Делаем бумажный шар в разных техниках. Проект на тему: "Занимательные опыты по физике"

Гениальный учёный Блез Паскаль сделал много открытий в физике. Наиболее известен закон, названный его именем, о передаче давления в жидкостях и газах.

Все свои исследования в физике Паскаль подтверждал опытами.

Шар Паскаля


Итак, закон Паскаля гласит: «Давление, производимое на жидкость или газ, передается равномерно в любую точку и в любом направлении».

Это закон легко подтверждается с помощью прибора, который называется «Шар Паскаля».

Шар Паскаля – полый шар с множеством маленьких отверстий. Шар соединён с цилиндром, в который вставлен поршень.

Во время опыта шар наполняют водой и с помощью поршня увеличивают давление внутри него. Вода начинает выливаться из абсолютно всех отверстий в шаре. Это доказывает, что давление, которое создаёт поршень на поверхности жидкости, передаётся жидкостью одинаково по всем направлениям.

Если шар наполнить дымом,то точно так же дым будет выходить из всех отверстий шара при давлении поршня.

Закон Паскаля можно подтвердить также с помощью простейшего прибора, изготовленного самостоятельно из обыкновенной пластмассовой бутылки с завинчивающейся крышкой. Проткнём дырки в дне и по бокам. Нальём воду и закроем крышку. Вода одинаково льётся изо всех дырок, что подтверждает закон Паскаля.

Гидростатические весы Паскаля

На жидкость, как и на любое тело на Земле, действует сила тяжести. Каждый слой жидкости создаёт давление на другие слои. По закону Паскаля, это давление передаётся в любом направлении. Это означает, что давление существует и внутри жидкости.

Это давление определяется по формуле p=gρh, где р –давление жидкости на глубине h , h – высота столба жидкости, g – ускорение свободного падения, ρ – плотность жидкости.

То есть, давление жидкости зависит от высоты столба.Следовательно, жидкость давит на дно сосуда с одинаковой силой. Эта сила называется гидростатической силой.

Прибор, предложенный Паскалем для измерения гидростатической силы, называют гидростатическими весами Паскаля . Прибор представляет собой подставку, на которой возможно закреплять сосуды, не имеющие дна. Все сосуды имеют различную форму. Дном сосуда служит подвешенная к коромыслу весов круглая пластинка, которая плотно прижимается снизу. Если в сосуд наливают жидкость, на пластинку начинает действовать сила давления. И если эта сила больше, чем вес гири, которая стоит на другой чашке весов, пластинка отрывается от сосуда.

Опыты проводились с сосудами различной формы. Но дно всех сосудов имело одинаковую площадь.

У сосуда цилиндрической формы пластинка отрывалось от дна, когда вес жидкости сравнивался с весом гири. У сосудов, имеющих другую форму, дно открывалось при такой же высоте водяного столба. Но у сосуда с расширяющейся кверху формой это происходило при весе, большем веса гири, а у сосуда, сужающегося кверху, вес воды был меньше веса гири. Из этого опыта можно сделать вывод, что при соответствующей форме сосуда можно получить огромные силы давления на дно даже с помощью совсем небольшого количества воды.

Это доказал ещё один опыт Паскаля, который он провёл в 1648 г.

В плотно законопаченную бочку с водой была вставлена узкая длинная вертикальная трубка. Поднявшись на балкон второго этажа, Паскаль вылил в трубку несколько кружек воды. Так как трубка была очень тонкая, вода в ней поднялась на большую высоту. Сила давления на стенки и днище бочки была так велика, что бочка треснула.

Одно и то же количество воды оказывает разное давление на дно, если находится в сосудах разной формы. Причём, в узких сосудах можно создать гораздо большее давление, чем в широких.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Общеобразовательное отделение

ГБОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»

Образовательная область «Естествознание»

ПРОЕКТ

по физике в 8 классе

Занимательные опыты по физике

Выполнила:

Гонцова Е. А.

ученица 8 класса

Руководитель:

Зуева Г.Р.

учитель физики

г. Красноуфимск

    Введение ……………………………………………………………………...………...3

    Немного из истории ………………………………………….…………………….…..4

    Практическая часть…………………………………………………………………… 5

    Заключение………………………………………………………………….………....14

    Список использованных источников……………………………….………………..15

    Приложения……………………………………………………………………………16

Раздел 1

Введение

Один опыт стоит тысячи слов”.
(арабская пословица)

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Роль опыта в науке физике

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть.

