Бунт пугачевой. Выступление Михаила Казиника на заседании Совета Федерации в рамках проекта «Время эксперта»

Алла Пугачева выступила в Госдуме с резкой критикой законопроекта об организации концертов - Примадонна считает, что депутаты отнеслись к артистам как к животным и крепостным. Нашим корреспондентам удалось снять на видео пламенные выступления Аллы Борисовны и Максима Галкина.

Творческая общественность продолжает бурлить. Депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ». Они решили создать саморегулируемые организации (СРО), которые будут следить за проведением всех выступлений.

Артисты назвали эту идею бездарной, усложняющей им жизнь и выкачивающей деньги. Копий по поводу пресловутых СРО сломано уже немало. Но вчера страсти накалились непосредственно в Госдуме. Ведь туда, на «круглый стол», бороться против закона пришли звезды первой величины.

Впрочем, те, чье мнение при обсуждении закона имеет немаловажное значение, почему-то не явились. С этого начал Иосиф Кобзон: «Мне не понятно, почему не пришли приглашенные министр культуры, его заместитель и глава столичного департамента культуры. Когда мы жили с Аллой Борисовной раньше (тут народ немного напрягся, но Иосиф Давыдович с ходу пресек ажиотаж, сказав: «Прости, Максим»), Министерство культуры интересовалось нашей жизнью. Сейчас этого нет».

Кобзон честно признал, что за одно заседание не получится обсудить все аспекты законопроекта, поэтому попросил прислать коллег все предложения в комитет.

Его тревогу разделил председатель комитета по культуре Станислав Говорухин: «Надо было собираться перед первым чтением закона. В этот раз почему-то все происходит по-иному. У нас в Думе два человека знают зрелищно-развлекательную деятельность изнутри - это Мария Максакова и Иосиф Кобзон. Но с ними двумя не посоветовались. Раз мы встретились, то давайте выскажемся».

И высказались! Зажгла, как и ожидалось, Примадонна нашей эстрады. Алла Пугачева заявила: «Если Дума занимается такими законами, то ей совсем нечего делать. Этот закон сравним только с крепостным правом. А оно, как известно, приводит к мертвым душам и бардаку. Чтобы вышло хорошо, нужно было с нами (тут Алла Борисовна строго оглядела артистов. - Прим. авт.) посоветоваться. Не понимаю, зачем вообще нужен этот закон». Все детали - на видео.

На вопрос Пугачевой рискнул ответить депутат Сергей Железняк: «Этот закон необходим, так как в прошлом году было отменено более 2000 мероприятий. Люди жалуются, потому что их обманули и не вернули деньги. Поэтому нам нужны профсоюзы, которые будут регулировать проведение зрелищно-развлекательных мероприятий. Важно, что этот закон не касается ни одного творческого деятеля, ни одной площадки, где происходят выступления. Более того, он не будет касаться государственных и муниципальных площадок. Он будет распространяться только на продюсеров, которые не являются артистами и площадками».

Тут не выдержал Григорий Лепс. «Голосистый ведущий» попросил прочесть закон и заявил, что он «бездарен и абсолютно не нужен», в том числе потому, что будут выкачивать деньги для людей абсолютно сторонних. Лепса поддержали Александр Градский, Максим Галкин, Андрей Макаревич, Эдгард Запашный, Вадим Гаглоев - в общем, большая часть присутствующих.

За эстрадников вступились и театралы. Директор театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок: «Союз театральных деятелей в таком виде закон не поддерживает. Он просит вывести себя из распространения закона. И вообще прошу его отозвать, созвать рабочую группу и внести в него поправки».

Тут уже зааплодировал весь зал, включая сидящих за столом.

Наконец-то вмешался соавтор законопроекта Андрей Матвеев: «Если честно, то мне текст закона тоже не понравился. Сейчас работаю над тем, чтобы внести в него поправки. Мы хотели создать профсоюзы организаторов концертов. Они смогли б составлять правила проведения выступлений, не вмешиваясь ни в коем случае в репертуар».

