Сан хуан де ла крус, духовная песнь. Хуан де ла крус - темная ночь Смотреть что такое "хуан де ла крус" в других словарях

(на этот раз - полностью)

Невеста: 1. Где скрылся ты, Желанный, (1)
куда спешить вослед за исцеленьем?
Ты, нанеся мне рану,
прочь убежал оленем:
ищу, зову -- и нет ответа пеням.

2.Вы, пастухи, пасете
стада по этим травам – заклинаю:
коль вы его найдете --
того, кого желаю --
скажите, что я стражду, умираю!

3.Пойду любви навстречу
долинами речными и холмами --
цветов я не замечу,
не дрогну пред зверями,
не встану пред высокими стенáми!

(Вопрошает творенья): 4.О, чащи и дубравы --
Возлюбленного руки вас сажали;
о луговые травы,
цветочные эмали --
по вам ли его ноги не ступали?

Творенья: 5.Сиянье расточая,
он шел по травам легкою стопою,
и взором их лаская,
их облекал собою,
и оставлял их полными красою.

Невеста: 6. Кто исцелит ту рану?
Так стань моим, избавь от горькой доли!
Я вестникам не стану
внимать – не шли их боле:
поведать то, что жду я, не в их воле.

7. Все странники на свете,
твою красу стократ мне восхваляют,
лишь множат муки эти,
и гибнуть оставляют,
те, что лепечут что-то, чтó -- не знают.

8. Но где брала ты силы?
Ты, жизнь моя, без жизни жить умела!
Побеги ты губила,
что всходят там, где в тело
вонзаются Возлюбленного стрелы.

9.Так исцели же рану,
что сам нанес; коль сердце ты похитил,
зачем забыл нежданно
разóренной обитель,
зачем не взял добычи похититель?

10. Так угаси же пламя --
другие б мою боль не утолили,
предстань же пред очами,
их ясный свет -- не ты ли?
Лишь для тебя даны они мне были! (2)

11. О ты, источник чистый --
когда б явил в мерцающих обманах
воды своей сребристой
ты взор очей желанных,
внутри меня навеки начертáнных!

12. Их уклони, Любимый --
боюсь взлететь …
Жених: -- Вернись же, голубица:
олень, стрелой язвимый,
с холма к тебе стремится,
прохладой твоих крыльев насладиться!

Невеста: 13. Возлюбленный мой, горы,
безлюдный край лесных долин безбрежных,
ручьев певучих споры,
даль островов нездешних,
и ветер, ароматов сладость вешних,

14. и ночь, что, замирая,
затихла в ожидании рассвета,
и музыка немая,
и песнь, пустыней спета,
и трапеза влюбляющая эта…

15. Нас ложе ожидает
в пещерах львиных, убрано цветами;
их пурпур устилает,
а мир его над нами,
ста золотыми огражден щитами.

16. По меркнущему следу
отыщут девы путь сией тропою,
отведав каплю эту
небесного настоя,
хмельные пряной влагой золотою…

17.Он ввел меня в дом пира,
где я пила вино, и, выйдя в поле,
уж не узнала мира,
знакомого дотоле,
и прежних стад не стерегла я боле.

18. Науку – слаще нету --
там на его груди я изучала,
и за науку эту
сама я платой стала,
и стать его женою обещала.

19. Душа моя все силы
отныне на служенье полагала --
за стадом не ходила,
других забот не знала --
одна любовь ее заботой стала.

21.Цветы и адаманты,
мы в утренней прохладе собираем,
сплетаем их в гирлянды,
любовью омываем
и волосом моим перевиваем.

22. Тот волосок проворный,
который над моею шеей вился,
узрел ты – и, покорный,
навеки мной пленился
и взор твой, раня, в очи мне вонзился.

23. Глаза твои, взирая,
свою красу во мне запечатлели,
и, нежность разливая,
моим очам велели
с восторгом зреть то, что в тебе узрели!

24.Ты презирать не станешь,
за то, что я черна – коль я с тобою,
лишь на меня ты взглянешь,
и стану я иною:
твой взор меня наделит красотою!

25. Ловите лис, покуда
лозу над нами роза оплетает,
такая, что -- о чудо --
бутоны в гроздь свивает,
и тишь холмов никто не нарушает.

26.Утихни, ветер снежный,
а ветер с юга, помнящий отрады,
повей на сад мой нежный --
польются ароматы,
и Милый пусть пасет меж лилий сада!

Жених: 27.Любимая вступает
в желанный сад, исполненный покоя,
где Милый обнимает
ее своей рукою,
и левая рука -- под головою.

28.Под яблоневой сенью
любовь тебя навек мне обручила,
и ныне исцеленье
рука моя свершила
у древа, где праматерь согрешила.

