История Руси. Бродники

[древнерус. бродничи, бродници], обитатели южнорус. степей от Подунавья до Подонья, сформировавшие в сер. XII - 1-й пол. XIII в. военно-политические образования по соседству с Киевской Русью, половцами и Венгрией. Источники свидетельствуют о многочисленности Б. и наличии у них своих воевод. В древнерус. летописях Б. упоминаются вместе с половцами как участники усобиц рус. князей (под 1147 и 1216). Во время битвы на Калке в 1223 г. часть Б. («бродницы старые») во главе с воеводой Плоскыней перешла на сторону монголов, нарушив союз с рус. князьями. В 1254 г. венг. кор. Бела IV в письме к папе Иннокентию IV упоминает Б. (лат. Brodnici) в одном ряду с Русью, Куманией и Болгарией как вост. соседей Венгрии - данников татар.

Происхождение и этническая принадлежность Б. остаются предметом дискуссий. Важнейшим свидетельством является одна из речей византийского историка Никиты Хониата (произнесена в 1190), где Б. (по наиболее вероятному толкованию греч. этнонима οἱ ἐκ Βορδόνῃ) определяются как ветвь «тавроскифов» (традиц. название русских в визант. источниках того времени), что четко отличает их как от команов (половцев), так и от влахов. На основании этого Ф. И. Успенский высказал мнение о преимущественно древнерус. этническом характере Б. На сегодняшний день эта гипотеза остается наиболее обоснованной, хотя высказывались и иные т. зр. Относительно социального происхождения Б. в историографии существует мнение, что их основу составляли беглые холопы и крестьяне из соседних и отдаленных областей Руси, стекавшиеся в степи, где они стали своего рода предшественниками южнорус. казачества, обитавшими в поселениях у речных бродов (Н. Ф. Котляр). В румын. историографии утвердилось мнение о румын. этнической принадлежности Б., однако в наст. время не имеется свидетельств, дающих основания для отождествления этого народа с предками совр. румын (В. П. Шушарин).

Среди Б. было, очевидно, распространено правосл. христианство, о чем свидетельствует упомянутый в рус. летописи факт принесения их воеводой Плоскыней присяги на кресте киевскому кн. Мстиславу Романовичу в 1223 г. В послании кор. Белы 1254 г. русские и Б. названы племенами «неверных», как православные (наряду с язычниками) нередко именовались в зап. источниках. Римская Церковь стремилась обратить Б. наряду с половцами в католичество. Так, в 1227 г. папа Григорий IX послал миссионеров «к куманам и в соседнюю страну бродников» (in Cumanis et Brodnici terra vicina).

Ист.: Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus et civilis. Bdpst., 1829. Vol. 1, pars 1. P. 108; Vetera monumenta historiam Hungariae Sacram illustrantia. R., 1860. Vol. 1. P. 93. N 127; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 494, 508; Т. 2. Стб. 342; НПЛ. С. 63; Nicetae Choniatae Orationes et Epistulae / Ed. J. L. van Dieten. B.; N. Y., 1972.

