Сколько лет табакову олегу актеру. Умер Олег Табаков: последние новости, похороны

Олег Павлович Табаков. Родился 17 августа 1935 года в Саратове - умер 12 марта 2018 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова. Основатель, художественный руководитель театра под руководством Олега Табакова («Табакерка»). Президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Член Совета по культуре и искусству при Президенте России.


Отец - Павел Кондратьевич Табаков.

Мать - Мария Андреевна Березовская.

Раннее детство провёл с родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы Великой Отечественной войны: отец ушёл на фронт, возглавив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. После войны родители расстались.

Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия в 1950-1953 годах в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского Дворца пионеров и школьников, руководимом педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» для ста шестидесяти актёров.

В 1953 году Олег Табаков окончил школу, поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова.

По словам Табакова, «Современник» стал одновременно и «подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас» .

«Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков - самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.

Из-за своей большой нагрузки в возрасте 29 лет перенёс инфаркт (1964 год).

Много работал на радио.

С 1965 года - член КПСС.

В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле «Ревизор».Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принял решение стать директором театра и способствовал утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет и принесло театру немало пользы.

С 1976 по 1983 год Олег Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях и в 1983 году по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ. Первой его ролью на сцене Художественного театра стал Сальери в спектакле по пьесе П. Шеффера «Амадей». В 1987 году при разделе театра на две труппы активно поддержал Олега Ефремова.

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение - взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу.

В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н.Лебедева, И.Нефёдов, Л.Кузнецова, М.Овчинникова, В.Никитин, А.Якубов, О.Топилина и К.Панченко. Среди пришедших поступать учиться к Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова - профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.

В 1986-2000 гг. был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).

В 1992 году основал Летнюю школу имени К. С. Станиславского в Бостоне (США).

С сентября 2010 года, с приходом первых студентов в открытый театральный колледж при «Табакерке», является художественным руководителем колледжа и преподавателем актёрского мастерства, продолжая традиции актёрской школы Станиславского и Немировича-Данченко.

Начиная с 1976 года, с постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя в театре города Шеффилда (Великобритания), Олег Табаков много и плодотворно работает за рубежом в качестве режиссёра-постановщика и преподавателя - в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США им поставлена русская, советская и зарубежная классика, всего более 40 спектаклей.

В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка» .

В 1978 году состоялась премьера «подвала» - спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве.

С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени - А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый театр. Однако официального статуса театру не дали.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.

В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы». В 1982 году Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

1986 год - первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 год - завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью.

В 2000 году Табаков возглавил Московский Художественный театр им. А. П. Чехова.

В 2004 году Табаков, как продюсер, руководитель двух театров при прочем совмещении обязанностей и профессий стал обладателем премии «Чайка» в номинации «Сердца ангела».

В 2008 году было объявлено об открытии театрального колледжа при театре Табакова - уникальной школы-пансиона, в которой будут учиться актёрской профессии дети со всей страны.

3 сентября 2014 года по инициативе Олега Табакова перед зданием театра в Камергерском переулке был открыт памятник основателям МХТ В. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому (скульптор и архитектор Алексей Морозов). В 2015 году начато строительство филиала МХТ на пересечении проспекта Андропова и Нагатинской улицы (станция метро Коломенская), а открытие намечено на 2018 год.

В кино дебютировал в 1956 году и стал одним из наиболее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа.

Первая работа - молодой коммунист Саша Комелев в фильме «Тугой узел» Михаила Швейцера.

Олег Табаков в фильме "Тугой узел"

В 1969 году вышла картина «Гори, гори, моя звезда». Действие фильма происходит в маленьком городке в годы Гражданской войны. Власть меняется каждую неделю, времена настали смутные. Главный герой – режиссер-самоучка Владимир Искремас (его сыграл Табаков) - своеобразная фамилия-псевдоним означает «искусство – революционным массам». Володя не думает о тяжести военного времени, он – энтузиаст, поглощенный идеей создания нового революционного театра.

Заметной стала роль Макара Овчинникова в картине 1971 года «Достояние республики» режиссера Владимира Бычкова. Его герой - начинающий сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников, которому предстоит расследовать пропажу ценностей, конфискованных у царской семьи.

В 1973-м на экраны вышел культовый сериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», в котором Табаков блестяще исполнил роль Вальтера Шелленберга.

Олег Табаков в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Актер с успехом играл и главные роли и второстепенные. Зрители знали: если в титрах Табаков - значит, фильм нужно смотреть.