29. О, птиц беспечных стая,
львы, серны, быстроногие олени,
холмы и гладь речная,
ветра, огни, теченья,
и страхов полуночных наважденья:

30.я песнею сирены
и звуком нежной лиры заклинаю --
не троньте наши стены,
шум игр своих смиряя,
Супруги не будя и не смущая!

Невеста: 31. О нимфы Иудеи,
цветов и роз не трогайте до срока!
Их аромат лелея,
замрите у порога
и не тревожьте нашего чертога.

32. Смотри, прижавшись ближе,
мой Суженый, на горы с их красою;
в безмолвии смотри же,
кто дань несет с собою,
с нездешних островов спеша тропою!

Жених: 33. Голубка, белокрыла,
вернулась с ветвью к узникам ковчега,
и с нею спутник милый
спешит с речного брега --
желанный спутник, что белее снега.

34. Одна она парила
над кручами; одна гнездо свивала,
ее одну звал Милый,
что был один сначала,
и одиноко страсть его сжигала.

Невеста: 35.Возлюбленный, с весельем
узрим, на красоту твою взирая,
холмы и дол весенний,
где бьет вода живая,
в лесную чащу глубже зазывая.

36. Поднимемся же в горы,
и в каменных пещерах потаенных
сокроемся от взора,
отведать в недрах темных
нектар гранатов, солнцем напоенных.

37.Там, жизнь моя, ты явишь
мне то, чего душа моя искала,
и мне навек оставишь
все то, о чем узнала
в заветный день, когда невестой стала.

38. Вздыхает ветер сонный,
и песня Филомелы не смолкает,
и этот луг зеленый
в ночи благоухает,
и твой огонь не больно убивает.

39. Ни облика, ни взора.
Аминадава смолкла колесница…(4)
В тиши поля и горы,
и конных пятерица,
узрев родник, спешит к нему спуститься.

Не прошло и 10 лет, как я это закончила. Не прошло и года, как я решилась это опубликовать...

(1) Здесь представлена версия А.

Явись, избавь от муки,
убей меня своею красотою;
не сможет боль разлуки
унять ни что иное --
лишь облик твой и взор, коль ты со мною!

(3) В Вульгате этот фрагмент звучит так: «averte oculos tuos a me, guia ipsi me avolare fecerunt» (Уклони очи твои от меня, ибо они заставляют меня летать; 6:4). В Синодальном переводе «уклони очи твои от меня, ибо они волнуют меня» (5:6).

(4)Демон Аминадав – ошибка святого Иеронима (правильно -- амми надиб (знатные люди)). В Синодальном переводе – «не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» (6:12).


«Учитель-мистик привлекает сегодня внимание многих верующих и неверующих своим описанием Темной ночи как одного из видов человеческого и христианского опыта. В нашу эпоху было немало трагического, приходилось испытывать моменты тягостного ощущения того, будто Бог молчит или отсутствует: опыт бедствий и несчастий, как войны или Холокост, в котором погибло множество невинных людей. Все это позволяет глубже постичь значение символа “ночь”, придать ему смысл чего-то всеобщего, чего-то такого, что имеет отношение к бытию в целом, а не к одному только отдельному этапу духовной жизни. Сегодня учение святого призвано дать объяснение величайшей мистерии людского страдания. (...) Страдания - физические, нравственные или духовные (такие как недуг, голод, войны, несправедливость, одиночество, потеря смысла жизни, непрочность человеческого существования, болезненное испытание греховности, видимое отсутствие Бога) являются для верующего опытом очищения, который можно назвать ночью веры» .

Суммируем: итак, в богословии Хуана де ла Крус Темная ночь символизирует (не взаимоисключающим, но взаимодополняющим образом) следующие вещи:

1). «Бог есть не что иное как Темная ночь для души» (1В 2:1) .В поэме Хуана де ла Крус «Бог есть Темная ночь, Темная ночь есть Бог-Отец» .

2). Темная ночь есть вера, («Источник»). Путь, которым следует душа сиречь вера, темен, как Ночь.

3). Процесс очищения, отсечения привязанностей и др., приводящий к этому состоянию. Состояние души, характеризующееся отрешенностью от всех телесных и духовных вещей, духовной наготой, самоуничижением и т.д. Путь через отрицание к единению и его свойства.

4). Путь или способ достичь цели, то есть Бога. В самом пути есть привкус цели.

5). Созерцание.

6). Страдание. Парадоксальным образом, определение «Темная ночь души» вошло в современную психологию как обозначение депрессии или пограничных состояний сознания.

7). Ночь - время теофании.

8). Темная ночь в поэме несет в себе черты ночи из Книги Исход, когда Господь вел народ, светя ему из огненного столпа и ночи в Песни Песней. «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью орлица народа» (Исх13: 21-22). Ночь в трактатах «Восхождение» и «Ночь» - комбинация ночи в Песне Песней и ночи страдания Иова. «Следовательно, символ покрывает весь путь, его человеческие и божественные аспекты, от начала до конца, охватывает и заключает в себе все: он мультивалентен, многозначен и динамичен, и обозначает различные вещи в разных точках пути.

