Мастер-класс по изготовлению курительных трубок. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Используемые материалы и технология изготовления

ТРУБКИ ИЗ БРИАРА.
Древовидные образования корня кустарника Erica Arborea, произрастающего в Средиземноморье на скудных каменистых почвах, уже давно используются для изготовления трубок. Сегодня старые корневища больших размеров ввиду чрез мерного спроса на них встречаются чрезвычайно редко. Попытки выращивать этот кустарник на плантациях оказались безуспешными. Так называемый “мертвый корень” - корень отмершего кустарника, долгое время находившийся в земле, считается материалом наивысшего качества.

В годы Второй мировой войны была предпринята попытка использовать для изготовления курительных трубок корни вереска, произрастающего в Северной Каролине. Но она не принесла успеха: тот бриар не обладал свойствами, позволявшими ему противостоять огню. Ему нужны более суровые условия - и почва похуже; и жара, а не холод; и недостаток влаги. В таких условиях бриар растет очень медленно: миллиметр за миллиметром из года в год. В 40-50-летнем возрасте он уже пригоден для изготовления курительных трубок.

Шаровидная часть кустарника - «узел», расположенный между стволом и корнями и находящийся в земле, имеет сложную структуру. Прежде чем изготавливать бриаровую трубку, с «узлом» необходимо совершить множество манипуляций. Прежде всего нужно выкопать этот шар из земли, не повредив его. А для этого прежде всего найти подходящий кустарник, правильно оценить его возраст, чтобы не заниматься откапыванием мелких «узлов», пригодных для изготовления разве что небольших пепельниц.

На изготовление трубок идут, как правило, корни возраста 80-100 лет. Самыми красивыми считаются трубки из бриара с текстурой волокон разных рисунков. Поскольку кусок бриара с подобным расположением волокон встречается один на тысячу, то такие трубки стоят очень дорого и относятся к классу «люкс».

У подходящей находки сначала обрубают ветки, так, чтобы над землей оставались небольшие пеньки. Затем киркой или лопатой медленно откапывают «узел» по кругу. Когда «узел» со всех сторон освобожден от грунта и обнажились корни, его пилой отделяют от корней и грузят на транспортное средство.

Если найденных «узлов» много, их отвозят на лесопилку. Там поступившие «узлы» складывают в небольшие пирамиды и поливают водой, чтобы очистить от остатков грунта, Дерево еще живет, но нужно его «убить» и сделать это осторожно, чтобы получить материал, пригодный для изготовления трубок. «Узлы» складывают в специальные ямы, накрывают их мешковиной и оставляют на три месяца. Дерево продолжает бороться за жизнь, даже дает новые ростки. Но его судьба предрешена.

Мертвое дерево подлежит распиловке. Поскольку поверхность древесины сухая, ее смачивают, чтобы она не расщеплялась при соприкосновении с огромной пилой. Первый разрез является определяющим все остальное. «Узел» распадается на две половинки, обнажая свою внутреннюю структуру: небольшую полость в центре, заполненную жидкостью красного цвета; центральную часть, также окрашенную в красный цвет, бледнеющий по мере удаления от центра; внутреннюю древесину; плато - внешнюю часть древесины, включающую и поверхность «узла».

Распиловщики режут бриары на блоки-заготовки, которые бросают в различные мешки в зависимости от того, из какой части «узла» вышла заготовка, а также принимая во внимание ее размер. Затем бриар в мешках кипятят. Хотя древесина и мертва, она все еще содержит различные вещества, способные испортить процесс курения. При кипячении удаляется большая часть живицы и смол, вытесняемых водой.

После кипячения заготовки раскладывают для просушки, а затем вновь сортируют. Вторичная сортировка - очень сложный процесс, поскольку никто не знает, что там, внутри заготовки.

После повторной сортировки заготовки просушивают, как правило, еще 18 месяцев, прежде чем они проходят итоговую селекцию.

Дня изготовления курительных трубок непригоден слишком влажный или слишком сухой бриар. Излишне влажная древесина плохо обрабатывается, на ней появляются пятна, а слишком сухая расщепляется при обработке. Таким образом, необходимо достичь определенной влажности заготовки, прежде чем она поступит в обработку - вручную или на станке.