И. О. Князький

Бродники

или "бродницы" и "бронники" (в летописи) - по толкованию В. Н. Татищева, люди поселенные на Дону для показания бродов и переходов, принадлежащие к русскому племени и исповедующие христианскую религию. Карамзин полагал, что под бродниками, что значит "бродяги", надо разуметь тех русских, аланских и венгерских разбойников, которые, по словам Рубруквиса (см.), знавшего бродников, жили между Волгой и Доном, составляя как бы особенный народ и служа тому, кто дороже им платил. По мнению С. М. Соловьева, бродники - это сбродные, бродячие шайки, вроде позднейших казаков. Все названные историки в своих определениях "бродников" исходили из следующих летописных упоминаний о них. В Ипатьевской летописи, под 1147 г., в рассказе о борьбе Святослава Ольговича с черниговскими Давидовичами и великим князем киевским, Изяславом Мстиславичем, говорится, что к нему на помощь, в землю Вятичевскую, пришли бродники и половцы "многии". Второй раз они упоминаются под 1216 годом, во время борьбы Всеволодовичей, когда они пополняли войска Ярослава Всеволодовича. В третий и в последний раз, в летописи под 1223 годом, мы видим их в соединении с татарами на Калке, т. e. на берегах Азовского моря. Здесь же упоминается и имя их вождя "Плоскыни", целовавшего крест князю Мстиславу, но потом изменившего ему. Эти летописные известия дают право заключить, что Б. жили где-то в степи, в соседстве с половцами, а может быть по Дону и по берегам Азовского моря, и стали известны в истории по военным походам, предпринимаемым ими вместе со своими соседями половцами. Такому заключению вполне соответствуют и известия, приводимые г. Голубовским из других источников. Так, в письме венгерского короля Белы IV к папе Иннокентию, писанном в 1254 г., говорится: "Когда государство Венгрия от вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню, и, как овчарня изгородью, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с Востока, булгарами и босняками еретиками с Юга... татары заставили платить дань особенно страны, которые с Востока граничат с нашим царством, именно: Русь, Куманию, Бродников, Булгарию"... Это известие, таким образом, кроме подтверждения летописного сообщения о местожительстве Б., вводит еще новые подробности о них, именно, что они были христиане, так как упоминаются рядом с русскими, под именем неверных, а не еретиков-язычников, чем подтверждается и догадка В. Н. Татищева, основывавшегося только на крестном целовании Плоскыни, - и что они были подчинены татарам. Другой источник, указываемый Голубовским - письмо папы Григория к грансонскому епископу, писанное в 1227 г. - прямо указывает на то, что Кумания (половецкая страна) соседит с землями бродников. И, наконец, Никита Акоминат в своем слове 1190 г. называет их даже "ветвью русских" и указывает на их воинственный дух. Все эти известия, вместе взятые, позволяют заключить в конце концов г. Голубовскому, и кажется, совершенно справедливо, что Б. - община, выработавшаяся из остатков придонского оседлого населения, под влиянием историч. и этнографич. условий, в которые оно было поставлено, и представляющая собой прототип казачества.

Ср. Татищева "Лексик." и "Историю"; Карамзина "Истор. Госуд. Росс." (т. II и IV, прим. 66); Соловьева "Историю России", т. II и III, и ст. Голубовского: "Печенеги, торки и половцы до нашествия татар", помещ. в "Киевских Университ. Известиях" за 1883 год, том 6.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Бродники" в других словарях:

    - (бордники, продники, бронники) этнически смешанное население побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра в XII XIII вв. Содержание 1 Этническая принадлежность 2 Места проживания … Википедия

    Население побережья Азовского м. и нижнего Дона в 12 13 вв., возможно славянское. Участвовали в междоусобицах русских князей, русско половецких и русско татарских сражениях … Большой Энциклопедический словарь

    БРОДНИКИ, население побережья Азовского моря и низовий Дона в 12 13 вв., возможно славянское. Участвовали в междоусобицах русских князей, русско половецких и других сражениях. Источник: Энциклопедия Отечество воинствующее русское население… … Русская история

    Воинственное население берегов Азовского моря и нижнего Дона (12 13 вв.). По видимому, Б. остатки древнеславянского населения южнорусских степей, сильно ослабленного вторжением половцев (См. Половцы) и татар. Лит.: Волынкин Н. М … Большая советская энциклопедия

    Воинств. население берегов Азовского м. и ниж. Дона (12 13 вв.). По видимому, Б. остатки др. слав. населения юж. рус. степей, сильно ослабленного вторжением половцев и татар. Лит.: Мавродин В. В., Славяно рус. население ниж. Дона и Сев. Кавказа в … Советская историческая энциклопедия

    Население побережья Азовского моря и нижнего Дона в XII XIII вв., возможно славянское. Участвовали в междоусобицах русских князей, русско половецких и русско татарских сражениях. * * * БРОДНИКИ БРОДНИКИ, население побережья Азовского моря и… … Энциклопедический словарь

