«Крысы из кастрюльной стали» в Париже. Крыса из нержавеющей стали Блог крыса из нержавеющей стали

Я работал над ПО системы управления SSJ, и изнутри немного видел процесс создания и испытаний самолёта. Когда ушел из компании, на Хабре написал статью об архитектуре ПО подобных систем, в которой, буквально в одном предложении упомянул, что первый блин "российского" самолёта в виде суперджет получился немного комом. В принципе, разрабатывая из новых деталей новый самолёт, все равно он получится с набором детских болезней. И это нормально, главное иметь хорошее техническое обслуживание. И тут же мой бывший руководитель пожаловался, что я наговариваю на самолёт, что вообще по какому праву его обсуждаю. Попросил удалить статью, пожаловался владельцам Хабра. Ситуацию замяли в итоге. Я не писал о том, что ПО плохое, что как-то могло испортить имидж компании на которую я работал, я лишь сказал, что итоговый продукт - самолёт - получился так себе. И его, если планируется эксплуатировать, надо ещё долго доделывать. А именно улучшать культуру сборки, обслуживания.

Наши инженеры, которые занимались обслуживанием опытных образцов и бывали на заводе в Комсомольске-на-Амуре, рассказывали, как вопреки немецким инструкциям, высокоточному оборудованию, местные рабочие кувалдой вгоняли двигатели на место, криво и косо, по принципу "и так сойдёт". Самолёт, одна из главных идей которого была экономия топлива до 20% при среднемагистральных перевозках в сравнении с аналогами, в итоге летал криво, а для стабилизации - на триммировании и форсаже двигателей, что приводило к перерасходу топлива на 5-10%, а то и двадцать процентов. Когда что-то ломалось, то детали ждали по месяцу, а то и более. Но это же ОКР, а не эксплуатация. Но, увы...

Я раза три или четыре покупал билеты на рейсы Суперджета, но ни разу на нем не летал. Каждый полет отменялся из-за технических проблем. Мне так и не удалось воочию увидеть работу одной из самых мягких и плавных систем стабилизации полета.

Путешествуя по России, мне несколько раз встречались бывшие сотрудники Сухого, которые ушли в частный бизнес, и которые тоже жаловались на проблемы Суперджета, на ошибки электромонтажа, приводящие к возможности одновременного выхода из строя трёх бортовых компьютеров (к счастью, самолёт частично должен остаться управляем в ручном режиме - модули управления моторами рулей есть и местные, в крыльях и киле). Жаловались на отсутствие деталей, на то, что им самим приходилось чинить и пересобрать самолёты, чтобы они хоть как то летали, и что в другие страны иногда поставляли просто самолёты с браком. Я не ставлю эти утверждения неоспоримой истиной, но время, восемь лет, показало, что почти все страны, кроме России, отказались от эксплуатации этих самолётов из-за технических проблем.

Год назад, меня приглашали в стартап, который ставил целью сделать единую электронную систему тех. обслуживания русских самолётов. Но это спустя восемь лет, Карл! Ничего не изменилось в лучшую сторону с Superjet"ом. Тем более со стороны ОАК и ГСС в частности. Разве что дико резкая реакция на малейшую критику. Все остальное только скатывалось в днище, а время простоя из-за технических проблем лишь росло в статистических данных.

Первый демонстрационный полет самолёта, после окончания сертификации и начала продаж, закончился катастрофой для самолёта, и тогда это списали на ошибку пилота, одного из самых опытных летчиков-испытателей, А. Н. Яблонцева. На мертвого человека легко списать любой грех, но тяжело на живых и бездарных управителей.

Сегодня из-за многолетнего раздолбайства, преступной халатности погибли десятки людей. Я выражаю соболезнования родственникам погибших. И желаю запрета и вывода из эксплуатации всего парка SSJ100. Если не получилось его довести до ума за столько лет, то не получится никогда. А так же призываю к отставке Рогозина Д., Слюсаря Ю., Мантурова Д., Озара И., Алёшина Б., Рубцова А. Так же целесообразно объявить государственный траур и отменить торжества приуроченные ко дню победы.

20 февраля так называемый суд ЛНР осудил на 14 лет тюрьмы известного полевого командира так называемого «ополчения» - Александра Костина с позывным «Август». Костин - командир первой волны. Весной 2014-го он вместе с Алексеем Мозговым основал батальон «Призрак», а потом уже сам стал комбатом и создал собственный батальон «Август».

СМИ ЛДНР это особо не афишировали, ни один из местных телеканалов не показал об этом сюжета. Но материалы уголовного дела в открытом доступе уже опубликованы, и в них можно почитать подробно о «подвигах» этого «антифашиста», которые он совершал в 2014 году. Но самое интересное там - даже не персона Александра Костина. Гораздо любопытнее, что по этим же делам, за которые Костину дали 14 лет, проходит и куда более известный и распиареный «герой Новороссии», создатель батальона «Призрак» - комбат Алексей Мозговой. Один из символов так называемой «русской весны».

Сам Мозговой по понятным причинам на суде не присутствовал - как вы помните, его еще в мае 2015 года расстреляли на трассе под Алчевском. Но отдельные эпизоды его героического пути в материалах дела зафиксированы, и нам будет очень любопытно с ними теперь ознакомиться.

И вот, спустя 6 лет, после начала героического пути этого «славного комбата», мы узнаем, что он оказывается был разбойником, бандитом и убийцей. И это не украинская пропаганда и не какие-то мои домыслы - а официальные материалы следствия прокуратуры ЛНР.

