История создания акрополя. Афинский Акрополь - памятник древней архитектуры

Афинский акрополь – древнейший архитектурный памятник Греции, который является уникальным объектом античной культуры, мировым наследием, сохранившим величественность и органическую составляющую.

Греческое слово «Акрополь» состоит из двух частиц: «acro» и «polis», что переводиться, как «верхний город». В других источниках можно встретить несколько иные, однако, схожие по смыслу трактовки – «укрепленный город», «крепость».

Афинский Акрополь часто называют сердцем Афин, главную туристическую достопримечательность Греции ежегодно посещают миллионы туристов, приезжающих со всего мира. В разные исторические периоды, территория укрепления многократно подвергалась разрушениям, возведенные сооружения превращались в руины, страдали от безжалостных ограблений. Афинский акрополь служил своеобразной крепостью, о неприступности которой казалось, позаботилась сама природа. «Верхний город» расположен на природном известняковом холме с плоской вершиной, его высота составляет 156 м. Возвышенная площадка имеет крутые, обрывистые склоны, поэтому оставалась неприступной для вражеских войск. Афинский акрополь не нуждался в дополнительной защите, подъем на равнину был открыт только с западной стороны, в том направлении, где берег омывается морем. Дополнительной обороной служили густо растущие оливковые деревья.

В 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО был добавлен Афинский Акрополь.

По уцелевшим развалинам Акрополя ученные по крупицам восстанавливают целые исторические периоды греческого государства, его культурные особенности, в частности, становление его столицы. Основание первых поселений берут свое начало в столь древних временах, которые многие считают мифическими.

Первые поселения
Начальные упоминания об уникальной крепости датируются задолго до наступления классического периода. Во времена архаики были возведены величественные храмы, необходимые предметы культа, скульптуры. При раскопках найдены культурные образцы соответствующие эпохе раннего и среднего бронзового века.

Согласно легенде основателем Акрополя считают первого царя Афин — Кекропса, в его честь возвышенную территорию укреплений часто называли «Кекропия» или «Кекропс» (cecropia). В микенский период стены резиденции правителя были обложены крупными камнями. По одной из версий сделали это «циклопы», поэтому и стены называли «циклопическими».

Эпоха Средневековья и Архаический период


В VII веке до н.э. в Акрополе получил широкое распространение культ богини Афины, которая стала покровительницей города. Местность заняли правители – эвпатриды. Активное строительство развернулось ближе к VI веку до н.э. в период правления Писистрата. Были построены Пропилеи, возле которых позже происходили народные собрания. В районе холма Ареопага собирался Совет старейшин. Первому храму, возведенному в честь богини Афины, как и другим божественным сооружениям, удалось просуществовать недолго, они были разрушены во времена греко-персидских войн.

Строительство под руководством Перикла

Около 495-429 гг. до н.э. власть в Афинах принадлежала Периклу, великолепный стратег и вождь демократической партии стремился превратить город в политический и культурный центр всей Греции, в дальнейших планах было распространение демократического строя на остальные греческие полисы. В экономический и культурный период расцвета, между Персидскими и Пелопоннесскими войнами, были созданы великие шедевры, являющиеся образцами искусства для многих стран Европы. Этот период получил название Классического, от слова «classicos» — образец. Руководителем и автором художественной программы застройки стал знаменитый скульптор Фидий.

Работы осуществлялись по предварительно намеченному плану:

— Парфенон – главный храм Афины Парфенос (447-438 до н.э);

— Пропилеи – торжественные ворота, центральный вход (437-432 до н.э.);

— Храм Ники Аптерос (449-420 до н.э.);

— Храм Эрехтейон (421-406 до н.э.);

— Статуя Афина Промахос.

Памятники Афинского Акрополя на протяжении 20 веков пережили различные стихийные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, многочисленные войны и вражеские вторжения.

Эллинистический и Римский период

Во времена Эллинистического и Римского периодов, многие из существующих построек были отремонтированы, устранялись преимущественно возрастные разрушения и повреждения от военных артобстрелов.

В этот период были возведены несколько памятников прославляющих честь иностранных царей. Чуть позже началось строительство Храм Рима и Августа, сооружение располагалось поблизости Парфенона и имело круглую форму. Здание стало последним древним объектом, созданным на вершине холма и имеющим культурное значение.

В 3 веке возникла угроза нового вторжения, поэтому возобновились работы по укреплению стен и главных ворот. Акрополь снова использовали в качестве крепости.

Византийский, Латинский и Османский периоды

В более поздние периоды на территории Афинского акрополя происходили частые перемены. В Византийскую эпоху главный храм Парфенон был преобразован в церковь Девы Марии. Во времена Латинского периода правительство использовало возвышенные укрепления, как административный центр города. Парфенон выполнял функцию собора, на территории Пропилеи был расположен Герцогский Дворец.

После османского завоевания Греции, Парфенон использовался как гарнизон штаба турецкой армии, храм Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя. В 1687 году здания Акрополя повсеместно пострадали от пожаров и обстрелов во время Веницианско-турецкой войны. Наиболее серьезные повреждения получил главный храм, на территории которого находился пороховой склад. В Парфенон попал один из снарядов, от здания остались одни руины.

В 1821 году греки, сражаясь за независимость с Османской империей, в одной из битв осадили Афинский Акрополь. Когда у турецких военных начали заканчиваться боеприпасы, они решили вскрывать колонны Парфенона, чтобы добыть свинцовые укрепления, затем порезать их на пули. Узнав об этой новости, греки отправили противоположной стороне партию свинца, желая уберечь памятник от разрушений.

