Женщина молодая или старая оптическая иллюзия. Двойственные изображения

Мы привыкли воспринимать окружающий нас мир как данность, поэтому не замечаем, как наш мозг обманывает своих же хозяев.

Несовершенство нашего бинокулярного зрения, бессознательные ложные суждения, психологические стереотипы и прочие искажения мировосприятия служат поводом для возникновения оптических иллюзий. Их огромное множество, но мы постарались собрать для вас самые интересные, безумные и невероятные из них.

Невозможные фигуры

В свое время этот жанр графики получил такое широкое распространение, что даже получил собственное название – импоссибилизм. Каждая из таких фигур кажется вполне реальной на бумаге, но существовать в физическом мире попросту не может.

Невозможный трезубец


Классический бливет – пожалуй, самый яркий представитель оптических рисунков из категории «невозможные фигуры». Как ни пытайся, определить, где берет начало средний зубец, не получится.

Другой яркий пример – невозможный треугольник Пенроуза.


Он же в виде так называемой «бесконечной лестницы».


А также «невозможный слон» Роджера Шепарда.


Комната Эймса

Вопросы оптических иллюзий интересовали Адельберта Эймса-младшего с раннего детства. Став офтальмологом, он не прекратил свои исследования восприятия глубины, результатом которых и стала знаменитая комната Эймса.


Как работает комната Эймса

В двух словах эффект комнаты Эймса можно передать так: кажется, что в левом и правом углу ее задней стены стоят два человека – карлик и великан. Разумеется, это оптический трюк, и на самом деле эти люди вполне обычного роста. В действительности помещение имеет вытянутую трапециевидную форму, но из-за ложной перспективы оно кажется нам прямоугольным. Левый угол сильнее удален от взора посетителей, чем правый, а потому стоящий там человек кажется таким маленьким.


Иллюзии движения

Эта категория оптических трюков представляет наибольший интерес для психологов. Большинство из них основано на тонкостях сочетания цветов, яркости объектов и их повторе. Все эти уловки вводят в заблуждение наше периферическое зрение, в результате чего механизм восприятия сбивается, сетчатка фиксирует изображение прерывисто, скачкообразно, и мозг активирует участки коры, отвечающие за распознавание движения.

Плывущая звезда

Сложно поверить, что эта картинка – не анимированный gif-формат, а обыкновенная оптическая иллюзия. Рисунок был создан японским художником Кая Нао в 2012 году. Ярко выраженная иллюзия движения достигается благодаря противоположенной направленности узоров в центре и по краям.


Существует довольно много подобных иллюзий движения, то есть статических изображений, кажущихся подвижными. Например, знаменитый вращающийся круг.


Или желтые стрелки на розовом фоне: при пристальном взгляде кажется, что они колышутся туда-сюда.


Осторожно, это изображение может вызвать резь в глазах или головокружение у людей со слабым вестибулярным аппаратом.


Честное слово, это обычная картинка, а не гифка! Психоделические спирали словно затягивают куда-то в полную странностей и чудес вселенную.


Иллюзии-перевертыши

Самый многочисленный и веселый жанр рисунков-иллюзий строится на перемене направления взгляда на графический объект. Самые простые рисунки-перевертыши нужно просто развернуть на 180 или 90 градусов.


Две классические иллюзии-перевертыша: медсестра/старуха и красавица/уродина.


Более высокохудожественная картинка с подвохом – при повороте на 90 градусов лягушка превращается в лошадь.


Другие «двойные иллюзии» имеют более тонкую подоплеку.

Девушка / старуха

Одно из самых популярных двойственных изображений было опубликовано в 1915 году в карикатурном журнале «Puck». Подпись к рисунку гласила: «Моя жена и теща».


Старики / мексиканцы

Пожилая супружеская пара или поющие под гитару мексиканцы? Большая часть сперва видит стариков, и лишь потом их брови превращаются в сомбреро, а глаза – в лица. Авторство принадлежит мексиканскому художнику Октавио Окампо, создавшему немало картинок-иллюзий подобного характера.


Влюбленные /дельфины

Удивительно, но трактовка этой психологической иллюзии зависит от возраста человека. Как правило, резвящихся в воде дельфинов видят дети – их мозг, еще не знакомый с сексуальными взаимоотношениями и их символами, просто не вычленяет в этой композиции двух любовников. Люди постарше, напротив, сначала видят пару, а уж потом дельфинов.


