Бог альфа и омега. Я ем альфа и омега

Что рыбий жир и содержащиеся в нем омега-3 жирные кислоты, вопреки сложившемуся мнению, не защищают мозг от старения и снижения умственных способностей в пожилом возрасте. В связи с этим мы решили вспомнить несколько диетическо-медицинских мифов, бывших в свое время очень популярными, но в итоге развенчанных наукой.

Омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты содержатся в жирной рыбе и морепродуктах, льняном и горчичном масле и некоторых других растительных маслах. Название «омега-3» указывает на положение двойной углерод-углеродной связи - у третьего атома углерода относительно омега-атома, который находится на конце цепочки жирной кислоты. Эти жирные кислоты относятся к незаменимым - то есть таким кислотам, в которых организм очень нуждается, но, не умея синтезировать их самостоятельно, должен получать с пищей.

В течение последних лет десяти было принято считать, что омега-3 жирные кислоты защищают мозг от старения. На это вроде как указывают исследования, демонстрирующие корреляцию потребления рыбы и умственных способностей у пожилых людей. Вроде как - потому что при внесении поправок на уровень образования и психологическое состояние испытуемых эта корреляция оказывается вовсе не такой убедительной, а рандомизированных клинических исследований, которые помогли выяснить, случайна эта корреляция или основана на причинно-следственной связи, никто не проводил. Та же история и со старческим слабоумием, или деменцией: с одной стороны, показано, что у людей с болезнью Альцгеймера понижен уровень одной из омега-3 кислот в клетках мозга, с другой - ни одно из многочисленных клинических исследований не смогло доказать, что омега-3 кислоты эффективны в лечении деменции.

Столь же неявные свидетельства указывают и на эффективность омега-3 жирных кислот для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний: какая-то корреляция там определенно есть, но прямых доказательств того, что именно омега-3 снижают вероятность заболеваний, не найдено. Тем не менее, поскольку важность омега-3 жирных кислот для нормальной работы мозга и сосудов очевидна, а от передозировки рыбьего жира еще никто не умирал, омега-3 жирные кислоты продолжают рекомендовать и продавать для профилактики старения мозга и сердечно-сосудистых заболеваний (а заодно и рака, ревматоидного артрита и депрессии).

Ученые из Национального института зрения в США решили проанализировать влияние омега-3 жирных кислот на когнитивные функции у пожилых людей. Анализ проводили в рамках масштабного двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического исследования (то есть такого, где ни пациенты, ни врачи не знают, что получает пациент - исследуемый препарат или плацебо, - а пациенты распределяются в контрольную и экспериментальную группы случайным образом). Участвовало в нем более 4 тысяч пожилых людей с повышенным риском развития дегенеративных болезней сетчатки.

В исследовании использовали смесь из витаминов, бета-каротина и цинка, которая, как было показано ранее на другой группе испытуемых, замедляла разрушение сетчатки. Авторы исследования попытались улучшить эту смесь, добавив в нее омега-3 жирные кислоты. В течение 6 лет, с 2006 года по 2012 год, ученые следили за изменениями сетчатки и оценивали когнитивные функции участников исследования, принимавших улучшенную смесь (или принимавших плацебо).

Результаты, с учетом поправки на возраст, пол, уровень образования, депрессивное состояние и другие факторы, показали, что омега-3 жирные кислоты никак не влияли на когнитивные функции участников и не предотвращали ухудшение памяти и остроты ума. Никакого эффекта они не оказали и на старение сетчатки.

Похожие результаты были получены и для второй добавки, которую тестировали в этом исследовании: смеси лютеина и зеаксантина, популярного средства для предотвращения старения глаз и мозга. Лютеин и зеаксантин - пигменты-каротиноиды, придающие желтый цвет, например, кукурузе, яичному желтку или персикам. Они необходимы для нормальной работы глаз, потому что, во-первых, функционируют как антиоксиданты, защищая глаз от свободных радикалов, образующихся на прямом свету, а, во-вторых, поглощают наиболее агрессивную часть спектра - сине-фиолетовую. Человеческий организм не умеет синтезировать эти пигменты, поэтому они должны поступать с пищей.

Как показало исследование, на старение мозга лютеин и зеаксантин никак не влияют. У большинства испытуемых не было замечено и какого-либо влияния на старение сетчатки. Единственное, что удалось обнаружить - это то, что лютеин и зеаксантин снижают риск развития дегенеративных заболевания сетчатки у двух небольших подгрупп испытуемых: людей, повседневная диета которых содержит очень мало этих пигментов, и тех участников исследования, которые получали лечебную смесь без бета-каротина - другого пигмента-каротиноида, из которого образуется витамин А, очень важный для глаз.

