Исследовательская работа "По стопам Крылова-баснописца "(Художественное своеобразие басен И.А.Крылова). Басня как литературный жанр и её характерные признаки Как отличить басню от сказки

Роджер Фаулер описывает басню как «короткий по­учительный рассказ в стихах или прозе, в котором человеческое поведение и соответствующие ситуации, представляются, в основном, с помощью животных и птиц, богов или неодушевленных предметов» . Споры о ее специфике не мешают исследователям выде­лить ее характерные черты:

  • прежде всего, басня - это сюжетное произведение. Типичными для нее являются динамика действия, отсутствие подробных описаний и стилистических приемов, замедляющих ход повествования;
  • герои басен находятся в бинарных оппозициях - одни являются воплощением человеческих добродетелей, а другие - носителями очевидных недостатков и пороков;
  • мораль в этой жанровой форме выведена на перед­ний план, даже если это непосредственно не анонсировано. Л.С. Выготский утверждает, что каждая басня содержит в себе особенный момент, который он условно называет “катастрофой” по аналогии с трагедией. Такой «катастрофой» является ее финальный момент, в котором двупланово объединены акт, действие или фраза, которые приводят противоречие к его апогею и, в то же время, «разбавляют эту двойственность чувств, которая нарастает в течение всего произведения» . По образному сравнению автора, басня, как будто, собирается в одну точку и, напрягаясь до предела, одним ударом решает, лежащий в ее основе, конфликт;
  • другая существенная особенность басни, что в ее содержании, как правило, нет метафор. Ее язык точен, ярок, сжат, близок к разговорному. В ней часто присутствуют звукоподражания, междометия и лексикальные заимствования из фольклора, которые развивают чутье «воспринимателя» к точным словесным деталям.

Разновидности жанра басни:

  • по форме - стихотворные и прозаические;
  • в зависимости от характера авторской инвенции - народные, авторизированные и литературные;
  • в зависимости от контаминации с другими жанро­выми формами - басни-сказки, басни-притчи, басни с анекдотическим характером;
  • в зависимости от Эпохи ее написания - древние, классические и современные.

Басня зародилась тысячелетия тому назад как одно из первых проявлений человеческой художественной мысли и опыта. Следы ее присутствия мы находим в культуре Египта и Индии. Особое место в ее развитии, как жанро­вой формы, занимает античная литература. Ученые считают, что первая, записанная для будущих поколений, басня принадлежит Гезиоду (VIII - VII в. до н. э.), который ввел неписанную традицию - заглавие должно содержать ан­титезу, противопоставление между персонажами, символизирующими определенные человеческие качества и черты характера. Эзоп, которого считают первым настоящим баснописцем, является полулегендарной лич­ностью, которой приписывают авторство более чем 400 произведений. Они созданы в VI в. до н. э., а записаны только во II в. до н. э. с целью обучения по риторике. В первом веке римский поэт Федр облекает басни Эзопа в стихотворную форму и ставит, наряду с Бабрием, начало стихотворной басне.

В период Средневековья басня имеет свое распро­странение, но ее настоящий расцвет связан с эпохой классицизма, когда творят Ф. Фенелон (Франция), А.П. Сумароков, И.И. Кемницер, И.И. Дмитриев (Россия). Самыми значимыми являются достижения Жана де Лафонтена и Ивана Андреевича Крылова, которыев отличии от античных авторов пишут развернутые повествования в стихотворной форме, построенные с помощью остроумного диалога.

Сформулированные Просвещением новые задачи, требуют, чтобы педагоги обратили на басни полагающее­ся им, внимание и узаконили их как «детский жанр». Жан-Жак Руссо, однако, остается скептиком в отношении их возможностей. В его романе «Эмил или о воспитании» даже категорически подчеркнуто, что дети не должны иметь доступа к басням до 12-летнего возраста. Автор категорически отрицает необходимость в подобном роде чтения для подрастающего поколения, считая, что оно может быть поучительным только для взрослых .

В конце XVIII и начале XIX веков создатели басен сталки­ваются с интересной закономерностью - их произведения быстро меняют своего адресата и уже охотно читаются преимущественно детско-юношеской аудиторией, а не более зрелыми читателями, для которых предназначены. Пытаясь отреагировать адекватно на это явление, басно­писцы уже легитимируются как «авторы для взрослых» и «авторы для детей», что не мешает ни тогда, ни в наши дни, чтобы самые лучшие произведения для взрослых бы­ли доступны и для мальчуганов.

В русской литературе XVIII и начала XIX века басня являлась жанром сатирическим, особенно полно отражавшим реальную действительность. Русская литература в XVIII веке все больше становится проводником новых, идей, все полнее осознает свое общественное назначение. Этим в значительной мере объясняется то обстоятельство, что наряду с «высокими» жанрами классицизма в литературе XVIII века такое большое и важное место заняли жанры сатирические, в частности басня. Об этом сатирическом направлении в русской литературе говорил Белинский, подчеркивая, что «...сатирическое направление со времен Кантемира сделалось живою струею всей русской литературы» .