К чашке трубки присоединяют мундштук, трубку покрывают морилкой и поверхностным слоем определенного типа покрытая. Такие трубки, называемые невыдержанными, составляют абсолютное большинство на прилавках магазинов. Они относительно дешевы, изготовлены на станках и почти всегда имеют шпатлеванную поверхность. Обычно они нуждаются в продолжительном обкуривании, прежде чем процесс курения станет приятным.

Считается, что сушка - не способ выдержки, а просто быстрый путь довести влажную древесину до нужной кондиции. При соответствующем контроле температуры этот способ занимает всего несколько дней или недель, а не годы. Заготовки помещают в сушильную камеру и внимательно следят за процессом, периодически переворачивая заготовки, иначе в них могут появиться трещины.

Выдержка на воздухе - способ дорогостоящий: процесс, начавшийся на лесопилке, продолжается в мастерской специалиста, где многолетний запас бриара может лежать годами, до того как будет использован. Заготовки на решетчатых полках необходимо часто переворачивать, иначе они могут потрескаться. Такая выдержка, в зависимости от происхождения бриара и конкретного мастера, занимает 3-5 лет. Большая часть смол и вредных примесей была извлечена из заготовок на лесопилке в процессе кипячения, но продолжительная дополнительная выдержка позволяет избавиться от остатков живицы и смол. Мастера, использующие этот способ выдержки бриара, - настоящие художники, из их рук выходят только первоклассные трубки.

Выдержка в масле позволяет сократить время выдержки заготовок на воздухе, но не в ущерб качеству изделий. Способ был предложен в США Альфредом Данхиллом. Он разработал новую систему выдержки трубок, которую многие считают лучшей, С 1918 года и по сей день все трубки от Dunhill погружают в растительное масло и затем развешивают на медные штыри над газовыми горелками. Поддерживают определенный температурный режим, с тем чтобы в течение нескольких недель из чашки выделилось масло, насыщенное живицей и смолами. Поверхность чашки периодически протирают, чтобы удалить выделившееся масло и не допустить его спекания. Процесс занимает несколько недель.

Выдержка в масле, естествено, придает трубкам особые свойства. Сторонники этого метода убеждены, что волокна бриара становятся более прочными и стойкими к воздейтвию высокой температуры по сравнению с бриаром, выдержанным другими способами.

Как и в любом корне, в бриаре встречаются и пустоты, и камешки, и прочие дефекты. Дефекты обычно шпаклюют и полируют. Трубки с явно видимыми дефектами подвергают пескоструйной обработке: раскаленный песок или толченое стекло под большим давлением напыляют на чашку. После такой обработки трубка приобретает рельефную поверхность, становится более жаростойкой и не требует столь тщательного ухода, как трубка с гладкой полированной поверхностью.

ПЕНКОВЫЕ ТРУБКИ.
Пенка - окаменелые раковины морских обитателей - обладает и легкостью, и белизной. Это один из наиболее пористых минералов в природе (другие его названия - афродит, сепиолит). Жаростойкость и легкость в обработке делают его практически незаменимым при изготовлении курительных трубок с прохладным и сухим дымом. За счет высоких абсорбирующих свойств пенка действует как фильтр, впитывающий влагу и смолы, что делает курение более приятным. При этом со временем пенковые трубки окрашиваются в насыщенные медово-коричневые тона, их поверхность становится более красивой, улучшаются вкусовые качества трубки. Курильщики знают и ценят ни с чем не сравнимое удовольствие, получаемое при курении этих «аристократов» среди всех курительных трубок.

Сырую пенку добывают с глубины в 200-300 метров. Средний размер извлекаемого блока приблизительно с грейпфрут. Добытое сырье промывают и сортируют по пяти категориям качества. Каждая из них затем делится на 12 сортов в зависимости от цвета, пористости и однородности.

Первые пенковые трубки появились около 300 лет назад. И сегодня эти уникальные трубки вырезают исключительно вручную.

Первый шаг мастера-резчика - отбор наилучшего блока минерала по размеру, плотности, цвету. Затем определяют оптимальные линии раскола и заготовки погружают в воду на 15-30 минут для достижения ими консистенции сыра. Работая с мягким материалом, подбирают приблизительную, черновую, форму и самой трубки, и отверстия чашки и чубука. Затем после доработки трубку помещают в печь с высокой температурой, для того чтобы удалить всю влагу из минерала. После тщательной полировки тончайшим абразивом пенка готова для нанесения воска. Используется растопленный обесцвеченный воск. Очень тонкие нюансы цвета новой трубки достигаются за счет нанесения нескольких слоев воска и полировки.

