Правила пожарной безопасности для старшеклассников. Правила пожарной безопасности для детей

1. Общие требования безопасности

1.1. При проведении занятий и в свободное время учащиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» и настоящей инструкцией разработанной на их основании.

1.2. Старшеклассники обязаны знать места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими

1.3. Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения

1.4. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения

1.5. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях

2.1. Приносить и пользоваться в учреждении легковоспламеняющимися, взрывоопасными, горючими материалами

2.2. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы

2.3. Разводить костры на территории учреждения

2.4. Использовать пиротехнические средства

2.5. Курить на территории учреждения

3. Действия учащихся в случае возникновения пожара

3.1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику учреждения

3.2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения

3.3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям работников учебного заведения

3.4. По команде учителя (преподавателя) учреждения эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам

3.5. При выходе из здания находиться в месте, указанном учителем (преподавателем)

3.6. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества

3.7. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.

Что делать во время пожара

ПОЖАР В КВАРТИРЕ

Пожары в жилом секторе - самые многочисленные. При пожаре в квартире надо:
1. Если пожар начался из-за электроприбора или горит проводка
, отключите электроэнергию. Тушить горящий прибор лучше не водой, а накрыв его одеялом. ОСТОРОЖНО! Телевизор может взорваться, поэтому находиться слишком близко от него не стоит.

2. Если от плиты загорелась кухонная утварь, шторы или полотенца , тушите огонь тряпками, обернув руки мокрым полотенцем. Небольшое возгорание на кухне можно ликвидировать с помощью крупы, соли или стирального порошка.
3. Звоните пожарным по тел. 01. Сообщите адрес, причину вызова и наиболее короткую дорогу к вашему дому.
4. Срочно покиньте горящее помещение. Если это невозможно, уплотните двери и окна в одной из комнат мокрой тканью, чтобы не дать просочиться едкому дыму. Это исключит еще и доступ кислорода, если в помещении есть открытый огонь. Самое безопасное место в горящем жилище - балкон (если дверь плотно закрыта).

ГОРИТ МАШИНА

Автолюбители могут стать погорельцами в нескольких случаях: если загорелось разлитое под автомашиной топливо, загорелся мотор, пожар возник в салоне, автомобиль вспыхнул в результате ДТП.

При возникновении огня нужно:

1. Применить автомобильный огнетушитель. Им тушат вспыхнувшую лужицу бензина, пожар под капотом, салон. Если горит мотор, открывайте капот машины осторожнее: доступ воздуха может заставить огонь вспыхнуть с новой силой. Лучше открывать капот на расстоянии, используя палку или монтировку. Пену из огнетушителя нужно направлять в сам очаг возгорания.

2. Если это не помогло , накройте машину брезентом, сбейте пламя, забросайте его песком, землей, залейте водой.
3. ОСТОРОЖНО! Если вам не удалось потушить огонь быстро, срочно отходите на безопасное расстояние, иначе может взорваться бензобак. Опасная зона - 10-15 метров. Ни в коем случае не садитесь в горящее авто и не заводите его!
4. Если горит чужой автомобиль, а в его салоне находится человек (двери заклинило или водитель без сознания), срочно взломайте двери машины, выбейте стекла - нужно немедленно вызволить пострадавшего из огненной ловушки!
5. Если рядом с горящей машиной находятся другие автомобили , поливайте их водой до приезда пожарных, чтобы пламя не перекинулось на них.



ГОРИТ ЧЕЛОВЕК

Вернее, конечно, горит не сам человек, а сначала его одежда. Ни в коем случае не давайте ему бежать! От этого огонь только сильнее разгорится. Человек от боли впадает в состояние шока и не контролирует свои действия. Нужно помочь ему:
1. Повалите его на землю, сбейте пламя.
Можно залить огонь водой, забросать горящего человека снегом, если дело происходит зимой, накрыть несчастного плотной тканью или одеждой, оставив голову открытой, чтобы человек не задохнулся от продуктов горения. Если под руками ничего нет, катайте горящего по земле, чтобы сбить огонь.
2. После этого немедленно освободите пострадавшего от тлеющей одежды! Не мажьте ожоги, просто наложите сухую марлевую повязку и вызовите "скорую".

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

· Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение. Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).

· Тушить водой электроприборы, включенные в сеть.

· Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.

· В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.

· Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке).

· Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.

· Смазывать ожоги маслом.

· Бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.


ПАНИКА - ДРУГ ПОЖАРА

Не паникуйте! Это главный принцип поведения в чрезвычайной ситуации. Действуйте четко, быстро, спокойно.Сообщите пожарным ваш адрес, короткую дорогу к вашему дому (офису), назовите этаж, где произошло возгорание.Четко расскажите, что конкретно горит (кабинет, квартира, подвал, чердак, подъезд), сколько людей в здании, представьтесь, назовите номер своего телефона.

