Генетическая связь Генетический ряд это цепочка, объединяющая вещества разных классов, являющихся соединениями одного элемента и связанных взаимопревращениями. Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений

Тема: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ металлами и неметаллами и их соединений. 9-класс.

Цели: образовательные: закрепить понятия «генетический ряд», «генетическая связь»; научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований;развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций; воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения.

Обеспечение занятия: таблицы «Периодическая система», «Таблица растворимости», «Ряд активности металлов», инструкции для студентов, задания для проверки знаний.

Ход работы: 1) Орг. момент

2) Проверка д/з

3) Изучение нового материала

4) Закрепление

5) Д/З

1) Орг. момент. Приветствие.

2) Проверка д/з.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1 . Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→K 2 O→KOH→KCl

2 . Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO→Cu

1 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Na 3 PO 4

2 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→

кислотный оксид→неметалл

Например, Si SiO 2 Na 2 SiO 3 H 2 SiO 3 SiO 2 Si

Фронтальная беседа по вопросам:

Что такое генетическая связь?Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.Что такое генетический ряд?

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Какие виды генетических рядов принято выделять?Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл →основный оксид → щёлочь → соль

например, генетический ряд калия K → K 2 O → KOH→ KCl

б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл

например: Cu→ CuO → CuCl 2 → Cu(OH) 2 → CuO → Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.

Например: P→ P 2 O 5 → H 3 PO 4 →Na 3 PO 4

б) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл → кислотный оксид → соль→ кислота → кислотный оксид → неметалл

Например: Si→ SiO 2 → Na 2 SiO 3 → H 2 SiO 3 → SiO 2 → Si

Выполнение заданий по вариантам:

1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, объясните свой выбор, опираясь на знание признаков состава данного класса соединений. Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите.

6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций.

9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций.

10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

Вариант 1

Вариант 2

CaO

HNO 3

Fe(OH) 3

N 2 O

Zn(NO 3 ) 2

Cr(OH) 3

H 2 SO 3

H 2 S

PbO

LiOH

Ag 3 PO 4

P 2 O 5

NaOH

ZnO

CO 2

BaCl 2

HCl

H 2 CO 3

H 2 SO 4

CuSO 4

Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO 4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH) 2 : II вариант: Na 2 SO 4, NaOH , Na , Na 2 O 2 , Na 2 O

4) Закрепление1. Al Al 2 O 3 AlCl 3 Al ( OH ) 3 Al 2 O 3

2. P P 2 O 5 H 3 PO 4 Na 3 PO 4 Ca 3 ( PO 4 ) 2

3. Zn→ZnCl 2 →Zn(OH) 2 →ZnO→Zn(NO 3 ) 2

4.Cu →CuO→CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO→Cu

5.N 2 O 5 →HNO 3 →Fe(NO 3 ) 2 →Fe(OH) 2 →FeS→FeSO 4

5)Домашнее задание: составьте схему постепенного перехода от кальция к карбонату кальция и подготовьте сообщение об использовании в медицине любой соли (используя дополнительную литературу).


Инструкция для обучающихся по заочному курсу «Общая химия для 12 класса» 1. Категория обучающихся: материалы данной презентации предоставляются обучающемуся для самостоятельного изучения темы «Вещества и их свойства», из курса общей химии 12 класса. 2. Содержание курса: включает 5 презентаций тем. Каждая учебная тема содержит четкую структуру учебного материала по конкретной теме, последний слайд контрольный тест – задания для самоконтроля. 3. Срок обучения по данному курсу: от одной недели до двух месяцев (определяется индивидуально). 4. Контроль знаний: учащийся предоставляет отчет о выполнении тестовых заданий – лист с вариантами заданий, с указанием темы. 5. Оценивание результата: «3» - выполнено 50% заданий, «4» - 75%, «5» % заданий. 6. Результат обучения: зачет (незачет) изученной темы.




Уравнения реакций: 1. 2Cu + о 2 2CuO оксид меди (II) 2. CuO + 2 HCl CuCl 2 + Н 2 О хлорид меди (II) 3. CuCl NaOH Cu(OH) Na Cl гидроксид меди (II) 4. Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 CuSO 4 + 2Н 2 О сульфат меди (II)






Генетический ряд органических соединений. Если в основу генетического ряда неорганической химии составляют вещества, образованные одним химическим элементом, то основу генетического ряда в органической химии составляют вещества с одинаковым числом атомов углерода в молекуле.