В 1970-е удачно снялся в таких картинах как «Лев Гурыч Синичкин» (драматург Фёдор Семёнович Борзиков), «Каштанка» (месье Жорж), «12 стульев» (Альхен - завхоз, застенчивый воришка), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (Павел Петрович Щербук), «Накануне премьеры» (главный режиссёр ТЮЗа Николай Николаевич Патов), «Красавец-мужчина» (Апполон Евгеньевич Окоёмов), «Ах, водевиль, водевиль...» (Акакий Назарыч Ушица), «Москва слезам не верит» (Володя), «Д"Артаньян и три мушкетёра» (Людовик XIII), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Илья Ильич Обломов).

Олег Табаков в фильме "12 стульев"

Олег Табаков в фильме "Д"Артаньян и три мушкетёра"

Олег Табаков в фильме "Москва слезам не верит"

В 1980-е создал запоминающиеся образы в картинах «Полеты во сне и наяву» (Николай Павлович), «Мэри Поппинс, до свидания!» (сварливая мисс Эндрю), «Время и семья Конвей» (Робин Конвей), «Чужая жена и муж под кроватью» (Иван Андреевич), «Путешествие мсье Перришона» (мсье Перришон), «Человек с бульвара Капуцинов» (хозяин салуна Гарри МакКью), «Сердце не камень» (Исай Данилыч Халымов).

Олег Табаков в фильме "Мэри Поппинс, до свидания"

Олег Табаков в фильме "Человек с бульвара Капуцинов"

В 1990-е заметными стали роли в фильмах «Ближний круг» (генерал Власик), «Ширли-мырли» (Суходрищев), «Московские каникулы» (Маурицио Костеллани), «Сирота казанская» (Павел), «Что сказал покойник» (инспектор Йенсен), «Президент и его внучка» (Президент).

Активно снимался Олег Табаков и в 2000-е. Стоит выделить такие фильмы с его участием как «Дополнительное время» (Тарасов), «Статский советник» (московский генерал-губернатор Князь Владимир Андреевич Долгоруцкий), «Андерсен. Жизнь без любви» (Симон Мейслинг), «Поклонница» (издатель, друг Чехова Николай Александрович Лейкин).

Олег Табаков в фильме "Статский советник"

Олег Табаков в фильме "Поклонница"

Общественно-политическая позиция Олега Табакова

В феврале 2012 года стал доверенным лицом кандидата в Президенты РФ , выставившего свою кандидатуру на третий президентский срок. В июле того же года Указом В. В. Путина включён в состав Совета по общественному телевидению.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Высказался с поддержкой директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, режиссёра оперы «Тангейзер», в отношении которого возбуждено административное дело: «Не может не вызывать тревогу сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было».

В июле 2015 года в комментарии каналу «Рен-ТВ» по поводу подготовленного Министерством культуры Украины списка из 117 российских артистов, которые могут нести угрозу национальной безопасности Украины, Олег Табаков сделал ряд заявлений, сказав про украинцев, ратующих за чёрный список, что они «и так не очень просветлённые. Это как бабушка иногда говорила: "Да плюнь ты на них, это ж тэмни та нэграмотни люды". Беда в том, что люди нормальные будут страдать от того, что нормальная информация к ним никак не попадает... Я жалею их. Они в каком-то смысле убогие». В том же комментарии Табаков заявил, что «во все времена, их лучшие времена их самые яркие представители интеллигенции были где-то на вторых и третьих позициях после русских».

18:28 — REGNUM Народный артист СССР Олег Табаков скончался 12 марта 2018 года в Москве в возрасте 82 лет. Президент России Владимир Путин , политики, члены правительства и деятели культуры выражают свои соболезнования родным и близким артиста, а также всем почитателям его таланта.

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в городе Саратове в семье медицинских работников. Учась в школе, Табаков занимался в театральном кружке в городском Дворце пионеров и школьников, вёл детско-юношеские радиопередачи.

В 1953 году Олег Табаков поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро вошел в число лучших студентов.

Вместе с Олегом Ефремовым организовал в Школе-студии МХАТ Студию молодых актеров, из которой впоследствии вырос театр «Современник», одним из ведущих актеров которого Олег Табаков оставался до 1983 года.

Еще в студенческие годы Олег Табаков начал сниматься в кино. Его дебютной работой стала роль в кинокартине знаменитого режиссера Михаила Швейцера «Саша вступает в жизнь».

После этого Олег Табаков снимался более чем в сотне кинофильмов, особо запомнившись зрителям ролями в таких знаменитых кинокартинах, как «Живые и мертвые» Александра Столпера , «Война и мир» Сергея Бондарчука , «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты , многосерийном телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой , «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова , кинокомедии «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой и многих других.

