Основные мотивы лирики Аполлона Майкова. Природа и человек


В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова "Нива" (1842) и Случевского "Полдневный час. Жара гнетет дыханье...", в которых сочетаются природные картины и социальные проблемы. Несмотря на использование схожих образов, эти произведения кардинально отличаются друг от друга.

Оба поэта начинают свои стихотворения с пейзажной зарисовки - изображения жаркого летнего дня.

Описание природы в стихотворении "Нива" удивительно похоже на картину "Косцы" Г.Г. Мясоедова: то же бескрайнее ржаное поле, счастливые работающие крестьяне, взгляд на происходящее снизу вверх (лирический герой наблюдает за жнецами лежа). Герой Майкова любуется русской природой, подробно описывает все, что окружает его: и травы, и пчел, и яблони... Особое место в стихотворении занимает образ ржаных колосьев: герой "идет, с трудом ее [рожь] руками разбирая", ему "прилечь отрадно, в тени высокой ржи, где сыро и прохлодно". Колосья подвижны, шумят и качаются на ветру, что выражается олицетворением "колосья надо мной беседу важную ведут между собой...".

Картина мира в целом в стихотворении не менее подвижна, причем она наполнена не только движениями, но и запахами, и звуками: "стучат проворные цепы", "скрипят возы", "шумный народ", "воздух полн и розана и меда". Несмотря на то, что изображается летний жаркий день, лирическому герой чувствует себя комфортно, в стихотворении несколько раз встречается мотив воды: "сыро и прохладно", "ныряя, точно в море", "по влаге ударяя". Ключевое слово в описании природы Майкова - "благодать", оно несколько раз повторяется в стихотворении.

Совсем другая картина природы у Случевского. Летний полдень для лирического героя не блаженство, а мучение ("Полдневный час"="Ужасный час"). В каждой строке стихотворения присутствует мотив жары, сухости, подчеркивается всякое отсутствие воды. Герою некомфортно здесь: "жара гнетет дыханье", "блеск глаза слезит", "в ушах шумит", "жжет движенье". Вместо обилия и плодородия, которыми наполнено стихотворение Майкова, Случевский изображает мертвую, выжженую траву, вербу, сворачивающую листья, спрятавшихся животных. Вокруг так жарко, что даже воздух колеблется, "будто бы кипит", что помогает выразить аллитерация шипящих: "жара", "прищурясь", "прожжена", "шумит", "слышны". "ужасный", "жжет движенье" и др.

Противоположны в стихотворениях и изображения крестьянского труда. Для героев Майкова труд - удовольствие: "жнецы и жницы...уж вяжут весело тяжелые снопы". Даже в описании бурлаков, выполняющих действительно тяжелую, изнурительную работу, нет ни одного слова с негативной семантикой, наоборот, тянущие корабль сравниваются с грациозными журавлями.

Крестьяне Случевского трудятся, не получая удовольствия. Для них работа - вынужденная необходимость, даже страдание: "Но это время названо страдою//Другого слова нет его назвать...".

Различное восприятие труда обуславливает непохожее понимание лирическими героями урожая.У Случевского хлеб - это плод долгих и тяжелых трудов и даже страданий, а потому необыкновенно дорогая вещь, с которой нельзя обращаться пренебрежительно. Он воспринимается только как реальный физический объект. У Майкова наоборот, урожай - это "дар святой неба", появление которого зависит от Бога, а не от людей. Кроме того, в "Ниве" выстраивается антитеза материального хлеба и "хлеба духовного", а сама нива предстает не только как поле, но и как символ общества, где зреют зерна духовности. У героев этого стихотворения рожь в избытке, она дается им достаточно легко. Крестьяне Майкова нуждаются в духовном: в образовании, культуре.

Лирические герои стихотворений тоже выражены по-разному. Лирический герой Случевского не активен, он только наблюдатель. Читатель будто смотрит на мир его глазами, присутствие его самого видно только через его ощущения: слезящиеся глаза, шум в ушах и др. Герой Майкова более активен: он идет по меже, перепрыгивает через ограду, ложится среди колосьев. Стихотворение не только воспроизводит то, на что смотрит герой, читатель видит и его самого.