Список таких двойственных картинок можно продолжать бесконечно:


На картинке выше большинство людей видят сперва лицо индейца, а уже затем переводят взгляд влево и различают силуэт в шубе. Изображение ниже обычно трактуется всеми как черная кошка, и только потом в ее контурах проступает мышь.


Очень простая картинка-перевертыш – что-то подобное можно без труда сделать своими руками.


Иллюзии цвета и контраста

Увы, человеческий глаз несовершенен, и в своих оценках увиденного мы (сами того не замечая) часто опираемся на цветовое окружение и яркость фона объекта. Это ведет к очень интересным оптическим иллюзиям.

Серые квадраты

Оптические иллюзии цветов – одни из самых популярных видов обмана зрения. Да-да, квадраты A и B окрашены в один и тот же цвет.


Такая уловка возможна благодаря особенностям работы нашего мозга. На квадрат B падает тень без резких границ. Благодаря более темному «окружению» и плавному градиенту тени кажется, что он значительно светлее квадрата A.


Зеленая спираль

На этой фотографии всего три цвета: розовый, оранжевый и зеленый. Не верите? Вот что получится, если заменить розовый и оранжевый на черный.


Платье бело-золотое или сине-черное?

Впрочем, основанные на восприятии цвета иллюзии не редкость. Взять к примеру хотя бы покорившее в 2015 году интернет бело-золотое или черно-синее платье. Какого же цвета на самом деле было это загадочное платье, и почему разные люди воспринимали его по-разному?

Разъяснение феномена платья очень простое: как и в случае с серыми квадратами, все зависит от несовершенной хроматической адаптации наших органов зрения. Как известно, сетчатка человека состоит из двух видов рецепторов: палочек и колбочек. Палочки лучше фиксируют свет, а колбочки – цвет. У каждого человека соотношение колбочек и палочек разное, поэтому определение цвета и формы объекта немного отличается в зависимости от доминирования того или иного вида рецепторов.

Те, кто увидел платье бело-золотистым, обратили внимание на ярко освещенный задний фон и решили, что платье находится в тени, а значит, белый цвет должен быть темнее обычного. Если же платье показалось вам сине-черным, значит, ваш глаз в первую очередь обратил внимание на основной цвет платья, который на этой фотографии действительно имеет синий оттенок. Затем ваш мозг рассудил, что золотистый оттенок – черный, посветлевший из-за направленных на платье лучей солнца и плохого качества фото.


В действительности платье было синее с черными кружевами.


А вот другая фотография, поставившая в тупик миллионы пользователей, которые никак не могли решить, стена перед ними или же озеро.



Оптические иллюзии на видео

Балерина

Эта безумная оптическая иллюзия вводит в заблуждение: сложно определить, какая нога фигуры является опорной и, как следствие, понять, в какую сторону вращается балерина. Даже если вам это удалось, во время просмотра видео опорная нога может «меняться» и девушка словно начинает вращаться в другую сторону.

Популярнейшая оптическая иллюзия «Балерина»

Если вы без труда смогли зафиксировать направление движения балерины, это говорит о рациональном, практичном складе вашего ума. Если же балерина вращается в разные стороны, это значит, что у вас бурное, не всегда последовательное воображение. Вопреки распространенному мнению, на главенство правого или левого полушария это никак не влияет.

Лица-монстры


Интерес для любителей необычных вещей представляет стул дизайна Криса Даффи. Кажется, что он опирается исключительно на передние ножки. Но рискнув сесть на него, вы поймете, что тень, отбрасываемая стулом, и является его основной опорой.



Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Иллюзия Ястрова (Jastrow, 1899)

Кого вы здесь видите? Зайца или утку?

Первоначально иллюзия была опубликована в немецком юмористическом журнале Fliegende Blatter (October 23, 1892, p. 147). Подробнее об истории иллюзии см. .
Jastrow, J. (1899). The mind"s eye. Popular Science Monthly, 54 , 299-312.

Иллюзия Эренштейна. Схематическая модификация. (Ehrenstein, 1930)


Зайце-утка во весь рост.

Ehrenstein, W. Untersuchungen uber Figur-Grund-Fragen. Zeitschrift fur Psychologie 117, 1930. P. 339-412 (Fig. 3, p. 369).

Жена или теща (два варианта картинки).

Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или грустную старуху?

Сколько тут лиц?

Одно? Два? А может быть три?

Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

J. Botwinick "Husband and Father-in-Low ", 1961

Иллюзия с лицом фараона.

Это осел или тюлень?

Кто это?

Американский индеец или эскимос?

Старик или влюбленные?

Это только лишь роза?

Сандро дель Прете "Life In The Rose"

Что это?

Профиль лица? А если приглядеться? Все равно не видите?!
А надпись "Liar" (врун, обманщик) вы увидели?

Загадочный портрет генерала.

На рисунке изображено 9 человек. Сможете ли вы найти их всех?

Дон Кихот.
Сколько вы тут видите лиц?

Портрет Зигмунда Фрейда.


О чем думает Эйнштейн?

Мозг мужчины.

Найдите осла.

G.A. Wotherspoon "Society, A Portrait"

Иллюзии с черепом.

Влюбленный клоун

L"amour de Pierrot "A Clown"s Love", 1905

Сальвадор Дали. "Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера", 1940.

Голова осла или обнаженные девушуки?

Сплетницы и Сатана

G.A. Wotherspoon "Gossip, and Satan Came Also"

10 друзей. Сможете ли вы найти десятого "друга"

Rusty Rust "Ten Friends"

Это старики или же поющие мексиканцы?

Девушка или старуха? Посмотри быстро на рисунок и скажи что ты увидел? не надо его долго рассматривать. Это ты сможешь сделать потом, чтобы рассмотреть второе, что не смог увидеть в первый раз. Так что самое первое ты увидел? Девушка или старуха?

Расшифровка теста

Если ты видишь девушку:

Ты непревзойденный оптимист. Никакие трудности не могут выбить тебя из колеи. Даже если будет конец света, ты, скорей-всего, будешь любоваться закатом. И вероятнее всего ты девушка.

Если ты видишь старуху:

Ты настоящий реалист. Пока другие спорят о полноте полупустого стакана, ты из него пьешь коктейль. Вообще, в этом и заключается твоя суперсила — реально смотреть на вещи и оценивать ситуацию.

Пояснения

Для тех, кто не смог рассмотреть второе значение мы решили немного пояснить.

Старуха на рисунке с большим шнобелем, на голове что-то типа платочка или другого головного убора, из под которого торчат чёрные сильно кудрявые волосы. Также у старухи длинные большой подбородок выпячивает вперёд. Бабуля его опустила в меховой воротник.

Девушка смотрит назад, мы видим её ухо и скулу, а также пышную кучерявую шевелюру. То что у старухи рот и подбородок, у девушки — шея и часть плеча. Головной убор больше похож на фату. То что у бабули глаз, у девушки ухо. Ну и наоборот.

Не принимайте результат теста сильно близко к сердцу. Однако задуматься над ним стОит. В конечном итоге мы видим и воспринимаем всё даже не глазами, а мозгом. Наш мозг преобразует и интерпретирует картинки по тому, что он знает, чувствует и в каком состоянии находится.

Маленький пример, наши предки видели небо и море серым и даже чёрным, но не голубым и не синим. Более того, они вообще не видели синий цвет только потому, что не было название этому цвету. То есть, так как наш мозг не знал как этот цвет называется, он его не видел. В древнегреческих рукописях и письменных, написанных на латыни нет определения или более-менее подходящего под этот цвет названия. Древние люди вообще не использовали в своих рисунках синий, вплоть до средневековья этого цвета как бы не существовало. И только после того, как в человеческом сознании завершилось формирование основной цветовой гаммы, а это чёрный, белый, красный, потом желтый и потом зелёный к концу XII века люди стали определять синий цвет.

К слову, единственная древняя культура, которая видела и знала синий цвет были египтяне.

Таким образом, мы видим далеко не всегда реальность, а только её интерпретацию нашим мозгом. Именно поэтому, от того что вы видите? девушку или старуху, можно в некотором роде судить о вашем состоянии на данный момент.

«Моя жена и моя тёща»

Если вы впервые видите эту знаменитую иллюзию, то, что вы заметили в первую очередь? Девушку или старуху? И вот этот момент - первое впечатление от картинки ученые взяли для изучения визуального восприятия человека и влияния на него возраста.

Почему именно эту иллюзию посчитали подходящей? Дело в том, что рисунок основан исключительно на восприятии лица: либо вы можете видеть девушку, или вы можете увидеть профиль пожилой женщины, торжественно глядящей в левую сторону рисунка. В любом случае одновременно невозможно увидеть оба портрета.

