Как Сталин создал РПЦ МП. Церковь особого назначения

Понедельник, 07 Окт. 2013

Подойдите снова к любому прохожему и спросите - а какая вера является нашей, исконно русской? С какого момента одна исконно русская вера превращается в другую?

До 1917 года в русской церкви не возникало практически никаких коллизий. Она крепла, богатела, жила мирно и с народом, и с властями, и с конкурирующими организациями. А последних до революции хватало. Достаточно пройтись по Невскому и посчитать количество «нерусских» церквей. Вместе уживались все - и православные, и католики, и протестанты, и униаты, и буддисты, и мусульмане. В период 1917 года противоборствующим сторонам было не до церкви - была смута и борьба за власть светскую, а не духовную.

Пришедшие к власти большевики одним махом отделили церковь от государства, а школу - от церкви. Тут они, конечно, не подумали - Россия была страной крестьянской, крестьяне в бога верили все поголовно, и управлять народом, оставшимся без царя-батюшки, было бы гораздо сподручнее при помощи церкви, чем при помощи продразверстки. Однако что случилось - то случилось. Большевистская власть не признала церковь, церковь не осталась в долгу и со всем христианским смирением эту власть прокляла.

Однако в семье не без урода - в среде русских священников возникло движение обновленчества, выступавшее за коренное изменение русской церкви в свете победы большевиков, за тесный контакт и сотрудничество с новой властью. Сложно сказать, то ли действительно в среде церковников зародилось самостоятельное решение продаться большевикам, то ли ловко сработали агенты вовремя одумавшегося Дзержинского - но, тем не менее, церковь раскололась на две части. Обновленческая часть получила от большевиков определенное послабление, а оставшаяся часть вполне закономерно начала подвергаться притеснениям и репрессиям. Однако этим дело не закончилось.

Существовал ряд священнослужителей, которые в принципе не принимали никаких контактов с уже преданной анафеме безбожной властью, не одобряли и пассивного поведения «старой» церкви, и в то же время в лагеря идти за идею не хотели. Эти священники создали свою, тайную, церковь, придерживавшуюся всех канонов русской дореволюционной церкви. Эта церковь впоследствии была названа катакомбной. К этой церкви относятся существующие и поныне группы «Истинно православная церковь», «Истинно православные христиане», «Иаонниты» и другие.

В этот же период на волне эмиграции большая часть священников оказалась за границей, где не было никаких препятствий к нормальной православной церковной деятельности. В отличие от оставшейся в России части священников, представители этой церкви называли себя «Русская православная церковь за рубежом». Несмотря на политические трудности, зарубежная церковь поддерживала тесные отношения с российской, но…

С 1917 года русскую православную церковь возглавлял патриарх Тихон. Он был противником обновленчества, не ушел в катакомбы и не уехал за границу. Терпеливо снося все притеснения новой власти, в 1922 году он подвергся суду за противодействие изъятию церковных ценностей, а в 1923 году «обновленческим» собором был лишен сана и монашества. На смену ему пришел Сергий Старгородский - человек, тоже немало пострадавший от советской власти, дважды сидевший в тюрьме и в результате пришедший к выводу о необходимости сотрудничества с советской властью.

В 1927 году Сергий вступает в переговоры с НКВД, формулирует позицию лояльного отношения церкви к советской власти и призывает все духовенство быть верными гражданами Советского Союза. Для любого, жившего в советское время, это означало только одно - добровольное согласие на жесткий контроль со стороны НКВД-КГБ.

Решение Сергия окончательно раскололо русскую церковь на три - русскую церковь за границей (РПЦЗ), катакомбную церковь (официально запрещенную в 1957 г.) и ныне действующую, называющую себя истинно православной, церковь (РПЦ МП).

Долгое время светские власти колебались - а нужна ли вообще эта самая церковь? Ведь мало-мальски сомневающаяся часть населения уже сидит, а остальная дружно работает за корочку хлеба и пайку водки. Поэтому тридцатые годы, несмотря на то, что церковь полностью отдалась во власть сталинской шайки, прошли под знаком большого вопроса о существовании ее на территории России. Этих четырнадцати лет (с 1927 по 1941) вполне хватило, чтобы заменить «старых» священников на новых - возможно, не очень хорошо ориентирующихся в греческом и латыни, зато искушенных в политических дебатах и умеющих писать отчеты куда надо.

Однако в 1941 году случилось то, что случилось, и оказалось, что на одном стахановском духе в атаку не пойдешь. Вот тут-то церковь и пригодилась. Духовное воздействие церкви на воюющий народ было настолько велико, что в 1943 году Сталин был вынужден даже признать ее значение для страны в целом. После этого для церкви настали если не лучшие, то далеко не худшие времена. По крайней мере священников перестали сажать и расстреливать. Правда, из-под контроля КГБ тоже не вывели.

Часто можно слышать, что разрешательная политика Сталина по отношению к Церкви - есть его осознание и поддержка церкви. Попробуем сбросить шоры веры в это.

4 сентября 1943 года Сталин на базе "сергианского осколка" Православной Российской Церкви (ПРЦ) создает большую и мощную структуру с новым названием “Русская православная церковь” - РПЦ МП (ранее такой организации НЕ было) и с изменением титула предстоятеля (вместо “всея России” - “всея Руси” , что особо оговорили Сталин и Сергий)и назначает главпопом Сергия.

Как Сталин создал РПЦ МП

Ппрограмма Евгения Киселева на украинском телеканале "Интер"

Настоящим же руководителем РПЦ-МП был Карпин, офицер КГБ . Создана данная структура спецслужб была для выявления лиц сотрудничавших с нацистами в приходах, открытых Гитлером (а других и не было), на вновь освобождаемых от немецких войск, территориях. Для той же цели, в следующем 1944 году была создана ВСЕХБ, как ассорти из разных протестантов - как подразделение разведки КГБ). Так, как подразделение спецслужб, Московская патриархия и ВСЕХБ и просуществовали до конца СССР.

После августовского путча комиссия ВС вскрыла архивы КГБ и обнародовала эти данные, в частности все руководство РПЦ МП оказалось агентами КГБ. В том числе и Ридигер (Алексий 2) – агент «Дроздов», Гундяев (Кирилл) - агент «Михайлов», и т.д. А у протестантов Карев, Жидков, Пономарчук, Андреев, Белых, Радчук, Котяков, Бондарук, Саркисян…

В числе документов, обнаруженных парламентской Комиссией Верховного Совета России (Борис Перчаткин: православный священник Глеб Якунин, работал в комиссии ВС России) по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота (августовского путча 1991 г.), фигурируют отчеты о деятельности 4-го отдела 5-го управления КГБ СССР. Эти отчеты представляют собою богатый материал для историков Русской Православной Церкви, изучающих её судьбу в советский период. В них идет речь о вербовке священнослужителей на службу госбезопасности. Согласно архивным данным, политика вербовки духовенства фактически началась уже с первых лет Советской власти.

«… Обнаружен и опубликован целый ряд других архивных документов, свидетельствующих о том, что многие иерархи Московской Патриархии одновременно являлись агентами КГБ, а отдельные, наиболее перспективные агенты госбезопасности были продвинуты на руководящие должности Московской Патриархии в качестве ее иерархов.

В этих публикациях приводятся, отрывки из рапортов «кураторов церковных» руководству КГБ, свидетельствующие о степени внедрения органов госбезопасности в церковную среду. Приведем здесь лишь одну запись за 1987 год:

«Впервые в составе советской делегации принял участие в генеральной сессии ЮНЕСКО агент „Адамант“, из числа иерархов РПЦ… Рассмотрено пять личных и рабочих дел на агентов территориальных органов, рекомендованных для продвижения в руководящее звено Русской православной церкви. Начальник 4 отдела полковник Тимошевский» (ЦА КГБ л.358 из отчета 4 отдела 5 Управления).

… Воистину, «кадры решают все». Примечательно, что агент «Адамант», сиречь митрополит Ювеналий (Поярков), согласно обнаруженным документам КГБ, вместе с другими иерархами Московской Патриархии и руководителями других конфессий в бывшем СССР был удостоен грамоты КГБ СССР «за многолетнее сотрудничество и активную помощь органам госбезопасности» «1985 г., л. 51. Подготовлены записки в КГБ СССР о поощрении агента „Адаманта“. Шугай. В.И.Тимошевский».

Раскрыта и агентурная кличка другого видного церковного агента КГБ – «Аббат». Эта кличка принадлежит Высокопреосвященному Питириму, Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому.