Освободив Афинский Акрополь, новое греческое правительство активно занялось восстановительными работами. Культурные объекты были взяты под контроль, ликвидировались сооружения более поздней застройки. Целью реконструкций заключалась в возвращении местности ее первоначального вида.

Архитектурный Ансамбль Акрополя

Главной составляющей, формирующей городской силуэт Афин является Акрополь. Не зря в древности эту территорию называли святилищем, знаменитый культовый центр стал уникальным памятником искусства.

Соединяясь в единое целое, сооружения и храмы образуют общий ансамбль, композиция имеет характерную пропорциональность. Представленная архитектура и многочисленные скульптуры являются лучшим образцом достижений древнегреческой культуры, здесь можно наблюдать тончайшую лепку, сложные архитектурные детали и рисунки.

Мало кто знает, что на территории Афин запрещено строительство многоэтажных зданий. Это решение напрямую связано с Акрополем, который сотни лет подряд служит незаменимым ориентиром для передвижения по городу. Достопримечательность видна с любого уголка и переулка. Люди старательно берегут эту традицию, ведь высотные постройки за считанные месяцы способны изменить чарующий и вдохновляющий панорамный вид.

Гордо возвышающийся над холмом Парфенон доступен для обзора даже с таких удаленных точек, как острова Саламин и Эгина. Одно из первых, что видели мореплаватели, подплывая к берегам, был блеск копья и шлема статуи Афины-Воительницы.

Выдающийся ансамбль-памятников мирового искусства наглядно демонстрирует величие древнегреческой культуры, и одновременно, зарождение и становление европейской цивилизации. Спустя тысячелетия сохранившиеся остатки сооружений не утратили своей исторической ценности, а с точки зрения художественного значения — получили статус «недосягаемого» образца искусства.

План местности и характеристика культурных объектов Акрополя

Композиционный ансамбль Афинского Акрополя построен с размахом, историческая территория имеет уникальные особенности. Просторную местность трудно охватить одним взглядом. До наших дней в первозданном виде сохранилась лишь небольшая часть исторических экспонатов, находящихся под открытым небом.

План местности Афинского Акрополя

1. Парфенон
2. Гекатомпедон
3. Эрехтейон
4. Статуя Афины Промахос
5. Пропилеи
6. Храм Ники Аптерос
7. Элевсинион
8. Бравронейон
9. Халькотека
10. Пандросейон
11. Аррефорион
12. Афинский алтарь
13. Святилище Зевса Полиея
14. Святилище Пандиона
15. Одеон Герода Аттического
16. Стоа Эвмена
17. Асклепион
18. Театр Диониса
19. Одеон Перикла
20. Теменос Диониса
21. Святилище Аглавры

Во времена древних греков подняться в Афинский Акрополь можно было по единственной узкой дороге. Исходя из оборонительных целей, вход был сделан с западной стороны. На проходе были построены торжественные ворота Пропилеи, план конструкции принадлежал архитектору Мнесиклу. Врата были выполнены из мрамора, облагорожены широкой лестницей, двумя портиками, которые поочередно устремлялись в сторону холма или города. На потолочной части Пропилеи были нанесены золотые звезды и синее небо. Первоначально подъемом на вершину служила 80-ти метровая тропа, ступени были сделаны в 1 веке римлянами при правлении императора Клавдия. Ближе к возвышению склона находилась поперечная стена, в ней строители предусмотрительно сделали пять входов. Центральный проход предназначался для торжественных шествий, в остальное время он закрывался бронзовой дверью. Врата являлись своеобразными границами святилища.

За Пропилеей следует Храм Бескрылой Ники, стены небольшого мраморного сооружения имеют четыре колонны. Строительство здания планировалось начать в 450 году, но реально приступить к возведению получилось лишь в 427 году, на строительные работы ушло около 6 лет. Архитектор Калликрат украсил храм изящной скульптурной лентой фриза, на ней были изображены эпизоды сражения греков с персами, образы олимпийских богов. Внутри храма была размещена деревянная статуя богини победы. Древние греки изобразили Нику в необычном образе, девушка была без традиционных крыльев, чтобы победа не смогла «улететь» от них. В руках статуя держала шлем и плод граната, который символизировал победоносный мир.

Величайшим памятником искусства, главным элементом Акропольского ансамбля является храм богини Афины, который более известен как Парфенон. Длина сооружения составляет около 70 м, ширина – чуть больше 30 м, по периметру размещены колонны высотой 10 м.

Внутри храма была расположена знаменитая скульптура Афина-Дева, ее создателем был главный архитектор Акрополя — Фидий. Фигура Афины составляла 12 метров. Статуя стояла на небольшом постаменте, в ее правой руке находился образ богини победы Ники, а в левой – копье. Победный дух и величественность скульптуре придавали дополнительные элементы, а именно щит, шлем, эгида, роскошное одеяние, символичная маска Медузы Горгоны. Лицо и руки богини были изготовлены из слоновой кости, оружие и элементы одежды вылиты из золота, натуральный блеск глаз был достигнут с помощью драгоценных камней.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником эпохи древней Греции является Храм Эрехтейн, его автор остается неизвестным до настоящего времени. Здание расположено поблизости Парфенона. Происхождение храма связано с интересной легендой, которая глубоко переплетается с историей названия города. Древняя святыня посвящена Афине, Посейдону, знаменитому царю Афин – Эрехтею. Первые двое боролись за право покровительства городом, тогда Боги Олимпа предложили каждому сделать подарок для жителей и крупного греческого полиса.
По условиям, покровителем становился тот, чей подарок будет признан лучшим. Посейдон омыл берега города морской водой, а богиня Афина подарила оливковое дерево. Последний дар был признан более ценным, в честь новой покровительницы полис был назван Афинами.

