Казанский храм всех религий. Храм всех религий

Храм всех религий в Казани — место необычное. Хотя бы потому, что храмом строение называется условно, никаких богослужений в нем не ведется, никаких обрядов не совершается. Храм в Казани интересен отнюдь не как религиозный объект: это объект культуры, памятник истории веры от начала времен до наших дней. Как говорит его создатель, «Вселенский Храм не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий. Люди пока не пришли к Единобожию. Храм — архитектурный символ всех религий, музей религий».

Создатель этого необыкновенного сооружения — ныне, как это ни прискорбно, покойный художник и архитектор Ильдар Ханов. Детище свое он, к сожалению, не достроил, поэтому в обычные дни посетителей внутрь не пускают. Проект завершает брат Ханова, и в конце строительства Храм будет доступен для гостей наравне с казанскими музеями.

Ильдар Ханов много путешествовал по Востоку, увлекался культурой Индии и Тибета, китайской медициной и целительством. В многочисленных интервью он рассказывал, что идея постройки Международного культурного центра духовного единения пришла к нему давно, но никак не находила воплощения. Постройку Храма поддержал Рерих (в интервью Ханов не назвал имя собеседника, скорее всего, имеется в виду Ю. Н. Рерих, сын Н. К. Рериха), звали в свое время художника Джавахарлал Неру и Фидель Кастро. Но при всем увлечении культурой и традициями Востока Ханов предпочел заложить постройку на родной земле, в Татарстане.

По словам Ханова, в 1994 г. в медитации ему явился старец с белой бородой, велел взять лом и лопату со двора и начать копать. Художник последовал указанию и копал 10 часов без остановки. В ходе работы вырастал и креп замысел Храма. Вскоре его инициативу поддержали друзья и единомышленники. Храм строился исключительно на благотворительные взносы.

Постройка, по замыслу автора, должна была включать в себя элементы всех известных крупных религий мира. В медитации Ханову пришло видение: 16 куполов, 16 маковок Храма. 16 религий ему насчитать не удалось, но внутренний голос убедил его: есть великие забытые религии, которые тоже стоит учесть.

Неизвестно, как в действительности рождался замысел постройки, возможно, описанная архитектором история — только красивая легенда, но она органично дополняет облик его детища: Храм получился масштабным, эклектичным, нарядным. Он поражает воображение своей грандиозностью, но вместе с тем легкостью и радостью восприятия.

Внутри Храма

Внутри культурный памятник имеет несколько законченных на сегодняшний момент залов.

Зал Будды, конечно, выполнен в восточном стиле. Массивную золотую фигуру, кстати, прислал в подарок архитектору глава одной из южнокорейских корпораций. В зале собраны многочисленные изображения Будды, которые можно найти в разных традициях и ответвлениях буддизма.

Египетский зал — просторное помещение с белыми стенами, коврами и витражными стеклами. Оно наполнено имитациями артефактов культуры Древнего Египта. Здесь можно вспомнить культ Исиды и Осириса, Амона и бессмертных египетских фараонов.

Католический — темный (в сравнении с остальными), под камень зал с полукруглыми окнами, купольным потолком и строгими колоннами. Конечно, костелом его назвать сложно, но сама традиция узнаваема.

Зал Иисуса Христа — продолговатая комната, декорированная камнем и деревом. Она напоминает одновременно и пещерные монастыри, первые собрания христиан, и маленькие светлые деревенские часовни, каких немало сохранилось в центральной России. Здесь есть мозаичная икона Богородицы, Троица, лики Святых Апостолов — классические иконописные сюжеты в византийском стиле.

Есть внутри и чайная комната, которая может порадовать посетителей традиционным русским и восточным убранством и горячим самоваром. Скамьи у стола в чайной комнате, выполненные из дерева, тоже необычной формы. Они как будто выросли сами и переплелись ветками. Эти скамьи отчетливо напоминают декорации Н. К. Рериха, например, к «Весне священной», в которых соединились элементы языческой культуры Древней Руси и русского модерна.

Театральный зал — светлое, в хорошую погоду залитое светом помещение с многочисленными арочными элементами, большими окнами, зеленью и яркими витражами. Здесь проводятся различные концерты и музыкальные вечера. На них без труда может попасть любой желающий, стоит только следить за новостями Храма.

