Глагольные суффиксы в русском языке. Правописание глагольных суффиксов

-ал - (-ел -), -ан - (-ян -), -аст - (-ат -), -ев - (-ов -, -[j] -), -еват - (-оват -), -ен -, -енн - (-онн -), -енск - (-инск -), -ив - (-лив -, -чив -), -ин -, -ист -, -ит - (-овит -), -к -, -л -, -н - (-шн -), -тельн -, -уч - (-юч -, -яч -), -чат -.

1. Суффикс -ал - (-ел такой, каким становятся под влиянием действия (лежалый, загорелый, устарелый ).

2. Суффикс -ан - (-ян -) образует прилагательные со значением:

1. сделанный из того или иного материала или относящийся к чему-то (кожаный, глиняный, деревянный, земляной );

2. предназначенный для помещения чего- либо (дровяной, платяной );

3. работающий на том, что названо исходным словом (ветряной, нефтяной, торфяной ).

3. Суффикс -аст - (-ат -) образует прилагательные, называющих части тела человека или животного, внешних качеств человека, аксессуаров его внешности (волосатый, косматый, губастый, очкастый, рогатый, скуластый ). Исключение [?]: полосатый, женатый .

4. Суффикс -ев (-ов ), [-j -] образует прилагательные со значением:

1. принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волчья, собачья );

2. сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый ).

5. Суффикс -енн -, -онн - образуют прилагательные со значением:

1. признака или свойства (клюквенный, клятвенный, утренний, традиционный );

2. подверженности действию, результата действия или характерезуемости действием (медленный, усиленный, влюбленный ).

6. Суффикс -енск - (-инск -) образует прилагательные, обозначающие географические названия (кубинский, пензенский ).

7. Суффикс -ив 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый ).

8. Суффикс -ин - образует прилагательные, обозначающие людей и животных: (гусиный, дядин ).

9. Суффикс -ист - образует прилагательные со значением:

1. похожий на что-то (серебристый, бархатистый );

2. обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый );

3. имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый ).

10. Суффикс -ит - (-овит -) образует прилагательные со значением: обладающий в большей степени чем-нибудь (именитый, ядовитый, сердитый ).

11. Суффикс -к - образует прилагательные со значением: 1) склонный к какому-нибудь действию; 2) такой, что часто делает что-нибудь; 3) или такой, с которым часто что-нибудь делается (ломкий, топкий, липкий, ковкий, цепкий ).

12. Суффикс -л - образует прилагательные со значением:

1. находящийся в состоянии, которое возникло в результате действия, названного исходным словом (гнилой, умелый, усталый );

2. обладания признаком, названным в исходном слове (светлый ).

13. Суффикс -лив - образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый ).

14. Сложный суффикс -ль-н - образует: прилагательные со значением предназначенности для выполнения действия (вязальный, родильный, сушильный ).

15. Суффикс -н (-шн ) образует прилагательные со значением:

1. признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный );

2. подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные рваный, читаный, званый, драный ).

16. Суффикс -оват - (-еват -) образует прилагательные со значением:

1. отчасти напоминающий кого-либо или имеющий некоторое свойство чего-либо (мужиковатый, плутоватый, молодцеватый );

2. оттенка ослабленного (несколько, слегка) качества (голубоватый, беловатый, сладковатый ).

17. Составной суффикс -тель-н - образует прилагательные со значением:

1. производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный );

2. являющийся объектом действия или способный им стать (желательный, осязательный );

3. предназначенный для выполнения действия (плавательный, летательный );

4. указывающий на определенную связь с действием (избирательный. подготовительный ).

18. Суффикс -уч - (-юч -, -яч -) образует прилагательные со начением: склонный к какому-нибудь действию (певучий, вонючий, висячий ).

19. Суффикс -чат - образует прилагательные со значением:

1. обладающий чем-нибудь, имеющий в большом количестве или в большой степени что-нибудь (узорчатый, бревенчатый, бугорчатый );

2. наполняющий каким-нибудь качеством, свойством то, что обозначается исходным словом (дымчатый, дудчатый, репчатый ).

20. Суффикс -чив - образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый ).

краткое содержание других презентаций

«Словарные слова русского языка» - Подобрать синонимы, антонимы. Пословицы и поговорки, фразеологические обороты со словарными словами. Знакомство младших школьников с этимологией. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии. Этап контроля и самоконтроля. Совместная деятельность учителя и ученика. Содержание. Теоретические положения при изучении словарных слов. Использование компьютера освобождает учителя от рутинной работы.