Вы наверняка помните , которая случилась в ночь на 9 мая 2014 года под городом Свердловск Луганской области (тогда эта часть области уже фактически не контролировалась украинским правительством). В эту ночь по трассе Харьков-Должанский к российской границе на двух внедорожниках ехала семья бизнесмена Олега Бурыхина из города Антрацит - сам Олег, его жена Ирина и 10-летняя дочь Елизавета. В какой-то момент им перекрыли дорогу так называемые «ополченцы» и расстреляли эти машины. Родители погибли на месте, а их дочь Лиза Бурыкина получила тяжелые ранения и была доставлена в больницу.

И вот теперь из материалов уголовного дела, которые сейчас опубликованы в открытом доступе, мы можем полностью восстановить картину случившегося в ту ночь и узнать, как же именно убивали семью Бурыхиных «герои Новороссии» Костин и Мозговой.

Если коротко, то дело обстояло так.

Мозговому и Костину стало известно, что директор ООО «Борис Инвест» Олег Бурыхин с семьей в ночь на 9 мая будет ехать из Антрацита в Россию и повезет с собой крупную сумму денег наличными. Узнав об этом, они решили устроить на дороге засаду, убить и ограбить Бурыхиных. Для этого «герои Новороссии» отжали у предпринимателя из Свердловска «Камаз», с помощью которого перекрыли трассу. А также подтянули к месту засады взвод «ополченцев», которым рассказали, что на внедорожниках по трассе будут ехать боевики «Правого сектора» и их нужно убить.

Бурыхины, которые двигались по трассе на двух автомобилях «Тойота FJ», увидели, что дорога перекрыта «Камазом» и остановились. После этого по ним открыли огонь из засады. Убив родителей и бросив на месте истекающую кровью девочку, «защитники Донбасса» забрали из машины деньги и скрылись.

Важно подчеркнуть, что все изложенное выше - не украинская пропаганда. Это официальная информация из материалов уголовного дела, которые сегодня опубликованы в открытом доступе. Подконтрольный России суд ЛНР признал эту информацию достоверной и вынес по ней приговор.

Таким образом, в очередной раз подтвердилось то, о чем мы в Украине говорим с 2014 года - боевики ЛНР и ДНР это не борцы с фашизмом, а банальные мародеры, нелюди и убийцы. Ведь речь идет не о каком-то там рядовом дурачке, который затесался в ряды «ополчения» и наворотил каких-то дел, а о двух легендарных комбатах, которых российские СМИ воспевали и называли героями, которых сделали символами пророссийских сил Луганщины.

Когда я приблизился к главному входу Главного Банка Райского Уголка, автоматика уловила мое присутствие и двери гостеприимно разъехались в стороны. Я вошел, но тут же остановился. Створки поехали навстречу друг другу, сейчас они сойдутся, а потом разойдутся снова – я же не вышел из поля сенсоров, а в закрытом состоянии пробудут секунду шестьдесят семь сотых. Это я уже проверил во время предыдущего посещения банка. Ничего, управлюсь.

Створки сошлись, мой разрядник зажужжал, выбросил пламя и намертво сварил половинки двери друг с другом. В автоматике что-то защелкало, двери попытались снова разойтись, но не тут-то было, они напряглись, крякнули, начали искрить и отрубились навсегда.

– Вы арестованы за нанесение ущерба имуществу банка! – Ко мне, протягивая лапищи, уже несся робот-охранник.

– В другой раз, рухлядь ржавая, – счел необходимым ответить я и приставил к его груди стрекало для свинобразов. Два контактика на конце стрекала выдавали вольт триста со вполне приличным амперажем. Вполне достаточно, чтобы прошибить свинобраза весом с тонну, что уж говорить об этом роботе. Естественно, изо всех его дыр повалил дым, и чучело рухнуло на пол, грохоча, как мусорный бак.

Но уже у меня за спиной. Я рванул вперед и успел даже отодвинуть от окошка кассы какую-то подвернувшуюся леди. Достав из сумки самый большой пистолет, я навел его на кассиршу и приказал ей не вполне деликатно:

– А ну-ка, киска, сыпани мне в эту сумку шуршунчиков.

Ну, вышло почти ничего, разве что в конце фразы голос немного дрогнул и съехал на визг. Тут кассирша усмехнулась и заявила:

– Иди лучше домой, мальчик. Это тебе не… – Дальше она не успела досказать, потому что я спустил курок и мой безоткатный шарахнул у нее над ухом. Впрочем, ее не задело, хотя и могло. Ее глаза закатились, и она медленно сползла куда-то под кассу. Подумаешь, Джимми ди Гриза бабскими обмороками не проймешь! Я перемахнул через барьерчик и навел пушку на остальных, уже вполне струхнувших клерков.

– Все на шаг назад! Быстро! И не нажимать кнопок! А теперь ты, толстяк, – я поманил толстого кассира, всегда относившегося ко мне не вполне доброжелательно, зато теперь весьма внимательного, – набей-ка емкость бумажками, да покрупней.

Тот повиновался, работая с большим энтузиазмом и обильно потея. Кругом, застыв от ужаса, торчали остальные служащие и клиенты.

Дверь управляющего была закрыта; похоже, его на месте не было. Толстяк набил сумку всей имевшейся наличностью и протянул ее мне. Полиция не появлялась, и шансы смотаться еще оставались. Я смачно выругался, надеясь, что это прозвучало достаточно круто, и указал на мешочек с монетами.

– И мелочь тоже сыпь туда, – одновременно грозно и высокомерно потребовал я у толстяка. Тот незамедлительно исполнил приказание, а полиция так и не ехала. Что ж такое, неужто ни один из служащих так и не нажал на кнопку тревоги? С них станется, что же делать?!

Я протянул руку и схватил еще один мешочек с мелочью.

– Загрузи и это, – приказал я толстяку, швыряя ему мешок.