Поскольку каждый кусок минерала уникален сам по себе, то и каждая трубка приобретает со временем непредсказуемые оттенки. На ее цвет влияют и такие факторы, как частота и интенсивность курения, сорт табака. Но в большей степени все же именно частота курения.

Иногда трубки формуют путем прессования пенковой крошки. Используют и искусственную пенку из полимерных материалов.

Искусственная пенка отличается более гладкой, почти зеркальной поверхностью. Полимер - практически однородная масса, не столь пористая и хрупкая, как пенка блочная, натуральная. Как их различить? Достаточно ногтем слегка поскоблить поверхность, как бы пытаясь снять тоненькую стружку. У натуральной пенки стружка хрупкая, она легче крошится ногтем. Искусственная же больше похожа на пластик - эластичная, более плотная, практически не крошится. Пенка прессованная более зернистая, чем натуральная, из-за неоднородности структуры и меньшей вязкости она при курении часто крошится и разламывается в руках.

Трубки из натуральной пенки сейчас делают только в Турции. Некоторые фирмы закупают там уже готовые трубки и меняют в них мундштуки на свои. Как правило, на таких трубках стоит клеймо: “Block Meerschaum” (нем. Meerschaum - морская пена).

ГЛИНЯНЫЕ ТРУБКИ.
ЭТО, вероятно, самые древние трубки, которые были широко распространены в Европе до изобретения пенковых и вересковых. Они очень хрупкие, а во время курения их чашка нагревается так, что можно даже обжечься. Правда, у некоторых глиняных трубок чашка имеет двойные стенки, но они тоже легко бьются. Чтобы мундштук глиняной трубки при курении не прилипал к губам, его смачивают водой или смазывают растительным маслом. Поэтому мунштуки дорогих глиняных трубок делают с моющимся покрытием.

Пик популярности глиняных трубок пришелся на XIX век, в наши дни их делают как декоративные изделия из нескольких сортов глины (в Голландии, Бельгии, Франции, Англии).

Глиняные трубки существенно дешевле, чем из бриара и пенки. К тому же они дают возможность приобрести уникальный опыт курения трубки, традиции которого имеют многовековые корни.

ФАРФОРОВЫЕ ТРУБКИ.
Чашки таких трубок часто украшают различными изображениями. Правила обращения с ними такие же, как и с глиняными трубками.

Желающим приобщиться к старой дедушкиной трубке необходимо сначала основательно ее почистить и продезинфицировать. А покупающим новую фарфоровую трубку нужно знать, что это скорее всего сувенир: при нанесении прозрачной глазури их часто полностью погружают в раствор, поэтому на вкус они не очень хороши.

КУКУРУЗНЫЕ ТРУБКИ.
Иx изготавливают из центральной части выращенного именно для этой цели кукурузного початка, который высушивают (приблизительно 2 года), а затем подвергают специальной обработке. Такие трубки очень легкие, пористые, но крайне недолговечные. Однако недостатки кукурузных трубок компенсируются их низкой стоимостью.

«КАЛАБАШ».
Трубки состоят из двух частей - тыквенной оболочки и пенковой вставки. Африканской тыкве особого вида специально для этих целей во время роста придают необходимую форму. После сушки чашеобразную оболочку (калебас), согнутую буквой U, оснащают мундштуком и вставкой из пенки. Пенковая вставка “венчает” верхнюю часть чашки трубки. В объемном пространстве тыквенной оболочки хорошо охлаждается дым. Однако такие трубки солидных размеров требуют для курения и особых поводов, и времени, и спокойной обстановки,

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ТРУБКИ.
В связи с хрупкостью глиняных трубок во Франции были изобретены металлические, которые получили название “мушкетерских”. Главным недостатком этих трубок был их чрезмерный нагрев. Правда, существовали и серебряные трубки с теплоизолирующим покрытием.

ДЕРЕВЯННЫЕ ТРУБКИ.
Такие трубки из древесины груши, бука, вишни имеют распространение по сей день. В них, конечно, меньше красоты, чем в бриаровых, к тому же они недолговечны. Но неоспоримым достоинством таких трубок является их дешевизна.

Текстура чашки трубки может быть гладкой, пористой или резной, а также комбинированной на основе этих трех типов.

