Токарные чертежи деталей и обозначения. Порядок чтения чертежей деталей

Основные требования к чертежу сводятся к следующему:

  • 1. Чертеж детали должен содержать минимальное, но достаточное для уяснения ее формы количество видов, разрезов и сечений, выполненных с применением только таких условных изображений, которые установлены стандартами.
  • 2. На чертеже должна быть обозначена шероховатость поверхности и нанесены геометрически полно и технологически правильно все необходимые размеры.
  • 3. Чертеж должен содержать необходимые технические требования, отражающие особенности детали: материал и показатели его свойств, покрытие, предельные отклонения размеров, геометрической формы и расположения поверхностей.

Среди требований, предъявляемых к чертежу детали, следует особо выделить требование технологичности, т. е. связи чертежа с технологией изготовления детали. Требование технологичности относится как к самой конструкции детали, так и к ее изображению на чертеже.

Большое значение для изготовления детали имеет технологически правильная простановка размеров на чертеже. При этом необходимо учитывать: какие элементы деталей принять за размерные базы, чтобы они согласовывались с технологическими и измерительными базами; какие указать размеры, чтобы учесть все виды промежуточного контроля в процессе изготовления детали; какие размеры на чертеже детали необходимо согласовать с соответствующими размерами смежных сопрягаемых деталей, находящихся во взаимодействии с данной.

В производственной практике слесаря (при замене отдельных пришедших в негодность деталей во время ремонта оборудования) часто возникает необходимость пользоваться эскизами.

Эскизами называются чертежи временного характера, выполненные без применения чертежного инструмента и без точного соблюдения масштаба.

При составлении эскизов следует применять правила, установленные стандартами для чертежей; необходимо, чтобы эскизы просто и быстро читались, не содержали ничего лишнего и отвечали требованиям производства.

Чтение чертежа начинают с ознакомления с основной надписью и далее производят в следующем порядке:

устанавливают взаимосвязь между всеми изображениями, а также выясняют, какие из упрощенных и условных изображений элементов детали применены;

определяют форму детали, мысленно расчленяя ее на составляющие геометрические элементы;

уясняют, к каким элементам детали относятся размеры, какую величину они обозначают (диаметр, длину, ширину и т. д.), находят размеры базы, расшифровывают условные обозначения размеров, а также обозначения шероховатостей поверхности;

подробно знакомятся со всеми техническими требованиями и другими указаниями, которые обусловливают особенности и последовательность работы по чертежу.

Среди графической документации, которой пользуется слесарь в процессе работы, большое место занимают сборочные чертежи. По ним производится сборка, т.е. соединение деталей в сборочные единицы, а затем сборочных единиц и деталей в готовые законченные изделия.

Для чтения и составления сборочных чертежей необходимо знать и уметь применять установленные для них стандартами правила, условности и упрощения. Основные из них следующие:

  • 1. Изображения, виды, разрезы и сечения располагают на сборочных чертежах, как и на чертежах деталей, в проекционной связи.
  • 2. Штриховку смежных сечений деталей на сборочных чертежах выполняют под углом 45° в противоположных направлениях или со сдвигом штрихов, или с изменением расстояния между ними.
  • 3. Болты, винты, заклепки, шпонки, стержни, сплошные валы, шарики, шпиндели, рукоятки, гайки, шайбы изображают в продольных разрезах нерассеченными.
  • 4. Линии невидимого контура на сборочных чертежах применяют только для изображения простых (невидимых) элементов, когда выполнение разрезов не упрощает чтение чертежа, а увеличивает его трудоемкость.
  • 5. При изображении ввернутого в отверстие нарезанного стержня (болта, шпильки, нарезанного конца детали) наружная резьба (на стержне) изображается полностью, а внутренняя резьба (в отверстии) показывается только в том случае, если она не закрыта резьбой стержня.
  • 6. Зацепления зубчатых колес, реек и червяков, а также некоторые другие детали, например пружины, изображаются на сборочных чертежах условно (упрощенно).
  • 7. Сложные сборочные чертежи для пояснения принципа устройства механизма и взаимодействия его частей в ряде случаев дополняют кинематическими схемами.

При изучении работы различных станков, механизмов, при их наладке или ремонте, при монтаже электрического оборудования нередко требуется уяснить принципиальную связь между элементами монтируемого устройства без уточнения его конструктивных особенностей. Для этой цели предназначаются различные схемы: кинематические, гидравлические, электрические и другие.

Кинематические схемы отображают связь и взаимодействие между подвижными элементами устройства.

Гидравлические схемы показывают систему управления посредством жидкости.

Электрические схемы поясняют принцип работы и взаимосвязь между элементами электрического устройства.

На схемах детали изображаются упрощенно, посредством условных обозначений, установленных стандартами. На переднем форзаце показана кинематическая схема вертикально-сверлильного станка с наглядным пояснением условных обозначений сборочных единиц и деталей.

Каждый квалифицированный рабочий должен разбираться в чертежах по своей специальности.

Настоящий курс черчения учит рабочих по производству гип­са читать чертежи, составлять эскизы и чертежи простых дета­лей и оформлять рационализаторские предложения или усовер­шенствования.

§ 1. ЧЕРТЕЖ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Чертежом предмета (изделия) называется изображение его на бумаге, определяющее форму, внутреннее устройство, раз­меры и другие технические данные, необходимые для ясного представления предмета.

Каждая машина или механизм состоит из отдельных дета­лей, соединенных между собой болтами, шпильками, шпонками, заклепками и т. п. Для того чтобы изготовить отдельные детали, составляют чертежи этих деталей, а для того чтобы правильно соединить их в одно целое, составляют сборочные чертежи уз­лов, механизмов, машин и других изделий. Таким образом, чер­тежи деталей и сборочные чертежи служат техническими доку­ментами, по которым изготовляют детали и собирают из них со­ответствующие изделия.

Расположение видов на чертежах. Чтобы иметь ясное пред­ставление о предмете и его размерах, предмет рассматривают со всех сторон: спереди, сверху, слева или справа, снизу или сзади. Чтобы иметь представление о предмете и размерах его по чертежу, необходимо на чертеже дать изображения этого предмета спереди, сверху, слева или справа.