Есть у этого мультикультурного комплекса и картинная галерея, где проходят выставки разных художников. Каждая выставка — о свете, о доброте человеческого сердца, о вере и о Боге, который един во всех религиях мира.

Внешне комплекс выглядит внушительно, но нарядно, празднично. Его сравнивают с работами известного испанского модерниста Гауди, чьи произведения искусства создали облик современной Барселоны.

И действительно, краски, цвета, мозаики, витражи, соединение разных стилей и вместе с тем безупречность формы и естественность линий — черты, которые отличают Международный культурный центр. По случайному ли совпадению и самое великое произведение Гауди, Собор Святого Семейства, и Храм Ильдара Ханова не были закончены при жизни авторов и не завершены до сих пор? Нет предела совершенству и познанию, средневековые строители знали об этом и оставляли в своих соборах элементы незавершенности. Ханов не считал свое творение храмом, но это храм. Правда, не какой-либо религии, а культуры, истории всего человечества.

Где находится Храм?

Адрес Международного центра — пос. Старое Аракчино, ул. Приволжская, д. 4. От Казани поселок находится недалеко, в нескольких километрах. Рядом с ним — берег Волги и красивейшие пейзажи. От Казани до поселка Старое Аракчино ходят автобусы (№№ 2, 45) и пригородная электричка. Подробнее расскажет карта.

Планируя поездку, стоит учесть, что Центр закрыт для посещений в обычные дни, если там не проходят какие-либо мероприятия, поэтому не стоит уделять маленькому путешествию целый день.

Также следует учесть и время поездки: после захода солнца вы не сможете в полной мере оценить красоту здания.

Если же у вас в запасе много времени, стоит прогуляться по берегу Волги, особенно если вы оказались в Казани летом. Живописные пейзажи вдохновляли в разное время и архитекторов, и поэтов, и художников, и музыкантов.

Есть ли другие храмы всех религий?

Мультикультурный центр Ильдара Ханова — уникальный культурный объект, не имеющий аналогов в мире. Однако сама идея объединить все мировые религии не нова. В китайском городе Синьбэй существует Музей мировых религий, а в Санкт-Петербурге еще в 1930 г. был открыт Государственный музей истории религии. Правда, стоит отметить, что создавался он в эпоху атеизма исключительно как познавательное учреждение культуры. Храм мировых религий в Казани изначально имеет целью духовно обогатить посетителя, дать ему возможность прикоснуться к прекрасному и вневременному. Схожа с этим местом площадь Пяти храмов на Бали — достойный пример дружного сосуществования разных верований и обычаев. Во всех пяти ведутся богослужения, и все пять все-таки отделены друг от друга.

Храм всех религий, также Вселенский храм, Международный культурный центр духовного единения — архитектурное сооружение в посёлке Старое Аракчино в городе Казани.

Возведение начато в 1992 году художником, архитектором, скульптором, целителем и общественным деятелем Ильдаром Хановым. Строился Ильдаром до последних дней жизни в 2013 году. После смерти Ильдара Ханова его дело продолжили брат Ильгиз и сестра Флюра Галеева.

Вселенский Храм не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий, так как люди пока не пришли к монотеизму. Храм — архитектурный символ всех религий и их музей. По указанной причине службы и обряды в комплексе не проводятся.

Внутри культурный памятник имеет несколько законченных на сегодняшний момент залов:

  • Зал Будды, конечно, выполнен в восточном стиле. Массивную золотую фигуру, кстати, прислал в подарок архитектору глава одной из южнокорейских корпораций. В зале собраны многочисленные изображения Будды, которые можно найти в разных традициях и ответвлениях буддизма.