    БРОДНИКИ - племя недавних казачьих предков, проживавших на Дону уже в первой половине Средних веков. В VIII в. Арабы считали их Сакалибами, белым народом, преимущественно славянской крови. В 737 г. арабский полководец Мерван прошел с войсками всю коренную… … Казачий словарь-справочник

    БРОДНИКИ - [древнерус. бродничи, бродници], обитатели южнорус. степей от Подунавья до Подонья, сформировавшие в сер. XII 1 й пол. XIII в. военно политические образования по соседству с Киевской Русью, половцами и Венгрией. Источники свидетельствуют о… … Православная энциклопедия

    бродники - ів, мн. Населення узбережжя Азовського моря та нижнього Дону … Український тлумачний словник

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бродники. Деревня Бродники Страна РоссияРоссия … Википедия

БРОДНИКИ

БРОДНИКИ - племя недавних казачьих предков, проживавших на Дону - уже в первой половине Средних веков. В VIII в. Арабы считали их Сакалибами, белым народом, преимущественно славянской крови. В 737 г. арабский полководец Мерван прошел с войсками всю коренную Хазарию между Доном и Волгой и за Переволокой встретил полукочевых коневодов Сакалибов. Арабы забрали их конские табуны и увели с собой до 20 тысяч семей, которые поселили на восточной границе Кахетии. Персидская география десятого века (Гудуд ал Алэм) указывает там же, где Сакалибов встретили Арабы, т.е. по рекам Иловле и Медведице, страну язычников Б.радасов: "На восток от нее река Атиль (Волга); на юг от нее Хазары; на запад - В.н.нд.р; на север Печенеги-Тюрки. Люди этой страны исповедывают такую же веру, как и Гузы; они живут в войлочных кибитках и сжигают своих покойников; они зависят от Хазар, а их богатство состоит из шкурок зверька-ласки; они имеют 2-х князей, которые держатся отдельно". Совершенно очевидно, что это те же Сакалибы, а по имени никто иной, как Бродники .

Такие свидетельства дают право видеть в Бродниках не случайный сброд людей, бежавших откуда то в степи, а древнее племенное образование, проживавшее под властью своих вождей. Персидская география указывает и другой народ с подобным именем, магометан Буртасов, но помещает их на восточной стороне Волги. Так же за Волгой указывают Буртасов и некоторые иные авторы того времени. Нет сомнения, что Б. радас и Буртас - народы разные и по имени, и по вере, и по месту пребывания. Начиная от1147 г. русские летописи и акты вспоминают Б-ков и их города, "Броднич с месты", где-то недалеко от Верхнего Дона. Но вероятно к ним же относится событие конца XI в., записанное в завещании Владимира Мономаха: "На ту зиму идохом к Ярополку, сово-куплятися на Броды", где под Бродами следует понимать тех же Б-ков, против которых объединялись два русских князя. Последнее летописное сообщение о Б-ках относится к 1223 г. когда они, сообща с татарами, выступили против Руси и По-ловцев на Калке. По тону киевского летописца видно, что между донским и днепровским населением особой дружбы не было. Акты Западной Европы вспоминают Б-ков последний раз в послании Венгерского короля Белы IV к папе Инокентию (1254 г.): "Татары заставили платить дань особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством: Русь, Куманию, Бродников, Булгарию". Дальше вместо них появляется новое имя, известное по русским церковным актам. Это Казаки Червленого Яра, христиане Сарской епархии, участники битвы на Куликовом Поле. Русские археологи при последних раскопках на Дону обнаружили для эпохи между восьмым и десятым веками материальную культуру смешанного типа (славянскую, ясскую и туранскую) и черепа подонского населения с явными признаками законченной метисации (В.В.Гинцбург, Антропологический состав Саркела-Белой Вежи. Мат. и иссл. по арх. СССР, том 109). На этом основании делается вывод, что Б. получились от смеси племен, живших вдоль Дона и Донца при Хазарах. Археолог М.И.Артамонов предполагает в них славяно-ту-ранскую смесь (М.И.Артамонов, Саркел - Белая Вежа. Мат. и.исследования по арх. СССР. т.62), а С.А.Плетнева, говоря о погребении XI века, думает даже, что "похороненный в Таганче воин с булавой был, вероятно, кошевым одного из броднических отрядов, положенным с атрибутами его власти - булавой, по бродницкому, т.е. казацком обычаю с конем и оружием"