Проделывая это, я исхитрился нажать локтем на кнопку. Что за дела, ни на кого нельзя положиться?

Слава богу, кнопка сработала. Когда толстяк ссыпал третий мешок и я, взяв сумку, тащился к двери, шатаясь от тяжести, полиция наконец объявилась. Но как?! Две патрульные машины умудрились столкнуться прямо у входа в банк (впрочем, в наше время вызов полиции – дело редкое, практики у ребят маловато). Постепенно все же копы разобрались и взяли оружие на изготовку.

– Не стреляйте! – провизжал я. Это вышло вполне естественно, поскольку вид полицейских нельзя было назвать дружелюбным. Сквозь стекло услышать меня они не могли, но видеть-то видели.

– Это пугач! – крикнул я. – Смотрите!

Приставив дуло к виску, я нажал курок. Дымогенератор окутал меня облаком дыма, а от звука зазвенело в ушах. Тьфу, зато хоть стрелять не будут. Ругаясь и корча рожи, полицейские начали выламывать двери.

Если вам все это странновато – я вас понимаю. Гоп-стоп – одно дело, а подстроить так, чтобы вас непременно взяли, – совсем другое. Но зачем же такие глупости? – спросите, наверное, вы. Извольте, я вам объясню.

Но сначала мне придется рассказать вам, как мы живем на этой планете. Ну, по крайней мере, как тут живу я.

Райский Уголок обжили несколько тысяч лет тому назад последователи какого-то экзотического культа, памяти о котором не осталось. Они прибыли сюда с другой планеты, называемой то ли Землей, то ли Грязью. Некоторые утверждают, что это и была мифическая прародина всего человечества. Ну, не знаю. По мне, вряд ли. Во всяком случае, из этой затеи ничего хорошего не вышло. Непосильные труды истощили предков совершенно – в те времена житуха в Райском Уголке была не сахар. В школах о тех временах учителя толкуют всякий раз, когда хотят урезонить испорченную современную молодежь. Мы, в общем, им не возражаем, то есть не говорим им в ответ, что они, верно, испорчены не меньше нашего – если учесть, что за последнюю тысячу лет на нашей планете ничегошеньки не изменилось.

Ну да, вначале было тяжело. Вся растительность тут была для человека сплошной отравой, так что сначала пришлось всю ее уничтожить, чтобы на ее месте выращивать съедобные злаки. Фауна тоже в пищу не годилась, да еще у нее были сплошные когти и клыки. Да, вначале было тяжело, настолько даже, что средняя продолжительность жизни овец и коров оказалась тут удручающе короткой. Проблему решили генетически, выведя свинобраза. Представьте себе – тут, правда, требуется воображение – матерого хряка, весом этак в тонну, с острыми клыками и отвратительным нравом. Уже ничего, а если учесть, что он еще и покрыт длинными, как у дикобраза, иглами, а? Зато его мясо съедобно, с тех пор наши фермеры разводят только свинобразов, копченые окорока которых известны уже на всю Галактику.

Что, увы, не означает, что наша поросячья планетка приобрела галактическую популярность. Я тут родился и вырос, так что можете мне поверить. Тут не то что мухи – свинобразы мрут со скуки.

И самое смешное, что я, пожалуй, единственный на планете, кого это не устраивает. Окружающие считали меня чудаком, матушка в свое время решила, что это возрастное, и прибегла к испытанному народному средству от всех напастей, окурив мою комнату дымом тлеющих игл свинобраза. Папенька, тот вообще решил, что я не в себе, и регулярно таскал меня к психиатру. Но тот никак не мог найти у меня отклонений и заключил, что мое поведение есть проявление атавистических черт характера первопоселенцев, этакий генетический нонсенс, как в опытах Менделя. Впрочем, все это было жутко давно.

Когда мне было пятнадцать лет, отец выгнал меня из дома, так что с тех пор родительская опека мне не досаждает. А выгнал он меня после того, как, обшарив мои карманы, обнаружил там денег больше, чем сам зарабатывает за месяц. Мать против не была и даже сама открыла передо мной дверь. Думаю, теперь они счастливы. Слишком уж я мешал их спокойствию.

Что, как я себя чувствую? Да, я знаю, что париям бывает иногда слишком одиноко, а что поделаешь? По-другому я жить не могу. Проблемы у меня бывают, так ведь на то и проблема, чтобы нашлось и решение.

Вот, например, была такая: меня регулярно лупили старшие. Началось это с первых дней в школе. Я допустил ошибку – дал им понять, что умнее их всех, вместе взятых. И немедленно получил по физиономии. Так и пошло. Хулиганью это так понравилось, что они даже установили на битье меня предварительную запись. Что было делать? Пришлось пойти учиться драться к университетскому тренеру. Попотел немало, прежде чем почувствовал, что готов к схватке. И одного за другим отделал трех самых отъявленных хулиганов. Смею вас заверить, после этого остальные оказались моими вернейшими друзьями, постоянно твердившими мне, что более упоительного зрелища, чем то, когда я гнал драчунов до конца квартала, им видеть не доводилось. Я уже сказал, что проблема порождает решение, но не только – еще и удовольствие.

Что такое «Стальная Крыса»? Это остросюжетный криминально-иронический детектив в научно-фантастических декорациях. Здесь можно даже заметить что-то вроде пародии на аналогичную литературу о «наших днях» (хотя главный источник вдохновения, авантюрные романы Дональда Уистлейка, Гаррисон не столько пародирует, сколько подражает). Читать «Стальную Крысу» весело. Но не более.

