Как ведет себя бесноватый человек. О бесноватых

О бесах...

Человек начинает слышать чужие мысли (допустим, я твой друг, я помогу тебе, я люблю тебя, я передам тебе особые знания). Могут быть и "космические истории" внеземного Разума, и даже обман, когда демон притворяется, будто это Ангел-хранитель, или же голос Бога. Делается это для того, чтобы войти в доверие, демон знает, где ваше слабое место. Делается ставка на самолюбие - я выбрал тебя, потому что ты лучше других, они хуже тебя. Бес манипулирует вами, как хочет, чтобы вы поверили ему, и захотели с ним общаться. Если вы что заподозрите, у него сразу найдутся отговорки, чтобы вы успокоились, и слепо доверились ему. Затем "Друг" и "Наставник" начнёт вас учить, и направлять - по пути сатаны.

Может быть иная ситуация. Человек явно никаких других голосов не слышит, но он внезапно вдруг становится совсем иным. Резко меняется взгляд, походка, движения, манера говорить, внутри чувствуется внезапно появившаяся наглая уверенность, ощущение силы и властности. В таком состоянии человека, до этого весьма скромного и добродетельного, сразу тянет на грех. Часто катализатором этого состояния является прогулка по темноте, распитие спиртных напитков, шумная дискотека с трансовыми ритмами. Потом человек осознает, что он наделал, и впадает в недоумение. Как мог он, такой добродетельный, натворить такого? А причина в том, что внутри него находится он - бес. Питается демон энергиями греха, и специально устраивает так, чтобы жертва выпила спиртное, пошла на дискотеку, и т.д., чтобы получить необходимые энергии.

Бес может склонять человека на просмотр фильмов ужасов, фильмов по блудной тематике, фильмов со сценами кровопролитий, жестокости, насилия, при этом человек от просмотра испытывает удовольствия, и жаждет снова и снова таких просмотров, а некоторые хотят получить эти удовольствия в реальной жизни, подражая любимым героям фильмов. Во время таких удовольствий человек выделяет необходимые бесу энергии, которые существо поглощает, у человека формируется стойкая страстная зависимость. Тем самым человек готовит себя к контакту с уже реальными героями любимого "фильма ужасов".

У человека может появиться необъяснимая тяга к оккультной символике, которая в изобилии продаётся в специализированных отделах эзотерики. Жертву беса начинает тянуть к талисманам, картам, статуэткам, аудиоматериалам с трансовыми ритмами, медитациям, лекциям психоэнерготерапевтов (прослушивая которые, человек входит в гипнотическое состояние, и открывается для бесовских воздействий), ароматическим возжигаемым благовониям, книгам по оккультизму, целительству, магии, колдовству. Человек стремится развить в себе сверхспособности, открыть "Третий глаз", чтобы стать всевидящим и всесильным, не задумываясь о том, что идёт на сделку с дьяволом.

Демон может внушить одержимому им человеку, что у него необычные способности и их нужно развивать, он не такой, как все, и тогда, воспользовавшись стремлением человека к познанию, он начинает "обрабатывать" человека, склоняя его к обучению в открывающихся школах магии, колдовства, целительства и т.п., порой играя на чувствах альтруизма и сострадания жертвы, что так человек будет помогать людям, исцелять их, принесёт неоценимую пользу другим, подбадривая жертву, что "скоро о тебе все узнают, ты будешь лучшим целителем".

Когда воля человека сильно ослаблена, бес может вводить жертву в гипнотическое состояние, буквально приказывая ему совершить порой дикие вещи, даже опасные для жизни (погулять в незнакомом лесу, причинить другому боль, и т.д.), причём человек в это время может не отдавать отчёта своим действиям. Человек доводится до состояния психического расстройства.

