывала на острове Крит втайне от его

Фортуна

Когда римляне завоевали Грецию, они переняли богиню Тюхе, назвав ее Фортуной. Это богиня удачи, счастья, процветания и успеха.

Согласно мифологии Фортуна сбросила с себя крылья, прибыв в Рим, и пообещала остаться там навсегда. Со временем культ Фортуны стремительно развивался, затмевая остальных богов. Ее благодарили за посланную удачу и даже за неудачи и горе. Также ее называли Перворожденной, Счастливой, Доброй и Милосердной. Всех младенцев и новорожденных посвящали ей, ее прикосновение определяло дальнейшую судьбу человека.

Позже, когда морально-этические устои начали постепенно разрушаться, богиня Фортуна стала покровительницей домашнего очага, любви и семейного счастья как у женщин, так и у мужчин.

Фортуна украшала а в искусстве изображалась в виде женщины с рогом изобилия на плече, из которого извергаются богатства - фрукты, овощи и золото. Иногда она держала в руках колесницу или стояла на носу корабля. Это символизировало переменчивость судьбы.

Многие греческие боги богатства и удачи по сей день живут в мифологии. Есть ли в этом доля правды или миф всегда остается мифом? У каждого свое мнение по этому поводу. В любом случае это интересно и познавательно.

Тихе была богиней счастья - ее чтили во многих городах, которые охотно отдавались под ее опеку, ее прославляли поэты.У нее было несколько имен: Тюха, Тихе, Тихея. Тихе считают сестрой нереид, привлекательных морских нимф, другие—дочерью Прометея, а еще некоторые—дочерью самого Зевса. В греческой мифологии было в определенной мере обычаем в спорных случаях Зевса, общего праотца богов и людей, считать отцом. Тихе была богиней счастья—ее чтили во многих городах, которые охотно отдавались под ее опеку, ее прославляли поэты, к ней обращались с сердечными молитвами осиротевшие люди. Под ее присмотром корабли доплывают до безопасных пристаней, благодаря ей в войне наступает перемирие, которое выбивает из рук людей окровавленное оружие.
Почему именно ее мы называем покровительницей Горгиппии? А потому, что в период великой греческой колонизации, в период когда пошатнулась безоговорочная вера в предопределенность судьбы, когда эллинов волновал вопрос «что ждет их на незнакомом берегу - смерть или светлое будущее?» именно Тихе стала считаться покровительницей городов воздвигнутых вдали от родины. Даже высокий головной убор богини изображали в виде городских оборонительных стен.
От этой непостоянной богини, которую по мифологии опасался сам Зевс, потому что она могла в корне изменить все его приказания, в жизни горгиппийцев зависело буквально все:
- пойдет ли дождь среди ясного неба;
- сядет ли холодный туман на цветущие сады;
- нападут ли волки на мирно пасущиеся стада;
- споткнется ли противник во время борьбы, наступив на каменную осыпь.
С раннего детства жители Горгиппии знали, что эта богиня может как одарить несметными богатствами из «Рога изобилия» понравившегося ей человека, так и отобрать последнее у бедняги, который ей чем-то не угодил.
На территории современной Анапы и в ее окрестностях найдено несколько скульптурных изображений богини. Самая большая из них найдена во время раскопок одного из домовладений на территории музея-заповедника. Статуэтка располагалась в домашнем алтаре в подвале дома, неподалеку от которого была найдена табличка, первыми словами которой являются «Добрая Тихе…». Даже не находясь рядом горгиппийцы старались задобрить своенравную богиню и не только потому, что они ее боялись, а потому, что у нее было замечательное качество - она могла исполнять желания, любые, самые несбыточные.
У гостей анапского археологического музея есть уникальная возможность - загадать перед статуей Тихе самое заветное желание, ведь если быть достойным милости богов и почаще о себе напоминать - все в вашей судьбе будет замечательно.

Век Астреи

Слепое счастье

Рука Немезиды

Немезидой (Νέμεσις) греки называли богиню мести и сурового правосудия. Изображали они её в виде крылатой женщины с уздой и мечом в руках, как божество вездесущее, карающееза нарушение общественных и моральных норм.

В настоящее время слово «Немезида» применяется со значением «справедливое возмездие»; а под «рукой Немезиды» подразумевается сила и власть государственного суда.

Существует такое крылатое выражение, как «четыре "k"». Имеются в виду четыре немецких слова, начинающихся на одну букву: Kinder, Kuche, Kirhe, Kleider (дети, кухня, церковь, наряды).

Так, некогда германский император Вильгельм II отозвался о феминистическом движении и вообще об идее женского равноправия, сказав, что немецкая женщина обязана знать лишь «детей, кухню, церковь и наряды».