В заключение авторы пытаются объяснить несоответствие между косвенными свидетельствами пользы омега-3 и каротиноидов и результатами клинических исследований. Возможно, предполагают они, значение имеет то, каким путем эти вещества попадают в организм: просто с пищей или в виде специальных добавок. Ведь мы не может знать о тех тысячах возможных взаимодействий, в которые вступают компоненты еды и которые в итоге влияют на конечный эффект. Поэтому вполне вероятно, что рыбий жир в составе рыбы и рыбий жир в капсулах действительно могут воздействовать на организм по-разному. Так или иначе, на сегодняшний день вывод ясен: прием рыбьего жира и прочих добавок с омега-3 жирными кислотами, также как и прием лютеина и зеаксантина, не приносит пользы никому, кроме фармацевтических компаний. А вот рыба и морковка, возможно, еще помогут вам спастись от старческого слабоумия и слепоты. Или не помогут. Наверняка этого пока никто не знает.

Другой диетический миф связан со шпинатом и отражен в мультфильмах о моряке Попае (Popeye the Sailor), которые в 1933 году начала снимать нью-йоркская мультипликационная студия Fleischer Studios. Моряк Попай обладает огромной силой, а источником этой силы служит шпинат: как только герой съедает банку шпината, его бицепсы тут же вырастают в несколько раз, и он отправляется совершать подвиги. Популярность мультика вызвала стремительный рост продаж шпината, за что его производители выразили свою благодарность, установив памятники Попаю в Техасе и Арканзасе. Благодаря моряку Попаю возросло потребление не только шпината, но и овощей в целом: исследование 2010 года, проведенное учеными из Бангкокского университета, показало, что дети, смотревшие мультики про Попая, начинали есть больше овощей.

Почему же создатель моряка Попая, художник-карикатурист Элзи Крайслер Сегар (Elzie Crisler Segar), сделал источником силы своего героя именно шпинат? Обычно это объясняют опечаткой в публикации 1870-го года, автор которой случайно поставил не там точку в десятичном числе, обозначающем содержание железа в шпинате - из-за чего значение оказалось в десять раз больше реального. Ошибка расползлась по другим научным публикациям, породив в итоге популярный миф о том, что в шпинат содержит невероятное количество железа - даже больше, чем в красном мясе. Несмотря на то, что в 1930-х годах некие биохимики обнаружили опечатку и указали на нее в печати, миф жил вплоть до 80-х, пока довольно авторитетный медик Т. Хамблин (T. Hamblin) не опубликовал статью с разоблачением ошибки.

Впрочем, как выяснилось недавно, история разоблачения мифа сама была мифом. В 2010 году криминолог Майк Саттон (Mike Sutton) опубликовал в Internet Journal of Criminology с результатами собственного расследования. Выяснилось, во-первых, что ошибка в публикации 1870 года была не опечаткой, а результатом неправильных измерений. Во-вторых, на самом деле эти измерения почти нигде не цитировались, а в публикациях 30-х годов биохимики говорили вовсе не об этой старой ошибке, а о своей собственной, сделанной в более ранней статье, где они случайно завысили содержание железа в шпинате в 20 раз, перепутав высушенный шпинат со свежим. И, наконец, «разоблачение», опубликованное Хамблином, при ближайшем рассмотрении не подтвердилось никакими фактами и, похоже, оказалось выдумкой, основанной на притянутых за уши фактах.

Что касается моряка Попая, то причиной, по которой создатель героя Сегар заставил его есть шпинат, оказалось высокое содержание в нем витамина А. Что, кстати, правда: шпинат действительно богат витаминами А, С, B2, фолиевой кислотой и другими полезными вещами. Так что есть его можно и нужно - главное не рассчитывать на такой же чудо-эффект, как в мультике про Попая.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

Еще один миф касается аскорбиновой кислоты и связан с именем знаменитого американского химика, лауреата двух Нобелевских премий Лайнуса Полинга. Великий ученый, открывший вторичную структуру белка, впервые описавший заболевание на молекулярном уровне (показав, что причина серповидно-клеточной анемии - в нарушении строения белка гемоглобина) и фактически основавший структурную химию, под конец жизни Полинг заинтересовался медициной и старением и стал пропагандировать прием витамина С. Полинг считал, что сверхвысокие дозы аскорбиновой кислоты (от 2 г в сутки при принятой норме около 90 мг) эффективны для профилактики и лечения вирусных и онкологических заболеваний, а также могут предотвращать старение, защищая организм от свободных радикалов (которые, согласно одной из теорий старения, с возрастом накапливаются в организме и повреждают митохондрии). Для себя и своей жены он назначил ежедневную дозу витамина С в 10 г и утверждал, что стал гораздо реже простужаться и вообще почувствовал себя здоровее.