Храм Эрехтейн выполнял своеобразную функцию хранилища, здесь были собраны самые ценные предметы: деревянная статуя богини-воительницы, священный пеплос, алтари Ифеста и Эрехтея. В этом месте совершались главные культовые обряды. Постройка объединяла несколько святилищ, однако ее размеры были небольшие. Уникальность храма заключается в том, что при строительстве намеренно западная часть здания сделана ниже на 3 метра восточной стороны. Данный прием был предпринят, чтобы скрыть неровность земной поверхности.

Акропольский комплекс кроме названных выше главных исторических объектов включает в себя следующие сооружения:

— Ворота Бюле. Запасной вход в Афинский Акрополь, который был сделан в крепостных стенах после сражений с герулами в 267 году. Раскопками этой местности в 1825 году занимался французский архитектор Эрнест Бюле, в его честь были названы тайные врата.

— Святилище Афродиты Пандемос. Храм Афродиты находился по правую сторону от ворот Бюле. В современное время от сооружения остались одни развалины и архитрав, который почетно украшен гирляндами и голубями.

— Святилище Артемиды Бравронии. Здание расположено с восточной стороны, вблизи развалин микенских стен. Создателем считается Писистрат, на его родине был распространен культ Артемиды. Храм выполнен в форме дорийской колоннады, к которой примыкали два «П» образных крыла. В боковых колоннадах размещались две статуи Артемиды, одну из них создал великий скульптор Пракситель, а вторая была изготовлена из дерева, автор остался неизвестен.

— Халкотека. Прямо за храмом Артемиды находилось здание, предназначенное для хранения предметов необходимых для культовых обрядов и поклонения богини Афины. Халкотеку предположительно строили в середине 5 века до н.э., здание было реконструировано в римский период.

— Храм Августа. В 27 году до н.э. с восточной стороны от Парфенона был возведен небольшой круглый храм с 9 ионическими колоннами. У подножья здания имелась надпись: «храм посвящен Роме и Августу от благодарных афинян».

— Святилище Зевса Полиея. В маленьком храме имени Зевса проводился ритуал Дииполии, сегодня от постройки остались завалы камней. Территория здания состояла из прямоугольной ограды, которой разделяла небольшой храм и зал даров.

— Театр Диониса. Достаточно большую площадь с южной стороны занимает самый древний театр, созданный в честь бога виноделия. Одна из легенд гласит, жители Афин лишили жизни Диониса, так как ошибочно считали, что он желает отравить их вином. В этот день было решено отмечать праздник Дионисса, в честь убитого бога. Массовые гулянья привели к созданию первого театра. Именно здесь впервые были показаны театрализованные представления Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Пройдя через целые эпохи, современный Афинский Акрополь не утратил былого величия. Знаменательное сооружение покоряет туристов своими масштабами, здесь каждый камень хранит многовековые тайны, пропитан историческими событиями.

Современный проект реставрации Афинского Акрополя.

Восстановление древнего облика и масштабные реставрационные работы на территории Афинского Акрополя начались лишь в конце XIX века, но в целом попытки первых реконструкций можно было назвать безрезультатными. В 70-е года XX века потребовалось немедленное вмешательство архитекторов и строителей для сохранения многовекового наследия. В этот период было принято решение о перенесении большей части скульптур и барельефов на территорию музеев, одной из главных причин, послуживших тому являлось – растущий уровень загрязнения окружающей среды.

Во время «спасательных» работ возникали новые, непредвиденные проблемы, фундамент многих построек был неустойчив. Большое количество уникальных архитектурных деталей находилось среди обломков, которые остались от былых пожаров, взрывов, землетрясений и прочих катаклизм. Сохранившиеся культурные образцы нуждались в бережном отношении, создании камерных условий, консервации.

Современный вид Акрополя лишь отдаленно похож на существовавший в «золотые» времена небольшой город. Многие культурные экспонаты уже не восстановить, они были безвозвратно уничтожены. Например: В XIII веке была вывезена в Константинополь восхитительная статуя Афины–воительницы, несколько позже она была сожжена и уничтожена. Для других сооружений реставрационные работы имеют настолько масштабный характер, что после их окончания здание теряет былую эксклюзивность и уникальность, в частности это касается Храма Бескрылой Ники.

Жители Греции возмущены, нежеланием Британского музея возвращать мраморные статуи Парфенона, которые были вывезенные в начале XIX века Лордом Элджином на территорию Англии. Британский музей заплатил за экспонаты Лорду 35 000 фунтов.

Крупные работы были посвящены проблеме разрушения мрамора. Со временем соединительные железные конструкции стали оказывать негативное влияние на натуральный камень, процесс был ускорен активными выбросами выхлопных газов в атмосферу. Мрамор постепенно стал превращаться в известняк. Для устранения проблемы понадобилось полностью извлечь железные конструкции и заменить их латунными. В некоторых случаях остановить химическое разрушение было невозможно, часть таких экспонатов была отправлена в музей, на их место установлены аутентичные копии.

