Весёлая грамматика по русскому языку. Конспект занятия кружка «Веселая грамматика

"Веселая грамматика". Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала

Чтоб не измучилось дитя…(А.Пушкин)

В “Занимательную грамматику” включены отрывки из произведений детских писателей, являющиеся дополнительным материалом для отработки навыков грамотного письма. Работать с книгой ребёнок может как самостоятельно, так и вместе с родителями или старшими детьми. Надеюсь, что эта книга поможет учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами.

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Прочитай стихи, мой милый,
Улыбнись и всё поймёшь.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, -
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.

Безударные гласные в корне слова

Безударных гласных много,
Значит, нам нужна подмога.
Что же делать? Где решенье?
Букву ставь под ударенье.
Ты за нами поспевай,
Смело слово изменяй.
Ну а если очень сложно,
Посмотреть в словарик можно..
З..л..нела на п..лянке
И густой была тр..ва.
Ясно даже обезьянке,
Как проверить все слова.

А теперь потренируйся:

    За р..кой был лес.

    Кор..тышки делали из к..ры лодочки, переплывали через реку и х..дили в лес за гр..бами, за яг..дами, за..рехами.

    Гр..бы к..р..тышки п..лили п..лой под к..решок и т..щили по кусочкам д..мой.

(По Н.Носову)

Правописание согласных в корне

Ре..кий ветер и моро..,
Даже ду.. в лесу замёр.. .
Здесь опять нужна сноровка.
Действуй верно, действуй ловко.
Сомневаешься? Не трусь.
За согласной встанет пусть
Гласный. Сразу мы услышим
Чёткий звук. Готово? Пишем!

А теперь потренируйся:

Я со всеми нынче гру..,
Очень сильно ноет зу.. .
Я не ем ни хле.., ни су..,
Потому что ноет зу. .
Но об этом я молчу,
Ведь в больницу не хочу.
Вдруг поможет шокола..?
Я бы был бы очень ра.. .
Или сла кая вода?
О как больно, вот беда!
Не могу терпеть совсем,
Лучше леденцов поем.
Ой-ой, больше не могу!
Всё. К врачу сейчас бегу.

Непроизносимые согласные в корне слова

А вот это просто прятки.
Звук то есть, то нет. Загадки.
Подбирай такое слово,
Чтобы звук явился снова,
Никуда не потерялся,
А на месте бы остался.
Со..нце светит, в сер..це - праз..ник…
Ну и где ты, звук-проказник?

А теперь потренируйся:

Извес(?)ный волшебник, учёный и маг
Об опытах внукам рассказывал так:
Берёте, к примеру, сухой виноград.
Он вкус(?)ный и сладкий, все так говорят.
В окрес(?)ных садах, подсказать вам хочу,
Нарвите вы яблок, ещё алычу,
Да мес(?)ные груши, пожалуй, пойдут.
Вам наши соседи бесплатно дадут.
Порежьте, варите. Опас(?)но! Огонь!
Кастрюлю руками на печке не тронь!
Умес(?)но добавить ещё сахарку.
Хотите, подлейте чуть-чуть кипятку.
-Прелес(?)но! – волшебник погладил живот.
-Чудес(?)ный у нас получился компот!

Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова

Вот вам совет весёлый, бодрящий:
В корне слова после шипящей
Под ударением слышится что?
Слышится О. Пишется Ё.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

А теперь потренируйся:

Плачет принцесса, одетая в ш..лк,
А глупый король не возьмёт никак в толк,
В чём слёз тех причина и что за беда.
И мечется бедный туда и сюда.
Придворные ш..потом держат совет,
Ведь явных причин для истерики нет.
Быть может, растрёпана ч..лка,
А может, ужалила пч..лка?
Принцесса на ухо шепнула врачу:
- Крыж..вника ж..лтого очень хочу.
Все в ш..ке и держат семейный совет
Крыж..вника ж..лтого в городе нет.
В чащ..бу лесную гонец поскакал,
За речкой крыж..вник он вдруг увидал.
По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,
Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.
Принцесса, надев шерстяной капюш..н,
Гонца ожидая, взошла на балкон.
Из ч..рного леса примчался гонец,
Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.
Король восхищён, он без памяти рад.
На блюде гонцу он несёт ш..колад.
И в щ..чку принцесса целует его.
Король промолчал, не сказал ничего.
Кто командует корнями?

    От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.

    Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)

На урок пришли в наш кпасс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
- Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

-ЛАГ- (-ЛОЖ-)

Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
Состояние ужасно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?

Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-

Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А, а в корне –РОС-
Буква О, и снят вопрос.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
“Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.

-СКАК- (-СКОЧ-). ИСКЛЮЧЕНИЯ: СКАЧОК, СКАЧУ

Командует ударение
ЗаГАР, но заГОРелый,
УГАР, но уГОРеть,
Ставь ударенье смело
И должен ты суметь
Без страха и сомненья
Судьбе наперекор,
Следя за удареньем,
-ГАР- отличить от –ГОР-

БЕЗ УДАРЕНИЯ

ПОД УДАРЕНИЕМ

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

ЗОРЕВАТЬ

ПЛОВЧИХА

Чередующиеся гласные в корне слова

Открываем новый лист,
Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:

    Бер-бир-;

    Пер-пир-;

    Дер-дир-;

    Тер-тир-;

    Мер-мир-;

    Стел-стил-;

    Блест-блист-;

Внимание! Внимание!
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
- Пишем Е без промедленья.

Командует смысл

    РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)

    РАВН- (одинаковое: равны по весу)

    МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)

    МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)

А теперь потренируйся:

Плот накл..нился, и Элли закричала от страха, но Железный дровосек и Страшила поспешили вск..чить на другой край, и р..вновесие восстановилось. Железный дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная р..внина. Путники надеялись встретить во дворце Гудвина г..рячий приём. Р..внодушие волшебника пугало их. На горизонте бл..снула з..рница, за ней другая, третья. Тучи заст..лали уже полнеба, бл..стали молнии. И до зам..рающих от страха путников донеслись раскаты грома. (По А. Волкову)

Употребление твёрдого знака

Я вам не шутка, не пустяк.
Я очень-очень твёрдый знак.
Прошу вас чётко, твёрдо знать,
Где и когда меня писать.
После приставки место моё,
Следом шагают Е, Ю, Я, Ё.

А теперь потренируйся:

В..ются, кружатся снежинки,
Б..ются в двери и в окно.
В..юга замела тропинки,
В..езды в город и село.
Шарик с..ёжился в под..езде –
С..есть бы что-нибудь сейчас!
Хорошо с Дружком бы вместе
Кость припрятать про запас.
В..юга, в юга, успокойся,
Белой змейкой уползи.
Шарик, миленький, не бойся.
На вот хлебца, погрызи.

Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

Посмотри скорей, друж..к:
С неба падает снеж..к.
С белой крыш..й и крыльц..м
Дом нам кажется дворц..м.
А теперь, дружок, внимание:
В суффиксах и окончаниях
На краешке слова, в самом конце
После шипящих и после Ц
Под ударением пишется О,
Е – безударная, только всего.

А теперь потренируйся:

Идет по клеверу быч..к.
Его боч..к как кабач..к,
Как барабан
Его живот.
Он клевер целый день жуёт. (Л.Мезинов)

Дедушка Еж..к,
Не ходи на береж..к.
Там растаял снеж..к,
Заливает луж..к.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.

Правописание –И -, -Ы- после Ц

Цыган на цыпочках
И цыкает так громко,
Цыплёнок – в обморок,
Проблемы у цыплёнка:
- Зачем я, бедный, в исключения попал?
Цыган ужасный насмерть напугал.
А в КОРНЕ слова и в словах на –ЦИЯ
Веселье, радость, смех и суета.
На мотоцИклах цИркачи лихие
Среди акаЦИЙ мчатся. Красота!
На цИферблате стрелки ловко пляшут,
ЦИстерна с квасом выпита давно.
ЦИрюльник бреет и цИновкой машет,
ЦИклоп и цИник побрели в кино.
А где же Ы?
Взгляни на кончик слова:
КосцЫ, синицЫ, птицЫ, огурцЫ….
-Теперь ты понял, - спрашиваю снова, -
Где после Ц ты пишешь И, где Ы?

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

Вот замочЕК. К нему ключИК.
Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.
Просим убедительно
В падеже родительном
Проследить за гласной,
Если вы согласны.
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-

    ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА

    КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА

Правописание приставок

Всегда одинаково пишутся,
Хотя все по-разному слышатся,
Приставки ДО-, ЗА-,НАД- и прочие.
Учил их весь день и до ночи я.
ДОбежать и НАДписать,
ОБрубить и ОТдохнуть….
Надо правильно писать.
Ты про это не забудь.