В 1970 году Полинг опубликовал книгу «Витамин С и простуда», которая тут же стала бестселлером. Миллионы людей сначала в США, а потом в других странах стали принимать высокие дозы витамина С для лечения и профилактики всего подряд. Позже Полинг сформулировал теорию ортомолекулярной медицины («правильные молекулы в правильных количествах»), идея которой заключается в лечении и профилактике различных заболеваний витаминами, аминокислотами и питательными веществами в форме биологически активных добавок (БАДов), и даже основал Институт ортомолекулярной медицины в Калифорнии. В 1979 году Полинг вместе со своим единомышленником, британским хирургом Эваном Камероном, написал книгу «Рак и витамин С», которая, как и книга о простуде, была очень популярна среди непрофессионалов, но вызвала массу критики в научной среде.

Исходно теория Полинга была основана на теоретических рассуждениях, однако в конце 1970-х он, совместно с верным Кэмероном, опубликовал две статьи с результатами проведенного ими клинического исследования. В исследовании участвовали 100 пациентов со злокачественными опухолями на терминальной стадии, которые получали высокие дозы витамина С, и 1000 таких же пациентов, не получавших витамин С. Как утверждалось в статьях, выживаемость в группе, получавшей аскорбиновую кислоту, увеличилась аж в 4 раза по сравнению с контрольной группой.

Однако через несколько лет выяснилось, что сравнение двух групп было некорректным: пациенты, получавшие витамин С, исходно были «менее больными», а тяжесть их заболевания оценивалась как терминальная на более ранней стадии по сравнению с другой группой. Позже один из самых авторитетных медицинских центров в мире - американская Клиника Мейо (Mayo Clinic) - провел несколько контрольных клинических исследований , выполненных по всем правилам современной доказательной медицины. Исследования показали, что аскорбиновая кислота лечит злокачественные опухоли ничуть не лучше, чем плацебо. Теории о том, что витамин С эффективен для профилактики и лечения простуды, тоже до сих пор не подтвердились ни в одном клиническом исследовании.

Хотя Полинг еще долго пытался отстоять свои теории, обвиняя оппонентов в некомпетентности и фальсификации данных (на что они отвечали ему тем же), на сегодняшний день польза витамина С остается не доказанной. Однако авторитет Полинга, - который, несмотря на свои ошибки, был, безусловно, великим ученым, - оказался столь велик, что многие люди до сих пор продолжают принимать витамин С «для профилактики» и глотают ударные дозы первых признаках простуды.

Это не значит, конечно, что витамин С не нужен совсем. Никто не спорит с тем, что он необходим для нормальной работы соединительной ткани, сосудов и костей, и нехватка его в организме проводит к развитию цинги . Поскольку организм человека не умеет синтезировать витамин С, мы должны получать его с пищей - из фруктов и овощей. При этом большинство животных и растений могут сами синтезировать аскорбиновую кислоту из глюкозы. Исключение составляет человек и другие сухоносые приматы , морские свинки, капибары и летучие мыши. Поэтому, например, кошкам и собакам не нужно есть овощи и фрукты: они могут питаться только мясом, а у человека от такой диеты очень быстро разовьется цинга.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

И напоследок - миф, который еще не до конца разоблачен, но, судя по всему, имеет все шансы в конце концов оказаться мифом. Речь об антиоксидантах, которые, как принято считать, защищают организм от старения, злокачественных опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний и прочих бед. Антиоксиданты - это вещества, противостоящие окислению важных компонентов клетки: белков, ДНК и так далее. Обычно они выступают в роли ловушек, «легкой добычи» для молекулярного кислорода и его радикалов. К антиоксидантам относится витамин С, витамин А (ретинол) витамин Е, бета-каротин и многие другие вещества, содержащиеся в основном в фруктах, овощах и ягодах, а также, например, в какао, красном вине и зеленом чае.

