Резное панно из дерева. Декоративное панно из дерева — изящество форм (55 фото) Большое панно на стену своими руками

Дизайн интерьера – сложная и многогранная система, с множеством составляющих. Просто обои или покрашенные стены уже не удовлетворяют рядового потребителя. Всегда хочется привнести в интерьер какую-то изюминку. Небольшую деталь, которая задаст направление восприятию дизайна в целом.
Одной из таких деталей, безусловно, можно считать настенное панно, которое, конечно, можно купить в готовом виде и просто повесить, а можно сделать своими руками, и тогда оно наверняка станет ключевым элементом.

Панно из спилов

Что такое панно

По сути, панно – это любая композиция на стене или потолке, у которой есть своё, чётко определённое место в интерьере. Кстати, любая картина, в доме висящая в строго определённом месте тоже может считаться панно. Также как композиции из фотографий или барельефы.
Сегодня, настенные композиции, созданные своими руками, всё больше входят в моду, и выступают они не только в роли украшения, но и отражают внутренний мир своего создателя. Материалов для изготовления панно много и выбор зависит от особенностей дизайна и личных умений того, кто с ними работает.

Декоративное панно на стену

Самые популярные материалы – это:

  • Бумага.
  • Дерево.
  • Зеркала.
  • Керамическая плитка с глазурованной поверхностью.
  • Гипс или алебастр.
  • Мелкие камни и ракушки.
  • Всевозможные ткани.
  • Фотографии как из личного архива, так и распечатанные из интернета.

Как будет выглядеть композиция – это дело вкуса и собственного представления о красоте, а я лишь рассмотрю несколько самых популярных вариантов, которые смогут полностью изменить весь дизайн в комнате.

Как будет выглядеть композиция – это дело вкуса и собственного представления о красоте

Выбор места и тематики

Важный аспект качественно проработанного дизайна – это гармония. Именно она создаёт уют и комфорт в помещении. Часто можно встретить очень богатые интерьеры, в которые вложены огромные деньги, но от этого они не перестают быть безвкусными. А с другой стороны, можно рассмотреть японский стиль минимализм, где практически нет мебели и аксессуаров, но в то же время во всём чувствуется изящество и уют.
Достичь гармонии непросто, и один из самых важных нюансов – это строгое следование выбранной концепции. Если планируется интерьер в стиле прованс, то композиция на стене в виде, скажем, портрета поп-звезды, полностью разрушит гармонию и внесёт диссонанс. У каждой стилистики есть своя, чётко определённая идея и именно ей надо следовать при подборе всех элементов.
Не менее важно и место, где будет располагаться панно, изготовленное своими руками. К примеру, композиции из зеркал или любых других материалов с эффектом отражения, лучше располагать напротив окна или вблизи источников света. Зеркало, спрятанное в тень, создаёт мрачное и гнетущее настроение. Вблизи его никогда не будет комфорта.
Если же композиция выполнена из семейных фотографий, то ей место на самом видном участке стены, где она будет привлекать внимание.

Важный аспект качественно проработанного дизайна – это гармония

Что же касается общего вида, можно выделить несколько советов, которые помогут правильно расставить акценты и выделить панно из общего стиля:

  1. В любой композиции желательно использовать багет или раму, причём её цвет должен быть чётко определён. Если композиция выполнена в той же цветовой гамме, что и отделка стен, то багет должен играть на контрасте, а если цветовая гамма контрастная, то рама должна повторять цвет стены.
  2. Тематика композиции должна соответствовать назначению помещения, где она располагается. В ванной комнате и туалете подойдёт водная тематика. В кухне, пищевая. И так далее.
  3. Материалы композиции должны соответствовать стилю интерьера. Если это прованс или кантри, значит и материалы – камень, дерево, ткани. А для хай-тека или арт-деко подойдут стекло, металл и пластик.

Теперь, когда с тематикой композиции и местоположением определились, можно переходить непосредственно к процессу изготовления своими руками.

Изготавливаем панно

Самое главное, что понадобится для того чтобы сделать декоративное панно своими руками, это терпение и усидчивость. Зачастую это очень кропотливая работа, на которую может уйти много времени. Но результат не заставит себя ждать, поэтому запасаемся творческим запалом и вперёд, за работу.

Самое главное, что понадобится для того чтобы сделать декоративное панно своими руками, это терпение и усидчивость

Композиция из триплекса в домашних условиях

Выше я уже упоминал композиции из фотографий, именно они сегодня пользуются наибольшим спросом. Фотоархивы переместились в компьютеры, а оставшиеся альбомы подолгу пылятся в ящиках столов или комодов.
Памятные события личной жизни или просто запечатлённые пейзажи и виды можно перенести на стену. Современные технологии позволяют увеличить снимок до любых размеров, а можно и сделать коллаж своими руками.
Если нет желания нести кипу фотографий в специализированную студию, можно сделать композицию из распечатанных снимков на стекле.