Гладкая текстура используется, если древесина имеет крупнозернистую структуру. Такие трубки лакируют, их легко узнать по гладкой блестящей поверхности.

Трубки с пористой текстурой похожи на ракушки или грубо отесанный камень. Они имеют неровную поверхность (такая текстура создается с помощью пескоструйной обработки) и легче трубок с гладкой текстурой.

Некоторые технологические особенности изготовления трубок. При обработке трубки долгое время кипятят в растительном масле - оливковом или льняном. В результате из древесины выводятся смолы и другие нежелательные вещества, к тому же она становится прочнее. Для удаления из нее масла трубки кипятят в воде или сушат на металлических штырях. После такой обработки трубки еще досушивают в течение нескольких недель. Метод этот используется лишь немногими, в основном английскими изготовителями,

Другим способом является использование вместо масла чистого спирта. В остальном процесс аналогичен.

Для тонирования трубок используют два способа: с помощью одной или двух морилок

При первом из них отшлифованную трубку обрабатывают морилкой и затем сушат. В процессе тонкой шлифовки снимается поверхностный слой, в результате чего волокна вновь приобретают свой натуральный цвет. При вторичном тонировании морилкой того же цвета пористые слои древесины впитывают еще некоторое ее количество, за счет чего и возникает цветовой контраст.

Несколько проще способ с применением двух различных морилок. Сначала тоже наносят контрастную краску, затем трубку сушат и обрабатывают до посветления структурных волокон. Потом наносят вторую, в большинстве случаев более светлую морилку. Контрастная и финишная морилки должны быть приготовлены на основе разных растворителей, иначе нельзя достичь окончательного цветового контраста. К сожалению, не все морилки обладают достаточной стойкостью. Довольно часто трубки, окрашенные в красноватые тона, обесцвечиваются и покрываются пятнами.

Для придания моделям определенной шероховатости поверхности используются пескоструйная обработка и рустирование.

В первом случае струей кварцевого песка из древесины удаляют мягкие пористые слои, за счет чего она становится более прочной. Для обработки таким способом годится только высококачественный материал с красивой текстурой.

При рустировании поверхность трубки обрабатывают различными режущими инструментами, если обработка пескоструйной машиной слишком дорога или же древесина для этого не имеет необходимой текстуры.

Площадь шероховатой поверхности трубки больше, чем гладкой, поэтому такая трубка лучше охлаждается.

Завершающая стадия изготовления трубки - полировка. В дешевых изделиях используется лак, который, хотя и отлично блестит, лишает древесину какой-либо возможности «дышать». Однако есть лаки (глянцевые или матовые), пропускающие воздух. Большинство крупных производителей используют их при изготовлении серийных трубок. Иногда для покрытия трубок используется шеллак, в этом случае поры в древесине также не закупориваются.

Намного лучше полировка воском - разновидностью пальмового воска, очень твердого, который наносят с помощью полировочного круга. Обработанная поверхность приобретает блеск, упрочняется. Со временем она тускнеет, однако ее легко восстановить заново.

И несколько слов о шпаклеванных трубках. Предубеждение, что они непременно плохие, не имеет под собой никаких оснований. Даже в высококачественной древесине всегда есть крохотные полости, вкрапления песка и т.п. Да и насекомые часто проделывают в древесине свои ходы. Некоторые мастера нередко оставляют такие места нетронутыми, сохраняя натуральность материала, другие обрабатывают поверхность пескоструйной машиной или режущими инструментами. Многие предпочитают шпаклевку, и при соответствующем ее исполнении былые дефекты трудно обнаружить. Однако окраска трубки и шпаклевки со временем меняется, и проблемные места опять становятся явными. В дешевых трубках обычно есть множество зашпаклеванных полостей, в том числе и крупных, различаемых по окраске. Если эти полости располагаются внутри чашки, вблизи стенок табачной камеры, трубка может прогореть. Марочная трубка с мелкими шпаклеванными полостями лишена этого недостатка.

Раньше трубку курили все. Начиная от крокодила Гены и заканчивая Шерлоком Холмсом, от Карлсона (да-да) и до капитана Врунгеля. А Том Сойер и Гек Финн? Комиссар Мегре, Йозеф Швейк и прочие хоббиты?