Детям и взрослым всех республик СССР голос Олега Табакова запомнился по мультфильмам «Простоквашино», где он озвучивал кота Матроскина. Артист озвучивал десятки мультфильмов и участвовал в многочисленных радиоспектаклях и передачах как для детей, так и для взрослых

С 1973 года Олег Табаков стал еще и преподавателем, создав театральный кружок для старшеклассников, а потом и работая в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС), где под его руководством были выпущены два актерских курса.

В 1977 году в Москве Олег Табаков со своими учениками из ГИТИСа создал новый театр под названием «Табакерка», который тогда не получил официального статуса и с 1980 по 1986 год прервал свою деятельность. Тем не менее в 1986 году Министерство культуры СССР издало приказ об учреждении Театра-студии под руководством Олега Табакова, который с тех пор оставался художественным руководителем этого коллектива.

Одновременно с этим Олег Табаков с 1983 года активно работал в Московском художественном академическом театре имени Горького, а с 2000 года, после кончины Олега Ефремова, занял пост художественного руководителя МХТ им. Чехова.

За свои творческие достижения Олег Табаков в 1967 году стал лауреатом Государственной премии СССР, а в 1988 году был удостоен звания народного артиста СССР. В 2002 году Олег Табаков получил премию президента РФ в области литературы и искусства, премии «Золотой овен», «Золотая маска», премию им. Станиславского и многие другие.

Олег Табаков был награжден советскими орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, а также российскими орденами Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» всех степеней.

В ноябре 2017 года Табаков тяжело заболел и был помещен в Первую градскую больницу Москвы с диагнозом воспаление легких.

Как сообщало ИА REGNUM , в последнее время состояние здоровья артиста ухудшилось, и медики были вынуждены вводить его организм в состояние искусственной комы для снижения нагрузки на внутренние органы.

В Москве после продолжительной болезни в возрасте 82 лет умер российский и советский актер театра и кино, Народный артист, лауреат Государственной премии СССР Олег Табаков .

Об этом сообщили в пресс-службе МХТ им. Чехова , художественным руководителем которого был артист.

О госпитализации Табакова стало известно 27 ноября - артиста доставили в Первую городскую больницу с диагнозом сепсис. На фоне заражения у актера обострились многие хронические заболевания.

Перед Новым годом СМИ сообщили, что врачи ввели Табакова в искусственную кому, чтобы снизить нагрузку на ослабленный болезнью организм. Несмотря на некоторую стабилизацию, состояние здоровья артиста оставалось тяжелым . Позже отмечалось, что актер пришел в сознание, но никого не узнает.

Табаков родился в Саратове 17 августа 1935 года. В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ , где числился среди лучших студентов. Известен как один из основателей театра «Современник». Артист снискал любовь зрителей, прославившись многими ролями в театре и кино. Известность получили его образы в таких фильмах как «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Двенадцать стульев». Также Табаков озвучивал кота Матроскина в мультфильме «Трое из Простоквашино» и «Каникулы в Простоквашино».

В МХТ им. Чехова сказали, что трагическое событие случилось в понедельник днем. Сотрудники театра, несмотря на то, что Олег Павлович больше трех месяцев находился в больнице, все рано верили в силу его организма. Сегодняшние спектакли в театре отменили.

x HTML-код

Умер Олег Табаков. Любимый актер и режиссер «Табакерки» - Олег Табаков скончался на 83 году жизни

МЕЖДУ ТЕМ

Причина смерти Олега Табакова: у актера остановилось сердце, не справившись с воспалением

С 27 ноября Олега Табаков находился в Первой градской больнице. Информация о его самочувствии приходила противоречивая. Даже его сыновья – Антон и Павел, отбиваясь от журналистов, говорил разное. Один, что у отца воспаление легких, другой, что проблемы с зубами. Потом появилось более внятное объяснение: полгода назад Олегу Павловичу поставили зубные импланты, что было рискованно в таком солидном возрасте. Но делал операцию он у надежных, проверенных врачей. Говорят, не в Москве, но и не заграницей, а в одном из российских городов

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Иван Краско – о смерти Олега Табакова: Вся его жизнь была подвигом

В Москве на 83-ем году жизни скончался народный артист СССР Олег Табаков. По сообщениям СМИ, в последнее время режиссер находился в искусственной коме. Врачи ввели его в это состояние, чтобы снизить нагрузку на организм. ()

Владимир Меньшов: Восхищался Олегом Табаковым с первой минуты, как увидел

Народный артист России , актер, режиссер, педагог и руководитель «МХТ имени А.П. Чехова» и «Табакерки» ушел из жизни на 83 году жизни. Олег Табаков был настоящим тяжеловесом в мире искусства. Он великолепен во всем, к чему имел отношение. ()