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Раздел 2

Немного из истории

Арабская пословица гласит: “Один опыт стоит тысячи слов”. Исходя из этого весьма справедливого утверждения, предлагаем Вашему вниманию разнообразнейшие эксперименты по физике для детей до 12 лет. Предлагаемые нами опыты помогут вам в более наглядной форме увидеть, запомнить и самое главное понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир. Ведь теория, как известно, без практики мертва, и без практического подтверждения все физические формулы и теоремы можно отнести к сфере предположений, домыслов и теоретических умствований. Теория дает знание, - практика же, дает уверенность в этом знании, а эта уверенность, в свою очередь, и является тем базисом, который представляет собой основу мировосприятия.

С младенчества человек познает окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Со временем практический опыт заменяют слова. Таким образом, человек, все больше полагаясь на слова, - отдаляется от реальности.

Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве его мира.

Самостоятельно или вместе с друзьями, а иногда с помощью родителей, выполняя эти простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в физике. К опытам даются четкие инструкции с рисунками. Все представленные физические эксперименты безопасны, не требуют специального оборудования и материалов.

Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:

    Название опыта

    Необходимые для опыта приборы и материалы

    Этапы проведения опыта

    Объяснение опыта

Раздел 3

Практическая часть

Опыт № 1 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы : плотная бумага, спиртовка, спички, ножницы.

Этапы проведения опыта

    Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки или веревки.

    Держать эту спираль над спиртовкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Объяснение опыта

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Опыт № 2 Фонтан

Приборы и материалы : круглодонная колба, резиновая пробка со стеклянной трубкой, насос вакуумный Комовского, сосуд с водой.

Этапы проведения опыта

    Возьмите кругодонную колбу (лучше большой ёмкости). В её горлышко плотно вставить резиновую пробку с пропущенной через неё небольшой стеклянной трубкой. (Конец трубки, находящейся в колбе, должен иметь отверстие диаметром 1-2 мм).На стеклянную трубку надеть резиновую, а на неё – винтовой зажим.

    Перед опытом колбу присоедините к насосу Комовского (или ручному насосу Шинца) и откачайте воздух. Быстро зажмите резиновую трубку.

    Быстро зажмите резиновую трубку. Колбу отсоединить от насоса и конец трубки опустить в стеклянную банку с подкрашенной жидкостью. Зажим снять – наблюдается фонтан.

Объяснение опыта

Фонтан объясняется атмосферным давлением и разрежением, полученным в колбе.

Опыт № 3 «Не намочив рук»

Приборы и материалы: тарелка или блюдце, монета, стакан, спиртовка, спички.

Этапы проведения опыта

    Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

    Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Объяснение опыта

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт № 4 Шар Паскаля

Приборы и материалы: шар Паскаля, окрашенная вода, большой стеклянный сосуд.

Этапы проведения опыта

    Нальем окрашенную воду стеклянный сосуд, наберем воздух в шар паскаля, опускаем в воду сам шар, вдвигаем поршень в сосуд, наблюдаем пузыри по всему периметру.

    Набираем воду в шар паскаля, вынимаем из воды, воздействуем силой на ручку, наблюдаем истечение жидкости из отверстий в шаре, обращаем внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям: струйки воды из всех отверстий в шаре.

Объяснение опыта

Закон Паскаля гласит, что жидкость или газ передают производимое на них давление без изменений во все точки. Гениальный учёный Блез Паскаль сделал много открытий в физике. Наиболее известен закон, названный его именем, о передаче давления в жидкостях и газах.

Шар Паскаля это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Опыт № 5 Электрофорная машина (преобразование механической энергии)

Приборы и материалы: Электрофорная машина.

Этапы проведения опыта

    Берем электрофорную машину, начинаем крутить ручку, диски начинают вращаться.

    На обоих дисках находятся проводящие сегменты, которые изолированы друг от друга. Две обкладки с обоих сторон дисков вместе образуют по одному конденсатору. Из-за этого ее еще иногда называют - конденсаторной машиной. На каждом диске находятся также по нейтрализатору, который отводит заряд щетками с двух противоположных сегментов диска на землю. С левой и правой стороны дисков находятся коллекторы. В них поступают сгенерированные заряды снятые гребенками с краев как переднего, так и заднего диска. В большинстве случаев заряды собираются в конденсаторы, такие как, например, Лейденская банка для произведения более сильных искр. Перед началом эксплуатации необходимо наэлектризовать оправы разноименными зарядами (например, р +, а р -). Эти оправы (полоски) в соответствии с явлением индукции будут действовать на вращающийся диск В (рисунок 2), а через него на гребенки О и О, при этом р, обладая положительным зарядом, вызовет через влияние появление отрицательного заряда в части m диска В и притянет тот же заряд из гребенки О, который отложится в части m диска В.