После смерти Хуана де ла Крус сначала были опубликованы «Восхождение на гору Кармель» и «Ночь». («Духовная песнь» и малые произведения вообще остались за бортом). Жан Барузи, которого читал Мережковский, посвятил «Восхождению» - «Ночи» большую часть своего монументального труда «Святой Хуан де ла Крус и проблемы мистического опыта». Сан Хуан долго не был известен как поэт. «Духовная песнь» длительное время не издавалась из страха перед Инквизицией.

В 1622 г. Тереза А́вильская была канонизирована и признана Учителем Церкви. Хуан де ла Крус был канонизирован намного позже, в 1726 г., а Учителем Церкви объявлен в 1891 г.

Линия света и линия тьмы шли сквозь историю Церкви и литературы нераздельно и неслиянно, как два естества во Христе. «Малый путь» святой Терезы из Лизье. Крестная жертва Эдит Штайн. «Семена Созерцания» траппистского монаха Томаса Мертона...

Что касается литературы, святой Хуан де ла Крус был объявлен покровителем поэтов. Его произведения были переведены на множество языков мира, включая арабский и корейский. Влияние этих произведений на испанскую и мировую литературу, в частности, на Сервантеса - тема для отдельного исследования.

Такой непохожий, и такой похожий на Хуана де ла Крус поэт - Федерико Гарсиа Лорка - тоже знал сумерки души. В Англии Томас Стернc Элиот не надеялся припасть «к источнику в кущах, которого не отыскать». Во Франции у Хуана де ла Крус учились символисты...

Рецепция произведений Хуана де ла Крус и Терезы А́вильской в России была незначительна из-за отсутствия адекватных переводов. Русские читатели знают их в основном по книге Дмитрия Мережковского «Испанские мистики» .


Святой Иоанн Креста (также известен как Св. Хуан де ла Крус и Св. Иоанн Крестный, исп. Juan de la Cruz); (24 июня 1542, Онтиверос, Испания - 14 декабря 1591, Убеда (Úbeda), Хаэн, Испания), настоящее имя Хуан де Йепес Альварес (исп. Juan de Yepes Álvarez) - католический святой, писатель и поэт-мистик. Реформатор ордена кармелитов. Учитель Церкви.
Биография и творчество

Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в окрестностях Авилы. Юношей поступил он в госпиталь, для ухода за больными. Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо, куда перебралась его семья после смерти отца в поисках средств к существованию.

В 1568 г. вступил в орден кармелитов, получал богословское образование в Саламанке. Затем он стал одним из основателей реформированного кармелитского монастыря Дуруэло. В монашестве он принял имя Иоанн Креста.

В ордене кармелитов в это время шли распри, связанные с реформами ордена, инициированными св. Терезой Авильской. Иоанн стал сторонником реформ, имевших целью возврат к первоначальным идеалам кармелитов - строгости и аскетичности.

Деятельность Иоанна многим в монастыре пришлась не по вкусу, по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев провёл в тюрьме в тяжёлых условиях. Именно во время заключения Иоанн начал писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным трепетом. Его перу также принадлежат прозаические трактаты - «Восхождение на гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви».

Скончался св. Иоанн Креста в Убеде, в 1591 г. В 1726 г. он был канонизирован папой Бенедиктом XIII, в 1926 г. папа Пий XI объявил его Учителем Церкви. День памяти св. Иоанна Креста в Католической Церкви - 14 декабря.

Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек - ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела.

Произведениями св. Иоанна Креста интересовались русские символисты, в частности, Д. С. Мережковский, написавший книгу о нём. Стихотворения св. Иоанна переводили на русский язык Анатолий Гелескул, Борис Дубин.

Основываясь на экстатических видениях святого, Сальвадор Дали нарисовал в 1950-1952 гг. картину «Христос Святого Иоанна Креста»


El Cristo de San Juan de la Cruz (1951)«Христос Святого Иоанна Креста» . Сальвадор Дали

Мистические стихи
Св. Хуан де ла Крус

Темная ночь души.

В ночи неизреченной,
сжигаема любовью и тоскою -
о жребий мой блаженный! -
я вышла стороною,

В ночи благословенной
я лестницей спустилась потайною -
о жребий мой блаженный! -
окутанная тьмою,
когда мой дом исполнился покоя.

Ночною тьмой хранима,
таясь, я никого не повстречала
и я была незрима,
а путь мне освещала
любовь, что в сердце у меня пылала.

Любовь сия светлее,
чем солнце в полдень, путь мне озаряла.
Я шла, ведома ею,
к тому, кого я знала,
в безлюдный край, где встречи ожидала.

