Как определить вид рифмы женская или мужская. Системы рифмовки

Женская рифма

Женская рифма - разновидность рифмы , при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.

Это самое простое определение, но более точно следует сказать так: женским окончанием называют концовку стиха , состоящую из предпоследнего сильного и последнего слабого слога. В квантитативном стихосложении женское окончание - это сочетание длинного и краткого, а в тоническом и силлабо-тоническом - ударного и безударного слогов.

Происхождение термина

Термин «женская рифма» уходит корнями в классическую французскую поэзию. В старофранцузском языке большинство прилагательных (и некоторые существительные) женского рода заканчивались безударным звуком e . В средние века появилась традиция чередовать стихи с рифмующимися словами женского и мужского рода и стали различать «женскую» и «мужскую» рифмы. Впоследствии эта традиция и терминология перешла в европейскую поэзию, а затем и в русскую. Термины «женская рифма» и «мужская рифма» по сути являются вторыми названиями двухсложной и односложной рифмы, соответственно.

Примеры

В приведенном стихотворении Пушкина вторая и четвертая строки объединены женской рифмой:

Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела ,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела .

А. С. Пушкин , «Жених»

В примере ниже в каждой строке присутствуют только женские рифмы:

Есть речи значенье,
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно,
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

М. Ю. Лермонтов , «Есть речи значенье…»

Стихи с женскими окончаниями в строфе могут контрастировать с мужскими стихами (оканчивающимися на сильный слог). Например, у Пушкина в онегинской строфе:

"Мой дядя самых честных пра́вил, (женское окончание)
Когда не в шутку занемо́г, (мужское)
Он уважать себя заста́вил (женское)
И лучше выдумать не мо́г. (мужское)
Его пример другим нау́ка; (женское)
Но, Боже мой, какая ску́ка (женское)
С больным сидеть и день, и но́чь, (мужское)
Не отходя ни шагу про́чь! (мужское)
Какое низкое кова́рство (женское)
Полуживого забавля́ть, (мужское)
Ему подушки поправля́ть, (мужское)
Печально подносить лека́рство, (женское)
Вздыхать и думать про себя́: (мужское)
«Когда же черт возьмёт тебя́!» (мужское)

А. С. Пушкин , «Евгений Онегин»

Иногда женским окончанием называют окончание любого стиха, заканчивающегося на слабый слог.

Как на пример исключительного использования одного женского окончания можно указать на Сказку об Илье-богатыре Карамзина , многие песни Кольцова и т. п.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Женская рифма" в других словарях:

    См. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    женская рифма - рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… …

    женская рифма - рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга... А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов

    женская рифма - Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений

    женская рифма - ЖЕ´НСКАЯ РИ´ФМА рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенное целиком на Ж. р.: Засверкал огонь зарни´цы, На гнезде умолкли пти´цы. Тишина леса объе´млет, Не качаясь, колос дре´млет; День… … Поэтический словарь

    - (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова

    рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия

    рифма женская - см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

Мужская рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн ;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн .

Две беспредельности были во мне ,

И мной своевольно играли оне .

Женская рифма

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом ,

Как на небе звезды рдеют ,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют .

Дактилическая рифма

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Девочка во поле с дудочкой ивовой ,

Зачем ты поранила веточку вешнюю ?

Плачет у губ она утренней иволгой ,

плачет все горше и все безутешнее .

Гипердактилическая рифма

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Леший бороду почесывает ,

Палку сумрачно обтесывает .

В зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные .

Ещё немножко напишу. Мало ли, вдруг смотрят?
Мужская и женская отличаются не этим. Для чего говорится, что ударение на последний слог? ДА, птому, что одного ударного слога для рифмы достаточно. Угадайте, делают так или по-разному? Именно так и делают, довольствуются минимумом для чего и уводят ударение на самый конец. Предпоследний слог уже этого не даёт, хотя и там выкручиваются - смело делают глаголицу, ошибку в глагольной рифме..
Но касаемо мужской.. (Я вообще не так их классифицирую, для прикладного использования.)
Когда делают этот минимум мужской рифмы, люди абсолютно не слушают звучание их составленной строки. И оказывается что это минимум легко перекрывается предыдущими звуками при непопадании в свой кластер рифмовки. А отсюда вытекает, что люди не задумываютс и о едином типе рифмы или разнотипе, специальному разводу концов строк звучанием в "разные стороны"..