Объяснение опыта

Источники тока бывают различные, но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Один полюс источника тока заряжается – положительно, другой – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы в проводнике начнут двигаться в определённом направлении, возникает электрический ток. В источниках тока в процессе работы по разделению заряжённых частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-нибудь другой в электрическую. В электрофорной машине в электрическую энергию превращается механическая энергия.

Раздел 6

Приложение

Паспорт проекта

    Название проекта: Занимательные опыты по физике.

    Руководитель проекта: Зуева Гузель Рашитовна (учитель физики).

    Цель: развивать познавательный интерес, интерес к физике; развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации.

1. Проанализировать научную литературу по экспериментам по физике

2. Изучить технику безопасности при проведении опытов.

3. Изучить этапы проведения опытов

4. Провести опыты

5. Разработать видеоматериалы с занимательными опытами

    Презентация и видеоматериалы могут быть использованы на уроках физики для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

    Структура продукта: Презентация и видеоматериалы.

    Размер продукта: 58,7МБ.

    Материал: электронный документ (Файл Microsoft PowerPoint ) (Файл Media ).

    Условия хранения: Презентация и видеоматериалы должны храниться на электронных носителях, защищенных от попадания на них пыли, влаги и солнечных лучей. Чаще всего электронными носителями с информацией являются флэшк-карты, которые необходимо хранить в безопасных от повреждения местах из-за их непрочности, во избежание утери информации.

    Заказчик ОО ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж».

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра общей физики и методики обучения физике

ИНСТРУКЦИЯ

к лабораторной работе №8

Бирск - 2008

Лабораторная работа № 8.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Инструкция по выполнению работы

Цель работы : Научиться разрабатывать экспериментальные установки, проводить опыты, демонстрирующие основные элементы знаний в теме.

Задание 1 . Изучите по школьному учебнику тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (7 класс). Повторите основные знания, которые должны быть усвоены учащимися в этой теме и выпишите в тетрадь формулировки элементов знаний, относящихся к системе демонстрационного эксперимента в этой теме (смотри задание 3).

Задание 2 . Изучите по описаниям и инструкциям следующие приборы:

    Прибор для демонстрации давления в жидкости;

    Шар Паскаля

    Ведерко Архимеда;

    Манометр металлический демонстрационный;

    Манометр открытый демонстрационный;

    Насос воздушный ручной;

    Насос Комовского;

    Тарелка к вакуумному насосу;

    Барометр-анероид

Задание 3 . Разработайте принципиальные схемы и смонтируйте с помощью имеющихся приборов экспериментальные установки для следующих опытов:

    Давление в жидкости.

    Измерение давления в жидкости.

    Закон Паскаля

    Атмосферное давление.

    Устройство и действие металлического манометра

    Действие барометра-анероида

    Архимедова сила.

Задание 4. Подготовьтесь к проведению экспериментов с собранными ЭУ по следующему плану:

    Цель эксперимента;

    Метод проведения эксперимента;

    Проектирование и конструирование ЭУ (или описание готовой ЭУ);

    План проведения эксперимента;

    Анализ полученных результатов;

    Вывод из опыта;

    Эмпирический вывод;

    Теория эксперимента.

Задание 5. Подготовьте письменный отчет по выполнению лабораторной работы, включив в него:

    Название работы; Цель работы;

    Результаты выполнения задания 1;

    Результаты выполнения задания 2.

    Описание экспериментов по указанному в задании 4 плану с рисунками ЭУ.

Описания приборов, используемых в теме

Шар Паскаля предназначен для демонстрации передачи давления, производимого на жидкость в закрытом сосуде, и для демонстрации подъема жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Прибор состоит из стеклянного цилиндра, поршня со штоком, ручкой и полого пластикового шара с несколькими отверстиями.

Шар соединяется с цилиндром посредством резьбы и может быть легко отделен от него.