Сегодня в Афинском Акрополе параллельно с техническими работами ведутся научные и археологические исследования. Целью работы ученных является обеспечение максимального соответствия проводимых работ строгим международным требованиям, которые предъявляются для реконструкции самых значимых исторических памятников. Проводимыми работами руководит Комитет по Сохранности Памятников Акрополя, финансирование обеспечивает Евросоюз и греческое государство.

Памятка туристу

Стоимость входного билета в Афинский Акрополь составляет 12 евро, 6 евро для студентов и пенсионеров из Евросоюза, бесплатно для детей и школьников. В эту цену дополнительно входит бесплатное посещение Агоры, Храма Зевса, театра Диониса, Библиотеки Адриана, Кладбища Древних Афин. Билет действует 4 дня с момента покупки.

Посещать Афинский Акрополь лучше с самого открытия, в 8 утра, ибо после 9 часов приезжают многочисленные экскурсии, и толпы туристов все заполоняют. Экскурсия по Афинскому Акрополю в среднем занимает 4-6 часов. Рекомендуется осматривать исторический ансамбль достопримечательностей в группе с экскурсоводом. В летний период обязательно наличие головного убора и достаточного количества воды. Обувь для посещения территории должна быть удобной, даже в сухую погоду протоптанные тропинки являются очень скользкими. Уделите время посещению нового современного музея Акрополя. Он находится в 300 метрах от достопримечательности. Стеклянное здание заметно выделяется на фоне общей панорамы, уникальный музей построен на месте археологических раскопок. Посещение музея оплачивается дополнительно, цена символическая – 1 евро.

Бесплатный вход:
6 марта (день памяти Melina Mercouri, актрисы, певицы, министра культуры)
5 июня (международный день окружающей среды)
18 апреля (международный день памятников)
18 мая (международный день музеев)
последние выходные сентября (дни европейского наследия)

Выходные: 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, День святого духа, 25, 26 декабря.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Известны древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Самым же знаменитым является Афинский Акрополь. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу.


Афинский Акрополь

расположен на природной известняковой скале высотой 156 м над уровнем моря, с плоской вершиной (270–155 м). По найденным керамическим фрагментам определяется дата первых поселений на Акрополе (4–7 тыс. до н.э.). В 13 в. до н.э. скалы Афинского Акрополя укрепляются каменными стенами толщиной 5 м, возведение которых позже приписывались Киклопам, существам сверхъестественной силы. Часть этих стен сохранились и в настоящее время (например, за южной стеной Пропилей ).

В древнейшие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего это было место обитания правителя. В конце 2 тыс. до н.э. Акрополь приобретает исключительно культовое значение. Богиня Афина, обладала двумя ипостасями: с одной стороны, она – покровительница сил земли, плодородия, рождаемости (Полиада), с другой, она – воинственная защитница города и Дева (Паллада). В геометрическую эпоху (10–8 вв. до н.э.) ее культ отправлялся в небольшом храме на территории, где позже был построен храм Эрехтейон . Согласно мифам ее деревянное изображение было низвергнуто Зевсом на землю и упало на Акрополь.

Уже в середине 7 в. до н.э. на Акрополе появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новым были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). В начале 6 в. до н.э. здание перестраивается: увеличиваются размеры, возникает второй фронтон и колоннада. Около 525 до н.э. храм был построен заново, обретя мраморные фронтоны, метопы и другие детали. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи («Мосхофор » (570 до н.э.)), многочисленные изображения девушек, т.н. Коры .

После победы под Марафоном в 490 до н.э. было решено создать на Акрополе рядом с древним храмом Полиады новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон , имел 6 колонн. Однако постройки так и не были завершены, т.к. персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя. Возвращение афинян в свой город в 478 до н.э. – начало нового этапа в жизни Акрополя: возводится южная стена Акрополя, частично восстанавливается храм Полиады, создается колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) (465–455 до н.э.).

Установленная на высоком постаменте в центре Акрополя, она была своеобразной связующей осью всего ансамбля. Изображенная в роскошном шлеме, со щитом и копьем, она была видна издалека, с моря, т.к. солнце сверкало на золотых частях статуи (острие копья, шлем). Скульптура Афины Промахос работы Фидия поражала современников своими грандиозными размерами.

При Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, в 450 до н.э. начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447-438 до н.э.), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь(437–432 до н.э.), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) (между 449–420 до н.э.), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.), статуя Афины Промахос . Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.

Эрехтейон

– выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.

Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Именно для этой скульптуры предназначалось одеяние, пеплос, создаваемое жрицами и приносимое во время торжественных шествий Панафиней. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею.

Портик Кариатид

– произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора.

Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные «корзины». В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.

Изящный, легкий и свободный по композиции Эрехтейон занимает особое место в архитектуре всего Древнего Мира.

У подножья Акрополя с восточной его стороны были построены театры под открытым небом: Театр Диониса , возведенный греческими зодчими, и Одеон Ирода Аттика , построенный римскими строителями во 2 в.

Бравронейон

– одно из святилищ Артемиды Бравронской, покровительницы женщин, готовящихся к родам, и рожениц. Находилось здание справа от Пропилей, имело в плане форму буквы «П», открытой своей частью было обращено к дороге Панафиней. Внутри хранился ксоан богини, ее статуя работы Праксителя. Не сохранилось.