И Н С Т Р У К Ц И Я
о мерах пожарной безопасности в здании и на территории

МБОУ СОШ №153

ЗАПРЕЩЕНО:
1. Курение и применение открытого огня.
2. Производить огнеопасные работы без разрешения руководителя или лица, ответственного за противопожарное состояние помещений.
3. Загромождать проходы и выходы.
4. Пользоваться электронагревательными приборами не заводского исполнения.
5. Использовать первичные средства пожаротушения в хозяйственных нуждах.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРСОНАЛА И РУКОВОДСТВА ШКОЛЫ:

1. Содержать помещения в чистоте и порядке.
2. По окончании рабочего дня ответственный за противопожарное состояние должен производить обязательную проверку противопожарного состояния помещений, отключения имеющихся электропотребителей.
3. Выполнять все требования ответственного лица по соблюдению противопожарного режима в помещениях.
4. Знать и выполнять правила пожарной безопасности, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
5. Использовать первичные средства пожаротушения только по назначению.
6. Содержать в исправном состоянии эвакуационные выходы, не загромождать их какими-либо предметами и оборудованием.
7. Горючие отходы и мусор собирать в урны, которые по окончании рабочего дня выносить за пределы здания в специально отведенное место.
8. Знать места расположения первичных средств тушения пожара и уметь ими пользоваться, хранения ключей от всех помещений и эвакуационных выходов.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ:

1. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону «01» или 112, организовать встречу и сопровождение пожарных расчетов на место пожара.
2. Принять меры по вызову на место пожара руководства. При необходимости вызвать представителей и других служб района
3. Организовать отключение электроэнергии и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара.
4. Приступить к тушению очага пожара имеющимися на рабочем месте первичными средствами пожаротушения, эвакуации людей и материальных ценностей.

Ответственный за противопожарное состояние: Мамушкина А. А.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
для учащихся МБОУ СОШ №153

Для младших школьников
1. Нельзя приносить в школу спички (зажигалки, хлопушки, петарды, фейерверки) и играть с ними.
2. Нельзя без разрешения взрослых включать электрические приборы.
3. Нельзя разводить костры и играть около них.
4. Если увидел пожар, необходимо сообщить об этом учителям, родителям или другим взрослым.

Для старших школьников
1. Запрещено приносить в школу и пользоваться любыми зажигательными и курительными принадлежностями (спички, зажигалки, сигареты и т. п.)
2. Не нагревайте незнакомые приборы, упаковки для порошков и красок. Особенно аэрозольные упаковки (металлические баллончики).
3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Не позволяйте малышам самостоятельно включать электроприборы. Уходя из дома, отключайте электроприборы из сети.
4. Помните, что опасна не только бочка/канистра с бензином, но и пустая бочка/канистра из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости; зажженная спичка может привести к взрыву, тяжелым ожогам и травмам.
5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей.
6. Не оставляйте непотушенными костры.
7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву. Это очень ОПАСНО!
8. При обнаружении пожара сообщите взрослым и вызовите пожарных.
Инструкция составлена _______________________________________

ИНСТРУКЦИЯ
О мерах пожарной безопасности в
МБОУ СОШ №153

1. Общие требования безопасности.

Настоящая инструкция составлена в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01- 03 и является обязательной для исполнения всеми работниками школы. Все работники школы допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы должны проходить дополнительное обучение в соответствии с порядком, установленным руководителем. Противопожарный инструктаж проводится в сроки проведения инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале инструктажа по охране труда.
Лица, виновные в нарушении Инструкции о мерах пожарной безопасности, несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
2.1 Ответственность за противопожарное состояние кабинетов возлагается на материально ответственных лиц кабинетов. Ответственность за противопожарное состояние коридоров, помещений и мест общего пользования возлагается на заместителя директора по хозяйственной части. Ответственность за противопожарную безопасность в ночное время возлагается на сторожа.

2.2 Территория школы постоянно должна содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории или сжигать в специально отведенном месте.
2.3 Помещения здания должны содержаться в чистоте. Загромождения ходов, эвакуационных путей не допускается. Эвакуационные выходы допускается запирать только изнутри и ключи от входных дверей должны находиться в дневное время у дежурной технички, а в ночное время у сторожа.
2.4 Огнетушители должны размещаться в легко доступных местах, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
2.5 По окончании занятий работники школы должны тщательно осмотреть закрепленные за ними помещения и закрыть их, обесточив электросеть.
2.6 Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключить до приведения их пожаробезопасное состояние.

2.7. Электроустановки и бытовые приборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует персонал, должны быть обесточены, за исключением дежурного освещения, пожарной сигнализации. Другие электроустановки и электрические изделия, холодильники и т.д. могут оставаться под напряжением, если это обусловлено их функциональным назначением и предусмотрено инструкциями по эксплуатации.
3. Запрещается.

3.1 Разводить костры, сжигать мусор в местах специально не отведенных для этого.
3.2 Курить в помещениях школы.

3.3 Устраивать архивы, склады и т.д. в чердачных помещениях.

3.4. Проживать в здании школы обслуживающему персоналу и другим лицам.

3.5. Хранить в здании школы легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие материалы.

3.6. Использовать для отделки стен, потолков горючие материалы.
3.7. Забивать гвоздями двери эвакуационных дверей

3.8. Оставлять без присмотра включенные в электросеть приборы.

3.9. Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители.

3.10. Проводить огневые, электросварочные и другие виды пожароопасных работ в здании школы при наличии в помещениях людей.
3.11.Пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями.

3.12. Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов, исключающих опасность возникновения пожаров.

3.13. Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючим материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками, рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника.

4. Действия при возникновении пожара.