В еженедельнике «Огонек» был разоблачен «агент Антонов» – митрополит Киевский Филарет (Денисенко) (ныне Патриарх Киевский и всея Украины). Ему были посвящены три статьи. Их автор Александр Нежный (возможно написал по разнарядке органов) заканчивает свою последнюю статью «Третье имя» так: «При рождении Его Блаженство нарекли Михаилом, при пострижении в монахи дали имя Филарет; третьим именем его назвали в КГБ». (редактор - как известно от Глеба Якунина Денисенко, патриарх Киевский в связях с КГБ покаялся)

Вдумаемся в значение этого третьего имени. Монах получает третье имя только при пострижении в великий ангельский образ – в схиму, а Его Блаженство и его собратья по Синоду это третье имя получили от КГБ при «пострижении» в агентурную службу богоборческой империи зла (следует отметить, что «третье имя» будущий агент КГБ сам себе выбирал и формально его получал, ставя свою подпись на документе о сотрудничестве). Владимир Зелинский богословски развивает эту мысль так: «Там, где за именами епископов церкви прячутся прозвища или кличка, она, т.е. церковь превращается в анти-церковь, что требовалось устроителю этого спектакля.

Потому что имя, среди прочего, еще и частица литургии. Имя Божие, как и имя человека. Когда на Великом Входе поминаются имена Патриарха, правящего архиерея, служащего священника и „всех предстоящих и молящихся“, то в тот момент – несколькими словами – как бы собирается и озирается вся Церковь. Здесь она предстоит Отцу, Который каждого знает по имени. Под этим именем Он призывает, помнит, ведет, судит, спасает нас и – независимо от нашей веры или неверия – посылает нам в дорогу Ангела-Хранителя.

»Имеющему ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2: 17). Но и там, где вольно или невольно пародируется Церковь, также происходит смена имен. «Потемкин», «Григорий», «Аббат», «Адамант»…

Интересно, почему наш епископат так упорно не кается в агентурном сотрудничестве с КГБ? Ведь сделал же это митрополит Хризостом, и ничего с ним не случилось, никто его не уволил. Почему же молчат остальные? Раньше я думал, что из страха новых разоблачений. Признаешься в своей работе на КГБ, как всплывет еще и членство к КПСС. Как отреагирует на это Зарубежная Церковь?

Да, верхушка Патриархии состояла в КПСС, и это обстоятельство до сих пор удается держать в секрете. Говорят, что первым коммунистом был патриарх Пимен, старший офицер Красной Армии, вступивший в партию на фронте. А верующих офицеров там быть не могло, даже беспартийных. Более того, все они были обязаны бороться с религией. Это означает, что будущий патриарх отрекался от веры.

Высокопоставленные работники ЦК КПСС, раскрывшие мне в свое время этот секрет как офицеру разведки, практиковали такую грубоватую шутку. Подловив на кремлевском приеме или на конференции борцов за мир человека в епископском облачении, они хлопали его по плечу и громко осведомлялись: «Скажи, отец, в каком кармане рясы партбилет носишь?». Архиерей конфузливо улыбался, но не возражал: ведь вокруг были все свои!..

И все же они молчат по другой причине. О ней недавно рассказал мне знаменитый генерал КГБ Олег Калугин. В девяностом году он стал депутатом Верховного Совета СССР и первым начал разоблачать агентов в рясах.

Патриархия не на шутку встревожилась. Там боялись не отдельных разоблачений, а раскрытия главного секрета. О том, что Патриархия намеренно создавалась Сталиным так, чтобы быть сообщающимся сосудом с Лубянкой, как и другие советские учреждения. Никому же не придет в голову выявлять агентов КГБ в нашем МИДе, где все агенты. Но если признать, что то же и в Патриархии, в чем тогда ее святость?

Вскоре генерала Калугина пригласили на приватный обед к патриарху, где Алексий Второй сказал так:

– Ну, что вы муссируете эту тему? Да, мы сотрудничали с органами, и я в том числе. Но ведь это была борьба за мир, за разоружение! Что же в этом плохого?..

Выдавать стукачество в КГБ за борьбу за мир – до этого не додумывался ещё никто! Да и не было у нас такого направления работы, как борьба за мир. Эти слова – пропагандистская чепуха. Наоборот, мы боролись за войну! В результате нашей деятельности военные конфликты вспыхивали один за другим – в Афганистане, Эфиопии, Мозамбике, Анголе. Это приводило к неимоверному разбуханию военно-промышленного комплекса, частью которого была разведка. Страна не выдержала этой тяжести, и СССР рухнул.

Алексий Второй ясно дал понять, что не считает свое стукачество в КГБ чем-то зазорным и совершенно не собирается в нем раскаиваться. Наоборот, он гордится им, как Путин сейчас гордится своей работой в КГБ в советские годы. Отсутствие такого покаяния перебрасывает мост к продолжению сотрудничества Патриархии с КГБ в наши дни. И почему родовитый дворянин Ридигер так предан Советской власти? Что их связало накрепко?

В далёком теперь 1996 году журналистская судьба привела меня на коммунистический митинг в Новочеркасске. В стране шли президентские выборы, и серьезным соперником Ельцину выступал глава КПРФ Зюганов. Он приезжал за поддержкой в этот казачий край, где его предшественники в двадцатые годы проводили «расказачивание» и массовые расстрелы. Но сейчас там сильны прокоммунистические настроения.

На митинге выступал и пожилой священник местного собора, отец Владимир. Он тоже призывал голосовать за Зюганова, что вызвало огромное удивление у иностранных журналистов. Но отец Владимир твердо заявил так:

– Для того, чтобы мы учились в Духовной семинарии, нас отозвали с фронта! Мы до сих пор благодарны Коммунистической партии за это! И потому учебу в семинарии воспринимали как фронтовое задание. Мы так и называли себя всю жизнь – беспартийные коммунисты!

А какое ведомство имело право отзывать людей с фронта, да еще в критический год войны, когда в армию гребли даже больных и немощных? Только НКВД. А кому он мог дать эту неслыханную привилегию, спасающую от смерти? Только надежной и проверенной агентуре.

Сталин создал Патриархию руками Лубянки! Это ведомство стало ее матерью. Генетическая связь с КГБ – такой же родовой признак Московской Патриархии, как связь с Белым Движением у Зарубежной Церкви.

Церковь особого назначения

Сотрудничество Патриархии с КГБ, увы, не осталось в прошлом, как считают многие на Западе, а при Путине даже возрастает. Причина этого – в новом типе общественного устройства, которое Путину удалось создать в России: государстве спецслужб. Внутренней политикой и пропагандой у нас ведает ФСБ, а внешней – СВР. Все остальные ведомства находятся у них в подчинении. Участвуя в сегодняшней российской политической жизни, просто невозможно избежать контактов с разведкой и контрразведкой. Патриархия с готовностью использует в них свой советский опыт.

Например, заигрывания Путина с северокорейским диктатором Ким Чен Иром держатся в страшной тайне, чтобы о них не узнали американцы, однако Патриархия к ним допущена и принимает в них самое живое участие.

B Пхеньяне близится к концу строительство патриархийного храма Пресвятой Троицы, хотя религия в этой стране запрещена, и вера считается политическим преступлением. Но Ким Чен Ир сделал для своего русского друга исключение. Строительство ведется в основном на российские деньги, но и Ким Чен Ир любезно выделил из бюджета своей нищей страны около миллиона долларов. Это дало ему право именоваться «Зиждителем храма сего».

– О зиждителе храма сего Господу помолимся! – будет отныне возглашать русский дьякон на каждой службе. Сделать северокорейского диктатора объектом религиозного поклонения – такого не удавалось еще никому из иностранных президентов! Появление в в столице КНДР русского храма, первый камень которого был заложен в июне 2003 года, это знак огромной личной дружбы Ким Чен Ира с Путиным в пику американцам.

Ким был настолько добр, что по такому случаю даже основал новое государственное учреждение – Православный Комитет КНДР, хотя ни одного православного верующего в этой стране нет уже более полувека.

Делегация этого липового Комитета ездила недавно в Москву. В Патриархии она посетила только один отдел, кроме внешнецерковного. Какой бы вы думали? По сотрудничеству с вооружёнными силами и правоохранительными органами! Интересно, что ей там было нужно? Похоже, что Ким Чен Ир считает Патриархию военизированной организацией, предназначенной для решения специальных задач.

Появление русской церкви в Пхеньяне создает для обоих лидеров канал тайных контактов, недоступный международному контролю. Ведь никто не будет знать, какие послания станут привозить в Пхеньян молчаливые священники в черных рясах.

Этот канал особенно ценен тем, что всеми остальными могут официально поинтересоваться американцы. Например, Буш спросит Путина на одной из встреч:

– Скажи, друг Владимир, не ведешь ли ты закулисных шашней с Ким Чен Иром?..

И Путин вынужден будет объясниться, потому что все это проверяется средствами разведки. А на вопрос о церковных контактах Путин с полным правом может ответить так:

– А вот это тебя не касается, дружок! Вера – дело святое!..

И Бушу будет нечем крыть, потому что его правительство действительно не вмешивается в дела церкви.

А в Московской Духовной Академии теперь учится четверо студентов из КНДР. Интересно, откуда они взялись? Ведь если бы они были настоящими верующими, их бы посадили. Ответ напрашивается сам собой – только из Министерства государственной безопасности. Ким Чен Ир создает у себя православную церковь по сталинскому образцу, руками чекистов.