Приставки на З и приставка -С-

З- приставки не бывает.
Это каждый твёрдо знает.
Но в словах З всё же есть:
ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕСЬ.
Приставки на З и на С как подружки,
Но в разные впрочем играют игрушки.
Приставка на З перед звонким согласным,
На С – пред глухим. Это просто и ясно.

Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: “Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковкавроде.”
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом “ОЧЕНЬ” проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

А теперь потренируйся:

    Коротышки пр..носили сок цветов, который густел и пр..вращался в резину. Знайка пр..готовил большую бочку для (з,с)бора сока.

    Знайка велел Шпунтику пр..нести насос. К этому насосу он пр..соединил длинную резиновую трубку, облил её соком и стал накачивать воздух.

    Все малыши тоже пр..нялись за дело. Скоро шар так Ра(з,с)дулся, что малышам пр..ходилось в(з,с)бираться на ореховый куст, чтобы обмазать шар сверху и по бокам.

    Работа продолжалась два дня и пр..кратилась тогда, когда шар стал величиной с дом.

    Знайка пр..вязал шар к ореховому кусту и велел коротышкам пр..делать к нему корзину.

(По Н.Носову)

Н и НН в суффиксах прилагательных

Я запутался совсем,
Сколько нужно в слове Н?
Не могу никак понять.
Помогите разобрать.
Вот основа слова БАНЯ.
Н одна. Прошу вниманья!
БаННый пар полезен всем,
Суффикс -Н-, и нет проблем.
Суффикс -ИН-
Пример: мышИНый,
ЛебедИНый, журавлИНый,
И курИНый, и пчелИНый,
Поднатужимся: зверИНый.
-АН- и -ЯН- как близнецы.
Ах, какие молодцы!
Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,
В куртке кожАНой наш -АН-.
Хлеб ржАНой они жуют
И кисель овсЯНый пьют,
А серебрЯНые ложки
Дружно черпают окрошку.
Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-
Приближались с двух сторон
К станциОННому буфету.
И чего в нём только нету!
Но деньжонок было мало,
И купили что попало:
Ужасно кислый клюквЕННый сок
И тыквЕННых семечек целый мешок
Да утрЕННюю газету.
Спасибо и за это.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ,ДЕРЕВЯННЫЙ,СТЕКЛЯННЫЙ

Как запомнить исключенье?
Это страшное мученье!
Будет в памяти оно,
Посмотри лишь на окно.
Всегда две Н, сомненья нет,
В окне с поверхностью стеклянной,
Там оловянный шпингалет
И подоконник деревянный. (“Уроки радионяни”)

А теперь потренируйся:

Мальчики принесли кожа..ый чемодан и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать листы золотой и серебря..ной бумаги, синей, зелё..ой и оранжевой, картон, коробку с дутыми стекля..ыми шариками, пучки золотой и серебря..ой канители, фонарики с цветными слюдя..ыми окошечками и большую звезду. (По А.Толстому)

Правописание Ь после шипящей в разных частях речи

Ты, дружок, не будь беспечен.
Чтобы грамотно писать,
Начинай-ка с части речи.
Это твёрдо надо знать.

Часть речи

Форма слова

3 скл., ж. р.

рожь, дочь

2 скл., м. р.

мяч, грач

Существ.

ж., ср. род

много туч

во мн.ч., род. п.

среди чудовищ

во всех глаголах на шипящую

повелит. накл.

съешь суп

инфинитив (н. ф.)

надо беречь

Прилагательное

краткая форма

колюч, горяч

во всех наречиях

на шипящую

навзничь

ИСКЛЮЧЕНИЯ: уж, замуж, невтерпёж

Я могуч, а я колюч,
Я кипуч, а я липуч,
Я хорош и очень свеж.
Ты смотри меня не съешь!
- Кто вы? – Посмотри внимательнее.
Краткие мы прилагательные.
Мы с шипящей крепко дружим,
Мягкий знак совсем не нужен!

Правописание НЕ с разными частями речи

Можно только удивиться:
НЕ – часть корня, НЕ – частица,
НЕ – приставка. Как нам быть?
Как всё это не забыть?
Если ты сказал сурово:
- Нет без НЕ такого слова!
Значит, твёрдо должен знать:
Нужно слитно НЕ писать.
Есть СИНОНИМЫ на месте,
Пишем слитно, пишем вместе.
Весело, без огорченья
Ищем новое значенье.
Если А союз ты вставил,
Значит противопоставил
Два предмета, два явленья
Признака. Без сожаленья
Отрывай от слова НЕ.
Будет правильно вполне.
Сижу (не)весёлый, а грустный.
Суп был какой-то (не)вкусный,
Сок далеко был (не)сладкий.
В общем, всё мерзко и гадко.
Может, позвать докторов?
Кажется, я не здоров.
Или поесть шоколада?
Нет, ничего мне (не)надо.
Я почему (не)весёлый?
Вызвали папочку в школу.
Да, (не)избежны (не)взгоды
В чудные школьные годы!