4.1. Сообщить в пожарную охрану по телефону «01», «112», по сети МЕГАФОН «010», и по сети БИЛАЙН «001» в пожарную часть.
4.2. Немедленно оповестить людей о пожаре.

4.3. Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей.
4.4. В момент эвакуации и тушения пожара необходимо воздержаться от открывания окон и дверей без надобности, а также разбивания оконных стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещение, следует закрыть за собой все двери и окна.
4.5. Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.
4.6. Силами ДПД приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения.

4.7.Руководитель школы или лицо его заменяющее обязан:

– продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную часть и поставить в известность вышестоящее руководство;

– в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение;

– при необходимости отключить электроснабжение и газоснабжение в здании;

– прекратить все работы в школе за исключением работ связанных с тушением пожара;

– удалить за пределы зоны пожара всех работников и учащихся, не участвующих в тушении пожара;

– осуществлять общее руководство тушением пожара до прибытия пожарной охраны;

– обеспечить соблюдение требований безопасности работников, принимающих участие в тушении пожара; организовать эвакуацию людей и материальных ценностей;

– организовать встречу подразделений пожарной охраны.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ШКОЛЬНИКАМ о ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ПОЖАР

Тысячи лет назад люди научились добывать огонь. Он был и остается одним из первых помощников человека. Без огня невозможна жизнь на земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Огонь костра, огонь в печи, огонь газовой горелки человек использует и сегодня.

Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло.

В России ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров, при которых погибает более 10 тысяч человек. Свыше 80% пожаров возникает в жилых домах, дачных садовых домиках. При этом примерно каждый шестой пожар в жилых домах происходит по вине ребят.

ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ

Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать более подробно.

Неосторожное обращение с огнем. Брошенный не затушенный окурок или горящая спичка могут уничтожить целый дом. Очень опасно зажигать спички в жилых помещениях, на балконах, на чердаках и в чуланах: малейшая неосторожность приводит к пожару. В деревенских домах и на дачных участках часто пользуются печками, которые топят дровами. При этом надо быть очень внимательными: небрежность дорого обходится хозяевам.
Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами. Часто люди включают в одну электророзетку телевизор, электроплитку, настольную лампу, а бывает, еще и утюг. Пожар в этом случае неминуем из-за перегрузки электросети.

Другой случай: ученик пошел в школу или в спортзал на тренировку и забыл выключить утюг или обогреватель, электрочайник. Что произойдет – догадаться нетрудно, ведь оставленные надолго без присмотра электроприборы сильно нагреваются и воспламеняются.

Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. Их можно встретить сейчас в каждом доме. Это лаки, краски, бензин, керосин, ацетон, бытовые аэрозоли. Надо знать, что воспламеняются они легко и быстро. Выливаясь на пол, горючие жидкости растекаются по большой поверхности, а скорость распространения огня по поверхности очень велика. К тому же не все воспламенившиеся горючие жидкости можно тушить водой, так как многие из них легче воды, отчего она не может прекратить их горение.

Утечка газа. Не выключенная из-за забывчивости хозяев конфорка газовой плиты представляет большую опасность. Оставленный без присмотра на плите суп или компот может при закипании выплеснуться из кастрюли и потушить пламя конфорки. Газ начнет заполнять помещение и потом может воспламениться даже при включении электрического света от искр выключателя. При этом очень часто происходит взрыв.

Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнем. Особенно часто это проявляется в самый, наверное, радостный и любимый всеми праздник – Новый год. Наряжая елку самодельными игрушками из ваты, марли, бумаги и прикрепляя к хвойным веточкам бенгальские огни и самодельные электрогирлянды, мало кто задумывается о возможных последствиях.

Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями. В последнее время большим спросом пользуются хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки. Они не просто горят, а еще и разбрасывают искры в разные стороны. Когда искры попадают на легковозгораемые предметы, начинается пожар. Дети очень любят также что-нибудь взрывать, особенно когда взрослых нет дома. Последствия взрывов бывают ужасными: квартира горит, ребенок искалечен.

Что делать, если в квартире начался пожар:

Не бояться позвать на помощь взрослых, даже если вы сами виновник пожара;
немедленно покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики);
если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану по телефону «01», сообщить точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона.
Чего нельзя делать при возгорании в квартире:

Не начинайте тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);

Не пытайтесь выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);

Не пользуйтесь лифтом;

Не спускайтесь по водосточным трубам и стоякам либо при помощи простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости (падение при отсутствии особых навыков почти всегда неизбежно);

Не открывайте окна и двери (это увеличит приток кислорода);
не выпрыгивайте из окон (статистика показывает, что каждый второй прыжок с 4 этажа и выше смертелен);

Не гасите водой включенные в сеть электроприборы (может произойти замыкание).

Можно ли самим потушить огонь?

Да, иногда можно. Например, загоревшуюся занавеску можно просто сорвать и бросить на пол, набросить сверху плотную ткань, затоптать ногами, а потом залить водой. Огонь не может гореть без доступа воздуха – на этом основано большинство способов тушения пожара. Но не надо переоценивать свои силы: нельзя долго бороться с огнем, так как можно надышаться дымом и потерять сознание.