О ночь, нежней рассвета!
О ночь, что провожатой мне служила!
О ночь благая эта,
что с Милым обручила
и в Жениха Невесту облачила!

И в сердце, что незримо
лишь для него цветенье сберегало,
лежал он недвижимо
и я его ласкала.
Нам кедра ветвь прохладу даровала.

Там, под зубчатой сенью,
его волос касалась я несмело,
а ветра дуновенье
крылом меня задело
и чувствам всем умолкнуть повелело.

В тиши, в самозабвенье
я над своим Возлюбленным склонилась,
и все ушло. Мученье,
которым я томилась,
средь лилий белоснежных растворилось.

ОГОНЬ ЖИВОЙ ЛЮБОВИ

Огонь живой любови,
как сладостно ты ранишь
меня до глуби сердца сокровенной!
Ты не угаснешь боле,
сиять ты не устанешь -
сожги преграду к встрече вожделенной!

О счастие ожога!
О раны той отрада!
О ласковой руки прикосновенье -
ты к вечности дорога,
и всех долгов уплата,
и смерть, и смерти в жизнь преображенье!

О, светочи живые!
Безмерное сиянье,
что чувств глубины темные омыло,
до той поры слепые;
и радостною данью --
своим теплом и светом одарило!

Так нежно и смиренно
зажегшийся в сознанье,
лишь ты, огонь, в нем тайно обитаешь...
В душе моей блаженной
живет твое дыханье,
и ты меня любовью наполняешь!

ИСТОЧНИК.

Как сладостно мне знать источник, бегущий
во тьме этой ночи!

Сей вечный источник от взора таится,
но знаю я дол, где он тихо струится
во тьме этой ночи.

В ночи этой темной, что жизнью зовется,
блажен тот, кто с верой сей влаги коснется,
во тьме этой ночи.

Начало берут в нем все сущие реки,
его же начала не сыщешь вовеки
во тьме этой ночи.

Собой красоту затмевая любую,
он поит небесную твердь и земную
во тьме этой ночи.

Текут его воды, исполнясь прохлады,
и нет им предела, и нет им преграды
во тьме этой ночи.

Хрусталь этих вод никогда не затмится,
но свет всей земле в них от века родится
во тьме этой ночи.

Чисты и светлы, орошают те воды
и землю, и ад, и небесные своды
во тьме этой ночи.

Великий поток сей источник рождает,
и он, всемогущий, препоны сметает
во тьме этой ночи.

В нем облик троих, воедино слиянный,
и каждый сияет, другим осиянный
во тьме этой ночи.

Cей вечный источник от взора таится,
но в хлеб животворный для нас превратится
во тьме этой ночи.

Тот хлеб вечносущий питает созданья,
их глад утоляя во мраке страданья,
во тьме этой ночи.

И вечный источник, без коего стражду,
сим хлебом живым утолит мою жажду
во тьме этой ночи.

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ.

Здесь, на реках вавилонских,
ныне сижу и рыдаю,
землю изгнанья слезами
я что ни день орошаю.
Здесь, о Сион мой, с любовью
я о тебе вспоминаю
и чем блаженнее память,
тем я сильнее страдаю.
Снял я одежды веселья,
ризу скорбей надеваю,
ныне повесил на вербу
арфу, на коей играю;
мне ж остается надежда,
что на Тебя возлагаю.
Ранен любовью, в разлуке
с сердцем своим пребываю
и, умоляя о смерти,
руки к Тебе простираю.
Бросился я в это пламя -
жгучий огонь его знаю
и, уподобившись птице,
в этом огне погибаю.
Я, умерев в своем сердце,
только в Тебе оживаю,
ради Тебя умирая,
ради Тебя воскресаю;
в воспоминаньях теряю
жизнь, и ее обретаю.
Жизнью своей убиваем,
я всякий день умираю,
ибо она разлучает
с Тем, кого я призываю.
Радуются иноземцы,
что в их плену изнываю
и на их тщетную радость
я безучастно взираю.
Просят они моих песен,
что о Сионе слагаю:
"Спой,- говорят - гимн Сиона!"
Я же, скорбя, отвечаю:
"Как же в долине изгнанья,
плача по отчему краю,
буду петь песни веселья,
в коих Сион прославляю? "
Радость чужую отверг я,
верность своей сохраняю.
Пусть онемеет язык мой,
коим тебя воспеваю,
если тебя я забуду
здесь, где в плену пребываю,
если на хлеб Вавилона
я свой Сион променяю.
Пусть я утрачу десницу,
ту, что к груди прижимаю,
если тебя я не вспомню
с каждым глотком, что вкушаю,
если отпраздновать праздник
я без тебя пожелаю.
Горе, о дщерь Вавилона,
гибель тебе возвещаю!
Будет прославлен вовеки
Тот, к Кому ныне взываю,
Тот, Кто вернет тебе кару,
что от тебя принимаю!
Пусть соберет Он сих малых,
ибо в плену уповаю
я на твердыню Христову
и Вавилон покидаю.