«Русский алфавит» - Фонетический разбор. Все гласные буквы расселены. Домики. Гласные буквы. Западное полушарие. Парные согласные. Мягкий знак. Буквы расселены. Карта русского алфавита состоит из 2 полушарий. Звуки и буквы русского языка. Непарные глухие согласные. Буквы. Звук согласный или гласный. Твердый знак. Гласные и согласные. Карта русского алфавита. Восточное полушарие. Непарные звонкие согласные.

«Написание изложения» - Проблемное задание. Мрамор. Прочитай текст. Выпал пушистый снег. Выберете из предложенных заголовков самый подходящий. Запишите отрывок по памяти. Блеск Изумрудного города. Работа над изложением. Группа предложений. Научиться писать изложение. Корректор. Текст-рассуждение. Чем текст отличается от предложения. Учимся писать изложения.

«Предложение в русском языке» - Окончание. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Суффикс. Двусоставные и односоставные предложения. Содержание. Начало предложения пишется с большой буквы. Простые и сложные предложения. Части слова. Нераспространенные и распространенные предложения. Строим слова и предложения. Второстепенные члены предложения. Приставка. Предложение – единица речи.

«Суффиксы в русском языке» - Таблица значений суффиксов. Улыбнитесь друг другу. Проверь себя. Тема урока: суффикс. Задачи урока. Лес, в лесу, лесной, лесник, леса, лесок, за лесом. (За)колдовала зима лес. Девиз урока. Суффикс и его роль в слове. Алгоритм нахождения суффикса. Суффикс. Самостоятельная работа по выбору.

«Слова-синонимы и антонимы» - Подберите к прилагательному синоним. Антонимы. Синонимы. Орфограммы в словах. Выпишите слова. Прилагательные-синонимы. Подберите к существительным синонимы. Ненастье. Подчеркнутое слово замени антонимом. Слова, близкие по смыслу выделенным.

Источником обогащения нашей речи служит непрерывный процесс словообразования. В русском языке он происходит несколькими способами. Один из распространенных - суффиксальный: маленькая частичка - суффикс, присоединяясь к корню, рождает слово с иным смысловым или эмоциональным оттенком. В одни слова привносятся нотки ласковости, нежности, в другие - пренебрежения и критики. Звучание радостных мотивов сменяется горькой иронией. Способность видоизменять и преобразовывать слова делают суффикс их значимой частью.

Различают словообразовательные и формообразующие суффиксы, отвечающие за грамматическую форму. Первая категория является наиболее многочисленной и распространенной. Словообразовательный суффикс -ость, например, может превращать одну части речи в другую.

Значение и функции суффикса ость

Суффикс -ость в русском словообразовании известен с давних времен. Его активность проявлена и в наши дни, когда процесс пополнения лексики набирает динамику. Этот словообразующий суффикс был и остается наиболее результативным. Слов, оканчивающихся на него, насчитывается более четырех тысяч.

Смысловые оттенки в основном относятся к таким семантическим группам, как:

Из приведенных примеров видно , что слова с этим суффиксом не имеют окончания, а имена существительные являются производными от прилагательных с той же основой и всегда относятся к женскому роду 3 склонения.

Часто слова с суффиксом -ость образуют пары антонимов:

Нулевое окончание в именах существительных на -ость в некоторых случаях делают затруднительным процесс различения слов. Такие существительные, как: ость, трость, пакость, волость, жимолость, крепость (только в значении сооружения!) - не имеют в составе суффикса, а одноименная частица является отдельной морфемой, принадлежащей основе слова. Сюда же относится и «гость» - существительное мужского рода, 2 склонения.

Правила написания и склонения

Суффикс ость относится к постоянным. Он всегда находится в слабой безударной позиции , поэтому легко образовывает существительные от производных прилагательных с неподвижным ударением на основе:

Эта особенность предполагает правило его написания: независимо от произношения [Асть], во всех производных именах существительных следует писать букву «О»:

Слышим: «каверзнАсть» - пишем «КаверзнОсть»

При склонении имен существительных женского рода на -ость, изменения происходят только на зрительном уровне. В написании исчезает «Ь» , при этом звучание [Асть] так же остается неизменным:

  • Им. п. - спелость [сп’эласт’]
  • Род.п. - спелости [сп’эласт’и]
  • Дат.п. - спелости [сп’эласт’и]
  • Вин.п. - спелости [сп’эласт’и]
  • Тв.п. - спелостью [сп’эласт’й’у]
  • П.п - о спелости [сп’эласт’и]

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

Loading...Loading...