Ибо это иронический детектив во всей своей красе: с неубиваемым и неунывающим героем, с мешаниной событий, далекой от последовательного сюжета. Гаррисон не пытается - или не может - нарисовать своего героя умным авантюристом. У него получается ловкий, но вполне обыкновенный грабитель. Ни разу Джим ди Гриз не может провести ненасильственного изьятия денежных средств у населения, или хотя бы не спровоцировать погоню с перестрелками и взрывами. И при этом он мнит себя чем-то исключительным, «элитой» преступного мира, который якобы почти не нарушает закон.

Закатай губу, Джимми! Настоящий авантюрист из хорошего авантюрного романа действует в белых перчатках, играючи, если он извлек хотя бы финку для боя - он провалил свою репутацию. Бог с ним, с идеальным Остапом, возьмем Момуса из «Пикового валета» Акунина. Вот это - Аферист! Маскарад! Декорации! Вхождение в роль! Игра на слабостях жертв! И упаси боже, никакого насилия! Жертвы узнают, что обмануты - если вообще узнают - когда он за тридевять земель проигрывает их денежки в карты.

А теперь возьмите любую операцию Стальной Крысы. Швыряясь усыпляющими бомбами направо и налево, соря взрывчаткой, он проникает в самый обыкновенный банк, набивает баксами карманы и бежит прочь, расталкивая полицейских и раздавая им пинки по гениталиям. Погоня в десяток машин и взрыв вертолета (©) обязательны. «Ловкий авантюрист?»

Тонкая работа? Извините, когда для простого выхода с военной базы (на которой он вполне легально числится военным), ему не приходит в голову ничего лучше, как с боем! угнать! самолет! И все для того, чтобы сгонять в город на часок, а потом так же, с боем, вернуться обратно! Это называется бить тараканов ядерной боеголовкой.

Несмотря на все это, главный герой обладает способностью вызывать симпатию. Во много благодаря своему «моральному кодексу», не позволяющему ему убивать без необходимости, он выглядит кем-то вроде Робина Гуда. В этом отношении Гаррисон намного талантливее своих эпигонов. Персонажи второго плана на удивление не картонны, а подчас очень выразительны. Самое живое лицо книги, Слон, над могилой которого читатель может действительно прослезиться. Очаровательная и смертоносная Анжелина, под маской которой скрывается бывшая закоплексованная дурнушка. Дерзкая Бибз, похожая на отражение самого Крысы. К сожалению, едва доходит до злодеев, вся рельефность летит к чертям. Охранники - лишенные мозгов громилы, все до одного, предводители злодеев - мегаломаньяки с обязательным садизмом. Право слово, даже в черепашках-ниндзя меньше зловеще хохотали и орали «За ним, идиоты!»

Вселенная «Стальной Крысы» тоже не радует разнообразием: планета за планетой описываются как «захолустье», где подают дурное пиво (интересно, что показалось бы Джиму (пареньку, вообще-то, из глубинки), настоящей столицей и хорошим пивом?). Это обыкновенная Америка среднего запада в декорациях «будущего», и после нее очень странно звучит удивление Джима от Земли XX века: уж тут-то ничего нового он не мог обнаружить.

На этом месте элитарный критик должен был поставить точку и заклеймить произведение как обыкновенный коммерческий боевик, иронический детектив, лишь в антураже фантастики. Я не элитарный критик. Я провел несколько замечательных ночей за чтением «Стальной Крысы», получил хорошее развлечение, и, возможно, еще не раз перечту со скуки.

А на большее Гарри от меня и не рассчитывал.

Оценка: 8

Глядя на увесистый том, в котором собраны все романы о Джиме Ди Гризе, я думаю: «Господи, что же я читал в свои 13 лет?»

Гаррисон создал довольно скучный мир, в котом полно несуразностей. Гарри не особо заморачивался по поводу придумывания технических новинок, возможных в будущем, и социального устройства Галактики. Всё абсолютно заезженное и использованное сотни раз. Главный герой - вор, мошенник и вообще нехороший человек. Который, как и все персонажи такого плана, не может не вызывать симпатию у читателей. Он и его семейство, состоящее из двух не отличающихся большим умом сыновей и жены, которая готова на всё ради собственной красоты, с потрясающей лёгкостью попадает в переделки и так же легко из них выбирается. Смешно мне было первых книг 6, всё что дальше - высосано из пальца. Но при всём этом после прочтения историй о похождениях Крысы Из Нержавеющей Стали у меня на душе осталось ощущение праздника.

Поэтому, когда я смотрю на на всё ту же книжку, мне в голову приходит мысль: «Эх, а хорошее времечко всё-таки было!»

Оценка: 7

Классический цикл произведений о приключениях талантливого жулика, афериста и авантюриста Джима ди Гриза в далеком будущем, которое, впрочем, очень смахивает на ХХ век. Сюжетная основа каждой повести проста как три копейки - Джим сначала находит проблемы (или проблемы находят Джима), а потом в одиночку или чаще с помощью группы товарищей с этими проблемами разбирается - и по большому счету такая простота сегодня уже как-то не смотрится, так что напиши что-то подобное современный автор, быстрое забвение ему было бы гарантировано. Но цикл о Стальной Крысе сохраняет популярность и по сей день, даже несмотря на то, что количество доступных фантастических книг за последнюю пару десятилетий выросло на порядки. Почему? Кто знает. Но простым «очарованием классики» этого не объяснить.