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Вот короткая вам справка:
Если в слове есть ПРИСТАВКА,
Есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО,
Мы две Н напишем снова.
Если нет условий этих,
Букву Н одну мы встретим.
(Жареное мясо, крашеный сундук)
СН и НН, ребята, встретились мы вдруг.
Разобраться можно, риск-то невелик:
(Латаные брюки, рваный воротник,
Скошенные травы, сорванный цветок)
Это не забава. Выучи урок.
Это ведь несложно, трудно позабыть.
Пареная репа проще, может быть.

Этого довольно
На оценку “3”.
Ты в учебник школьный
Всё же посмотри.
Много исключений!
Что ж, запоминай.
Нелегко ученье –
Рук не опускай.
Выучи получше,
Будешь ты всё знать.
И тогда получишь
Ты оценку “5”.

А теперь потренируйся.

Вспомни, сколько Н пишется в причастиях, отглагольных и отымённых прилагательных.

    Рано утром Буратино положил азбуку в сумочку и побежал в школу.

    По дороге он даже не смотрел на сласти, выставле(Н,НН)ые в лавке – маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаже(Н,НН)ых на палочку.

    Буратино увидел полотня(Н,НН)ый балаган, украше(Н,НН)ый разноцветными флагами.

    Он купил билет, сел в первом ряду и с восторгом глядел на опуще(Н,НН)ый занавес. Ударил колокол, и занавес поднялся.

    На сцене стояли карто(Н,НН)ые деревья. Фонарь в виде луны отражался в кусочке зеркала, на котором плавали лебеди, сдела(Н,НН)ые из ваты. Из-за карто(Н,НН)ого дерева появился маленький человек в дли(Н,НН)ой рубашке с дли(Н,НН)ыми рукавами.

(По А.Толстому)

Правописание наречий

Отрицательные наречия
Вот особенная встреча –
Учимся писать наречия.
И, конечно, без сомнения,
Повторим местоимения
Некто в двери постучал,
Но никто не отвечал.
Заперта чужая дверь,
Некуда идти теперь.
Нету дела никому,
Где заночевать ему.
Никого нигде не видно.
Грустно, страшно и обидно,
Когда не с кем пообщаться…
Всё теперь понятно, братцы?
В наречиях, местоимениях
НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!

Дефисное написание наречий

Кое-как, едва-едва,
Просто еле-еле
Я весь день пишу слова,
Трудно в самом деле.
Я, во-первых, не пойму,
Хоть пишу по-русски,
Где дефис и почему?
От такой нагрузки
Я готов по-волчьи выть,
По-собачьи лаять.
Что мне делать? Как мне быть?
Кто-нибудь хоть знает?
Кто б по-дружески помог,
Подсказал по-братски,
Как мне выучить урок?
Как мне разобраться?
По-хорошему прошу,
Как-нибудь спасите.
Про дефис понять спешу,
Вы мне объясните.
Объяснение такое:
Если есть приставка КОЕ- ,
Суффикс -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ,
Про дефис ты не забудь.
Очень, в принципе, походи
Но различны они всё же.
Посмотри внимательнее,
Это прилагательные.
Вот искомая часть речи,
Называется наречие.
Отыскать её легко,
Есть всегда приставка ПО-,
Суффикс -ЕМУ, -КИ и -СКИ.
Смело списывай с доски.
По-зимнему закутав нос,
Спешил по лесу Дед Мороз.
По лесу зимнему бежал,
Мешок с подарками держал.
“Привет!” - с заснеженных ветвей
Кричал по-птичьи воробей.
По-волчьи волк сердито выл,
Его охотник подстрелил.
Если слово повторяется,
Значит так и полагается.
Нам поставить нужно знак
В этом слове, как-никак.
Что осталось? Ничего.
Две приставки В- и ВО-
И, конечно, во-вторых,
Суффикс –ИХ и суффикс –ЫХ.