Для этого понадобятся:

  1. Два листа стекла одинакового размера с отшлифованными краями.
  2. Багеты необходимой длины.
  3. Краска для стеклянных поверхностей.
  4. Клей реагирующий со стеклом.

Панно из свадебных фотографий

Всё необходимое для композиции можно приобрести в магазинах, специализирующихся на хобби, а набор фотографий распечатать самостоятельно на компьютере увеличив их до нужного размера.

Важно! Стекло для композиции из фотографий должно быть очень тонким. Как правило, это 1.5-2 мм. Так как стёкла большей толщины имеют и больший вес, а это нежелательно.

Одно из стёкол покрываем краской и ждём полного высыхания. Цвет выбираем самостоятельно исходя из личных предпочтений и советов, представленных выше. Дальше, нужно сделать коллаж, из фотографий выложив их на окрашенном стекле. Когда композиция готова, по краю стекла наносим тонкую полоску клея и аккуратно накрываем вторым слоем. Клей схватывается практически моментально, поэтому всё надо делать быстро и не допускать ошибок.
Теперь осталось запилить и установить багеты и панно готово, можно вешать его на стену при помощи жидких гвоздей или клея для стекла.

Интересно! Заводское триплексное стекло производится по похожей технологии, с той лишь разницей, что после соединения слоёв он отправляется в печь, где при высокой температуре происходит спаивание превращающее стекло в прочный монолит.

Стеклянные картины на стену

Гипсовый барельеф или объёмная композиция

Сделать композицию из гипса своими руками значительно сложнее, чем из стёкол, но именно таким образом можно получить объёмное панно.
Любой предмет можно перенести в барельеф, и сделать это возможно своими руками и в домашних условиях. Рассмотрим процесс на примере простой чашки, слепок которой будет очень актуально смотреться на кухне.
Для начала нам понадобится любая ёмкость большая по размеру, чем выбранная нами чашка. Заполняем ёмкость песком таким образом, чтобы погрузить в него чашку ровно наполовину. Поверхность изделия, с которого снимается слепок, покрываем мыльным раствором, чтобы смесь не прилипала. Изначальная форма готова и теперь её надо залить гипсовым или алебастровым раствором.

Важно! Заливая раствор в домашних условиях, форму необходимо постоянно слегка раскачивать. Это выгоняет все пузырьки воздуха и исключает появление пор на поверхности изделия.

Панно из гипса

Когда раствор высох, форму аккуратно извлекаем из ёмкости с песком и удаляем чашку. В результате у нас получился слепок, в точности повторяющий копируемое изделие. Слепку надо дать хорошенько просохнуть, после чего он смазывается всё тем же мыльным раствором и заливается новой порцией смеси.
Таким образам мы получили половину нашей чашки, выполненную из гипса. Таких элементов можно сделать сколько угодно, соответствующей тематики.
Готовые части композиции можно окрасить в любые цвета. Теперь осталось сделать раму из багетов, которая сразу фиксируется на стене. Поверхность окрашивается и можно крепить элементы. Тут, как и в первом варианте подойдут жидкие гвозди.
Как видно, в создании таких барельефов, полная свобода фантазии и творчества, а готовое изделие способно украсить любое помещение, которому до этого не хватало изюминки.

Чем быстрее развивается промышленность, тем больше человек пытается приблизиться к природе. Он окружает себя природой не буквально, а путем создания иллюзии нахождения на воздухе, даже если отдыхает в гостиной. Это желание не просто жить в доме, который построен из натурального сырья, но и придумать себе соответствующий дизайн интерьера. Поэтому каждый стремится использовать в своем жилище декор из дерева сделанный своими руками, чтобы ощутить себя настоящим хозяином.

Мода на древесину появилась достаточно давно, но сейчас не все могут обставить собственное жилище в стиле сериала «Твин Пикс». Комната не должна перенасыщаться деревянной мебелью, мехами и головами животных. Это уже говорит о дурном вкусе хозяев. Доступны же эти заготовки для лесной местности, а вот для степной — отделка дома в таком стиле влетит в копеечку. Есть вариант разбавить привычную обстановку редкими вкраплениями деревянных спилов, которые выливаются абсолютно в любой образ. Создать такой дизайн можно самому, потратившись только на скрепляющие средства.

Плюсы декорирования интерьера древесными спилами

Спилы дерева удивляют одновременно внешней привлекательностью и сложностью создания с технической точки зрения.