Юрий Мамин: «Табаков – одна из вершин актерского мастерства. А вершин не так много»

Смерть Олега Табакова, который скончался сегодня после продолжительной болезни на 83-ем году жизни, стала ударом. Петербургское театральное сообщество скорбит. ()

Кадыров о смерти Олега Табакова: Его знали и любили несколько поколений Рамзан Кадыров присоединился к скорбящим о смерти актера, режиссера и художественного руководителя МХТ имени Чехова, великого Олега Табакова. Огромная потеря огорчила и тронула сердце Чеченского лидера. Об этом он написал в Telegram. - Его знали и любили несколько поколений граждан Советского Союза и России. Олег Павлович был Народным артистом СССР, лауреатом престижных премий и государственных наград. Он вырастил целую плеяду талантливых актёров

Олег Григорьев, заместитель главы Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций:

«Печально и горько. Безбрежного обаяния и таланта человек. Как будто кусок души вырвали».

Режиссер Никита Михалков: Олег Табаков мог превратить любой материал в произведение искусств

Ушел великий артист. Человек, для которого актерская профессия была неотъемлемой и большей частью его жизни, человек, обладающий невероятной способностью любой материал превратить в произведение искусства высочайшего класса. Будь то мальчишка из картины «Шумный день» или Илья Ильич Обломов в «Несколько дней из жизни И.И. Обломова », или Вальтер Шелленберг в «17 мгновений весны». Табаков был одним из тех немногих людей, при виде которых ты сразу ощущаешь их удивительную неповторимую индивидуальность. Но самое главное, он умел не только владеть тем, что ему дал Бог, но и делиться, учить мастерству других. Не перечесть замечательных артистов, имеющих имя и огромный послужной список в отечественном театре и кино, дорогу которым открыл Олег Табаков. Говорят: «Незаменимых нет». Может быть, в каких-то сферах жизни это так, но в данном конкретном случае я не могу представить себе, кто бы мог занять ту нишу, которую всю жизнь в нашем искусстве занимал Олег Павлович Табаков. Ушла целая планета, но уверен, что свет ее еще долго будет освещать дорогу тем, кто хочет заниматься делом, которому Табаков посвятил всю свою жизнь.

Дупак Николай Лукьянович, бывший директор театра на Таганке:

Табаков ушел! Не может этого быть. Мальчишка! Мне сто - ему восемьдесят два, ему бы жить да жить. Помню, как в шестидесятом году увидел его впервые. Озорной, обаятельный пацан, просился в Театр на Таганке посмотреть спектакль. Конечно, я его всегда впускал. А как иначе? Кто мог устоять перед его обаянием? У Табакова было много талантов, но главное и непревзойденное его качество - обаяние. Сколько света и энергии в нем было, словно солнце светило изнутри, словно все человеческие начала в нем слились.

А еще помню, как Современник приходил поздравлять меня с днем рождения. "Вы нам Дупака, а мы вам Табака", - сказали актеры и вынесли ящик для одежды, в котором сидел Табаков.

У него все было и все у него получалось. Был я в его театре и радовался, когда они открывались. Но лишь одно мне не нравилось. Почему, открывая МХТ, он снял доску с именем основателей: Станиславского и Немировича -Данченко . Все хотел я к нему обратиться и сказать. Олег, ну не прав ты... Не успел. Не сказал.

Для меня и для России, для мира - это выдающийся человек. Последний из могикан, последний советский актер, режиссер, руководитель. Во всем, за что он брался он был профессионалом. Пусть земля тебе будет пухом, мальчик, светлый мой человек.

Вдова Вознесенского: Я была уверена, что он будет со мной, по крайней мере, пока я жива

Звонок "Комсомолки" застал Зою Богуславскую , вдову поэта Андрея Вознесенского в кабинете врача. Женщина не могла сдержать рыданий.

Я была уверена, что он останется жив. По крайней мере, пока я жива, – проговорила Богуславская.

С Табаковым их связывало не просто сотрудничество. Олег Павлович был другом семьи. В свое время Богуславская посвятила Табакову одно из своих эссе "Король и клоун". Табаков любил и ценил поэзию Андрея Вознесенского, а после смерти поэта помогал Богуславской в работе фонда Андрея Вознесенского.

Еще несколько дней назад Константин Богомолов утешал меня. Говорил, вот увидите, Олег Павлович не только выживет, но и выйдет на сцену. В то, что он выйдет на сцену, я не очень верила. Но в то, что он останется жить – я надеялась. Знаю, мы все надеялись. Марина Зудина не отходила от него, – призналась женщина.