Оценка: 8

Отличный цикл для непритязательного читателя (т.е. для тех, кто не привык морщить нос при упоминании Гаррисона). Главный герой - мошенник галактического размаха (правда, как ни странно, работать ему приходится в основном на правительство), имеющий свой специфический моральный кодекс, который оправдывает все его поступки (да вообще, Джим ди Гриз - чуть ли не спасение галактики). По ходу повествования он обзавёлся не менее экстравагантной женой и парочкой детей, пошедших по стопам отца, так что компания соберётся весёлая. Романы изобилуют юмором, невероятными приключениями, опасными испытаниями, из которых ГГ всегда выходит живым, ведь на то он и Скользкий Джим. Вообще ГГ на удивление гуманный тип - на протяжении всех романов он толком то никого не убил, хотя поводов для этого у него было хоть отбавляй (впрочем, для этого у него есть жена:smile: - смертоносная Ангелина). К фантастике «Стальная крыса» имеет слабое отношения - здесь это действительно лишь метод, предназначенный для моделирования определённых ситуаций, каких то особенно высоких технологий, даже толкового технологического общества, не ждите.

«Классической» трилогией считаю первые три по дате выхода: собственно Стальная крыса, Месть и Спасение мира. Эти книги особенно хорошо сбиты, читать их легко и приятно, а уж перечитывать - хоть до бесконечности.

“Приквелы” - рождение, армейские похождения, блюз - тоже неплохо, но чувствуется, что автор писал их несколько вымученно, без былого вдохновения, юмора в них меньше, и вообще они плохо состыкуются сюжетно с первыми книгами. Не рекомендовал бы разве что «Стальная крыса поёт блюз», худшая книга серии, но это имхо.

Продолжения, начиная от «Ты нужен...» - более гремучая смесь, в них много чего намешано, кое где происходит возврат к старым темам и местам, иногда это к добру, иногда так себе, но всё же они все интересны и каждая книга по своему хороша.

Хотя цикл в общем можно считать подростковой литературой, но и большинству взрослых он придётся по душе. Возьмите вечерком одну из этих книг, сидите, читайте (перечитывайте) и получайте удовольствие от чтения - ведь цикл именно для этого и предназначен, ни больше, ни меньше.

Оценка: 9

Озвучу простую мысль, не раз высказанную уже до меня. «Стальная крыса» - неплохая приключенческая фантастика, ценность которой правда падает с каждым прожитым годом и с прочитанными книгами. Для того, чтобы расслабиться на вечерок подойдет почти в любом возрасте, для чего-то большего – увы, на определенном жизненном этапе уже нет. Определенный плюс состоит в том, что произведения цикла фактически между собой не связаны, и вам не придется продираться через несколько томов, чтобы добраться до финала той или иной истории.

Оценка: 6

Одно из двух: либо этой серии романов сильно не повезло с русскими переводчиками, либо это далеко не лучшие вещи Гаррисона.

За первое предположения говорит то, что переводить это у нас начали не раньше 1980-х, причём переводили любители (так называемая «ФЛП», если кто слышал, что расшифровывалось не то как «федерация любительских переводчиков», не то как «фантастика в литературном переводе», хотя литературного там зачастую было немного - смысл улавливался, и ладно). В начале девяностых, в условиях ажиотажного спроса на фантастику, эти полуподстрочники, естественно, в бумажных книгах и тискались - и (с некоторыми улучшениями) дожили до нашего времени. А вот профессиональные переводчики на «Стальную крысу», судя по всему, внимания так и не обратили.

Для того, чтобы почувствовать разницу, достаточно сравнить любой перевод любой «Крысы» со, скажем, ждановским переводом «Неукротимой планеты» из 24-го тома советской БСФ. Ну, например, вот вам начало одной книги:

Спойлер (раскрытие сюжета)

Трубопровод пневмопочты тихо выдохнул в приемную чашку патрон размером с карандаш. Сигнальный звонок тренькнул и смолк. [Он] уставился на безобидный патрон так, словно это была бомба с часовым механизмом.

Тут какой-то подвох… Он почувствовал, как внутри все напряглось. В чашке лежал не официальный бюллетень и не извещение от гостиничной администрации, а запечатанное личное письмо. Но ведь он никого не знает на этой планете, еще и восьми часов не прошло, как он прибыл сюда на космическом корабле. У него даже имя новое – он сменил его в предпоследнем космопорту, – значит, никакого личного письма быть не должно. А между тем вот оно, лежит в чашке. Он сорвал ногтем печать и снял крышку. Искаженный записью металлический голос нельзя было опознать...

А вот - начало другой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Как только я подошел к парадной двери центрального банка Бит О"Хэвен, она почувствовала мое присутствие и приветливо распахнулась, приглашая войти. Я проворно шагнул внутрь и остановился, оказавшись все же не так близко к двери, чтобы она не смогла закрыться позади меня. Пока ее створки скользили друг к другу, я вытащил из сумки многофункциональный аппарат и провел им по периметру дверного проема, когда они полностью закрылись. Я засек время по табло, когда наведывался в банк в прошлый раз, так что точно знал, что у меня имеется 1,67 секунды, чтобы сделать все необходимое. Времени достаточно.

Аппарат зажужжал и засветился ярким пламенем, надежно заварив двери по всему периметру. После этого дверь только и могла, что беспомощно жужжать, не двигаясь с места, пока что‑то там в ее механизме не замкнуло, и она, затрещав и заискрившись, совсем не затихла.

Не правда ли, невозможно перепутать, где Жданов, а где переводчик ФЛПшной школы? Первый текст хочется читать. Второй, в лучшем случае, даёт вам понять, что написано в оригинале. Впрочем, едва ли даже это. Изучив первые два абзаца английского текста, можно обнаружить, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

загадочное «табло» - не банковские часы (хороши настенные часы с шагом в сотую секунды!), а «stopwatch», то есть секундомер. Былинный оборот «засветился ярким пламенем» (в оригинале - просто «flared») и неуклюжий «многофункциональный аппарат» («arc pen»), разумеется, тоже полностью на совести автора перевода.