Сейчас разберемся, какими преимуществами обладает деревянная отделка:

  • Долговечность. Если древесина поддается правильной обработке, и будет защищена от влаги и различных механических повреждений, то она прослужит достаточно долго. Если это целая деревянная стена или пол, то вы сможете экономить на ежегодных ремонтах.
  • Теплоизоляция. Дрова являются источником тепла не только в костре. Сырье имеет способность держать температуру, поэтому для холодной бетонной квартиры это лучший вид утепления, пускай и частичного. Зимой такой утепленный пол согреет любые ноги.
Декоративное дерево из веток
  • Уникальность. Можно конечно поклеить обои с изображением спилов дерева, или постелить ламинат, но на подобных картинках применяется паттерн — простое повторение одного модуля. Натуральная отделка спилами — это композиция, где каждый элемент является уникальным. Рисунок на спиле и его форма — неповторимы.

Создаем дизайнерскую стену

Для декорирования желательно выбрать одну грань комнаты. Оформление всех плоскостей — признак дурного тона, и помещение будет выглядеть перегруженным. Любому помещению нужно дать воздуха, и дело не в окнах. Оно должно дышать пространством, а такой эффект дают светлые пустые плоскости. Только одна «древесная» грань комнаты станет своеобразным акцентом, которая станет ее настроением. Выложить «древесный паззл» можно самостоятельно, и сейчас поговорим, как это делается.

У каждого во дворе находится уже засохшее деревце, которое необходимо убрать. Вот настало время его рубить. Берем ветку, распиливаем ее на бруски средней толщины. Из получившихся «блинов» можно снять кору, а потом отшлифовать. Благодаря чему вы не загоните колючку, прикоснувшись к стене. Полученные древесные пласты следует обработать специальным средством от насекомых, а дальше – сажаем на клей. Желательно покрыть лаком полученный рельеф — покрытая лаком древесина может прослужить долгое время.

На заметку! Создавайте композицию из разных по размеру веток, начиная от массивного ствола, и заканчивая самыми тоненькими ветками. Композиция дышит, за счет образовавшихся пустот между спилами разных размеров.

Настенное панно — кусочек природы в интерьере

Встретить панно можно из любых составляющих, но вы не видел полотно из деревяшек, правда? Здесь контрасты приветствуются, поэтому смело используйте даже пеньки. Картина должна иметь вид не паттерна, а полноценной композиции с доминантой и второстепенными элементами. Делайте тоновые градации, и расставляйте акценты с помощью тона. Конкретно для предложенного изделия лучше оставить кору — она сделает его привлекательнее. Небрежный рельеф создаст атмосферу бесконечного леса, и переместит вас в него.

Желательно набросать приблизительный эскиз, ну а если любите импровизировать непосредственно в ходе работы, то вперед. Для яркого контраста рамку полотна соберите из простых планок, это придаст картине легкости. Спилы шлифуются с той стороны, которая прилегает к стене для лучшего склеивания. Другую сторону оставьте нетронутой — это придаст естественности общей картине. Ограниченные рамой спилы дерева в интерьере будут смотреться окном, выходящим к лесу. Рама собирает композицию в одно целое, и группирует ее.

Сложности выкладки модульного пола

Этот вид является достаточно сложным, поэтому лучше запастись терпением, и приступать к работе. Выбирайте толстые стволы во избежание образования больших пустот при выкладке окружностей. Для изготовления пола выбирается поленья твердых пород, ведь пол ежедневно подвергается воздействию.

Существует две причины, которые заставят вас попотеть:

  • Раствор. Если посадить все части на клей, то долго пол не протянет, даже если покрыть это все лаком. Модули станут отваливаться из-за постоянного давления. Придется использовать раствор, возможно на основе цемента.
  • Выравнивание поверхности. Если в оформлении вертикальной плоскости толщина каждого элемента не играет большой роли, то для пола это главное условие. Нужно подогнать все модули под общую толщину, и заняться шлифовкой уже после установки. Процедура займет достаточно много времени, ведь добиться ровной поверхности нелегко.

Дальше начните покрывать готовую поверхность лаком. Он защитит ее от вредителей и внешнего воздействия. Пол проще моется, да и прослужит он дольше в «защищенном» состоянии. Незащищенную поверхность могут поразить вредители или она просто начнет гнить, из-за чрезмерной влаги.

Создание домашнего уюта при помощи самодельной мебели

Мебель выглядит совершенно по-разному, в зависимости от вида имеющегося сырья. Делаются столы и стулья, так как силуэт самого спила уже напоминает небольшой столик или стул.