Debetur soli gloria vera Deo.

(Истинная слава подобает только Богу, лат.)

* * *

Жаждой охваченный странной,
ждал я заветного срока -
и полетел я высоко,
цели достиг я желанной!

Я так высоко поднялся,
этим восторгом влекомый,
что в вышине незнакомой
я навсегда потерялся.

Вот он, тот миг долгожданный!
Я все летел одиноко
в этой любви - и высоко
цели достиг я желанной!

Выше! Но взор мой в полете
был ослеплен на мгновенье -
так и настиг я в затменье
цель, словно дичь на охоте.

Слепо, с любовью той странной
в сумрак шагнул я глубоко
и, оказавшись высоко,
цели достиг я желанной!

Я так легко поднимался
вверх - есть ли участь блаженней? -
и становился смиренней,
и все сильней умалялся.

Рек я в борьбе неустанной:
"Кто же достигнет истока?"-
и полетел я высоко,
цели достиг я желанной!

Дивный полет мой вмещает
разных полетов так много -
ведь уповавший на Бога
то, что искал, обретает.

С этой надеждою странной
ждал я заветного срока…
Я был высоко, высоко,
цели достиг я желанной!

* * *

Я очутился в том краю,
вкусив неведенья такого,
что выше знания любого.

Не знаю сам, какой тропою
вошел я в край сей заповедный,
не знаю, где я, но не скрою,
что в этот миг мой разум бедный,
покинув мир немой и бледный,
вкусил неведенья такого,
что выше знания любого.

Объяло истинное знанье
весь мир, Всевышним сотворенный.
Так, в одиночестве, в молчанье,
его узрел я и, плененный,
стал как младенец несмышленый,
коснувшись таинства такого,
что выше знания любого.

Был поглощен я столь всецело,
что на вершине отчужденья
любое чувство онемело,
ушло любое ощущенье,
когда достиг я постиженья
непостижимого - такого,
что выше знания любого.

Сей пилигрим, по Божьей воле,
сам от себя освободится
и все, что он узнал дотоле,
во прах и пепел обратится.
столь возрастет, что умалится
вдруг до неведенья такого,
что выше знания любого.

Чем больше познает, немея,
ум, тем он меньше постигает
сей пламень, ведший Моисея,
свет, что в полуночи сияет,
но тот, кто все ж его познает,
вкусит неведенья такого,
что выше знания любого.

Сие незнающее знанье -
-такую власть оно имеет,
что мудрецы в своем старанье
его постичь - не преуспеют,
ибо их знанье не сумеет
достичь неведенья такого,
что выше знания любого.

Его вершина недоступна,
и нет науки, овладевшей
тем высшим знаньем целокупно
иль превзойти его сумевшей.
Но сам себя преодолевший,
вкусит неведенья такого,
превыше став всего земного.

И, коль желаешь ты ответа -
- что тайна высшая скрывает? -
скажу: благое знанье это
суть Божества собой являет.
Нам Божья милость позволяет
вкусить неведенья такого.
что выше знания любого.

МЛАДОЙ ПАСТУХ.

Младой пастух скорбит в тоске безгласной.
Он устремился, чуждый развлеченьям,
к своей пастушке каждым помышленьем,

Не потому он плачет, что напрасной
своей любовью уязвлен глубоко,
но оттого страдает он жестоко,
что позабыт пастушкою прекрасной.

И, позабыт пастушкою прекрасной,
он терпит эти тяжкие мученья,
чужой земли приемлет поношенья,
и грудь его больна любовью страстной.

И говорит пастух: "О я, несчастный!
Ведь ей теперь любовь моя постыла!
Она меня навеки позабыла
и я томлюсь любовью этой страстной!"

И вот, истерзан мукой ежечасной,
однажды он на дерево поднялся
и за руки повешенным остался
и грудь его больна любовью страстной.

* * *

И без опоры, и с опорой
во тьме, без света обитаю;
во всем предел свой обретаю.

О всех созданиях из плоти
душа навеки позабыла,
и над собою воспарила,
и Бог был с нею в том полете,
опорой, что ее хранила.
И посему сказать я вправе,
что вещь, прекрасней нет которой,
моя душа узрела въяве -
и без опоры, и с опорой!

Пусть жизнь моя объята тьмою -
то участь всех в земной юдоли,
я не скорблю об этой доле!
Моя любовь творит со мною
досель невиданное чудо:
порою слепну я, но знаю -
душа любви полна, покуда
во тьме, без света обитаю.

Меня ведет любви той сила:
она, живя во мне незримо,
добро ли, зло, что мне чинимо -
единым яством обратила
и жизнь в себя преобразила.
И в этом сладостном томленье
я словно в пламени сгораю,
и, раненый без исцеленья,
во всем предел свой обретаю.