Впрочем, допускаю (именно допускаю - ибо по-английски не читал), что и в оригинале автор мог сознательно снизить планку. Причём чем дальше, чем ниже он её опускал - последние книги серии плохи даже на фоне первых, что заметно не только по бледному корявому языку, но о по путаности и невнятности сюжета, например. Одним переводом, как мне кажется, сложно было бы добиться такого эффекта.

А скарее всего, эти две причины сосуществуют - схалтурил и автор, и переводчики.

В общем, если оценивать всю серию разом (что довольно условно, конечно), то я бы поставил ей ровно половину от максимально возможного балла, то есть 5. Можно прочесть один раз.

Оценка: 5

Вот я и добрался до “Стальной крысы”. Давно хотел прочитать весь цикл от первой и до последней книжки. Начиная от “Рождения…” и заканчивая “Новыми приключениями…” с той парочкой рассказов из сборника “Планета райского блаженства”. За кадром осталась только книга-игра.

Обычно при чтении романов одного цикла наступает некое пресыщении и где-то даже становится скучно. Не буду отрицать, что-то подобное возникло и у меня. Я даже заранее, предвидя такой поворот событий, решил прочитать первые пять романов (благо собраны они компактно в один том), затем сделать перерыв – разбавить “Крысу” чем-то другим, не фантастическим. Но, несмотря на всё вышесказанное, что-то меня останавливало и каждый раз после прочтения очередного романа о Джиме ди Гризе, я… начинал следующий. Да, я привязался к детищу Гарри Гаррисона и как-то незаметно, от романа к роману, прошёл с Джимом весь его путь - от рождения и до выхода на пенсию.

Поначалу хотелось оставлять отзыв на каждый из прочитанный романов, но т.к. слишком много общего, правильнее будет характеризовать весь цикл. Обычно я не злоупотребляю чтением чужих отзывов и комментариев, всё-таки зачастую они сбивают “с пантылыку”. Но вот если есть какие-то сомнения - стоит читать ту или иную книгу, то отзывы читаю выборочно, предпочтение отдаю негативным и тем, которые получили большее кол-во баллов. Но главным критерием всё равно остаются негативные отзывы. Так вот, по “Крысе” я прочитал множество отзывов, как на весь цикл, так и на отдельные романы и теперь по прочтении всего цикла, соглашусь в большинстве со всем, написанным до меня. Да, в романах есть и плюсы и минусы. Первых, конечно, гораздо больше. Вторых не много и скорее всего их стоит отнести на счёт возраста читателя.

С чем бы мне хотелось выразить не согласие, так это с теми утверждениями, что ранние романы серии (написанные в 60-70 годы) сильнее более поздних – написанных в 80-90 годы. И для меня, например, роман “Рождение…” ничуть не хуже романа “Стальная крыса” (мне поздний роман даже больше понравился). И совсем не плохи романы написанные в конце 90-х. Что позволяет сделать вывод – цикл написан ровно и нет аналогий с “американскими горками”. Отдельно стоит отметить последний роман цикла “Новые приключения…”. Я бы его назвал лебединой песней автора. И где-то может Гаррисон ассоциирует себя с той постаревшей и поржавевшей Крысой. И чувствуется желания у Гарри хоть отбавляй, а вот сил уже практически нет. Эх! Пройти бы ему гериатрические процедуры на планетке типа Луссуозо и был бы Гарри как огурчик.

Ещё хотелось бы согласиться с тем, что данный цикл всё-таки лучше читать в подростковом возрасте. Для взрослого человека уже не тот кайф. Эх детство, детство… ! Но чего не отнять у книг о Стальной крысе так это безграничного оптимизма и жизнерадостности. И для поднятия настроения книги этого цикла самое то. Романы насыщены юмором. Конечно, в большинстве своём это юмор чисто “словесный”, я бы даже сказал статичный, а не “ситуационный” так сказать “активный” юмор, заключенный в действиях героев и их поступках (ср. к примеру с “12 стульями” или “Швейком” Гашека). Но не будем забывать, что Гарри американец, а юмор янки воспринимается нами как-то не очень (вспомните комедии со смехом за кадром “в нужных местах”). Но социальный аспект, присутствующий в цикле о Крысе, даёт мне право сравнивать с вышеперечисленной классикой.

А вот один из эпизодов романа “Стальная Крыса на манеже” вызывает у меня улыбку, хотя явного юмора там нет. Так вот, есть там такой эпизод, когда Ди Гриз-старший с сыном Боливаром выполняли теракт на АЭС (им надо было остановить подачу электроэнергии на материковую часть). АЭС находилась на острове. Пролив разделял этот остров с материковой частью. От АЭС через пролив по воздуху шли провода, и на материке, на возвышенности стояла большая портальная опора. И провода были закреплены на этой опоре. Теракт заключался в подрыве этой опоры, она падает в море и всё “кина не будет электричество кончилось” . Ну если бы заряд заложили у основание опоры то без проблем. Но Боливар полез на верх и заложил заряд в районе изоляторов (и при этом не сказано, что он был в каком либо защитном костюме или что-либо подобном) ! Ага. При таком напряжении (если аналогии проводить с настоящим временем, то это порядка 330-750кВ, а то и более) Боливар превратился бы в кучку пепла. Даже без прикосновения к самим проводам. Есть такое понятие “наведенное напряжение”, т.е. рядом с проводами, находящимися под таким огромным напряжением, возникает электромагнитное поле, которое в свою очередь приводит к появлению электрического тока в проводниках, попавших в данное поле. Проводником служит Боливар. Странно, что Гаррисон не учёл этого. Обычно в своих романах он не забывает о законах физики и разного рода технических аспектах.

Итак, если подводить итог, то я не жалею времени потраченного на чтение цикла. Грустно только, что эти книги не попали ко мне в детстве. Но всё равно. Читайте в любом возрасте и положительные эмоции вам обеспечены.