--------------------

Формы и степень этого тяжелого недуга бывают разные. Св. Диодох, епископ Фитики, пишет: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некие тёмные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховные страсти и разнообразные призрачные мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатью». Св. Диодох говорит о такой степени, когда подчиненность злым духам не имеет заметных внешних проявлений. Такой вид зависимости характерен почти для всех людей, не имеющих духовной жизни или проводящих её крайне невнимательно. Заметным беснование становится тогда, когда демоны овладевают сознанием и волей человека, а через это и телом. И здесь степень и виды этого недуга бывают весьма различными. В Евангелии описывается страшное состояние одержимости, в котором находился гадаринский житель: он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:2-6). Священный текст открывает нам и причину столь бедственного положения. В нем был легион злых духов. Римский легион насчитывал от 4000 до 6000 воинов. Этим словом, по-видимому, указано не число, а неисчислимое множеств, бесов, мучивших человека. Но даже один бес может причинять много мучений. Отец, пришедший к Иисусу, говорит о своем больном сыне: он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15).

Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии (Мф.8:28), от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 32).

Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк.8:35).

Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи - диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота (Мф.12:22), глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк.9:25).

Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).

Конечная цель демонов – разрушить внутреннюю духовную жизнь. Если она в человеке никогда не начиналась, то воспрепятствовать ей. По словам преподобного Нила Синайского: «У диавола этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией».

Верующий не должен малодушествовать и склоняться к бесобоязни. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс.90:1). Демонам не дана власть вредить по произволу. Только живущий постоянно в грехе без покаяния, гордо отвергающих помощь Божию или зараженный лжеучениями, не имеет защиты. «Итак ясно, нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в представленном им владении» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 24).

Что такое одержимость?

Под этим термином скрывается множество состояний. Одно из них – то, когда человек находится под сильным влиянием злых сил, духов, диавола. Другое – термин, который используется в психиатрии. Люди могут говорить об одержимости и в положительном ключе – “он одержим идеей помочь людям”. И все же одержимость предполагает нездоровое увлечение или те моменты, когда человек не может контролировать себя. Одержимым требуется помощь и порой участие Церкви. О чем бы мы ни говорили, – о психическом заболевании или о духовном состоянии, православные христиане верят в то, что Всесильный Господь способен помочь человеку, который борется с одержимостью.

Еще Библия дает нам упоминания о том, что некоторые люди могут быть одержимы злыми духами. Поэтому христианам сомневаться в реальности существования одержимости не приходится.

В “Деяниях Апостолов” (19, 13-16) есть такой рассказ: “Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? – и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома”. Перед Иисусом Христом бесы трепетали, и в Его земной жизни также были эпизоды исцеления одержимых.

Как узнать, что человек одержим?

Не существует определенных “симптомов” или признаков одержимости. В Библии упоминания одержимости относятся, скорее, к эпизодам, когда человека одолевали греховные мысли, с которыми он никак не мог справиться. Мы тоже часто употребляем в речи это слово, рассказывая о том, что человек “одержим ревностью” или “одержим злобой”.

Если говорить об упоминании подобных состояний в Писании, речь обычно шла о подобии эпилептического припадка, потере дара речи или необычного поведения, хуления святых. Но, если Библия – богодухновенный текст, то к другим сообщениям об одержимости стоит относиться критически. Мало кто знает, что состояние “одержимости” упоминается и в психиатрии. Одержимость даже имеет код по МКБ. То, что одержимость чаще встречалась в литературе и свидетельствах древности, кстати, говорит о том, что психиатрия, как наука в медицине, тогда практически не существовала или была, скорее, карательной, чем направленной на помощь людям. Во времена инквизиции многие пострадали вследствие того, что одержимыми посчитали психически больных людей.

Одержимость бесами или психическое заболевание?

Как отличить одержимость от психического заболевания? Может быть, человек не одержим? Почему “отчитки” и сеансы экзорцизма помогают, если одержимость – следствие психического расстройства?

Пункт F44.3 «Транс и одержимость» описывает то, что многие могут принять за одержимость бесами. Тем не менее во многих случаях речь идет о тяжелом психическом расстройстве, которое требует помощи психиатра. Конечно, обращение к Церкви и исцеление по молитвам Господу случается, но, человек не может брать на себя ответственность и лишать близкого квалифицированной помощи, если по его мнению человек одержим. В случае, если вы подозреваете у кого-либо одержимость, покажите его психиатру. Раньше врачи называли одержимость “какоденомания”. Люди, страдающие этим расстройством нередко, на самом деле, болели шизофренией. Из-за раздвоения личности они считали, что одна из их личностей – это демон. Подобными расстройствами часто страдают люди с нарциссическими наклонностями.