Уже давно было замечена связь между потреблением большого количества свежей растительной пищи и снижением риска сердечно-сосудистых, неврологических и онкологических заболеваний. Отсюда возникла ставшая очень популярной теория о том, что антиоксиданты замедляют старение и предотвращают появление злокачественных опухолей и других болезней, защищая организм от свободных радикалов. Антиоксиданты стали очень популярны в качестве БАДов: их принимают «для общего здоровья организма» и профилактики практически всех заболеваний, традиционного ассоциированных со старением.

Что касается «общего здоровья», то многочисленные клинические исследования, в которых антиоксиданты тестировали как по отдельности, так и в различных сочетаниях, не только не доказали их пользу, но и в некоторых случаях продемонстрировали их вред. Так, масштабное клиническое исследование , в котором участвовали 242 тысячи человек в возрасте от 18 до 103 лет, показало, что бета-каротин и витамин Е в дозах, превышающих рекомендуемую дневную норму, значительно повышает общую смертность.

Однако самые интересные открытия касаются роли антиоксидантов в профилактике злокачественных опухолей. Начиная с 1980-х годов было проведено несколько клинических исследований , которые показали, что у курильщиков, принимающих бета-каротин и витамин А, значительно чаще развивается рак легких, чем у курильщиков, не принимающих никаких антиоксидантных добавок. Выяснилось также, что прием антиоксидантов повышает риск развития рака простаты и рака прямой кишки .

В 2014 году ученые из Гетеборгского университета в Швеции на линии мышей с повышенным риском развития рака легких показали , как может работать механизм, благодаря которому антиоксиданты стимулируют развитие опухолей. Оказалось, что антиоксиданты (в этом случае это бы витамин Е и N-ацетилцистеин) ингибируют работу супрессора опухолей p53 - белка, который в норме регулирует клеточный цикл и предотвращает опухолевую трансформацию клеток.

В том же году Джеймс Уотсон, лауреат Нобелевской премии за открытие структуры ДНК, выдвинул целую теорию , объясняющую, почему антиоксиданты могут выступать в качестве канцерогенов. Сам Уотсон, комментируя свою статью, назвал ее «одной из важнейших своих работ со времен двойной спирали». Основная идея Уотсона в том, что опухоль сама изо всех сил пытается защититься от активных форм кислорода, которые вызывают гибель ее клеток. Большинство средств противоопухолевой терапии - ионизирующее излучение, многие виды химиотерапии - основаны как раз на воздействии активных форм кислорода, блокирующих клеточный цикл опухолевых клеток. По мере своей эволюции опухолевые клетки учатся бороться с активными формами кислорода, вырабатывая антиоксиданты, которые делают их практически неуязвимыми для многих видов терапии. Поэтому, по мнению Уотсона, принимая антиоксиданты, мы по сути оказываем опухоли услугу, помогая ей бороться за свою жизнь.

Несмотря на то, что теорию Уотсона еще предстоит доказать, уже сегодня ясно, что слишком увлекаться антиоксидантами не стоит, особенно людям с повышенным риском онкологических заболеваний - например, курильщикам - или тем, у кого уже обнаружена злокачественная опухоль на начальной стадии. И вообще, как сказал сам Уотсон, «есть голубику стоит потому, что она вкусная, а не потому, что она защищает от рака». Точно так же и рыбу, шпинат и фрукты и остальные полезные вещи.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

Софья Долотовская

Истины Нового Завета Михалицын Павел Евгеньевич

«Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец»

Теперь непосредственно на материале этой книги разберем ее ключевые темы. Одна из этих ключевых тем встречается буквально сразу, в первой главе, – это тема приветствия, которое произносит Иоанн к семи Асийским Церквам. Любопытно это приветствие тем, что оно произносится от лица «Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных » (Откр. 1, 4–5). Имя Бога в данной цитате связывает мысль читателя книги с известной феофанией (Богоявлением) Моисея на горе Синай, когда Господь открылся ему в несгораемом кусте и открыл Свое имя (Ср. Исх. 3, 14). Тот, Который говорит с Апостолом Иоанном и открывает ему будущие судьбы мира, говорит о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель » (Откр. 1, 8).

Это наименование Божие: «Альфа и Омега» уникально, ибо используется в качестве самопровозглашения как Самого Бога, так и Господа Иисуса Христа. В книге «Откровения» это наименование имеет тождество и с некоторыми другими именами Божиими. Сравнение некоторых мест книги (1, 8; 1, 17; 21, 6; 22, 13) делает наглядным эквивалентность и тождественность наименований: «Альфа и Омега», «Первый и Последний», «Начало и конец».

