Мемфис (Memphis). Творить, играючи

Продвижение придуманных Алессандро Мендини - творческого лидера студии - направлений "re-design" и "банальный дизайн" стало главным в идеологии студии "Алхимия", и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу. 11 декабря 1980 года несколько дизайнеров во главе с Соттсассом собрались для того, чтобы обсудить необходимость создания нового направления в дизайне. Они решили создать объединение, которое в ту же ночь получило название "Мемфис", по названию песни Боба Дилана "Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again", которая множество раз проигрывалась во время собрания дизайнеров. Название также напоминало о древней египетской культурной столице и о родном городе Элвиса Пресли, и, следовательно, имело двойную и даже тройную шифровку.

В феврале 1981 года группа собралась еще раз. К этому времени члены группы выполнили более сотни эскизов смелого красочного дизайна, черпая вдохновение как из футуристических тем, так и из декоративных стилей прошлого, включая Art Deco, китч 50-х годов, и насмехаясь над претенциозностью "хорошего дизайна".

В сентябре 1981 года группа впервые показала свои работы на выставке в шоу-руме Arc"74 в Милане. Коллекция мебели, светильников, часов и керамики, представленная в Милане, была создана интернациональной группой дизайнеров, имена которых вошли в историю современного дизайна: Ханс Холляйн (Hans Hollein), Широ Курамата (Shiro Kuramata), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javier Mariscal), Массанори Умеда (Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (Michael Graves). Выставка "Мемфиса" стала сенсацией в мире дизайна.

В тот же год с целью продвижения нового направления была издана книга "Мемфис, новый интернациональный стиль". Компания Artemide, которая на протяжении 1982 года производила вещи, созданные дизайнерами группы, предоставила "Мемфису" свой шоу-рум в Милан, где дизайнеры выставляли свои новые творения. С 1981 по 1988 год выставки группы с успехом прошли в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и Токио.

Стиль "Мемфис" стал настоящей анархией в дизайне. В нем сложно выделить "формообразующие черты", так как он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Но общее, объединяющее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Он как будто кричал: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно!" Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили за "недостаток благородства". Из баров и кафе-мороженных 50-60-х годов они перенесли его в жилые дома. Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях. Использовались коллажи, построенные по принципу хаоса. Многие из объектов выглядели как детские игрушки. Дизайн "Мемфиса" - это мир яркого, чистого цвета. Сопоставление цветов острое, на грани китча, но в этом и выражается виртуозность - балансировать на грани. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты.

"Играючи", Соттсасс и его единомышленники решали серьезные проблемы: они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Не удивительно, что уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие известные компании, как Мandelli, Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели станков, телевизоров, фенов для волос. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы, решали многие технические вопросы самостоятельно. В отличие от студии "Алхимия" дизайнеры "Мемфиса" сразу поставили себе цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В своей деятельности они использовали новые знания в социологии и маркетинга: Стремились не просто снабжать рынок, а с ориентацией на определенные социальные группы. В итоге это привело как в эстетическом, так концептуальном смысле к новому пониманию дизайна.

Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами "Мемфиса", способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна. Члены группы всегда осознавали, что "Мемфис" был "преходящим увлечением", связанной с изменчивостью моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. Несмотря на краткость существования, феномен "Мемфиса" с его молодой энергией и ироничным подходом к дизайну, оказался центральным явлением в создании интернационального движения Постмодернизма. "Мемфис" открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн".

По материалам:
«История дизайна» том 2, С.Михайлов
Design of 20th century, Charlotte & Peter Fiell , Taschen, 2005

Хороший дизайн, как принято думать, — простые линии, четкая форма, которая отражает содержание, функциональность, сдержанность, элегантность, — вещь, говорящая о хорошем вкусе владельца.

Все это так.

Изначально, за эту идею боролись лучшие умы в конце 19 века, за концепцию ухода от уродливого декорирование стремительно развивающейся индустриализации к эстетики функциональности.

1. Джордж Сауден (George J. Sowden) , Кабинет «Антибы» дизайнера, 1981. 2. Микеле де Лукки ( Michele de Lucchi) , Фламинго , 1984, прикроватный столик ламинат, полированное дерево

Но все хорошо в меру, когда-то и прекрасные манеры наскучивают так, что хочется похулиганить.

Миланская Выставка Arc’74 1981 года открылась с шокирующего публику стенда творческой группы «Мемфис». Не смотря на неоднозначную оценку и непринятие некоторых критиков, чтобы посмотреть на новую концепцию, собралась очередь.

Сочетание ярких цветов, простых геометрических форм и «не благородных» материалов было дико для неподготовленной публики. Но, тем не менее, вызвало интерес и стало началом из популярности, продолжавшейся более шести лет.