А теперь потренируйся:

    Если Незнайка брался за какое (нибудь) дело, то всё у него получалось шиворот (навыворот). Он очень хотел чему (нибудь) научиться, но не любил трудиться.

    Однажды он решил научиться играть на каком (нибудь) музыкальном инструменте. Гусля дал ему балалайку. Незнайка побренчал и говорит:

    Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что (нибудь) другое, погромче. – Он схватил трубу и принялся дуть изо всех сил: "Бу-бу-бу! Гу-гу-гу-у!" (По Н.Носову)

Упражнения для закрепления

Вспомни правило, вставь нужную букву. Проверь себя. Если затрудняешься, попроси помощи у старших, обратись к своему учителю или поищи слово в орфографическом словаре. При проверке обрати особое внимание на написание выделенных слов.

    Жен?щина пос..дила зёрнышко в цв..точ?ный горш..к, и зёрнышко сразу дало р..сток, а из р..стка выр..с больш..й ч..дес?ный цв..ток. Но л..пестки цв..тка были плотно (с,з) жаты, точно у (не)ра(с,з)пустившегося бутона.

    Какой прелес?ный цв..ток! – сказала жен?щина и поцеловала кр..сивые л..п..стки.

    И как только она их поцеловала, внутри, в бутоне, что(то) щ..лкнуло, и цв..ток ра(с,з)крылся.

    Это был (точь) в (точь) тюльпан, но в самой ч..шеч?ке на з..лёном пестике цв..тка с..дела крошеч?ная девоч?ка.

(По Г.Х. Андерсену).

    Было когда(то) двадцать пять оловя(н,нн)ых с..лдат..ков, р..дных братьев по матери – старой оловя(н, нн)ой ло..ке.

    Маленький мальч..к, которому их под..рили, дост..вал с..лдат..ков по одному из карто(н,нн)ой к..ро..ки и ра(с,з)ст..влял на д..р..вя(н,нн)ом столе.

    Все оловя(н,нн)ые с..лдат..ки были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отл..вали последним, и олова немно..ко (не)хватило. Но он-то как раз и ок..зался самым зам..ч..тельным из всех.

(По Г.Х. Андерсену).

    …Суок прекрас(?)но играла св..ю роль. Она была сп..койна. Она чу(?)ствовала, что роль ей уд..ёт(?)ся.

    “Бывают более трудные вещи,- думала она. – Например, ж..нглировать зажж..(н,нн)ой лампой или делать дв..йное сальтомортале”. А Суок случалось в ц..рке пр..делывать и то, и другое.

    …Св..ркали п..ркеты. Она отр..жалась в них розовым обл..ком. Можно было подумать, что это маленькая цв..точ(?)ная к..рзинка плывёт по огромной тихой в..де.

    Она шла мимо стражи, мимо кожа(н,нн)ых и железных людей, которые см..трели, как зач..рова(н,нн)ые. А сверху по ш..роч..йш..й лес(?)нице спускался навстречу кукле наследник Тутти.

    …Наследник Тутти н..(за)что на свете (не)согл..сился бы ра(з,с)таться со св..ей куклой.

    Суок ра(з,с)казывала ему о ц..рке:

    Я очень давно живу в балаганч..ке дядюшки Бризака. Я умею танцевать, ездить верхом и крутиться на трапец.. . Ах, каким я научилась ч..дес(?)ным штукам! – Она всплеснула руками. – Например, я умею св..стеть ключ..ком.

    Ключ..ком? Как? Покажи! У меня есть чудный ключ..к, - с этими словами наследник Тутти ра(с,з)ст..гнул ворот св..ей куртки и снял с шеи тонкую ц..поч(?)ку, на которой болтался (не)больш..й белый ключ(?).

(По Ю.Олеше)

А теперь попроси кого-нибудь из взрослых продиктовать тебе данный ниже текст. Но прежде прочитай текст вслух по слогам, обращая особое внимание на выделенные слова. Старайся вспомнить нужное правило. Напиши текст или его часть, проверь. Обрати внимание на ошибки, если они есть. В случае затруднения при объяснении обратись за помощью к учителю.