Ради похорон друга, которые пройдут в четверг, она отказалась от поездки за рубеж на лечение.

Кто-то его сравнивает с котом Матроскиным, кто-то с Обломовым. Эта роль в фильме Михалкова была актерским шедевром, хотя в жизни Олег Павлович был лишен начисто обломовских черт... Столько всего успел. Столько сделал... Понимаете, Олег Павлович верил, что деятельность умножает добро. По крайней мере, в его случае так и было. Извините, не могу дальше говорить. Больно.

Людмила Петрушевская: Для меня Табаков навсегда останется чихающим Поваром

Великий актер, замечательный режиссер, а уж какой он был директор - таких нет. Конечно, в памяти народной он останется как Кот Матроскин. Великолепная, волшебная интонация. А в моей памяти - все роли в молодом "Современнике". Уж на что я не переношу театр, но смотрела его, Табакова. Помню его бессловесную роль Повара в «Голом короле». Боже правый, "Голый король", где играли одни звезды, а он - совсем юный, не потерялся. Помню, как стоял над блюдом с пирожками и отчаянно чихал. Да, мне сказали, что на каждый спектакль придумывает что-то новое. Это была счастливая игра. Я ему благодарна за то, что при нем был поставлен спектакль "Он в Аргентине " режиссером Дмитрием Брусникиным . В этом спектакле играла замечательная Марина Голуб, она погибла через неделю после премьеры. Потом этот спектакль шел четыре года, билетов было не достать и спектакль даже получил премию Олега Табакова.

Каждый раз, когда мы встречались с ним где-нибудь на фуршете, Табаков говорил: пьесу давай. Но больше ничего не сложилось. Все мой характер. Один раз он стал говорить мне на "ты". А я его назвала за это "Леликом". Не люблю, когда меня называют "на ты". На этом наше общение закончилось. Ну что же, у меня характер. У него привычка.... Олег Павлович руководил огромным коллективом, у него было огромное количество дел, в которых он главенствовал и тут я ему замечание сделала...

Вот что странно. Буквально за день до его ухода я вывесила у себя в фейсбуке стихотворение. пусть теперь оно будет в память об Олеге Табакове.

В жизни тогда лишь

Все понимаешь,

Когда уже в горле ком.

Так трудно находишь,

Так быстро теряешь,

Таков закон

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

МНЕНИЕ

Олег Табаков: дар бесконечного обаяния

Денис КОРСАКОВ

О том, что Олег Павлович чувствует себя не очень хорошо, уже давно было известно. В 2014 году он приехал на «Кинотавр» - там показывали «Звезду», фильм Анны Меликян , где первую большую кинороль сыграл его сын Павел. Мелькнул на открытии, похудевший, сильно сдавший - и потом почти не появлялся на публике: говорили, что он не выходит из номера, потому что в сочинской духоте чувствует себя очень плохо. ()

Народный артист СССР Олег Табаков умер после продолжительной болезни. О трагическом событии стало известно днем 12 марта. Информацию подтвердила пресс-служба МХТ им. Чехова.

В реанимацию артист был доставлен еще в ноябре 2017 года. Несмотря на то, что состояние Олега Табакова не всегда было стабильным, никто не мог и представить, что знаменитый актер так скоро умрет.

В интернете ежедневно появлялись колонки с последними новостями о здоровье Олега Табакова – однако новых фото после ноября 2017 уже не было, так как артист почти все время находился в крайне тяжелом состоянии.

На протяжении нескольких месяцев поклонники вводили тревожные запросы в поисковые сети: «Жив или умер Олег Табаков?» Сегодня – время, когда стоит вспомнить все то хорошее, что Олег Павлович сделал для развития отечественного театра и кинематографа.

https://youtu.be/UJn_zpMCEog

Жизнь актера

Олег Павлович родился в 1935 году в семье врачей и рос в атмосфере семейного тепла и поддержки. Когда будущему артисту исполнилось шесть лет, в страну пришла война, и его отец отправился добровольцем на фронт. Спустя еще один год мать артиста серьезно заболела. Так кончились безоблачные времена.

Будучи учеником восьмого класса, Табаков стал играть в известном в Саратове детском театре «Молодая гвардия». Детское увлечение быстро переросло в дело жизни Олега Павловича: впервые вступив на сцену, Табаков понял, что уже не хочет покидать ее.

Поступать Табаков решил в Москве. Вступительные экзамены открыли перед ним двери ГИТИСа и МХАТа, однако предпочтение будущий мэтр театра отдал школе-студии. Сокурсниками артиста оказались Валентин Гафт, Татьяна Доронина, Галина Волчек, Леонид Броневой, Михаил Казаков, и другие столпы отечественного театра и кинематографа.