Такие изображения предмета на чертеже называются вида­ми или проекциями. Как нужно располагать виды на чер­теже, установлено Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3453-59) «Чертежи в машиностроении».

Изображения предмета получают способом прямоугольного проектирования его на плоскости проекций, предполагая, что предмет всегда находится между глазом наблюдателя и плоско­стью проекций. За основные плоскости проекций принимают гра­ни куба, на которые и проектируют предмет (рис. 1). .Потом все грани куба (плоскости проекций) с проекциями предмета совме­щают с фронтальной плоскостью проекций и получают на од­ной плоскости все виды (проекции) предмета (рис. 2). В таком порядке я располагают виды предмета на чертеже. Вид спереди

вой кромки (для брошюровки чертежей). В правом нижнем уг­лу рамки чертежа наносят угловой штамп организации, состав­ляющей чертежи, с подписями исполнителей и другими данными.

На чертежах применяют сплошные, штриховые, штрихпунк- тирные и волнистые линии определенной толщины. На рис. 3 изображены линии чертежей. Толщина этих линий условно обо­значена буквой Ь Ы2 Ь/3, при этом толщина основной линии

чертежа b принимается в пределах от 0,6 до 1,6 мм в зависимо­сти от величины изображения.

Поясняющие надписи на чертежах выполняют чертежным шрифтом (ГОСТ 3463-59). Образец этого шрифта (7-й размер)

приведен на рис. 4 для прописных (заглавных) и строчных букв и цифр-

Масштабы чертежей. М а с ш т а б о м называется отношение величины изделия на чертеже к его натуральной величине. Круп­ные предметы: маховики, корпуса машин, валы двигателей и т. п. невозможно изобразить на листе бумаги в натуральную величину, поэтому их вычерчивают в уменьшенном виде, исполь­зуя масштаб уменьшения. Многие мелкие детали, наоборот, при­ходится чертить в увеличенном размере, чтобы получить удоб­ное для пользования изображение. Масштабы чертежей уста­новлены Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3451-59) и приводятся ниже.

Масштабы увеличения: 1: 1; 2: 1; (2,5: 1); 5:1; 10: 1.

Масштабы, указанные в скобках, применяются в исключи­тельных случаях.

Масштабы на чертежах обозначают так: Ml: 1; Ml: 2; М2: I и т. д. Чертеж изделия можно выполнить в любом масштабе, но размеры ставят те, какие изделие имеет в натуре.

Нанесение размеров. Ошибка в размерах ведет на производ­стве к браку. Размеры детали после окончательной обработки обозначают на чертежах в миллиметрах, за исключением раз­меров трубной и дюймовой резьбы, которые указывают в дюй­

мах (1 дюйм равен 25,4 мм).

Слово миллиметр на чертеже не пишут. Каждый размер на чертеже указывают только один раз и только на одном виде. Размерные числа наносят над размерной линией и, как исключе­ние, в разрыве размерной линии (рис. 5). Размерные линии про­водят как на видах детали (внутри контура), так и за предела­ми очертания детали. Стрелки размерных линий должны упи­раться остриями в линии контура или в выносные линии. Если ограничено место для стрелок, их можно заменить точками или штрихами (см. рис. 5). Радиусы галтелей и других закругле - 8

ний отмечают латинской буквой R (рис. 6). Размер диаметра указывают условным знаком 0> он поясняет, что изображенная на чертеже деталь имеет круглую форму. На рис. 6 показано

(см. рис. 6). Детали симметричной формы можно изображать - на видах не полностью, а немного больше половины; в таких случаях на размерной линии ставят стрелку у одного конца

(рис. 7). При нанесении размеров от общей базы детали реко­мендуется размерные линии наносить, как указано на рис. 8.

Базой называется исходная поверхность детали, по отно­шению к которой ориентированы все размеры. В практической работе встречаются разные условности нанесения размеров, их надо изучить в ГОСТ 3458-59.

Предельные отклонения допускаются при изготовлении и обработке деталей. В машиностроении допускаются очень не­большие отклонения от заданных размеров для обеспечения вза­имозаменяемости одноименных деталей, входящих в механизм или агрегат. Для свободного вращения вала в цилиндрическом отверстии подшипника между валом и отверстием имеется за­зор, в котором размещается смазка. Зазор между деталями рав­няется долям миллиметра. Заданный размер на чертеже, около которого колеблются размеры диаметров отверстия и вала, на­зывают номинальным размером. Верхние и нижние допускаемые отклонения от номинального размера определяют допуск на из­готовление детали. Предельные отклонения обозначают знаком плюс (+) или минус (-) и пишут на чертежах вслед за разме­ром детали мелкими цифрами. Например, на валу вслед за но­минальным размером 20 написано (Рис - 9)» это обозна­

чает, что все валы, диаметр которых от 20,1 до 19,8 мм, пригод­ны для использования в машинах. Предельные отклонения, рав­ные нулю, на чертежах не проставляют.

Все, что создано человечеством на всех этапах его развития, все гениальные мысли, которые нашли свое воплощение или остались мечтами конструкторов - так или иначе, были представлены в виде чертежей. Так же, как художественный текст передает фантазии писателя, так и чертеж фиксирует то, что пришло в голову инженера и было приближено им к реальности.

Рис. №1 «Пример чертежей Эйфелевой башни. Франция»

На сегодняшний день все чертежи создаются по единым правилам и ГОСТам, что облегчает их чтение. Научиться читать чертежи металлоконструкций совсем не трудно, поэтому, если вы решили связать свои увлечения или профессиональную деятельность с воплощением конструкций из металла, то стоит ознакомиться с общей информацией по этому вопросу, после чего перейти к практике самостоятельного чтения.

Чертежи КМД, представляющие собой детализированное схематичное изображение металлоконструкции, разрабатываются с учетом некоторых правил, изложенных в таких документах как:

СНиП (Строительные нормы и правила),

СПДС (требования Системы проектной документации для строительства),

ЕСКД (Единая система конструкторской документации).