Начало русской басни связано с именами Кантемира, Ломоносова и Тредиаковского. Это период поисков, попыток освоения разнообразных жанров, которые впервые так широко входили в русскую литературу. Первым русским баснописцем был Антиох Кантемир. Хотя басня и не занимает в его творчестве значительного места, но она уже воспринята им как жанр сатирический. У Кантемира басня впервые выступает в России как стихотворный жанр, так как до этого известны были лишь прозаические пересказы басен Эзопа. Вслед за Кантемиром к басне обратились Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, В. Майков, Хемницер и многие другие писатели. В системе жанровой иерархии классицизма, когда вся литература была подчинена «правилам» риторики, басня считалась «низким» родом. Ноэто-то и сделало басенный жанр наиболее жизненным, демократизировало его, приблизило язык басни к разговорному просторечию, фольклору.

Ломоносов, хотя и перелагал Лафонтена и вводил в басни подробности, следовал все же эзоповской традиции. Басни Ломоносова лишены комизма и подчеркнуто серьезны. Он предпочитал спокойное повествование. У Ломоносова басня лишена авторской интонации, драматизации рассказа. «Ломоносов в баснях - противник и высокого стиля, и грубо просторечного» - справедливо отмечал В.И. Коровин .

Самобытный, национальный характер басни явственно сказался в творчестве А. Сумарокова. Басенным жанром он откликнулся на великие идеи своего времени. Свою басенную позицию он высказал в «Эпистоле о стихотворстве»:

Склад басен должен быть шутлив, но благороден,

И низкий в оном дух к простым словам пригоден.

Как то де Лафонтен разумно показал

И басенным стихом преславен в свете стал,

Наполнив с ног до головы все притчи шуткой...

Сумароков восстает в баснях против невежественности и моральной распущенности дворянства, против произвола вельмож и чиновников. Сумароков заявил себя сторонником Лафонтена. Для него главным в басне была сатирическая шутка, а не нравоучение. Он обильно вводит в басню грубое просторечие. В его баснях глупость персонажей преувеличена и доведена до гротескного комизма. H.JI. Степанов обоснованно писал: «Для Сумарокова басня была «низким» комически-бурлескным жанром, где автор позволяет себе с пренебрежительным превосходством говорить о грубых вещах, да и сами сюжеты черпает из простонародной, мужицкой жизни» . Также Сумарокову принадлежит заслуга создания особого разностопного стиха, которым пользовались в дальнейшем многие русские баснописцы вплоть до Крылова.

Новый этап развития русской басни XVIII века связан с именем И.И. Хемницера. Его басня теряет черты комизма, а нравоучение только обнажает печальные моральные итоги размышлений. «Хемницер - иронический скептик, передающий всеобщее торжество глупости и порока» . Язык басен Хемницера - это простой, разговорный слог, который отличается и от просторечия, и от книжной скованности.

К началу XIX века в басенном жанре можно было вычленить разновидности: классическую басню (создателями которой были А.П. Сумароков, В.И. Майков, А.Е. Измаилов) и сентименталистскую (образцы её находим в творчестве М.Н. Муравьёва, И.И. Дмитриева). В разной степени они восходили к классическим образцам жанра - к басням древнегреческого баснописца Эзопа и французского поэта-баснописца Лафонтена. Последний внёс существенные перемены в древний литературный жанр и всё же сохранил его основные признаки. Цель классической басни - изложив тот или иной эпизод из жизни, предложить читателю некую истину, моральную сентенцию, которой можно было бы воспользоваться в разных жизненных ситуациях. Басня преподносит урок, обличает, однозначно оценивает, то есть не предполагает каких-либо открытий, она исходит из некоего безусловного знания, ей хорошо известного. Басня, по определению А.А. Потебни, есть быстрый ответ на предложенный вопрос . Лессинг справедливо говорил, что басня относилась древними к области философии, а не к области поэзии. Именно эту особенность, точнее - природу басни, кардинально изменил Крылов. Проанализировав тексты Крылова, Л.С. Выготский пришёл к выводу, что они всецело принадлежат поэзии, живут по законам поэтического текста и на них распространяются все законы психологии искусства.

Касательно жанра басни следует заметить, что жанровые особенности басни: мораль, аллегорический смысл, типичность описываемой ситуации, характеры-персонажи, осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В.А. Жуковский выделял 4 особенности басни:

1) басня помогает читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации;

2) перенос воображения читателя в мечтательный мир, где вымышленное сравнивается с существующим;

3) мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа;

4) вместо людей в басне действуют предметы и животные.

Для языка басни характерно: использование просторечной лексики, олицетворений, афоризмов. Язык басен прост, лаконичен, приближен к живой разговорной речи .

Список литературы:

  1. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2006. – С. 320.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – С. 573.
  3. Жуковский, В. А. О басне и баснях Крылова / В. А. Жуковский // Жуковский, В. А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. – Л.: Наука, 1960. – С. 323.
  4. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1966. – С. 376.
  5. Коровин В.И. Поэт и мудрец. М.: Искусство, 1996. – С. 127.
  6. Потебня А.А. Из лекций по истории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1894. – С. 170.

Городская научно-практическая конференция

« ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Секция:

Литература

Исследовательская работа

По стопам Крылова-баснописца

(Художественное своеобразие басен И.А.Крылова)

Ахметшина Карина Рустемовна, ученица 5А класса

МБОУ «СОШ №114» Приволжского района г. Казани

Руководитель Паскарь Галия Сайлауовна,

учитель русского языка и литературы

Казань, 2017

Основная часть.