За короткий период был сделан переворот в сознании, оглушительный успех, заказы, интерес у коллекционеров и полное забвение.

А началось все в апартаментах как раз Эторре Сотссас (Ettore Sottsass) (1917-2007) — известного итальянского архитектора и дизайнера под заевшую мелодию Боба Дилана «Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которая множество раз проигрывалась во время встречи творческих людей. Так и образовалось название объединения дизайнеров.

Сама фигура основателя и его творческий путь примечательны.

В начале своей карьеры он был под впечатлением масштабов массового производства в Америке. Ее ухоженных одинаковых пригородов. В 1961 году он совершил путешествие в Индию и был поражен местной архитектурой, стены расписывались чистыми и контрастным цветами.

Дома в Южной Индии. фото c www.pinterest.com

Он был впечатлен, что жители Южной Индии живут так, не по тому что должны показывать материальный достаток или продвинутые технологии, а что презентовать свою духовность.

Питер Шир (Peter Shire) , диван «Big Sur», 1986

Итак,подойдя к началу 80 х уже известным архитектуром и дизайнером в свои 60, он собрал вокруг себе двадцатилетних молодых будущих звезд. Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) Ханс Холляйн (Hans Hollein), Широ Курамата (Shiro Kuramata), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javier Mariscal), Массанори Умеда (Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (Michael Graves).

Дизайнеры выражали свои идеи как хотели, но в этой абсолютной анархии были свои принципы — это смелое использование материалов, смещение фактур и форм, микс стилей. Отличительной чертой «Мемфиса», было то, что он был прежде всего остроумен и нес настроение некоторого легкомыслия «Don’t be so serious!»

Мартин Бедин (Martine Bedin) (род. 1957) «Супер» Лампа. Разработан 1981 год. Лакированный стекловолокно, металл, резина. Изображение Sotheby’s

Кипучая, молодая энергия, которой наполнены работы Мемфис стала в какой то степени первопроходцем, открывшемся дорогу постмодернистическим и антифункциональным дизайнерским направлениям Европы.

Через 30 лет после роспуска группы, интерес к художественному наследию дизайнеров вновь вернулся, особенно в смежных областях — мода, оформление витрин, графический дизайн.

Всемирно известный модельер Карл Лагерфельд, обставил интерьер своих шикарных апартаментов в Монте Карло арт объектами группы Мемфис.

Карл Лагерфельд в своей резиденции в Монте Карло. Этторе Сотсасс , книжный шкаф «Сувретта». Джордж Джеймс Соуден , «Неизвестный» стол. Мишель Де Лучи , «Ривьера».
Этторе Сотсасс , напольная лампа «Тритопс». Фото © Жак Шумахер

Питер Шир (Peter Shire) , Bel Air (armchair), 1982, дерево и хлопок. Частная коллекция Dixon Gallery and Gardens

На выставке были представлены работы Сотссас ’ 1981 беверли кабинет облицованный зеленой желтой змеиной кожей с дверцами из коричневой текстурой панциря черепахи книжный стеллаж.

Sowden’s 1981 Oberoi кресло комбинированные помидорно красной обивкой и голубыми ножками. Nathalie du Pasquier’s розово черное мозаичное принт в стиле потертых 50 х. Martine Bedin’s 1981 Superlamp напоминающей подсвеченную таксу с многоцветными лампочками, обрамленными богато окрашенные стекловолоконными арками.
Команда Мемфис позировала для коллективного портрета расслаблено сидящим в Арт объекте, созданным напоминающе м полу- боксерский ринг и полу -детский манеж с монохромным подиумом в полоску с пастельно розовыми веревками. И белыми лампами в каждом углу, спроектированные Умеда (Masanori Umeda).

Но последним заключительным штрихом стало приглашение на открытие выставки: открытка дизайнера Paccagnella, изображающая зевающего динозавра на фоне расцарапанного неба.

Немудрено, что эмоции публики зашкалили и разделились. И как писал Jasper Morrison , вспоминая те события, это было как «покрыться холодным потом», как «состояние шока и паники» , странное чувство, когда вы освобождается идя полностью против правил.

Предметы из коллекции мебели Memphis на аукционе Дэвида Боуи на Sotheby’s, включая диван Peter Shire, «Big Sur» Sofa , 1986

Идеи, так ярко и стремительно пронесшиеся тогда, возвращаются вновь. Интерес декораторов, оформителей, графических дизайнеров не ослабевает, наоборот, сюда они обращаются за, как это не странно звучит, за новыми и свежими идеями, за смелыми решениями как композиционными, так и цветовыми.

Написала для vc.ru колонку о «Мемфисе» - стиле 80-х, который собрал в себя яркие цвета, примечательные формы и хаотичность. Авторы рассказали о том, как тренд, вернувшийся в 2016 году, повлиял на веб-дизайн.