Сегодняшний рассказ совсем не о Минздраве и вреде курения, а в точности наоборот - об удовольствии от курения табака, а точнее, о мастере, создающем трубки для этого самого табакокурения.

(Всего 27 фото)

1. Герой сегодняшнего рассказа - Александр Бондарев bondarev . Как и многие мастера он самоучка: смотрел на чужие работы, что-то подмечал, что-то пробовал делать сам, что-то совершенствовал и оно приживалось в работе. Я не буду вдаваться в технические детали, не буду подробно останавливаться на каких-то отдельных процессах. Это все есть в блоге у самого Александра, он подробно рассказывает о процессах и подводных камнях и делает это со знанием дела и с картинками.

2. Ну а я пройдусь по общим местам, набросаю, так сказать, эскиз.

3. Трубки делают из многих материалов, начиная от глины и камня и заканчивая кукурузным початком и тыквой. Хотя, традиционным материалом считается все же дерево. Тут тоже имеется множество вариантов: вишня, груша, бук, но самые лучшие трубки делаются из бриара. Бриаровые трубки еще называют вересковыми.

4. Бриар - это нарост в корневище вереска, произрастающего в сложных условиях каменистой почвы средиземноморья. Этот нарост служит деревцу для накопления воды, а вместе с водой впитывает в себя и минералы, становясь очень прочным и огнеупорным. Именно эти свойства делают бриар идеальным материалом для трубок.

5. Бриар заготавливается специально для трубочников. Его очищают, моют, сушат. Правильная сушка задает правильные свойства древесины и его вкус. Если высушить неправильно, то появятся трещины, а если недосушить, то хорошего вкуса у трубки не будет. Но последнее поправимо, бриар может дозреть и в виде готового изделия.

6. Заготовка крепится в станке два раза. В первый раз вытачивается чубук (это то, что встречается с мундштуком), а во-второй - сама чаша с табачной камерой. Причем, если на трубке используется колечко для украшения места соединения с мундштуком, а оно в хороших трубках чаще всего используется, то и установка его происходит прямо на станке с последующим рассверливанием мортиза, места посадки мундштука. Если колечко ставить отдельно, получится микроскопические трещины в местах стыка, а это недопустимо.

7. Колечки чаще всего делают из различных сортов дерева, рога, кости или драгметаллов. К примеру, в США нельзя экспортировать изделия из натурального рога и слоновьей кости, они там природу охраняют. Так что приходится заменять эти части на акрил.

8. У Александра есть повод для гордости: полуторакилограммовый «кусочек» бивня мамонта. Его хозяин жил давным давно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потом умер, а потом рог нашли советские ученые. А потом ученых нашел Александр 🙂

9. Мы же продолжаем грубую обработку заготовки трубки. Лишнее беспощадно отсекается. Охраны труда и техники безопасности никакой 🙂

10. Грубая шлифовка на круге. На верхнем конце чубука можно увидеть то самое декоративное кольцо, правда не из того самого мамонта, а из самшита.

11. А вот и неприятный сюрприз. Небольшая каверна в массиве дерева портит всю картину. Каверну скорее всего не удастся сточить и эта трубка уже не станет гладкой, а будет рустрирована. Сложнее с трещинами. При их обнаружении заготовка чаще всего идет на выброс. А ведь это ценный материал дерева, мамонт или кость, да и несколько часов работы.

12. Так же без будущего остаются заготовки с кавернами внутри табачной камеры. В принципе, если каверна небольшая, то после нескольких месяцев курения ее и не найдешь, но продавать такую трубку нельзя, пострадает репутация мастера.

13. Очень важный этап - сверловка дымового канала. Сначала сверлится канал до точки встречи с табачной камерой, а потом выбирается камера. Причем, канал должен выйти точно внизу камеры. Если дно камеры будет ниже выхода канала, трубка не будет докуриваться до конца, что приведет к застою смолы и неприятному вкусу и запаху.

14. Прошло примерно пять часов с начала работы, а мы сделали только заготовку. Если бы резали ложки, назвали бы баклушей. Дальше начинается творческий процесс придания формы. Делается вручную затраченное время сильно зависит от формы трубки. В среднем на одну трубку уходит три-четыре полных рабочих дня.

15. Мы не будем злоупотреблять гостеприимством хозяина, поэтому вернемся к уже готовой трубке.

