Японский сад на даче. Как создать небольшой Японский Сад на Даче — Идеи и Принципы

Во всем мире ландшафтные дизайнеры активно используют в своей работе идеи, пришедшие из Японии. Ландшафт, оформленный в таком стиле, обладает очарованием, композиция лаконичная и изысканная вызывает чувство покоя и умиротворения. Для создания настоящего произведения паркового искусства мало закупить растения и камни, необходимо учитывать символику и особенность каждого предмета, ведь здесь главное – гармония.

Японские сады

Что же представляют собой японские сады? Это природная композиция, в основе которой заложены пять компонентов: идея (духовная часть) и материальная. Материальная составная включает четыре элемента: вода, растения, камни и элементы архитектуры. Все они символизируют единство человека и природы. Японский сад может быть трех типов: равнинный, холмистый и пересеченный.

Каждый из этих видов имеет свои характерные особенности:

  • Равнинный тип – идеально ровная площадка. Мир земной природы представлен камнями, деревьями, водными источниками или водоемами. Декор – каменные фонари, садовые скульптуры.
  • Холмистый вид – сочетание возвышенности и воды. Это может быть сбегающие с холмов ручьи, пруд с водопадом.
  • Пересеченные сады – воссоздание в миниатюре гористой части Японии. В основе располагается водоем с островком посредине, искусственные горы, фонари, дорожки, мостики. Уместно расположить чайные домики с традиционной цукубаи (чашей для омовения рук), ограждения из бамбука.

Сады камней в Японии

Необычным и оригинальным видом культурно-эстетических сооружений являются сады камней. Они представляют собой идеально ровную площадку, засыпанную песком (можно галькой). Главные элементы – природные камни (необработанные), расставленные по правилам мировоззрения дзен. Расположение их следующее: это группы по три камня (триада), подобранные по формам и цветам. Их 15, но точка созерцания открывает 14, последний камень с любой точки спрятан (использование фантомов – символ неизведанного).

Асимметричность расположения каменных элементов подчеркивается концентричными линиями на участках песка, символизирующего океан. Сады камней в Японии – место медитации, созерцания, самопознания. Этот вид ландшафтного дизайна действительно уникальный, даже фото каменных садов настраивает на философский лад. Главное их предназначение – заставить осознать красоту обычных вещей и изящность природной простоты.

Японский стиль в ландшафтном дизайне

Характерные особенности этого стиля – миниатюрный размер, спокойствие и наличие множества символов. Место, используемое под композицию, может быть небольшое, но на нем нужно создать совершенный пейзаж, изобразив природные элементы во всех форматах. В классическом понимании – это природная миниатюра из воды, мха, гальки, растений и камней.

Японский ландшафтный дизайн популярен во всем мире неслучайно. При современном бешеном ритме жизни очень важно уметь сосредоточиться, успокоиться, обрести умиротворение. Планировка с необычными очертаниями, асимметричностью композиции, гармоничностью элементов, с каждого ракурса открывают новый пейзаж, миниатюрный мир природы во всей его красе.

Растения японского сада

Назначение такой композиции – воссоздание ландшафта. Растения для японского сада служат скорее украшением рельефа, подчеркивают контраст. Подбирать их нужно очень аккуратно. Любимые японцами виды могут не прижиться из-за отличий климата и почвы. У нас используют:

  • деревья: вишня (некоторые регионы могут использовать сакуру, для Подмосковья отлично подойдет сорт Ракса), клен (подходят почти все виды, отличные медоносы, сочетаются с хвойными растениями), сосна (хвойники - центр композиции, как олицетворение долголетия, силы, мужества, желательно ослабить рост дерева, придав выразительность кроне);
  • кустарники: барбарис (разнообразие сортов, отличный материал для живых изгородей), боярышник (красивоцветущие кусты станут украшением весной, а летом порадуют разнообразием окраски плодов, особенно эффектно выглядят в штамбе);
  • цветы-многолетники: пион (выбирают древовидный сорт, диаметр цветка до 25 см, махровые или полумахровые), рододендрон (цветок не крупный, но в пышных соцветиях, глянцевые листья подчеркивают нежность цветов), хризантема (национальный цветок Японии, разнообразие видов не ограничивает фантазию);
  • злаки, папоротники, бамбук: мискантус (декоративные травянистые злаки, множество сортов, декоративный период с первых месяцев весны до морозов), адиантум стоповидный (отлично приживается в Подмосковье, ажурные листья выглядят экзотично и привлекательно даже на фото, садиться на видном месте), саза (в наших широтах единственный сорт бамбука, что растет в диком виде, садится на фоне ручья или как украшение беседки).