В молодости

Театральная карьера

После окончания университета Табаков присоединился к труппе театра им. Станиславского. Однако там Олег Павлович не задержался надолго: жизнь привела его в «Современник», в котором творческим процессом всецело руководил талантливый Олег Ефремов.

Раскол в составе театра позволил Табакову встать во главе «Современника». Впоследствии Олег Павлович станет лицом театра. В прессе появились высказывания, что после того, как Олег Табаков умер, «Современник» никогда уже не будет прежним.

В середине восьмидесятых в рамках культурного плана было принято открыть в Москве три новых театра. Табаков воспользовался случаем и осуществил свою давнюю мечту – создал собственную Театральную студию, очень скоро получившую полушутливое название «Табакерка».


На любимой сцене

Несмотря на противоречивые отзывы критиков сразу после открытия театра, зрительный зал был всегда полон. Успех «Табакерки» начался с первых же представлений. С Театра-студии Табакова началась карьера многих талантливых артистов отечественной эстрады. Среди них К. Райкин, Ю. Богатырев и другие.

Театральная карьера Табакова не ограничивалась пределами одной лишь России. В Соединенных Штатах Олег Павлович открыл Летнюю школу им. Станиславского при Гарвардском университете. На счету Табакова множество классических постановок в лучших европейских театрах.

Фильмография

Утверждают, что талантливый человек талантлив во всем. Олег Павлович доказывает эту идиому примером собственной жизни: его театральная карьера стала тесно переплетаться с работами на большом экране еще в университетские годы.


В к/ф «Москва слезам не верит»

Поначалу артисту доставались роли немного наивных и верящих в лучшее героев. Табаков проживал на экране жизни лучших людей хрущевского времени. Примерами могут стать следующие роли:

  • Виктор Булыгин в «Людях на мосту»;
  • Саша Егоров в «Испытательном сроке»;
  • Олег Савин в «Шумном дне».

Табаков принял участие в съемках более 120 фильмов. Его харизматичные роли оставались в памяти зрителей, даже если не были главными. Талантливыми киноработами Табакова признаны съемки в сериале «Семнадцать мгновений весны» (его сотрудниками по съемочной площадке были Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой), а также в «12 стульях» – там артисту пришлось сотрудничать с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым.


Олег Табаков в сериале «Семнадцать мгновений весны»

Яркой ролью была и роль Николая Ростова в фильме «Война и мир» 1968 года. Кинолента была удостоена премии Оскар. Тепло вспоминают и картину «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», где Табаков сыграл главного героя романа Гончарова. Небольшая, но яркая и эффектная роль в кинофильме «Москва слезам не верит» также осталась в памяти советских и российских зрителей.

Примером большого актерского мастерства считается роль Табакова в ленте «Человек с бульвара Капуцинов». Олег Павлович прекрасно исполнил алчного хозяина салона Гарри Маккью. На этот раз партнерами Табакова по съемочной площадке стали Миронов, Дуров и Ярмольник.

Личная жизнь

Сейчас самый актуальный запрос в Интернете – правда ли, что умер Олег Табаков. Однако в это темное время лучше вспомнить и положительные моменты его жизни – например, истории любви.


С Мариной Зудиной

В 90-х пресса взорвалась грандиозным скандалом, связанным с переменами в личной жизни Табакова. После тридцатипятилетнего брака с Людмилой Крыловой Олег Павлович вдруг принял решение развестись с женщиной и уйти к молодой актрисе Марине Зудиной. Событие бесповоротно испортило отношения Табакова с двумя детьми от первого брака.

Несмотря на злые языки, роман Табакова и Зудиной получил продолжение в стенах ЗАГСа – спустя десять лет после начала отношений.

Однако любовные истории артиста на этом не кончаются. Долгое время в прессе ходили слухи о романе Олега Павловича и Елены Прокловой. Сама актриса не скрывает, что мэтр театра был ее первой влюбленностью.


Елена Проклова и Олег Табаков

Во втором браке у Табакова появилось еще двое детей – сын Павел и дочка Мария. Павел продолжает дело отца, закончив школу-студию Олега Табакова.

Пока у актера трое внуков – Анна, Полина и Никита.

Последние годы

С середины десятых годов Табаков и его команда были заняты открытием новой сцены в Москве, на этот раз на Сухаревской площади. Это было долгожданное новоселье знаменитой «Табакерки». Олег Павлович следил за аккуратным исполнением намеченного плана и не позволял ни строителям, ни проектировщикам отступать от первоначальной задумки ни на один шаг.