Основное правило тушения огня заключается в следующем: накройте горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выходите из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

Как надо выходить из задымленного помещения:

Защитить глаза и органы дыхания;

Накрыться плотной влажной тканью и двигаться пригнувшись или ползком;
если удастся, взять с собой фонарик, так как в задымленном помещении плохо видно;

Не входить туда, где большая концентрация дыма;

Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь;

В многоэтажных зданиях идите в сторону незадымленной лестницы; держитесь за стены, поручни, дышите через влажный носовой платок, будьте внимательны – не пропустите выход;

Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.
Если на вас надвигается огненный вал, не мешка,я падайте, закрывая голову влажной тканью. В этот момент не дышите, чтобы не получить ожог внутренних органов.

Что надо делать, если нельзя покинуть квартиру при пожаре в доме:
позвоните пожарным, назовите свой адрес и скажите, что вход с лестницы закрыт;
закройте дверь в квартиру, заткните все щели и вентиляционные отверстия тряпками;
создайте запас воды в ванной;

Закройтесь в дальней от входа комнате, лучше в той, где есть балкон;
готовьтесь подавать сигналы спасателям куском яркой ткани с балкона или фонариком из комнаты (если дым снаружи);

При образовании сильной концентрации дыма или резком повышении температуры в помещении выйдите на балкон, плотно прикрыв за собой дверь. Захватите с собой намоченное одеяло или другую плотную ткань, чтобы защититься от огня в случае его проникновения через окно или дверь;
если у вас нет балкона, остается последний рискованный шанс: встаньте на подоконник (выступ, карниз), держитесь за стену и ожидайте спасателей.
Если вы начали бороться за свою жизнь, боритесь до конца, а не прыгайте вниз

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

города Миньяр Ашинского муниципального района

председатель профсоюза

О. В. Лактионова

________________

«_____» _____________ 2016г

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МКУДО СДЮТиЭ

Е. М. Бокоч

Приказ № _________

от «_____» ________ 2016г

ИНСТРУКЦИЯ №17

для обучающихся по технике безопасности

по пожарной безопасности

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При проведении занятий и в свободное время обучающиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» и настоящей инструкцией разработанной на их основании.

Старшеклассники обязаны знать места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими.

Обучающиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный директором .

При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом педагогу дополнительного образования или работнику учреждения.

Обучающиеся обязаны доложить работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.

Запрещается

    Приносить и пользоваться в учреждении легковоспламеняющимися, взрывоопасными, горючими материалами

    Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы

    Разводить костры на территории учреждения

    Использовать пиротехнические средства

    Курить на территории учреждения

Действия обучающихся в случае возникновения пожара

При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику учреждения.

При опасности пожара находится возле педагога . Строго выполнять его распоряжения.

Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям работников учебного заведения.

По команде педагога учреждения эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам.

При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом .

Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения обучающимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.

Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) обучающиеся обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.

Для детей младшего школьного возраста.

1.1. Нельзя трогать спички и играть с ними.

1.2. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около нагревательных приборов с открытой спиралью.

1.3. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы и газовую плиту.

1.4. Нельзя разводить костры и играть около них.

1.5. Если увидел пожар, необходимо сообщить об этом родителям или взрослым.

2. Для подростков и детей старшего школьного возраста.

2.1. Следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети, убирайте их в недоступные для малышей места.

2.2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки.

2.3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, выключайте электроприборы из сети.

2.4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости, и зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.

2.5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, солярка).

2.6. Не оставляйте непотушенных костров.

2.7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух или сухую траву.

2.8. Обучающиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими.

2.9. Дети обязаны сообщить педагогу или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.

2.10. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом педагогу.

3. На территории образовательного учреждения

3.1. На территории учреждения или структурного подразделения запрещается разводить костры, зажигать факелы, применять фейерверки и петарды, другие горючие составы.

3.3. Запрещается приносить спички, горючие жидкости (бензин и растворители), легковоспламеняющиеся вещества и материалы.

3.4. Запрещается пользоваться в кабинетах осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью.

3.6. В случаях пожарной опасности производится эвакуация учреждения сигналом оповещения.

3.7. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

3.8. Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения детям не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.

Что делать во время пожара?

Пожар в квартире

Пожары в жилом секторе - самые многочисленные. При пожаре в квартире надо:

    Если пожар начался из-за электроприбора или горит проводка, отключите электроэнергию. Тушить горящий прибор лучше не водой, а накрыв его одеялом. ОСТОРОЖНО! Телевизор может взорваться, поэтому находиться слишком близко от него не стоит.

    Если от плиты загорелась кухонная утварь, шторы или полотенца, тушите огонь тряпками, обернув руки мокрым полотенцем. Небольшое возгорание на кухне можно ликвидировать с помощью крупы, соли или стирального порошка.

    Звоните пожарным по тел. 01. Сообщите адрес, причину вызова и наиболее короткую дорогу к вашему дому.

    Срочно покиньте горящее помещение. Если это невозможно, уплотните двери и окна в одной из комнат мокрой тканью, чтобы не дать просочиться едкому дыму. Это исключит еще и доступ кислорода, если в помещении есть открытый огонь. Самое безопасное место в горящем жилище - балкон (если дверь плотно закрыта).

Горит машина

Автолюбители могут стать погорельцами в нескольких случаях: если загорелось разлитое под автомашиной топливо, загорелся мотор, пожар возник в салоне, автомобиль вспыхнул в результате ДТП.