Схема реакций: Каждой цифре над стрелкой соответствует определенное уравнение реакции: этаналь этанол этен этан хлорэтан этин Уксусная (этановая) кислота


Уравнения реакций: 1. С 2 Н 5 Cl + H 2 O С 2 Н 5 OH + HCl 2. С 2 Н 5 OH + O СН 3 СН O + H 2 O 3. СН 3 СН O + H 2 С 2 Н 5 OH 4. С 2 Н 5 OH + HCl С 2 Н 5 Cl + H 2 O 5. С 2 Н 5 Cl С 2 Н 4 + HCl 6. С 2 Н 4 С 2 Н 2 + H 2 7. С 2 Н 2 + H 2 O СН 3 СН O 8. СН 3 СН O + Ag 2 O СН 3 СOOH + Ag

Данный урок посвящен обобщению и систематизации знаний по теме «Классы неорганических веществ». Учитель расскажет, как из веществ одного класса можно получить вещество другого класса. Полученные знания и умения пригодятся для составления уравнений реакций по цепочкам превращений.

В ходе химических реакций химический элемент не исчезает, атомы переходят из одного вещества в другое. Атомы химического элемента как бы передаются от простого вещества к более сложному, и наоборот. Таким образом, возникают так называемые генетические ряды, начинающиеся простым веществом - металлом или неметаллом - и заканчивающиеся солью.

Напомню вам, что в состав солей входят металлы и кислотные остатки. Итак, генетический ряд металла может выглядеть таким образом:

Из металла в результате реакции соединения с кислородом можно получить основный оксид, основный оксид при взаимодействии с водой дает основание (только, если это основание - щелочь), из основания в результате реакции обмена с кислотой, солью или кислотным оксидом можно получить соль.

Обратите внимание, такой генетический ряд подходит только для металлов, гидроксиды которых являются щелочами.

Запишем уравнения реакций, соответствующих превращениям лития в его генетическом ряду:

Li → Li 2 O → LiOH→ Li 2 SO 4

Как вы знаете, металлы при взаимодействии с кислородом, как правило, образуют оксиды. При окислении кислородом воздуха литий образует оксид лития:

4Li + O 2 = 2Li 2 O

Оксид лития, взаимодействуя с водой, образует гидроксид лития - растворимое в воде основание (щелочь):

Li 2 O + H 2 O = 2LiOH

Сульфат лития можно получить из лития несколькими способами, например, в результате реакции нейтрализации с серной кислотой:

2. Химическая информационная сеть ().

Домашнее задание

1. с. 130-131 №№ 2,4 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под.ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

2. с.204 №№ 2, 4 из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .

Цели и задачи урока :

    Познакомиться с понятием «генетическая связь».

    Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

    Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

    Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

    Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

    Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

    Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

    Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

    Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

    Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

    Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Компетенции:

Познавательные умения : систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения : осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения : строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

Тип урока :

    по дидактической цели: урок актуализации знаний;

    по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, - это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя

Ответы: MgO, Na 2 SO 4 , H 2 S слайд 3

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4

неметаллы

гидроксиды

Бескислородные кислоты

Дают название выбранному веществу («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

Ответы: слайд 5

1. медь, магний;

4. фосфорная;

5. карбонат магния, сульфат натрия

7. соляная

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы урока совместно с учащимися.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).

(для сильных уч-ся)CaO, Р 2 O 5 , MgO, Р, H 3 РO 4 , Ca, Na 3 РO 4 , Ca(OH) 2 , NaOH, CaCO 3 , H 2 SO 4

(Для слабых уч-ся)CaO, CO 2 , C, H 2 CO 3 , Ca, Ca(OH) 2 , CaCO 3 слайд 6

Ответы: слайд 7

Р Р2O5 H3РO4 Na3 РO4

Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3

Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).

Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8 . Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

2.Давайте дадим определение генетическая связь.

Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10

Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11

1.Вещества разных классов;

2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;

3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1. 2 Cu+O 2 → 2 CuO 2. CuO+ 2HCI→ СuCI 2 3. СuCI 2 +2NaOH→ Сu(OH) 2 +2NaCI

4.Сu(OH) 2 CuO +H 2 O

4.Рассмотреть примеры генетической связи неМе.