В разбираемой цитате, как и в 6-м стихе 21-й главы, «говорится о Боге Отце как первопричине Божественного ведения», которая обозначает не просто вечность, но и бесконечность, безграничную жизнь, объемлющую все и все превосходящую. «Смысл этого выражения, – пишет А. П. Лопухин, – тот, что Бог, как Вседержитель, есть действительное начало и первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он есть и конец (А – первая буква греческой азбуки, ? – последняя), конечная цель всего бытия; все, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству и у Него просить себе блаженства (Кол. 1:17)». Фраза А … ? часто использовалась в магических текстах для обозначения вечности или как имя божества. В еврейском языке часто используются аналогичные фигуры речи. Раввины, например, говорили, что Адам нарушил закон «от А до Я», тогда как Авраам исполнил закон «от А до Я», т. е. в обоих случаях весь закон.

Богословское значение самонаименований Бога и Христа «Альфа и Омега», «Первый и Последний», «Начало и конец» Апостол Иоанн с тщательностью включает в общую литературную композицию. В форме «Первый и Последний» это обозначение заимствовано из пророка Исайи, где оно встречается, как и в «Откровении», в качестве божественного самопровозглашения: «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога…» (Ис. 44, 6; 48, 12) или Ис. 41, 4 – «Я – Господь первый, и в последних Я – тот же».

Эти обозначения включают в себя понимание Бога Израиля как Единого Творца всего мира и Всемогущего Бога истории, Которого пророк Исаия великолепно описывает и полемически защищает против идолов Вавилона. Он изображает величие Бога Израиля, «цели Которого бесконечны» (Ис. 40, 12–26). Этими словами пророк подчеркивает свою исключительную монотеистическую веру. Важность обозначения «Альфа и Омега» подчеркивает, что Бог предшествует всем вещам как их Творец, Который приводит все к эсхатологическому (т. е. конечному) исполнению. Он – первоначальный источник и цель всей истории. Он – первое Слово в творении и Он – последнее Слово в новом творении (21, 5–6). Таким образом, на всем протяжении литературной структуры «Откровения» Бог говорит о Себе дважды и дважды объявляет Себя «Альфой и Омегой» – в начале (1, 8) и в конце, объявляя эсхатологическое достижение цели творения в целом: «Совершилось!» (21, 6), т. е. осуществилось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Конец 20–го - начало 21 века Графический объект5 Предыдущая глава заканчивалась сообщением, что почти смертельный удар по Православию в Китае был нанесен во время маоистской погромной так называемой «культурной революции» в середине 60–х годов прошлого века. Незадолго

4. Архитекторы на раскопках: конец XIX- начало XX в. Уже первые пятнадцать лет XX в. коренным образом изменили это положение, во многом определив весь ход исследований нового столетия. Это связано с деятельностью молодых членов Археологической комиссии - П. П. Покрышкина, Д. В.

7.42 Начало и конец Рабби Мендл не удовлетворялся поверхностным исследованием первопричины существования мира. Зная «первичное» звено, на которое подвешена причинно-следственная цепочка творения мира, он начал все более углубляться в исследование, стремясь постичь

Его Святейшество Далай-лама XIV Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец? Ноттингем, Англия, 26 мая 2008 года Записал, частично перевёл и отредактировал Александр Берзин [в квадратных скобках приведены

* * *Поминать умерших можно только, когда веришь, что они – живы. Эта парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается обычной человеческой интуицией: «Все там будем…» – так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения умерших. И нужно сказать,

70 «Начало и конец всякого блага есть Христос» Очень обрадовался, дитя мое, что ты просишь слова Божия для пользы своей души.Итак, отверзи свои уши, и я их исполню благ.Послушай, чадо мое.Уста твои пусть непрестанно занимаются молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

КОНЕЦ: БЫТИЕ ЕСТЬ ВСЁ ЧТО ЕСТЬ Я не достигал какого-либо «пробуждения» или «освобождения» или другого таинственного мифического «состояния». Я не имею ничего такого, чего не имеете вы. Я не учитель и не «Гуру». Идея или история об «Учителе», который может научить «других»

Альфа и Омега (Alpha and Omega). Пер. греч. выражения to Alpha kai to Omega, трижды встречающегося в НЗ (Откр 1:8; 21:6; 22:13). В "Тексте большинства" это выражение встречается и в 1:11, но многие ученые отрицают его подлинность.Вероятно, смысл выражения "Альфа и Омега" восходит к еврейской