Так кто на рисунке?
Девушка или старуха?

Подсказка для тех, кто видит только девушку:
Видите это? Подбородок молодой женщины удваивается как нос пожилой женщины, а подбородок старухи также является грудью молодой женщины.

Два профессора психологии в Университете Флиндерс в Австралии только что пришли к выводу, что видение и осознание увиденного имеет много общего с возрастом людей. Согласно исследованию, молодой человек сначала увидит молодую женщину, а пожилые люди увидят старушку.

В эксперимент пригласили 393 волонтера (242 мужчины и 141 женщину) в возрасте от 18 до 68 лет, хотя средний возраст составлял 32 года. Все они показали изображение на секунды, а затем спрашивали пол и возраст человека на рисунке.

Когда исследователи отделили ответы 10% старших добровольцев от 10% молодых людей, они обнаружили, что старшая группа впервые увидела старуху, а молодые - самую молодую женщину. Точнее, это так: люди в возрасте от 18 до 30 лет обычно видели девушку, а старше 30 лет - пожилую женщину.

Цель исследования состояла в том, чтобы определить, влияют ли очень возрастные искажения на интерпретацию, начиная с подсознательного уровня.

Так случилось с вами? Ну, вы можете просто быть не так молоды, как вам кажется.

А я, в свою очередь, задаюсь вопросом:
Не потому ли старшее поколение (не все, конечно, далеко не все) так яростно отвергает новаторство в искусстве?

Мешает объективное возрастное восприятие? Подсознание бунтует против новизны, не наше это, дескать, не наше?

Как думаете? Пишите, не стесняйтесь).

.

В течение нескольких секунд посмотрите рис. 1. Затем посмотрите на рис. 2 и подробно опишите, что вы видите на этом втором рисунке.

Рис. 1. Молодая женщина

Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какого она возраста? Как она выглядит? Как одета? Как вы думаете, кто она такая?

Скачать заметку в формате

Вероятнее всего, вы опишете женщину на второй картинке как особу лет двадцати пяти - весьма привлекательную, элегантно одетую, обладательницу маленького носика и сдержанных манер. Если бы вы не были женаты, то приударили бы за ней. А если бы работали в модном магазине, то взяли бы ее манекенщицей.

А если я скажу вам, что вы ошибаетесь? И если я заявлю, что особа на картинке - пожилая женщина лет шестидесяти-семидесяти, с потухшим взглядом, огромным носом, и, разумеется, ни в какие модели не годится? Это женщина, которой вы, вероятно, захотели бы помочь перейти через дорогу.

Кто же прав? Взгляните на картинку снова. Видите ли вы теперь старуху? Если нет, посмотрите еще. Видите большой крючковатый нос? Платок?

Если бы мы с вами общались лично, то смогли бы обсудить эту картинку. Вы бы описали мне, что вы видите, а я бы рассказал вам, что вижу я. И мы продолжали бы делиться мнениями до тех пор, пока не показали бы друг другу, что видит каждый из нас.

Рис. 2. Действительно ли женщина молодая?

Поскольку мы не можем сделать этого, я предлагаю вам обратиться к рис. 3, рассмотреть помещенное на ней изображение, а затем снова вернуться к рис. 2. Теперь вы видите пожилую женщину? Очень важно, чтобы, прежде чем продолжить чтение, вы ее увидели.

Впервые я столкнулся с этим упражнением много лет назад, будучи студентом Гарвардской школы бизнеса. Преподаватель с его помощью хотел показать, что двое людей, глядя на одно и то же, могут видеть разное и при этом оба быть правы. Дело тут не в логике, а в психологии.

Преподаватель принес стопку карточек большого размера, на половине из которых было изображение молодой женщины (рис. 1), а на другой половине - пожилой женщины (рис. 3). Он раздал карточки с изображением молодой женщины студентам, сидевшим в одной части аудитории, а карточки с изображением пожилой женщины - тем, кто сидел в другой ее части. Он предложил внимательно рассмотреть карточки, сконцентрировавшись на изображении в течение десяти секунд, а затем вернуть их. После этого он показал на экране картинку (рис. 2) и совмещающую оба изображения, и попросил студентов описать, что они видят. Почти все, кто вначале видел карточки с изображением молодой женщины, на экране увидели именно молодую женщину. И почти все из увидевших вначале карточку с изображением пожилой женщины, ее же теперь увидели и на экране.