16. Ах, да, чуть не забыл. Мундштуки же. Их тоже делают из различных материалов, но сейчас традиционным считается эбонит или акрил. Александр использует теплый ламповый эбонит. В цилиндре высверливается отверстие под канал и цапфа, которая будет заходить в деревянную часть трубки. Там тоже необходима точность вплоть до 0,2 миллиметра на тепловой зазор.

18. После шлифовки трубку обрабатывают обычными морилками, шлифуют еще раз, по необходимости обрабатывают морилками повторно и еще раз шлифуют.

19. С лаками трубки не дружат, только полировка.

20. Чередуя шлифовку с прокраской можно добиться эффектного рисунка волокон дерева, грейнс.

21. Заключительный штрих - печать мастера.24. Каждая трубочка комплектуется кожаным чехлом. Шьется тут же теми же руками.

25. А вот и трубочки. Мне больше нравятся гладкие округлой формы, а кому-то больше приглянутся рустрированные. Есть вообще похожие на пеньки 🙂

26. «Нет, ты это не снимай, это мои рабочие трубки и вообще, тут бардак и так делать не надо» 🙂 Мастер может позволить себе такой творческий беспорядок. Тут нет трубок сделанных для себя, скорее, это трубки с небольшим браком, выявленным на завершающих стадиях. На какие-либо свойства, кроме эстетических показателей, такой брак не влияет, но и заказчику отдавать такое нельзя.

27. Здорово после трудного дня сесть в кресло или у костра в зимнем лесу, достать трубку, кисет, закурить и неспешно смакуя дым спокойно посидеть и подумать о бренности всего сущего. Прямо даже как-то жаль, что я курить бросил.

Очень советую к прочтению вот этот пост Александра. Он был сделан незадолго до моих съемок и, если честно, если бы я его вовремя увидел, то не поехал бы в гости 🙂 Там все очень подробно и вкусно расписано, рекомендую.

Своими руками, вам понадобятся некоторые инструменты. А если таковых нет в арсенале, можно вооружиться простым листом бумаги. Рассмотрим все варианты.

Смастерить прибор из дерева довольно сложно, нужно уметь обращаться со сверлом, пилой и шлифовкой. Это подвластно не каждому, и если опыта нет, лучше купить готовое изделие, во избежание травм. Хотя есть и безопасный способ изготовления устройств из бумаги. Правда, последние имеют серьезный минус – их хватает всего на один раз.

Мы предлагаем инструкцию и чертежи обоих вариантов – решать вам!

Как сделать трубку из древесных материалов

Используют несколько пород древесины: вишня, морта (особый вид дуба), бриар. Некоторые пишут о применении груши, но, в зависимости от климата произрастания, сырье слишком влажным и плохо переносить перепад температур. Как следствие – быстрое появление трещин.

Мы рассмотрим изготовление:

  • Из вишни – растение красного или темно-бардового цвета, поэтому ценится среди производителей. Иногда кору оставляют нетронутой, что подчеркивает первозданный древесный вид. А если ее удалить, проступают красноватые «венки». Обладает хорошей пластичностью.
  • Из морта – дубовая порода, впадающая в торфяную или глиняную почву. Теряя доступ к кислороду, древо не гниет, за счет чего древесина стает окаменелой и окрашивается в темный, почти черный, цвет. Прочность и пластичность варьируется в зависимости от первоначального качества ствола. Считается уникальным из-за свойств, однако довольно доступен для мастеров по выточке.
  • Из бриара – пористый нарост в корневой системе древовидного вереска (прибрежное растение каменистых склонов средиземного моря). В этом участке растения скапливается влага и впитываются минералы из почвы, поэтому часть не горюча и сверхпрочна.
  • Из яблони – самый популярный материал для самодельных устройств. Сырье всегда в доступности, легко поддается обработке и обладает неплохими жароустойчивыми качествами.

Для самостоятельной выделки уже не нужно искать бревна, вытачивать из них бруски. В специальных интернет-магазинах продаются хобби-блоки – почти готовые куски любой породы. В них уже имеется камера для табака и дым-канал. С блоками процесс значительно убыстряется. Вид блоков в процессе работы на картинках:

К хоббикам приделан пластиковый мундштук , если нет желания возиться с изготовлением оного, вам остается лишь придумать желаемую форму и выточить ее.

Еще одно преимущества заготовок – в продаже можно найти кубы с разным диаметром камеры и отверстия для мундштука. Поэтому можно приделать старый мундштук.