Интересно, что лирический герой Случевского не перемещается в пространстве, видит и описывает одну и ту же картину. Окружение героя у Майкова наоборот, постоянно меняется: в первой строфе он описывает то, мимо чего проходит, во второй герой лег в поле... Казалось бы, ему должны быть видны только колосья и жнецы, но поле его зрения вдруг расширяется. Теперь это уже взгляд не снизу, а сверху: герой замечает и поле, и некое пространство с возами и шумной толпой, вероятно, улицу, и реку с бурлаками.

Общие черты есть в ритмической организации стихотворений. Оба они написаны ямбом, в "Ниве" - шестистопным с мужской рифмой, в "Полдневном часе..." - чередующимися женскими шестистопными и мужскими пятистопными строками. Тип рифмовки у Майкова - парная, в некоторых строках также перекрестная. Случевский в своем стихотворении использует только перекрестную рифмовку.

Похожи и композиции этих произведений. Оба стихотворения композиционно и строфически делятся на 3 части, где первая - описание окружающей природы (1 строфа у Майкова, 1-3 у Случевского), вторая - изображение трудящихся (2 у Майкова и 4 у Случевского), а третья - мысли лирических героев, вызванные окружающей природой и крестьянским трудом, и выражение идеи произведений (последние строфы в обоих стихотворениях).

Идеи этих стихотворений совершенно различны. Образы у Майкова двойственны: они понимаются читателем и в прямом значении - как природные явления, и в переносном - как общественная ситуация. "Нива" написана в 1842 году, когда, по выражению поэта, "повеяла весна" над "семенами мыслей". Действительно, 30-е - 40-е годы 19 века - это время творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, создание "Современника", кружков Станкевича, Белинского, петрашевцев. Но эти годы были и временем ужесточения цензуры, усиления политического сыска, репрессий. Возможно, именно поэтому поэт называет выжившие "ростки мысли" "непогодами несгубленными", "политыми слезами".

Таким образом, основная идея Майкова: Россия - страна богатая и обильная, только одного в ней не хватает - "духовного хлеба". Лишь тогда, когда "на тучных бороздах" созреют побеги мысли, наступит настоящая благодать.

Совсем другие мысли выражает в своем стихотворении Случевский. Основная идея его произведения: крестьянский труд необыкновенно тяжел, даже мучителен, а потому каждый плод этого труда бесценен, с ним нельзя обращаться пренебрежительно: "...игру и шутку с крошкой хлеба//За тяжкий грех считает наш народ!".

Авторскую идею в стихотворениях выражают различные средства выразительности. В "Ниве" основными тропами являются уже упомянутые развернутая метафора (нива=общество, "мысли семена", "духовный хлеб") и антитеза материального богатства и духовного. Особую роль играют синтаксические конструкции. Предложения в стихотворении необычайно длинные, с несколькими грамматическими основами, осложненные однородными членами и деепричастными оборотами. Такие "насыщенные" предложения выражают богатство, обильность, царящие в природе. Характерно, что в последней строфе, повествующей о "мыслей семенах", предложения короче и не обладают большим количеством основ и второстепенных членов, в чем в очередной раз проявляется антитеза материального и духовного.

В стихотворении Майков использует также множество восклицательных предложений. Они выражают то восхищение лирического героя, наслаждение, которое он испытывает, находясь в поле ("Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!", "О, божья благодать!"), то его мольбу, страстное желание увидеть "благодать" и в духовной сфере: "...Ей также, господи, духовного дай хлеба!".

Стихотворение Случевского не обладает таким разнообразием изобразительно-выразительных средств. Среди тропов можно выделить многочисленные олицетворения ("трава слегла", "хлеба не будут ждать"), подчеркивающее, что даже природа не может выносить такой жары, не говоря уже о работающем человеке. Также интересна используемая поэтом метафора с оттенком оксюморона: "огонь... неба": то, что обычно ассоциируется с прохладой, ветром, дождем, в стихотворении становится источником опасности, страданий, наводит на мысль о схожести между описываемым полем и адом.