Глава 1. И.А. Крылов - великий баснописец……………………………………………………...4

Глава 2. Художественные особенности басен И.А.Крылова…………………………………….5

Глава 3. Герои басен………………………………………………………………………………...6

Глава 4. Речевая характеристика героев…..……………………………………………………...8

Заключение………………………………..…………………………………………………………9

Список использованной литературы……………………………………………………………..10

Приложение 1……………………………………………………………………………..……….11

Приложение 2 ……………………………………………………………………………………..14

Приложение 3………………………………………………………………………………..…….17

Введение

Сегодня в век XXI мы вновь обращаемся к творчеству И.А.Крылова. Более 200 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные, нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. На уроках литературы, внеклассного чтения мы познакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова. У каждой басни И.А.Крылова своя история, свое художественное своеобразие.

Мы заинтересовались таким необычным литературным жанром, как басня, и решили провести своё исследование, выявить художественные особенности басен И.А.Крылова. Пойти по стопам великого баснописца.

Объектом исследования являются басни И.А.Крылова
Предмет исследования языковой материал басен И.А. Крылова.
Цель исследования – определить художественное своеобразие басен И.А.Крылова.

Задачи исследовательской работы:

    изучить басенное творчество И.А.Крылова;

    выявить художественное своеобразие, особенности басен И.А.Крылова;

    совершенствовать умение составлять связный текст ;

    развивать и совершенствовать поисково - творческие навыки и умения;

Методы исследования:

    Теоретический:

    справочно-информационный;

    анализ и систематизация.

    Практический:

    осмысленное прочтение басен;

    наблюдение;

    творческий поиск.

Результаты работы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках литературы при изучении тем «Русские басни», «Творчество И.А.Крылова», на уроках развития речи, внеклассного мероприятия.

Данная исследовательская работа поможет учащимся открыть завесу в мир басен И.А.Крылова, вызовет интерес к творчеству баснописца, к изучению предмета «Литература» и побудит стремление проявить свои творческие способности. И сследование может быть продолжено при изучении данного материала в последующих классах. ааааааааааааааа

Основная часть

« Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль…»

П.А. Вяземский

1. И.А. Крылов-великий баснописец

Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. А.С. называл его «истинно народным». И это действительно было так, ведь каждый литературный персонаж Ивана Андреевича Крылова до сих пор учит доброму, светлому и вечному. Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях, ставших неотъемлемой частью классической русской литературы.

Первые басни Крылова, без подписи, появились еще в ХVШ веке: "Стыдливый игрок", "Недовольный гостями стихотворец", "Павлин и Соловей". Но в них крыловского еще ничего не было. Подлинные басни, сделавшие имя Крылова всенародно любимым, он начал писать с 1805 года. Первый сборник басен вышел в 1809 году, среди них были шедевры: "Ворона и лисица", "Слон и Моська", "Петух и Жемчужное зерно". Всего написано более 200 басен. Басенное наследие Крылова - это, по выражению Гоголя, "достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа" * .

Иван Андреевич родился в Москве в 1769 году. Его отец служил в гарнизоне и не поощрял литературные интересы сына. А вот его мама, Мария Алексеевна, напротив, заботилась об образовании маленького Вани, пробуждала в нём интерес к книгам, любовь к чтению. Мальчик из-за отсутствия денег не учился в школе. Но всё это не помешало Крылову стать образованнейшим человеком своего времени. Иван Андреевич самостоятельно изучил русский и иностранные языки, литературу, математику. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке.

Оставшись без родителей, работал в Петербурге переписчиком документов и одновременно занимался написанием пьес – трагедий и комедий. Писать басни он начал только в 37 лет. После приобретения известности в литературных кругах, некоторое время работал журналистом. Много путешествовал и жил в провинции, не переставая сочинять. После переезда в Москву вышли в свет его первые басни, которые разошлись на пословицы и крылатые слова. Самого писателя в народе стали звать «дедушкой Крыловым» - это имя надежно закрепилось в его биографии. Умер баснописец 9 ноября 1844 года.

2. Художественное своеобразие басен И.А.Крылова

В чем же художественное своеобразие басен И.А.Крылова? Чтобы найти ответ на данный вопрос, надо пойти по стопам великого баснописца. Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктован­ных самой жизнью, современной автору. В языковых средствах, образах Крылов идёт от фольклора.

В своих баснях Крылов искусно соединил книжную, поэтическую речь и разговорную, включая просторечия. Отсюда та необыкновенная лёгкость, простота языка, которыми не переставали восхищаться Жуковский и Гоголь.

Важнейшая черта басен И.А.Крылова- это народный разговорный язык с обильным включением просторечий («горланит вздор», «не впрок», «дыханье сперло»), фразеологизмов, пословиц и поговорок («Дело мастера боится», «Ласточка одна не делает вес­ны»). Недаром Белинский увидел в баснях Крылова черту, вообще свойственную русскому человеку, «способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться». Великий русский баснописец попол­нил русский язык множеством афоризмов и крылатых выражений («Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался», «Да воз и ныне там»), прочно вошедших в речь и обогативших совре­менный русский язык. Крылатые выражения помогают понять сюжет басни, мораль и сделать выводы и делают нашу речь более яркой.