Считается, что обозначение «бродники» указывает на их этническую принадлежность, или на места обитания, или на род занятий. Смесь племен, наречий, состояний. Бродники придонских и придонецких мест раннего Средневековья не были здесь пришельцами. На это указывает немногочисленные, лаконичные, но весомые свидетельства источников: русских, византийских, венгерских. Сами бродники ни материальных, ни письменных следов о себе не оставили. Впервые о бродниках списки нашей летописи упоминают под 1146 годом.

Во время борьбы Святослава Ольговича с Изяславом Мстиславовичем, союзник Святослава, Юрий Долгорукий, присылает ему отряд « бродников » (в некоторых списках - «бронников», что само по себе помогает определить их род занятий).

Знают о них и византийские писатели. Никита Хонията (1186 г.), сообщая о войнах в Болгарии, называет бродников людьми с бродов и относит к тавроситам, под которыми специалисты понимают жителей Руси и даже русскими. Никита Акомината (1190 г.) говорит о бродниках, презирающих смерть, называя их русскими беглецами.

Венгерские и некоторые другие источники позволяют, хотя и предположительно, говорить о бродниках на Дунае, в Трансильвании, Карпатах, в Крыму, на Каспии и в пределах нынешней Слобожанщины. Предположение о Слобожанщине вытекает из оценки ареала расселения. Но едва ли можно соглашаться с утверждением, будто бродники были конкретно жителями Шарукани (Харьков?). Утверждение основано на «многих признаках», но «признаки» не названы.

Обозначение « бродники » - четко указывает по меньшей мере на их русскоязычность. На это же указывает имя их воеводы Плоскыни (если оно не русифицировано летописью) и алана Михея, начальника селения близ Канова (Канева?) на Днепре.

Куда ушли бродники?

Впрочем как и викинги. Таких же воинов, джентельменов удачи, как и бродники -бронники (бранники?). Хоть все течет, все меняется, но ничто не исчезает бесследно, каждый из нас несет в себе результат многих генетических сложений. Своим рождением мы обязаны бесконечной, ни разу не прервавшейся цепочке жизней и кто знает, может и в наших жилах течет кровь народа, оставившего о себе лишь крупицы памяти.

Впервые о бродниках списки нашей летописи упоминают под 1146 годом. Во время борьбы Святослава Ольговича с Изяславом Мстиславовичем, союзник Святослава, Юрий Долгорукий, присылает ему отряд « бродников » (в некоторых списках - «бронников», что само по себе помогает определить их род занятий).

В 1147 году « Бродники и Половци приидоша (к черниговскому князю) мнози».

1185 год. По мнению известного востоковеда О. Прицака этническое обозначение «деремела» в «Слове о полку Игореве» следует понимать как прошедшее через согдийский (иранский) и половецкий (тюркский) языки обозначение бродников.

1216 год. Бродники вместе с Владимир-суздальскими князьями участвуют в боях с новгородцами.

1123 год. Печально известная битва на Калке. «Ту же и Бродници быша старые и воевода их Плоскыня. И тъи окоянный целовав край ны князю Мстиславу и обеща князема яко не избити и пустити их на искупе и сългав окаянный, предаст их».

Другими словами бродники, нарушив клятву, выдали князей татарам.

Знают о них и византийские писатели. Никита Хонията (1186 г.), сообщая о войнах

в Болгарии, называет бродников людьми с бродов и относит к тавроситам, под которыми специалисты понимают жителей Руси и даже русскими.

Никита Акомината (1190 г.) говорит о бродниках, презирающих смерть, называя их русскими беглецами.

Сведения о них, но уже как и у византийцев, есть в венгерских источниках.