Чертежи такого рода включают в себя набор данных, которыми вы можете пользоваться для производства - разметки, обработки, сварки и монтажа металлоконструкций.

Рис. №2 «Производство металлоконструкций»

Перед началом обучения тому, как читать чертежи, желательно самостоятельно обратиться к вышеперечисленным документам. Не забудьте выучить все относящиеся ГОСТы, их знание не раз поможет вам быстро сориентироваться в чтении чертежа. Кроме этого, при создании любого чертежа конструкции используются специальные условные обозначения.

Рис. №3 «Пример схемы проекта КМ»

Чертежи КМ обычно снабжены пояснительной запиской, в которой в текстовой форме изложены результаты проведенных расчетов и принятые решения, которые эти расчеты обосновывают. Вместе с этим, в пояснительной записке содержатся технические и нормативные документы, которые использовались при создании чертежа и ссылки на ГОСТы. Данная записка призвана облегчить чтение схемы.

Рис. №4 «Пример узлов проекта КМ»

Полный проект КМД разрабатывается по КМ-у и представляет собой набор из заглавного листа, с общими данными, ведомостей, чертежей монтажных схем, чертежей монтажных узлов и чертежей отправочных элементов. По просьбе заказчика в проект могут быть включены: чертежи деталей отдельно, 3D схемы, особые ведомости, т.д.

Рис. №5 «Титульный лист проекта КМД»

В монтажной схеме вы будут изображены стыки и узлы, сварные или болтовые соединения, которые будут выполняться в монтаже. Здесь же могут быть даны текстовые комментарии. Так же здесь вы найдете ведомость отправочных элементов вместе со схемами конструкций или ссылками на чертеж, поэтому вы сразу поймете, к какому конкретному чертежу относится каждый элемент. Чертежи отправочных элементов компонуются на листе группами. Таким образом, на листе могут быть чертежи элементов, не требующих сборки или только конструкции из гнутого профиля.

Рис. №6 «Монтажная схема проекта КМД»

При разработке схем металлоконструкций выбирается тот масштаб, который позволяет делать чертеж наиболее понятным или легким для чтения, поэтому с пониманием профессионально составленного чертежа у вас не должно возникнуть проблем. Обратите внимание, что такие конструкции, как балки и колонны можно вычерчивать без соблюдения масштаба, но с сохранением взаимного расположения деталей и отверстий.

Рис. №7 «Пример сборочного чертежа, проекта КМД»

После того, как вы ознакомились с документацией чертежей, нужно проверить условные обозначения и вам нужно хорошо знать, как обозначается то или иное изделие. Заклепки, отверстия, узлы, виды применяемого материала - все это имеет буквенное, цифровое или графическое обозначение, поэтому лучше сверяться с таблицей, если у вас еще нет достаточного опыта чтения чертежей.

Не торопитесь, сверяйте все значения. Чертежи изначально выполнены для удобства чтения и понимания, поэтому если вы несколько минут поразмышляете над ними - дальнейший процесс чтения будет намного более простым.

10.03.2016
Просмотров: 81907

От каждого технически подготовленного лица требуется умение читать любой грамотно составленный чертёж.

Прочесть чертёж -это значит ясно представить форму и размеры деталей, изображённых на данном чертеже, разобраться во взаимной связи деталей и узлов в их взаимодействии. Без этого невозможно про­извести деталирование сборочного чертежа или выполнить по нём сборку машины. При чтении сборочного чертежа необходимо ознакомиться с конструкцией, назначением и работой машины; разобраться во всей технической документации машины, если она имеется; ознакомиться со всеми проекциями, дополнительными или частичными видами, разрезами, сечениями и т. д.; ознакомиться по спецификации с названиями деталей и отыскать их на чертеже, начиная с первого номера, и разобраться в их форме, назначении, взаимной связи и т. д.

Для примера рассмотрим сборочный чертёж фланцевого подшипника (фиг. 470), служащего опорой для вала, работающего с малой скоростью. Подшипник состоит из корпуса 7 и втулки 2, соединённой с ним уста­новочным винтом 3. Поверхности сопряжения вала и втулки чисто обра­ботаны и смазываются во время работы с помощью маслёнки 4.

Подшипник вычерчен в трёх проекциях с разрезами. Главный вид выполнен без разреза. На плане показан горизонтальный, а на виде сбоку-полный разрез.

Корпус подшипника, имеющий посредине цилиндрическое отверстие для цапфы, переходит в овальный фланец, на котором расположены два прилива цилиндрической формы с отверстиями для крепления болтами. Сверху на корпусе расположен прилив с отверстием под резьбу маслёнки и выходом к смазочной канавке. Внутренняя и наружная поверхности втулки цилиндрические. В верхней части втулки имеются отверстие и смазочная канавка. Установочный винт предотвращает проворачивание втулки в корпусе. Маслёнка, имеющая вспомогательное значение, вычер­чена тонкими линиями. Такое изображение деталей допускается (см. ГОСТ 3456-46),

На фиг. 471 изображён плунжерный насос, представляющий собой более сложную конструкцию.

Насос состоит из корпуса 1 с двумя присоединительными фланцами, воздушного колпака 8, плунжера 12 и двух клапанов-всасывающего 3 и нагнетательного 6.

Плунжер насоса совершает возвратно-поступательное движение. При выдвижении плунжера в образовавшемся пространстве создаётся вакуум и в корпус устремляется вода через входное отверстие? 25.

Впускной клапан 3 под давлением воды откроется, а выпускной клапан 6 остаётся закрытым. Вода заполнит освобождённое пространство, и клапан 3 под действием пружины 4 закроется. При обратном движении плунжера откроется давлением воды клапан 6, и вода устремится в нагнетательное отверстие. Направление движения нагнетаемой воды показано стрелкой. После того как плунжер вытолкнет из полости часть воды, клапан 6 под действием пружины закроется, а клапан 3 откроется. Дальше процесс повторяется. Равномерность подачи воды обеспечивается воздушным колпаком 8, в котором всегда остаётся часть воздуха, упругое сжатие которого сглаживает пульсации, создаваемые движением плунжера. Для предотвращения течи, между стенками плун­жера и корпуса устроено сальниковое уплотнение, состоящее из набивки 13, сальникового кольца 14 и накидной гайки 15. Присоединение плун­жера насоса к головке шатуна кривошипного механизма производится при помощи пальца 18. Насос присоединяется к приёмному и нагнета­тельному трубопроводам шпильками 9 и 11. Подвижные клапаны 3 и 6 изображены в двух крайних рабочих положениях. Контурными линиями показано положение клапанов при нагнетании, тонкими - при всасы­вании.