В 2017 году в новом зале прошел тридцатилетний юбилей театра. Блестящий бенефис объединил на Сухаревской всех, кто создавал театр в восьмидесятых – и Марину Зудину, и Сергея Беляева, и многих других. Телеверсии знаменитых спектаклей «Табакерки» транслировались на канале «Культура».


С труппой театра

В прессе отмечают, что Табаков в это время был полон сил и идей, и собирался реализовать еще множество планов. До самого ухудшения состояния Олег Павлович продолжал выходить на стену и принимал активное участие в жизни любимого театра, ставшего его главным детищем.

История болезни и смерть

Запросы «умер ли Олег Табаков?» стали появляться в Интернете в связи с тревожными событиями, случившимися осенью прошлого года. Днем 27 ноября 2017 года Табаков совершал плановый визит к стоматологу. Артисту стало плохо прямо в процедурном кабинете. Табаков был госпитализирован. Репортером удалось выяснить в театре «Табакерка», что в московской стоматологической клинике Табаков устанавливал себе имплантаты.

Позже в Сети появилась информация о том, что у Табакова обнаружили сепсис. По комментариям медиков, артист поступил в больницу в крайне тяжелом состоянии – с таким заболеванием не под силу справиться даже молодым и сильным людям. Тяжело поверить в то, что Олег Павлович Табаков умирал из-за банального недосмотра – возможно, заболевание можно было обнаружить раньше.


Появилась информация о том, что у Табакова обнаружили сепсис

Сразу после Нового года в Интернете появились новости о том, что в последнее время здоровье Олега Табакова улучшилось. Источник сообщал, что Табаков лучше реагировал на осмотр и жаловался на легкую боль в области легких, а также начал понимать, где и почему он находится.

Однако уже в конце января в СМИ вновь появилась информация о том, что состояние Табакова нестабильно. У Олега Павловича Табакова начали отказывать жизненно важные органы. О том, что артист умер, стало известно днем 12 марта. Актер так и не выписался из больницы, хотя мечтал об этом с первого же дня, проведенного в ее стенах.

Сегодня тяжело поверить в то, что Олега Табакова больше нет среди нас: поклонники ежедневно следили за состоянием здоровья своего кумира и до последней минуты не хотели верить в то, что артист умирает.

«Табакерка» и «Современник» отменяют спектакли на ближайшие дни в связи с трауром по артисту. Прощание с артистом пройдет 15 марта в МХТ им. Чехова. Похороны состоятся предположительно на Новодевичьем кладбище.

https://youtu.be/_GjHGbYm_Nw

Никто говорить не может, как будто всеобщий паралич поразил людей разных поколений. Стоит ли этому удивляться? Ведь Олег Павлович, наверное, единственный, кто так или иначе, конкретно или по касательной живет в каждом. И это только в профессиональной среде, что же говорить об многомиллионной армии поклонников. А она - вся страна, и это не фигура речи в скорбный момент.

В МХТ имени Чехова сегодня должен был идти спектакль «Светлый путь». Он отменен, как и все последующие, обозначенные в афише. Театр официально объявил многодневный траур.

Светлый путь - так можно назвать жизнь Олега Павловича Табакова. Мальчик из Саратова, тощий, с тонкой шеей, высоким голосом, смеющимися глазами, в середине прошлого века он приехал в столицу и начался его безудержный взлет, красивый полет, длившийся всю жизнь, практически без остановки, что можно считать исключительным и уникальным явлением. Достаточно начать перечислять имен, события, объекты, чтобы понять - Табаков в каждом, везде, всегда и навсегда!.

Табаков это - «Современник», Подвал на Чаплыгина, Новая Табакерка на Сухаревской, Театральный колледж на Макаренко. И коллеги, и партнеры, и ученики - Миронов, Машков, Безруков, Смоляков, Егоров, Германова, Зудина, Беляев… Он учитель, он строитель…он...

В Табакове поражал Табаков-лицедей, Табаков-организатор, Табаков-отец для детей своих и детей театральных. Табаков-шутник, Табаков-первая величина, обескураживающая своей невероятной простотой.

Никакого пафоса, многозначительной позы, фразы - это не он. Табаков - это отсутствие дистанции, доступность практически для любого, связанного с ним профессией или делом. Он не выключал телефон, а если не мог ответить, то непременно перезванивал: «Это Табаков. Вы мне звонили?» Это он-то, человек с вершины? Да, он, и никто иной - с хитрой улыбкой, с десятком интонаций в голосе, и эти интонации могли изменить любую ситуацию. Он - наивный как ребенок и мудрый, как гуру.