Но все офицеры дружественных спецслужб, аккредитованные в России, находятся под ненавязчивым патронажем Службы внешней разведки. Их приглашают в дома отдыха, на закрытые собрания, банкеты. Интересно, уезжая из Лавры в Москву, говорят ли северокорейские семинаристы своему духовнику так: «Благословите, батюшка, на поездку в Дом приемов СВР, что в Колпачном переулке»?

«Засветилась» Патриархия и в шпионском скандале, вызванном убийством российскими разведчиками бывшего чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева в Катаре. В феврале нынешнего года они подорвали автомобиль, в который садился Яндарбиев, выходя из мечети, после чего были арестованы.

Один из них оказался местным резидентом ГРУ. Дипломатический иммунитет не позволял ему находиться в тюрьме, и его отпустили. Но двое других задержались там надолго. Они сразу же признались в своей принадлежности к ГРУ, став живым свидетельством того, что Россия занимается международным терроризмом. Тем самым, с которым она так горячо призывает бороться. Путин был в бешенстве. Он приложил титанические усилия к тому, чтобы вызволить незадачливых террористов, но все было тщетно.

И тогда к ним устремился поток российских представителей. Множество официальных лиц под различными предлогами пытались прорваться в камеру, но катарские власти никого не пускали по соображениям безопасности. И правильно делали: ведь киллеров положено ликвидировать! Для этого достаточно распылить в камере крошечную ампулу бесцветного вещества, спрятанную под ногтем. И – нет человека, нет и проблемы, как говорил товарищ Сталин.

Отчаявшись, Москва решила использовать своего самого безотказного помощника для деликатных поручений – Патриархию. В камеру устремился епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Якобы томящиеся там офицеры – настолько глубоко верующие люди, что их хлебом не корми, а дай выслушать наставление епископа. Причем именно Феофана, известного своими контактами с разведкой. До этого он долгие годы служил в Отделе внешних церковных сношений, где был ближайшим помощником митрополита Кирилла, проходящего в чекистских сводках как агент «Михайлов».

Катарцы и его не пустили. Возможно, они знали о том, что Патриархию используют в шпионаже. Да и вера наших разведчиков вызывает большие сомнения! Ведь во взорванном ими автомобиле находился и малолетний сын Яндарбиева. Едва ли верующий христианин решится убить невинного ребенка. Даже террористы-эсеры, взорвавшие генерал-губернатора Москвы Великого Князя Сергея Александровича в 1905 году, поначалу несколько раз отказывались от покушения, видя, что он едет с детьми. А наши горе-террористы до этого прошли Чечню, где ГРУ пытает и убивает людей. Раз именно их назначили исполнителями, резонно предположить, что все это они делали собственными руками. В том, что с ними произошло, скорее можно усмотреть карающую Божью длань. А епископу Феофану лучше бы войти в тюрьмы к тысячам людей, невинно осужденных в России!

Московская Патриархия удивительно милостива к убийцам, выполняющим президентский наказ. Недавно Алексий Второй наградил орденом равноапостольного князя Владимира полковника белорусских спецслужб Александра Павличенко, известного организатора «эскадронов смерти». Они ликвидируют политических противников президента Лукашенко. Патриарший экзарх в Белоруссии митрополит Филарет лично ходатайствовал о награждении, ссылаясь на то, что в подведомственном Павличенко гарнизоне построили храм. Такой повод явно не соответствовал высокому статусу ордена.

«Новая газета» сообщила об этом в статье «Церковь особого назначения» в августе нынешнего года. «Награждение Дмитрия Павличенко орденом святого равноапостольного князя Владимира никакому логическому объяснению не поддается. Потому что за построенными на территориях воинских частей и даже тюрем храмами в Беларусь ходить не надо – этого и в самой России более чем достаточно. Но почему-то тех, кто строит храмы по всей России, орденами не награждают. А может, патриарх с митрополитом решили, что тот, кто собственной рукой отправляет людей к Богу, заслуживает высокой церковной награды?» – пишет газета.

«Никто в Европе уже не сомневается в причастности Павличенко, а также Шеймана и Сивакова, бывших секретаря Совета безопасности и министра внутренних дел, к организации и исполнению убийств, – продолжает газета, – Потому и отказались греческие власти впустить в Афины Сивакова, который сейчас занимает пост министра спорта и должен был возглавить олимпийскую делегацию. Евросоюз сделал по этому поводу специальное заявление. А ровно через три дня Русская православная церковь награждает Павличенко орденом. Случайность? Или все-таки «наш ответ Чемберлену»?!».

Светлана Завадская, жена похищенного 7 июля 2000 года оператора ОРТ Дмитрия Завадского, сказала: «Очень печально, что Русская православная церковь награждает вторым по значению орденом в России Дмитрия Павличенко, которого знают в цивилизованном мире как человека, подозреваемого в причастности к похищениям и убийствам людей. Как человека верующего, меня это очень оскорбляет. Православная церковь в России и Беларуси настолько политизирована, что мне, видимо, пока будет лучше общаться с Богом без посредников».

А у нас, в русской эмиграции, многие, наоборот, мечтают слиться с Московской Патриархией. Зачем?

«Нынешняя РПЦ не настоящая, она учреждена Сталиным», — такова одна из наиболее популярных антиклерикальных формулировок, звучащих сегодня в медийном пространстве. Действительно, в 1943 году политика государства в отношении Церкви резко изменилась. Изменилась ли при этом сама Церковь?

Митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский), Николай (Ярушевич) в окружении архиереев на Архиерейском Соборе. 1943 г.

Нераспавшаяся связь

Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, следует уточнить ключевые понятия. Когда мы говорим о Церкви, речь может идти как о богочеловеческом организме, Главой которого является Сам Христос, так и о земной организации верующих людей во главе с церковной иерархией. Нельзя сказать, что Церковь-организм и Церковь-организация - это не связанные между собой явления. Но очевидным образом они не являются и тождественными. До тех пор, пока церковная организация хранит в чистоте православную веру и канонический строй, она является земным продолжением богочеловеческого организма Церкви, Тело Христова. В случае утраты чистоты веры и повреждения основ канонического строя эта связь нарушается, примером чего являются разнообразные еретические и сектантские сообщества, которые организационно могут быть весьма крепкими (например, мормоны или иеговисты).

Понятно, что к Церкви-организму Сталин не причастен (разве что в детстве, когда он еще воспитывался верующим и участвовал в церковных Таинствах, но тогда он был еще Джугашвили, а не Сталиным). Никакие исторические превратности, никакие сталины оказать воздействие на Церковь как Тело Христово не могут. Доказывать это нет необходимости. Очевидно, что когда говорят, «Сталин учредил РПЦ МП», имеют в виду именно земную церковную организацию. Так ли это? Чтобы разобраться в том, что такое Русская Православная Церковь как организация, потребуется небольшой исторический экскурс.

После Крещения Руси наша церковная организация оформляется как митрополия Константинопольской Церкви и существует в таком виде до середины XV века. Затем в результате отпадения (временного) Константинополя от Православия в связи с Флорентийской унией Русская Церковь становится автокефальной. Подобно византийским императорам верховными покровителями Церкви были московские великие князья, а затем цари. В результате реформ Петра Великого церковная организация оптимизируется в духе того времени. Патриаршество упраздняется, вместо него учреждается Святейший Синод. Реформа весьма значительная и по-своему беспрецедентная, но церковной самоидентичности она не нарушила: Русская Православная Церковь осталась Русской Православной Церковью и при Святейшем Синоде, и при государе-императоре как ее земном главе. Чистоты православной веры она не утратила и основ канонического строя не повредила (в отличие от Католической Церкви, не мыслящей себя без папства, Православная Церковь без патриаршества существовать вполне может), а посему, как и была, так и осталась продолжением богочеловеческого церковного организма на русской земле.

Нелегальная Церковь

Новейший период истории Русской Православной Церкви как организации начался в 1917 г. После падения самодержавия прежний синодальный строй сохраняться уже не мог. Собравшийся впервые за два с лишним века Поместный Собор восстановил патриаршество и принял целый том определений, в соответствии с которыми должна была строиться дальнейшая организационная жизнь Русской Православной Церкви. В частности, в соответствии с этими определениями, каждые три года должны были проводиться всероссийские соборы, патриарх должен был управлять Церковью не единолично, а во главе коллегиальных соуправляющих органов - Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Правящие епископы должны были избираться при участии клириков и мирян епархии, в епархиальном управлении важная роль отводилась избираемым Епархиальным советам, а в приходском - соответственно, советам приходским. Эти определения предполагали, что жизнь Церкви будет протекать в более-менее спокойной обстановке, без вмешательства извне.