В каждой басне Крылова есть мораль . Мораль – это главная мысль сказанного раннее, вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом. Басня согласно определению из словаря - это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания использует образы животных, наделенных отдельными человеческими чертами: смелостью, трудолюбием, трусостью, добротой, красотой, мужеством и др. Иносказание (аллегория) - художественный прием, который автор использует в произведении - это одно из художественных особенностей баснописца. В баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот» нужно отметить следующую художественную особенность Крылова - метафору. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Из истории мы знаем, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». «У сильного всегда бессильный виноват», - гласит мораль басни «Волк и ягненок». Образ ягненка использован не только как «Агнец Божий» - аллегория слабости и беззащитности. Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников. Стоит обратить внимание и на ритмику басни «Стрекоза и муравей». Муравей говорит: «Кумушка, мне странно это», «Так поди же, попляши». Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером - хореем. Басни Крылова - стихотворные произведения.

3. Герои басен

Главными героями басен Крылова выступают птицы (соловей, петух, чиж, ворона, кукушка, курица, орёл) , люди (Повар, Сосед, Крестьянин, Мужик, Мальчик, Купец), неодушевлённые предметы (Ларчик, Очки, Зеркало) . В большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми. Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются глупость, жадность, невежество. Образы животных у Крылова играют более важную роль - они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.

Басенный в олк символизирует силу, лидерство, хитрость, злость, семью, охоту, поиск, тайну, свободу, индивидуальность («Волк и козленок», «Волки и волчонок», «Волк на псарне», «Волк и Кукушка», «Волк и кот», «Волк и Журавль», «Волк и Мышонок», «Волк и пастухи»).

Медведь символизирует выносливость, терпение, божественность, защиту, неуязвимость, правду, целительство, интуицию, силу, храбрость («Трудолюбивый Медведь», «Квартет», «Пустынник и медведь», «Медведь в сетях», «Медведь у пчел»).

Муравей - олицетворение трудолюбия, («Стрекоза и муравей», «Муравей»).

Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость («Лев и человек», «Лев и Волк», «Лев и Лисица», «Лев и Мышь»,«Лев и Комар»)

Лисица - олицетворение лицемерия, хитрости, обмана, лукавства («Ворона и Лисица», «Орел и лисица», «Лисица и обезьяна», «Лисица и виноград», «Бесхвостая лисица», «Лисица и маска» и другие).

Обезьяна означает несколько качеств, в китайской литературе- это желание передразнивать, тщеславие, озорство, В русской литературе - невежество, легкомыслие, хитрость, любовь к роскоши и даже коварство («Обезьяна», «Обезьяны», «Зеркало и Обезьяна», «Квартет», «Мартышка и очки»)

Осёл символизирует жадность, тупость, упрямость, самонадеянность, медлительность, невежество, глупость. («Осел», «Осёл и Соловей», «Осёл и Мужик», «Квартет», «Филин и Осел»).

Свинья - олицетворение невежества, нечистоплотности («Свинья под дубом»).

Ягненок - кротости, слабости, беззащитности, как «Агнец Божий» («Волк и ягненок»)

Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы - государственными институтами. Для этого используются образы животных.

4.Речевая характеристика героев

Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Речь героев представлена в форме диалога. Яркие примеры находим в баснях «Кошка и Соловей», «Кот и Повар». Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Лисица наделена живой разговорной речью, в которой много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (близёхонько, голосок, глазки, шейка, кусочек) обращений (сестрица, светик, голубушка,), просторечных слов (пёрушки). Крылов очень выразительно передаёт сладкую речь Лисицы. В этом ему помогает использование приёма речевой характеристики. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла. Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства.

Заключение

Таким образом, пройдя немалый путь по стопам баснописца, исследовав 14 басен, мы сумели определить, в чем же художественное своеобразие басен И.А. Крылова. Художественным своеобразием басен Крылова является живость, яркость, меткость самого языка, обилие тех характерных народно-разговорных словечек, которые придают речи особую выразительность. Основной художественный приём баснописца – иносказание, но мы отмечаем, как Крылов виртуозно использовал в своем творчестве метафору, иронию. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Мораль в басне Крылова высказана кратко и лаконично. Басни Крылова - стихотворные произведения, содержащие диалог между действующими персонажами.

Список использованной литературы

1. Архипов В.А. И.А.Крылов.Поэзия народной мудрости. М.:« Московский рабочий », 1974.

2.Гордин А.М. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах. Под редакцией Л.В. Деницкого. – М.: Л.; «Просвещение», 2005.

3. Крылов И.А. Басни. Проза. Пьесы. Стихи. – Л: Лениздат,1990.

4. Крылов И.А. Басни. – М.: Просвещение, 1985г.

5. Интернет -ресурсы:

;

http://www.doklad-na-temu.ru/lyudi/krylov.htm.

Приложение 1

Название басни

Герои

Мораль

Аллегория

Вывод

«Волк на псарне»

Волк, Ловчий

«С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».

Ловчий (Кутузов) – предусмотрительный, опытный, мудрый.

Волк(Наполеон) – хитрый, коварный, вероломный, трусливый.

Врага необходимо победить и уничтожить, чтобы не было от него вреда никому больше.

«Волк и ягненок»

Волк, Ягненок

«У сильного всегда бессильный виноват».

Волк– злой, агрессивный, на­глый, бессердечный, жестокий человек.

Ягненок– слабый, беззащитный, беспомощный человек.

Бесправие простого человека перед власть имущими. Выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость.

«Ворона и Лисица»

Ворона, Лиса

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Лиса – хитрый, лицемерный человек.

Ворона – глупый, доверчивый человек.

Не теряйте голову от льстивых слов. Все мы к лести относимся по-разному, но лесть не должна затуманивать наш разум!