Стихотворение А.Н. Майкова написано в 1842 году и вполне характерно для его творчества в этот период. Этот поэт нередко обращался к темам русской природы, деревни. В 40-х годах он увлекается либеральными идеями, его произведения близки к натуральной школе. К концу десятилетия Майков меняет свои убеждения, становится сторонником "чистого искусства". Эту смену взглядов можно проследить в стихотворении "Нива": важная социальная проблема в нем отражена на фоне яркой природной зарисовки.

К.К. Случевский не датировал свои стихотворения, мы можем только предположить, что "Полдневный час. Жара гнетет дыханье..." написано в 1880-1890-е. Оно входит в цикл "Черноземная полоса", в котором поэт обращается к теме крестьянского труда, в особенности, работы в поле. Данное произведение вполне соответствует основным темам и идеям цикла.

Тема труда - вечная, именно поэтому к ней обращаются и Майков, и Случевский - такие непохожие, жившие в разные годы поэты. Повествуя о крестьянском труде (практически не изменившемся за те 50 лет, которые разделяют поэтов), они обращают внимание на совершенно разные проблемы, ставят перед собой разные вопросы. Но каждое из этих стихотворений по-своему интересно и занимает достойное место в русской поэзии 19 века.

Обновлено: 2014-10-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Становление и расцвет дарования А.Н. Майкова приходится на годы, когда русские читатели открывают для себя творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, гениальных лириков природы. Поразить читателя новым видением мира было доступно только сильному дарованию. А. Майкову удалось создать неповторимые, всегда узнаваемые пейзажи.

Во многих стихотворениях-пейзажах Майкова звучит слово «тайна» («Для чего, природа...», 1845). Но притягивает поэта не столько сокровенное, сколько видимое - внешняя красота мира: выразительность и изящество форм, контрастность и яркость цветов. Он ищет в природе красоту, которой поклонялся с детства, красоту искусства, восхищается в природе прежде всего тем, что напоминает ему величественные памятники искусства, - стройностью форм архитектуры или скульптуры, выразительностью красок живописных полотен. Впечатление красоты природы передается с помощью архитектурных или скульптурных образов. Яркий пример ранней пейзажной лирики Майкова - стихотворение 1841 г. «Горы» :

Люблю я горные вершины.
Среди небесной пустоты
Горят их странные руины,
Как недоконченны мечты
И думы Зодчего природы.
Там недосозданные своды,
Там великана голова
И неизваянное тело,
Там пасть разинутая льва,
Там профиль девы онемелый...

Природа предстает как творение великого Зодчего - мысль, которая исключает сокровенные «тайны» природной жизни или власть «древнего хаоса», как, например, у Тютчева. Это стремление видеть в жизни природы гармоническую стройность форм, изначальную продуманность линий сохранится и в поздней лирике Майкова. Так, в стихотворении 1887 г. «Гроза» восхищение поэта вызывает все та же точность линий и стройность форм, заставляющая уподобить облака - колоннам и карнизу грандиозного здания, поля - изящному столу, покрытому парчовой скатертью:

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам,
Промчался вихрь - пять-шесть мгновений -
И, в встречу солнечным лучам,

Встают серебряным карнизом
Чрез все полнеба ворота.
И там, за занавесом сизым,
Сквозят и блеск, и темнота.

Вдруг, словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей и быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь, и воды полились...

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать - нужна отвага!
И - вон как дети в удальце
Ее честят! Как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!

Описывая внезапную перемену погоды в летний день, поэт стремится показать красоту, «прелесть», которая торжествует и в «царстве солнца и лазури», и в природном буйстве. Не случайно ливень уподобляется поэтом другому искусству - танцу, пляске, что также вносит мысль о красоте и гармонии бурной стихии. Но можно отметить и новую черту в пейзажах позднего Майкова: здесь органично соединяются изысканные сравнения и образы и бытовая, вполне прозаическая картина - детского веселья. Детское веселье напоминает своим буйством природу, хотя и лишено ее красоты: ватага не «пляшет», а «визжит и скачет».