Храм Ромы и Августа

(27 до н.э.) – небольшой, выполненный из мрамора, круглый в плане несохранившийся храм. Круглое, с ионическими колонными здание («моноптер»), было посвящено богине Ромы и божественному императору Августу.

Недалеко от храма Ромы, на самой высокой точке Акрополя, находилось важное святилище древнего Акрополя – святилище Зевса Полиея . Центральным событием ритуала в этом святилище было жертвоприношение быка. Не сохранилось.

Акрополь – легендарный символ греческой столицы – города Афины. Частица истории, святыня, сыскавшая по всему миру невероятную славу. На городском холме возвышается культовый архитектурный комплекс, состоящий из нескольких укрепленных древнегреческих построек – в этом и есть весь Акрополь. Он, словно невидимая нить, связывает античную цивилизацию с современной Грецией. Акрополь – ценнейший исторический и культурный памятник, принадлежащий не только своей стране, но и всему миру. Полюбоваться на этот грандиозный комплекс ежегодно приезжают миллионы туристов и паломников со всех концов света.

Немного истории

История Акрополя берет свое начало в глубокой древности. Когда на территории легендарной Аттики появился новый город. В 15 веке до нашей эры здесь обосновалась резиденция микенских царей. В годы правления Писистрата в черте города был воздвигнут прекрасный храм, посвященный богине Афине – Гекатомпедон.

В 5 столетии до нашей эры большая часть Акрополя была разрушена персидскими воинами. К возрождению города приступили спустя 3 года при Перикле. В 15 веке Греция была завоевана Османской Империей. А многочисленные храмы древнего комплекса превратились в мечети. После того как Греция стала официально свободной (19 столетие), начались новые работы по реставрации и восстановлению облика Акрополя.

Постройки Акрополя

При входе на территорию архитектурного комплекса можно увидеть знаменитые ворота Пропилеи – детище известного древнегреческого архитектора Мнесикла. До нашего времени сохранилось лишь несколько белоснежных колонн и часть крыши. Экскурсия по священному городу начинается с южного склона холма. Здесь возвышается древнейший театр Греции – театр Диониса. В 5 столетии на его деревянных подмостках представляли свои творения знаменитые греческие драматурги – Еврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан. Сидения в зрительном зале также были из дерева. Сцена и лавки из мрамора появились только в 4 столетии до нашей эры. В настоящее время взору туристов открывается огромный зрительный зал в форме полукруга и часть полуразрушенного фасада. Во 2 тысячелетии до нашей эры, во времена правления Эвмена II, к театру Диониса был пристроен укрепленный портик. В изнуряющую жару или сильный холод зрители могли укрыться в нем. Сегодня это продолговатое каменное сооружение, «потрепанное» и пострадавшее от времени.

Следующим пунктом экскурсии является легенда Акрополя – священный храм богини Афины Парфенон. В свое время это было самое красивое сооружение комплекса, непревзойденный шедевр архитектурного искусства. В 6 веке до нашей эры на месте Парфенона был построен небольшой архаический храм. В 5 столетии до нашей эры на его развалинах выросло новое, прекрасное сооружение, выполненное из пентелийского мрамора белого цвета. Центральный зал храма украшала золотая богиня Афина – творение скульптора Фидия. Сейчас на территории Парфенона ведутся реставрационные работы, поэтому полюбоваться «останками» Древней Греции можно лишь снаружи. На сегодняшний день от храма осталась лишь его малая часть – несколько изящных античных колонн, возвышающихся на мощном мраморном фундаменте. Стены и крыша Парфенона практически не сохранились.

Эрехтейон и Ареопаг

Еще одной примечательной постройкой Акрополя является древний храм Эрехтейон, построенный в 5 веке до нашей эры, не уступающий по красоте даже Парфенону. В настоящее время от храма осталось лишь несколько колонн, оригинальный портик, украшенный скульптурами молодых девушек, несколько полуразрушенных стен.

Ареопаг – это место, где во времена Древней Греции восседал знаменитый античный суд. Здесь же появился первый городской парламент. Самое интересное, что здание суда было «вытесано» из священной скалы. На первый взгляд, кажется, будто оно является его частью, словно вырастает из-под земли. До наших дней сохранились малые «крохи» этой постройки, руины, в которых до сих пор витает «дух правосудия».

Широкой популярностью у туристов пользуется музей Акрополя. В его стенах можно узнать много интересного о древней цивилизации, царях-тиранах, истории города, греческой архитектуре и.т.д. Жемчужинами его экспозиции являются – Мосхофор, уникальная скульптура, датированная 6 тысячелетием до нашей эры. В центре композиции – юноша, приносящий в дар богине Афине «золотого» тельца. Коры – несколько изящных утонченных фигур, принадлежащих молодым девушкам. Скульптуры выполнены настолько реалистично, что можно разглядеть их прически, черты лица и даже складки на национальной одежде. Плиты фриза – прямоугольные пластины с изображением Олимпийских богов. На некоторых плитах можно увидеть целые сцены из древнегреческой мифологии. Кариатиды – статуи античных жриц храма Эрехтейон.

Как добраться?