Вмешательство, однако, не заставило себя ждать, причем в самой агрессивной форме. Еще во время работы Собора новое советское правительство и его приверженцы на местах развернули открытое гонение на Церковь. Это привело, в частности, к тому, что выборные коллегиальные органы церковного управления вскоре прекратили существование, а после кончины святейшего Тихона в 1925 г. не было возможности избрать и нового патриарха. Во главе Русской Церкви, в соответствии с завещанием патриарха Тихона встал патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский), а через восемь месяцев, после ареста священномученика Петра, в соответствии с его завещанием, заместителем патриаршего местоблюстителя стал митрополит Сергий (Страгородский). Надо заметить, что передача высшей церковной власти с помощью единоличных завещаний не согласуется с канонами, но в чрезвычайной обстановке тех лет церковное сознание спокойно восприняло такой способ сохранения церковно-организационного преемства, тем более что на авторов этих завещаний православные люди смотрели как на выдающихся исповедников.

При этом церковная организация, возглавляемая Московской патриархией, и при патриархе Тихоне, и при митрополите Петре, и поначалу при митрополите Сергии была нелегальной. Это не означает, что она действовала подпольно, но советская власть ее не признавала и всячески препятствовала православной иерархии (в отличие от иерархии обновленческой) исполнять ее канонические обязанности. Стремление добиться для православной церковной организации элементарных прав побудило митрополита Сергия в 1927 г. принять условия легализации, предложенные властью. Условия эти были весьма тяжелыми. Фактически и внешняя и внутренняя церковная деятельность ставилась под контроль органов госбезопасности. В то же время вопросы сугубо вероучительные и канонические советскую власть не волновали, в них она не вмешивалась, не требовала, например, рукополагать епископов пресвитерами, а тем более, признать во Христе две ипостаси или чего-нибудь еще в таком роде.

Удар по Церкви

Компромисс с властью, на который пошел митрополит Сергий, нанес сильный удар по моральному авторитету Московской патриархии, в оппозицию ему стали многие замечательные подвижники, такие как, например, первый, согласно завещанию патриарха Тихона, кандидат в патриаршие местоблюстители митрополит Кирилл (Смирнов). Заключенный глава Русской Православной Церкви митрополит Петр также счел курс своего заместителя неподобающим и призвал его исправить допущенную ошибку. Трагичность ситуации усугублялась тем, что политика митрополита Сергия никакого облегчения Церкви не принесла, гонение только усиливалось, достигнув в годы «большого террора» (1937-1938) небывалого в истории размаха. К началу II Мировой войны Церковь в России организационно была почти полностью разгромлена, на весь СССР оставалось всего четыре архиерея на кафедрах, включая самого митрополита Сергия, и несколько сот действующих храмов.

Однако при всей своей соблазнительности политика митрополита Сергия не сделала возглавляемую им церковную организацию безблагодатной. Московская патриархия и Русская Православная Церковь - это не одно и то же, как не одно и то же Россия и Совнарком. Православное вероучение и основы канонического строя компромиссом митрополита Сергия с властью повреждены не были, а личные грехи иерархов, пусть и высших, остаются их личными грехами, за которые они отвечают перед Самим Богом. Конечно, нет ничего хорошего, когда священнослужитель не имеет должного авторитета у своей паствы, нравственно недостойное поведение может отталкивать от него людей, но само по себе это еще не делает совершаемые через него Таинства безблагодатными. Таково учение Церкви, сформулированное еще во времена полемики с донатистами в IV-V вв.

К этому надо добавить, что о митрополите Сергии есть что сказать и доброго. Он, к примеру, был настоящий монах, никто из его оппонентов не мог бросить ему обвинения в неаскетичности. Имел и многие заслуги как церковный ученый и администратор (не одними политическими вопросами он занимался, будучи и во главе Московской патриархии, а пытался, например, облегчить пути воссоединения со старообрядцами). На компромисс с властью он пошел, исходя из интересов Церкви, хотя и понимаемых достаточно специфично. Высшую церковную власть он получил не из рук безбожных правителей, а был призван к ней патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром, который, хотя и признал его политику ошибочной, но не стал объявлять об отстранении его от должности заместителя местоблюстителя. После мученической кончины митрополитов Петра и Кирилла в 1937 г. никаких других кандидатов в патриаршие местоблюстители, кроме митрополита Сергия, уже не оставалось. Наконец, нельзя умолчать и о том, что сонм новомучеников и исповедников Российских в значительной мере состоит из тех, кто от него, как от главы Московской патриархии, не отделялся.

Возрождение под контролем

Теперь, наконец, мы подходим к 1943 г., когда, по мнению некоторых, «Сталин учредил РПЦ МП». Что собственно тогда произошло? В силу политических причин, вызванных Мировой войной, Сталин осознал, что ему выгоднее не уничтожать церковную организацию, а использовать ее в своих интересах. Этим интересам отвечала внешне сильная Московская Патриархия, выступающая перед всем миром в поддержку политики советского правительства. Тогда-то и был в экстренном порядке созван Архиерейский Собор из 19 человек (к тем, кто пережил «большой террор» на свободе, добавились полтора десятка епископов, освободившихся из мест заключения, и рукоположенных за годы войны). Митрополит Сергий был провозглашен патриархом, был воссоздан Синод, началось планомерное замещение пустующих архиерейских кафедр. Вслед за этим были возрождены, хотя и в ограниченном количестве, духовные школы, ликвидированные еще в первые годы советской власти. Монастыри (за исключением Троице-Сергиевой Лавры, они все находились на территориях, побывавших под немецкой оккупацией) получили право на существование. Военное восстановление организационной структуры Русской Православной Церкви в основном было завершено на Поместном Соборе 1945 г., избравшего Патриарха Алексия I и принявшего «Положение об управлении РПЦ», которое действовало с поправками до 1988 г.

Конечно, давая согласие на возрождение церковной организации, советская власть позаботилась о том, чтобы обеспечить максимальный контроль над ней. Был учрежден специальный Совет по делам РПЦ при СНК СССР. Московская Патриархия должна была согласовывать все вопросы, представляющие интерес для власти, с сотрудниками этого Совета, а на местах архиереи должны были считаться с уполномоченными Совета, которые назначались во все области, где были действующие церкви. Само «Положение об управлении РПЦ» перед тем, как оно было принято Собором, было рассмотрено и допущено Совнаркомом. Конечно, это «Положение» заметно отличалось от постановлений о церковном управлении, принятых Собором 1917-1918 гг.

Перевернутая страница

Значит ли все это, что «Сталин учредил РПЦ МП»? Не значит. Не Сталин ставил во епископов будущих патриархов Сергия и Алексия, свои поставления они получили еще до революции (хиротонию епископа Алексия в 1913 г., кстати, возглавил антиохийский патриарх Григорий IV). Некоторые другие архиереи, участники Соборов 1943 и 1945 гг., были поставлены в патриаршество святейшего Тихона — святитель Лука (Войно-Ясенецкий), например. В юрисдикцию Московской патриархии вернулась и немалая часть из тех, кто в 1920-1930 гг. находился в оппозиции митрополиту Сергию (правда, не многим из них довелось пережить сталинский предвоенный «большой террор»). Самое яркое имя среди них — святитель Афанасий (Сахаров). Были священники, рукоположенные подпольно до войны, после войны вышедшие на открытое служение, например, о. Сергий Никитин - будущий епископ Стефан. Были русские епископы и священники из эмигрантов, также признавшие Московскую Патриархию и воссоединившиеся с ней в 1940-е, например, архиепископ Серафим (Соболев). Никто из них не был сталинской креатурой, как и тысячи других подвижников, которые были и остались членами Русской Православной Церкви, не взирая ни на Сталина, ни на прочих мироправителей.

А то, что внешние формы церковной организации были выстроены в соответствии с требованиями советской власти, значит не так уж много. Эти формы всегда, так или иначе, приспосабливались к условиям существования Церкви. Другие поместные Церкви тоже не избегали подобного рода подстраивания под среду (об одной только Константинопольской патриархии можно на эту тему очень много печального написать - куда больше, чем о патриархии московской). Как только советская власть ослабела, на Поместном Соборе 1988 г. был принят новый «Устав об управлении Русской Православной Церкви», при разработке которого (а разработчиком был архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл - наш нынешний Патриарх) были не в последнюю очередь учтены и постановления Собора 1917-1918 гг. Советская страница истории перевернута, и если были в церковных рядах пособники богоборческой власти, то вовсе не они являются главными героями Русской Церкви ХХ века, а новомученики и исповедники Российские. Можно быть уверенным, что их торжественное прославление в планы Сталина точно не входило. Связь Церкви-организации в России и Церкви - Тела Христова, богочеловеческого организма - не разрушена. Историю Церкви периода коммунистических гонений, конечно, надо изучать, не закрывая глаза и на ее неприятные страницы, но оценивать их нужно трезво и, тем более, не спекулировать ими.

Стамбул объявил Москве войну. Константинопольский предстоятель задумал неслыханную дерзость: понизить Московский патриархат до митрополии, при этом придав киевскому престолу статус «единого русского патриархата». Смысл этой манипуляции в том, чтобы вернуть Фанару давно им утраченный статус вселенского православного арбитра. Вот только выгорит ли это скользкое дельце у святейшего владыки Варфоломея?