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P 2 O 5 →H 3 PO 4 →Сa 3 (PO 4) 2
1. 4P+5O 2 → 2P 2 O 5 2. P 2 O 5 + H 2 O→ 2H 3 PO 4 3. 2H 3 PO 4 +3 Ca(ОН) 2 → Ca 3 (PО 4) 2 +6 H 2 O

5.Составление генетического ряда. Слайд 14

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль

О 2 , +Н 2 О, + НCI

4K+О 2 = 2K 2 O K 2 O +Н 2 О= 2KOH KOH+ НCI= KCl слайд 15

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

5.Выполнение упражнений диф-но (самопроверка). Слайд 15

Si+O 2 = SiO 2 SiO 2 +2NaOH= Na 2 SiO 3 + H 2 O Na 2 SiO 3 + 2НCI= H 2 SiO 3 +2NaCI H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O

SiO 2 +2Mg=Si+2MgO

1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)

Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16



Самопроверка.

4AI+ 3О 2 = 2AI 2 O 3 AI 2 O 3 + 6НCI= 2AICI 3 + 3Н 2 О AICI 3 + 3NaOH= AI(OH) 3 +3NaCI

AI(OH) 3 = AI 2 O 3 + Н 2 О слайд 17

Задание 2. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Слайд 18

Самопроверка.

2Ca+О 2 =2CaO CaO+Н 2 О =Ca(OH) 2 Ca(OH) 2 +2 НCI=CaCI 2 + 2 Н 2 О CaCI 2 +2AgNO 3 =Ca(NO 3) 2 +2AgCI слайд 19

2.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

О 2 +Н 2 О +NaOH

S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3 или облегченный вариант

S+ О 2 = SO 2 +Н 2 О= H 2 SO 3 +NaOH =

SO 2 +Н 2 О= H 2 SO 3

H 2 SO 3 +2NaOH = Na 2 SO 3 +2H 2 O

IV . Закрепление ЗУН

Вариант 1.

Часть А.

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

а) CO 2 б)CO в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а) Na 2 O б)Na 2 O 2 в)H 2 O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl 2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH) 2 б)CuSO 4 и Cu(OH) 2 в)CuCO 3 и Cu(OH) 2 г) Cu (OH ) 2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

Э → Э 2 О 5 → Н 3 ЭО 4 → Na 3 ЭO 4 а)N б) Mn в) P г)Cl

Часть В.

    Fe + Cl 2 A) FeCl 2

    Fe + HCl Б) FeCl 3

    FeO + HCl В) FeCl 2 + H 2

    Fe 2 O 3 +HCl Г)FeCl 3 + H 2

Д) FeCl 2 + H 2 O

Е) FeCl 3 + H 2 O

1 Б,2 А,3Д,4Е

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С.

1.Осуществить схему превращения веществ:Fe →FeO → FeCI 2 → Fe(OH) 2 → FeSO 4

2Fe+O 2 =2FeO FeO+2HCI= FeCI 2 + H 2 O FeCI 2 + 2NaOH= Fe(OH) 2 +2NaCI

Fe(OH) 2 + H 2 SO 4= FeSO 4 +2 H 2 O

Вариант 2.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca 3 (PO 4) 2 а) P 2 O 5 б) P 2 O 3 в)CaO г)O 2

а)Ca б) CaO в)CO 2 г)H 2 O

4.В схеме превращения: MgCl 2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH) 2 б)MgSO 4 и Mg(OH) 2 в)MgCO 3 и Mg(OH) 2 г) Mg (OH ) 2 и MgO

CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    NaOH+ CO 2 A) NaOH + H 2

    Na + H 2 O В) NaHCO 3

    NaOH + HCl Г) NaCl + H 2 O

1Б, 2В,3 А,4Г

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

S+ О 2 = SO 2 2SO 2 + О 2 = 2 SO 3 SO 3 +Н 2 О= H 2 SO 4 H 2 SO 4 +Сa(OH) 2 = CaSO 4 +2 Н 2 О

CaSO 4 + BaCI 2 = BaSO 4 +CaCI 2

V. Итоги урока . Выставление оценок.

VI .Д/З стр.215-216 подготовиться к пр№3 Вариант 1 задания №2,4, 6, Вариант 2 задания № 2,3, 6. слайд 20

VII . Рефлексия.

Учащиеся пишут на листочках, что у них получилось на уроке, а что нет. Какие были трудности. И пожелание учителю.

Урок окончен. Все спасибо и хорошего дня. Слайд 21

Если останется время.