Перевод Л. Винаровой .

ПРЕДИСЛОВИЕ Л. Винарова

ТЕМНАЯ НОЧЬ

КНИГА ПЕРВАЯ Описание бездеятельной Ночи чувств

Глава1, приводящая первую строфу и заводящая речъ об ошибках начинающих

Глава 2, повествующая о духовных несовершенствах начинающих, связанных с гордыней

Глава 3, о некоторых несовершенствах, о некоторых несовершенствах, каковыми зачастую наделены начинающие относительно второго смертного греха, то есть духовной скупости

Глава 4, о других несовершенствах, которые обычно есть у начинающих относительно третьего греха, то есть сластолюбия

Глава 5, о несовершенствах относительно греха гнева, в которые впадают начинающие

Глава 6, о несовершенствах, относящихся к духовному обжорству

Глава 7, о несовершенствах, связанных с духовными завистью и унынием

Глава 8, разъясняющая первую строку первой строфы и начинающая объяснять эту Темную ночь

Глава 9, о двух признаках, по которым узнается, что человек духовный идет путем этой Ночи и очищения чувств

Глава 10, о том, как им вести себя в этой Темной ночи

Глава 11, объясняющая три строки первой строфы

Глава 12, о пользе, приносимой душе этой Ночью

Глава 13, о другой пользе, приносимой душе этой Ночью чувств

Глава 14, объясняющая последнюю строку первой строфы

КНИГА ВТОРАЯ о Темной ночи. Рассказывающая о самом глубоком очищении, которое производит вторая (бездеятельная) Ночь духа

Глава 1, начинающая обсуждение Темной ночи духа. Говорящая, в какое время она приходит

Глава 2, продолжающая речь о других несовершенствах начинающих

Глава 3, служащая примечанием к тому, что воспоследует

Глава 4, приводящая и объясняющая первую строфу

Глава 5, приводящая первую строку, и начинающая объяснение, почему это созерцание есть не только Ночь для души, но также скорбь и мука

Глава 6, о других видах страдания, которые претерпевает душа в этой Ночи

Глава 7, продолжающая обсуждать тот же предмет, говоря о других скорбях и стеснениях воли

Глава 8, говорящая о других страданиях, которые терзают душу в этом состоянии

Глава 9, описывающая, как эта Ночь затемняет дух, чтобы просветить его и дать ему свет

Глава 10, объясняющая корень сего очищения через сравнение

Глава 11, начинающая объяснять вторую строку первой строфы. Говорящая, как душа с пылкой страстью обретает плод этих суровых притеснений - Божественную любовь

Глава 12, говорящая о том, почему эта ужасная Ночь есть чистилище и как Божественная Премудрость просвещает в ней людей тем самым просвещением, которое очищает и просвещает ангелов в небе

Глава 13, повествующая о других сладостных действиях, что совершает в душе эта Темная ночь созерцания

Глава 14, приводящая и объясняющая три последних строки первой строфы

Глава 15, приводящая и объясняющая вторую строфу

Глава 16, приводящая первую строку и объясняющая, почему, идя во тьме, душа шла в безопасности

Глава 17, приводящая вторую строку и объясняющая, почему это темное созерцание зовется потайным

Глава 18, объясняющая, почему эта потайная премудрость есть также лестница

Глава 19, начинающая объяснять десять ступеней мистической лестницы, согласно святому Бернарду и святому Фоме

Глава 20, описывающая пять дальнейших ступеней любви

Глава 21, объясняющая слово «сокрытая» и описывающая цвета, облекающие душу в этой Ночи

Глава 22, объясняющая третью строку второй строфы

Глава 23, объясняющая четвертую строку. Описывающая чудесное укрытие, в которое прячет душу эта Ночь, и то, почему бес не может войти в него, хотя способен войти в другие, весьма высокие

Глава 24, закашивающая объяснение второй строфы

Глава 25, кратко объясняющая третью строфу

ПОЭЗИЯ

Источник

Огонь живой любови

На реках Вавилонских

Жаждой охваченный странной

Я очутился в том краю

Младой пастух

И без опоры, и с опорой

Пусть без жизни я живу

ПРИЛОЖЕНИЕ (поэма на испанском)

Noche Oscura del Alma

Хуан де ла Крус - Темная ночь - Предисловие

В отличие от поэзии Сан Хуана де ла Крус, его трактаты были написаны не с целью передать его мистический опыт, а с сугубо педагогической целью. (В связи с этим следует заметить, что святой Игнатий Антиохийский (кон. II - нач. III в.) измерял подлинность мистического познания его пригодностью для пастырской деятельности.) По большому счету, все они представляют собой единое произведение. В нем развивается и варьируется одна и та же тема, но в «Огне живой любви» разворачивается описание того, что «Восхождение» и «Ночь» только обещали. О Ночи и о Кресте там говорится лишь как о воспоминании.