Принцип действия прибора основан на зависимости скорости истечения жидкости из отверстий от давления, под которым находится жидкость в сосуде.

Если в сосуде имеется несколько одинаковых отверстий, из которых вытекает жидкость с одной и той же скоростью, то можно сказать, что жидкость у этих отверстий находится под одним и тем же давлением.

После демонстрации следует удалить воду из поршня, отвинтить шар и просушить прибор.

Ведерко Архимеда служит для демонстрации явления выталкивания жидкостью погруженного в нее тела и измерения выталкивающей силы.

Прибор сверху снабжен дужкой для подвешивания к динамометру, а снизу – кольцом для подвешивания поршня.

Внутренние размеры ведерка соответствуют наружным размерам поршня. Поршень имеет в верхней части отверстие для подвешивания к ведерку с помощью проволочки. Внутри поршень наполнен смесью песка и алебастра таким образом, чтобы плотность его была сравнительно небольшой для получения хорошо заметных отклонений указателя динамометра при погружении поршня в воду.

Верхний конец пружины динамометра надевается на крючок скобы, а к нижнему концу подвешивается стержень с указателем в форме диска и с крючком внизу для подвешивания ведерка.

Пружина легко может быть снята и заменена более или менее упругой, что иногда бывает необходимо при использовании динамометра в других целях. В этих случаях пружину можно сделать самим.

Отсчет показаний производится по передвижному указателю, что находится на пластине, которая в свою очередь может передвигаться по скобе. На пластине имеются загибы для крепления бумаги, которая необходима в том случае, когда понадобится динамометр проградуировать.

После использования прибора поршень вынимают из ведерка и насухо протирают.

Прибор для демонстрации давления в жидкости предназначен для исследования давления внутри жидкости, при изучении закона Паскаля и позволяет продемонстрировать изменение давления с глубиной погружения и независимость давления на данной глубине от ориентации датчика.

Прибор состоит из датчика давления, представляющего собой коробочку, одна стенка которой выполнена из тонкой резиновой пленки. Датчик имеет патрубок для соединения полости с помощью эластичной трубки с открытым жидкостным манометром. Датчик установлен на стержне и с помощью другого стержня с крючком (или ременной передачи) может поворачиваться в любом направлении. На стержне имеется подвижный пружинный зажим для установки прибора на стенке сосуда.

Манометр металлический демонстрационный (рис. 9) предна­значен для изучения устройства и принципа действия металлического ма­нометра и для измерения давления больше атмосферного.

Предел измерения 6*10 5 Па (6 атм.), цена деления шкалы прибора 5*10 4 Па (0,5 атм.). Манометр укреплен на вертикальной стойке с треногой. Стрелку прибора можно снимать и устанавливать в любом месте шкалы. У манометра имеются два крана. Прибор весьма чувствителен к различным деформациям.

Манометр технический (рис. 10) предназначен для измерения давлений до 1,5*10 5 Па. С помощью манометра можно измерять давление как выше, так и ниже атмосферного. Манометр устанавливают на стойке с треногой; он имеет два крана для присоединения к другим приборам.

Манометр открытый демонстрационный (рис. 11) предназначен для изучения принципа действия манометра и для измерения давления до 4000 Па (400 мм вод.. ст.).

U-образную трубку прибора крепят на стойке с подставкой. На шкале прибора (нуль посередине) нанесены сантиметровые деления. С обратной стороны шкалы (в верхней ее части) укреплен стек­лянный тройник, который с одной стороны соединен с манометром, с дру­гой - с установкой, а на средний отросток надета резиновая трубка с за­жимом, позволяющая сравнивать уровни жидкости в обоих коленах, не отключая приборы.

Насос воздушный ручной (рис. 12) дает возможность получить разрежение до 5*10 3 Па {0,05 атм) и нагнетание до 4*10 5 Па (4 атм). Прямой патрубок работает на разрежение, а боковой- на нагнетание. На патрубки надевают резиновый шланг.

Работа насоса осуществляется при возвратно-поступательном движе­нии поршня, с которым связана рукоятка.

Для более плотного прилегания к стенкам цилиндра поршень время от времени необходимо смазывать вазелином или тавотом.

Если колпачки, играющие роль клапанов, потеряют эластичность, то их можно изготовить из резиновой трубки диаметром 7 мм и длиной 2,5-3 см. Вдоль трубки прорезают щель бритвой, один конец трубки закрывают пробкой и плотно обвязывают нитью.