Известны случаи, когда люди имитировали одержимость, чтобы привлечь к себе внимание. Им также требовалось помощь психиатра. Сейчас бред одержимости встречается нечасто, потому что в обществе не принято, как в средние века, списывать любое состояние, в котором у человека наблюдается расстройство личности, на одержимость.

В случае, когда человеку с заболеванием “одержимость” помогали в Церкви врачи не раз говорили об “эффекте плацебо” и самовнушении.

Отчитки в православии

Православная Церковь, как правило, не проводит специальных обрядов для тех, кто страдает от одержимости. Это возможно по особому разрешению от правящего архиерея. В свою очередь, в католической Церкви существует обряд экзорцизма. Об этом существует немало художественных фильмов и литературы.

В православии “отчитка” – скорее, редкость. В Троице-Сергиевой Лавре отчитку проводит отец Герман (Чесноков). Отчитка – специальный чин, который читается с целью помочь людям, в отношении которых доказательная медицина бессильна. Верующие обращаются за помощью к Господу. Отчитка не стоит никаких денег, поэтому верующие могут обращаться за помощью. И, все же, в первую очередь следует исключить психические заболевания. Границы между патологией и вмешательством сверхъестественного провести в случае с одержимостью непросто. Делать это должен специалист. Если вы опасаетесь, что врач, не верующий в Бога, может пропустить состояние одержимости, то спешим вас утешить – многие психиатры – религиозные люди и одновременно с врачом можно обратиться за духовной помощью в Церковь.

Священник, который видит, что у человека симптомы эпилепсии, которые можно принять за одержимость, в первую очередь, направляет человека к эпилептологу, а не на отчитку.

Отчитки в протестантизме

Интересно, что традиционные протестанты (лютеране) не проводят никаких обрядов для людей, страдающих одержимостью. Праведная жизнь и молитвы – это то средство, которые протестанты предлагают одержимым злыми силами.

В христианстве не сформировалось единого отношения к одержимости, так как многие из тех, кто якобы ей страдал, на самом деле, были жертвами психического заболевания, притворялись, чтобы получить славу. Некоторые также считают, что Господь допускает одержимость не случайно. Когда люди видят необычные и сверхъестественные вещи, творимые через зло, они могут задуматься об обращении к Богу и о том, что реально не только тело, но и душа. Физическое и душевное состояние человек может напрямую зависеть от того, какую жизнь он ведет.

К сожалению, многочисленные примеры показывают, что праведная жизнь – не является гарантией как душевного, так и физического здоровья. Но, христиане не должны строить свою жизнь в ожидании награды на земле. Иисус Христос победил мир, поэтому мы ищем награды на Небесах.

Как не дать вселиться бесу

Не существует рекомендаций и алгоритмов, выполнив которые можно точно знать, что бес не вселится в человека. Церковь допускает и проводит освящение жилища, средства передвижения, но христианская вера не предполагает ритуалов или обрядов, которые надежно защищают от одержимости. Это не более, чем суеверие. Особенно осторожно следует относиться к предложениям спасти от одержимости на коммерческой основе. Многочисленные священники предлагающие амулеты и обереги от сглаза или злых духов не имеют никакого отношения Церкви. Бог дал нам свою благодать бесплатно.

Можно ли купить отчитку?

В Троице-Сергиевой Лавре всегда благодарны паломникам за посильное пожертвование, но “отчитка” не имеет определенной стоимости и нет чинов, которые за деньги изгоняют бесов из человека.

Согласно наставлениям отцов Церкви злому духу сложно войти туда, где пребывает Святой Дух. Люди становились открыты к злу, когда их души были одержимы грехом, дурными помыслами. Так Иуда предал Христа, одержимый жадностью. Конечно, не бывает безгрешных людей, но надо стараться, чтобы грех не завладел душой человека, не вытеснил присутствия в человеке Божественного начала. Ведь мы были созданы по образу и подобию Небесного Отца.

Если христианин живет церковной жизнью, исповедуется и Причащается, искренне хочет жить по Завету Христа, ему не следует опасаться того, что он станет страдать от одержимости. Не следует обращать внимание и на глупые суеверия, которые указывают на возможность сглаза, предостерегают от контакта с черными кошками и женщинами, которые несут пустые ведра. Злые духи бессильны перед Христом, на что прямо указывает Его победа над смертью и адом.