Считается, что «Восхождение на гору Кармель» (Subida del Monte Carmelo) и «Темная ночь» (Noche oscura) - два различных трактата, во многом повторяющих друг друга. Но возможно, что они представляют собой разные части одного произведения. Его структурный нерв - поэма «Темная ночь», им предпослан общий пролог, их объединяет тема и метафора ночи. В своем предисловии к собранию сочинений Хуана де ла Крус о. Федерико Руис писал: «"Восхождение" и "Ночь" чересчур схожи, чтобы существовать обособленно, и чересчур различны, чтобы их можно было объединить».

Можно привести аргументы как «за», так и «против» этого утверждения. «За» говорит, во-первых, намерение автора включить «Ночь» в «Восхождение» как его часть. Обоим трактатам предпослан общий пролог, и именно «Темная ночь» исполняет то, что в нем обещано. (В «Восхождении» разворачивается тема Ночи/очищения, в то время как тема восхождения/горы практически исчезает). В то же время исторические свидетельства отрицают единство трактатов. Они написаны при разных обстоятельствах. «Восхождение» разделено на главы с предпосланным кратким содержанием, в то время как в трактате «Ночь» это разделение принадлежит не автору, а его первому издателю. Сохранилось много кодексов трактата «Ночь» и только два кодекса «Восхождения». Но ни один кодекс не содержит сразу обоих трактатов.

«Восхождение на гору Кармель» комментирует только первые две строфы поэмы. Комментарий, озаглавленный «Темная ночь», также не окончен. Самые прекрасные строфы, воспевающие Единение души с Богом, остались не прокомментированными - но существуют трактаты «Огонь живой любви» и «Духовная песнь». Автор вводит в свое символическое и метафорическое пространство, и далее читатель уже ориентируется в нем сам.

Протяженность текста, объясняющего первую строку поэмы, значительно превышает то, что принято называть комментарием.1 В «Восхождении» он занимает практически три начальные главы первой книги, в то время как остальные четыре строки умещаются в две главы - 14 и 15. В «Ночи» комментарий первой строки растянут с 1 до 11 глав первой книги. Четыре остальных строки занимают едва ли 4 кратких главы, с 11 по 14 этой книге. Возвращение к первой строфе во второй книге увеличивает диспропорцию. 10 глав посвящено первой строке, две - второй и одна, очень краткая, третьей; эта глава и служит концовкой всего трактата. В сравнении со второй строфой диспропорция еще более значительна - все ее объяснение занимает меньше места, чем объяснение начальной строки поэмы. Такое соотношение объемов комментируемого материала и комментария само по себе необычно.

Общие идеи трактатов - «узкий путь, ведущий в жизнь», отсечение привязанностей. Фактически, диптих является развернутым объяснением того, что включено в заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк 12:30) (См. «Восхождение» I гл.13.) В трактате «Темная ночь» Сан Хуан де ла Крус начинает комментировать поэму заново. Он не заканчивает еще раз, остановившись в начале третьей строфы. Между тем он считает, что выполнил свою задачу, так как начинает редактировать текст.

Многие исследователи задают вопрос, выполнимы ли духовные советы, данные в «Восхождении» («Ночи»)? Попытаться ответить на вопрос означает также ответить, выполнимо ли то, что велит Евангелие. «Духовным упражнениям» святого Игнатия Лойолы предпослано предупреждение, что они написаны не для праздного читателя, а исключительно для того, кто станет их практиковать. Анонимный автор английского мистического трактата XIV века «Облако неведения» {The Cloud of Unknowing) предупреждает взявшего эту книгу в руки о том же самом. В общем прологе, предпосланном трактатам «Восхождение» и «Ночь» сказано, что они предназначены только для монахов и монахинь ордена кармелитов, первоначального (то есть, более строгого) устава.

Буккер Игорь 04.07.2019 в 16:40

Католический святой Иоанн Креста, или Хуан де ла Крус, причисленный к Учителям Церкви, был одним из крупнейших христианских учителей-мистиков, указавших путь к совершенству. Он был также выдающимся испанским поэтом, хотя оставил только 10 стихотворений. Его описание темной ночи волнует как один из видов общечеловеческого и христианского опыта.

Святой Иоанн Креста, или Святой Хуан де ла Крус (San Juan de la Cruz), носил в миру имя Хуан де Епес Альварес (Juan de Yepes Álvarez). Возможно, он родился 24 июня 1542 года в маленьком испанском городке Фонтиверос (Fontiveros), недалеко от Авилы, в Кастилии. Дата его рождения указана приблизительно, потому что примерно через год после его появления на свет сгорел весь архив приходской церкви со всеми метрическими книгами.