«Зеркало и Обезьяна»

Мартышка, Медведь.

«Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире».

Мартышка - человек с высоким самомнением, лицемерный который видит недостатки только других. Медведь- мудрый, наблюдательный человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет.

Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.

«Квартет»

Мартышка, Козел, Осел, косолапый Мишка, Соловей.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».

Мартышка- несерьезный, вертлявый, неусидчивый человек. Козел- лишенный всяких музыкальных способностей, упрямый, туповатый человек.

Осел-упрямый, глупый, недально-видный человек. Медведь- неуклюжий, неловкий, бездарный человек.

Соловей-мудрый, талантливый, скромный человек.

Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье.

«Лев и Волк»

Лев, Волк, собачонка

«Дружок, напрасно, смотря на собачку, ты вздумал, что тебе я также дам потачку: она еще глупа, а ты уж не щенок!»

Волк – глупый, легкомысленный человек.

Лев – лидирующий, строгий человек, не прощающий ошибок

Не надо смотреть на других и надеяться, что к тебе будут относиться также, как и к другим.

«Лев и Комар»

Лев, Комар

«Бессильному не смейся, и слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: так слишком на свою ты силу не надейся!»

Лев – некультурный, невоспитанный человек с высоким самомнением

Комар- смелый, храбрый человек, не терпящий оскорблений в свой адрес.

Не обижай слабых, подумай, прежде чем что-то сделать. Не все так, как кажется с первого взгляда.

«Лев и Лисица»

Лисица, Лев

Лисица – воспринимает все с первого взгляда, но узнав получше, меняет свое мнение.

Не стоит делать о человеке и ситуации поспешных выводов, ведь все на самом деле может оказаться совершенно другим.

«Лисица и виноград»

Лисица

Не получим ожидаемой выгоды, человеку свойственно обвинять в этом обстоятельства, а не собственную несостоятельность

Лисица символизирует собой человека, у которого в случае, если что -то не получается, он винит обстоятельства

Зачастую, когда у людей что-то не получается, они винят в этом все и всех, кроме себя. А надо пробовать и пробовать, или попросить о помощи.

«Мартышка и очки»

Мартышка, Очки

«К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.»

Мартышка - глупый, невежественный человек, не желающий разбираться в очевидном.

Очки-наука.

Люди, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих.

«Осёл и Соловей»

Осел, Соловей

Судить без знания абсурдно, а принимать во внимание такие суждения – тем более.

Соловей – мастер своего дела.

Осел – не разбирается в пении, но думает, что может судить об этом

Если ты не разбираешься в деле, то не суди. А если ты мастер своего дела, то не слушай тех, кто в этом не силен.

«Пустынник и медведь»

Пустынник, Миша

«Услужливый дурак опаснее врага.»

Пустынник – одинокий, доверчивый человек.

Медведь – искренний, но глупый человек.

Не доверяй всем подряд, никогда не знаешь, что может случиться.

«Свинья под дубом»

Свинья, Ворон, Дуб

«Невежда также в ослепленье бранит науку, и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.»

Свинья – грубый, невежливый, невоспитанный, неблагодарный человек.

Перед любым поступком и деянием нужно подумать и понять, к чему это приведет в будущем.

«Стрекоза и муравей»

Муравей, Стрекоза

«Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!»

Муравей – трудолюбивый человек, думающий о будущем. Стрекоза – легкомысленная и ветреная, думающая только о развлечениях

Сначала надо сделать все необходимые и первостепенные дела, а потом уже подумать об отдыхе

Приложение 2

Название басни

Крылатые выражения

Диалог

Метафора

Ирония

«Волк на псарне»

1)«Ты сер, а я, приятель, сед»

2) «Волчью вашу я давно натуру знаю»

Между Волком (Наполеоном)

и Ловчим (Кутузовым)

«В минуту псарня стала адом»

«Пустился мой хитрец
в переговоры»

«Зеркало и Обезьяна»

Между Мартышкой и Медведем

«Я удавилась бы с тоски…»

«Что это там за рожа?»

«Какие у нее ужимкие прыжки! Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа!»

«Квартет»

1) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

2) «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Между участниками квартета и Соловьем.

«У нас запляшут лес и горы!...»

Ирония в том, что звери, не зная нот и не умея играть на инструментах, думали, что музыка у них не получается только потому, что они сидят не правильно.

«Лисица и виноград»

«Хоть видит око, да зуб неймет»

Монолог Лисы

«Глаза и зуба разгорелись»

Ирония в том, что Лиса очень хотела поесть виноград, но когда у нее не получилось его достать, сказала, что он зеленый и незрелый.

«Мартышка и очки»

2) «Тот дурак, кто слушает людских всех врак.»

Монолог

Бранит в ослепленье, вкушает плоды наук

Основная ирония находится в тексте. Ирония в том, что невеждам свою простоту и недалекость скрыть не получается.

«Пустынник и медведь»

«Услужливый дурак опаснее врага»

«Так из избы не вынесено сору»

Монолог Миши

«Про жизнь пустынную…»

«Что силы есть – хвать друга камнем в лоб! Удар так ловок был, что череп врознь раздался, и Мишин друг лежать надолго так остался!»

«Стрекоза и муравей»

«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела»

Между Стрекозой и Муравьем

«Лето красное»

«Зима катит в глаза»

«Злой тоской удручена»

«Помертвело чисто поле»

«Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!»