Табаков - мозг, генератор идей. У него армия учеников, потому что его ученики своих учили по Табакову, а те в свою очередь - по этой же системе. Мог бы успокоиться, имея строй продолжателей и защитников, а он открыл театральный колледж, чтобы выстроить свою, только им выстраданную за многие годы систему актерского образования. Систему жесткую, но оказавшуюся результативной - выпускников колледжа с удовольствием берут в столичные театры. Колледж - его последняя радость и гордость, три выпуска. Он мечтал, чтобы школа его воспитывала не только профессионалов, но и образованных людей. Поэтому помимо дисциплин в обязательную программу для студентов этого средне-специального учебного заведения включались посещения театров, музеев и значимых событий культурной жизни города.

Два качества, которые выделяют Табакова из всех деятелей театра - это память к прошлому. Память не на словах, а на деле, не мечта, а реальность. Он первым продемонстрировал благодарность драматургам, на пьесах которых вырос и в которых играл: во дворе Табакерки первым поставил памятник Розову, Вампилову, Володину. Помните его Олега Савина из розовской пьесы «Шумный день»? Он так сыграл представителя нового поколения советских людей, которых позже назовут шестидесятниками, что многие ставили знак равенства между героем и артистом. Не случайно на родине Табакова, в Саратове, несколько лет назад открыли памятник Олегу Савину. А на самом деле увековечили вечную молодость Олега Табакова. Уверена, что это не единственный памятник, который поставят этому потрясающему человеку. И улицу назовут, а может, и новый город - он достоин.

А потом он поставил памятник тем, кого лично не знал, но которых почитал своими учителями - Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Но главное, что этим памятником, точнее, его воплощением, Олег Павлович раз и навсегда исправил ошибку - мол, первым шел Станиславский, а уж потом его соратник Немирович. Нет, - решил Табаков, - они на равных строили МХАТ, строили русский театр, поэтому на постаменте нового памятника в их росте не существует разницы, Станиславский и Немирович благодаря Табакову теперь на равных.

Еще одно невероятное качество - воля и ее сила. Как бы он тяжело ни болел (а в последние годы он боролся с тяжелым недугом), он приходил, потому что знал, что ждут, что он решает, от него зависят.

Бледный как полотно, после тяжелой операции, опираясь на руку с одной стороны Машкова, а с другой - Миронова, Олег Павлович пришел в колледж на самый первый его выпуск. Когда вышел к микрофону, первым делом извинился: «Простите, не могу стоять», сел, начал говорить, но - вот чудо - постепенно лицедейство убрало болезненные признаки и он начал шутить, свистеть и стал похож на того самого Олега Павловича, у которого (и это знают все) - САМЫЕ неформальные, САМЫЕ озорные сборы труппы, премии и юбилеи.

«Табаков жжёт», - так говорили о нем и на нашей театральной премии «МК», где он практически с самого ее основания в 1995 году, считался ее живым талисманом. Он сам неоднократно становился ее лауреатом и с удовольствием выходил за именной фарфоровой тарелкой, приходил поддержать своих артистов и тех, кто давно выпорхнул из-под отеческого крыла. Отпускал реплики с мест, и все валялись от хохота, свистел наравне с молодыми артистами, и не было в этом никакой натяжки, желания подстроиться под новое поколение. Он сам был молодым, горячим, сердечным. Редкое сочетание, наблюдаемое в театральной и вообще художественной среде. Молодость так шла его сединам, так была органична с его возрастом, потому что «эго», главное слово для художника - не его слово. Амбиции, тщеславие, мелочность - тоже.

Его слово - жизнь и только жизнь. Он не позволял никому и ничему наступить на нее, помешать ее стремительному движению - только вперед или вверх. Он не знал, что такое отступать, если есть идея, мечта. Значит, что бы ни случилось, во что бы то ни стало она должна быть воплощена, обрести плоть и кровь и, в свою очередь, дать жизнь другому, новому, свежему.

Как-то он признался, что ни разу в жизни не проснулся в плохом настроении. Я ему не поверила: «Олег Павлович, ну так не бывает. А если накануне, вечером пришла плохая новость? А если вас огорчили? Или с женой поругались?» «Всё равно в хорошем, поверь. А с плохим будем бороться». Он и боролся, но не с видом революционера или страдальца, а веселого озорника, величия которого вряд ли кто-то и когда-либо сможет достигнуть.

Три последних месяца своей жизни он провел в больнице. Он боролся. Он хотел жить и не оставлять нас. Как мы теперь будем без него? Оторопь. Растерянность. Горе.

Loading...Loading...