В 1222 году венгерский король отдал владения или места пребывания бродников в Трансильвании тевтонским рыцарям, а через год подарил их (или соседними, но тоже с упоминанием бродников) духовному лицу.

В 1227 год. Папа Григорий IX отправил миссионеров в земли половцев и бродников (что можно понимать как земли по Дону и Донцу, так и земли по Дунаю).

В 1254 году венгерский король Бела IV сообщал Папе Иннокентию о бродниках, соседях Венгрии на востоке.

Сведений о бродниках позднее 13 в. в источниках не обнаружено...

Обобщая эти скудные, но весомые сведения, становится возможным приблизиться к составлению карты расселения бродников, к установлению их этнической принадлежности и их дальнейшей судьбе.

Ал-Масуди - арабоязычный историк, путешественник, географ в сочинении «Россыпи золота (гл. XVII, §21) называет среди тюрков каких-то нукарда, обитающих к западу от аланов. В. Минорский (изд. 1963 г.) предполагает, что речь у масуди идет о «новгородской вольнице бродников » (ст. 209, прим. 91).

В сочетании с сообщением летописи об участии бродников в сражениях на Северо-западе новгородские и Владимир-суздальские земли можно назвать северной границей.

Вильгельм Рубрук (1253 г.) рассказывает: татары устроили на восточном берегу Дона поселок Русских, которые перевозят на лодках послов и купцов (гл. XV). Эти, как увидим, и занимались бродники. Таким образом, сообщение Рубрука позволяет установить восточные пределы расселения бродников. Также рассмотрим и вопрос тождества « бродники - русские».

Венгерские и некоторые другие источники позволяют, хотя и предположительно, говорить о бродниках на Дунае, в Трансильвании, Карпатах, в Тавриде, на Каспии и в пределах нынешней Слобожанщины. Предположение о Слобожанщине вытекает из оценки ареала расселения. Но едва ли можно соглашаться с утверждением, будто бродники были конкретно жителями Шарукани (Харьков?). Утверждение основано на «многих признаках», но «признаки» не названы.

Один этнос, даже не этническая общность, не мог хранить первозданную этническую «чистоту» на таком обширном ареале расселения. Тем более в пору «Великого переселения народов». Уже поэтому можно априори говорить о полиэтничности бродников.

Источники сообщают о длительных союзных отношениях бродников и татар. И до битвы на Калке и после нее. Об аланах, поставленных татарами обслуживать переправы сообщили Плано Карпини и Вильгельм Рубрук. Оба - 13 век на Днепре и на Дону. Бродники входили в сформированные татарами боевые отряды - прообразы казачества.

Источники почти всегда упоминают бродников в одном ряду с половцами. Уже поэтому можно предполагать их взаимосвязанность (как и у русских князей с половцами).

Обозначение « бродники » - четко указывает по меньшей мере на их русскоязычность.

На это же указывает имя их воеводы Плоскыни (если оно не русифицировано летописью) и алана Михея, начальника селения близ Канова (Канева?) на Днепре.

Аланы как и славяне - ираноязычны, живут на одной территории, исповедуют православие. Возможно их сближают образ жизни и род занятий. Предположительно аланы, славяне и бродники могут рассматриваться как близкая этническая общность, прообраз русского этноса.

Таким образом, русскоязычный и православный субстрат можно рассматривать как основной в среде бродников.

В состав бродников могли входить «реликты» хазар, булгар, мадьяр времен Леведии, другие этнические общности Подоная и Подонцовья.

Ареал расселения и полиэтничности помогают приблизиться к опыту реставрации образа жизни и рода занятий бродников.

«Бродники» - самоназвание или прозвище - вытекает из слова «брод». В русском языке «брод» может означать глагол «бродить», «бродяжничать», существительное «бродяга». Отсюда их аттестация М. Грушевским: « Бродники - від бродити, беукати, лазити М. Грушевский не разъясняет свою позицию.

Более точен В. Минорский. Он тоже связывает обозначение « бродники » со словом «брод», но видит в этом подтверждение того, что « бродники поджидали своих жертв у мест переправы через реки», хотя в целом согласен: «...если исходить из русского глагола «бродить», то выражение « бродники » могло бы означать «скитальцы» (с.151, пр.118).