«Осёл и Соловей»

Между Соловьем и Ослом

«Вспорхнул и полетел за тридевять полей»

«А жаль, что не знаком ты с нашим Петухом. Еще б ты более навострился, когда бы у него немножко научился.»

«Свинья под дубом»

Между Свиньей и Вороном, между Свиньей и Дубом

«Невежда в ослепленье», «вкушает плоды».

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут»

«Лев и Волк»

«Она еще глупа, а ты уж не щенок!...»

Монолог Льва

«Лев убирал за завтраком ягненка»

«Ворона и Лисица»

«Вороне где-то бог послал кусочек сыра»

«Ворона каркнула во все воронье горло»

Между Лисицей и Вороной

Основная ирония находится в тексте. Ирония в том, что Ворона поддалась лести Лисицы и по глупости выронила сыр.

«Волк и Ягненок»

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

«У сильного всегда бессильный виноват»

Между Волком и Ягненком

«Лев и Комар»

«Из Ахиллеса вдруг становится Омиром!»

«…то в уши Льву он трубит!...»

«…взмахнул хвостом на трубача!»

«Лев и Лисица»

«Иного также мы боимся, поколь к нему не приглядимся»

«Со страстей осталась чуть жива!»

Приложение 3

Художественное своеобразие, особенность басен И.А.Крылова

1. Разговорные слова, просторечная лексика (пословицы, поговорки)

2. Аллегория (иносказание), метафора, ирония

3. Герои – животные, наделенные человеческими поступками, мыслями, характерами.

4. Мораль (нравоучение)

5. Диалог между действующими лицами

6. Басня - стихотворные произведения

Детство Крылова прошло в Твери, в небогатой дворянской семье, в близком общении с народом. На веселых народных гуляньях мальчик вслушивался в острые словечки и шутки, смеялся над язвительными анекдотами о чиновниках-взяточниках, над историями о хитрых мужичках.

Очень рано Крылов начал чиновничью службу, еще в родном городе Твери, и затем продолжил ее в Петербурге. В пятнадцать лет он приступил к «изобличению пороков», написав комическую оперу «Кофейница», а в 1789 году, в двадцать лет, стал издавать свой журнал «Почта духов».

Богатый жизненный опыт, острая наблюдательность и огромный поэтический талант легли в основу творчества Крылова-баснописца. Первая его басня «Дуб и трость» была опубликована в 1806 году; вскоре стали один за другим выходить небольшие сборники. И с тех пор басни Крылова прочно утвердились в чтении детей.

Басня, как известно, относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которых обычно действовали наделенные человеческими чертами животные, реже - люди.

Басни Крылова содержат целый нравственный кодекс, на котором дети воспитывались поколение за поколением. Из множества басен Крылова по крайней мере десяток входит в память с самых ранних лет. В основном это те из них, в чеканных строчках которых содержатся простые, но важные житейские истины. «А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь» - о чем это? Да, конечно, о незадачливых людях, дела не знающих, подменяющих его суетой и болтовней. Ребятишкам в науку - без назойливых нравоучений и весело.

У современников особенным успехом пользовались басни, где Крылов вскрывал общественные язвы. Демократизм пронизывал всю систему его взглядов и определял объекты и проблематику его сатиры. Художественное мышление Крылова близко по духу традициям устной народной сатиры.

В басне «Осел» как бы загадывается загадка: в росте ли дело или в чем-то другом? Подтекст басни раскрывается впрямую в ее итоговой моральной сентенции: не спасут высокий рост или высокий чин, коль низка душа. В басне «Лиса-строитель» рассказывается, как Лев, чтобы обезопасить свой курятник от воров, поручил соорудить его великой мастерице - Лисе; курятник выстроен на загляденье, да только куры пропадают пуще прежнего: Лиса «свела строенье так, / Чтобы не ворвался в него никто никак, / Да только для себя оставила лазейку».

Развивая традиционные признаки жанра (аллегоризм персонажей, смысловую двуплановость повествования, конфликтность ситуации, моральную сентенцию), Крылов превращал свои басни в маленькие художественные шедевры с гибким ритмом, живым разговорным языком, юмором. К тому же в них иносказательно, но остро изображались конкретные пороки действительности, что делало их художественной публицистикой. «Каждая басня Крылова была откликом на современные ему события. Именно в этом состояла ее новая эстетическая функция».

Реальная действительность явственно проступает и в таких широко известных, хрестоматийных баснях Крылова, как «Тришкин кафтан», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей» и др.

Белинский говорил о «неисчерпаемом источнике русизмов» в баснях Крылова. Емкость слова, лаконизм, естественность речи приближают их язык к афористичности народных пословиц. Многие меткие фразы и выражения из крыловских басен вошли в разговорный обиход наравне с пословицами: «Услужливый дурак опаснее врага», «А Васька слушает да ест», «Худые песни Соловью в когтях у Кошки» и пр.

При этом подлинно народный язык - точный, гибкий, яркий - отлично воплощался в стихотворном размере, которым писал Крылов. Он в совершенстве владел ямбом - этим основным размером русского стихосложения XIX века - и сделал его основой своих басен. Для этого понадобилась кроме неповторимого таланта и творческая «хитрость»: Крылов отказался от равного числа ударных слогов в каждой строке. И хотя основоположником русской басни по справедливости следует считать Сумарокова, создавшего и жанровую форму (живая бытовая сценка), и стихотворную («вольный», разностопный стих), но достигла высокого художественного совершенства басня под пером Крылова.