Существует два основных принципа создания мебели:

  • Модульный — сборка элемента из небольших частей (модулей). Собственно, с этим способом мы уже знакомы. Он позволяет создать изделие абсолютно любой фигуры. Здесь также необходимо добиться идеально ровной поверхности. На стол будет ставиться посуда, и чтобы она не перевернулась, поверхность стола должна быть идеально отшлифована.
  • Цельный — за основу берется цельный элемент. Этот вариант гораздо проще предыдущего в техническом плане, но сложнее в поиске большого по диаметру бруска. Со стульями дела обстоят лучше, а если вы хотите стол, за которым бы ужинала вся семья — придется повозиться с поиском спила большого диаметра. Цена габаритного спила достаточно большая.

Неважно, какой принцип вы примените в создании изделия, главное – сразу оцените свои возможности, чтобы не испортить материал. Любой способ хорош, ведь деревянная мебель славится прочностью и долговечностью.

Идеи для кухни на основе полукруглых спилов

Такая фигура — необычный предмет декора и надежный помощник на кухне. Материал выдерживает высокие температуры и не нагревается так сильно. Из спилов можно создавать простые цельные подставки и модульные, материал которых найти проще. Каждый видел такие подставки в магазине, и думал «Нет, сам такое не сделаешь» — ошибочное мнение. Зачем платить больше, если вы сделаете это своими руками?

Кухню дополнят причудливые полуциркульные полочки, которые можно сколотить из цельных спилов дерева, разделив их на две части. Создается иллюзия, будто «кругляшек» находится в процессе погружения в стену. Прием интересен, если полка круглая, благодаря этому создается визуальное движение. Эффект достигается из-за динамичного рельефа на коре. На полках гармонично разместятся кулинарные книги, или личные сборники рецептов хозяйки. И выдержит изделие достаточно большой вес, пусть ее размеры могут не внушать доверия.

Запомните! Если это подставка конкретно для посуды, то лучше делать ее цельной. Соединение маленьких деталей подразумевает склеивание, а клей несовместим с высокими температурами. Подставка просто развалится на несколько частей.

Деталь из дерева как акцент в интерьере

Небольшие вкрапления «леса» в привычную обстановку мысленно приблизят вас к природе. Спилы в интерьере используются в качестве декора, и выполняют определенные функции.

Создаем причудливые акценты своими руками:

  • Часы. Необычное применение деревянного спила в любом интерьере смотрится мило. Особенно, если это окружность неровной формы с корой на поверхности. Кора закрепляется, ведь она способна портиться с течением времени. Чем более небрежно выглядит деревянный «блин», тем интереснее получатся часики.
  • Цветочные вазы. Дайте волю фантазии, и используйте различные виды веток. Созданный собственноручно орнамент из мелких веточек смотрится дорого, и никто не догадается, что ваза обошлась вам в копейки. Она будет гармонировать с дизайном, и найдет отклик в вещах с подобным декором.

Запомните! Вещей, созданных из идентичного материала в комнате должно быть немного. Они должны перекликаться друг с другом, но не выглядеть «перебором».

  • Рамы для зеркал. В создании изделия важно придерживаться ритмичности или метричности, а вот хаос будет неуместен. Чередуйте большие спилы дерева с маленькими, либо делайте всю раму из окружностей приблизительного размера. Любой из вариантов будет правильным.

Сделать своими руками пол из спилов – вполне возможно. Не говоря уже о небольших предметах интерьера, которые делаются за минуту с помощью дерева, клея и вашей фантазии. Удивите своих друзей со вкусом оформленным домом, и сделаете свою жизнь комфортнее. Это экологически чистый продукт, который принесет пользу вашему здоровью. Если изделие из хвои, то легкий хвойный аромат даже может помочь вам с лечением простуды.

Если справитесь с полом, то оформление деревом целой стены покажется вам делом пяти минут. Вам потребуется воспользоваться собственным вкусом, и своими знаниями в области композиции, хотя большинство людей доверяют своему чутью.

Все получится, достаточно просто «собрать» эти изделия и закрепить клеем, или просто выпилить цельный предмет. Создайте образ у себя голове, и постарайтесь воплотить его в жизнь. Вам не потребуется специальных знаний или навыков, придерживайтесь основных правил выбора материалов и средств обработки. Ведь зачем тратить большие деньги на работу дизайнера, если вы способны справиться с этой задачей самостоятельно, не потратив ни копейки.



Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.

Современное панно на стену – это нередко труд всей семьи, когда над ярким украшением работают все домочадцы. Сегодня в моде именно такие варианты, когда в интерьере появляются красивые работы, созданные коллективным трудом. Но начать можно и не с такого масштабного мероприятия, попробуйте сделать панно своими руками в близком вам художественном стиле.