При возникновении огня нужно:

    Применить автомобильный огнетушитель. Им тушат вспыхнувшую лужицу бензина, пожар под капотом, салон. Если горит мотор, открывайте капот машины осторожнее: доступ воздуха может заставить огонь вспыхнуть с новой силой. Лучше открывать капот на расстоянии, используя палку или монтировку. Пену из огнетушителя нужно направлять в сам очаг возгорания.

    Если это не помогло, накройте машину брезентом, сбейте пламя, забросайте его песком, землей, залейте водой.

    ОСТОРОЖНО! Если вам не удалось потушить огонь быстро, срочно отходите на безопасное расстояние, иначе может взорваться бензобак. Опасная зона - 10-15 метров. Ни в коем случае не садитесь в горящее авто и не заводите его!

    Если горит чужой автомобиль, а в его салоне находится человек (двери заклинило или водитель без сознания), срочно взломайте двери машины, выбейте стекла - нужно немедленно вызволить пострадавшего из огненной ловушки!

    Если рядом с горящей машиной находятся другие автомобили, поливайте их водой до приезда пожарных, чтобы пламя не перекинулось на них.

Горит человек

Вернее, конечно, горит не сам человек, а сначала его одежда. Ни в коем случае не давайте ему бежать! От этого огонь только сильнее разгорится. Человек от боли впадает в состояние шока и не контролирует свои действия. Нужно помочь ему:

    Повалите его на землю, сбейте пламя. Можно залить огонь водой, забросать горящего человека снегом, если дело происходит зимой, накрыть несчастного плотной тканью или одеждой, оставив голову открытой, чтобы человек не задохнулся от продуктов горения. Если под руками ничего нет, катайте горящего по земле, чтобы сбить огонь.

    После этого немедленно освободите пострадавшего от тлеющей одежды! Не мажьте ожоги, просто наложите сухую марлевую повязку и вызовите "скорую".

Чего нельзя делать?

    Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение. Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).

    Тушить водой электроприборы, включенные в сеть.

    Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.

    В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.

    Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке).

    Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.

    Смазывать ожоги маслом.

    Бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.

ПАНИКА - ДРУГ ПОЖАРА

Не паникуйте! Это главный принцип поведения в чрезвычайной ситуации.

Действуйте четко, быстро, спокойно.

Сообщите пожарным ваш адрес, короткую дорогу к вашему дому (офису), назовите этаж, где произошло возгорание, четко расскажите, что конкретно горит (кабинет, квартира, подвал, чердак, подъезд), сколько людей в здании, представьтесь, назовите номер своего телефона.

2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

    при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    при изменении условий проведения экскурсий, походов, экспедиций;

    при внедрении нового оборудования и (или) технологий;

    по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

    по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия проведения экскурсий, походов, экспедиций не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Инструкция составлена ответственным по охране труда, заместителем директора по УВР

Для школьников и детей дошкольного возраста.

Немаловажным аспектом в обучении детей школьного возраста правилам пожарной безопасности является непосредственное участие родителей в этом процессе. Родителям необходимо не только напоминать детям о мерах пожарной безопасности, но и самим неукоснительно соблюдать данные правила, в целях безопасности и предотвращения пожаров.
Не следует оставлять на видных местах спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов, степенью изношенности изоляции электрошнуров, прятать от детей емкости с химикатами и горючими веществами и т. п.
Родителям необходимо как можно чаще проводить беседы с детьми о том, как они должны себя вести при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Основные правила поведения при пожаре

Эти правила очень важно запомнить детям.
Если в квартире возник пожар и рядом нет взрослых, что делать:

Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным. Вызвать пожарную службу по телефону 01. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит. Если возможно сообщить о пожаре соседям. Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя : кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме. Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру. Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу – внизу дыма меньше. Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит. Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться. Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым. Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады. Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место. Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок – это очень опасно. Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.

Если на человеке горит одежда.

Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее. Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя – падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб – падайте в них. Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом. До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!

Первая помощь при ожогах.

Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой. Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.

Правила пожарной безопасности в лесу.

Нельзя разводить костры в жаркую, сухую, ветреную погоду. Разжигать костры следует в специально предназначенных для этого местах. Хорошо, если около места разведения костра будет вода и ветки для захлестывания огня на случай распространения пламени. Не желательно разводить костры рядом с деревьями – это небезопасно и может привести к гибели деревьев. Если в лесу начался пожар, главное – не дать огню распространиться. В случае, если потушить огонь своими силами не получается, необходимо срочно сообщить о пожаре в пожарную службу по номеру «01». При тушении возгораний своими силами можно использовать, кроме воды, способ «захлестывания огня по кромке пожара», для этого подойдут зеленые ветви, можно засыпать кромку пожара грунтом, для перекрытия доступа воздуха и охлаждения горящих материалов.

В ходе обучения детей правилам пожарной безопасности родителями и педагогами необходимо сформировать у ребенка понимание потенциальной опасности, которую несет огонь. Очень важно, чтобы дети осознали необходимость соблюдения правил пожарной безопасности везде, где бы они не находились: в доме, квартире, на улице, в лесу и в любых других помещениях и местах.
Дети являются самыми незащищенными от пожаров, так как в основном они не имеют необходимых знаний и навыков в пожарной безопасности. И поэтому как в школе, так и дома они должны изучать правила пожарной безопасности.