Чтобы сделать прибор саму, нужно иметь:

  1. Напильник;
  2. Наждачку: несколько листов от крупной до мелкой;
  3. Полировочная паста и диск из хлопка;
  4. Спиртовую морилку.

Придавать форму будем напильником, это наиболее трудоемкий этап. Выделка занимает много времени и сил. Мелкие недостатки можно убрать ножовкой, но тогда придется обзавестись и тисками, а это уже совсем другая история 😉

Процесс:

  1. Соединяем форму с мундштуком.
  2. Далее сглаживаем шероховатости сначала наждачкой на 100 грит, и постепенно переходим на 1000.
  3. Полировку осуществляем хлопчатым диском: устанавливаем его в сверлильный станок, смачиваем пастой. Заготовку подносить максимально аккуратно.

Не применяйте пасту «ГОИ» она имеет свойство окрашивать изделие в зеленый цвет

Чтобы добиться насыщенности, покрывают спиртовой морилкой. Небольшой секрет: если наносить вещество после каждого этапа шлифовки, оно глубже пропитается в древесину и даст насыщенный оттенок. Если взять пропитку разных оттенков, получится совершенно новый цвет бриара.

Нельзя использовать «неводную» морилку – она ядовита и в курительном приборе ее быть не должно.

На видео мастер-класс «Как самому сделать трубку»:

Раньше такие вещи изготавливали из глины. Они отличались хорошей жаростойкостью, но нагревались. Также их срок службы не так долговечен, в виду хрупкости материала. Сейчас найти подобное (не декоративного свойства) в продаже практически невозможно. Хотя в хорошей гончарной вам непременно покажут, как можно вылепить это своими руками.

Курительные приборы из подручных материалов

Как и обещали, рассказываем уникальную технологию выделки устройств из бумаги! Для этого нужен всего 1 тетрадный листок.

  1. Положите бумагу на стол в альбомной ориентации.
  2. Согните верхнее ребро в сторону центра примерно на три сантиметра и хорошенько придавите сторону сгиба по всей длине.
  3. Верхнее ребро загните еще на 3 сантиметра (в сторону центра) и снова придавите.
  4. Скручиваем в трубку от левой стороны к правой. По центру обматываем изолентой, для придания крепкости.
  5. Тот край заготовки, который будет находиться у губ, загните немного во внутрь.
  6. Далее берете изделие указательным пальцем с толстой стороны, в месте, противоположном концу оберточного покрова. Просто загибаете его вверх.

Самодельная бумажная конструкция готова!

Чтобы отрегулировать поток воздуха, делайте сгиб между колодцем и «мундштуком» больше или меньше. Весь процесс показан на видео.

Выбор хорошей древесины - залог хорошей трубки. Вид древесины, используемой для изготовления трубки , очень влияет на ее форму и прочность, а также на вкус табачного дыма. Мастера по трубкам выделяют несколько сортов древесины для изготовления современных трубок.

Бриар

Бриар- это кустарник из рода Ericaarborea, рапространен по всему Средиземноморью. Бриар имеет плотную древесину и поэтому обладает свойством огнестойкости. Этот материал из-за своих свойств является хорошим выбором для изготовления курительных трубок. Древесина имеет абсорбирующие свойства, что позволяет всасывать влагу из табачного листа, вкус дыма при этом не искажается. Трубка из бриара будет долговечной из-за его твердой древесины и не потеряет свою форму с течением времени. Цвет бриара - светло-коричневый, но ему можно придать ряд оттенков с помощью лаков и воска.

Морта

Морта - один из уникальных видов материала для трубок. Это дуб, свойства которого формируется, когда дерево падает в торф или глину. Из-за невозможности гнить и разлагаться (недостаточность кислорода ), древесина становится окаменелой и приобретает черный цвет. Морта встречается повсюду и, в зависимости от исходной древесины, может быть различного качества. Морта хорошего качества является отличным материалом для изготовления трубок, этот материал легкодоступен и легок в обработке. Вы можете заготовку из морты оставить в грубом виде, либо отшлифовать её для придания более законченного вида. Так как дерево полу окаменелое, то оно устойчиво к теплу и долговечно .