Отрядив в Киев двух экзархов для подготовки автокефалии – провозглашения на Украине единой поместной церкви, не соотносящейся с Московским патриархатом, – Варфоломей, похоже, не ожидал, насколько резкой окажется реакция РПЦ. Мало того, что вселенского патриарха перестали поминать в молитвах, что по церковным канонам практически дно, за которым маячит анафема, так вдобавок Москва объявила об угрозе всему мировому православию и о тупике в отношениях с константинопольским престолом. Церковники – не дипломаты, и выражения выбирают куда как пристрастнее, стараясь по возможности избегать резких формулировок. А тут Синод делает беспримерное по резкости заявление, и сложно поверить, что дело здесь в одной только украинской автокефалии.

Чужой успех как повод для зависти

В 1686 году константинопольский патриарх Дионисий признал за Москвой всеобъемлющее право на украинские земли. Таким образом, вслед за воссоединением Украины с Россией, состоявшимся в 1654 году, последовало и восстановление единства Русской православной церкви. Сегодня, как отмечает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, «Константинополь дезавуирует все документы XVII века, по которым киевская митрополия передавалась под крыло Московского патриархата», заодно ставя под сомнение высокий статус Московского патриархата, хотя патриаршество РПЦ даровал не Константинополь, а все поместные церкви. А, кроме того, патриарх Варфоломей, как справедливо подметил украинский политолог Ростислав Ищенко, «вторгся на чужую каноническую территорию, обвинив РПЦ в провокации украинского раскола, фактически поставив на одну доску псевдопатриарха Денисенко, митрополита Онуфрия и патриарха Кирилла». Что же вызвало столь резкий демарш константинопольского престола?

Среди экзархов мирового православия Варфоломей числится первым среди равных. Всё-таки константинопольский престол – старейший в мире. Считается, что основал его апостол Андрей Первозванный. Но «старейший» не означает, что самый богатый и влиятельный. Тут Москва всем православным престолам даст фору. И Варфоломея это бесит, особенно после Всеправославного собора 2016 года, когда патриарх Кирилл справедливо возмутился тем, что экзархи «не так сели». По его мнению, всем надо было сесть за круглый стол, не подчёркивая при этом чью-то большую значимость. А сели в итоге так, что во главе стола оказался Варфоломей. Но то, как сели – это был первый звонок, но не повод. А поводом стало сближение Рима с Москвой. Годами Варфоломей пытался выстроить с Римом особые отношения, подолгу оговаривая каждую мелочь. А у Москвы наладить контакты получилось, считай, на раз-два. И вот уже святейший папа Франциск с патриархом Кириллом встречаются в Гаване, а церкви при этом завязывают диалог, даже не поинтересовавшись, а что же по этому поводу думает Фанар. Обидно, да? Ещё обиднее то, что московский патриарх, даром что церковь в России отделена от государства, всегда в первых рядах президентской свиты. И это всячески афишируется, не говоря уже о полнейшем раздолье для церковного бизнеса, ещё со времён приснопамятного «Софрино». А кем себя чувствует в мусульманском Стамбуле патриарх Варфоломей? Для Реджепа Эрдогана все те, кто живёт в Турции – турки, а значит, и Варфоломей тоже турок, даром что грек. А ведь для грека нет обиды обиднее, чем назвать его турком. И мало того, что президент Турции не зовёт патриарха ко двору, так ещё и подозревает в тайных сношениях с ненавистным оппозиционером Гюленом и с ЦРУ США. Ни о каких материальных подачках, разумеется, и речь не идёт, не говоря о раздолье для бизнеса или о подачках из госбюджета на строительство храмов и прочее разное. А вот ещё штришок: хотя титулование «вселенский патриарх» зафиксировано в ряде международно-правовых актов, Анкара не признаёт за Константинопольским патриархатом статуса «вселенского», а признаёт лишь статус «главы православной общины Турции». А зависть, как известно, чувство страшной разрушительной силы.

Константинопольский престол, бедный, но жадный

Инцидент с «не так сели» помимо прочего высветил весьма неприятное для Варфоломея обстоятельство. С открытым забралом за него ринулась в бой одна только Болгарская церковь. Остальные престолы в лучшем случае сделали постные мины – мол, не наше дело, кто и как сел на соборе. Даже лояльные греки с румынами. А сербы с грузинами как-то не по-доброму на вселенского владыку посмотрели. Ну сербы – понятно. Но почему «за Кирилла» оказались грузины? Они же, кажется, теперь во всём против Москвы? Оказывается, не во всём. Грузинская церковь – одна из старейших. И РПЦ признаёт её пятой по значимости, в то время как константинопольский престол – всего лишь восьмой. Грузины, известное дело, болезненно самолюбивы. Вот вам и всё объяснение. К тому же у вселенского патриарха взаймы не попросишь – в его казне давно сдохла от голода последняя церковная мышь. А в Москве денег – несчитано. И те, кто ведёт себя правильно – вот как эфиопы, к примеру, – всегда могут попросить вспоможение на открытие новых приходов. Говорят, к слову, что за настоящей православной экспансией в Африке последних нескольких лет стоят исключительно московские деньги, но это тема для особого разговора.

Буквально до последнего времени «за Варфоломея» «топила» Элладская церковь. Но назначение двух константинопольских экзархов на Украину неожиданно изменило традиционный расклад: митрополит Китирский и Антикитирский Серафим признал действия Варфоломея ударом по церковным канонам и выразил единодушие с позицией Москвы. В греческом православном сообществе запахло расколом. Маслица подливает тот факт, что многие греки (особенно почему-то понтийские) считают Варфоломея чужаком, «турком», и склонны ориентироваться на церковные купола православной Москвы, а не на минареты мечетей магометанского Стамбула.

Такой вот расклад нынче в православии. Не следует думать, что Москве о нём не известно и для патриарха Кирилла действия его коллеги Варфоломея – «вероломное нападение» на канонические земли московского престола. Скорее это веский повод для ответного демарша, после которого православие если и расколется, то совсем даже не на равные части. В лучшем случае за Варфоломеем окажутся болгары с греками (последние, впрочем, не факт, учитывая демарш митрополита Серафима и явную приязнь священного Афона к Москве). Но если сыграть наверняка, договорившись о мелочах с Анкарой, Варфоломею в Стамбуле будет мало места. Затем-то и смотрит святейший владыка на Киев – с огромной надеждой.

Владимир ШМАЛИЙ, бывший секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии:

– Признаться, я не верил, что Константинополь будет действовать так, как мы видим сейчас. Мой просчёт заключался в переоценке религиозного фактора в мотивах Фанара, в частности того, что там всерьёз относятся к своей роли хранителя единства православия. Греки-националисты с нескрываемой ненавистью относятся к любому упоминанию идеи Треть­его Рима, им видится в этом попытка подрыва идеи восстановления Второго Рима – Константинополя, если не в роли столицы Византийской империи, то хотя бы в роли этакого «православного Ватикана». В свете этой националистической стратегии действия Фанара выглядят совершенно логично. Константинопольский патриархат предпринимал попытки уничтожения московского патриаршества, признав обновленческий раскол. А теперь украинский конфликт и сложное международное положение России позволяют Константинополю нанести резкий и точный удар.

«Символическая юрисдикция» Киева над Россией

Ситуация на Украине такая. Президент Пётр Порошенко, огораживаясь от Москвы по всем направлениям, лелеет мечту о поместной церкви. Но кому давать томос об автокефалии? Украинская православная церковь Московского патриархата об этом не просит. Украинская православная церковь Киевского патриархата – преданные анафеме раскольники, с которыми константинопольскому престолу иметь дело не с руки. Автокефальная церковь – непредставительная и малозаметная. Но для Варфоломея такой расклад как раз на руку. Формируя новую поместную церковь, можно закрыть глаза на то, что в неё двинут иерархи из УПЦ (КП). Снимать анафему – дело хлопотное, но кто мешает сменить вывеску над публичным домом? Зато новая церковь, которую получит в личное управление украинский президент, будет всем обязана вселенскому патриарху. И, не исключено, станет его новым престолом. Тут уж никуда не денешься: будешь ошуюю от Порошенко, как Кирилл от Путина. А украинцы – народ куда более воцерковлённый, чем русские. Так что мысленно Варфоломей уже замер в шаге от настигающего его величия.