Японский сад своими руками

Планирование обустройства японского сада своими руками нужно начинать с композиции, которая зависит от ландшафта выбранного участка и климатических особенностей региона. Наличие свободного пространства – тоже обязательное условие, хотя его размеры могут быть и миниатюрными. Композиция может быть следующих видов:

  • сад для философских размышлений;
  • место для прогулок;
  • сад холмов;
  • место, где основным элементом будет домик для чайных церемоний.

Сад в японском стиле своими руками

Не забывайте об основных составляющих: камень и вода (может быть сухой ручей), без которых такой дизайн не формируется. Вот некоторые рекомендации по самостоятельному созданию этого уникального паркового дизайна. Если вы не знаете с чего начать создавать свой сад, давайте рассмотрим поэтапно, как создать сад в японском стиле своими руками:

  • Планировка. Лучше не заниматься перепланировкой парка, а взять его часть. Выбирается участок во внутреннем дворе или углу. Он должен сразу быть виден весь и быть с трех сторон защищен стенами или живой изгородью.
  • Эскиз-проект. На него наносят основные элементы с учетом розы ветров и сторон света.
  • Камни выкладываются группами вертикально и горизонтально на подготовленный песок. Чтобы размещение было правильным используйте фото готовых ландшафтов.
  • Тропинки не делают ровными.
  • Водоем устанавливают в зависимости от рельефа участка: пруд, водопад, сухие потоки или ручьи из светлого гравия.
  • Растения высаживают по минимуму, используя символы, не зимостойкие нужно убирать или сразу выставлять в кадках.

Японский сад камней своими руками

Чтобы правильно устроить на участке японский сад камней своими руками, нужно придерживаться пяти основных правил:

  • основа композиции – группа из трех камней гармоничных по фактуре и цвету;
  • общее количество кратно трем или пяти;
  • с любой точки созерцания открываются все камни, кроме одного;
  • основная триада должна смотреться гармонично, остальные уравновешивают ее;
  • камни расположены ассиметрично. Камни подбирают в соответствии с символикой: крупные – острова, вертикальные – небо, песок и белый гравий – воду, также имитируют круги на песке.

Японский садик своими руками

Можно сделать совсем маленький японский садик своими руками, используя комнатные растения. Ландшафтная композиция в миниатюре имеет свои правила:

  • Она должна быть создана в соответствии традициям Японии.
  • В качестве контейнера подойдет невысокая (до 15 см) емкость с просторной поверхностью.
  • Для такого мини-садика подойдут мох, кактусы, алмазник, седум, камнеломка, плющ, каменная роза и пр. Нужно выбирать сорта медленнорастущих растений.

Видео: ландшафтный дизайн в японском стиле

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

Принципы создания сада в японском стиле

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года – в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью. В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня.

Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада. Основным здесь следует признать девиз: «Природа – это идеал, к которому мы должны стремиться». Вы можете идеализировать природу, выражать ее через символы, но нельзя создавать того, чего вы никогда не встретите в ней. Например, вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Японский сад проектируется так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется противоставлением инь – ян, одним из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь.

На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы порождали различные стили ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные каноны создания сада. Он может быть подчинен одной идее – так создаются сады камней, воды, мхов, времен года. Соответственно главным «действующим лицом» становятся расставленные группы камней, или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке, или круговращение природы в смене времен года. А есть пейзажные сады. Существуют и смешанные сады, наиболее популярные в настоящее время.