Священный холм Афин находится в западной части столицы. Добраться до него можно на метро, воспользовавшись 2 его линией, двигаясь до станции Акрополь. А можно доехать на троллейбусе под номерами 15, 5 и 1 или на автобусе № 208, № 106, № 135, № Е22. Тем, кто решил совершить пешее путешествие, необходимо двигаться от центра столицы по улице Dionysiou Areopagitou, прямо никуда не сворачивая. Акрополь открыт для посещений ежедневно с 8-00 до 18-00 ч. Стоимость билета – 12 евро.

Адрес: Афины 105 58, Греция

Телефон: +30 21 0321 4172

Официальный сайт

Афинский акрополь - главная достопримечательность греческой столицы. Как и положено охраняющей город крепости, он пережил массу испытаний. И богатая история этого места сегодня привлекает тысячи туристов ежедневно.

Афинским акрополем принято называть укрепленную часть города, построенную на возвышении (отсюда и название этой части древних поселений - верхний город). Точное время строительства афинской крепости неизвестно, однако легенды связывают его появление еще со временем мифического основателя и первого царя Аттики, Кекропса. И это не удивительно, ведь по данным археологических раскопок и сохранившихся до наших дней документов, можно утверждать, что постройки на вершине плоского холма рядом с современными Афинами существовали еще до начала эпохи Архаической Греции.

Афины Акрополь
Афины Акрополь Парфенон

Афинский акрополь - история

Единственным достоверным источником, указывающим на то, что укрепления здесь появлялись во времена Микенской Греции (бронзовый век) является существование колонны и нескольких кусков стены из песчаника. Других доводов, доказывающих строительство на холме старинного мегарона (храма), нет, однако в том, что он был, мало кто сомневается. Есть даже несколько ранних артефактов, указывающих на то, что человек здесь обитал с раннего неолита. Однако все это интересует в большей степени археологов, чем туристов.

Массивная стена «циклопической кладки» появилась на месте будущего Афинского акрополя немногим позже, чем был возведен мегарон. Каким он был, а также как выглядели укрепления позже, вплоть до эпохи архаики, представить практически невозможно. Информация о строительстве храмов и стен на этой территории, в большинстве своем, относится ко времени более позднему, чем VI век до н.э. Так, в 570-550 г. до н.э. здесь был выстроен храм в честь покровительницы города, богини Афины. Его название, Гекатомпедон («стофутовый»), было дано после обнаружения во время раскопок XIX века, благодаря длине стены в 100 футов. Примерно в то же время был построен «Оригинальный Парфенон» (Ur-Parthenon), а спустя 50 лет появился так называемый Старый храм Афины, Arkhaios Neōs. Позже он был неоднократно разрушен и восстановлен во время войн, и ко 2 в до н.э. уже точно не существовал.

Афины Акрополь на рассвете
Афины Акрополь вечером

Примерно в 500 г. до н.э. Ur-Parthenon был разобран, чтобы на его месте возвести Древний Парфенон (Older Parthenon). Здание было гигантским - для его строительства было подготовлено 8000 двухтонных известняковых блоков. Однако после победы при Марафоне афиняне пересмотрели стратегию строительства Парфенона и решили отдать максимальное предпочтение мрамору. Этот этап в существовании величественного храма зачастую называют Пред-Парфенон II. Однако достроить его не удалось - в 485 году пришлось сократить бюджет из-за начавшегося конфликта с вошедшим на престол Ксерксом I, а в 480 году акрополь был разграблен и предан огню ворвавшимися в Афины персидскими войсками.

После того, как угроза повторного вторжения со стороны персов была окончательно устранена, афиняне решили восстановить разрушенные храмы Афинского акрополя. Частично для реконструкции использовались сохранившиеся элементы уничтоженных строений, однако большинство из них возводились заново. Период, в котором велись работы под управлением знаменитого Перикла, совпадает с Золотым веком Афин. В то время возведены Пропилеи - монументальные ворота на западе стены. Построенные в течение пяти лет, они созданы из прекрасного мрамора и сегодня считаются главным архитектурным памятником эпохи «высокой классики».

Афины Акрополь туристы
Афины Акрополь туристы

В 424 г до н.э. закончились работы по возведению храма Ники Аптерос, на ионическом фризе которого были нанесены изображения богов и эпизодов из закончившихся четверть века назад греко-персидских войн. Внутри храма возвышалась статуя богини, державшей в руках шлем и гранат.

К 406 г до н.э. севернее Парфенона достроен Эрехтейон, храм в ионическом ордере. Всего за два года до падения Афин, в сложных экономических условиях, был закончен этот прекрасный образец древней архитектуры. Легенда гласит, что его возвели на месте, где Афина и Посейдон спорили о том, кто должен обладать Аттикой. К сожалению, в 1687 году его значительно разрушили венецианские войска, осаждавшие город. Поэтому сегодня храм Эрехтея со своей интересной ассиметричной планировкой представляет собой лишь развалины.

Парфенон

Отдельного внимания заслуживает, конечно, Парфенон, об истории которого можно говорить столько же, сколько о судьбе всего Афинского акрополя. Сейчас мы можем наблюдать лишь развалины здания, построенного в 447 - 438 годах. Украшал его величайший скульптор своего времени, Фидий. Ему же принадлежали уничтоженные скульптуры Афина Парфенос и Афина Промахос (последняя была столь высока, что служила маяком). До нашего времени дошло лишь 30 статуй из множества созданных Фидием в акрополе. В Афинах можно увидеть только 11 из них.