Насос изображён в трёх проекциях с разрезами: полным и частич­ными. Кроме того, добавлены виды, уточняющие некоторые элементы конструкции.

Чертёж снабжён основной надписью и спецификацией по форме

№ 3 (для чертежей изделий основного производства).

Ознакомившись с описанием конструкции насоса и принципом его работы, рассмотрим порядок чтения чертежа на одной из наиболее слож­ных его деталей-корпусе.

Чтобы представить форму какой-либо детали, обозначенной на сбо­рочном чертеже, необходимо отыскать её во всех проекциях и зрительно обойти по наружному контуру все принадлежащие ей элементы. Зада­димся исходной точкой N на главном виде и направлением обхода про­тив часовой стрелки. Движемся по контуру в указанном стрелкой направлении к точке А. По горизонтальной проекции убеждаемся в том, что выступающая вправо овальная часть принадлежит этой же детали. Правильность этого подтверждает штриховка материала, которая во всех проекциях выполнена в одном направлении; поэтому дальнейший путь от точки А к точке В совершаем вокруг овальной части так, как это показано на чертеже. В точке В кривая радиуса 30 мм образована фрон­тальной секущей плоскостью, след которой на профильной проекции сливается с профильной осью корпуса. Как видно, профильная проекция даёт более наглядное представление о форме. На этой проекции видно, что цилиндрическая часть корпуса влево от профильной оси переходит с диаметра 60 мм в диаметр 64 мм, а дальше снова переходит в диа­метр 60 мм. Следовательно, наружное очертание на главном виде обо­значится не по кривой радиуса 30 мм, а по кривой радиуса 32 мм. Поэтому переход от точки В к точке С должен быть совершён так, как это обозначено на чертеже. Обогнув цилиндрическую часть корпуса по кривой, приходим далее, минуя шпильки, к точке С. Мысленно считая, что колпак отвинчен, переходим от точки С к точке E. Чтобы правильно выйти от точки E к точке N, обратимся к другим проекциям. На гори­зонтальной проекции видно, что выступы представляют собой четыре прилива цилиндрической формы и в каждом из них имеется сквозное отверстие? 18 мм. Это подтверждается и на профильной проекции. Следовательно, путь от точки E нужно совершать вокруг приливов и таким образом прийти к исходной точке N.

Зрительный обход контура корпуса на горизонтальной плоскости проекций не представляет затруднений. На профильной проекции в точке P на пересечения наклонной прямой и штрих-пунктирной, которой, как нам известно, обозначаются на чертежах отпавшие после разреза части (наложенные проекции), огибаем прилив, который также изобра­жён на горизонтальной плоскости проекций.

Наклонная прямая представляет ребро жёсткости толщиной 18 мм, что видно на горизонтальной проекции. Следовательно, прилив и ребро принадлежат одной и той же детали.

Переход от точки P к R подобен переходу от точки С к E. Кривая за точкой L относится к очертанию ребра жёсткости, которое обозначено штриховыми линиями на горизонтальной проекции под цилиндрической частью корпуса. Следовательно, это ребро также относится к корпусу. Ребро на профильной проекции не заштриховано, хотя плоскость разреза и прошла через него, так как рёбра вдоль не режутся. Дальнейший путь от точки L к точке P ясен из чертежа.

Из сказанного следует, что для того, чтобы разобраться по сбороч­ному чертежу в очертаниях какой-либо детали, необходимо отыскать изображение её на всех проекциях, и в затруднительных случаях при­бегать к сопоставлению этих изображений, пользуясь при зтом дополни­тельными разрезами, выносными сечениями и другими вспомогательными изображениями.

Следует также напомнить, что штриховка разрезов деталей является одним из признаков, по которому можно судить о границе, отделяющей одну деталь от другой, так как соприкасающиеся между собой детали в разрезах штрихуются различно.

Навыки беглого чтения чертежей приобретаются в процессе систематического и настойчивого выполнения упражнений, в разборе де­тальных и сборочных чертежей в порядке возрастающей их сложности, а также путём изучения стандартов „Чертежи в машиностроении".

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

далее, минуя шпильки, к точке С. Мысленно считая, что колпак отвинчен, переходим от точки С к точке E . Чтобы правильно выйти от точки E к точке N , обратимся к другим проекциям. На гори­зонтальной проекции видно, что выступы представляют собой четыре прилива цилиндрической формы и в каждом из них имеется сквозное отверстие ? 18 мм. Это подтверждается и на профильной проекции. Следовательно, путь от точки E нужно совершать вокруг приливов и таким образом прийти к исходной точке N.

Зрительный обход контура корпуса на горизонтальной плоскости проекций не представляет затруднений. На профильной проекции в точке P на пересечения наклонной прямой и штрих-пунктирной, которой, как нам известно, обозначаются на чертежах отпавшие после разреза части (наложенные проекции), огибаем прилив, который также изобра­жён на горизонтальной плоскости проекций.

Наклонная прямая представляет ребро жёсткости толщиной 18 мм, что видно на горизонтальной проекции. Следовательно, прилив и ребро принадлежат одной и той же детали.

Переход от точки P к R подобен переходу от точки С к E . Кривая за точкой L относится к очертанию ребра жёсткости, которое обозначено штриховыми линиями на горизонтальной проекции под цилиндрической частью корпуса. Следовательно, это ребро также относится к корпусу. Ребро на профильной проекции не заштриховано, хотя плоскость разреза и прошла через него, так как рёбра вдоль не режутся. Дальнейший путь от точки L к точке P ясен из чертежа.