    На старинных стенных часах железный кузнец поднял молот. Часы щёлкнули , и кузнец ударил молотом по маленькой медной наковальне. Маша стояла у окна. Нянюшка Петровна дремала на диване , а мама ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала Машу с собой. Театр был огромный, с каменными колоннами . На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове. Копыта лошадей висели над площадью. В последние дни перед спектаклем мама сильно волновалась. Она вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он привёз этот букетик из какой-то далёкой страны. Мама взяла стеклянный букет, положила его к себе на стол и велела Маше до него не дотрагиваться. С чёрного неба сыпался белый снег. За окном сидела седая ворона и смотрела на Машу. Она ждала, когда Петровна уведёт Машу умываться. Тогда ворона влетала через открытую форточку в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала , оставляя на столе мокрые следы. Вернувшись, Петровна и Маша начинали искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего она таскала сахар, печенье и колбасу. Ворона жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавалось мороженое . В щелях ларька она прятала кусочки замёрзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряные бумажки от конфет. Ворона сердито каркала, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка. (По К.Паустовскому)

    Жара стояла над землёй уже целый месяц. Взрослые говорили, что эту жару видно “невооружённым” глазом.
    - Видишь жёлтый дым? – говорил пятилетней Тане дядя Глеб. – Это и есть жара.
    От жары больше всего страдала маленькая древесная лягушка. Она жила во дворе, под кустом бузины. Однажды она нашла щель под дверью в каменном погребе, прыгнула туда. А когда в погреб спускалась молоденькая работница Ариша, лягушка пряталась за разбитый цветочный горшок. По вечерам лягушка пробиралась в сад, где на клумбе распускался душистый табак и росли кустистые астры. Лягушка ждала, когда люди перестанут ходить, разговаривать, прикрутят лампы, и дом сразу сделается тёмным и таинственным. ...Бородатый Глеб был опытным рыболовом. Каждый вечер он убирал со стола скатерть, осторожно высыпал из коробки золочёные крючки и начинал чинить свои удочки. Тане не разрешалось подходить к столу, чтобы какой-нибудь “мушиный” крючок не впился ей в палец. Однажды Глеб поймал лягушку, которая таскала из банки червей, приготовленных для рыбалки.
    - Это необыкновенная лягушка, - сказал Глеб Тане. – Если она влезет на веточку и начнёт квакать, будет дождь.
    Таня посадила лягушку в стеклянную банку с травой, положила туда кленовую веточку и поставила банку на подоконник. (По К.Паустовскому).

Послесловие

Эта книжка не учебник,
Но и я ведь не волшебник.
Чтоб учиться на отлично,
Нужно знать весьма прилично
Всё, что вам даётся в школе,
Дорогие Маши, Коли,
Кати, Саши и Наташи.
Книжка эта – помощь наша.
На досуге, после школы
Прочитай стишок весёлый.
Коль запомнишь, что ж, прекрасно.
Главное, чтоб было ясно,
Чтоб ты мог легко, с улыбкой
Написать все без ошибки.

Занятие по внеурочной деятельности

Курс «Школа развития речи»

Тема «Веселая грамматика»

Цель:

Развивать познавательный интерес к овладению знаниями по русскому языку.

Форма занятия: КВН

Ход мероприятия

Учитель: Что может быть на свете лучше языка! При помощи мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

Ученик 1.

Щедрое народное наследство

Я люблю красивый наш язык

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.

Сколько новых дел, событий, чувств!

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком -

Это потому, что я владею

Русским великим языком.

Учитель: Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке! Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не на шлось бы в нашем языке точного выражения

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»

А знаменитый поэт К. Бальмонт написал о русском языке стихотворение.

Ученик 5.

Язык, великолепный наш язык,

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крышам.

Учитель. Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы с удовольствием изучали свой родной язык, ведь он такой интересный. Давайте совершим все вместе увлекательное путешествие по стране Грамматике. Сделать это нам помогут три команды. Одна называется Грамотеи, другая- Знатоки,3-я-Умнички.

Оценивать достижения команд нам поможет жюри.

Путь наш по стране Грамматике будет нелёгок. Команда, которая с честью преодолеет все препятствия - станет победителем.Итак в путь!

Представление команд

Команда 1 «Грамотеи»

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами будем играть.

Команда 2 «Знатоки»

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Команда 3 «Умнички»

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование:

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

1задание

Учитель: Знаменитый русский писатель так сказал о русском языке.

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной не обходимостью».А.И. Куприн

Ваша задача выбрать из набора букв те, которые не повторяются и назвать его фамилию.

Молодцы! С этим заданием вы справились.

От самых маленьких единиц, с которых мы начинаем изучение родного языка - букв, мы переходим к более крупным - словам. Стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»

Ученик 6.

Всему название дано и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, означено словами.

Ученик 7.