Задача
Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl 2 , K 2 CO 3 , Na 2 SO 4 и AgNO 3 . На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl 2 . Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?
Ответ:
BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).

Приложение 1

9»Б» класс Ф.И._______________________(для слабых уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”.

(4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

неметаллы

гидроксиды

Бескислородные кислоты

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

медь, оксид кремния, соляная, гидроксид бария, уголь, магний, фосфорная, гидроксид бария,оксид магния, гидроксид железа (III), карбонат магния, сульфат натрия.

(«4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Задание 3.

О 2 , +Н 2 О, + НCI

Например, K→ K 2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).

Задание 4.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

О 2 +Н 2 О +NaOH

S SO 2 H 2 SO 3 Na 2 SO 3

или облегченный вариант

H 2 SO 3 +NaOH =

Вариант 1.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO 3

а)CO 2 б)CO в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na 2 O б)Na 2 O 2 в)H 2 O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl 2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH) 2 б)CuSO 4 и Cu(OH) 2 в)CuCO 3 и Cu(OH) 2 г)Cu(OH) 2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений: Э → Э 2 О 5 → Н 3 ЭО 4 → Na 3 ЭO 4 а)N б) Mn в)P г)Cl

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    Fe + Cl 2 A) FeCl 2

    Fe + HCl Б) FeCl 3

    FeO + HCl В) FeCl 2 + H 2

    Fe 2 O 3 +HCl Г)FeCl 3 + H 2

Д) FeCl 2 + H 2 O

Е) FeCl 3 + H 2 O

2.Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

1.Осуществить схему превращения веществ:

Fe →FeO → FeCI 2 → Fe(OH) 2 → FeSO 4

Приложение 2

9»Б» класс Ф.И._______________________ (для сильный уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”. Определить лишнюю формулу и объяснить, почему она лишняя.

(4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”). Дают название выбранному веществу, заполнить таблицу.

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

медь, оксид кремния, соляная, гидроксид бария, уголь, магний, фосфорная, гидроксид бария,оксид магния, гидроксид железа (III), карбонат магния, сульфат натрия. («4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Задание 3.

Si→SiO 2 →Na 2 SiO 3 →H 2 SiO 3 →SiO 2 →Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

Задание 4. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».



Задание 5. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

Вариант 2.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca 3 (PO 4) 2 а)P 2 O 5 б) P 2 O 3 в)CaO г)O 2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH) 2

а)Ca б)CaO в)CO 2 г)H 2 O

4.В схеме превращения: MgCl 2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH) 2 б)MgSO 4 и Mg(OH) 2 в)MgCO 3 и Mg(OH) 2 г)Mg(OH) 2 и MgO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:

CO 2 → X 1 → X 2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

в) карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

Э → ЭО 2 →ЭО 3 → Н 2 ЭО 4 → Na 2 ЭO 4 а)N б) S в)P г)Mg

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

    NaOH+ CO 2 A) NaOH + H 2

    NaOH +CO 2 Б) Na 2 CO 3 + H 2 O

    Na + H 2 O В) NaHCO 3

    NaOH + HCl Г) NaCl + H 2 O

2. Соляная кислота не взаимодействует:

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

    Осуществить схему превращения веществ:S →SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 → CaSO 4 → BaSO 4

Приложение 3

Лист ответов «4-5»:

Задание 1. MgO, Na 2 SO 4 , H 2 S

Задание 2.

1. медь, магний;

3. оксид кремния, оксид магния;

4. фосфорная,

5. карбонат магния, сульфат;

6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);

7. соляная натрия

Задание 3.

SiO 2 +2NaOH= Na 2 SiO 3 + H 2 O

Na 2 SiO 3 + 2НCI= H 2 SiO 3 +2NaCI

H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O

SiO 2 +2Mg=Si+2MgO

Задание 4.

4AI+ 3О 2 = 2AI 2 O 3

AI 2 O 3 + 6НCI= 2AICI 3 + 3Н 2 О

AICI 3 + 3NaOH= AI(OH) 3 +3NaCI

AI(OH) 3 = AI 2 O 3 + Н 2 О

Задание 5.

CaO+Н 2 О =Ca(OH) 2

Ca(OH) 2 +2 НCI=CaCI 2 + 2 Н 2 О

CaCI 2 +2AgNO 3 =Ca(NO 3) 2 +2AgCI

Лист самооценки.

Ф.И.учащегося

№ задания

Loading...Loading...