Из сказанного следует, что для того, чтобы разобраться по сбороч­ному чертежу в очертаниях какой-либо детали, необходимо отыскать изображение её на всех проекциях, и в затруднительных случаях при­бегать к сопоставлению этих изображений, пользуясь при зтом дополни­тельными разрезами, выносными сечениями и другими вспомогательными изображениями.

Следует также напомнить, что штриховка разрезов деталей является одним из признаков, по которому можно судить о границе, отделяющей одну деталь от другой, так как соприкасающиеся между собой детали в разрезах штрихуются различно.

Навыки беглого чтения чертежей приобретаются в процессе систематического и настойчивого выполнения упражнений, в разборе де­тальных и сборочных чертежей в порядке возрастающей их сложности, а также путём изучения стандартов „Чертежи в машиностроении".

Изделием называют любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии.

ГОСТ 2.101-88* устанавливает следующие виды изделия:

  • Детали;
  • Сборочные единицы;
  • Комплексы;
  • Комплекты.

При изучении курса «Инженерной графики» к рассмотрению предлагаются два вида изделий: детали и сборочные единицы.

Деталь – изделие, изготавливаемое из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.

Например: втулка, литой корпус, резиновая манжета (неармированная), отрезок кабеля или провода заданной длинны. К деталям относятся так же изделия, подвергнутые покрытиям (защитным или декоративным), или изготовленные с применением местной сварки, пайки, склейки сшивки. К примеру: корпус, покрытый эмалью; стальной винт, подвергнутый хромированию; коробка, склеенная из одного листа картона, и т.п.

Сборочная единица – изделие, состоящее из двух и более составных частей, соединённых между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сваркой, пайкой, клёпкой, развальцовкой, склеиванием и т.д.).

Например: станок, редуктор, сварной корпус и т.д.

Комплексы — два и более специфицируемых изделия не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций, например, автоматическая телефонная станция, зенитный комплекс и т.п.

Комплекты — два и более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями и представляющих набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера, например, комплект запасных частей, комплект инструментов и принадлежностей, комплект измерительной аппаратуры и т.п.

Производство любого изделия начинается с разработки конструкторской документации. На основании технического задания проектная организация разрабатывает эскизный проект , содержащий необходимые чертежи будущего изделия, расчётно-пояснительную записку, проводит анализ новизны изделия с учётом технических возможностей предприятия и экономической целесообразности его осуществления.

Эскизный проект служит основанием для разработки рабочей конструкторской документации. Полный комплект конструкторской документации определяет состав изделия, его устройство, взаимодействие составных частей, конструкцию и материал всех входящих в него деталей и другие данные, необходимые для сборки, изготовления и контроля изделия в целом.

Сборочный чертёж – документ, содержащий изображение сборочной единицы и данные, необходимые для её сборки и контроля.

Чертёж общего вида – документ, определяющий конструкцию изделия, взаимодействие его составных частей и принцип работы изделия.

Спецификация – документ, определяющий состав сборочной единицы.

Чертёж общего вида имеет номер сборочной единицы и код СБ.

Например: код сборочной единицы (Рисунок 9.1) ТМ.0004ХХ.100 СБ тот же номер, но без кода, имеет спецификация (Рисунок 9.2) этой сборочной единицы. Каждое изделие, входящее в сборочную единицу, имеет свой номер позиции, указанный на чертеже общего вида. По номеру позиции на чертеже можно найти в спецификации наименование, обозначение данной детали, а также количество. Кроме того, в примечании может быть указан материал, из которого деталь изготовлена.

9.2. Последовательность выполнения чертежей деталей

Чертёж детали – это документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для её изготовления и контроля.

Перед выполнением чертежа необходимо выяснить назначение детали, конструктивные особенности, найти сопрягаемые поверхности. На учебном чертеже детали достаточно показать изображение, размеры и марку материала.

  1. Выбрать главное изображение (см. ).
  2. Установить количество изображений – видов, разрезов, сечений, выносных элементов, которые однозначно дают представление о форме и размерах детали, и дополняющих какой-либо информацией главное изображение, помня о том, что количество изображений на чертеже должно быть минимальным и достаточным.
  3. Выбрать масштаб изображений по ГОСТ 2.302-68. Для изображений на рабочих чертежах предпочтительным является масштаб 1:1. Масштаб на чертеже детали не всегда должен совпадать с масштабом сборочного чертежа. Крупные и не сложные детали можно вычерчивать в масштабе уменьшения (1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5 и т.д.), мелкие элементы лучше изображать в масштабе увеличения (2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; и т.д.).
  4. Выбрать формат чертежа. Формат выбирается в зависимости от размера детали, числа и масштаба изображений. Изображения и надписи должны занимать примерно 2/3 рабочего поля формата. Рабочее поле формата ограничено рамкой в строгом соответствии с ГОСТ 2.301-68* по оформлению чертежей. Основная надпись располагается в правом нижнем углу (на формате А4 основная надпись располагается только вдоль короткой стороны листа);
  5. Выполнить компоновку чертежа. Для рационального заполнения поля формата рекомендуется тонкими линиями наметить габаритные прямоугольники выбранных изображений, затем провести оси симметрии. Расстояния между изображениями и рамкой формата должно быть примерно одинаковым. Оно выбирается с учётом последующего нанесения выносных, размерных линий и соответствующих надписей.
  6. Вычертить деталь. Нанести выносные и размерные линии в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Выполнив тонкими линиями чертёж детали, удалить лишние линии. Выбрав толщину основной линии, обвести изображения, соблюдая соотношения линий по ГОСТ 3.303-68. Обводка должна быть чёткой. После обводки выполнить необходимые надписи и проставить числовые значения размеров над размерными линиями (предпочтительно размером шрифта 5 по ГОСТ 2.304-68).
  7. Заполнить основную надпись. При этом указать: наименование детали (сборочной единицы), материал детали, её код и номер, кем и когда был выполнен чертёж и т.д. (Рисунок 9.1)

Ребра жесткости, спицы при продольных разрезах показывают не заштрихованными.