В пейзажах Майкова отразились и его ранние занятия живописью. Поэт не просто описывает представший его взору мир, а как бы украшает его, привносит в него дополнительную красоту и гармонию. Эти особенности ранней пейзажной лирики отчетливо видны в стихотворении «Уж утра свежее дыханье» . Здесь природа названа «созданьем», густой бор - напоминает древний храм «главами» и «сводом» деревьев, восток - уподоблен «ковру», луг - бархату. Яркие контрастные краски - черный, алый, пурпурный, эпитеты: алмазный, бархатный - придают пейзажу нарядность и выразительность. Все здесь обнаруживает мастерское владение словом, но красота мира кажется холодной и искусственной:

Уж утра свежее дыханье
В окно прохладой веет мне.
На озаренное созданье
Смотрю в волшебной тишине:
На главах смоляного бора,
Вдали лежащего венцом,
Восток пурпуровым ковром
Зажгла стыдливая Аврора;
И с блеском алым на водах,
Между рядами черных елей,
Залив почиет в берегах
Как спит младенец в колыбели;
А там, вкруг холма, где шумит
По ветру мельница крылами,
Ручей алмазными водами
Вкруг яркой озими бежит...
Как темен свод дерев ветвистых!
Как зелен бархат луговой!
Как сладок дух от сосн смолистых
И от черемухи младой! <...>

В другом стихотворении 1839 г. «Зимнее утро» поэт также стремится придать миру дополнительную яркость и красоту, не жалея изысканных, роскошных красок: «янтарные завесы пылающих небес», «светила дневного кровавое пятно», пурпурный отлив серебряных снегов, «блистательный» морозный узор на стекле. Несомненно, под влиянием чудесной пушкинской картины «зимнего утра» молодой поэт пытается внести жизнь в свое описание деревенской зимы и рассказывает о зимних заботах и радостях. Но прозаические детали, в сущности, тоже нарядны, приукрашены:

<...> Деревня весело встречается с зимою:
Там по льду гладкому и скользкому реки
Свистят и искрятся визгливые коньки;
На лыжах зверолов спешит к лесам дремучим;
Там в хижине рыбак пред пламенем трескучим
Сухого хвороста худую сеть чинит <...>

Много лет спустя в одном из писем Майков весьма резко выскажется по поводу своих ранних стихотворений, осуждая их как «картины неизвестного мира, быта, пейзажи без всякого географического значения», и главный недостаток их увидит в том, что «это все чужое, не имеющее места на земле, с неизвестно какими людьми». Это, в общем-то, справедливое суждение, все же представляется излишне суровым: «пейзажи без всякого географического значения» если и не давали возможность познать своеобразие природного ландшафта России, то, во всяком случае, открывали гармонию и красоту природной жизни.

Одна из излюбленных деталей пейзажа у раннего Майкова - отражение красоты земли и неба в воде - в «водном зеркале», водном «стекле». Вот одно из лучших майковских ранних стихотворений - «Сон» , особенно высоко оцененное В.Г. Белинским. Гармоничное медленное движение пронизывает майковский пейзаж: на глазах читателей размеренно идет внутренняя тихая жизнь вечерней природы. Мягкие, изысканные краски - синий, желтый, палевый доминируют в этом пейзаже:

Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы желтые, покрытые скирдами,
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, -
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звезд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.

Для Майкова «все в природе - полно богов», если воспользоваться идеей древнегреческого философа Фалеса. Нереиды и нимфы живут в водах древнего титана Океана, бог Пан и фавны живут в дубравах, оглашая их звуками свирели и насмешливыми голосами, - и этот божественный, дивный мир любовно описывает русский поэт.

Стремление видеть мир гармоничный и прекрасный характерно не только для антологических стихотворений, но и стихотворений, навеянных родными картинами, картинами русской жизни. И даже позднее, когда мир реальный, со своими живыми, вполне прозаическими приметами войдет в лирику Майкова, образы, навеянные древнегреческой и древнеримской мифологией, памятниками мирового искусства, органично соединятся с самыми бытовыми подробностями. Как, например, в стихотворении 1854 г.:

Весна! Выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

«Выставляется первая рама» - вполне прозаическая, бытовая деталь соседствует, органично соединяется с весенними отчетливыми звуками - со стуком колес, шумом голосов, со звоном колоколов. Эти приметы позволяют видеть весенний мир и передают чувство весеннего оживления, весенней свежести, когда в распахнутые окна вливаются живительной волной свежий ветер, когда пронзительно и четко слышны все звуки. Вместе с выставленной рамой как бы исчезают преграды между домом и миром, и мир властно напоминает о себе. Вторая строфа создает уже иной образ весны, не бытовой, а возвышенный: весна - это «царица цветов». Торжественное шествие весны, сыплющей цветами, вызывает в памяти полотно Сандро Боттичелли «Весна», где в окружении богинь и граций является осыпаемая цветами Весна.