Каждый год в пожарах погибает огромное количество людей, и многие из них дети. Огонь является неотъемлемой частью жизни человека, ведь с его помощью можно и пищу приготовить, и обогреться, и осветить помещение и так далее. Но бывают случаи, когда огонь просто выходит из-под контроля и начинается пожар. А пожар является неконтролируемым горением, сжигающим все на своем пути и наносящее огромный материальный ущерб, опасность для жизни и здоровья людей, а также причиняющее вред государству и обществу.

Для того, чтобы предупредить возникновение пожара, необходимо в первую очередь помнить о том, из-за чего они появляются. К таким причинам относятся: неаккуратное пользование с огнем (это разведение костров и неправильное обращение с ними, использование горючих веществ для розжига костров и так далее), нарушение правил использования электроприборов (это когда в одной розетке включено очень много электроприборов, особенно мощных, использование неисправных электроприборов, забытые включенные утюги и так далее), нарушение техники безопасности при использовании печей (использование бензина. , для того, чтобы разжечь печь, неправильное устройство дымоходов и так далее), игра детей с огнем (игры со спичками, неправильная эксплуатация хлопушек, петард и так далее) .

И это далеко не все, что может вызвать пожар. Пожар может произойти также и из-за газовой плиты, которая неисправна, и из-за не затушенного окурка от сигареты, и при умышленном поджоге и многое другое. Таких причин множество. Ведь по статистике, девяносто процентов всех пожаров происходит именно по вине человека. Поэтому очень важно знать правила предупреждения пожаров, чтобы в экстренной ситуации не растеряться, а уметь принять необходимые меры, которые помогут значительно снизить потери или отвернуть беду....

В первую очередь важно знать, чего делать нельзя, чтобы не вызвать пожар. Категорически запрещено: пользоваться поврежденными розетками; пользоваться проводами, у которых нарушена изоляция; использовать самодельные электроприборы; пользоваться неисправными электрическими и газовыми приборами; применять не по назначению приборы и нарушать их инструкции; включать в одну розетку большое количество электроприборов, особенно, если у них большая мощность; оборачивать либо накрывать обогреватели, электролампы или светильники; оставлять без присмотра в рабочем состоянии телевизоры, утюги и электрические плиты; пользоваться пожароопасными предметами вблизи открытого огня, либо распылять их; подогревать горючие и взрывоопасные материалы на электрической или газовой плитах; зажигать рядом с елкой хлопушки, бенгальские огни, фейерверки; оставлять без присмотра печи либо оставлять следить за ними детей; загромождать аварийные выходы (чердаки, лестничные площадки, люки и так далее) мебелью или другими вещами.

Способы предупреждения пожара различны между квартирой, в которой, в основном, пользуются электроприборами, и деревянным домом , в котором нет электричества и воды, а пользуются печью, свечами, керосиновой лампой и так далее. Но, общими мерами пожарной безопасности являются: умение предотвратить близость раскаленных предметов, пожароопасных предметов, жидкостей и так далее; предупредить неверное использование пожароопасных приборов; не допустить бесконтрольное горение, которое может перейти в пожар.

Если все же пожар начался, либо возникло задымление или почувствовался запах гари, то необходимо срочно звонить в пожарную службу по номеру «01″. В таком случае необходимо четко и внятно объяснить адрес, где появился пожар, количество этажей, количество людей в доме или квартире, если на тот момент они там есть, и возможные подъезды к дому. Если есть возможность, то пожарную машину лучше встретить, это поможет сократить время, которое очень дорого во время пожара.
По возможности необходимо произвести эвакуацию людей. При этом необходимо учитывать, что если в доме имеются дети, то они во время пожара довольно часто прячутся в шкафы, под кровати, столы, в туалеты и ванные комнаты и не редко на зов не откликаются.

В тех случаях, если пожар потушить своими силами не получается, то лучше дождаться пожарников, которые имеют специальное оборудование и опыт по борьбе с пожаром. Да и находиться в здании, где произошел пожар можно только в специальной одежде, имея при себе необходимое снаряжение. Поэтому школьнику достаточно просто сообщить о пожаре, предупредить всех взрослых и выйти из здания, закрыв за собой плотно дверь, для того чтобы воздух не проникал в горящее помещение. Это делается для того, чтобы без поступления воздуха, огонь уменьшился либо и вовсе потух....
Если возможности выйти из горящего дома нет, то необходимо применить меры защиты от дыма, огня и других факторов. Таких мер очень много и с каждым днем их появляется все больше и больше.

Опасными для жизни и здоровья людей являются такие факторы, как открытый огонь, искры, токсичные продукты горения, повышенная температура предметов и окружающей среды, падающие строительные конструкции в здании, взрывы и так далее. Во время пожара появляется опасность поражения током. Также большую опасность несет сильное переохлаждение деталей углекислотного огнетушителя. Также является опасным то, что при попытке выбраться из охваченного огнем здания, люди часто выпрыгивают из окон и балконов, при этом травмируя себя либо разбиваясь насмерть. Также при попытке выбраться из горящего здания, людей охватывает паника, при которой они перестают себя контролировать, и в суматохе начинают сбивать друг друга с ног, пытаясь первыми выбраться наружу....
Самым опасным фактором появления пожара является открытый огонь. Для того, чтобы его ликвидировать либо не дать распространиться можно применять различные средства, которые делятся на подручные и табельные. Подручными являются вода, песок, одеяло и так далее. К табельным относятся огнетушитель, топор, багор и так далее. Самыми распространенными являются огнетушители.