Рисунок 9.1 – Рабочий чертеж детали «Корпус»

9.3. Нанесение размеров

Простановка размеров является наиболее ответственной частью работы над чертежом, так как неправильно проставленные и лишние размеры приводят к браку, а недостаток размеров вызывает задержки производства. Ниже предложены некоторые рекомендации по нанесению размеров при выполнении чертежей деталей.

Размеры детали замеряют с помощью измерителя на чертеже общего вида сборочной единицы с учётом масштаба чертежа (с точностью 0,5мм). При замере наибольшего диаметра резьбы необходимо округлить его до ближайшего стандартного, взятого по справочнику. Например, если диаметр метрической резьбы по замеру d=5,5мм, то необходимо принять резьбу М6 (ГОСТ 8878-75).

9.3.1. Классификация размеров

Все размеры разделяются на две группы: основные (сопряжённые) и свободные.

Основные размеры входят в размерные цепи и определяют относительное положение детали в узле, они должны обеспечивать:

  • расположение детали в узле;
  • точность взаимодействия собранных деталей;
  • сборку и разборку изделия;
  • взаимозаменяемость деталей.

Примером могут служить размеры охватывающих и охватываемых элементов сопряжённых деталей (Рисунок 9.2). Общие соприкасающиеся поверхности двух деталей имеют одинаковый номинальный размер.

Свободные размеры в размерные цепи детали не входят. Эти размеры определяют такие поверхности детали, которые не соединяются с поверхностями других деталей, и поэтому их выполняют с меньшей точностью (Рисунок 9.2).

А – охватывающая поверхность; Б – охватываемая поверхность;

В — свободная поверхность; d – номинальный размер

Рисунок 9.2

9.3.2. Методы простановки размеров

Применяются следующие методы простановки размеров:

  • цепной;
  • координатный;
  • комбинированный.

При цепном методе (Рисунок 9.3) размеры проставляются последовательно один за другим. При такой простановке размеров каждая ступень валика обрабатывается самостоятельно, и технологическая база имеет своё положение. При этом на точность выполнения размера каждого элемента детали не влияют ошибки выполнения предыдущих размеров. Однако, ошибка суммарного размера состоит из суммы ошибок всех размеров. Нанесение размеров в виде замкнутой цепи не допускается, за исключением случаев, когда один из размеров цепи указан как справочный. Справочные размеры на чертеже отмечаются знаком * и записываются на поле: «* Размеры для справок » (Рисунок 9.4).

Рисунок 9.3

Рисунок 9.4

При координатном методе размеры проставляются от выбранных баз (Рисунок 9.5). При этом методе нет суммирования размеров и ошибок в расположении любого элемента относительно одной базы, что является его преимуществом.

Рисунок 9.5

Комбинированный метод простановки размеров представляет собой сочетание цепного и координатного методов (Рисунок 9.6). Он применяется, когда необходима высокая точность при изготовлении отдельных элементов детали.

Рисунок 9.6

По своему назначению размеры подразделяются на габаритные, присоединительные, установочные и конструктивные.

Габаритные размеры определяют предельные внешние (или внутренние) очертания изделия. Они не всегда наносятся, но их часто указывают для справок, особенно для крупных литейных деталей. Габаритный размер не наносится на болтах и шпильках.

Присоединительные и установочные размеры определяют величины элементов, по которым данное изделие устанавливают на место монтажа или присоединяют к другому. К таким размерам относятся: высота центра подшипника от плоскости основания; расстояние между центрами отверстий; диаметр окружности центров (Рисунок 9.7).

Группа размеров, определяющих геометрию отдельных элементов детали предназначенных для выполнения какой-либо функции, и группа размеров на элементы детали, такие как фаски, проточки (наличие которых вызвано технологией обработки или сборки), выполняются с различной точностью, поэтому их размеры не включают в одну размерную цепь (Рисунок 9.8, а, б).

Рисунок 9.7

Рисунок 9.8, а

Рисунок 9.8, б

9.4. Выполнение чертежа детали, имеющей форму тела вращения

Детали, имеющие форму тела вращения, в подавляющем большинстве (50-55% из числа оригинальных деталей) встречаются в машиностроении, т.к. вращательное движение – самый распространённый вид движения элементов существующих механизмов. Кроме того, такие детали технологичны. К ним относятся валы, втулки, диски и т.п. обработка таких деталей производится на токарных станках, где ось вращения расположена горизонтально.

Поэтому детали, имеющие форму тела вращения, располагают на чертежах так, чтобы ось вращения была параллельна основной надпись чертежа (штампу). Торец детали, принятый за технологическую базу для обработки, желательно располагать справа, т.е. так, как он будет расположен при обработке на станке. На рабочем чертеже втулки (Рисунок 9.9) показано выполнение детали, являющейся поверхностью вращения. Наружные и внутренние поверхности детали ограничены поверхностями вращения и плоскостями. Другим примером может быть деталь «Вал» (Рисунок 9.10), ограниченная соосными поверхностями вращения. Осевая линия параллельна основной надписи. Размеры проставлены комбинированным способом.

Рисунок 9.9 — Рабочий чертеж детали поверхности вращения

Рисунок 9.10 — Рабочий чертеж детали «Вал»

9.5. Выполнение чертежа детали изготовленной из листа

К этому виду деталей относятся прокладки, крышки, планки, клинья, плиты и т.д. Детали такой форму обрабатываются различными способами (штамповка, фрезеровка, строгание, резка ножницами). Плоские детали, изготовленные из листового материала, изображают, как правило, в одной проекции, определяющей контур детали (Рисунок 9.11). Толщина материала указывается в основной надписи, но рекомендуется указывать её повторно на изображении детали, на чертеже — s3 . Если деталь гнутая, то часто на чертеже показывают развертку.

Рисунок 9.11 — Чертеж плоской детали

9.6. Выполнение чертежа детали, изготовленной литьем, с последующей механической обработкой

Формообразование литьем позволяет получить достаточно сложную форму детали, практически без потерь материала. Но после литья поверхность получается достаточно грубая, поэтому, рабочие поверхности требуют дополнительной механической обработки.