Мода циклична, дизайн тоже. В 80-х были актуальны смелые и неожиданные решения в стиле «Мемфис» - их использовали в интерьерах, одежде и графическом дизайне.

История появления и основные черты

Декабрь 1980 года, Милан. Итальянский архитектор Этторе Соттсасс создаёт новое направление в дизайне и называет его «Мемфис» - в память о песне Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again».

Мемфис зародился в Италии, но все же далек от классики и изящества. В его основе - смелость поп-арта, геометрия арт-деко и противоречивость стиля китч . Для «Мемфиса» характерны смелые цвета и смешение узоров, как на этом плакате:

В «Мемфисе» можно всё: использовать первичные цвета (цвета, которые не создаются путем смешивания), играть с композицией и смешивать текстуры. Такая свобода действий настолько вдохновляет новое поколение дизайнеров, что Wall Street Journal объявил о всплеске «нео-мемфиса» - новой волны этого экстравагантного стиля.

«Мемфис» в дизайне интерьеров

Взрывы цвета в сочетании со смелой графикой - главные детали безудержного декора в стиле «Мемфис». Примеры:

Источник: Palm & Laser и

«Мемфис» в мире моды

Модные кутюрье тоже следят за трендами. Вот такие модели одежды можно найти в коллекции Christian Dior:

Ещё примеры fashion-дизайна:

«Мемфис» в графическом дизайне

Концепция журнала Oh Hey от австралийского иллюстратора и дизайнера Shanti Sparrow:

Ещё примеры:

«Мемфис» в веб-дизайне

В России сайтов в стиле «Мемфис» немного. Точнее их нет совсем - всё на уровне концепций. Например, вот такую разработали в Ростове-на-Дону для студии красоты

Хотели бы поприветствовать всех читателей HDInterior в новом 2013 году, и начать его с небольшого рассказа о революционерах и новаторах в дизайне конца прошлого тысячелетия, знаменитой творческой группе «Мемфис».

Бум дизайна 80-х годов привел к заметному росту его роли в современной предпринимательской политике. В это время темпы культурного и технического развития общества значительно ускорились, а дизайн - дитя промышленной революции - стал во главе всех культурных изменений. И если раньше он был одним из последних средств в руках производителей, то уже в 80-х годах стал естественной составляющей фирменного стиля и равноправной частью культуры.

Дизайн 80-х годов - это, прежде всего, стиль «Мемфис». Стиль «Мемфис» (а изначально группа «Мемфис») обращался к разработкам поп-арта, китчу 50-х годов, Art Deco, критиковал абсурдность дизайна «хорошего вкуса», на место чего он ставил свободу творческого потенциала. Постмодернистское время, в котором модой стал сам темп смены мод, ее динамичность, переменчивость, сформировало задачи, которыми занялись дизайнеры «Мемфиса».

В 1981 году группу основал гуру своего времени - Эторе Соттсасс. Группа была интернациональной и объединяла творчество итальянцев Микеле Де Лукки, Алессандро Медини, Андрэ Бранзи, японцев Широ Кураматы и Массанори Умеды, а также австрийца Ханса Холляйна, американца Питера Шир и испанца Хавьера Марискаля. Территориально она находилась в Милане.

Новый стиль сразу же начал претендовать на звание «нового международного стиля». Ориентируясь на повседневную жизнь и стремясь полностью реструктурировать понятие «классического» жилища, группа «Мемфис» переносила цветной ламинат из баров, кафе-мороженных и других публичных мест в жилые дома, постулируя этим полнейшую анархию в дизайне. В декоре активно использовались комиксы, коллажи, кадры из культовых фильмов, элементы панк-культуры.

Весь интерьер был выстроен по принципу хаоса. Подобные трюки служили метафорой вульгарности, игрой в «хороший вкус», были забавными, но в то же время притягивали и завораживали зрителя. Кричащие цвета, контрастность, парадоксальные, асимметричные формы, визуальный шум - новые выразительные средства, положенные в основу «Мемфиса».

Ключевым словом стала игра . Игра с красками, формами, фактурами и материалами - все гротескное, балансирующее между принятием и маргинезом. Зритель тоже был в игре, оказавшись в интерьере, который представлял площадку для игр.

«Играючи» таким образом, Соттсасс и сотоварищи искали новые выразительные средства, практичные, недорогие и качественные материалы, технологичные решения. Это был сознательный отказ от производственного конвейера и погони за высокими продажами и ростом прибыли. И дизайнерский посыл «Мемфис» был услышан: уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие компании, как Brionvega, Мandelli, Wella, что значило появление оригинальных моделей предметов повседневного спроса.