АЛЬФА И ОМЕГА О Господе Спасителе нашем, крестною смертию Своею спасшем нас, сказано, что Он есть Агнец, закланный от сложения мира (Апок.13:8). Следовательно, при сложении мира имелась в виду крестная смерть, или, иначе, сложение мира совершено по идее Креста. Если

Альфа и Омега В Откровении о последних судьбах мира, которое получил ап. Иоанн Богослов в своей ссылке на острове Патмосе, ему явился Господь наш Иисус Христос в Божественной славе и силе и сказал: Я есмъ Альфа и Омега, Начало и Конец (Откр. 1, 8).Альфа и Омега - это первая и

Альфа и Омега В своей преамбуле Иоанн восторженно описывает славу Бога: Откр., 1: 7–8. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и

Конец ХVIII – начало XIX Во время правления императора Павла I (1796–1801 гг.) издана грамота о том, что российская корона берет армянский народ под свое покровительство (1798 г.). В том же году император Павел I купил у графа И.Л. Лазарева его имение в Ропше в память о своем отце Петре

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня среда второй седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода будем читать и размышлять над книгой Апокалипсис, последней согласно оглавлению книгой Нового Завета. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста в основном не читаются отрывки из Нового Завета – Апостола и Евангелия. Исключение составляют праздники, как например, вчерашний день, 22 марта – праздник Сорока мучеников, и 7 апреля – праздник Благовещения, который тоже придется на будний день. Тогда мы с вами вновь будем рассматривать новозаветные чтения и размышлять над ними.

Сегодня мы возвращаемся к книге Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Мы посвятили ей уже несколько бесед, но пока продвинулись не очень далеко. Это связано с тем, что книга Апокалипсис чрезвычайно богата богословскими идеями, образами, символами. Ее стиль и многожанровость придают ей особый колорит, но мы не найдем в ней глубоких философских рассуждений, как в посланиях апостола Павла. В этой книге все богословие выражается именно через символы, через аллюзии на Ветхий Завет, изречения ветхозаветных пророков. Чтобы понять глубину богословия этой книги, важно хотя бы в некоторой степени быть знакомым с книгами Ветхого Завета, а также с мифологией того времени, исторической и политической ситуацией. Поэтому мы продвигаемся не очень быстро. Конечно, мы не успеем подробно поговорить обо всей книге, но сколько Господь благословит, столько и будем говорить и размышлять.

Первые шесть стихов открыли нам огромное количество очень важных богословских идей, без которых, на мой взгляд, невозможно понять христианство и Божественное Откровение, Откровение Бога о Самом Себе. Чего стоит хотя бы наш с вами разговор об откровении Бога Моисею и об откровении имени Божия – это чрезвычайно важная тема, и мы посвятили ей одну из предыдущих бесед.

Сейчас мы дошли до 7-го стиха. Напомню, что в одной из прошлых бесед мы говорили, что книга Откровение показывает нам и литургический срез: то, как в ранней Церкви совершалось богослужение, как различные тексты распределялись между предстоятелем, чтецом, хором, пророком. После того, как в половине 5-го стиха и во всем 6-м прозвучала доксология (славословие, которое произносит предстоятель; в нынешнее время так называемые возгласы произносит пресвитер), в 7-м стихе хор воспевает небольшое песнопение:

1:7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

Мы говорили, что, возможно, это короткое песнопение пелось попеременно двумя хорами, то есть антифонно (у нас и сейчас поются антифоны). Слово се мы прокомментировали в прошлый раз. Напомню: это означает привлечение внимания к чему-то таинственному и необычному – «взгляни-ка». Также есть мнение, что это слово выражает особую радость от соприкосновения с чем-то таинственным и чудесным, поэтому протоиерей Олег Давыденков в своей книге «Догматическое богословие» несколько условно предлагает переводить это слово как «ура», то есть как возглас радости.

Грядет с облаками, и узрит Его всякое око. Весь текст 7-го стиха имеет некую основу в ветхозаветной книге пророка Даниила, в которой есть подобное пророчество. Но здесь есть момент переосмысления Иоанном этого текста. У пророка Даниила речь шла о том, что когда будет идти с облаками Тот, Которого пронзили, то народы будут каяться, видя Его. Здесь мы видим, что возрыдают пред Ним все племена земные, скорее всего, потому, что ужаснутся и устрашатся Суда Божиего.