А дальше – больше. Есть мнение, что русскому святителю Ионе автокефалия в XV веке перепала, что называется, не по чину. Получить её должна была не Московская Русь, а Литва. Мнение это не то чтобы популярное, но в мировом православии (справедливости ради уточним – в греческом и болгарском) и оно имеет место. А раз так, что имеет смысл переиграть ситуацию: вернуть Москве статус митрополии, а нового русского патриарха венчать на престол в Киеве. Русская православная церковь Киевского патриархата – как вам? Дело за малым – спровоцировать официальный раскол. Чем сегодня Варфоломей не без успеха и занимается. «Не удивлюсь, если Константинопольский патриархат вынашивает планы передачи проектируемой украинской церковной структуре символической юрисдикции над Россией, – отмечает кандидат богословия Владимир Шмалий. – Разумеется, в случае если Варфоломею удастся спровоцировать долгосрочный раскол». «Цель автокефального украинского похода Константинополя, – продолжает эксперт, – не Украина, а «выдавливание» Московского патриархата из содружества православных поместных церквей, в котором Варфоломей желает играть роль не то византийского императора, не то восточного папы. В Фанаре нанесли точный и рассчитанный удар. Если Москва смирится с действиями Константинополя, то она тем самым признает и всю теорию и аргументацию константинопольского престола последних 100 лет. Если же РПЦ (МП) прервёт общение с Константинопольским патриархатом, это будет подано как раскол и будут предприняты действия для закрепления этого статуса».

Украинская автокефалия выгодна не сиюминутно, а с прицелом на века, рассуждает политолог Лев Вершинин, «ибо выводит Фанар с уровня «рудимента» до уровня «вселенского арбитра». Лет через 10–20, что для церкви не срок, юрисдикция Киевского патриархата над московской митрополией станет фактом – сперва «символически», а затем и реально. Остаётся лишь поздравить нынешних семинаристов, которым в зрелые годы предстоит возглавить поместные автокефалии Сибири, Урала и Дальнего Востока».

Ренат КУЗЬМИН, бывший замглавы Совбеза Украины:

– Порошенко собрал с украинских бизнесменов 25 млн долларов, чтобы «подмазать» Варфоломея и ускорить предоставление автокефалии. Но из собранных 25 млн 15 куда-то пропали – ничего святого. В Стамбуле об этом узнали, и Варфоломей не приехал в Киев на празднование 1030-летия крещения Руси. Но Порошенко деньги вернул, заодно устроив в июле встречу главы американо-украинской епархии Константинопольского патриархата Димитрия с госсекретарём Майком Помпео. Вероятно, какие-то обещания были даны и Варфоломею лично – он, как известно, грезит о том, чтобы перебраться из недружественного Стамбула в Киев. Перспектива кровопролития на Украине, таким образом, Варфоломея вовсе не пугает.

Варфоломей «три процента»

Такие дела. Если повезёт Варфоломею, сидеть ему не в Стамбуле, а в Киеве и возглавлять «вселенскую русскую православную церковь» с московским митрополитом на посылках. Но ежели Гос­подь будет милостив к Кириллу, то всё будет наоборот, и русский предстоятель если и не станет «всемирным» по титулу, то уж точно займёт место во главе стола на следующем Всеправославном соборе. В Риме уже потирают руки, предвкушая, как затрещат православные митры, и прикидывают, кого выгоднее поддержать в споре, Стамбул или Москву. Но, судя по тому, как заспешил папа на встречу в Гаване два года назад, позабыв обо всех сепаратных договорённостях с константинопольским предстоятелем, выбор, пожалуй, очевиден. Вот только как этот выбор воспримет паства РПЦ (МП)?

И ещё вопрос: а чем обернётся обострение в православном мире для Украины? И без него ситуация там критическая: того и гляди киевский расстрига Филарет призовёт захватывать церкви Московского патриархата. А московские попы в Киеве, отличающиеся завидным смирением, когда дело касается русского языка, вмиг теряют терпение, когда речь заходит о церковной собственности. Украинская паства – нервная, дважды звать ратовать её не придётся. Пока Московский патриархат делал вид, что далёк от политики, но на фоне «развода» с константинопольским престолом и перспективы возвышения Киева отношение может в корне измениться – вплоть до формирования православных народных дружин. «Для Украины действия Варфоломея однозначно означают религиозную войну, в которой прольются уже не ручьи, как до сих пор, а реки крови, – констатирует политолог Ростислав Ищенко. – Украинское государство в результате будет уничтожено, и на Фанаре понимают, что провоцируют страшный религиозный конфликт, выступая при этом на стороне раскольников и сектантов против истинных православных».

Чем завершится нынешнее противостояние в православном мире, не берётся предсказать никто. Казалось бы, Москве следовало бы действовать сдержаннее – во всяком случае принимая во внимание перспективы того, о чём выше предупреждает Ищенко. Но, кажется, российские иерархи решили идти до конца – слишком заманчива перспектива «уделать» константинопольский престол раз и навсегда. «Варфоломей фактически наделил себя всеми правами папы римского, то есть явно провозгласил ересь и совершил отклонение от православной веры, – провозглашает член Синодальной библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Анд­рей Новиков. – А ведь константинопольский престол представляет всего лишь 3% православной земли!» В общем, правда, как всегда, за нами. Ну а как в итоге Бога поделят – разве это так уж существенно?

В специальном материале, посвященном современному состоянию церкви, БГ изучил разные аспекты жизни РПЦ - от экономики приходов и православного искусства до быта священников и внутрицерковного инакомыслия. А кроме того, опросив экспертов, составил краткую блок-схему устройства РПЦ - с основными героями, институциями, группировками и меценатами

Патриарх

Глава Русской православной церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» (но с точки зрения христианского богословия глава церкви - Христос, а патриарх - предстоятель). Его имя поминается во время главного православного богослужения, литургии, во всех храмах РПЦ. Патриарх де-юре подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам: он «первый среди равных» епископов и управляет только Московской епархией. Де-факто же церковная власть очень сильно централизована.

Русскую церковь не всегда возглавлял патриарх: его не было с крещения Руси в 988 году до 1589 года (управлялась митрополитами Киевскими и Московскими), с 1721 до 1917 года (управлялась «Ведомством православного исповедания» - Синодом во главе с обер-прокурором) и с 1925 до 1943 года.

Священный синод занимается кадровыми вопросами - в том числе избранием новых епископов и перемещением их из епархии в епархию, а также утверждением состава так называемых патриарших комиссий, занимающихся канонизацией святых, делами монашества и проч. Именно от имени Синода осуществляется главная церковная реформа патриарха Кирилла - разукрупнение епархий: епархии делятся на более мелкие - считается, что так ими легче управлять, а епископы становятся ближе к народу и к духовенству.

Синод cозывается несколько раз в год и состоит из полутора десятков митрополитов и епископов. Двое из них - управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион - считаются самыми влиятельными людьми в патриархии. Глава Синода - патриарх.

Коллегиальный высший орган управления церковью. В нем представлены все слои церковного народа - делегаты от епископата, белого духовенства, монахов обоих полов и мирян. Поместным собор называется, чтобы отличить его от Вселенского, на котором должны собираться делегаты от всех шестнадцати православных церквей мира для решения общеправославных вопросов (однако Вселенский собор не проводился с XIV века). Считалось (и было закреплено в уставе церкви), что именно поместным соборам принадлежит высшая власть в РПЦ, фактически же за прошедшее столетие собор созывался только для выборов нового патриарха. Эта практика была окончательно узаконена в новой редакции устава РПЦ, принятой в феврале 2013 года.

Разница не просто формальная: идея Поместного собора - в том, что в церковь входят люди разных званий; хотя они и не равны друг другу, но церковью становятся только вместе. Эту идею принято называть соборностью, подчеркивая, что такова природа именно православной церкви, в отличие от католической с ее жесткой иерархией. Сегодня эта идея все менее популярна.

Съезд всех епископов Русской церкви, который проходит не реже чем раз в четыре года. Именно Архиерейский собор решает все главные церковные вопросы. За три года патриаршества Кирилла число архиереев увеличилось примерно на треть - сегодня их около 300. Работа собора начинается с доклада патриарха - это всегда самая полная (в том числе и статистическая) информация о состоянии дел в церкви. На заседаниях, кроме архиереев и узкого круга сотрудников патриархии, не присутствует никто.

Новый совещательный орган, создание которого стало одним из символов реформ патриарха Кирилла. По задумке - крайне демократический: в него входят эксперты-специалисты из разных областей церковной жизни - епископы, священники и миряне. Есть даже несколько женщин. Состоит из президиума и 13 тематических комиссий. В Межсоборном присутствии готовят проекты документов, которые потом обсуждаются в открытом доступе (в том числе в специальном сообществе в «Живом журнале»).

За четыре года работы самые громкие дискуссии разгорелись вокруг документов о церковнославянском и русском языке богослужения и положения о монашестве, которое посягало на устройство жизни монашеских общин.

Новый, довольно загадочный орган церковного управления, создан в 2011 году в ходе реформ патриарха Кирилла. Это своего рода церковный кабинет министров: в него входят все руководители синодальных отделов, комитетов и комиссий, возглавляет ВЦС патриарх. Единственный орган высшего церковного управления (кроме Поместного собора), в работе которого принимают участие миряне. На заседания ВЦС не допускается никто, кроме членов совета, его решения никогда не публикуются и строго засекречены, узнать о ВЦС хоть что-нибудь можно только из официальных новостей на сайте патриархии. Единственное публичное решение ВЦС - заявление после оглашения приговора Pussy Riot, в котором церковь дистанцировалась от решения суда.