Баснописец создавал картины, полные не только мудрости и достоверности, но и ярких красок. «По форме большинство басен Крылова представляют собой миниатюрные пьесы со всеми чертами драматического действия. Вспомним хотя бы басни «Волк и Ягненок» или «Демьянова уха». В них - точная обрисовка характеров, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия, а слова от автора напоминают сценические ремарки, поясняющие ход действия. Поэтому их часто инсценируют на протяжении уже почти двух веков.

Некоторые его басни - это подлинные картины, полные ярких красок. Его перо сравнивали с кистью мастера: «Живопись в самих звуках!» - восхищался Жуковский. «У него живописно все, начиная от изображения природы пленительной и грозной, и даже грязной, до передачи малейших оттенков разговора...», - писал Гоголь.

Художникам легко было иллюстрировать басни Крылова. Многие басни его - это законченные музыкальные произведения, звучные, богато инструментованные, свободные и легкие в произношении.

Быть может, поэтому композиторы с такой охотой перелагали их на музыку. Большинство басен представляет собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой, остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки, то есть пояснения действий. Разве его «Стрекоза и муравей», «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград» - не маленькие пьески?

«Талант педагога чувствуется во всех его баснях. Они воспитывают любовь к отечеству, внушают чувство гражданского долга, учат честности, благородству, бескорыстию, уважению к труду, к народу. Это - уроки жизни, практическая передача опыта и мудрости поколений».

И потому басни его служили, служат и будут служить вечным воспитательным целям, они «учительны», как и вся передовая русская литература.

Любая басня его является сатирой, и тем более сильной сатирой, как говорил писатель Бестужев-Марлинский; «что она коротка и рассказана с видом простодушия».

Появление каждой новой басни Крылова было для современников праздником. Новая басня звучала так про сто, естественно, знакомо, словно все ее знали с детства, и в то же время она была так свежа, что человек, в десятый раз перечитывавший ее, находил в ней всё новые и новые краски. Это казалось удивительной тайной, каким-то волшебством. Обычное слово под пером баснописца как бы оживало: то оно тяжелело, как грузный камень, то превращалось в нечто невесомое, похожее на дыхание легкого ветерка. Слово стало послушным орудием его мысли; он играл им, разил, колол, уничтожал, ласкал, нежил. «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительною и выражаться так доступно всем, как Крылов», - свидетельствовал Гоголь.

Еще Ломоносов славил красоту, звучность, точность и блеск русской речи. Уже Державин проник в тайны «звукописи» и создавал стихи, похожие на музыку. Но только Крылов открыл нам все богатство родного языка.

Он отказался от искусственного деления языка на высокий, средний и низкий слоги, как этого требовали сторонники классицизма, он отказался от изысканного, благозвучного стиля Карамзина и от архаического «истинно русского» словаря Шишкова. В крыловских баснях, как в жизни, слились воедино различные языковые стили. С удивительным искусством передавал он малейшие оттенки человеческих отношений, разнообразнейшие типы и характеры.

«Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Крылова не стало. Поэт истинно самобытный, когда литература наша еще жила подражанием, поэт по преимуществу народный, когда еще самое слово «народность» не употреблялось… Крылов всегда имел успех, каким не пользовался никто из других наших поэтов, потому что Крылов был поэт чисто русский - русский по уму, здравому, светлому и могучему, русский по неизменному добродушию, русский по игривой, безобидной иронии, столь свойственной нашему народу, - иронии, которая всегда сопровождается улыбкою благорасположения. В многочисленных своих произведениях он говорил всем и каждому истины всегда меткие, всегда горькие, никому не обидные именно по тому, что они запечатлены печатью доброжелательства, что в насмешливости его не было ни капли желчи».

Она заключена в глубочайшей народности крыловских басен. Рожденные мудростью и духом народа, они вновь вернулись в народ. «В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротой и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природного верностью взгляда на предметы и способностью коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род», - писал В.Г. Белинский.

В.А. Жуковский справедливо замечал, что Крылов «рассказывает свободно... Он имеет гибкий слог, который всегда применяет к своему предмету: то возвышается в описании величественном, то трогает нас простым изображением нежного чувства, то забавляет смешным выражением или оборотом. Он искусен в живописи - имея дар воображать весьма живо предметы свои, он умеет и переселять их в воображение читателя; каждое действующее в басне его лицо имеет характер и образ, ему одному приличные; читатель точно присутствует мысленно при том действии, которое описывает стихотворец».

Басня - это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни - это прямое нравоучение.

Вконтакте

Возникновение и развитие басенного жанра

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос . По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим - Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.

Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр - I в., Бабрий - II в. и Авиан - V в.).

Басенный литературный жанр в Европе

Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

Известными европейскими баснописцами являются : немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.

Басня в России

В XVII-XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр - басенный.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич . Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.

В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.

В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.

В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

Признаки басенного жанра

Басенный жанр имеет несколько признаков и особенностей, которые его отличают от других литературных жанров :

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

  • носят поучительный характер;
  • могут быть в прозе и в стихах;
  • в роли главных героев могут выступать животные и растения, наделенные чертами характера людей;
  • повествование ведется в аллегорической форме.

Различия:

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина . Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.

Значение в воспитании детей

В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.

И.А. Крылов, великий баснописец первой половины ХІХ столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после многих литературных проб в драматургии, комедии, журналистике.