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад, – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта «пустота» – ключевой элемент японского садового искусства. Пустое пространство, или ма , определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими понятиями инь и ян. Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Ландшафтные дизайнеры добиваются создания ма различными способами. В частности, пустые пространства могут возникать физически – при движении по саду; зрительно – при его созерцании (в этом случае они просто домысливаются, хотя на самом деле их нет); либо созданием временных пустот – остановок, которые провоцируются проектировщиком сада, дабы в полной мере насладиться им. С точки зрения религии, ма олицетворяет принцип му – небытие, центральную идею дзэн-буддизма. В эстетическом же отношении дизайнеры используют многозначность ма, чтобы создать юхаку-но-би – красоту малого количества элементов, которая так ценилась в средневековом искусстве.

Важным условием создания сада в японском стиле является баланс, или суми. Нам всегда хочется иметь больше на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на шести сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия ваби и саби. Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. Саби определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как «налет времени», саби буквально – «патина». Безыскусная изящная простота, как бы воплощающая в себе дух старины. Ваби – уединенность, безыскусность, скромность. Ваби также может быть определено как что-то «единственное в своем роде» или дух чего-либо. Бетонный фонарик может быть в своем роде единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет ваби. Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – ма, суми, ваби и саби – связаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью, чтобы вернуться в него весной), японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету. Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни.

В саду одновременно ощущаешь скоротечность мгновений и величавую поступь времени. Недаром японцы оставляют в садах остовы уже отживших сухих деревьев, которые соседствуют с молодыми цветущими или плодоносящими. Под деревьями – ветхие пни, которые зарастают мхом и папоротниками, и тут же рядом – молодая поросль. Такие композиции демонстрируют красоту естественного хода жизни.

Работайте с ограниченной палитрой цвета. Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года.

Используйте контраст. Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник, привлекательны в течение всего сезона формой своей листвы. Если вы решите использовать такие травянистые растения, как хоса или папоротник, размещайте их в расщелинах камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай. Их можно применять при выращивании сосны, клена, вишни и сливы или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Из книги Дача. Что и как можно построить? автора Банников Евгений Анатольевич

Подготовка почвы для создания газона Поверхность площади для газона должна быть ровной, спланированной по проектным отметкам вертикальной планировки объекта.Перед устройством газона готовят основание – подстилающий слой (подпочву) и корнеобитаемый почвенный слой

Из книги Зимний сад автора Шешко Павел Славомирович

1. История создания зимних садов. История выращивания комнатных и кадочных растений начинается с Древнего Египта. На египетских изображениях (а им более 3000 лет) видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Древние римляне пошли еще дальше – они украшали

Из книги «Живая земля». Биодинамическое земледелие – секрет изобилия на вашем участке автора Оснач Ирина Владимировна

Основные принципы севооборота Сколько лет можно выращивать одну и ту же культуру на одном месте?Во-первых, это зависит от ее чувствительности к собственным корневым выделениям, которые накапливаются в почве.Хорошо переносят собственные корневые выделения и могут долго

Из книги Вертикальное озеленение автора Колесникова Елена Георгиевна

Глава 1 ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА РАСТЕНИЙ

Из книги Виноград для начинающих автора Ларина Светлана

Из книги Виноград. Секреты сверхурожая автора Ларина Светлана

Общие принципы разбивки участка Разбивка участка делится на внешнюю и внутреннюю.Внешняя разбивка осуществляется с помощью геодезических приборов (теодолита, гониометра и т. д.). Участок разделяют на прямоугольники - кварталы и клетки. Клетка - это основной рабочий

Из книги Дачные самоделки автора Онищенко Владимир

Изгороди в японском саду Не последнее место в благоустройстве садового участка занимает изгородь. В Японии считается, что для создания уютного садика совершенно недостаточно вырастить рощу или сад и проложить в нем тропинки.Планировка парка или сада должна быть

Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария Павловна

Ручей в японском саду Ручей в японском саду может быть как настоящим, так и искусственным. Самый оптимальный вариант – это ручей, проходящий тонкой полосой вдоль беседок, дома и насаждений.Проводить по своему саду настоящий ручей, который берет свое начало у подземных