Панно – это декоративный элемент, служащий украшением стены. В любом интерьере настенное панно будет уместным. Иногда оно украшает не только стену, но и, к примеру, потолок или фасады. От картины панно на стену отличается тем, что оно может быть как произведением скульптурного жанра, так и принадлежать к такой технике как мозаика, аппликация и т.д.

Панно на стену – виды:

  • Тканевое . Вышивки, аппликации, гобелены – все, что только можно сделать на ткани, относится к такому виду панно.
  • Каменное. Изготовление панно из камня трудоемкий процесс, используется обычно натуральный камень, например, базальт или мрамор.
  • Деревянное . Такое настенное панно отличается обычно абстрактным сюжетом. Часто дополняет это панно на стену инкрустация камнями.
  • Скульптурное. Объемное панно, своего рода мини-скульптура на плоскости.
  • Керамическое . Это мозаичные картины из керамической плитки.
  • Графические. Используются современные виды печать, все чаще применяется фотопечать, что в сегодняшнем интерьере органично смотрится.
  • Другие. А здесь огромный пласт прочих техник, где используются, например, слоеное тесто, зернышки и крупы, морские ракушки, камушки и т.д.

И в спальню, и в гостиную, и в другие комнаты можно повесть панно, оно не выходит из моды, и может стать самым ярким элементом интерьера.

Панно из картин (видео мастер-класс)

Панно для мамы своими руками

Ко дню матери и другим праздникам, когда хочется поздравить маму, одним из лучших подарков можно сделать как раз таки настенное панно.

Варианты панно ко Дню матери:

  • Панно из ватных дисков . Самый простой вариант, который для мамы могут сделать самые маленькие дети, хотя помощь им, конечно, потребуется.
  • Панно из бумаги . Популярны такие варианты ко Дню матери, как веточка сакуры или поделки в стиле квилтинг.
  • Панно из соленого теста . Дети любят возиться с тестом, а видя, как оно превращается в интересные цветные поделки, они приходят в восторг. Ко Дню матери можно сделать композицию с цветами или даже изображение матери, стилизованное и упрощенное.
  • Панно-аппликация . Цветочный букет из ярких обрезков ткани, например, жизнерадостные подсолнухи.

Также ко Дню матери можно сделать красивые поделки в виде необычного панно, например, с переплетением техники. Аппликация + вышивка, оригами + квилтинг, пэчворк + вышивка бисером. Такое панно можно будет повесить и в спальню, и в гостиную, чтобы предназначенное ко Дню матери, оно радовало еще долго.

Не один мастер-класс, рассказывает, как сделать панно к празднику матери, идея может быть ваша, а разные хитрости почерпните из инструкций других мастеров.

Панно для бассейна на стену

Не обязательно ждать праздник, тот же день матери, чтобы в интерьер вашего дома появилось оригинальное панно. Популярны сегодня поделки для бассейна, или для ванной, у кого пока еще этого бассейна нет. Как вариант для бани.

Все эти поделки фактически объединяет одно – тематика воды. Можно использовать мастер-класс панно на морскую тематику. И для бассейна, и для ванной это будет тоже актуально.

Панно в морском стиле подойдет и для бани, если там вы используете другой морской декор. Для бани также можно сделать панно-аппликацию в виде добрых дедушек с вениками, в жанре наив-арт. Сегодня это модно, и подобный стиль можно использовать и для декора стен бассейна, не только для бани.

Панно для бассейна это также:

  • Обыгрывание темы морского дна – со всякими прекрасными обитателями морских глубин;
  • Спортивная тематика;
  • Стихия воды – мозаика лучше всего передает этот замысел.

Для бассейна и для ванной используются материалы, которые не боятся воды. Основой панно для бассейна можно взять мастер-класс изготовления поделки из ракушек. Или же для украшения стен бассейна можно взять мастер-класс панно из соленого теста.

Панно из туалетных трубочек в интерьере (видео)

Панно своими руками: подсолнухи

Зачастую именно подсолнухи становятся той темой, которую обязательно хочется обыграть в декоре. Практически все виды панно могут быть задействованы, разве что кованое и металлическое панно будет выглядеть грубовато.

Панно подсолнухи может быть разным:

  • Подсолнухи из атласных лент;
  • Подсолнухи из фетра;
  • Подсолнухи из пуговиц.

Даже такая техника как стимпанк вполне быть задействована

Панно своими руками: стимпанк

Это особая техника, суть которой, скомпоновать в виде поделки бросовую ненужную мелочь. Иногда стимпанк по ошибке принимают за кованое панно, но это совершенно разные вещи.