Закрыл заседание Иосиф Кобзон - словами, которые успокоили, кажется, всех: «Ни один человек не сказал, что закон хороший. Значит, его вообще не примут. Сейчас нужно организовать рабочую группу, в которую мы пригласим профессионалов разных жанров. Они смогут конструктивно высказать мнения своих коллег и составить новый законопроект».

Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина», сообщает со ссылкой на пресс-службу ведомства. «Было направлено уведомление об отзыве прокатного удостоверения ООО «Вольга фильм» за подписью замминистра культуры », — говорится в сообщении российского минкульта.

Эту информацию также подтверждает и.о. директора департамента кинематографии уры . «Прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» отозвано», — заявила она.

Фильм должен был выйти в российских кинотеатрах 25 января, мировая премьера картины состоялась еще осенью 2017 года. Кинопрокатчик получил прокатное удостоверение только 17 января — на тот момент каких-либо претензий к фильму у российского Минкульта не было.

Массовое обсуждение комедии британского режиссера началось после прошедшего накануне в Министерстве культуры предпоказа картины.

Первыми «забил тревогу» Общественный совет и общественные деятели. «Все обсуждалось в одном ключе, ни один человек не высказался в поддержку фильма… Это фактически идеологическая борьба против нашей страны. Мы начали думать, как минимизировать эффект от этого фильма. Насколько я знаю, готовится письмо в Минкультуры с просьбой приостановить прокатное удостоверение. Я думаю, что потом также будет обращение в суд», — рассказал о результатах дискуссии деятелей культуры председатель Общественного совета .

Он отметил, что действие прокатного удостоверения хотят приостановить, чтобы вновь проверить фильм на соответствие российскому законодательству.

Картину не обошли вниманием и российские законодатели. Предсказуемо против показа «Смерти Сталина» выступили коммунисты — зампред заявил, что фильм «совершенно четко формирует негативное отношение к прошлому нашей страны».

Не отстают и «справдливоросы» — первый зампред комитета по культуре Елена Драпенко заявила, что картина британского комика «подрывает устои российского государства».

«Понятно, что это элемент информационной войны, понятно, что фильм сделан специально, чтобы оскорбить Россию и ее население. Вопрос в том, кто привез этот фильм в Россию, отдублировал его на русский язык и договорился с прокатными сетями, которые согласились его показать», — заявила она. По словам парламентария, отзыв прокатного удостоверения у картины нельзя назвать цензурой, поскольку фильм нарушает российское законодательство.

Намного более либеральных взглядов по отношению к картине придерживается лидер .

«Почему вместо запрета «Смерти Сталина» не привлечь русских талантливых кинематографистов, чтобы сделать ироничную комедию, которая высмеяла бы ошибки британцев?

Например, была наша комедия «Больше Бена», которая жестко высмеяла порядки в британском обществе», — пишет политик в своем телеграм-канале.

В конечном итоге, официальным обоснованием для снятия картины с проката стал подпункт «д» пункта 20 правил, касающихся прокатных удостоверений, утвержденных постановлением , согласно которому Минкульт имеет право отозвать лицензию в случае «выявления при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации».

К сожалению, «Газете.Ru» не удалось связаться с пресс-службой Министерства культуры, чтобы выяснить, какие именно материалы фильма нарушают российский закон.

Отзыв прокатного удостоверения у фильма Ианнуччи уже успела прокомментировать депутат Госдумы , активно выступавшая против показа фильма российского режиссера «Матильда».

«Дискуссия о фильме, который никто не видел («Смерть Сталина»), привела к тому, что защитники свободы творчества наконец-то увидели ее пределы. А ведь совсем недавно нынешние критики переживали абсолютно о другом — недопустимости ее ограничения», — пишет депутат на своей странице «ВКонтакте».

Государство начинает менять подход к одной из важнейших сфер общественной жизни – госрегулирование культуры . Предложено разработать и принять соответствующий закон, который позволит раскрыть потенциал талантливой молодежи и не допустить инцидентов вроде дела Серебренникова. Как именно предполагается этого достигнуть?

Президент России предложил провести масштабную реформу в культурной сфере, задавая новый вектор развития одной из самых традиционных частей жизни общества. Об этом он заявил в четверг на заседании Совета по культуре и искусству, на встрече с представителями творческой интеллигенции. По словам президента, закон должен быть прозрачным и понятным, а для этого он должен пройти широкое общественное обсуждение.