Из книги Ваш домашний виноградник автора Плотникова Татьяна Федоровна

Скамейки в японском саду Все элементы японского сада должны давать импульс, необходимый для непрерывной мыслительной деятельности. Однако подобное вряд ли было бы возможным, если бы сама обстановка не располагала к размышлениям. Вот почему все составляющие сада должны

Из книги Чудо-урожай. Большая энциклопедия сада и огорода автора Полякова Галина Викторовна

Сад в восточном стиле – это реально! Многих отпугивают сложность и дороговизна проекта в японском стиле. Действительно ли восточный сад не для среднего кошелька? Вспомним, в чем основной смысл композиций восточного сада – это единение человека и природы. Конечно, на уход

Из книги Сад и огород для тех, кому за… без лишних усилий автора

Общие принципы разбивки участка Разбивка участка делится на внешнюю и внутреннюю.Внешняя разбивка осуществляется с помощью геодезических приборов (теодолита, гониометра и т. д.). Участок разделяют на прямоугольники – кварталы и клетки. Клетка – это основной рабочий

Из книги Цветущий сад легко и просто. Зеленый и красивый участок круглый год автора Кизима Галина Александровна

Из книги Черешня. Районированные сорта. Опыт выращивания в Черноземье автора Ноздрачева Р. Г.

Основные правила создания монохромного Надо высаживать не менее трех растений одного вида, чтобы сад или клумба быстрее разрастались, но, конечно же, можно увеличить или уменьшить число высаживаемых растений в зависимости от площади цветника или сада. Не ждите, что в

Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав Иванович

Основные правила создания монохромного цветника Надо высаживать не менее трех растений одного вида, чтобы сад или клумба быстрее разрастались, но, конечно же, можно увеличить или уменьшить число высаживаемых растений в зависимости от площади цветника или сада. Не ждите,

Из книги автора

История распространения и создания сортов черешни Черешня ведёт свое происхождение от вишни птичьей Prunus avium L, которая распространена во всей Европе - от Скандинавии до Средиземного моря. Центром наибольшего разнообразия генов вишни птичьей, или областью происхождения,

Из книги автора

Сорта яблони и принципы их подбора Когда участок подготовлен к посадке, следует подобрать нужные сорта плодовых культур в зависимости от их сроков созревания. В каждом конкретном случае сорт выбирается по каталогу районированных плодовых культур с учетом климатической

Есть что-то врождённое, глубокое, успокаивающее в азиатском стиле с восточным подтекстом, в японском дизайне, и архитектуре в частности. Может быть, это влияние философского мировоззрения в сторону жизни, которое сформировало принципы проектирования в течение нескольких столетий; или это может быть сочетание с жизненным образом, которое тесно связано с природой и рельефом, предлагающими им уникальную возможность заглянуть в каждый аспект существования.

(от MARPA Design Studio)

Так или иначе, слияние всех этих факторов сформировало японскую культуру, эстетические и естественные, приятные формы, которые Запад щедро заимствовал в прошлом веке. Лучшие сады мира именно у этого народа – ещё один замечательный подарок, особенно, если учесть, что многие современные дома имеют спокойную и безмятежную атмосферу.

Здесь вы можете получить вдохновение, которое (как мы надеемся) поможет добавить компактный, но живой садик на вашу территорию. Каждая конструкция имеет уникальное сочетание элементов, которые, в свою очередь, демонстрируют уникальное отличие. Наслаждайтесь!

(от Richard Kramer)

(от Gaile Guevara)

Миниатюрные ландшафты с вековыми традициями

(от New Eco: Urban Landscape Design)

Изначально японские парки заимствовали китайские модели, и это продолжалось в течение нескольких столетий. Они разработали свой неповторимый колорит и особенности только спустя долгое время, и теперь всё это является неотъемлемой и важнейшей частью. В основном все они небольшие, но имеют грандиозный садовый ландшафтный дизайн .

(от Grace Design Associates)

Никто не поймёт японский сад, пока не пройдёт через него и не услышит хруст под ногами, не почувствует его запах, и вы получите опыт только спустя годы. Теперь нет идеальной фотографии или видео, которые могли бы дать вам полное знание, поскольку это больше, чем просто визуальный блеск.