Бесноватость в Библии

Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу?

В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит “противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”, при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых.

В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку.

В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером.

Описания одержимости мы можем встретить сразу в нескольких местах Писания: (Матф. 4:24; 8:16, 28, 33; 9:32; 12:22; 15:22; Марк 1:32; 5:15-16, 18; Иоан. 10:21)

Помощь одержимому

Что же делать, если нам кажется, что человек одержим? Вызывать скорую психиатрическую помощь, молиться, обращаться к экзорцистам из других конфессий или искать старцев, которые проводят отчитки?

Если вы считаете, что у близкого человека есть признаки одержимости, в первую очередь покажите его врачу. Иногда люди начинают вести себя нетипично или агрессивно из-за психических заболеваний или органических поражений головного мозга. Это не отменяет возможности попросить молитвенную и духовную помощь в Церкви, так как Господь исцеляет человека от любых недугов, если это – именно то, что требуется для спасения души. Посоветуйтесь со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.

Одержимость — это страшное явление. Люди, в которых вселился какой-либо бес, дух или дьявол, считаются одержимыми. Эти люди полностью находятся под влиянием злого духа, который полностью управляет человеком, определяет полностью его мысли, слова, поступки и поведение. Есть вполне определенные признаки одержимости человека. В православии одержимых называют бесноватыми, людьми, в которых по тем или иным причинам вселился бес.

Есть мнение в православии, что признаки одержимости человека могут не проявляться в привычных обстоятельствах и в обычной жизни, но стоит ему прийти в церковь или хотя бы увидеть икону в своем доме, то тут же бес начинает себя проявлять. Очень часты случаи, когда во во время богослужения в православных храмах кто-либо из присутствующих прихожан без видимых на то причин начинает громко плакать, метаться по полу, выть, выкрикивать в адрес Бога ругательства и прочее. Все это и есть проявления бесноватости человека. Служители церкви объясняют эти случаи тем, что сидящий внутри человека бес пытается человека оградить от божественного влияния.

Признаки одержимости человека можно разделить на несколько признаков. Так, в одном случае демон нашептывает человеку разные непристойности и побуждает творить зло, идти против воли Господа. В другом случае, демон вселяется в тело умершего человека, и начинает изводить людей в виде разного рода призраков. Так же есть случаи, когда когда демон полностью захватывает тело человека и заставляет причинять вред другим людям и себе. Некоторые теологи изгоняют дьявола из животных, бывает и из неодушевленных предметов, это может быть зеркало или картина.

Как же демон может войти в человека? У святых отцов на этот счет существует мнение: дьяволу там место, где есть грех. Через греховный образ жизни, греховные мысли, когда человеческая душа ослаблена пороком, именно тогда дьявол и может завладеть человеком.

Физические признаки одержимости человека.

Святыми отцами были определены некоторые явления, по которым можно было определить, что человек является одержимым. Петр Тирский, в трактате «О демонах», перечисли следующие проявления:

— паралич некоторых частей тела, а иногда и всего;

— огромная для обычного человека сила.

Некоторые демонологи выделяют так же:

огромных размеров выпирающий живот(у людей, которым это не свойственно);

— быстрая потеря в весе, которая человека приводит к гибели;

— подражание животным;

— запах серы(так как демоны прибывают из ада);

— левитация;

— автоматическое письмо;

— раздвоение личности;

— непристойные мысли и поведение;

— хула на Господа, причастие и святую воду;

— знание никогда не известных человеку языков, бормотание на несуществующем языке;


И это совсем не полный список признаков одержимости человека. Естественно, многие из выше перечисленных признаков одержимости вполне объяснимы и являются признаками симптомов определенных болезней. К примеру, в средние века, очень часто с одержимостью путали симптомы эпилепсии. Прилюдные сексуальные действия путали с расстройствами психики. Случаи подражания животным — с шизофренией и так далее.