В России давно зрела необходимость закрыть множество «белых пятен» в законе, учитывая мнение всех заинтересованных сторон. Времена, когда культура спонсировалась государством по остаточному принципу, закончились, но часто изменений к лучшему не видно, поскольку нет инструмента, эффективно работающего с многоплановой культурной сферой России. Немаловажно, что Россия в этом году «выстрелила» несколькими знаковыми фильмами, постановками и фестивалями, а значит, спускать на тормозах этот успех нельзя.

«Культурное сообщество просит президента об изменениях в этой сфере, поэтому оно, конечно, готово к новшествам. Механизмы в культуре всегда одни: мы должны соответствовать своему высокому статусу. Куда выше нашей культуры?» – прокомментировал газете ВЗГЛЯД встречу с президентом ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.

Он подчеркнул, что на заседании Совета, трансляция которого проходила в прямом эфире, президент успел выслушать все мнения, несмотря на срочный звонок короля Саудовской Аравии . Все, кто хотел задать вопрос, получили ответ, а те, кто не успел обратиться устно, оставили обращения и в конце встречи отдельно с президентом обсудили их. Цискаридзе подчеркнул, что обстановка была максимально доброжелательная и не было никаких запретных тем для обсуждения.

Новый закон нужен всем

Зампредседателя комитета по культуре Госдумы Ольга Казакова считает, что

закон поможет не просто навести порядок в культурной сфере, но и уберечь от бездействия чиновников региональные культурные организации:

«Как такового закона о культуре у нас нет. Есть указ президента об основах культурной государственной политики, есть стратегия государственной культурной политики, но базового закона, который мог бы включить в себя все аспекты, нет. Для нас как для законодателей он очень важен, часто к нам по этому поводу обращаются регионы, жалуясь на бездействие некоторых чиновников. Мы понимаем, что кому-то может быть невыгодно, чтобы те или иные нормы были закреплены законодательно, поэтому важно, что Владимир Путин заявил об этом публично, дав сигнал не только профильным структурам, но и профессиональному сообществу».

Депутат подчеркнула, что обсуждение и принятие закона будет сложным, поскольку даже узконаправленные законопроекты в этой сфере обсуждаются очень горячо:

«Актуальность его связана и с развитием современного искусства, и с появившимися новыми акцентами в культурной сфере».

По словам Казаковой, деятели культуры настаивают, что их сферу нельзя причислять к услугам. К тому же культура не всегда может справляться с процедурами госзаказа, поскольку эта сфера осложняется рядом специфических особенностей.

«В культуре есть то, что можно назвать чистой услугой – выдача книг в библиотеке, например, или подбор литературы, копирование документов. А есть еще огромный пласт, который нельзя назвать услугой, связанный с воспитанием , сохранением культурного наследия. Профессиональное сообщество настаивает на том, чтобы в новом законе о культуре эти нормы были закреплены и правильно описаны, были понятны и исполнимы».

При этом, считает Ольга Казакова, культурное сообщество готово к реформам и конструктивному диалогу с властью, а значит, их отношения меняются в сторону компромисса: теперь уже не культура помогает власти, а государство содействует творческому союзу, понимая, что уровень профессионализма и ответственности будет на высоте.

«Закон создаст удобные условия для законного, открытого и понятного использования тех финансовых средств, которые используют те или иные учреждения. Для творческих людей, занимающих руководящие должности, часто трудно исполнять хозяйственную часть работы, возможно, закон будет регулировать и эту сферу, чтобы не ущемить их положение».

Спасти от расхищения

Исторически сложилось, что творческая сфера достаточно кастовая, закрытая с точки зрения обывателя. Поэтому новый закон призван сократить разрыв между культурой, которая стремится быть ближе к народу, и людьми, часто относящимися с предубеждением к представителям интеллигенции.

Часто подобные чувства вызывают скандалы с мошенничеством, подрывая репутацию знаменитостей, достаточно вспомнить истории с Кириллом Серебренниковым и Александром Масляковым.