У церкви есть своя судебная система, состоит она из судов трех инстанций: епархиального суда, Общецерковного суда и суда Архиерейского собора. Она занимается вопросами, которые не входят в компетенцию светского правосудия, то есть определяет, влечет ли проступок священника канонические последствия. Так, священник, даже по неосторожности совершивший убийство (например, в ДТП), может быть оправдан светским судом, но должен будет снять с себя сан. Впрочем, в большинстве случаев до суда дело не доходит: прещения (наказания) к клирикам применяет правящий архиерей. Но если священник не согласен с наказанием, то может обратиться в Общецерковный суд. Как проходят эти суды, неизвестно: заседания всегда закрытые, ход заседания и аргументы сторон, как правило, не обнародуются, хотя решения всегда публикуются. Нередко в тяжбе архиерея со священником суд становится на сторону священника.

При Алексии II возглавлял Управление делами Московской патриархии, был главным соперником митрополита Кирилла на выборах патриарха. Ходят слухи о том, что Администрация президента ставила именно на Климента и что его связи в кругах, близких Путину, остаются. После поражения получил в управление издательский совет патриархии. При нем был введен обязательный гриф издательского совета для книг, продающихся в церковных лавках и через церковные сети распространения. То есть де-факто была введена цензура, к тому же оплачиваемая, так как издатели платят совету за рецензирование своих книг.

Церковное министерство финансов под руководством епископа Подольского Тихона (Зайцева); абсолютно непрозрачная институция. Тихон известен тем, что создал систему тарифной сетки взносов, которые храмы отчисляют в патриархию в зависимости от их статуса. Главное же детище епископа - так называемая программа «200 храмов» по ударному возведению двухсот храмов в Москве. Восемь из них уже построено, в ближайших планах значится еще 15. Под эту программу бывший первый заммэра Москвы Владимир Ресин был назначен советником Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства.

Фактически - министерство специального духовного образования: ведает духовными семинариями и академиями. Руководит учебным комитетом архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии. Комитет пытается договориться с государством об аккредитации духовных школ как вузов и переходе на Болонскую систему - процесс идет непросто. Недавняя внутрицерковная инспекция показала, что из 36 семинарий только 6 в состоянии стать полноценными вузами. При этом патриарх Кирилл, придя к власти, запретил рукополагать в священники кандидатов, не окончивших семинарию. Также в РПЦ есть несколько вузов для мирян. Самый известный из них - Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где учатся на филологов, историков, богословов, социологов, искусствоведов, педагогов и т.д.

19 лет проработал в ведомстве митрополита Кирилла, а до этого - у митрополита Питирима в издательском отделе. Занимался преимущественно межхристианскими отношениями и экуменизмом, регулярно ездил в загранкомандировки и был вхож в самые разнообразные церковные и политические круги мира. В 2009 году, после ревностного участия в избирательной кампании патриарха Кирилла, получил в распоряжение новый синодальный отдел - по взаимоотношениям церкви и общества. Многие ждали, что Чаплина сразу сделают епископом, однако этого не случилось даже спустя 4 года. Чаплин покровительствует разным общественным и церковно-общественным группам, начиная от Союза православных женщин и заканчивая байкерами. Регулярно делает скандальные заявления в СМИ.

Управляющий делами - одна из самых статусных должностей в Русской православной церкви. Два патриарха - Пимен и Алексий II - и один глава автономной церкви - митрополит Киевский Владимир (Сабодан) - были перед своим избранием управляющими делами. Однако предыдущему управделами, митрополиту Клименту, должность не помогла занять патриаршую кафедру. Сегодня Управлением делами руководит митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, а его заместителем и руководителем контрольно-аналитической службы стал архимандрит Савва (Тутунов), которого журналисты называют инквизитором. Именно в ведомство отца Саввы стекаются доносы и сигналы о неблагополучии в приходах. Новость о том, что в епархию едет делегация во главе с архимандритом, вызывает на местах трепет. Архимандрит Савва вырос в Париже, учился математике в Университете Париж-Юг и был пострижен в монахи. Потом приехал в Россию учиться в духовной академии, был замечен и к 34 годам сделал стремительную церковную карьеру. Входит в ближайший круг помощников патриарха по управлению епархиями и подготовке документов, регулирующих управление церковью.

Главный в РПЦ по благотворительности. Еще в 1990-е руководил социальной работой в Московской епархии, создал сестричество, училище сестер милосердия. Был настоятелем храма Cвятого царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При Кирилле стал епископом и возглавил Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению. В его ведении находятся церковные больницы, богадельни, программы помощи наркозависимым и многое другое. Прославился его отдел во время пожаров 2010 года, когда на его базе был развернут московский штаб сбора помощи погорельцам и добровольцам, работавшим на тушении.

Возглавляет Синодальный информационный отдел (СИНФО), нечто среднее между пресс-службой церкви (у патриарха есть личная пресс-служба) и Администрацией президента. Легойда - единственный «пиджачник» в Высшем церковном совете и среди руководителей синодальных отделов (так в церкви называют мирян, затесавшихся на высокие церковные должности). До того как возглавить СИНФО, работал завкафедрой международной журналистики МГИМО и больше 10 лет издавал православный глянцевый журнал «Фома». СИНФО занимается церковным пиаром и готовит специально для патриарха мониторинг СМИ и блогов. Кроме того, ведомство Легойды проводит в регионах тренинги для церковных журналистов и работников епархиальных пресс-служб.

Митрополит Иларион считается одним из наиболее близких к патриарху Кириллу и влиятельных архиереев. Он из интеллигентной московской семьи, учился в Московской консерватории, Духовной академии, стажировался в Оксфорде. Богослов, телеведущий, руководитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры, композитор: основанный им Синодальный хор (руководитель - школьный друг митрополита) исполняет его произведения по всему миру. Возглавляемый Иларионом ОВЦС - это «церковный МИД», который занимается контактами с другими православными и христианскими церквями, а также межрелигиозными отношениями. Им всегда руководили самые амбициозные и известные архиереи. Будущий патриарх Кирилл возглавлял ОВЦС 20 лет - с 1989-го по 2009-й.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

наместник Сретенского монастыря

В больших городах играет значительную роль в церковной жизни. Часть этой интеллигенции - члены или дети членов нелегальных церковных общин, существовавших в советское время. Во многом именно они обеспечивают преемственность традиционных форм церковной жизни. Православный Свято-Тихоновский университет, одно из крупнейших православных учебных заведений в мире, был создан в начале 1990-х одним из таких интеллигентских кругов. Но сегодня интеллигенция последовательно критикует ту становящуюся де-факто официальной идеологию, которую можно назвать православно-патриотической. Церковная интеллигенция чувствует себя отторгнутой и невостребованной, хотя некоторые ее представители работают в Межсоборном присутствии.

Настоятель храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной, напротив Кремля. Когда-то начинал алтарником у Александра Меня, потом стал духовным чадом знаменитого старца Иоанна Крестьянкина; несколько лет был настоятелем деревенского храма в Курской области, куда к нему ездила московская интеллигенция. Известность получил в качестве духовника Светланы Медведевой, которая задолго до того, как стать первой леди, начала ходить в Софийский храм. Старостой в приходе отца Владимира работает актриса Екатерина Васильева, а сын Васильевой и драматурга Михаила Рощина Дмитрий служит священником в другом храме, где настоятелем также числится Волгин. Одна из самых ревностных прихожанок - жена Ивана Охлобыстина Оксана с детьми. Несмотря на богемный состав прихода, протоиерей Владимир Волгин слывет чуть ли не самым строгим духовником Москвы. Его приход полон многодетных семей.

Один из самых влиятельных белых священников (не монахов) в Русской церкви. Очень популярен среди паствы: сборники его проповедей в виде книг, аудио- и видеозаписей расходятся с 1990-х годов миллионными тиражами. Один из самых популярных православных комментаторов в СМИ. Ведет свой видеоблог и передачу на православном телеканале «Спас». Один из главных выразителей православно-патриотической идеологии. При патриархе Алексии протоиерея Димитрия в шутку называли «настоятель всея Москвы», потому что он был настоятелем одновременно восьми храмов. Он же произносил прощальное слово на отпевании патриарха Алексия. При Кирилле у него забрали один из крупных храмов - Святителя Николая в Заяицком - и в марте 2013 года освободили от должности председателя Синодального отдела по связям с вооруженными силами, которым он руководил с самого его основания в 2000 году, отвечая за введение в армии института капелланов. Главный борец с абортами и контрацепцией; гордится, что у него на приходе рождаемость «как в Бангладеш».