Жаль, конечно, что автор уже не напишет продолжения, но хочется верить, что Гарри сейчас прекрасно себя чувствует в робобаре на какой-то райской планете со стаканом только что налитого трехсотлетнего, драгоценного бурбона, охлажденного кубиками миллионолетнего льда.

Оценка: 10

Не ищите глубокий философский смысл в цикле произведений про Крысу - просто читайте и наслаждайтесь!!! Сюжет динамичный, главный герой - обаятельный и смелый (привлекательный, как бывают привлекательны пираты и разбойники) искатель приключений, которому легко прощаешь некую «моральную неустойчивость». Наивным, да и то немного, кажется нам, избалованным обилием современных наворотов, окружающий его мир с технической точки зрения, но и это не портит прекрасную атмосферу приключений. Я бы,как и большинство читателей, отнесла эти книги к возрастной категории 14-20 лет, но сама с удовольствием читаю этот цикл Гаррисона, когда хочу отдохнуть и развлечься.

Оценка: 9

Итак, перед нами наиболее выдающийся труд великого писателя. Очень часто большой размер цикла вредит его качеству. Здесь такое ни в коем случае нельзя сказать. У нас есть несколько периодов жизни Джеймса ди Гриза.

Юность (< 25 лет). Первые три романа посвящены становлению Джимми как преступника. Первые два великолепны. Опять же многие романы начинаются с того, что есть какой-то гений, которого никто не может поймать. А вот как он таким стал, рассказывать никому неохота. А тут читать одно удовольствие. Особенно порадовал второй роман как жесткая сатира на армию. Образы сержантов и пыток одновременно и веселят и ужасают, но больше радует оптимизм Джимми. Вообще армейская тема сильно похожа на первую часть «Билл - герой Галактики». Третий роман откровенно разочаровал. Написанный явно позже остальных, он является как бы предисловием к роману «Стальная крыса отправляется в ад». Прочитал будто бы для факта, не получая удовольствия.

Молодые годы. Еще три романа. Появляется новый персонаж - Анджелина, сперва очень жестокая, но потом частично исправившаяся. Но больше всего мне понравилось читать про Серых людей. Бесчувственные, развитые убийцы, играющие с разумом. И опять же радует то, как Джимми справляется со всеми проблемами. Третий роман уже является более фантастическим, отходит от реальности. Да и злодей там не такой яркий, просто псих, играющий со временем. Что, однако, совершенно не портит цикл.

Зрелый возраст. Тут уже четыре крупных романа. Больше всего мне понравился «Стальную крысу в президенты». Тут скорее уже не совсем фантастика, а очень хороший приключенческий роман. Опять же жесткая сатира на действующую власть и выборы, связанные с ней. Как и в «Ты нужен Стальной крысе» очень нравятся его сыновья. Сильно похожи на отца, однако, контролируются им. Анджелина уже отступает на второй план. И наконец уже раскрывается тайна Серых людей. «Стальная крыса отправляется в ад»- довольно необычный роман, в котором фантазия автора относительно технических аспектов разыгралась наиболее сильно. Тем не менее, довольно интригующе, читать интересно. Последний роман довольно неплохо завершает цикл.

Для хороших крупных циклов часто характерна черта - недосказанность. Здесь так же. Возможно, еще пару романов вполне можно было написать, но неизвестно, как это повлияло бы на качество. А может мне просто хотелось еще что-нибудь почитать про Джимми. Итак, образ главного героя, его остроумие и оптимизм просто не позволяют поставить циклу оценку меньше десятки. Vivat, Гарри!

Оценка: 10

Вот совершенно не могу понять почему Это так популярно. Читал в детсве (лет 14- 16). Помню стоял в магазине и какой - то дядечка лет 40ка - бегал спрашивал у продавцов когда будет очередной том. Думаю - надо купить почитать, все таки какая - то стальная крыса (в уме возник эдакий робот)Купил... Кажется «Стальная Крыса спасает мир» и «Стальную Крысу - в президенты!» - елки палки - это же чушь собачья. Такую туфту можно гнать километрами - недаром автор книг накатал - несосчитать. Обыкновенный агент 007 в космосе, причем с весьма отвратным поведением (о благородстве и говорить не приходится). Короче кто хочет именно фантастики - читайте лучше Булычева и не тратьте время даром.

Оценка: 2

Если ты моложе 20 (а лучше 10-15 лет), любишь экшен, равлекательную литературу и не терпишь нудятины - этот цикл для тебя. Но поспеши: чем старше ты становишься, тем хуже будет восприниматься «Стальная крыса».

Ди Гриз презирает окружающих его на родной планете людей, потому что слишком сильно их превосходит. В его Райском Уголке для личности вроде Джима просто нет достойной Великой Цели. Если бы она была, ГГ не ступил на скользкую дорожку вора и авантюриста. Разумеется, такое противопоставление себя окружающему миру, чувство превосходства над другими людьми неистово зажигает подростков. И вызывает тошноту у взрослых. Почему, ах почему этот цикл не попался мне лет 15 назад!

Главный минус «Мести Стальной крысы» - это неправдоподобно резкое изменение личностей Инскиппа и Анжелики.

До «Мести» Инскипп превосходил ди Гриза, они могли играть вместе и исход был непредсказуем. В этом же романе Инскипп не владеет собой, тормозит и ГГ играет с ним.

Анжелика была очень интересна в «Стальной крысе» - они с ди Гризом так похожи, но она кажется менее эмоциональной на первый взгляд и уж точно куда более расчетливой. Даже если она и влюблена (ой ли?), ей нельзя доверять. «Где враги любовников ближе, А удар нежней поцелуя». Да она же слегка безумна! Чрезвычайно интересно.