Новый закон поможет снизить число подобных скандалов, считает член Общественной палаты , президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев:

«Время меняется, как и представление людей о том, как должны действовать организации в сфере культуры, причем речь во многом идет об организациях, которые финансируются за государственный счет. Поэтому нужно прописывать и оценивать приоритеты государства, и детально прописывать то, как должна быть построена работа государства с культурными организациями, в том числе и выделение средств на них».

Григорьев полагает, что первые результаты реформ в виде изменения системы и улучшения проявятся достаточно быстро.

«Деятели культуры очень разные: в регионах живут достаточно скромно, для них уточнение этих правил станет очень важным, поскольку часто стоит вопрос выстраивания работы и систематизации. Есть и другие, как правило, очень известные представители культурного сообщества, финансирование их проектов идет в огромных масштабах, это сотни миллионов рублей ежегодно. У них скорее подход такой, что государство должно молча давать деньги и никак не вмешиваться в их деятельность. Мы видим два полярных мнения: одно направлено на работу, и они готовы учитывать приоритеты государства, а другая часть считает, что государство не должно заниматься контролем».

На кого ставит государство?

Обновление в сфере культуры началось в 2014 году, когда в России были введены Основы государственной культурной политики . Они расширили поддержку представителей творческой сферы, одновременно вскрыв ряд проблем , которые президент системно решает с представителями культурной части общества.

Разумеется, большая ставка делается на самореализацию молодых талантов, пересматривается система работы детских школ искусств, увеличивается финансирование в этой сфере.

Этот сектор потребовал изменений вместе с преобразованиями в образовательной сфере и является логическим продолжением развития России. Владимир Путин заявлял об этом на встречах с молодежью и деятелями культуры , предлагая отказаться от подхода к культуре как к отрасли, создав новые принципы отношений «общество – культура – государство».

Логично предположить, что с полноценно работающим законом государство сможет увеличить финансирование культурной сферы. В частности, с 2018 года ежегодно предлагается выделить 1 млрд рублей на поиск и поддержку молодых талантов, а финансирование программы «Театр – детям» увеличить до 700 млн рублей. Помимо этого, государство рассматривает увеличение грантов на оплату труда ведущих творческих коллективов в 2018 году до 8 млрд рублей – все эти колоссальные суммы должны работать, а не оседать «мертвыми нулями» на несуществующих отчетах.

Советский и российский скрипач, лектор-искусствовед Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации в рамках формата «Время эксперта».

Его рассказ был посвящен месту культуры в жизни людей, воспитанию талантливой молодежи и бережному сохранению их духовных начал.

Известный искусствовед призвал законодателей уделять пристальное внимание вопросам культурного развития нации.

Основные тезисы из выступления Казиника:

1. Культура должна быть на первом месте в бюджете России

Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов. Один процент, добавленный на культуру, - это то же самое, что 15% на здравоохранение или 25% на образование. Мы уже давно в этом убедились. Там, где культура на втором месте, на первое придётся вытаскивать деньги на здравоохранение. Потому что люди без культуры болеют. Любая страна велика тем, что она внесла в мировую копилку цивилизаций, а не тем, сколько колбасы она съела за энный период времени. Культура - это самое главное.

2. Школа упорно делает вид, что она из XIX века

Спросите у любого учителя-филолога в школе, о чём сказка Пушкина о рыбаке и рыбке. Все скажут: сказка эта о жадной старухе, которая осталась у разбитого корыта. Глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время на то, чтобы осуждать очередную жадную старуху? Это сказка о безусловной любви старика. Легко любить красивую, щедрую, умную женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху!

А доказательства вот. Я спрашиваю любого филолога: «Как начинается „Сказка о рыбаке и рыбке?“». Мне все говорят: «Жили-были старик со старухою у самого синего моря». Правильно? «Правильно», - говорят филологи. «Правильно», - говорят академики. «Правильно», - говорят профессора. «Правильно», - говорят ученики. «Жили-были старик со старухою у самого синего моря…» Это неправильно! Это был бы не Пушкин. «Жили-были старик со старухою», - это самое обыкновенное начало сказки. А у Пушкина: «Жил старик со своею старухою». Разницу чувствуете? Потому что своя. Пушкин даёт код: своя, родная, 33 года вместе. Плоть от плоти.