Для того, чтобы применить огнетушитель, необходимо внимательно изучить инструкцию, и лучше это сделать заранее, до того как его придется применять.

Самым доступным средством тушения пожара является вода. Ею можно тушить только обычные предметы (дерево, ткань, бумагу и так далее). Категорически запрещено тушить водой электроприборы, которые находятся под напряжением, горючую жидкость (ацетон , бензин и так далее) , а также вещества, выделяющие при реакции с водой, горючие и токсичные газы (сода, карбид кальция, калий и другие) . Песком можно тушить небольшие пожары, но только не горючие жидкости. При тушении небольшого пожара можно использовать любые средства: мокрые тряпки, зеленые ветви, пальто и так далее....
Пожары в школах происходят довольно часто. Пожарная безопасность в школе должна обеспечиваться как директором, так и учителями, в том числе преподавателем ОБЖ. Для того, чтобы обеспечивалась пожарная безопасность для школьников в школе, должно быть назначено лицо, ответственное за нее, а также необходимы приказ об установлении противопожарного режима и перечень документов по пожарной безопасности.

Также в школы должны приходить сотрудники МЧС и проводить уроки для школьников. Однако для каждой категории детей уроки по пожарной безопасности проходят по-разному. Так младшие классы с первого по четвертый изучают простые меры безопасности. Они учат, что такое огонь, какую пользу и вред он несет, последствия игр с зажигалками, спичками и свечами; изучают причины возникновения пожара, правила поведения при пожаре, средства тушения пожара и узнают о работе пожарных....

По каким причинам возникают пожары

Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:

· Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.

· Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.

· Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.

· Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т. д.).

· Забытые включенные электроприборы.

· Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).

Основные правила поведения при пожаре

Когда возникает пожар, нередко в панику бросает не только детей, но и взрослых. Но если последние хотя бы в общих чертах знают, что делать при пожаре, то школьники могут испугаться не на шутку и растеряться. Чтобы этого не было, ребенка нужно учить тому, как вести себя при малейшем признаке пожара, чтобы спасти себя и детей помладше.

В первую очередь ребенку необходимо сразу позвонить в пожарную службу «01» или службу спасения «112» и дать по телефону точную информацию о местонахождении здания.

Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.

Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.

Эти простые правила, которые помогут человеку не растеряться при пожаре и спастись от огня, должны знать все школьники, начиная с младших классов. Теоретические и практические занятия по пожарной безопасности в школах необходимо проводить как можно чаще, но не менее важную роль в обучении детей обращению с огнем должны выполнять родители школьников.

Младшее и среднее звено школы

Когда ребенок поступает в школу, знания о пожарной безопасности закрепляются на уроках ОБЖ, тематических праздниках и конкурсах. Материалы пожарной тематики также могут использоваться при планировании урока . Например, в урок математики можно включить задачу о пожарных машинах, а во время рисования предложить ребятам изобразить последствия шалости с огнём.

Ученики начальных классов большую часть времени проводят в учреждении образования, оставаясь на продлённый день. Поэтому им необходимо помнить и соблюдать правила пожарной безопасности в школе :

· Не используй в школе спички, зажигалки и пиротехнику.

· Не оставляй без присмотра работающие электроприборы.

· Не разводи костры на школьной территории.

· Запрещается курить на территории школы.

· Умей пользоваться планом эвакуации. Знай, где находятся пути выхода при пожаре.

· Немедленно сообщи взрослым о запахе дыма или пожароопасных ситуациях.

http://protivpozhara.ru/bezopasnost/povedenie/v-shkole">правильные действия при пожаре в школе :

· Сообщи педагогу или другому работнику школы об открытом пламени или задымлении.

· Находись возле учителя, следуя его указаниям.

· Не паникуй, внимательно слушая взрослых.

· Вместе с учителем выходи из здания школы. Не беги, не мешай товарищам, помогай малышам.

· После эвакуации оставайся там, где указал педагог.

· Без разрешения взрослых нельзя участвовать в тушении пожара.

· Об ожогах и других травмах сообщи учителю.

Старшеклассники

Старшие школьники уже осознают важность соблюдения правил пожарной безопасности, однако для них не менее важно повторение и закрепление уже знакомого материала. В работе с ними нужно подчеркивать, что с большей самостоятельностью в их жизни расширяется и область ответственности - за безопасность, здоровье, материальное имущество. Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:

· Выходя из квартиры, выключи электроприборы. Проверь, закрыты ли конфорки газовой плиты.

· Не суши вещи над плитой, они могут загореться.

· Не играй со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями и аэрозольными баллончиками.

· Если в квартире пахнет газом, не включай свет и не зажигай спички, а немедленно вызови газовую службу с мобильного телефона по номеру 104. Домашним телефоном пользоваться нельзя. Проветри комнату.

· Газовые трубы не турник, не виси на них.

· Не дотрагивайся до электроприборов мокрыми руками и не пользуйся ими в ванной комнате.

· Не накрывай светильники бумагой и тканью.

· Не пользуйся электроприборами и розетками, которые искрят.

Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание пожарной безопасности в лесу , так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

· Не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся.

· Не поджигай сухую траву.

· Если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым.

· Не кури в лесу.

· Не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.

Пожар проще предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских учреждениях. Именно в дошкольном и школьном возрасте закладываются основные навыки безопасного поведения, вырабатывается бережное отношение к жизни и природе.

Детский сад

Любознательность детей, их тяга к игре с огнём и спичками часто приводят к пожару. Взрослые должны настойчиво объяснять ребенку основные правила пожарной безопасности, актуальные для дошкольников. Даже двухлетний малыш в состоянии понять, что нельзя трогать розетку и провода.

Лучшей формой закрепления знаний о правилах пожарной безопасности является игра. Воспитатель детского сада проводит дидактические игры, которые знакомят детей с огнеопасными предметами. , раскрыть значимость его труда помогут экскурсии в пожарную часть, где детей особенно впечатлит знакомство с пожарной машиной.

Не менее познавательной может стать экскурсия по детскому саду, где воспитатель обратит внимание детей на знаки и пути эвакуации, огнетушители, устройства пожарной сигнализации.

Для того чтобы объяснить, какой вред спички могут нанести, если попадут в неумелые руки, можно читать и обсуждать с детьми стихотворения, сказки, разыгрывать их по ролям и иллюстрировать. С помощью занятий по решению проблемных ситуаций можно проверить, как дети усвоили правила поведения при пожаре:

  • если ты увидел, как что-то в квартире загорелось, вызови пожарных по номеру 101, назови свой адрес;
  • небольшое пламя можно погасить одеялом или водой (если рядом нет электропроводов, включенных в розетку), засыпать землёй;
  • от большого огня нужно спасаться, убегая из дома. Важно забрать из квартиры всех детей, не забыв о младенцах. Нельзя прятаться и пользоваться лифтом;
  • если из квартиры выйти не получается, не паникуй, не прыгай из окна, пожарные уже в пути и скоро тебе помогут;
  • если в квартире дым, дыши через влажную ткань;
  • если на тебе пылает одежда, нельзя бежать, так как она разгорится еще сильнее. Окунись в воду или катайся по земле, чтобы сбить огонь.

  • не используй в школе спички, зажигалки и пиротехнику;
  • не оставляй без присмотра работающие электроприборы;
  • не разводи костры на школьной территории;
  • запрещается курить на территории школы;
  • умей пользоваться планом эвакуации. Знай, где находятся пути выхода при пожаре;
  • немедленно сообщи взрослым о запахе дыма или других пожароопасных ситуациях.

Внеурочная работа по пожарной безопасности, насыщенная конкурсами, выступлениями, эстафетами и праздниками, особенно интересна для школьников. Так, подготовительный этап конкурса, посвященный пожарной профилактике, можно провести на основе рисунков и поделок в каждом классе начальной школы.

В общешкольное мероприятие, организованное в форме художественной самодеятельности, уместно включить драматизацию произведений о пожаре известных авторов, а также исполнение песен.

Детям будут интересны викторины, КВН, игры типа «Поле чудес», спортивные соревнования. Процесс подготовки к этим мероприятиям позволяет увлечь ребят противопожарной тематикой и выработать стойкие навыки безопасного поведения.

Если беда все-таки произошла, важно помнить :

  • сообщи педагогу или другому работнику школы об открытом пламени или задымлении;
  • находись возле учителя, следуя его указаниям;
  • не паникуй, внимательно слушая взрослых;
  • вместе с учителем выходи из здания школы. Не беги, не мешай товарищам, помогай малышам;
  • после эвакуации оставайся там, где указал педагог;
  • без разрешения взрослых нельзя участвовать в тушении пожара;
  • об ожогах и других травмах сообщи учителю.

Во время тренировок по действиям при пожаре с младшими школьниками отрабатываются практические навыки эвакуации: движение группой, движение гусиным шагом под дымом, ознакомление с работой огнетушителя.

Старшеклассники

Старшие школьники уже осознают важность соблюдения правил пожарной безопасности, однако для них не менее важно повторение и закрепление уже знакомого материала. В работе с ними нужно подчеркивать, что с большей самостоятельностью в их жизни расширяется и область ответственности - за безопасность, здоровье, материальное имущество. Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:



Прежние направления работы приобретают более серьезное звучание с учётом индивидуальности и инициативы подростков . Школьники среднего звена с удовольствием изготавливают плакаты и макеты по пожарной безопасности в различной технике - коллаж, мозаика, выпиливание, выжигание. Участвуя в художественной самодеятельности, дети принимают активное участие в формировании репертуара.

Несет в себе не только познавательную, но и воспитательную нагрузку. Возможность побывать в части, увидеть спасательное оборудование, работу пожарного со стволом, посидеть в пожарной машине привлекает и восхищает ребят.

На уроках ОБЖ школьникам предлагается надеть полный комплект боевой одежды пожарного, научится пользоваться пожарным краном и рукавом. Отрабатывая навыки эвакуации, школьники среднего и старшего звена готовятся к работе по пожарной профилактике с младшими товарищами. Работа со старшеклассниками наиболее насыщена пожарно-тактической подготовкой и введением профориентационной работы. Примерив на себя роль пожарных, ребята проникаются уважением к их героическому труду.

Loading...Loading...