Но слово «брод» особенно применительно ко времени бродников имеет и другое значение. Его установил еще в начале 19 в. И.И. Слезневский: «брод» имеет значение «бродить», то есть, переходить брод. В таком значении слово «броднаки» обретает реальность, подтверждаемую источниками. Бродники сами по себе или «приспособленные» к этому татарами, обитали на речных переправах, помогали или «помогали» переходить реки, а слово «грабить» купцов на переправах можно читать и как взимание дани. Как с русских князей на Калке.

Кроме того, как убедительно показал О. Прицак, Бродники (выделено им - ред.) - це не «волоцюги», а населення осель біля переходів рік, бродів».

Броды же, подчеркивает О. Прицак, были местами остановок на торговых путях, центрами торговли.

Кроме того, источники указывают на бродников как на храбрых воинов, наемников, прообраз первых казаков. Примем к сведению и обозначение бродников как бронников. Это обозначение есть в некоторых списках летописи и его можно понимать как описку или как признание бродников - бронников (бранников?) как воинов.

Куда ушли бродники?

К середине 13 в. сведения о бродниках исчезают. Это может означать только одно: бродники растворились в этнических средах родственных им по языку, религии, образу жизни и роду занятий.

По меньшей мере, так было в поднепровье, бродники становились в ряды первых отрядов казаков. Під 1469 р. Длугош - цитируем по Грушевскому (там же, т.7, с.78) - записує: «велике татарське військо, набране з утікачів, розбійників і вигнанців, які звуть вони своєю мовою козаками».

Вне сомнения среди них были и бродники.

Далее, перечисляя теории возникновения казачества, М. Грушевский, хотя и противореча себе, отдает предпочтение версии, которую называет «Теорія бродницька». Противоречие же состоит в том, что в одном месте он пишет: «Ми на кожнім кроці будемо стрічатися з попередниками української козачини XVI в. І сі степові бродники, українська людність Чорноморя, вибита з обставин культурного осілого життя кочовим потоком, загартована й воєвнича...» (там же, с. 74-75). Но здесь же он усматривает в «теории бродницкой» не указание на генетическую связь бродников с казаками, но только на аналогию организации казачества с бродниками или отрядами, о которых сообщает Длугош.

Между сочинением 2 и 7 томов прошло некоторое время и за это время М. Грушевский успел (сумел) перевести бродников из «бродяг в степову, українську людність, живущую в «обставинах культурного осілого життя...» При этом автор не поясняет определение «українська людність» - есть ли оно этнографическое или географическое и каково его хронологическое определение.

Но в данной публикации первостепенное значение имеет другое: М. Грушевский признает бродников одним из составляющих на пути формирования казачества.

Бродники не «разноплеменная шайка» как она названа в проекте «Словника» ко второму изданию Большой советской энциклопедии.

Они не сложились в устойчивое гражданское сообщество - у них разный образ жизни и род занятий: пираты, охранители переправ и бродов на реках (грабеж купцов или взимание с них дани), наемники, торговцы.

Они не сложились в устойчивое этническое сообщество, но у них был один язык и одна религия. К тому же и это показательно. Различные источники называют их одинаково, разве что с вариантами, обусловленными языком источника, - бродники, бордники, продники, бронники. В наших краях они не пришельцы. По всем признакам сформировались здесь же.

И здесь же пополнили ряды первых казачьих отрядов.

Но в какой-то степени они и ушельцы. Часть их ушла в дунайские земли и там растворилась в местных этнических средах.

Они недолговечны, их сообщество было непрочно. Но память по себе они оставили. И заняли свое место в этнической истории Южной России. И не только.

Впрочем как и викинги. Таких же воинов, джентельменов удачи, как и бродники -бронники (бранники?). Хоть все течет, все меняется, но ничто не исчезает бесследно, каждый из нас несет в себе результат многих генетических сложений.