Вишневое дерево

Древесину из вишни резчики обычно используют в трубках из-за его темно-красного и бордового цвета. Благодаря своей жесткости, вишневое дерево превосходно подходит для изготовления трубок, и производители часто учитывают это при проектировании формы трубки. При изготовлении трубки из вишневого дерева кору можно оставить нетронутой, это придаст древесный вид. При удалении коры и полировки древесины можно подчеркнуть красные вены в древесине.

Ага, мне тоже захотелось себя не только потребителем почувствовать, но и мастером. А так как табак сажать поздно, решил выделать трубку.

Заказал в питерском магазине www.pipeshop.ru пару заготовок и пару мундштуков. Возникли проблемы: ассортимент магазина не соответствует складу, моих зеленоватых мундштуков не нашлось. Доставка шла через московский www.tabachok.ru , плюс принимал товар мой начальник, а я был в трёх сотнях километров... Но в результате мундштуки приехали и были отобраны (из полутора десятков предоставленных) очень приятные.

Дальше трудности были чисто технические - надо было понять, как сделать трубку. Ну, да для меня после четырёх лет керамики, полутора лет резьбы по дереву и двадцати пяти лет внимательного наблюдения за тем, как устроен мир, это вопрос дня-другого экспериментов.


И вот это приехало ко мне с целью стать трубкой.


Сверловка выполнена;)


Неудачный эксперимент - точило жжёт дерево, но почти не спиливает его.


После того, как я охренел с точилом, я взял шкурку. Свернул её в гибкий напильник. И ощутил кайф от правильно подобранного инструмента...


Почти готово... 240-я шкурка тоже не идеальна. Хочу 360 или 440...


Трубка во время вощения. Технология такова - греем в духовке, потом макаем в расплавленный воск. Это выглядит так. Потом греем на открытом газовом пламени (оно не даёт копоти) и втираем воск хлопковой тряпицей.


Получается так;) А мне ещё вторую делать...


... но сначала я эту обкурю!!!


Заготовка опиливается под задумку. НАДО опиливать свободнее на полсантиметра, а не так, как я. Рисуйте не только контур, но и запасы.


Затем заготовка подвергается сверловке чаши и канала. Чаша сверлится 18,5 мм сверлом и растачивается наждаком до 22 мм, иначе стенки будут неровными, канал - 4-5 мм.


Под 18,5 мм сверло не нашлось патрона, я сверлю 10 мм и рассверливаю вручную.


Пилится бриар очень тяжело, почти как бук, только не трескается...


Заготовку уже можно курить. Теперь вся работа есть косметическое мероприятие.


Под шумок жене было приготовлено бриаровое кольцо с двумя 16-каратными гвоздями.


Почти готово, правда?


Первая, неудачная попытка морения трубки. Забыл развести морилку.


И вот он результат - ужоснах:) Отшкурил и переморил.


Конечный продукт:)

Эээ... Как бы это сказать...

Делаем всё по-простому, не надо бояться. Бриар - тоже дерево.

Опиливаем заготовку под свои мысли, которые сначала рисуем на заготовке.
Берём драч (напильник по дереву) и формуем заготовку, на 3-4 миллиметра не доходя до нужных размеров.
Берём лист шкурки 40-ки, скручиваем в трубку и используем этот мягкий напильник для придания окончательной формы заготовке трубке. НЕ *ЛЯДЬ ТОРОПИТЬСЯ!!!
Далее шлифуем 160-кой и 240-кой. Хочу 400-ку, а то не до конца шлифуется. Приходится обратной стороной шкурки работать;) Очень не *... Ну, см. выше;)
Далее по желанию морим. Мне нравится отечественная органорастворённая морилка - её просто развести 1:10 растворителем 649 или похожим и красить, сохнет быстро, около 10 минут до следующего слоя, около часа до вощения.
>ХИНТ: если намочить трубку, будет видно, как она будет выглядеть вощёной. Она потемнеет!!!
Вощим. Берём пчелиный воск (не особо выпендрёжные вольны взять что угодно;), растапливаем в полукруглой посудине. Попутно греем в духовке нашу трубку - так будет лучше впитываться. Готовимся к лёгким ожогам пальцев, впрочем, там всего градусов 80. Обмакиваем нашу трубку со всех сторон, даём остыть.
Теперь быстро прогреваем трубку по частям на газовом пламени и втираем воск хлопковой тряпкой.
Готово!!!

Да, теперь осталось как следует обкурить нашу прелесть:)
Но это уж без проблем!

Loading...Loading...