Традиционным «лечением» от одержимости заключается в том, чтобы демона изгнать из тела человека. При этом священниками выполняется особый обряд, с чтением специальных молитв, окуриванием дымом ладана, миропомазание. Очень часто при выполнении этого обряда, люди одержимые бесом, начинают очень сильно сопротивляться, порой падают в обморок. Именно поэтому во время исполнения обряда кроме священника присутствуют еще несколько служителей церкви. Конечно, психологи и медики, эти объяснения церкви не берут на веру, говоря, что это всего лишь больные психически люди. Но как объяснить то, что приступы человека происходят именно в храмах? Почему обряд по изгнанию беса из человека в действительности избавляет людей от страданий? К сожалению, этот вопрос пока без ответа…

Признаки одержимости в наши дни. История Эмили Роуз.

Многие, пожалуй, слышали о случае с Эмили Роуз(может смотрели фильм).Это один из самых ярких примеров одержимости человека демонами. В действительности героиню фильма звали Аннализе Мишель. Когда ей исполнилось 17 лет, ее жизнь превратилась в сплошной кошмар: на нее нападал паралич среди ночи, становилось очень трудно дышать, как будь-то на грудь положили что-то очень тяжелое. Врачами психиатрической клиники в городе Вюрцбург, был поставлен диагноз — припадки Гранд мал, одним словом — эпилептические судороги. В конце концов ее положили на год в психиатрическую клинику. Во время пребывания в лечебнице ей стали видеться демонические лица, говорившие ей, что она проклята. Совершенно не помогало медикаментозное лечение, скорее наоборот, только усугубляло состояние пациентки. Она стала очень раздражительной, лица не исчезали. У нее развилась глубочайшая депрессия. В 1970 году Мишель Аналлизе выписали из лечебницы. Она обратилась к служителям церкви с просьбой провести над ней обряд экзорцизма, полагая, что речь идет именно об одержимости демонами. Однако церковь ей отказала, посоветовав вести более религиозную и духовную жизнь.

Состояние ее начало резко ухудшаться. Она начала кусать членов семьи, поедать пауков и мух, наносить увечья себе, начала копировать повадки собаки. Так же она стала уничтожать четки, религиозные книги и иконы в доме. Это длилось пять лет. После чего родственникам все же удалось уговорить церковь на проведение обряда экзорцизма, только с одним условием, что будет параллельно продолжено медикаментозное лечение.

В 1975 году епископ Йозеф Стангл поручил двум священникам — Арнольду Ренцу и Эрнсту Альту провести с ней обряд экзорцизма. В сентябре 1975 года обряд начался, и закончился лишь в июне 1976 года. За это время, по утверждению священников, они изгнали из ее тела: Люцифера, Белиала, Нерона, Иуду, Каина и Гитлера. Во время обряда, который проводился два раза в неделю, девушка говорила демоническими голосами на разных языках, голосами тех людей, которые умерли. За десять этих месяцев ее здоровье значительно ухудшилось. Она практически не пила и не ела, говоря, что ей демоны не дают этого делать. Ей было написано письмо священнику, в котором она просила прекратить обряды, говоря при этом, что ей явилась Дева Мария и предложила ей два варианта избавления от демонов: немедленное избавление или позволить демонам дольше обладать телом, но взамен получить избавление души. Девушка выбрала второй вариант, кроме этого она сумела предсказать дату собственной смерти. В ночь на 1 июля 1976 года она пошла спать, и не проснулась.

При вскрытии выяснилось, что она умерла от недоедания и обезвоживания организма. Каких-либо отклонений при исследовании мозга так же не было обнаружено. Несмотря на то, что все сеансы обряда экзорцизма были записаны на пленку, двум священникам и ее родителям были предъявлены обвинения по статье «Убийство по неосторожности» . Они были признаны виновными.

Это единственный за последнее время случай, официально признанный церковью, когда подтвердились признаки одержимости человека.

Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский , наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее».

Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы.

Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты?

Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает.

Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу.

В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью.

Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека.

Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю»iii. Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский , – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко».

«Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан).

И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин .

Это же подтверждает святитель Феофан Затворник : «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек».

Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться.

Протоиерей Григорий Дьяченко , известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир ». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках.

Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться».

В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди…

Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам.

Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса.

И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).

Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.

о. Константин Пархоменко

Loading...Loading...