У меня, допустим, рифма вообще делится по использованию её. уже много наболтал про эти штуки, кому надо если.
Первая разница свойства рифмовки это её положение. Если она завязывается на конец строки, с последующей паузой (перевод каретки, после которого продолжается, возможно, та же строка), то рифма завязана жестко. Она ститическая. Тут вечная ошибка, когда пытаются делать составную рифму, фрагментами, звучанию которой оказывает медвежью услугу эта пауза после строки. Есть рифма динамическая. У неё три дждиапазона внутри строки, внутри которых она может и плавать и любые фрагментные версси выдерживает, если пауза не мешает. С ней уже нормально начинают сотрудничать и поддержки аллитерацией или вторым звуком, вплоть до чуть ли не схлопывания обеих строк..
Короче, статическая рифма привязана к длине строки, две строкт должны быть с одним ритмом и одной длины - потом пауза. А динамическая, встраиваясь по тем же принципам, может как не влиять на длины строк, так же и их урезать или наращивать по длине..
Но тут не идёт речь о децкой рифмовке, двумя буквами окончаний при склонении или спряжении слова.
Что по типу самой рифмы. Глагольная - это скорее не рифмовка двумя глаголами, куда тянут всю глаголицу несумняшеся. А рифмовка одной частью речи. Разными частями речи - это смешанная.
Еслитак рассматривать глагольную, то становится понятно, почему для слабых стихов выбирается в первую очередь глагол на конец строки. Там окончания длиннее! А у существительных окончания короче и быстрее коренб начинается слова, но поэтому рифмовка двумя существительными реже и оказывается загубленной. Даже, если не понимают разницы, трудно умудрится..
Относительно длины рифмы..
Учитывая, что рифма - это близкое звучание при абсолютно разных смыслах, как унисон, но не акордов, а звучащих слов. Удачно составленная длинная рифма.. (Не счиитая буквальной, когда одним словом с разными смыслами. Там ещё и сюжетом разводить это надо.) скорее всего фрагментная, а не одним словом. Но тут уже вариантов много. Кроме того, что это обязательно должно тянутся вспрошную, можно и через не звонкие звуки пододвинуть к короткой рифме продолжение второго звука. Эфект будет почти тот же, а другой тип построения рифмы - какая разница?
Потом рифма голая всегда хуже рифмы в цепочку и рифмы с поддержкой. Чем угодно, что вписалось, хоть второй звук, хоть аллитерация, хоть то и другое и без ложки..

Подросли танцоры тверка,
Будь то Ирка или Верка.
Да, хоть, Маша или Даша,
Всё равно, сплошная лажа..

Допустим, такой вид поддержки.

ῥυθμός - размеренность, ритм или древне- нем. rim - число) - созвучие в окончании двух или нескольких слов.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

  • мужская рифма , где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
    Оборвана цепь жизни молодой,
    Окончен путь, бил час, пора домой,
    Пора туда, где будущего нет,
    Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
  • женская рифма , где оно падает на предпоследний. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А.С. Пушкина "Жених": "
    Везде сребро да злато,
    Всё светло и богато".
  • дактилическая рифма , в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
    Потонула деревня в ухабинах,
    Заслонили избёнки леса,
    Только видно, на кочках и впадинах,
    Как синеют кругом небеса.
  • гипердактилическая рифма , в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:
    От луны лучи протягиваются,
    К сердцу иглами притрагиваются…

Так же рифмы различаются по точности созвучий и способам их создания:

  • богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
  • бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.

Так же в стихосложении выделяется группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:

  • ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные.
  • диссонансные (контрсонансные) рифмы, где, напротив, не совпадают ударные гласные:

Было

Социализм -

восторженное слово!