(от Debra Prizing)

(от Angelina Landscape)

(от SRM Architecture and Interiors)

(от Charles McClure)

Эстетическое мастерство в естественности

Баланс, равновесие и ощущение естественной красоты, которая не принудительная, не надуманная – это суть дизайна страны восходящего солнца. Создав в центре вашего дома живой и бодрящий концентратор, открытый интерьер приобретёт совершенно новый смысл, а прогуливаясь там, вы сможете погрузиться в свои мысли, и может быть, даже принять важное решение.

Одна из главных вещей – симметричность, про которую нельзя забывать. Это тщательно спланированная особенность, которая сделает место более привлекательным, притягательным.

(от Kikuchi & Associates)

Японские сады получают свою красоту от перемешивания и смешивания различных элементов в символической и естественной манере, создавая гостеприимную обстановку. Камни, песок, вода, бамбук, деревья, цветы и, даже, мосты, устанавливаются с точностью, чтобы получить исключительное чувство органической асимметрии.

(от Garden Mentors)

(от Garden Architecture)

Баланс символических элементов

(от Eco Minded Solutions)

Наиболее соблазнительные аспекты в них – это те элементы, которые имеют определённое значение. Вода является одним из основных компонентов, это, по-прежнему, могут быть небольшие прудики, декоративный бассейн , бегущие ручейки и даже каскады; также можно включить в них какие-то необходимые вам функции.

Водичка и камень – это Инь-Ян, следовательно, они уравновешивают друг друга и их расположение должно быть соответствующим. Для тех, кто не в восторге от её расхода – песок может стать заменой, так как они имеют сходство, а в японском контексте он представляет собой облака.

(от HartmanBaldwin Design)

Скалы так же важны. Но их значение зависит от того, как они размещены и из чего состоят. Они могут быть даже высокими, омываемыми водой. Пруды с кувшинками, каменные фонари, садовые мостики и умывальники – все эти компоненты создадут идеальный пейзаж.

Придумывать и создавать японский сад – это задача для творческого хозяина дома, или для специалиста, который знает это ремесло. С правильным воображением и техникой можно действительно воссоздать кусочек рая, задрапированный зеленью.

(от Huettl Landscape Architecture)

Японский сад - это действительно один из самых загадочных садов, и во многом эта загадка заключается в его простоте. Поэтому он так привлекателен. Японский стиль - это еще и особая философия, и она влияет на жизнь хозяина сада, активно помогая ему. В деле избавления от стрессов, обретения внутренней гармонии японскому саду нет равных: здесь все элементы стиля выверены веками именно для такой цели. Это сад легкого ухода (хотя сначала кажется сложным). Но вместе с тем он и один из самых «профессиональных». Тут очень важны чувство меры и вкус, потому что японский сад - произведение ландшафтного искусства. А поэтому, чтобы такой сад органично выглядел в наших условиях, не нужно буквально копировать все его элементы. Не пытайтесь создать его точно таким, каким он традиционно бывает в Японии, а применяйте мотивы, приемы, символизм этого сада, пользуясь своими изобразительными средствами

Самое главное в философии японского сада - он является моделью природы, и чтобы создать его, нужно выразить образ, характерный для вашей местности, и свою трактовку окружающего вас пространства. Японский сад полон символизма. Каждый его элемент: растение, камень, предмет - что-то олицетворяет, то есть основной упор делается не на видимые декоративные качества, а на внутренний смысл. Когда он есть, тогда самый неброский элемент заиграет. Что интересно, японский стиль можно назвать «безразмерным», в том смысле, что он подходит для участков абсолютно любых размеров: от очень больших до крайне маленьких. Но оптимален участок от 1 до 8 соток. Форма надела земли также не имеет значения. Кстати, японский стиль подойдет для узких и длинных участков, прекрасно будет выглядеть на склоне, но можно устроить японский сад и в низине.