Своим рождением мы обязаны бесконечной, ни разу не прервавшейся цепочке жизней и кто знает, может и в наших жилах течет кровь народа, оставившего о себе лишь крупицы памяти.

Колонизация славянами Северного Приазовья совпала по времени с оседанием на земли обитавших там болгар, хазар и аланов. Славяне селились обычно на берегах рек, бродов и переправ. Аборигены также, оседая, селились рядом с ними, используя их опыт строительства жилья. Именно поэтому жилища приазовского типа салтово-маяцкой культуры были двухкамерными, то есть такими, как и на родине славян. Одновременно они перенимали и опыт ведения земледелия. В то же время дружинники, обзаводясь семьями, роднились с аборигенами и воспринимали их бытовую культуру. Поэтому в Приазовье и прослеживаются многочисленные памятники именно местного варианта салтово-маяцкой культуры, и очень редки находки чисто славянского происхождения, как, например, бронзового медальона-змеевика, найденного археологами на юго-восточной окраине села Гранитное Тельмановского района.

Зато, как свидетельствуют археологи, памятники хазарского периода на территории прибрежной части Северного Приазовья довольно многочисленны. Только в Новоазовском районе они обнаружены в окрестностях населенных пунктов Гусельщиково, Коминтерново, Обрыв, Приморское, Седово, в Першотравневом – Мелекино, Юрьевка, Ялты, в Володарском – Кальчика и Украинки и в Тельмановском – Коньково и Новоселовки. Найдены они и в пределах нынешнего Мариуполя, а именно в Самариной Балке, Талаковке, Старом Крыму и на территориях комбинатов имени Ильича и «Азовсталь».

В первый период славянской колонизации население Северного Приазовья представляло собой конгломерат племен. Однако под влиянием славян, стоявших в экономическом и общественном развитии на порядок выше аборигенов, остальные племена в течение 9-11 веков настолько ославянились, что превратились в этническую общность, получившую название бродников, которых стали даже называть русскими, как это сделал, например, византийский писатель Никита Акоминат, написавший в своем «Слове»: «… и те бродники, презирающие смерть, ветвь русских».

Здесь необходимо четко обозначить, что представляет собой термин «бродники». Известный русский филолог и славист И. Срезневский в труде «Материалы для словаря древне-русского языка», изданном в 1893 году, свидетельствует, что слово «бродник» происходит от имени существительного «брод», а не от глагола «бродить». Следовательно, бродниками называли тех, кто жил у бродов и переправ и контролировал их.

Территория, на которой жили бродники, была обширной и тянулась от низовья Дона вдоль всего северного побережья Азовского моря, и была известна не только в княжествах Киевской Руси, но и в Западной Европе. Об этом говорят венгерские документы, использованные П. Голубовским в работе «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар». В этих документах, в частности, шла речь о направлении в начале 12 века католических миссионеров в «страну Броднию», которая находилась «в непосредственной близости от Азовского моря».

Сами же бродники представляли собой социальную общность, исповедавшую христианство, сохранившую с древнеславянских времен вечевые порядки. С военной точки зрения бродники представляли собой внушительную военную силу. Это подтверждают и Ипатевская и Воскресенская летописи. В них есть сообщение о том, что в 1147 году бродники помогли черноголовскому князю Святославу Олеговичу в борьбе за велико-княжеский престол с киевским князем Изяславом Мстиславовичем.

Военная сила нужна была бродникам и для защиты своих пределов от набегов кочевников, вероятность которых была реальной. Хотя, судя по длительности существования самой вольницы, отношения с половцами чаще всего являлись добрососедскими, а иногда и союзническими. Ведь в тех же летописях говорится, что на помощь Святославу бродники пришли в союзе с половцами.

Военная сила нужна была бродникам и для морских походов за добычей. Так, В. Мавродин в работе «Русское мореходство, на южных…» подчеркивает, между прочим, что «последними походами перед тем, как татары отрезали Русь от устьев ее рек и морских побережий были походы именно русской вольницы. Заметим здесь, что В. Мавродин был не последним из историков, безоговорочно утверждавших, что бродники являются военно-промысловой и торговой вольницей. И эта вольница вполне могла соперничать с генуэзскими купцами в торговле зерном, рыбой, рыбным клеем, мехами и другими продуктами своих промыслов. Ведь не зря же они помещали тогда на своих картах «Русские порты» в устье Кальмиуса.