Однако, немецкий император, вероятно, запамятовал, что древние связывали золотой век человечества именно с женщиной. Кроме того, в античности опять-таки в женских руках было счастье и возмездие.

Век Астреи

Выражение «Век Астреи» сегодня можно встретить только в старых-старых книгах, и то довольно редко. В сегодняшней повседневной речи намного чаще говорят «золотой век».

Так, кем же всё-таки была Астрея и почему мы употребляем словосочетание «золотой век»?

В мифах древности Астрея была богиней справедливости, дочерью всемогущего Зевса, отца богов и людей, и богини правосудия Фемиды.

Богиня Астрея была послана родителями жить на землю для того, чтобы помочь людям жить честно и справедливо. Однако, не вынеся их преступлений, она вознеслась на небо. Вот тогда-то и кончился «Век Астреи», «золотой век», то есть золотое время сказочного счастья. Позднее этим выражением стали характеризовать счастливую полосу жизни или пору радости.

Что же касается богиня Астреи, то она с тех пор так и сияет на небе в созвездии Зодиака под именем Девы.

Слепое счастье

Очень часто в музеях скульптуры и живописи можно увидеть изображение молодой женщины, катящейся куда-то на крылатом колесе, символизирующем неустойчивость и переменчивость мира. Это древнегреческая богиня Тюхе (Тихи) - богиня случая и удачи, изобилия и счастья, с которой римляне отождествляли свою богиню Фортуну. В руках у неё рог изобилия, а глаза закрывает повязка: именно поэтому счастье и считается слепым.

Древние полагали, что удача человека не зависит ни от каких других причин, кроме как от случайности. Кроме того, любое счастье недолговременно. Не случайно богиня летит по миру с закрытыми глазами, сыпля из рога изобилия свои дары: глядишь, они попали и на тебя… Однако, «колесо Фортуны» повернулось, и богиня уже далеко…

Конечно, сегодня мы понимаем, что наше счастье в наших руках, благодаря положительному настрою и мыслям (не в ущерб другому), которые разворачивают колесо Фортуны в твою сторону...

Тихе (Тюхе, Фортуна) - архетип, в котором соединяются противоречивые желания безграничного контроля над своей и чужими жизнями, и абсолютное бесстрашие перед последствиями.

Тихе - женщина, у которой множество идей и связанных с ними эмоций, которые постоянно меняются, причем идеи могут быть кардинально противоположными. Это архетип легкой и веселой, но в то же время очень властной и эмоционально возбудимой женщины.

Такие женщины очень любят наблюдать за жизнью друзей и знакомых, советовать им как следует действовать. Часто Тихе формирует и направляет жизнь членов своей семьи. Эта женщина всегда знает, как правильно действовать в данный момент, но не может планировать будущее, поскольку многое в ее жизни зависит от сиюминутного импульса.

Тихе немного парадоксально строит отношения с людьми, она выбирает круг общения по типу «нравится - не нравится» не имея для этого довольно веских оснований. Бушующая эмоциональность в таких случаях выражается или в полном принятии несмотря на недостатки или в постоянной борьбе с мнимыми врагами несмотря на их достоинства. Точно как в мифах - если кто-то наверху Колеса Фортуны, то кто-то неизменно должен быть и внизу.

Женщинами Тихе воспринимается как эмоциональная, добрая и сочувственная подружка. Тихе любит слушать откровенные женские разговоры, в которых ее мысль ценится и учитывается. Ее подруги часто руководствуются советами Тихе, тем самым снимая с себя часть ответственности за свои поступки, ей же нравится возможность управлять, и связанное с ней ощущение власти и контроля. Она редко чувствует искреннюю жалость к страданиям других.

Тихе довольно хороший манипулятор, может кого-то привлечь в свой круг общения, но если по какой-то причине человек становится ей неприятен, она мастерски делает так, чтобы сами обстоятельства и отношение окружающих не разрешили ему остаться на прежнем месте и в том же положении. Все эти логические действия обычно провоцируются мощным эмоциональным импульсом - через один неверный шаг подруги, небрежное слово или действие. Но эмоциональность также играет роль, когда через сравнительно короткий промежуток времени дружба восстанавливается так же внезапно, как и прекратилась.

В отношениях с мужчинами она чем-то напоминает Афину своей холодностью в достижении цели, но Тихе может довольно часто, ярко и чувственно влюбляться в разных по статусу и внешности мужчин, с которыми ей должно быть интересно. Если Тихе влюбляется, она старается помочь объекту симпатии, но не может не проявить свой сущности, и со временем начинает им манипулировать, принимая участие во всех его начинаниях, направляя его в работе или просто работая рядом, давая советы. Такая женщина наверняка захочет знать все о своем мужчине, что с ним происходит и что он чувствует.

Loading...Loading...