Большинство объектов группы напоминало детские игрушки огромных размеров, которые в хаотичном порядке заполняли пространство помещений, выступая знаками раскрепощенности, вседозволенности, мобильности эпохи постмодернизма. Острота жеста, смелая, а иногда даже дерзкая игра материалами, фактурами, формами, полное смешение стилей - все это «Мемфис» смело вобрал в себя и выпустил в массы. Стиль «Мемфис» сравнивают со своеобразным сленгом, который часто может быть вульгарным, неприличным, но всегда выразительный и запоминающий.

В середине 80-х этот стиль стал заметным явлением в мировом дизайне. Невероятная популярность группы выступила отправным пунктом для развития «нового дизайна», свободного от жесткой диктатуры индустрии и вынужденного рационализма. «Мемфис» задал стилистику постмодернистского дизайна, смешав темы, цитируя стили прошлого, порождая гибридные объекты.

Осознавая временность своего метода и изменчивость приходящей/уходящей моды, Соттсасс распустил участников группы, когда их популярность начала падать. Впрочем, краткосрочное существование феномена «Мемфис», не повлияло на его значение для создания интернационального стиля дизайна постмодернизма.

«Мемфис» проложил путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые позже распространились в Германии, Испании, Франции, Великобритании и сформировали «новый дизайн». Имея свои особенности в разных странах, общим была яркая репрезентация в предметном формообразовании веяний моды, голосов большого города, субкультурных особенностей, из чего создавался невероятный миш-маш, который разборчиво и внятно говорил о своевременности своего существования.

Текст: Анастасия Ткаченко, специально для HDInterior

Использованные материалы:

Михайлов С. История дизайна. Дизайн индустриального и постиндустриального общества. Том 2. — М., 2003.

Love it or loathe it, Memphis style with its color and kitsch is back

Сайт Memphis


Боксерский ринг, или подиум для сидения и лежания, Масарони Умеда, 1981 (Design Museum, Лондон). На заднем плане - фото группы состава 1981 года в Tawarayua


Du Pasquier lamps, Эторе Соттсасс, Питер Шир


Superlamp, Мартине Бедине, 1981


Carlton cabinet, Этторе Соттсасс, 1981 (Design Museum, Лондон)


Книжный шкаф, Этторе Соттсасс, 1981



Beverly desk, 1981, Этторе Соттсасс (Design Museum, Лондон)


Sideboard, Этторе Соттсасс, 1982


D`Antibes cabinet, Джордж Соуден, 1981 (Design Museum, Лондон)


Инсталляция Hommage в честь 30-летия Memphis, созданная в Музее Дизайна в куполе Бакминстера Фуллера, Вайль-на Рейне, Германия, 2011

Сегодня для тех, кому хочется нестандартного и яркого - немного о стиле мемфис .

Сразу оговорюсь: эти интерьеры - точно не для жизни (хотя уверена, найдутся и те, кто сможет в них комфортно существовать). Скорее, они для того, чтобы полюбоваться (или удивиться и даже ужаснуться) и взять на заметку отдельные идеи и приемы.

Лично мне нравятся в нем две черты: чистые цвета (пастельные или яркие) и такие же чистые, четкие формы и линии. Оторваться от этих картинок сложно. Но вообще-то мемфис - не столько об эстетике, сколько о философии (как и все направления в искусстве). Об этом - ниже.


Почему философия и откуда вообще такое название? Это что, что-то из Древнего Египта? А вот и нет. "Мемфис" (Memphis) - это группа дизайнеров-постмодернистов, объединившихся 11 декабря 1980 года , чтобы взглянуть на дизайн как на смелый эксперимент.

В нее вошли Этторе Сотсасс, Андреа Бранци и Микеле Де Лукки . А название группе дала песня Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" - ее друзья слушали в тот вечер, сидя дома у Этторе. Как и все постмодернисты, члены группы "Мемфис" стремились уйти от общепринятых стандартов и противопоставляли себя "хорошему вкусу" в его традиционном понимании.

С помощью чего они это делали? Эксперименты! Эксперименты с чем угодно: формой, цветом, материалом, фактурой. Но кое-что все-таки объединяло все эти предметы и интерьеры (конечно, ведь иначе и стиля бы не существовало): формы - геометрические, цвета - яркие, материалы - высокотехнологичные, орнаменты - контрастные и пестрые . А еще использование так называемых "тотемов" - вот таких конструкций:


"Мемфис" просуществовал до 1988 года. За эти 8 лет дизайнеры успели создать несколько предметов, ставших культовыми: кресло Bel Air ...

Кровать в виде боксерского ринга Tawaraya Ring ...


И стул First .


И еще несколько примеров:



Loading...Loading...