Уставы образовательных организаций по новому закону. Устав образовательной организации (примерная форма)

Новые требования к уставу образовательной организации

01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. До вступления в силу Федерального закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-право вого документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В федеральном законе №273-ФЗ есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья №273-ФЗ, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательство м Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 №273-ФЗ , в уставе необходимо указывать также следующую информацию:

    порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации" (часть 5 ст. 26);

    порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);

    права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технич еских, административно- хозяйственных, производственных, учебно-вспомогат ельных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Требование части 3 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ необходимо изложить в уставе следующим образом: « Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технич еского, административно- хозяйственного, производственног о, учебно-вспомогат ельного, медицинского ) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:

Наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительност ь обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) ;

Открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственны х образовательных учреждений и автономных учреждений);

Порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

Права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);

Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, №273-ФЗ предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетн их обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы Федерального закона №273-ФЗ (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе , а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Федеральный закон №273-ФЗ не единственный нормативный акт, которым следует руководствоватьс я при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-п равовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительств ах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательство м РФ.

С учетом положений №273-ФЗ , Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагается следующий вариант структуры устава образовательной организации:

    Общие положения

    Предмет, цели и виды деятельности Учреждения

    Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество

4. Организация деятельности и управление Учреждением

5. Реорганизация и ликвидация Учреждения

6. Локальные нормативные акты Учреждения

7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-право вые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Федеральный закон №273-ФЗ заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 " О наименовании образовательных учреждений" (далее - письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-п равовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательство м для некоммерческих организаций. Организационно-п равовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-п равовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - "организация", из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово "учреждение" не нужно менять на слово "организация".

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразователь ное учреждение «Средняя общеобразователь ная школа №2». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовател ьное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-п равовой формой, а понятие «общеобразовател ьное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное ), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразователь ных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Выводы:

1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;

2.Образовательно е учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;

3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; учредитель; организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; порядок приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся, воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей); структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; осуществления предпринимательской деятельности; порядок управления образовательным учреждением, в том числе: компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; порядок изменения устава образовательного учреждения; порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

    адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

    формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

    интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

    воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам);

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности; ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;


г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 27. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования.Изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее образовательное учреждение.

3. В уставе образовательной организации должны содержаться помимо предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации следующие сведения:

2) учредитель (учредители) образовательной организации;

3) виды основной деятельности (образовательная и иная связанная с предоставлением образования деятельность) образовательной организации;

4) реализуемые образовательные программы с указанием их уровня и направленности;

5) язык или языки, на которых ведутся обучение и воспитание;

6) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) правила приема обучающихся;

б) режим занятий обучающихся;

в) формы и порядок организации промежуточной аттестации;

г) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

д) порядок регламентации и оформления возникновения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями);

7) права и обязанности участников образовательных отношений;

8) другие сведения, включение которых в устав образовательной организации предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устав образовательной организации может содержать и иные не противоречащие законодательству положения. Устав профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся этой организации. В образовательной организации должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с ее уставом, предложениями о внесении в него изменений и для свободного обсуждения этих предложений.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1. Общие положения

1. Настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

На основе настоящего Типового положения разрабатываются типовые положения о соответствующих видах государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений.

На основе настоящего Типового положения и типового положения о соответствующем виде государственного, муниципального образовательного учреждения, общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного.

2. Государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - общеобразовательное учреждение) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

3. Деятельность общеобразовательного учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением.

5. Основные цели общеобразовательного учреждения - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

6. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития-личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

7. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

8. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

9. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.

Общеобразовательные учреждения различных видов создаются в зависимости от конкретных задач, требований к содержанию образования, особенностей образовательного процесса, режима деятельности и условий бюджетного финансирования.

10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очном, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении-

Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законные представители) обучающихся.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт

Типовые положения об образовательных учреждениях

Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010 № 117 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате"

Постановление Правительства РФ от 31 января 2009 № 82 "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования"

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 № 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 № 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования"

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 № 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 № 196 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"

Приказ Минобразования РФ от 25 июля 2000 № 2311 "Об утверждении Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09 августа 2000 № 2343)

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 № 1437 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбинате"

Постановление Правительства РФ от 05 сентября 1998 № 1046 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"

Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 № 867 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 № 1204 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 № 1117 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 № 288 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"

Постановление Правительства РФ от 01 июля 1995 № 676 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 612 "Об утверждении типового положения об общеобразовательной школе-интернате"

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 610 (ред. от 31 марта 2003) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 № 420 "Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"

Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 № 233 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"

Постановление Правительства РФ от 03 ноября 1994 № 1237 (ред. от 18 августа 2008) "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении"

Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010г. № 117 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе - интернате"

Приказ Минобрнауки РФ от 01 декабря 2005 № 297 "Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2005 № 7273)

При этом, к «иным федеральным законам» можно отнести действующий Гражданский Кодекс Российской Федерации, применительно к распространенной в настоящее время в образовании организационно-правовой форме негосударственного образовательного частного учреждения (НОЧУ) устанавливающий, в частности, что:

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся учреждения (ч.2 ст.48);

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества (ч.2 ст.120); частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами;

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ч.2 ст.120);

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (ч.7 ст.63);

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ч.2 ст.300).

Как видно из приведенных примеров, регламентация в уставе образовательного учреждения вопросов имущественных отношений не является простой, что потребует привлечения к его составлению специалистов сравнительно высокой юридической квалификации. Другим вопросом, требующим повышенного квалифицированного юридического подхода, является регламентация в уставе образовательной организации структуры и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка их формирования и срока полномочий. Так, например, федеральный закон об образовании в Российской Федерации содержит сравнительно сложные и, пожалуй, юридически неудачно сформулированные нормы об управлении образовательной организации, в том числе:

  1. «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.» (ч.4 ст.26)
  2. 2.Как видим, буквальное толкование данной нормы обязывает образовательную организацию иметь такие коллегиальные органы управления, как общее собрание (конференция) работников и педагогический (ученый) совет, оставляя на усмотрение ее учредителя (учредителей) возможность формирования иных коллегиальных органов управления.

При этом, сразу определить «в недрах норм» федерального закона об образовании в Российской Федерации компетенцию «обязательных» коллегиальных органов управления достаточно проблематично - явный минус законодателя.

3.«Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.» (ч.5 ст.26)

Как видим, буквальное толкование данной нормы применительно к коллегиальным органам управления образовательной организации позволяет этим органам выступать (представительствовать) от имени образовательной организации, что явно противоречит сложившейся юридической практике согласно ст. 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации - тоже минус законодателя..

4.«Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.» (ч.10 ст.51

Как видим, буквальное толкование данной нормы не позволяет сделать однозначный вывод о порядке формирования единоличного органа управления (руководителя) частной образовательной организации - путем избрания или же назначения?

Более того, общая ч.1 ст.51 вообще не предполагает возможности избрания руководителя образовательной организации - только назначение. В заключение заметим, что хотя рассмотренные вопросы содержания устава образовательной организации и свидетельствуют о сложном и противоречивом подходе к ним законодателя, но зато это - хоть какая-то юридическая регламентация. А вот какие «специальные образовательные» требования к содержанию устава организации, осуществляющей обучение (юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности - п.20 ст.2) будут предъявлять чиновники при рассмотрении вопроса ее лицензирования - пока вообще остается загадкой.

Loading...Loading...