Прихожане церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, которая находится напротив храма Христа Спасителя, между Домом на набережной и «Красным Октябрем», создавшие новый милитаристский православный стиль. Крепкие мужики в берцах и майках «Православие или смерть». Крайние консерваторы, выступают против ИНН, биометрических паспортов, ювенальной юстиции и современного искусства. Почитают неканонизированных святых, в том числе погибшего в Чечне солдата Евгения Родионова.

Церковные бюджеты на всех уровнях держатся на пожертвованиях благотворителей. Это самая закрытая сторона церковной жизни.

Крупные (и публичные) церковные спонсоры

Владелец компании «Ваш финансовый попечитель» и агрохолдинга «Русское молоко». Спонсирует строительство храмов, выставки иконописи и пр. Сотрудников заставляет слушать курсы православной культуры, велел всем замужним и женатым работникам обвенчаться. Освятил на территории своего предприятия часовню в честь Ивана Грозного, которого в Русской церкви не канонизировали и не собираются.

Президент ОАО «РЖД» - председатель попечительского совета Фонда святого Андрея Первозванного (ФАП), который финансировал принесение в Россию мощей святой великой княгини Елизаветы Федоровны, десницы Иоанна Крестителя, мощей апостола Луки и пояса Пресвятой Богородицы. ФАП также оплачивает поездки випов за благодатным огнем в Иерусалим, программу возрождения Марфо-Мариинской обители в Москве, на его средства построены несколько храмов во имя святого Александра Нев-ского на границах России.

Основатель инвестиционного фонда Marshall Capital и основной миноритарий «Ростелекома». Созданный им Фонд святителя Василия Великого финансирует московские и подмосковные храмы, реставрацию монастырей, оплатил ремонт здания ОВЦС. Главное детище фонда - гимназия Василия Великого, элитное учебное заведение в подмосковной деревне Зайцево, стоимость обучения в которой составляет 450 тысяч рублей в год.

Вадим Якунин и Леонид Севастьянов

Председатель совета директоров фармкомпании «Протек» и член совета директоров этого ОАО основали Фонд святителя Григория Богослова. Фонд содержит синодальный хор, общецерковную аспирантуру, финансирует некоторые проекты ОВЦС (преимущественно заграничные поездки митрополита Илариона), организует выставки икон в разных странах. На балансе фонда - православная гимназия в Муроме и программа возрождения святынь Ростова Великого.

Ранее неизвестная церковной общественности молодежь, которая использует радикальные формы публичных манифестаций (перформансы, акции) для «защиты православия». Некоторые священники, в том числе и протоиерей Всеволод Чаплин, весьма благосклонно относятся к агрессивному активизму. И даже налеты на офис партии «Яблоко» и Дарвиновский музей не вызывали однозначного осуждения со стороны официальных церковных властей. Лидер активистов - Дмитрий «Энтео» Цорионов.

В 1990-х - начале 2000-х был самым ярким и успешным церковным миссионером, ездил с лекциями о православии по всей стране, организовывал диспуты, участвовал в ток-шоу на телевидении. Написал несколько богословских работ, в частности - о разоблачении учения Рерихов. Больше 15 лет преподает на философском факультете МГУ, на его лекциях обычно негде сесть. Зимой 2008–2009 годов активно агитировал за избрание митрополита Кирилла патриархом, писал разоблачительные статьи о его главном конкуренте на выборах - митрополите Клименте. За это после избрания патриарх наградил его почетным саном протодиакона и дал поручение написать учебник «Основы православной культуры» для 4–5-х классов школ. Именно учебник Кураева рекомендован Министерством образования как основное пособие по курсу ОПК. Однако в 2012 году протодиакон стал все чаще расходиться с позицией церковных чиновников. В частности, сразу после выступления Pussy Riot в храме Христа Спасителя призвал «накормить их блинами» и отпустить с миром; в ходе суда неоднократно напоминал о милосердии. После этого стали говорить о том, что Кураев впал в немилость. Присутствие его в СМИ существенно сократилось, но блог в ЖЖ остается самым популярным блогом священнослужителя.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Считается одним из лидеров церковных либералов (несмотря на традиционность и даже консервативность богословских взглядов). Отчасти это связано с составом прихода: интеллигенция, художники, музыканты. Но во многом - с выступлениями отца Алексия в СМИ. В 2011 году он опубликовал на сайте «Православие и мир» текст «Немолчащая церковь» о приоритете нравственного начала в отношениях церкви с народом и государством, предсказав проблемы, с которыми церковь столкнулась в следующие годы. После этой статьи развернулась дискуссия о месте интеллигенции в церкви. Главным оппонентом отца Алексия выступил протоиерей Всеволод Чаплин, утверждающий, что интеллигенция - это евангельские фарисеи.

Почему и в чем МП ересь и лжецерковь?

Начнем с самого главного - названия. Русская Православная Церковь никогда не существовала в истории. До 1917 года была Российская Церковь (полностью называлась Греко-Российская Поместная Православная Восточная Церковь). Примерно 100 (даже больше) лет до Революции на Руси не было Патриарха. Царь Николай Александрович предлагал себя в качестве Патриарха (а в конце истории так и будет, что наш Царь будет к тому же и Главой Церкви Российской) - однако тогдашние Церковники (среди них будущие ересиархи) отказались сделать это.

В РПЦ МП две главные основные Ереси:
1. ИмяБогоборчество.
2. Сергианство. С оправданием Советской Власти и Тирана-Сталина.

Есть эклезиологические ереси (от греческого слова εκλεσσια - церковь, как собрание Верующих):
3. Нарушение догмата о непогрешимости Церкви
4. экуменизм, механически соединяющий все еретические сборища воедино
5. экуменизм, разделяющий Церковь на различные ветви, в которых якобы хранится раздробленная на части истина и благодать
6. церковный модернизм и обновленчество
7. календарная ересь или новостильничество (в основном, для зарубежных приходов "МП")
8. Ересь автоматизма, исповедующая, что благодать Божия проходит через иерархов церкви автоматически, не взирая на их ереси, заблуждения, нечестие и тяжкие грехи
9. Ересь цареборчества, извращающая учение Церкви о царском служении
10. Ересь царепоклонства, приписывающая царю несуществующее искупление своего народа
11. Ересь неожидовствующих, провозглашающая единство христиан с сынами синагоги и заимствующая некоторые идеи отступнического иудаизма
12. Ересь жидоедства, провозглашающая евреев виновниками всех бед российского народа и исповедующая зоологический антисемитизм
13. Ересь русского национализма, поставляющая нацию выше и главнее Церкви
14. Ересь патриотизма, поставляющая земное отечество и его интересы превыше Церкви и небесного Отечества
15. Ересь практического сослужения с осужденными Церковью еретиками и "богословского"оправдания этих сослужений

Есть частные мнения и ереси определенных лже-епископов и лже-священников этой лже-церкви:

антиапокалипсизм, уверяющий, что не надо читать и думать о событиях кончины мира сего, ибо до этих событий еще очень много времени;

ложный апокалипсизм, утверждающий что ИНН и штрих-коды являются печатью зверя и что должно ревностно бороться с этими явлениями;

ложная соборность, считающая, что соборность Церкви проявляется в собраниях епископов или иерархии и мирян;

ересь софианства;

ереси "протоиерея" А.Меня;

ереси профессора МДА Осипова;

ереси "священника" Г.Кочеткова;

различные мнения протестанствующих еретиков, гностиков, агностиков и прочих лжеучителей

К тяжким деяниям "иерархов" "МП" относится:

сотрудничество со спецорганами безбожного государства и подчинение им в качестве агентов;

продажа таинств и обрядов за деньги;

грех симонии (поставление в сан за мзду) и поставления в сан посредством указания безбожных властей;

оправдание некоторыми "епископами" и "благословение" деятельности экстрасенсов и народных "целителей (т.е. колдунов). К таковым относился, например, Иоанн Снычем;

младостарчество и псевдостарчество;

насаждение обрядоверия;

оправдание старообрядческого раскола;

допущение в храмах "МП" причащаться римо-католикам, поминание за службами папы Римского, позволение служить католическим священникам и прочим еретикам;

ложная канонизация несвятых лиц;

поклонение бесовским явлениям под видом массовых мироточений иконочек и фотографий;

ложный экзорцизм;

неполное погружение при крещении;

отсутствие должной проповеди, научающей покаянию и спасению;

одобрение и распространение еретической литературы;

занятие иерархами мирским бизнесом, в том числе водочным, табачным, нефтяным, недвижимостью, алмазами и ювелирными изделиями;

торговля вещами в храмах;

содомия и ритуальная содомия у епископов, в монастырях и среди белого "духовенства";

поминовения о здравии и упокоении советских и прочих безбожных лидеров;

попрание изображений крестов и употребление ложных символов в храмах(пентаграмма, гексаграмма и т.д.).

Так что, как видим, список послужной у РПЦ МП огромный. К пунктам 12-14 есть определенное примечание, хотя в принципе - здесь всё должно быть сразу понятно.

Loading...Loading...