Нужно понимать, что для Апокалипсиса тема суда чрезвычайно важна. Через весь Апокалипсис проходит главная мысль, связанная с той ситуацией, во время которой он был написан. Римская империя во времена императора Домициана (90-е годы I века) впервые целенаправленно стала притеснять христиан за непочитание культа цезаря. Появились первые мученики, которые были замучены и убиты за непочитание языческих национальных божеств, в том числе (а возможно, что главным образом) за непочитание культа императора. Конечно, терпя мучения, христианам было важно понимать, что эти мучения временные и после них они получат возможность встречи со Христом, райского блаженства пребывания в Царстве Небесном, а все их мучители и гонители предстанут перед судом Божиим.

7-й стих является красивым образным утешением во все времена: в I веке, в начале II -го и в последующие века, когда были мучимы христиане. Христианство в той или иной степени часто притесняемо на разных территориях. Даже в наше время есть христианские мученики в прямом смысле слова, то есть те, которых физически уничтожают. Как есть и христиане, которых в той или иной степени притесняют, насмехаются, уничижают, но они остаются верными Христу. Книга Апокалипсис в этом смысле является очень серьезным и глубоким утешением для всякого верного христианина.

1:8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим чрезвычайно важное самоименование Бога. Когда мы говорили об имени Божием, то обращали внимание на то, что оно не было открыто Моисею. Бог сказал Моисею, что Он будет Таким, Каким будет. Даже священная тетраграмма, обозначающая имя Божие, в Ветхом Завете была запрещена к произнесению; только один раз в год первосвященник произносил это имя в Святая святых. В остальных случаях использовался заменитель священной тетраграммы – еврейское слово «Адонаи», которое переводится как «Господь, Господин». Апокалипсис, следуя традиции апофатизма (то есть не наименования Бога напрямую, а сохранения тайны за Божественным бытием), дает нам от лица Бога Его символические имена, не описывающие напрямую, Какой есть Господь, а показывающие Его именно через образы, символы.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Это наименование Божие символически говорит о том, что Бог держит в Своей власти весь мир, что Им все начинается и Им все заканчивается. Переводя Альфа и Омега на русский язык, можно сказать «Начало и Конец», поскольку это первая и последняя буквы греческого алфавита. Наверняка, братья и сестры, все вы об этом знаете, поскольку именно греческие буквы используются в математике, даже в школьной программе.

Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. С наименованием Который есть и был и грядет мы уже встречались в 4-м стихе и много говорили об этой формулировке, которая тоже является намеком на имя Божие, открытое Моисею. Есть и новое для нас наименование: Господь Вседержитель, или в полной версии «Господь Бог Вседержитель». Об этом надо поговорить достаточно подробно, особенно о слове Вседержитель, поэтому мы продолжим этот разговор в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Ветхозаветные истоки

Обозначенные выше утверждения, опирающиеся на отдельные стихи книги пророка Исаии, подчеркивают идею уникальности и абсолютной власти Бога и Его Сына Иисуса Христа, напоминают читателю, что под властью Бога находится как создание Вселенной, так и завершение всей человеческой истории.

Древняя Греция

Использование первой и последней букв алфавита, как и их эквивалентов «первый и последний», «начало и конец», для обозначения чего-либо абсолютного или целого восходит к древней традиции. В греч. философии эта формула передавала вечность высшего начала. Афинянин в «Законах» Платона свидетельствует: «Бог, согласно древнему сказанию, держит начало, конец и середину всего сущего». Ее восприняли и эллинизированные иудейские писатели (Иосиф Флавий , Филон Александрийский).

Иудейское происхождение

В раввинистической литературе первая и последняя буквы алфавита указывали на некую полноту между ними. Так, например, об Аврааме утверждалось, что он до дарования Закона уже соблюдал Закон от «алефа » до «тава » (первая и последняя буквы еврейского алфавита), то есть Авраам был послушен всему Закону. Слово истина (евр. אמת - эмет), входящее в самооткровение Бога перед Моисеем (Исх. 34:6), состоит из трех букв: алеф, мем и Тав. Алеф и тав являются первой и последней буквами еврейского алфавита, что эквивалентно Альфа и Омега. Тот факт, что слово "эмет" начинается с первой буквы алфавита, и заканчивается на последнюю заставлял древних иудейских раввинов видеть в этом слове глубокий мистический смысл.

Раввинистический комментарий называет «печатью сущности Бога». Согласно иудейскому преданию, Божие благословение Израилю в Лев. 26:3-10 полно и неизменно потому, что оно начинается буквой «алеф» и кончается «тав».