Вакуумный насос Комовского (рис. 13) позволяет получить раз­режение до нагнетание до 4*10 5 Па. Насос смонтирован в корпусе, укре­пленном на подставке. Сбоку выведено маховое колесо с рукояткой, свер­ху имеются два ниппеля, на которые можно надевать толстостенный рези­новый шланг. Один ниппель нагнетательный, другой - разрежающий.

Для нормальной работы насоса необходимо вращать рукоятку со ско­ростью 120 -150 об/мин.

Тарелка к вакуумному насосу (рис. 14) служит для демонстрации опытов при пониженном атмосферном давлении.

Тарелка состоит из массивного чугунного диска с соединительным ка­налом, запирающимся краном и ртутным манометром. Сбоку диска смон­тированы два наружных зажима, соединенные с зажимами под колоколом. Вакуум создается под стеклянным колоколом. Между его пришлифован­ными бортами и диском проложен круг из тонкой резины, препятствующий проникновению воздуха под колокол.

Тарелка к вакуумному насосу вместе с насосом может быть использо­вана во многих опытах, иллюстрирующих свойства газов, паров и жидко­стей. Например, можно продемонстрировать кипение жидкости при пони­женном давлении, расширение резиновой камеры при пониженном давле­нии и пр.

Барометр-анероид (рис. 15) служит для демонстрационного дей­ствия металлического барометра и измерения нормального атмосферного давления. Для сверки барометра-анероида с ртутным в корпусе имеется небольшое отверстие, открывающее доступ к корректору.

Чтобы сделать шар из бумаги, вы можете воспользоваться одной из готовых схем или обратиться к технике папье-маше. Сначала разберем способ с использованием готовых шаблонов.

Шар, склеенный по готовой схеме

Для этого проекта вам понадобится следующее:

  • Лист бумаги
  • Ножницы
  • Схема шара (ее можно )

Распечатайте и вырежьте схему по контурными линиям, включая ярлычки для склеивания ее фрагментов. Поочередно склейте все полоски, двигаясь по часовой стрелке. Когда корпус шара будет готов, дайте ему просохнуть, после чего нанесите клей на круглую «крышечку» и осторожно прижмите ее к шару.

Как видите, здесь склеивание происходит параллельно с двух сторон. Каждый шаблон из этого файла надо распечатать 6 раз, выразеть заготовки и склеить их.

Шар из бумажных полосок

Необходимые инструменты и материалы:

  • Линейка и карандаш
  • Ножницы
  • Плотная бумага
  • Клей или двухсторонний скотч

Порядок действий:

1. Расчертите и нарежьте бумагу на одинаковые полоски. Помните о том, что ширина полосок определяет плотность фигуры, а длина – ее диаметр.

На каждый шар вам понадобится 6 полосок бумаги.

2. Сверните одну из полосок в кольцо и скрепите ее концы клеем. Отложите кольцо в сторону, оно понадобится вам немного позже.

3. Переплетите оставшиеся 5 полосок вот так:

4. Далее, положите кольцо в центр переплетения и заправьте внутрь него каждую вторую полоску, начиная с любой из тех, которые в развернутом состоянии находились под соседней. Например, на нашей картинке это верхняя зеленая полоска.

Придерживайте кольцо на середине заготовки, чтобы шар получился ровным.

5. Затем крестообразно, чередуя верхние и нижние, переплетите полоски бумаги над кольцом, и склейте концы одинакового цвета.

Если вы все сделаете правильно, готовый шар будет состоять из колец, переплетенных в виде перетекающих друг в друга треугольников и пятиугольников.

И еще раз этот урок на видео:

Бумажный шарик из папье-маше

При изготовлении фигуры из папье-маше, вам не обойтись без специального клеевого раствора, который делается из белой муки и холодной воды в соотношении 1:5. Кроме того, чтобы избежать появления плесени на готовых изделиях, в раствор можно добавить немного соли.

Смешайте стакан муки и стакан воды в небольшой миске, тщательно размешайте и поставьте на средний огонь. Долейте еще 4 стакана воды. Непрерывно помешивая, доведите смесь до желеобразной консистенции (этот процесс займет примерно 3-5 минут). Затем снимите миску с плиты и дайте содержимому остыть до комнатной температуры.