Весна-богиня, окруженная цветами, весна - «царица цветов» - образ, который не раз возникнет и в других стихотворениях Майкова («Весна», 1880, «Над необъятною пустыней Океана», 1885). Женственная красота и нежность разлиты в природе для А. Майкова. Поэт любит живописать мир радостный, веселье «в степи и на небесах». Ощущение радостного праздника передают любимые эпитеты поэта - «веселый», «торжественный», «праздничный», обилие в пейзажах Майкова света и серебра, излюбленного поэтом серебряного цвета. В этом мире все наполнено радостным движением - поэт любит описывать, как весело порхают бабочки и стрекозы, летают птицы. Здесь светит «праздничное солнце» («Туманом мимо звезд сребристых проплывая»), «весело» трудятся жницы («Нива»), «весело» вьют гнездо ласточки («Ласточки», 1856), звенит радостное многоголосие - поют птицы, шумят деревья, стрекочут кузнечики, раздается «веселый» лай жучки («Пейзаж»), и даже ледник встает «в стыдливом девственном веселье» («Альпийские ледники»). «А на небе-то, Господи, праздник, и звон, и веселье» - эта строка из стихотворения 1859 г. «Здесь весна, как художник уж славный, работает тихо» удивительно точно передает общее впечатление от пейзажей Майкова.

Природа - это не только воплощение красоты и радости, но мир, исполненный чистоты и мудрости. В пейзажах Майкова можно встретить романтическую антитезу «пустыни людной» и «пустыни Божией». Мир природный своей гармонией противопоставлен человеческому миру. «Природа и любовь к ней заставляют глубже чувствовать уклонения условий общественной жизни от нормы», - скажет поэт в одном из писем. И это восприятие природы во многом определяет настроения майковских пейзажей: поэт любовно описывает самые прозаические детали, стремясь подчеркнуть гармонию и глубокий смысл обыденной, каждодневной жизни, например, в маленькой поэме «Рыбная ловля» , которую исследователи называют одним из лучших и поэтичнейших созданий Майкова :

Меж тем живет вокруг равнина водяная,
Стрекозы синие колеблют поплавки,
И тощие кругом шныряют пауки,
И кружится, сребрясь, снетков веселых стая
Иль брызнет в стороны, от щуки исчезая. <...>
Чтобы вздохнуть, кругом я взоры обвожу.
Как ярки горы там при солнце заходящем!
Как здесь, вблизи меня, с своим шатром сквозящим,
Краснеют темных сосн сторукие стволы
И отражаются внизу в заливе черном,
Где белый пар уже бежит к подножьям горным.
С той стороны село. Среди сребристой мглы
Окошки светятся, как огненные точки;
Купанье там идет, чуть слышен визг живой,
Чуть-чуть белеются по берегу сорочки,
Меж тем как слышится из глубины лесной
Кукушка поздняя да дятел молодой…
Картины бедные полунощного края!
Где б я ни умирал, вас вспомню, умирая:
От сердца пылкого все злое прочь гоня,
Не вы ль, миря с людьми, учили жить меня!..

Серебристый цвет, свет, воздух пронизывают эту картину. Любовью к этому простому и чистому миру, к его веселой суете, к радостному движению в природной жизни исполнен поэт. Размышляя в одном из писем о своем творчестве и пытаясь понять «общую идею», что выражается в его поэзии и проходит через всю его жизнь, Майков увидит ее в «природе, натуре, натуральности и норме». «Не говоря уже о природе внешней, - добавит он, - что автор любит ее и любит жить с ней, в ней <...> успокоительное ее влияние, мне кажется, заметно и в нормальности отношений автора в житейском мире».

Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами 8 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

2. Жанр произведения - пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения - восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ - жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление - свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.

В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества - молодость и наивная уверенность в своих силах.

4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа - набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

5. Размер произведения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения - сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

7. Основная мысль стихотворения - надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

Майкова принято причислять к поэтам “чистого искусства”. Стихотворения, созданные в рамках этого художественного направления, зачастую не имеют сюжета и представляют собой лирические зарисовки. Кроме того, они не связаны с обыденной жизнью и социальными проблемами. Несколько не соответствует этим характеристикам “Нива”, написанная в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права в России. Произведение было встречено негативно критиками-современниками Майкова. Добролюбов назвал стихотворение плохо сделанным, дидактическим

и вредным для развития эстетического вкуса. Отрицательно оценивал творчество Аполлона Николаевича и Салтыков-Щедрин. По его мнению, поэзия Майкова носит “чистенький, аристократический характер”, не способна пробуждать в людях мысли. Причина столь нелестных отзывов кроется в политических взглядах Салтыкова-Щедрина и Добролюбова, придерживавшихся революционно-демократических позиций и считавших, что посредством искусства необходимо бороться за счастье народа.

В наше время творчество Майкова получило заслуженное признание. Многие стихотворения стали хрестоматийными, изучаются в школе. Произведение “Нива”

начинается с пейзажной зарисовки. Лирический герой подробно и с любовью говорит о жарком летнем полдне, в который он совершает неспешную прогулку. При этом ключевое место в его рассказе занимает густая высокая рожь. Чтобы читатель лучше представлял себе сельский быт, Майков вводит в стихотворение описание звуков (“стучат проворные цепы”, “жужжат колосья”, “средь шумного народа”, “везде скрипят возы”) и запахи (“в амбарах воздух полн и розана и меда”, сырая тень высокой ржи). В произведении много внимания уделяется изображению крестьянского труда. По мнению поэта, работа приносит простому люду удовольствие:
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы.
Даже в повествовании о по-настоящему тяжелом труде бурлаков автор избегает негативных эпитетов. Обычных работяг он сравнивает с журавлями.

В заключительной части стихотворения Майков благодарит бога за тепло и урожай. Также поэт просит у господа дать народу духовного хлеба. Здесь Аполлон Николаевич упоминает “мысли семена”, посаженные на ниву и уже давшие ростки. Возможно, автор имеет в виду предпосылки к реформам, проведенным в шестидесятых годах девятнадцатого столетия Александром II.


Другие работы по этой теме:

  1. В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова “Нива” (1842) и Случевского “Полдневный час. Жара гнетет дыханье…”,...
  2. План История создания Структура стихотворения Анализ содержания Анализ средств художественной выразительности Значение стихотворения в творчестве Лермонтова Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно...
  3. Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек,...
  4. Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь...

Майков – самый большой долгожитель среди поэтов «чистого искусства». Никаких перерывов и катастроф в его творчестве не было. Талант менее яркий и импульсивный, чем у Фета и Тютчева. Стих более ровный, традиционный. По жанрам и циклам, может быть, самый разнообразный из всех русских поэтов, включая величайших: лирика, поэмы, драмы; лирика, в свою очередь, антологическая, любовная, философская, о временах года, о жизни природы, путевые картины, бесчисленные переводы из Эсхила, Петрарки, Гете, Шиллера, Шенье, Гейне, подражания Сафо, Анакреону, Горацию, Овидию, Марциалу, переводы-переделки с чешского, новогреческих песен, из скандинавских саг, фольклора. Наконец, поэтический перевод «Слова о полку Игореве» на современный язык с обстоятельными комментариями.