Ключевые элементы ландшафтного дизайна:

Основные составляющие японского стиля - вода, камни и растения. Важно применение местных материалов (например, тех камней и растений, которые распространены именно в вашей местности).
Асимметрия во всем - и в расположении элементов, и в том, что ни один из них по величине, цвету, фактуре не должен повторяться.
Сады камней.
Дорожки – из отдельных каменных плит с разрывом, либо те же плиты идут на фоне гравия. Комбинированные мощения.
Сухой ручей.
Вода в любом виде: пруд, маленький фонтанчик, просто большая каменная чаша с водой или ручеек.

Особенности планировки:

Все элементы японского сада должны быть уравновешены (их немного, вместе они составляют композицию, и каждый из них на своем месте).
Оформляя в этом стиле весь участок, поделите его на области неправильной формы (они могут совпадать с функциональными зонами), и пусть в каждой такой области будет выстроена своя композиция. Затем организуйте плавные переходы между ними за счет растений, материалов и аксессуаров.

Цветовое решение:

Цветовая гамма - очень сдержанная, мягкая. В основном она построена на плавных переходах, полутонах. Знак особого мастерства - использование многочисленных оттенков одного цвета. Базовые цвета - серый, зеленый, коричневый, белый. Все тона приглушенные. Допустимы 1-2 ярких цветовых акцента.

Растения стиля:

Деревья: всевозможные сосны и можжевельники, туя, ель, кипарисовики, вишни и сливы, декоративные яблонь- ки, клены - приречный и татарский.
Кустарники: ольха черная «Империалист» (она похожа на бамбук), спирея японская и серая, рододендроны (однако растут и цветут у нас не все, выбирайте рододендроны Смирнова, японский, камчатский, плотный, канадский, короткоплодный), айва японская, форзиция, при соответствующей стрижке – арония черноплодная, виноград девичий.
Многолетники и цветы: хосты всех расцветок, любые папоротники, ревень, роджерсия, разнообразные злаки и осоки, бруннеры (в том числе белая), астильбы, обыкновенный лилейник, лабазник, бузульник, горные клематисы, виноград девичий, пионы, ирисы, различные хризантемы, весной - луковичные, но также неброские (не сортовые), ландыши, черемша, луки.

Малые архитектурные формы:

Мостики, которые устраиваются не только над водой, но и над сухими ручьями. Эти мостики могут быть в виде нескольких толстых досок либо слегка изогнутые с перилами, а могут быть обозначены несколькими крупными плоскими камнями, уложенными прямо в воду или на поверхность гравия.
Скамьи каменные, простой формы, или деревянные в виде доски, уложенной на 2 плоских камня.
Японские каменные фонарики.
Бамбук в обустройстве сада.
Садовые ширмы.
Беседки - в виде пагоды, «чайного домика» или в форме куба.
Небольшой ухоженный огород.

Советы ландшафтного дизайнера:

Не используйте слишком большое количество предметов и растений - это создает ощущение беспорядка.
Скамьей в японском саду может быть и один большой камень. Если камни используются в качестве сиденья, на них надо сделать деревянные накладки.
Водоем не должен быть глубоким.
Пластиковые японские фонарики использовать нельзя. Но настоящие каменные фонарики - удовольствие очень дорогое, поэтому реальный вариант - переносной керамический, и на зиму увозить его с собой. Можно и самим выложить стилизованный фонарик из плитняка-песчаника (из которого кладут дорожки), нужны мелкие его осколки.
Нельзя устраивать в японском саду беседки в форме «шатра».
Интересный прием в японском стиле - создание моносадов, например сада мхов, сада хост - в общем, композиций из растений одного типа, камней и аксессуаров. Или мини-садика растений, которые, скажем, цветут только белыми цветками. Моносады всегда выглядят выигрышно и оригинально. Секрет успеха - используйте местные растения.
Бамбуком можно оформить фонтанчик, украсить забор, сделать небольшую садовую скульптуру или просто вертикально укрепить в каком-либо месте участка несколько стволов.
Нужно очень пристально следить за соответствием сада стилю вашего дома: если у вас - деревенская избушка, лучше, если будет японским какой-то уголок, а не весь сад.
Используйте для декорирования японского уголка канаты.

Материал подготовлен ООО "Вистерия".

Loading...Loading...