С флагом,

С песней

становилась слева,

И сама

На головы

спускалась слава

  • усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
  • йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; так в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Этот вид рифмы используется в данном стихотворении А. С. Пушкина в 1 и 3 строчке:
    Мчатся тучи, вьются тучи;
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна…
  • составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2 и 4 строках Н. С. Гумилёва:
    Ты возьмёшь в объятья меня
    И тебя, тебя обниму я,
    Я люблю тебя, принц огня,
    Я хочу и жду поцелуя.
  • банальные рифмы, например: любовь - кровь, розы - слёзы, радость - младость. Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
    И вот уже трещат морозы
    И серебрятся средь полей…
    Читатель ждёт уж рифмы «розы»,

Способы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб ) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов ).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб )

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба )

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв , абввба и др.

Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Звуковые повторы - основной элемент фоники стиха, суть которого заключается в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Основная функция З. п. заключается в обеспечении фонетической выразительности стиха. Примечательно, что в русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.


По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха ("Редеет облаков летучая гряда", А. С. Пушкин; условное обозначение АВ... АВ), анафора, эпифора, стык (... АВ - АВ...), выделяются также звуковые повторы разложенные (АВ... А... В...) и суммирующие (А... В... АВ), метатетические (АВ... ВА), точные и неточные, двойные и тройные. К звуковым повторам относятся аллитерация, ассонанс, рифма.

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма . (повтора согласных).

Разновидностью ассонанса в некоторых источниках считают ассонансную рифму , в которой созвучны только гласные, но не согласные. Именно как разновидность рифмы определялся ассонанс, в частности, Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона , отмечавшим по состоянию на конец XIX века, что

особенно часто прибегают к ассонансу испанские и португальские поэты. Немецкие - лишь при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных произведениях, например Шлегель в своем «Аларкосе». В народной поэзии славян с появления рифмы ассонанс часто встречается, но обыкновенно уже рядом с созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является полная более или менее выработанная рифма, то есть созвучие гласных и согласных.

Женская клаузула - разновидность рифмы , при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.

Это самое простое определение, но более точно следует сказать так: женским окончанием называют концовку стиха , состоящую из предпоследнего сильного и последнего слабого слога. В квантитативном стихосложении женское окончание - это сочетание длинного и краткого, а в тоническом и силлабо-тоническом - ударного и безударного слогов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Как научиться писать стихи. Урок № 8. Мужская и женская рифма

    Словесность 28. Мужская и женская рифмы - Академия занимательных наук

    Изучаем теорию литературы: ритм, стопа, стих, рифма

    Субтитры

Происхождение термина

Термин «женская клаузула» уходит корнями в классическую французскую поэзию. В старофранцузском языке большинство прилагательных (и некоторые существительные) женского рода заканчивались безударным звуком e . В средние века появилась традиция чередовать стихи с рифмующимися словами женского и мужского рода и стали различать «женскую» и «мужскую» клаузулы. Впоследствии эта традиция и терминология перешла в европейскую поэзию, а затем и в русскую. Термины «женская клаузула» и «мужская рифма» по сути являются вторыми названиями двухсложной и односложной рифмы, соответственно.

Примеры

В приведённом стихотворении Пушкина вторая и четвёртая строки объединены женской клаузулой:

Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела ,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела .

В примере ниже в каждой строке присутствуют только женские клаузулы:

Есть речи - значенье,
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно,

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья.

Стихи с женскими окончаниями в строфе могут контрастировать с мужскими стихами (оканчивающимися на сильный слог). Например, у Пушкина в онегинской строфе :

«Мой дядя самых честных пра́вил, (женское окончание)
Когда не в шутку занемо́г, (мужское)
Он уважать себя заста́вил (женское)
И лучше выдумать не мо́г. (мужское)
Его пример другим нау́ка; (женское)
Но, Боже мой, какая ску́ка (женское)
С больным сидеть и день, и но́чь, (мужское)
Не отходя ни шагу про́чь! (мужское)
Какое низкое кова́рство (женское)
Полуживого забавля́ть, (мужское)
Ему подушки поправля́ть, (мужское)
Печально подносить лека́рство, (женское)
Вздыхать и думать про себя́: (мужское)
Когда же чёрт возьмёт тебя́!» (мужское)

Иногда женским окончанием называют окончание любого стиха, заканчивающегося на слабый слог.

Как на пример исключительного использования одного женского окончания можно указать на «Сказку об Илье-богатыре» Карамзина , многие песни Кольцова и т. п.

Loading...Loading...