Небольшой мастер-класс по работе в технике стимпанк:

  • Нужна основа будущего панно, например фанера;
  • Чаще всего делается какой-то фактурный фон, но это не обязательно;
  • Все, что вы используете – пуговицы, гайки, булавки, застежки-молнии нужно приклеить на основу;
  • Можете прокрасить все одним цветом, к примеру золотой спрей-краской или же использовать комбинацию в несколько слоев;
  • Декор рамки.

Это, конечно, не полноценный мастер-класс, а только краткий ход работы. Может быть, в спальню или в гостиную не каждое стимпанк панно можно повесить, но в квартирах с интерьерами лофт, фьюжн данные поделки будут уместны.

Новогоднее панно своими руками

Еще за месяц до новогодних праздников, или даже раньше, можно просматривать не один мастер-класс, который рассказывает об изготовлении новогоднего панно. Это может быть объемная елка или снеговик, большое панно в гостиную или миниатюрное.

Варианты новогоднего панно:

  • Снеговик из ватных дисков;
  • Снеговик из пенопластовой крошки;
  • Снеговик из пуговиц;
  • Снеговик из кружев и стекляруса;
  • Снеговик из салфеток;
  • Снегурочка из бисера;
  • Снегурочка из соленого теста;
  • Снегурочка из обрезков ниток;
  • Елка из креповой бумаги;
  • Елка из паеток;
  • Елка из шпагата;
  • Елка из фатина;
  • Елка из яичной скорлупы;
  • Елка из фисташек.

Все из выше перечисленного – это аппликация из разного материала, которая может стать основой для панно на стену своими руками.

Также в Новый год можно подарить необычное развивающее панно малышу. Развивающее оно потому, что в нем соединены предметы разных текстур, например фетр, шелк, крупа и т.д. От такой поделки большая польза для развития ребенка.

Можно найти мастер-класс панно для расчесок. Это функциональное панно, которое послужит искусным хранилищем для расчесок. Его можно сделать для гостиной, или для детской – как оригинальное место для расчесок маленькой принцессы.

Как сделать панно (видео)

Панно своими руками – хороший подарок, изящный декор, большой творческий труд. Вы можете следовать определенной инструкции, использовать не один мастер-класс, или придерживаться своей авторской методики. В этом жанре нет строгих границ, поэтому для любителя творческих экспериментов панно – самый лучший вариант.

Панно на стену своими руками (фото)

Пустые стены в квартире делают обстановку неуютной, неприветливой. Но все меняется, если их украсить картинами или таким элементом декора, как панно. Сделать его легко из подручных материалов. Для этого не нужен талант художника или столяра: все фигуры можно сделать с помощью трафарета.

Более того, панно на стену своими руками – это отличное занятие для всей семьи, в котором могут принимать участие как взрослые, так и дети. Совместное занятие объединит членов семьи, а созданный при этом шедевр наполнит дом миром, любовью и согласием.

Соленое тесто – отличный материал для лепки. Сам процесс создания шедевра отлично развивает мелкую моторику, что полезно детям для постановки речи.

Почему не панно из пластилина? Ведь он тоже хорошо разминается, развивает моторику, да и есть широкий выбор цветовой палитры. Дело в том, что пластилин остается мягким всегда, его нельзя высушить, и панно рано или поздно может повредиться. Зато высушенному тесту это не страшно: оно твердое и прочное. А если покрыть лаком, то оно будет храниться в течение веков.

Для приготовления соленого теста потребуются:
  1. Соль мелкая – 1 ст.;
  2. Мука – 2 ст.;
  3. Растительное масло нерафинированное – 1 ст. л. (вместо него лучше взять столько же сухого обойного клея или крема для рук, лица);
  4. Вода – около 125 мл.

Правильно приготовленное тесто не должно липнуть к рукам, должно хорошо разминаться и быть достаточно плотным и упругим. Если оно слишком вязкое – добавьте муки, если прилипает к рукам – добавьте масла.

Можно сделать тесто ароматным, добавив специи: красный и черный перец, куркуму, мускатный орех, корицу и другие. Сделать тесто цветным можно при помощи пищевых красителей.

Как сделать панно из соленого теста:
  • Из готового теста вылепите картину или сделайте для нее отдельные фигурки, которые впоследствии нужно будет собрать.

Какая будет картина, из каких деталей она должна состоять, зависит только от вашей фантазии. Вот еще один пример панно своими руками из теста.

  • Когда лепка завершена, панно из теста ставят сушить в духовку на час.
  • Температура внутри духовки должна быть не выше 80 градусов.


Чтобы панно из соленого теста было долговечным, его нужно покрыть слоем лака.