  • Египетский зал — просторное помещение с белыми стенами, коврами и витражными стеклами. Оно наполнено имитациями артефактов культуры Древнего Египта. Здесь можно вспомнить культ Исиды и Осириса, Амона и бессмертных египетских фараонов.
  • Католический — темный (в сравнении с остальными), под камень зал с полукруглыми окнами, купольным потолком и строгими колоннами. Конечно, костелом его назвать сложно, но сама традиция узнаваема.
  • Зал Иисуса Христа — продолговатая комната, декорированная камнем и деревом. Она напоминает одновременно и пещерные монастыри, первые собрания христиан, и маленькие светлые деревенские часовни, каких немало сохранилось в центральной России. Здесь есть мозаичная икона Богородицы, Троица, лики Святых Апостолов — классические иконописные сюжеты в византийском стиле.

  • Чайная комната, которая может порадовать посетителей традиционным русским и восточным убранством и горячим самоваром. Скамьи у стола в чайной комнате, выполненные из дерева, тоже необычной формы. Они как будто выросли сами и переплелись ветками. Эти скамьи отчетливо напоминают декорации Н. К. Рериха, например, к «Весне священной», в которых соединились элементы языческой культуры Древней Руси и русского модерна.
  • Театральный зал — светлое, в хорошую погоду залитое светом помещение с многочисленными арочными элементами, большими окнами, зеленью и яркими витражами. Здесь проводятся различные концерты и музыкальные вечера. На них без труда может попасть любой желающий, стоит только следить за новостями Храма.

Есть у этого мультикультурного комплекса и картинная галерея, где проходят выставки разных художников. Каждая выставка — о свете, о доброте человеческого сердца, о вере и о Боге, который един во всех религиях мира.

Стоимость билетов:

  • входной билет — 50 рублей;
  • экскурсия внутри храма — 350 рублей;
  • экскурсия внутри и снаружи храма — 500 рублей.

В Казани на берегу Волги находится удивительное здание, в котором соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. Его создатель — скульптор и художник Ильдар Ханов — планировал возвести купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в том числе и исчезнувших цивилизаций. Датой закладки Вселенского храма принято считать 1994 год, но, как выяснила «Кошка», его история берет свое начало в 1955-м.

Именно тогда в поселке Старое Аракчино Маснавий Ханов построил для своей семьи простой деревянный дом. Этот домик, а точнее одна из его комнат, существует и по сей день — Вселенский храм буквально «поглотил» его. Сейчас в этой комнате своеобразный музей Ильдара Ханова: на стене — портрет родителей, на полу — спортивные тренажеры, с потолка свисает боксерская груша, а в сохранившемся оконном проеме — книги, которые он читал…

Любопытный факт
Чиновники постоянно ошибались с отчеством Ильдара Ханова. Если посмотреть его документы, то в каждом из них разное написание. В военном билете он Мансавеевич, в дипломе об окончании Суриковского художественного института — Маснявеевич, а в казанском дипломе — Маснявеявич…

А началось строительство здания, которое позже станет Вселенским храмом с… забора.

В конце 70-х годов брат Ильдара Ильгиз Ханов вернулся из столицы после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища. Мама попросила его починить развалившийся забор.

Часть забора Ильгиз сделал из голубого штакетника, а другую из бутового камня, который возил на велосипеде с Волги. Впоследствии каменный забор стал стеной храма (та часть, что идет от полукруглой башни и не имеет окон).

Ремонтом ограды дело не ограничилось.

— Когда я решил пристроить к дому мастерскую, ко мне подошла дочь и попросила себе комнату, — рассказывает Ильгиз Ханов «Кошке». — Мне не сложно — построил, а когда начал стропила класть, понял, что хочу там мансарду. Весна тогда была на дворе — все вокруг цвело.

Винтовая лестница, ведущая на верхние этажи, также сохранилась внутри здания.

Любопытный факт
Как рассказывал Ильдар Ханов, изначально он планировал построить свой Вселенский храм в Набережных Челнах в районе бульвара Энтузиастов. Стройка велась тайно под видом гостиницы. Однако, кто-то проговорился, что самом деле строится мечеть или храм и в течение ночи сняли краны, леса, а саму стройку заморозили. Ильдар Ханов вернулся в свое родное Старое Аракчино, чтобы реализовать идею «на огородах».