Таким образом получаем две группы поверхностей — литейные (черные) и обработанные после литья (чистые).

Процесс литья: в литейную форму заливается расплавленный материал, после остывания заготовка вынимается из формы, для чего, большинство поверхностей заготовки имеют литейные уклоны, а сопряжения поверхностей — литейные радиусы скруглений.

Литейные уклоны можно не изображать, а литейные радиусы должны быть изображены обязательно. Размеры литейных радиусов скруглений указывают в технических требованиях чертежа записью, например: Неуказанные литейные радиусы 1,5 мм.

Основная особенность нанесения размеров: так как есть две группы поверхностей, то есть и две группы размеров, одна связывает все черные поверхности, другая — все чистые, и по каждому координатному направлению допускается проставлять только один размер, связывающий между собой эти две группы размеров.

На рисунке 9.12 такими размерами являются: на главном изображении — размер высоты крышки — 70, на виде сверху — размер 10 (от нижнего торца детали) (выделены синим цветом).

При литье применяют литейный материал (буква Л в обозначении), обладающий повышенной текучестью, например:

  • стали по ГОСТ 977-88 (Сталь 15Л ГОСТ 977-88)
  • серые чугуны по ГОСТ 1412-85 (СЧ 15 ГОСТ 1412-85)
  • литейные латуни по ГОСТ 17711-93 (ЛЦ40Мц1,5 ГОСТ 17711-93)
  • алюминиевые сплавы по ГОСТ 2685-75 (АЛ2 ГОСТ 2685-75)

Рисунок 9.12 — Чертеж литейной детали

9.7. Выполнение чертежа пружины

Пружины применяются для создания определённых усилий в заданном направлении. По виду нагружения пружины подразделяются на пружины сжатия, растяжений, кручения и изгиба; по форме – на винтовые цилиндрические и конические, спиральные, листовые, тарельчатые и пр. правила выполнения чертежей различных пружин устанавливает ГОСТ 2.401-68. На чертежах пружины вычерчивают условно. Витки винтовой цилиндрической или конической пружины изображают прямыми линиями, касательными к участкам контура. Допускается в разрезе изображать только сечения витков. Пружины изображают с правой навивкой с указанием в технических требованиях истинного направления витков. Пример выполнения учебного чертежа пружины приведён на Рисунке 9.13.

Чтобы получить на пружине плоские опорные поверхности крайние витки пружины поджимают на ¾ витка или на целый виток и шлифуют. Поджатые витки не считаются рабочими, поэтому полное число витков n равно числу рабочих витков плюс 1,5÷2:n 1 =n+(1.5÷2) (Рисунок 9.14).

Построение начинают с проведения осевых линия, проходящих через центры сечений витков пружины (Рисунок 9.15, а). Затем на левой стороне осевой линии проводят окружность, диаметр которой равен диаметру проволоки, из которой изготовлена пружины. Окружность касается горизонтальной прямой, на которую опирается пружина. Затем необходимо провести полуокружность из центра, расположенного в пересечении правой оси с той же горизонтальной прямой. Для построения каждого последующего витка пружины слева на расстоянии шага строят сечения витков. Справа каждое сечение витка будет располагаться напротив середины расстояния между витками, построенными слева. Проводя касательные к окружностям, получают изображение пружины в разрезе, т.е. изображение витков, лежащих за плоскостью, проходящей через ось пружины. Для изображения передних половин витков так же проводят касательные к окружностям, но с подъёмом вправо (Рисунок 9.15, б). Переднюю четверть опорного витка строят так, чтобы касательная к полуокружности касалась одновременно и левой окружности в нижней части. Если диаметр проволоки 2мм и менее, то пружину изображают линиями толщиной 0,5÷1,4мм. При вычерчивании винтовых пружин с числом витков более четырёх показывают с каждого конца один-два витка, кроме опорных проводя осевые линии через центры сечений витков по всей длине. На рабочих чертежах винтовые пружины изображают так, чтобы ось имела горизонтальное положение.

Как правило, не рабочем чертеже помещают диаграмму испытаний, показывающую зависимость деформаций (растяжения, сжатия) от нагрузки (Р 1 ; Р 2 ; Р 3), где Н 1 – высота пружины при предварительной деформации Р 1 ; Н 2 – то же, при рабочей деформации Р 2 ; Н 3 – высота пружины при максимальной деформации Р 3 ; Н 0 – высота пружины в рабочем состоянии. Кроме того, под изображением пружины указывают:

  • Номер стандарта на пружину;
  • Направление навивки;
  • n – число рабочих витков;
  • Полное число витков n;
  • Длину развёрнутой пружины L=3,2×D 0 ×n 1 ;
  • Размеры для справок;
  • Другие технические требования.

Рисунок 9.13 – Рабочий чертеж пружины


а б

Рисунок 9.14. Изображения поджатых витков пружины

Рисунок 9.15. Последовательность построения изображения пружины

9.8. Выполнение чертежа зубчатого колеса

Зубчатое колесо — важнейшая составная часть многих конструкций приборов и механизмов, предназначенных для передачи или преобразования движения.

Основные элементы зубчатого колеса: ступица, диск, зубчатый венец (рисунок 9.16).

Рисунок 9.16 — Элементы зубчатого колеса

Профили зубьев нормализованы соответствующими стандартами.

Основными параметрами зубчатого колеса являются (рисунок 9.17):

m=P t / π [мм ] – модуль;

d a = m ст (Z +2) – диаметр окружности вершин зубьев;

d = m ст Z – делительный диаметр;

d f = m ст (Z – 2.5) – диаметр окружности впадин;

S t = 0.5 m ст π – ширина зуба;

h a – высота головки зуба;

h f – высота ножки зуба;

h = h a +h f – высота зуба;

P t – делительный окружной шаг.