Слова слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно давно привычно нам,

Другое -незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

2 задание «Кто больше?»

Какая команда составит больше слов, а именно нарицательных имён существительных, из букв слова «грамматика». За каждое слово очко.

3 задание « Анаграммы»

Каждой команде предлагается по 6 слов, из которых надо получить новые слова поменяв местами буквы

1.Вобла………,волос……….,кулак…..,товар……..,росинка……..,масло…..

2.Валик……..,водопад………,клоун……,стирка……,ракета………,марка….

3.Верность……….,вызов……..,камыш……..,сокол…..,насос……,мошкара…….

Ответы:1.Вобла-обвал,волос-слово,кулак-кукла,товар-отвар, росинка-соринка,масло-смола.

2.Валик-вилка,водопад-подвода,клоун-кулон-уклон,стирка-старик, ракета-карета,марка-рамка.

3.Верность-ревность,вызов-вывоз,камыш-мышка,сокол-колос, насос-сосна, мошкара-ромашка.

Ученик 8.

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность -

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Ученик 9.

Сотни слов родных и метких,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

4 задание « Сказочная буква »

Задание: Каждый ребенок должен нарисовать сказочную букву.

Учитель: Представьте, что вы попали в сказочную страну.Здесь живут буквы. Нарисуйте, как они могут выглядеть, пофантазируйте.

5 задание «Пословицы»

Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интерес ной. Сейчас я хочу предложить вам продолжить пословицы.

Ученик 10.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

6 задание «Составь рассказ»

Составьте предложение или рассказ, в котором все слова начинаются с одной буквы.

Знатоки с буквы «к» . Грамотеи с буквы «м» . Умнички с буквой «р »

Сколько слов вы используете, столько очков получите.

Ученик 11.

Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

Подведение итогов. Вручение грамот победителям.

Пояснительная записка

Знание родного языка и любовь к языку неразрывно связаны с любовью к родине. Чем лучше мы знаем язык, чем глубже и полнее овладеваем им, тем больше его любим, тем богаче становится наш внутренний мир, тем возвышеннее и благороднее наши чувства, наши поступки. Поэтому в решении сложных задач воспитания учащихся большую роль играет внеклассная работа по языку, закрепляющая, расширяющая и углубляющая знания учащихся.

Факультатив «Весёлая грамматика» призван вызвать интерес у учащихся к явлениям живой речи, развивать свойственную детям пытливость ума, любознательность. Работа кружка строится таким образом, чтобы не дублировать материал уроков, а расширять и углублять познания детей, воспитывая у них внимание и любовь к слову. Однако занятия по возможности увязываются с материалом уроков русского языка. С этой целью грамматические и словарные игры, загадки подбираются так, чтобы закрепить и углубить знания учащихся по той грамматической теме, которая в данный момент изучается. Материал для занятий подбирается с учётом его трудности и подготовленности учащихся. Каждое занятие служит практическим целям развития культуры речи, овладение навыками грамотного письма. Основное условие успешной работы факультатива – насыщенность каждого занятия занимательным материалом и максимальное использование элементов игры.

Участвовать в работе кружка могут все учащиеся, независимо от их успеваемости.

План работы кружка «Весёлая грамматика»

Тема занятия

Дата проведения

Примечания

Ты обязан русской речью хорошо владеть! О величии русского языка и его мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке.

сентябрь

Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики. Что такое грамматика и зачем её надо изучать.

сентябрь

Красна речь пословицей. О пословицах и поговорках в нашей речи.

Русские народные загадки.

Сперва аз да буки – потом все науки. Краткие сведения из истории русской азбуки.

Красота русской речи. Особенности некоторых гласных и согласных звуков. Звукоподражание.

Смотри – не сломай язык. Упражнения и игры со скороговорками.

Как решать буквенные ребусы и шарады.

Весёлая и плачущая буква. Некоторые особенности букв Ф и Ы.

Сколько есть на свете КОС? Задачи и игры с омонимами.

«Ходят» ли дождь и снег? Многозначность слов. Употребление слов в переносном значении.

Братья Ер и Ерь. Об употреблении ъ и ь на письме. Задачи и игры.

Пульс слова. Ударение в русском языке. Упражнения и задачи с омографами.

Насекомое КТО или ЧТО? О значении и признаках существительных. Игры и задачи о существительных.

Всё растёт из корня. Беседа о предках современных слов. Интересные случаи чередования звуков в корнях слов. Игры с однокоренными словами.