Панно из ткани

Украсить стену можно с помощью разных материалов. Одним из самых популярных является ткань. Для панно можно использовать любую ткань, которая имеется в вашем доме:

  • мешковина;
  • трикотаж;
  • холст;
  • коленкор;
  • фетр;
  • атлас;
  • шелк;
  • ситец.

Панно из ткани можно сотворить разнообразными способами. Невозможно описать их все сразу, но приведем примеры некоторых из идей для поделки.

Квадратное панно из разноцветных лоскутов

Для работы потребуются:

  1. Панно-основа (картон);
  2. Разноцветные лоскуты ткани;
  3. Нитки;
  4. Швейная машинка (можно и вручную, но это долго).
Как сделать панно из лоскутов:
  • Сначала наметьте на картоне основу для панно. Для этого карандашом перерисуйте рисунок так же, как на фото ниже. Важно не перепутать нумерацию. Каждая цифра обозначает, когда и где нашивать следующий лоскут.

  • Когда основа подготовлена, можно начинать укладывать куски ткани. Их нужно сгибать пополам и пришивать к основе так, чтобы отрезанная часть оставалась вне поля зрения, а сложенная красовалась ровной и четкой линией сгиба. Чтобы лучше понять, как сделать панно своими руками этим способом, посмотрите фото ниже.

Фетр для творчества

Очень радуют детей веселые мультяшные панно из фетра с изображением зверюшек. Это самый простой способ сотворить оригинальное украшение для стены, так как потребуются лишь:

  1. Исходная картина (можно распечатать любую картинку из интернета);
  2. Картон;
  3. Карандаш;
  4. Ножницы;
  5. Фетр;
  6. Клей;
  7. Основа для панно (картон, ткань и прочие материалы).

Как сделать панно из фетра:
  • Используя картинку, легко при помощи карандаша, картона и ножниц вырезать трафареты для фигурок животных.
  • По трафарету намечают выкройки на фетровой ткани.
  • Затем вырезают фигурки и приклеивают их к основе так, чтобы получилась нужная картинка.

Посмотрите, какое веселое панно можно сделать из фетра.

Панно из мешковины

Мешковина сама по себе выглядит очень необычно. Поэтому самое простое панно из этого материала – натянутый в рамке кусок полотна. Но обязательное условие – рамка должна быть декорированной, иначе эффекта это панно из мешковины не произведет. Декор можно сделать также из мешковины: вырезать ленточки, цветы и прочие украшения.

Мешковину можно также использовать в качестве основы под панно, как на фото выше. Из нее можно складывать цветы, как на втором фото:

Они в свою очередь становятся элементами декора для другого панно, как на фото ниже:

Панно из бумаги

Бумага – один из самых простых и доступных материалов. Из нее можно сделать массу красивых элементов декора для дома. С этим справится не только взрослый, но и ребенок. О том, как украсить стену своими руками с помощью цветной бумаги, читайте ниже.

Панно из круглых бумажных конструкций

Это панно можно сделать быстрее, чем за час, но оно будет украшать стену очень долго. На фоне этого панно можно сделать удачные снимки. Подходит оно для активных и жизнерадостных людей. Для него вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • скотч;
  • скрепки;
  • цветная бумага;
  • степлер;
  • булавки.
Как сделать панно из бумаги:

Готовое изделие получается очень ярким и красивым.

Панно из фотографий

Слово «фотография» сразу ассоциируется с образом какого-то человека или целой дружеской компании. Обычно фотографии вставляют в рамки не для красоты, а для памяти. Но все это можно совместить с помощью панно из фотографий.

И тут необязательно нужны именно ваши фотографии – они могут быть и художественными. Эта идея особенно понравится вам, если вы – фотограф-любитель. Посмотрите, какое оригинальное панно получается.

Простое панно из цветной бумаги

Это панно можно сделать своими руками за 20 минут, но оно выглядит настолько оригинально, что нельзя отвести глаза. Единственная трудность, которая возникнет при этом – это поиск бумаги 30 разноцветных оттенков.

Как сделать панно из цветной бумаги:

Завершающий этап изготовления панно показан на фото ниже:

Панно из бисера

Настенное панно из бисера обычно выполняется очень сложно. Тут потребуются терпение, время и желание сделать настоящий шедевр. Из бисера панно можно сотворить несколькими способами:

  1. Путем формирования картины с помощью бусин и клея;
  2. Путем вышивки бисером по ткани;
  3. Путем плетения.

Для каждого случая потребуется специальная схема. Ее можно придумать самостоятельно. Но для этого нужно хорошо пофантазировать, особенно, если речь идет о плетении. Но можно использовать уже готовый мастер класс, их много на просторах интернета. Рассмотрим одну из идей для панно из бисера.