Наличие этих портов, а также выгодное военно-стратегическое и экономическое положение древнего города определяли его значение, как одного из ведущих опорных пунктов вольницы. И, вероятнее всего, он являлся резиденцией предводителей бродников. В частности, имя одного из них – воеводы Плоскини – донесли до нашего времени Лаврентьевская и Новгородская летописи. Они повествуют о том, что в битве на Калке в 1223 году бродники выступили на стороне монголо-татар, а Плоскиня, как бы усугубляя вину всей вольницы, нарушил крестное целование князю Мстиславу Киевскому, клятвенно обещавшему от имени Джебе и Субудея, что монголо-татары дадут ему возможность живыми возвратиться в Киев. Фактически же князь и его дружина, как только покинули укрепленный лагерь, были преданы смерти.

В пользу того, что Плоскиня мог жить в Адомахе, говорит то, что от устья Кальмиуса до места злосчастной битвы было, как говорится, рукой подать. Во-вторых, сам факт выступления против своих единоверцев – славян и нарушение крестного целования станет понятным, если исходить из возникшей тогда перед воеводой Плоскиней дилеммы: или принять ультиматум Джебе и Субедея и сдаться на милость победителей, стать данникоми и принять участие в сражении на их стороне, или биться без малейшей надежды на победу, зная заранее, что город и вся Бродня будут преданы огню и мечу, а жители — мучительной смерти.

Такую дилемму Плоскиня, даже будучи воеводой, решить сам не мог. Это могло сделать только своеобразное вече вольницы. И оно выбрало первое. О том, что бродники стали данниками монголо-татар, свидетельствует письмо венгерского короля Белы lV папе Иннокентию, написанное в 1254 году, в котором он сообщает, что татары «заставили платить дань Русь, Куманию, Бродников, Булгарию», то есть Киевскую Русь, половцев, бродников и волжских булгар. В связи с этим можно с достаточным уровнем уверенности предположить, что город бродников в устье Кальмиуса мог существовать после 1223 года многие и многие десятилетия. Ведь монголо-татары сохраняли поселения бродников, обслуживавших переправы и плативших установленную дань. В частности, о том, что в северном Приазовье, ставшем частицей Дикого Поля, встречались русские селения, писали и Плано Карпини в «Истории монголов» после завершения дипломатической миссии в Монголию в 1245-1247 годах, и Вилем Рубрук в «Путешествии в Восточные страны», которые он совершил с такой же дипломатической миссией в Центральную Монголию в 1253-1255 годах.

Однако, к сожалению, из того, что они написали, ничто не говорит о судьбе, постигшей «страну Броднию и город бродников Адомаху». То ли они медленно угасли в результате не прекращавшихся стычек с кочевавшими улусами татар, то ли перестали существовать в 1380 году, когда с востока по Северному Приазовью прошла орда потомка Чингисхана Тохтамыша, чтобы в битве скрестить мечи с ратью хана Мамая, собиравшего там после поражения на Куликовском поле силы для нового похода на Москву. А может быть и Адомаху, и все поселения бродников смели с лица земли в семидесятые годы 15 века полчища османских турок, как это они сделали с татарским поселением Качибей, веницианской Таной и татарским Азаком в устье Дона, основав на месте Азака знаменитую крепость Азов.

Как бы там ни было, но конец жизни Адомахи и последней «Броднии» не означал конца жизни их жителей. Спасаясь от гибели, они ушли в приморские степи. Об этом пишет в работе «Русское мореплавание» историк Ю. Тушин: «На Диком поле… продолжало жить, хотя и сильно поредевшее русское население. Это были охотники, рыболовы, скотоводы, так называемые бродники». Ушедшие в степи бродники и стали предшественниками и донского, и запорожского казачества.

Николай РУДЕНКО.

Loading...Loading...