В «Мести» ей промыли мозги и по сути Джим имеет совсем другого человека и другие отношения. Блин, как она ему простила перекройку своей личности? Это ж жуткий этический вопрос, ну как было можно его попросту проигнорировать?

В «Мести» достойным противником для ГГ был только СБ-шник Край, но его автор, так его разэтак, крайне бездарно слил Т_Т.

Вообще, «Месть» наиболее подростковый роман из этого цикла, особенно в начале. Самая предсказуемая книга в цикле. И почти всю книгу ГГ пьет алкоголь от крутого виски до дряни вроде ацетона. Еще одна-две сюжетные линии могли бы сделать книгу менее предсказуемой, отвлекая внимание от мелких нестыковок и недочетов.

Прочесть «Стальная крыса спасает мир» не шмогла - опостылевшее начало с места в карьер, однообразно суперская, прям роялеподобная техника, заоблачная мегакрутизна ГГ... Буэ.

Итого: первые две книги при желании и некоторой наивности, неискушенности вполне зайдут и взрослым и подросткам, «Месть» едва читабельна, «Стальная крыса спасает мир» невыносимо подростковая книга.

Оценка: 7

Мама подарила мне первые две книги из цикла в серии «миры Гарри Гаррисона» когда мне было 13-14 лет. Тогда читать о становлении и дальнейших похождениях Джимми Ди Гриза было интересно и легко. Позже, когда я попытался вернуться к «стальной крысе», лет через 5-7, время было безнадежно упущено и весь цикл показался мне подростковым чтивом. Нет, не чтивом, слишком грубо для Гаррисона. Литературой для подростков, так сказать «первая доза», которая должна привить у подрастающего поколения интерес к фантастике. Хотя, во многом, цикл СК это больше плосковатая сатира, нежели фантастика. Фантастическая атрибутика здесь выступает по большей части как фон, а в целом же это проекция нашего с вами быта времен и мест автора, и он довольно плохо это маскирует, либо вообще не желает этого делать.

Но будем последовательны. Молодому гражданину мирной фермерской планеты «Райский Уголок» невыносимо скучно. Ему противны свинобразы, его раздражает пасторальность пейзажей, ему невыносима ограниченность и закостенелость местных жителей. Ему всегда нравилось делать то, что запрещено законом, и - главное - ему нравилось оставлять при этом в дураках всех тех, кто руками и ногами цеплялся за существующие устои. И на свое совершеннолетие Джим ди Гриз делает себе роскошный подарок - садится в тюрьму. Он не сумасшедший, он просто твердо решил встать на путь воровства и мошенничества, и хочет поднабраться опыта. Но, как известно, умные преступники в тюрьме не сидят... Впереди - знакомство со Слоном, обманы, похищения, мошенничество, эсперанто, рабство, месть, собственная рок-группа, охота на будущую жену, конфронтация с «серыми людьми», президентская гонка, путешествие в ад, фокусы на цирковой арене и так далее.

Легкими штрихами и небрежными мазками Гарри Гаррисон создал удивительно интересную вселенную, представляющую собой острую сатиру на современное ему - да и нам - западное общество со всеми его недостатками. Тут и беспощадная критика армии...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Бенбоу исторг трехэтажное военно-космическое ругательство, но все-таки ему хватило ума повернуться на каблуках и исчезнуть

И весьма недвусмысленная ирония, направленная буквально на все: спецслужбы, правительства, бюрократы и даже церковь. Но прежде всего «Стальная крыса» как никакое другое произведение внушает нам мысль о том, что быть личностью гораздо лучше, чем следовать за толпой. Что за каждым действием скрывается причина, зачастую совершенно иная, нежели та, что приводится в оправдание.

Другое несомненное достоинство сериала - великолепный, совершенно не пошлый, и добрый юмор, несмотря на весь цинизм главного героя. Буквально каждую книгу можно просто разобрать на цитаты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Стоя среди шатающихся офицеров, я стряхнул пыль с петлицы, поправил медали на груди. Целая коллекция! Перевернув самую большую и блестящую медаль, я прочел надпись: «Шесть недель без венерических болезней в боевой обстановке». Чудненько. Надо полагать, остальные награды - за сталь же славные подвиги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Я полагаю, ты прихватила с собой обычные вещички? Того сорта, что мы брали с собой на медовый месяц?

Конечно. Бомбы, гранаты, взрывчатку, газовые заряды… vladvoron , 5 апреля 2011 г.

Если оценивать этот цикл именно в своей нише - развлекательной фантастике - то твёрдая 10-ка, классика и эталон жанра. Ну, а те, кто пытался найти здесь нечто большее, чем развлечение, конечно, разочаруются.

Ещё очень влияет возраст, когда это всё читаешь. В подростковом возрасте воспринимается на ура, но позже, если читать уже более вдумчиво, замечаешь все шероховатости и косяки.

Сейчас уже не могу это читать. :(Главный герой уже раздражает. И понимаешь, что не такой уж он изворотливый и хитрый - это просто противников его Гаррисон изображает полными недоумками. Есть такой приём - понижение планки всего мира, чтобы на этом фоне главный герой казался умнее и сильнее всех. И арсенал у Джима достаточно ограничен, и планы один на другой похожи... Особенно явно все эти самоповторы видны, если читать романы подряд, один за другим.

ЗЫ Понимаю, что мнение мое не совпадает с мнением поклонников ЛЕГКОВЕСТНОГО ЧТИВА, тем не менее сказал что думал, и оценка не меняется, никоим случаем!!!

А вот для сериала а-ля Андромеда - самое то! С удовольствием посмотрел бы! (не думая)

Оценка: 3

Loading...Loading...