Панно из бисера «Земляника»

Для того чтобы смастерить такое панно, как на фото, потребуются следующие материалы:

  • белый бисер с диаметром 5 мм;
  • бисер зеленого цвета (2 или более оттенков) диаметром 2,3 мм;
  • красный бисер диаметров 2,1 мм;
  • бисер желтого цвета диаметров 5 мм;
  • специальная проволока для бисероплетения.
Как сделать панно из бисера «Земляника»:

Посмотрите ниже, какие изящные панно можно сделать с помощью обычного бисера.

Очень креативно выглядит панно, сделанное из газетных трубочек. Материал для него найдется у всех. Подготовьте:

  • Журналы или газеты;
  • Если хотите поменять цвет бумаги, то понадобится краска или пищевой краситель;
  • Ножницы;
  • Канцелярский нож;
  • Клей.

Следуйте инструкции:

  1. Нарежьте газеты на отдельные листы;
  2. Скрутите листы в трубки, фиксируя их при помощи клея;
  3. Окрасьте трубочки в любой цвет по желанию;
  4. Скручивайте полученные трубочки вкруговую, чередуя трубочки разного цвета;
  5. Сделайте много таких кругов разных размеров;
  6. Сшейте полученные круги между собой с помощью прочной бечевы;
  7. Далее – украшаем стены своими руками при помощи готового панно.

По этой инструкции можно сотворить множество разных панно. Они выглядят очень необычно, и ни за что не догадаться, что это обычная газета!

Удивительные картины можно создавать, используя обычные гвозди и нитки. Однако для панно потребуются не только они. Проверьте, все ли у вас есть:

  • Доска – основа для панно;
  • Мелкие гвоздики (много);
  • Разноцветные нитки;
  • Молоток;
  • Ножницы;
  • Скотч;
  • Трафарет рисунка (можно любой распечатать из интернета).

Как сделать панно из ниток и гвоздей:
  1. Сначала необходимо вырезать трафарет, который размещают на доске. Чтобы рисунок был неподвижным, его фиксируют при помощи клейкой ленты.
  2. Затем начните вбивать по контуру частей рисунка гвоздики так, чтобы, если убрать трафарет, было ясно, что там нарисовано. Это нужно для того, чтобы не запутаться потом в выделении отдельных фрагментов рисунка для обтягивания его ниткой одного цвета.
  3. Трафарет можно убрать, когда будет вбит последний гвоздик. Затем начинайте работать с пряжей. Для этого ее конец закрепляют на одном из мелких гвоздиков и наматывают ее на определенном участке: например, на лепестке цветка. Здесь нет определенного порядка. Главное, чтобы в результате нить была намотана везде равномерно.
  4. «Закрасьте» нитками подобным образом каждый фрагмент рисунка.

Почти в каждом доме есть шкатулка или баночка, куда годами складывали пуговицами. Их, в конце концов, стало так много, что некуда деть. Пуговицы разноцветные, большие и маленькие, с дырочками или с дужками – все это может стать отличным материалом для панно, которое украсит скучную стену.

Для панно из пуговиц потребуются следующие материалы:

  • основа (картон, ткань, натянутая на раму, доска);
  • пуговицы разных цветов и размеров;
  • клей;
  • фантазия или рисунок для сводки его на основу;
  • карандаш;
  • копировальная бумага.

Самое оригинальное, что приходит на ум – это панно «Денежное дерево». Конечно, его лучше делать из самих монет, но так как монеты зелеными не бывают, то их можно с успехом заменить пуговками. Но никто не запрещает компоновать монеты с пуговицами в одном панно. Считается, что денежное дерево приносит деньги в дом. Сделайте такое панно для своего дома, чтобы в нем всегда был достаток. Для этого:

  1. Нанесите на основу рисунок в виде толстого ствола и пышной кроны;
  2. Подготовьте зеленые и коричневые пуговицы разных размеров и оттенков цвета;
  3. Нанесите клей на основу в нужных местах и поочередно наклеивайте пуговицы. Начинают клеить со ствола, так как он должен заглядывать под крону дерева. Пуговицы в виде листьев наклеивайте, заходя на ствол, чтобы было видно, как «свисает» зеленая листва.

На самом деле пуговицы не обязательно должны быть зелеными, так как на дворе может быть осень. Тогда пуговицы для листьев могут быть желтыми, красными, коричневыми. Тут и уместно компоновать пуговицы вместе с монетами желтого цвета. А из серебристых монет можно сделать фон: будто осенним утром выпал иней и заледенела земля.

Красивые панно из пуговиц - идеи в видео:

Loading...Loading...