Аполлон Майков – разносторонне одаренный человек. Его отец – академик живописи, и сам Майков первоначально предполагал сделаться живописцем. Мать – писательница. Младший брат – Валериан Майков, рано умерший, – литературный критик, философ, сменивший Белинского в «Отечественных записках», первый проницательный ценитель Достоевского. Другой брат – Владимир Майков – издатель детского журнала «Подснежник». Последний брат – Леонид Майков – академик-филолог, знаменитый пушкинист. В доме Майковых собирался кружок литераторов: Гончаров, И. Панаев, Бенедиктов, Григорович, Тургенев, Достоевский. Поэт Аполлон Майков получил многостороннее домашнее и университетское образование. Он совершил два заграничных путешествия (1842-1844): посетил Италию, Францию, Германию, Богемию. Во время морской экспедиции в 1858 году посетил Грецию и снова Италию. Его поэзия пропиталась духом русской и западноевропейской культуры. Он высоко чтил реформы Петра Великого и лишь на время поддался славянофильским влияниям. Только один раз он как поэт вышел в сферу чистой политики, во время Крымской войны 1854 года, подчеркнуто выразив свой патриотизм как русский человек. Он предпочитает «чистое искусство». «Его волновали исторические и философские проблемы, судьбы народов и целых цивилизаций».



Ап. Майков – мастер антологических, то есть легких, на античные сюжеты, стихотворений, иногда не только в духе античности, но и на современные темы, с пафосом древней гармонической слиянности человека с природой, несущей в себе тайну бытия. Когда в 1840 году в «Одесском альманахе» впервые появились два стихотворения Майкова, подписанные буквой М., – «Сон» и «Картина вечера», – Белинский, не зная имени автора, восторженно приветствовал «мягкую, нежную кисть», способную создавать «пластические, благоуханные, грациозные образы». «Одного такого стихотворения вполне достаточно, чтобы признать в авторе замечательное, выходящее за черту обыкновенности, дарование». Майкова щедро стали печатать самые прославленные русские журналы. В 1842 году его антологические пьесы вышли отдельной книжкой. Второй сборник – «Очерки Рима» – вышел в 1847 году: в нем отразились живые впечатления от посещения Италии, чрезвычайно обогатившие воображение поэта. Белинский в специальных статьях откликался с похвалами, особенно выделяя пьесы: «Октава», «Искусство», «Гезиод», «Вакх», «Ангел и демон», «Раздумье», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «Муза», «Богиня Олимпа», «Вручила мне звучные флейты» и др.

И все же Белинский уже указывал, что антологические стихотворения – слишком узкий жанр для большого таланта и слишком не в современном духе. Критик советовал автору обратиться к существенным философским проблемам бытия, приблизиться к реальной действительности. Но обогащение поэзии Майкова все же пошло по замкнутому кругу.

Если батюшковская «Вакханка» полна страсти, вся в движении и пролагает путь образу живого человека и поэзии, то майковская «Вакханка» (1841) – только картинка для созерцания стороннего наблюдателя, старающегося не спугнуть ее сон; «тимпан», «звуки флейт», «плески вакханалий» – все проходит мимо, лирические герои безучастны к празднеству. В эпоху Батюшкова и молодого Пушкина обязательно было стремление к исторической точности воспроизведения античного мира. Цель была, в сущности, романтическая – постижение народного духа. Майков – тихий, холодный неоклассик, у него побеждают книжные представления об античности:

Довольствуюся я, как славянин прямой,

Идеей общею в науке Винкельмана.

Какое дело мне до точности годов,

До верности имен!

В руинах Рима и его окрестностях Майков заприметил много красот, в нарядах и жестах итальянцев – много вкуса и грации, но все-таки Майков – только созерцатель. В ярком пластическом кружении тарантеллы – упоение юностью, и никакой философии:

Беззаботные улыбки,

Беззаботные мечты.

(«Тарантелла», 1858-1859)

Поистине здесь не до имен:

Ах, люби меня без размышлений,

Без тоски, без думы роковой,

Без упреков, без пустых сомнений!

Что тут думать? Я твоя, ты мой!

Конечно, краски реальности врывались в эти картины. В Риме много нищих. Один из них настойчиво пристал с протянутой рукой: «Я голоден. Я голоден!» Невольно вздохнешь: «Вот она – Италия святая!» (1844).

Италия, стонущая под австрийским гнетом, Италия гарибальдийская, возбужденная, возрожденная к новой великой жизни, достойной Древнего Рима, не привлекла внимания Майкова.