Пока клей остывает, приготовьте следующие материалы и инструменты:

  • Воздушный шарик
  • Нарезанную полосками бумагу (лучше всего подойдут газетные листы, бумажные полотенца или плотные салфетки)
  • Кисточку для нанесения клея
  • Перчатки

Порядок работы:

1. Прежде всего, нужно сделать основу для шара. Надуйте воздушный шарик, чтобы он стал округлым, но при этом оставался достаточно мягким. Оклеивая его полосками бумаги, вы сможете придать ему правильную шарообразную форму позже.

2. Полностью погрузите полоску бумаги в остывший клей, удалите излишки раствора пальцами, и наклейте бумагу на шарик. Повторяйте эту процедуру, равномерно распределяя полоски по поверхности основы, до тех пор, пока не покроете ее целиком в 1 или 2 слоя.

Когда клей начнет загустевать, откорректируйте форму фигуры, слегка сдавив ее со всех сторон.

3. Поставьте фигуру на пластиковый стаканчик и оставьте на ночь для просушки.

4. Когда заготовка высохнет, оклейте ее еще 1-2 слоями бумаги и оставьте сохнуть еще на какое-то время.


Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.

  1. Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
  2. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
    Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино.
  3. Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
  4. Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.

Рисунок 1

Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.

Объяснение опыта

Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подкрашенного спирта .

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы : свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

Рисунок 2

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.
Объяснение опыта

Позволь, - скажут тебе, - ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

В том-то и дело, - ответишь ты, - что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

Опыт № 3 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы : свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Рисунок 3

Объяснение опыта

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы : плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
  2. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
Объяснение опыта

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Рисунок 4

Опыт № 5 Извержение Везувия

Приборы и материалы : стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

Этапы проведения опыта
  1. В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
  2. В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.

Рисунок 5

Объяснение опыта

Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.

Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы : 15 спичек.

Этапы проведения опыта
  1. Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.
  2. Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?
Объяснение опыта

Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку

Рисунок 6

Опыт № 7 Подставка для кастрюли

Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.

Этапы проведения опыта
  1. Поставить три вилки в кольцо.
  2. Поставить на данную конструкцию тарелку.
  3. На подставку поставить кастрюлю с водой.

Рисунок 7

Рисунок 8

Объяснение опыта

Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.

Рисунок 9

Опыт № 8 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.

  1. Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.
  2. Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.
  3. Зажечь свечу с обоих концов.
Объяснение опыта

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

Рисунок 10

Опыт №9 Свободный обмен жидкостями

Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.

Этапы проведения опыта
  1. Осторожно разрезать апельсин пополам, очистить так, чтобы кожица снялась целой чашечкой.
  2. Проткнуть в дне этой чашечки два отверстия рядом и положить её в бокал. Диаметр чашечки должен быть немного больше диаметра центральной части бокала, тогда чашечка удержится на стенках, не падая на дно.
  3. Опустить апельсинную чашечку в сосуд на одну треть высоты.
  4. Налить в апельсинную корку красного вина или подкрашенного спирта. Оно будет проходить через дырку, пока уровень вина не дойдёт до дна чашечки.
  5. Затем налить воды почти до края. Можно увидеть, как струя вина поднимается через одно из отверстий до уровня воды, между тем как вода, более тяжёлая, пройдет через другое отверстие и станет опускаться ко дну бокала. Через несколько мгновений вино очутится на верху, а вода внизу.
Опыт №10 Певучая рюмка

Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.

Этапы проведения опыта
  1. Наполнить рюмку водой и вытереть края рюмки.
  2. Смоченным пальцем потереть в любом месте рюмки, она запоёт.

Рисунок 11

Демонстрационные эксперименты 1. Диффузия жидкостей и газов

Диффузия (от лат. diflusio - распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов). Различают диффузию в жидкостях, газах и твёрдых телах

Демонстрационный эксперимент «Наблюдение диффузии»

Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента
  1. Возьмём два кусочка ватки.
  2. Смочим один кусочек ватки фенолфталеином, другой – нашатырным спиртом.
  3. Приведём ветки в соприкосновение.
  4. Наблюдается окрашивание ваток в розовый цвет вследствие явления диффузии.

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки

  1. Нальём в одну из колбочек нашатырный спирт.
  2. Смочим кусочек ваты фенолфталеином и положим сверху в колбочку.
  3. Через некоторое время наблюдаем окрашивание ватки. Данный эксперимент демонстрирует явление диффузии на расстоянии.

Рисунок 15

Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.

Рисунок 16

Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.

Loading...Loading...