Своеобразием его басен стал "мужицкий" взгляд на окружавшую его действительность. Высмеивая человеческие недостатки, Крылов чаще всего в своих баснях показывал различных животных. Но современники знали, что под масками Ослов, Волков, Лисиц скрывались конкретные исторические лица. Они раздражали автора своей тупостью, подлостью, жадностью. На сторону слабых и угнетенных вставал сам автор. О беззаконии сильных мира сего Крылов пишет в басне "Волк и Ягненок":

Усильного всегда бессильный виноват!..

Последняя фраза настолько точно выразила характер представителей власти, что стала крылатой.

Новаторство Крылова

Под пером Крылова жанр басни изменился. Баснописец приблизил басню к большим жанрам: комедии или роману. Строение и законы такого текста остались прежними: рассказ и моральное поучение. Персонажи создают мир, которому тут же выносят приговор. Рассказ наполнен подробностями, персонажи наделены характерами, вместо автора присутствует в тексте рассказчик.

Автор и рассказчик

Показывая объективный взгляд на проблему, автор не проявляет себя в тексте прямо. На первый план выходит рассказчик, который находится рядом с героями, проникнут их чувствами, знает их не понаслышке.

Поведение рассказчика:

    притворно доверяется персонажам;

    дает выговориться и совершить поступки;

    передает их точку зрения.

В конце лукавый рассказчик приводит героев к полному посрамлению, так как знает все их слабости и достоинства.

Тематика басен

С давних пор басня учила людей правилам поведения в обществе, поэтому в них высмеивались пороки человека и недостатки общественной жизни:

    хитрость;

    жадность;

    трусость;

    глупость;

    невежество.

Язык басен прост и доходчив.

Тема труда

Крылов считал, что нормальная жизнь в обществе зависит от труда, профессионализма и согласия. К чему приводит отсутствие профессионализма говорится в басне "Квартет". Горе-музыканты искали причину в том, что нужно правильно сесть:

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Лишь соловей соловей открыл настоящую истину провала оркестра:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней...

Об общем деле, требующим согласия, говорится и в басне "Лебедь, Щука и Рак". Животные не желали прислушиваться друг к другу, поэтому воз, который они тянули в разные стороны, не сдвинулся с места.

Тема противоречия сильных и слабых

Открыто и смело Крылов направлял свое жало сатиры против властителей, что были «богаты иль когтем, иль зубком»,

против льва и тигра, алчного волка и хитрой лисы, подразумевая под масками этих зверей грабителей вельмож, продажных чиновников, судей-взяточников:

Что Климыч на руку не чист, все это знают...

Насилие и взяточничество

Тема насилия звучит в басне "Мор зверей", в которой каятся насильники. Каждый из зверей хватает добычу согласно его положению:

что можно великому Льву, то нельзя Волку и Лисе (басня «Лев на ловле»).
.

Слон-воевода занимается преступлениями на службе, разрешая подчиненным волкам «по шкурке снять» с овцы («Слон на воеводстве»).

Продажный суд

Крестьянин в произведении Крылова "Крестьянин и овца" обращается к судье Лисице с жалобой на Овцу, подозревая ее в краже курей, потому что она была во дворе. Свидетели-соседи утверждали, что не видели в ней «ни воровства, ни плутовства», овца «совсем не ест мясного». Все же судья решает:

Все плуты, ведомо, искусны.

И вследствие того казнить Овцу…

Басни бытового цикла

Человеческие пороки Крылов высмеивает в баснях бытового цикла:

    угодничество в басне "Кукушка и Петух";

    хвастовство - «Слон и Моська»;

    трусость - «Мыши»;

    неблагодарность - «Волк и Журавль»;

    лицемерие - «Напраслина»;

    ложь - «Лжец»;

    невежество - «Мартышка и Очки».

Человеческие поступки проглядывают через маски зверей, а читатель без труда узнает пороки, которые высмеивает баснописец.

Система образов

Басня широко пользуется олицетворением, так как в ней нарушена логика отношений живого-неживого. Наряду с человеком в тексте живут и действуют:

    животные, наделенные характером;

    растения;

    предметы быта;

    явления природы (реки, тучи).

Крылов обычно использует антитезу, поэтому его герои представляют пару:

    сила-бессилие ("Волк и Ягненок");

    глупость-ум ("Ворона и Лисица").

Антитеза заключена и в название басни.

Афористичность басен

Язык басен Крылова афористичен, близок к народной разговорной речи. Многие фразы стали настолько популярными, что превратились в пословицы и поговорки, стали крылатыми:

    «А ларчик просто открывался»;

    «А Васька слушает да ест»;

    «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!».

Написанные в XIX веке, басни актуальны и сегодня. Ведь и в ХХІ веке люди не избавились от человеческих пороков: также лгут, занимаются не своим делом, не слышат мнения других, власть предержащие творят беззаконие.

К кому же обращены басни Крылова? Не к нам ли? Людям прошлого, настоящего и будущего. Ведь смех во все времена воспитывал людей, показывал те недостатки, от которых надобно избавляться во все времена.

Крылов и поныне учит нас, «что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» (басня «Синица»). Крылатые выражения И.Крылова можно применить во многих ситуациях. Они помогают нам не лгать, не сорить напрасно словами, уметь разбираться в людях, не прославиться льстецом и самим не принимать лесть.

Loading...Loading...