Рисунок 9.17 — Параметры зубчатого колеса

Основная характеристика зубчатого венца — модуль — коэффициент, связывающий окружной шаг с числом π. Модуль стандартизован (ГОСТ 9563-80).

m = P t / π [мм]

Таблица 9.1 — Основные нормы взаимозаменяемости. Колеса зубчатые. Модули, мм
0,25 (0,7) (1,75) 3 (5,5) 10 (18) 32
0,3 0,8; (0,9) 2 (3,5) 6 (11) 20 (36)
0,4 1; (1,125) (2,25) 4 (7) 12 (22) 40
0,5 1,25 2,5 (4,5) 8 (14) 25 (45)
0,6 1,5 (2,75) 5 (9) 16 (28) 50

На учебных чертежах зубчатых колес:

Высота головки зуба – h a = m;

Высота ножки зуба – h f = 1,25m;

Шероховатость рабочих поверхностей зуба – Ra 0.8 [мкм];

Справа вверху листа выполняют таблицу параметров, размеры которой приведены на рисунке 9.18, часто заполняют только значение модуля, число зубьев и делительный диаметр.

Рисунок 9.18 — Таблица параметров

Зубья колеса изображают условно, согласно ГОСТ 2.402-68 (Рисунок 9.19). Штрихпунктирная линия — делительная окружность колеса.

В разрезе зуб показывают нерассеченным.


а б в

Рисунок 9.19 — Изображение зубчатого колеса а — в разрезе, б — на виде спереди и в — на виде слева

Шероховатость на боковую рабочую поверхность зуба на чертеже проставляют на делительной окружности.

Пример выполнения чертежа зубчатого колеса приведен на рисунке 9.20.

Рисунок 9.20 — Пример выполнения учебного чертежа зубчатого колеса

9.9. Последовательность чтения чертежа общего вида

  1. По данным, содержащимся в основной надписи, и описанию работы изделия выяснить наименование, назначение и принцип работы сборочной единицы.
  2. По спецификации определить, из каких сборочных единиц, оригинальных и стандартных изделий состоит предложенное изделие. Найти на чертеже то количество деталей, которое указано в спецификации.
  3. По чертежу представить геометрическую форму, взаимное расположение деталей, способы их соединения и возможность относительного перемещения, то есть, как работает изделие. Для этого необходимо рассмотреть на чертеже общего вида сборочной единицы все изображения данной детали: дополнительные виды, разрезы, сечения, и выносные элементы.
  4. Определить последовательность сборки и разборки изделия.

При чтении чертежа общего вида необходимо учитывать некоторые упрощения и условные изображения на чертежах, допускаемые ГОСТ 2.109-73 и ГОСТ 2.305-68*:

На чертеже общего вида допускается не показывать:

  • фаски, скругления, проточки, углубления, выступы и другие мелкие элементы (Рисунок 9.21);
  • зазоры между стержнем и отверстием (Рисунок 9.21);
  • крышки, щиты, кожухи, перегородки и т.д. при этом над изображением делают соответствующую надпись, например: «Крышка поз.3 не показана»;
  • надписи на табличках, шкалах и т.д. изображают только контуры этих деталей;
  • на разрезе сборочной единицы разные металлические детали имеют противоположные направления штриховки, либо разную плотность штриховки (Рисунок 9.21). Необходимо помнить, что для одной и той же детали плотность и направление всех штриховок одинаковы на всех проекциях;
  • на разрезах показывают не рассечёнными:
    • составные части изделия, на которые оформлены самостоятельные сборочные чертежи;
    • такие детали как оси, валы, пальцы, болты, винты, шпильки, заклёпки, рукоятки, а также шарики, шпонки, шайбы, гайки (Рисунок 9.21);
  • сварное, паяное, клееное изделие из однородного материала в сборе с другими изделиями на разрезе имеет штриховку в одну сторону, при этом границы между деталями изделия показаны сплошными линиями;
  • допускается равномерно расположенные одинаковые элементы (болты, винты, отверстия) показывать не все, достаточно одного;
  • если ни одно отверстие, соединение не попадает в секущую плоскость, то допускается его «доворачивать», чтобы оно попало в изображение разреза.

На сборочных чертежах проставляют справочные, установочные, исполнительные размеры. Исполнительные это размеры на те элементы, которые появляются в процессе сборки (например, штифтовые отверстия).

Рисунок 9.21 – Сборочный чертеж

Рисунок 9.22 – Спецификация

9.10. Правила заполнения спецификации

В спецификацию для учебных сборочных чертежей, как правило, входят следующие разделы:

  1. Документация;
  2. Комплексы;
  3. Сборочные единицы;
  4. Детали;
  5. Стандартные изделия;
  6. Прочие изделия;
  7. Материалы;
  8. Комплекты.

Название каждого раздела указывается в графе «Наименование», подчеркивается тонкой линией и выделяется пустыми строчками.

  1. В раздел » Документация» вносят конструкторские документы на сборочную единицу. В этот раздел в учебных чертежах вписывают «Сборочный чертеж».
  2. В разделы «Сборочные единицы» и «Детали» вносят те составные части сборочной единицы, которые непосредственно входят в нее. В каждом из этих разделов составные части записывают по их наименованию.
  3. В раздел «Стандартные изделия» записывают изделия, применяемые по государственным, отраслевым или республиканским стандартам. В пределах каждой категории стандартов запись производят по однородным группам, в пределах каждой группы — в алфавитном порядке наименований изделий, в пределах каждого наименования — в порядке возрастания обозначений стандартов, а в пределах каждого обозначения стандартов — в порядке возрастания основных параметров или размеров изделия.
  4. В раздел «Материалы» вносят все материалы, непосредственно входящие в сборочную единицу. Материалы записывают по видам и в последовательности, указанным в ГОСТ 2.108 — 68. В пределах каждого вида материалы записывают в алфавитном порядке наименований материалов, а в пределе каждого наименования — по возрастанию размеров и других параметров.

В графе «Количество» указывают количество составных частей на одно специфицируемое изделие, а в разделе «Материалы» — общее количество материалов на одно специфицируемое изделие с указанием единиц измерения — (например, 0,2 кг). Единицы измерения допускается записывать в графе «Примечание».

Как создать спецификацию в программе КОМПАС-3D, рассказано в соответствующей данной теме !

Loading...Loading...