Когда Ильдар Ханов приехал в Старое Аракчино, он рассказал брату о том, что хотел бы построить здесь Вселенский храм. По иронии судьбы уже были готовы два купола будущего здания. Их Ильгизу Ханову заказал знакомый из Йошкар-Олы, но он «слегка» ошибся с диаметром — в одном на 3 сантиметра, а в другом — на 5. Пришлось переделывать, а «бракованные» купола остались. Впоследствии они заняли свое место на башенках храма. Посмотрите на фото внизу — это бело-синий и желто-зеленый купола.

Интересная деталь
По легенде, 19 апреля 1994 года во сне Ильдару явился Иисус, который повелел ему строить Вселенский храм, на что Ильдар ответил, что у него нет денег и средств на строительство. Иисус сказал: «Ты начни строить, люди поверят в тебя, и придёт помощь». Ильдар вышел во двор и начал копать землю под фундамент. Не прошло и полутора часов, как появился знакомый Ильдара, и узнав, что тот строит Вселенский храм, пообещал прислать 15 каменщиков. Работа закипела. На следующий день посреди ночи Ильдар услышал шум во дворе и увидел, что кто-то привёз три машины кирпича. Возводить храм помогали обычные люди.

В Храме всех религий проходят благотворительные концерты. В католическом зале установили сцену и звуковое оборудование. Обратите внимание на кресла — когда-то они стояли в зрительном зале Театра Оперы и Балета имени Мусы Джалиля. В конце 90-х в ходе реконструкции театра их заменили на новые, а старые обрели новую жизнь в Старом Аракчино. Как шутят старожилы, они уже «насиженные», поэтому лучше новых.

В 1999 году, параллельно со строительством Вселенского храма, Ильдар Ханов вынашивал идею строительства реабилитационного центра на Волге. Это должен был быть насыпной остров, соединенный с сушей мостиком. Увы, эта идея осталась воплощенной лишь на бумаге. Сейчас на этом месте насыпали полуостров под частные коттеджи.

Мы сознательно ничего не рассказываем о том, какую цель преследовал Ильдар Ханов, создавая свой Вселенский храм. Предпочитаем дать слово ему самому. «Кошка» публикует архивный документ, составленный самим художником и целителем. Пометки сделаны его почерком.

Часть замыслов создателя Вселенского храма воплотилась в жизнь. Сейчас в Культурном центре духовного единения регулярно проходят благотворительные концерты, организуются выставки. В ближайшее время должна открыться художественная школа для детей. В планах — открытие гончарной мастерской и класса по обучение техники создания витражей.

© Эдуард Зинатуллин, путеводитель «Кошк@Казань», http://kazanсat.ru, 2015
© Фото автора, из архива Хановых, 2015

Где находитсяКак добратьсяКартаПоселок Старое Аракчино, улица Староаракчинская, 4Автобусом :
45 маршрут, до остановки «Старое Аракчино» (конечная)
2 маршрут, до остановки «Переправа»

Электричкой :
до остановочной платформы «Старое Аракчино» (уточните расписание, так как не все электрички здесь останавливаются)

Среди достопримечательностей Казани есть весьма необычное сооружение которое поражает сочетанием ярких цветов и смешением стилей - это так называемый Храм всех религий. Его можно увидеть:

  • Из окна поезда, подъезжающего к Казани со стороны Москвы , примерно за 20 минут до его прибытия в столицу Татарстана
  • С левого борта теплохода, следующего вниз по Волге из Москвы, примерно за час до прибытия судна в Казань
  • Вы также можете специально отправиться в посёлок Аракчино на электричке или автобусе (всего 15 минут от Центрального ж/д вокзала). Электрички в западном направлении, выходить на станции «Старое Аракчино».

Дом всех религий – это архитектурный ансамбль, построенный на берегу Волги, состоящий из православной церкви и мечети, иудейской синагоги и пагоды, а кроме того, здание включает залы и элементы 16 мировых религий, в том числе исчезнувших цивилизаций. В комплексе также имеются концертный зал и картинная галерея.

Создателем уникального ансамбля является архитектор, художник и скульптор, а также целитель Ильдар Ханов, который мечтал, чтобы храм стал местом духовного единения людей.

Строительство, начавшееся в 1994 году и выполнявшееся только на пожертвования народа, стало делом жизни замечательного и гениального человека Ильдара Ханова.

Loading...Loading...