Парфенон был значительно разрушен во время взятия Афин варварами в 267 году. После реконструкции не удалось восстановить всю прелесть древнего строения. Разрушенные колоннады, потрескавшийся мрамор - все это было заменено, но со значительным упрощением.

Афины Акрополь - Одеон Герода Аттика
Афины Акрополь Парфенон

В IV - V веках н.э. Афины превратились в обычный провинциальный город Римской империи. К тому моменту храмы были ограблены, статуи вывезены или уничтожены, а Парфенон при Павле III перестроили в храм Святой Софии.

Во время завоевания страны Османской империей главный храм превратили в мечеть, а в Эрехтейоне разместили гарем. Самое страшное испытание Парфенону, ставшему в XVII веке для турков пороховым складом, пришлось пережить во время осады Афин венецианской армией. При обстреле акрополя один из снарядов вызвал детонацию хранившихся в нем боеприпасов, что моментально превратило в руины часть некогда величественного религиозного сооружения.

Даже после того, как Греция в XIX веке вновь обрела независимость, перестройка в акрополе не остановилась - в течение нескольких лет были уничтожены римские статуи, османский минарет, палаццо, франкская башня.

Афинский акрополь - сегодня

Сегодня Афинский Акрополь входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории исторической «колыбели» Афин ведутся активные реставрационные работы, прикладывается максимум усилий для того, чтобы восстановить первозданный облик сохранившихся сооружений. Прошедший сквозь века, Афинский акрополь, возвышающийся на 156 метровом холме посреди Афин, является символом древнегреческой да и мировой цивилизации.

Афинский Акрополь время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Лето (с 1 апреля по 31 октября)
Понедельник: 8:00 до 16:00
Вторник, Среда, Четверг: 8:00 - 20:00
Пятница: 8:00 - 22:00
Суббота / воскресенье: 8:00 - 20:00

Зима (1 ноября - 31 марта)
Понедельник - четверг: 9:00 - 17:00
Пятница: 9:00 - 22:00
Суббота / Воскресенье: 9:00 - 20:00

Доступ прекращается за 30 минут до закрытия.

Стоимость:
Взрослые - 5.00 €
Подростки 5 - 18 лет - 3.00 €
Дети до 5 лет - бесплатно
Бесплатно для всех: 6 марта, 25 марта, 18 мая (Международный день музеев), 28 октября.

В Греции есть множество архитектурных объектов, представляющих высокую историческую ценность. Один из них — Афинский - что это такое? В переводе с греческого акрополь означает «высокий город». Это известняковая плоская возвышенность над городом (высотой около 80 м) с крутыми спусками со всех сторон, исключая западную. В древние времена главной функцией данного сооружения была защита от захватчиков.

Древнейшие поселения

Древний Акрополь в Афинах упоминается задолго до наступления классического периода истории. В результате проведения раскопок были обнаружены элементы культурного наследия, которые соответствовали эпохе бронзового века (в основном раннего и среднего). В VII-VI вв. до н. э. были построены храмы, но позже уничтожены персами.

По легенде, греческий Акрополь основал афинский царь Кекропс. Возвышение в центре носит название, происходящее от его имени — «кекропия» (cecropia).

Значение слов

«Парфенон, пропилеи, акрополь» - что такое обозначают эти понятия, и каково происхождение этих слов?

  • Парфенон — главный храм в греческом Акрополе, посвящен богине Афине. С греческого «парфенос» переводится как «дева». Такое прозвище носила Афина.
  • Слово «пропилеи» — происходит от греческого propylaion. Это парадная арка при входе в Афинский акрополь. Имеет два разноуровневых дорических портика.
  • Значение слова «акрополь» в переводе с греческого буквально переводится как «акро» - возвышенность, «полис» - город. То есть это укрепленная часть находящаяся на возвышении.
  • Эрехтейон — храм, посвященный Посейдону и Афине. Имеет асимметричную композицию, располагающуюся на нескольких уровнях.
  • Гекатомпедон — самый Акрополя, который посвящен Афине.

Акрополь и его предназначение

Акрополь - что такое кроется в этом древнем названии и каково его значение? Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день - это древний памятник архитектурного искусства.

Афинский акрополь как архитектурный ансамбль

Акрополь формирует внешний облик города Афины. В древности это место имело значение святилища и культурного центра. Все внутренние сооружения, храмы образуют собой единый ансамбль. Архитектура Акрополя необыкновенно искусна, все его части целостны, здесь нет места случайности - постройки и памятники, их расположение тщательно продуманы и предельно логичны. Построен этот ансамбль асимметрично и соответствует двум основным принципам в период ее расцвета: гармония в равновесии масс и восприятие архитектурного искусства в динамике его построения. Храмы Парфенон и Гекатомпедон — центр. Акрополь состоит из 21 элемента построек (театр Диониса, статуя Афины Промахос, Пропилеи, Афинский алтарь, святилище Зевса и другие).

Материал изготовления

Как выглядит Акрополь сегодня? Из каких материалов сотворены все его постройки?

В настоящее время многие из архитектурных памятников акрополя проходят реставрацию. Поэтому, осматривая достопримечательности, можно увидеть, что некоторые из них окружены строительным лесами. Многие строения по прошествии веков все же сохранили свое величие, по ним можно судить об уникальности и сложности всех архитектурных деталей. Осматривая древние колонны можно подумать, что материал их изготовления — известняк. На самом же деле все элементы Акрополя строились из мрамора, который довольно сильно обветшал под воздействием атмосферных явлений, а некоторые его части были разрушены войнами.