Традиция выражения "истинности" (от евр.- эмет) Божьей с помощью первой и последней буквы алфавита, кажется, были переданы из иудейской синагоги в раннюю христианскую церковь через Книгу Откровений, которая, как признается исследователями Библии, была изначально написана автором, чей первый язык был или иврит , или арамейский . При переводе Алеф и Тав были заменены в греческом тексте на Альфу и Омегу, что, в свою очередь, привело к "размыванию" глубинной сакральности смысла и тонкой красоты в обозначении Бога: греческие буквы Альфа и Омега не имеют отношения к еврейскому слову "истина". Хотя Альфа действительно и первая буква греческого слова Алетейя (Αλήθεια - гр. истина), однако Омега не является последней буквой в этом слове, как является тав в слове "эмет".

Употребление в литургии

Выражение «Альфа и Омега» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда : молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es Α et Ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты - Альфа и Омега, начало и конец) ; оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария . Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это - один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельтского обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/ Christus Dominus,/ venit venturus/ iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей) . Употребление выражения «Альфа и Омега» в песнопении, сопровождающем Причащение , возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω. Ученые полагают, что появление в чине проскомидии византийского обряда Богородичной и девятичинной просфор идёт от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры.


Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель

Словами Альфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый , соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Афанасий Александрийский

Поскольку Они едины, и Божество одно и то же, то кроме наименования Отец то же самое говорится о Сыне, что говорится об Отце. Так, например, Сын именуется Богом - и Слово было Бог , Вседержителем - Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ; Господом - один Господь Иисус Христос (1 Кор. 8:6) . Говорится, что Сын есть свет: Я свет миру (Ин. 8:12) . Он изглаждает грехи: Но чтобы вы знали, сказано, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Лк. 5:24) . А найдешь и многое иное, ибо и Сам Сын говорит: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин. 16:15), и опять: И все Мое Твое (Ин. 17:10) .

Против ариан.

Блж. Августин

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

Мученичество блаженных апостолов освятило для нас тот день: они стяжали славу всего мира, презрев мир. Петр - апостол первый, Павел - апостол последний. Первого и последнего к одному дню мученичества привел Первый и Последний - Христос. Чтобы ты вспомнил, что я сказал, обрати внимание на альфу и омегу . Сам Господь ясно говорит в Апокалипсисе: Я есмь Альфа и Омега : первый, до которого - никого; последний, после которого - никого. Предшествующий всему, замыкающий все. Желаешь узреть Первого? Все чрез Него начало быть (Ин. 1:3) . Стремишься к Последнему? Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего (Рим. 10:4) . Чтобы ты жил когда-либо, ты имел Его как Творца; чтобы тебе жить всегда - имеешь Его как Искупителя.

Проповеди.

Тертуллиан

Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

Господь присваивает Себе две греческие буквы - первую и последнюю, образы совпадающих в Нем начала и конца; и как альфа длится вплоть до омеги, точно так же омега обращается назад к альфе. Таким образом, Он указал, что в Нем имеется и движение начала к концу, и возвращение конца к началу, чтобы любое произволение, в Нем завершающееся, - а именно, через Слово, ставшее плотью, - таким же образом завершалось, как и начинается. И во Христе так все призывается к началу, чтобы и вера вернулась от обрезания к целостности этой плоти, как было изначально; и была свобода в пище и воздержание от одной только крови, как было изначально; и нерасторжимость брака, как было изначально; и отвержение развода, чего изначально не было; и в конце концов весь человек возвращается в рай, где он был изначально.

О единобрачии.

Лопухин А.П.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

В 8 ст. говорится о Боге Отце - первопричине Божественного ведения, который по 1 ст. дал откровение Христу для сообщения верующим. Так что и этот стих, так как и предыдущий, имеет целью еще более усилить авторитетность сообщенного в Апокалипсисе. - «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» . Смысл этого выражения тот, что Бог, как Вседержитель, есть действительное начало и первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он и конец (альфа - первая буква греческой азбуки, омега - последняя), конечная цель всего бытия; все, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству и у Него просить себе блаженства (Кол. 1:17) . Обыкновенно толкователи оканчивают введение в Апокалипсис 8 ст. и ст. 9 относят уже к первой части его. Но можно отнести 9 ст. и к введению и начинать первую часть только с 10 ст. Только этот последний стоит в непосредственной связи с последующим, стих же 9 может быть понимаем и как предварительное пояснение дальнейшего и как окончание предыдущего.

Толковая Библия.

Loading...Loading...