Дальше спрашиваю у филологов, где они жили? «Ну как, у моря! У самого моря!» И это неправда. У самого синего моря. Это второй код Пушкина. По мере желаний старухи она перестаёт быть своей, а море меняет цвет. Помните? «Помутнело, почернело синее море».

Всё, о чём я сейчас говорю, это о культуре. О другой школе, об умных педагогах, которые такое вытворят, что дети после этого будут все свободное время книжки читать, а не лазить по интернетам, и всяким там «Фараонам» и группам с матом. А школа делает вид, что она из XIX века. Из тех времён, когда было две программы по телевидению: по первой - Брежнев, по второй - Косыгин. И газета «Правда».

3. Учителя сильно уступают интернету

Мы живём в совершенно другом мире. Всё должно измениться, потому что сегодня не учителя-информаторы. Не Иван Петрович, который сказал прочитать про Джомолунгму 116-ю страницу. А интернет, в котором 500 тысяч ссылок на Джомолунгму, на высочайшую вершину мира. Оттуда можно узнать про Тибет, про древние культуры, про древние знания, про тень учителя и так далее. Какая же это школа? Сегодня любой нормальный интернетный мальчик даст 100 очков вперёд старому доброму Ивану Петровичу, у которого дома на полке книжка «Методика преподавания географии в пятом классе средней школы».

4. Детям нужно играть в литературные игры

Школа должна быть мотивирована радостью. У наших детей всего десять лет, лучшие годы жизни с 6 до 16. Что мы с ними вытворяем? За десять лет по шесть часов в день - это ли не преступление? С такой речью, с такой риторикой часто, что мне становится страшно. Почему ни одна учительница в школе, рассказывая сказку о попе и Балде, не рассказала детям правду? Что вся «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина - это борьба двух звуков? Поп - «о», а «Балда» - «а». Поп говорит, окая, он круглый, и слева направо читается одинаково - «поп», «поп».

Сборник материалов парламентских слушаний и «круглых столов», проведённых Комитетом Государственной Думы по культуре в 2013 - 2014гг.

1. Выездное совещание Комитета по культуре «Сохранение объектов культурного наследия: законодательство и правоприменительная практика»

2. Круглый стол «О проекте федерального закона № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений»

3. Круглый стол «О законодательных предложениях по поддержке отечественного детского и анимационного кино»

4. Круглый стол «Книга и чтение в культурном пространстве России»

5. Парламентские слушания «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры: направления оптимизации»

6. Парламентские слушания «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в сфере художественного образования. Художественное образование в контексте проекта Основ государственной культурной политики»

7. Парламентские слушания «О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации»

Нормы федеральных законов, устанавливающие полномочия и права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры

Сборник материалов парламентских слушаний 2009 - 2011г.г.

Под общей редакцией Г.П.Ивлиева, председателя Комитета Государственной Думы по культуре, кандидата юридических наук

Составители:

Е.А.Сизова, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

М.С.Федоров, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

А.Г.Головин, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

О.Ю.Тинина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по культуре;

Д.Г.Терещенко, главный консультант аппарата Комитета Государственной Думы по культуре.

Сборник подготовлен на основе материалов наиболее важных парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по культуре в 2009 - 2011 годах, на которых обсуждались проблемы развития российской кинематографии, законодательного регулирования театральной деятельности, художественного образования, реставрации объектов культурного наследия, а также концепция проекта нового базового федерального закона о культуре.

Сборник предназначен для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работников законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученых и специалистов по законодательству в сфере культуры.

Доклад А.А. Голутвы - заместителя Министра культуры Российской Федерации

Выступление Г.П. Ивлиева - председателя Комитета Государственной Думы по культуре

Выступление Д.Г. Новикова - члена Комитета Государственной Думы по культуре

Доклад К.Э. Разлогова - директора Российского института культурологии

Выступление Г.П.Ивлиева - председателя Комитета Государственной Думы по культуре

Доклад А.А.Авдеева - Министра культуры Российской Федерации

Loading...Loading...