Пропилеи

С западной стороны возвышенности находится вход в Акрополь. Что такое Пропилеи? Этот вопрос волнует многих людей, впервые посетивших главную достопримечательность Афин. Пропилеи — главный вход в Акрополь, величественные ворота из мрамора. Имеют для прохода пять проемов. Самый широкий из них (вместо ступеней оснащен пандусом) располагается посредине и ранее предназначался для всадников и прогона животных для жертвоприношений. Ширина его составляет 4,3 м. Фасады ворот состоят из шестиколонных дорических портиков. В древние времена Пропилеи, из всех сооружений Акрополя, славились более всего и упоминались гораздо чаще, чем Парфенон.

Парфенон

Парфенон - главный храм, которым славится Акрополь, где на барельефах изображены сцены из древнегреческих мифов, в том числе, рождение Афины из головы Зевса. Величина храма довольно внушительна: ширина его 30 м, длина около 70 м. Колонны, стоящие по периметру, имеют высоту 10 м. Удивительно строение колонн: они к центру расширяются, а угловые установлены с легким наклоном по отношению к полу. Благодаря хитрости древних архитекторов, храм выглядит одинаково пропорционально независимо от того, с какой стороны его наблюдать. Внутри была установлена знаменитая скульптура богини - Афина-Дева. Сотворена она главным создателем Акрополя, архитектором Фидием. Руки и лицо богини были сделаны из слоновой кости, части одежды и оружие — из золота, блеск глаз достигался за счет использования натуральных драгоценных камней. До наших дней статуя не сохранилась. Ее облик удалось восстановить, благодаря найденным древним копиям.

Эрехтейон

Храм, где славили сразу нескольких богов: Афину, Посейдона и Эрехтея (древний царь Афин). Внутри располагался колодец Посейдона, наполненный соленой водой. Согласно легенде, этот колодец возник в результате удара трезубцем, который держал в своей сильной руке великий Посейдон. Исходя из того, что здание храма предназначалось для различных целей, оно имело два входа, с северной и восточной стороны. Каждый из них содержал свой портик, установленный на ионических колоннах. Проем был украшен витиеватым узором со множеством резных деталей и считался лучшим по красоте наличником эпохи Перикла. Недалеко от храма располагалась пещера, в которой жила священная змея богини Афины. Змея олицетворяла собой великого правителя города — Эрехтея. До настоящего времени внутреннее убранство этого храма не сохранилось, лишь в сочинениях современников можно найти описание помещения.

Театр Диониса

Греческие театры всегда строились на склоне холма, где устанавливались места для зрителей, перед которыми располагалась деревянная сцена. Зрительские места имели форму полукруга (они носили название «театрон») и окружали собой площадку, где находился хор (площадка называлась орхестра). В IV в. до н. э. сидения для зрителей делались в виде углубления в скалистом грунте и затем облицовывались мрамором. Театр Диониса — первый монументальный греческий театр, располагается на южном склоне Акрополя. До нашего времени сохранились кресла из мрамора, которые предназначались для значимых гостей и почетных жителей Афин. Вместимость театра — 17 тыс. человек.

Храм богини Ники

Это еще один сохранившийся до нашего времени храм, входящий в ансамбль (Акрополь). Что такое «аптерос» - слово, обозначающее имя богини? Обычно Ника изображалась с крыльями за спиной. Но этот храм является исключением из правила, поскольку жители Афин решили оставить победу у себя. Поэтому крылья умышленно не изготовили, чтобы не дать Нике улететь и навсегда оставить в городе. Соответственно, «аптерос» означает «бескрылая».

Храм имеет четыре ионические колонны, верхние части которых украшены спиральными завитками. Храм Ники Аптерос строился во время Пелопонесской войны, поэтому барельефы изображали победу над спартанцами и персами. Во времена захвата турками святилище было разобрано для строительства военных укреплений. На сегодняшний момент храм Ники часто закрыт для посетителей по причине реставрации.

То, что разрушено временем

Некоторые архитектурные объекты не сохранились до наших дней. На их месте обнаружены лишь фундаменты или же бесформенные руины зданий, некогда украшавших Акрополь. Что такое хранили они, как выглядели в период своего расцвета? К примеру, Гекатомпедон или Пандросейон? Об этом можно судить по результатам раскопок или по литературным свидетельствам, оставленным миру Древней Грецией. На месте Гекатомпедона были обнаружены остатки колонн и части скульптурных композиций. Святилище Артемиды и вовсе почти разрушено: найдены лишь незначительные его остатки и склад, где хранилось оружие.

Новый музей

Расположенный на территории Акрополя, начал свою работу в 1874 г. В основном там представлены элементы, ранее размещавшиеся в Верхнем городе. Коллекция становилась все больше и, спустя время, имеющихся помещений стало недостаточно. Недалеко от Акрополя приступили к строительству нового, более просторного здания. Но не всегда работы шли гладко, поскольку возникали некоторые препятствия и проблемы, связанные с выбором архитекторов или земельного участка. Вначале строительства, на этапе подготовки земли к закладке фундамента, были обнаружены исторически значимые архитектурные объекты. В результате возведение музея было приостановлено.

В 2009 году был открыт трехуровневый музейный комплекс со стеклянным полом, благодаря чему у посетителей есть возможность наблюдать за раскопками.

Loading...Loading...