Как рождаются слова. О способах словообразования в русском языке. Решение шарад и ребусов.

Если знаешь части слова, ты напишешь их толково. Трудные случаи разбора слов по составу. Задания на правописание приставок.

Гласные и согласные, с нами несогласные. О правописании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне.

Почему мы так говорим? Знакомство с русской фразеологией.

Итоговое мероприятие «Весёлая грамматика»

Подведение итогов работы факультатива. Планирование работы на следующий год.

Учитель русского языка Баязитова Гульнара Рамильевна

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО на НМС Приказ №

протокол № протокол № от «___» _____2011г.

от «___» _____2011г. «___» _______2011г. Директор школы

кружок

Цели и задачи:

    Расширение и углубление знаний по русскому языку.

    Воспитание внимания и любви к слову.

    Развитие любознательности.

Основные формы работы:

    индивидуальная и групповая работа;

    самостоятельная работа;

    дифференцированные задания;

    игровые занятия.

Ожидаемые результаты:

    повышение качества успеваемости;

    умение работать со справочной литературой;

    стремление углублённо изучать русскую грамматику.

Литература:

1. Иванова В.А. Занимательно о русском языке.

2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.

3. Шанский Н.М. В мире слов.

4. Граник Г.Г. Секреты орфографии.

5. Шанский Н.М. Лингвистические детективы.

6. Михневич А.Е. Рассказы о русском языке.

7. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.

Внеурочная деятельность в начальной школе. Конспект занятия на кружке «Веселая грамматика».

Сергеева Анна Владимировна, воспитатель группы продленного дня МБОУ Сукромленская СОШ имени М.Н. Виноградова село Сукромля Торжокский район Тверская область.
Данная разработка может быть интересна организаторам внеклассной работы, педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня и предназначена учащимся 2 класса.
Цель: развивать интерес к родному языку.
Задачи:
- Повышение интереса учащихся младшего школьного возраста к чтению художественной литературы, источнику грамотности.
- Расширение объёма знаний в области грамматики.
- Формирование навыков анализа и обобщения в работе с текстом.
1 задание. Слушайте внимательно, хочу услышать от вас отгадки на мои загадки.
1. Эта книга не простая, по ней буквы изучают. (Азбука).
2. У нее ряд в ряд буквы к буквам стоят.
Грамотным без робости рассказывает новости. (Газета).
3. Отгадай, на что статья может быть разделена? (Глава).
4. Есть в квартире молодец
– Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (Календарь).
5. Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга).
2. задание: Назвать слова состоящие из 1 слога (дом, сок, лук, кот, шок, ток);
из 2 слогов (лампа, каша, мыло, кошка, окно, ковер);
из 3 слогов (карандаш, копилка, витрина, цыпленок, троллейбус, пассажир). (За каждый правильный ответ- фишка).
3. задание. А сейчас все встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а отвечать будут те, кому брошу мяч.
1. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу? (Текст).
2. Из чего состоят предложения? (Из слов).
3. С помощью чего отделяется одно предложение от другого? (Знаков препинания).
4. Какой знак ставится в конце предложения, если в нем содержится вопрос? (Вопросительный знак).
5. Какой знак ставится в конце побудительного предложения? (Восклицательный знак).
6. Как называется предложение, в котором сообщается о чем - нибудь или о ком - нибудь. (Повествовательное).
7. Что значит устная речь? (Это когда мы говорим и слышим).
Ведущий: А теперь сядем за столы, поработаем в тетрадях.
4. Задание: Найди предложение в котором допущена ошибка.
1) Ярко светило солнышко.
2) Как тихо в осеннем лесу!
3) Кто на себе дом носит!
5. Задание: Расставь знаки препинания.
1) Как красиво в осеннем лесу
2) Где растет клюква
3) Разноцветные бабочки прилетели на поляну
6. Задание: Расставь знаки препинания. Сколько предложений в тексте?
На верхушке сосны живет белочка она любит грызть орешки и шишки на травке вокруг ствола обычно лежат скорлупки и очистки осенью на сучьях часто видны шляпки грибов это беличьи зимние запасы.
(На верхушке сосны живет белочка. Она любит грызть орешки и шишки. На травке вокруг ствола обычно лежат скорлупки и очистки. Осенью на сучьях часто видны шляпки грибов. Это беличьи зимние запасы.) (5 предложений). Ребята, перечислите, чем мы занимались? Что такое устная речь и письменная речь? Что такое текст? Что было для вас сложно?
Loading...Loading...