Отец будущего поэта-мистика, дон Гонсало де Епес (Gonzalo de Yepes), происходил из богатой семьи толедских торговцев шерстью. Путешествуя по торговым делам, однажды на ярмарке он повстречал красивую девушку-сироту, удочеренную местной ткачихой. Семья знатного идальго, имевшего герб, отвернулась от него. Первое время отец Хуана зарабатывал на жизнь написанием писем для неграмотных крестьян. Впоследствии он освоил ремесло ткача.

Хуан был третьим сыном в семье. Первенец Франсиско родился около 1530 года, через пять или шесть лет на свет появился Луис. Оставшись без отца в возрасте четырех лет, Хуан де Епес вместе с матерью Каталиной Альварес (Catalina Álvarez) и братьями в 1555 году переехал в более крупный город Медина-дель-Кампо. Там его отдали в подмастерья. Мальчик освоил множество профессий: башмачника, скорняка, столяра и живописца.

Одновременно он посещал благотворительную школу Colegio de los Doctrinos. С 1559 года он стал посещать только что основанную школу, которую содержали иезуиты, где юноша получил солидное образование. Средства к существованию приносила работа санитаром в больнице для сифилитиков Hospital de las bubas .

В 1564 году Хуан начинает изучать в университете Саламанки теологию и философию. В этом крупнейшем университете Европы он проучился четыре года. В 1563 году Хуан де Епес под именем Хуана де Сан Матиас (Juan de San Matías), то есть святого Матфея. Летом 1567 года 25-летний Хуан познакомился с будущей небесной покровительницей Испании - святой Терезой Авильской. Тереза де Хесус была первой женщиной-писательницей и первой женщиной-теологом в Испании. После окончания учебы в Саламанке, 28 ноября 1568 года, он принимает самостоятельно выбранное им монашеское имя брата Хуана де ла Крус - Иоанна Креста.

Хуан де ла Крус собирался оставить орден, но 52-летняя Тереза убедила его заняться созданием мужской ветви недавно реформированного ею ордена кармелиток, который она возвратила к первоначальному уставу. Реформированная ветвь расколотого ордена кармелитов стала называться Descalzos - босоногие.

Брошенный в тюрьму противниками реформ, он пережил сильный душевный кризис, названный им впоследствии "темной ночью". Тереза де Хесус писала королю Филиппу II, что лучше бы Хуан де ла Крус "попал в руки мавров, ибо мавры были бы милосердней". Свет и воздух проникали в каморку размером полтора на два метра через узкую щель под потолком шириной в два пальца. Каждую пятницу он, стоя на коленях, выслушивал наставления приора, затем каждый из братьев ударял тщедушного поэта и богослова бичом.

Весной 1578 года сменился начальник тюрьмы, который, по просьбе Хуана де ла Крус, разрешил выдать узнику карандаш и бумагу. Его "Духовные песнопения" (Cántico espiritual ) были большей частью написаны в заточении, так же как идругие произведения: "Источник", "На реках Вавилонских", "Романс". В августе Хуану удалось бежать. Он продолжал реформу, скрываясь в монастыре босоногих в Хаене, основывая новые обители по всей Андалусии. Хуана де ла Крус избирали викарием провинции и приором Гренады. В эти годы им были написаны прозаические сочинения, сделавшие его учителем мистического богословия. Это были комментарии к его собственным стихам.

По мнению Ларисы Винаровой, исследовательницы и переводчицы творчества Хуана де ла Крус: "В отличие от поэзии, эти трактаты написаны не с целью передать мистический опыт, а сугубо с педагогической целью".

Однако вскоре Иоанн Креста оказался втянутым в распрю между ортодоксальной и реформированной ветвями ордена. В результате этой распри Хуан де ла Крус был смещен Николасом Дориа (Nicolás Doria), лишен званий и должностей и отправлен в горный монастырь Убеда (Úbeda), где он 14 декабря 1591 года скончался. Предание гласит, что когда братья начали читать умирающему благочестивое наставление душе, то Хуан попросил почитать ему Песнь Песней. Через два года мощи Хуана де ла Круса были тайно перевезены в Сеговию и захоронены в монастыре босоногих кармелиток. Там они находятся и поныне.

В 1726 году Иоанн Креста был канонизирован, а в 1926 году провозглашен Учителем Церкви. Из страха перед инквизицией он уничтожил большую часть своих рукописей. Впервые его произведения вышли в свет в 1618 году, а первое комментированное издание относится к 1912 году. Хуан де ла Крус был одним из крупнейших испанских поэтов, оставивших всего 10 стихотворений, а также несколько вариаций на темы народных песен. Мистик Хуан де ла Крус является автором так называемых глоссов - трактатов с построчными, едва ли не дословными комментариями к его стихам. Они написаны на родном кастильском наречии, в отличие от латинских сочинений святой Терезы.

Loading...Loading...