Такими же сглаженными, чисто созерцательными оказались у Майкова и картины русской жизни, при всей покоряющей наблюдательности поэта и пластике его стиха. Поразительно подмечено чувство, которое все люди рано или поздно испытали на себе. Оно – неотъемлемая часть вечных, незабываемых впечатлений, каким бы мелким ни казалось.

Весна! выставляется первая рама -

И в комнату нашу ворвался

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса.

Широко популярным было стихотворение Майкова «Сенокос» (1856). Его знали все, окончившие сельскую школу, приходскую, земскую; много в нем истинной поэзии русской деревенской жизни:

Пахнет сеном над лугами...

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля.

Сглаженность острых тем особенно чувствуется в стихотворениях, в которых, казалось бы, так и должен был явиться образ русского крестьянина с его заботами, как в некрасовской «Несжатой полосе». У Майкова перевешивает идиллия, упоение красотой природы; если живые люди и появляются, то как пейзане («Боже мой! вчера ненастье», «Летний дождь», «Осень»). Везде для Майкова – божья благодать:

И жницы, и жнецы, ныряя, точно в море,

Уж вяжут весело тяжелые снопы.

(«Нива». 1856)

Много раз Майков откликался на «отзывы истории»: это и размышления в Городце на Волге, месте кончины Александра Невского, и у могилы Ивана Грозного, и о стрельцах царевны Софьи, и сказания о Петре Великом, о Ломоносове, о 1812 годе – везде у него проходит идея государственного единства России и величия ее монархического строя, ее православия. Чувство родины должно быть непобедимым инстинктом («Емшан», 1874), светлым сознанием ее преданий. Майков почтил стихами юбилеи Крылова, Карамзина, Жуковского, Пушкина как величайших ценностей русской культуры.

Майкова влекли многие сильные духом лица в истории человечества и герои, прославленные в эпосе: «Бальдур» – по сказаниям скандинавской Эдды, князь Игорь из «Слова о полку...», «Брингильда» (мотив из Старшей Эдды), «Легенда о Констанцском соборе», о сожженном инквизицией чешском просветителе Иоганне Гусе.

Больше всего занимал воображение Майкова грандиозный перевал в истории человечества, крушение могучей языческой Римской империи и победа над ней нового Христианского мира. Этой теме посвящена лирическая драма «Три смерти», или первоначально «Выбор смерти» (1852). Предполагалось ее продолжение в виде второй части под названием «Смерть Люция» (1863). Обобщены все мотивы в трагедии в стихах «Два мира» (1881). За последнюю Майков в 1882 году Удостоен полной Пушкинской премии Академии наук.

Противоречивой и кровавой была история Рима и христианизации Европы. Слишком ревностные поборники Христа не всегда оказывались угодны власти. Римский папа, земной наместник Бога, вмешивался в перипетии событий и карал тех, кто слишком чисто хотел следовать учению Христа. Такой был Савонарола. Ватикан, чтобы удержаться у власти, должен был идти на компромиссы с язычеством, не мог отменить сатурналий и карнавалов. Крутой монах дерзко спорил с папой, уличая его в безверии:

Христом был дух его напитан,

И за него на казнь он шел;

Христа же именем прочитан

Монаху смертный протокол.

Майков – поэт-эрудит, поэт-интеллектуал. Он оживил в стихах страницы духовной истории человечества, великие события, великие песнопения. Поразительно заглядывает он в наши сегодняшние тревожные раздумья о смысле жизни, о конечных судьбах человечества, планеты, вселенной...

И часто поводом для раздумий служит самая что ни на есть бытовая мелочь, скажем, посещение музея и некий в нем экспонат.

Я с содроганием смотрел

На эту кость иного века...

И нас такой же ждет удел:

Пройдет и племя человека...

Умолкнет славы нашей шум;

Умрут о людях и преданья,

Все, чем могуч и горд наш ум, -

В иные не войдет созданья.

............................................

Так разум в тайнах бытия

Читает нам... но сердце бьется,

Надежду робкую тая -

Авось он, гордый, ошибется!

(«Допотопная кость», 1857)

Loading...Loading...