Затем преподаватель попросил одного студента объяснить другому, из противоположной части комнаты, что он видит. В процессе их разговора высветились проблемы коммуникации.

Что значит «старуха»! Этой женщине не больше двадцати - двадцати двух лет!

Да ну, брось! Ты что, шутишь? Ей лет семьдесят, а то и все восемьдесят!

Да ты что, слепой? Это же молодая женщина. Хорошенькая. За такой можно и приударить. Она просто прелесть!

Прелесть? Да это старая карга!

Рис. 3. Пожилая женщина

Спор не угасал, каждый был уверен в своей правоте и доказывал свою позицию. И все это происходило несмотря на то, что студенты имели весьма важное преимущество, каким мы редко обладаем в реальной жизни: они с самого начала эксперимента знали, что существует другая точка зрения. И при всем при этом лишь очень немногие попытались взглянуть на картинку глазами другого человека. После долгих препирательств один из студентов подошел к экрану и, указав пальцем на линию на рисунке, сказал:

Это колье молодой женщины! На что другой возразил:

Какое колье, это рот старухи!

Постепенно успокоившись, они стали обсуждать отдельные различия. Наконец сначала один студент, потом другой увидели, что на экране одновременно существуют два образа. Благодаря спокойному, терпеливому, детальному обсуждению все, кто находился в комнате, смогли увидеть картинку с другой точки зрения. Однако стоило отвернуться и потом снова взглянуть на изображение, как почти каждый из нас немедленно видел тот образ, на который настроился в течение первых десяти секунд знакомства с картинкой.

Я часто использую этот эксперимент в своей работе, как с индивидуальными клиентами, так и с организациями, поскольку он позволяет сделать открытия, важные для нашей личной эффективности и эффективности нашего взаимодействия с другими людьми. Прежде всего, он демонстрирует, насколько мощно заданность воздействует на наше восприятие, наши парадигмы. Если десятисекундное изучение картинки способно оказать такое влияние на то, каким мы видим предмет, то, что говорить о силе влияния нашего жизненного опыта! Всё в нашей жизни, что способно оказывать на нас влияние, - семья, школа, церковь, сослуживцы, друзья, приятели и такие современные социальные парадигмы, как этика личности, - всё это оказывает на нас не осознаваемое нами воздействие, способствуя формированию нашей собственной системы взглядов, наших парадигм, наших карт. Кроме того, этот эксперимент показывает, что наши парадигмы являются источником наших установок и поведения. Вне их мы не можем действовать органично. Мы просто утратим свою целостность, если станем говорить и делать то, что противоречит нашим представлениям. Если вы, будучи подготовлены к тому, чтобы увидеть молодую женщину, именно ее и увидели на комбинированной картинке (так бывает в 90% случаев), то вам, несомненно, будет трудно думать о том, чтобы помочь ей перейти через дорогу. И ваше отношение к этой женщине, и ваше поведение должны непременно согласовываться с тем, как вы ее видите.

Это выявляет одно из слабых мест этики личности. Попытка изменить установки и поведение окажется бесплодной, если мы не изучим те основные парадигмы, из которых эти установки и поведение проистекают.

Кроме того, наш пример с картинками показывает, насколько сильно наши парадигмы влияют на характер наших взаимоотношений с другими людьми. Столь же ясно и объективно, как, по нашему представлению, мы видим окружающий мир, мы начинаем сознавать, что другие видят его иначе, со своей, очевидно столь же ясной и объективной, точки зрения. «То, на чем мы стоим, зависит от того, где мы сидим».

Каждый из нас склонен считать, что видит явления такими, каковы они есть в действительности, т.е. что он объективен. Однако дело обстоит совсем не так. Мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, каковы мы сами, - или же таким, каким мы настроены его видеть. Открывая рот, чтобы описать, что мы видим, мы в результате описываем самих себя, наши представления, наши парадигмы. Стоит другим разойтись с нами во мнениях, как мы немедленно приходим к выводу, что не правы именно они. Однако, как показывает наш эксперимент, каждый видит одно и то же по-своему, сквозь призму собственного уникального опыта.

Это вовсе не означает, что фактов не существует вообще. В нашем примере два человека, восприятие которых изначально было запрограммировано разными изображениями, вместе рассматривают комбинированную картинку. Теперь они одновременно видят одни и те же факты - сочетание черных линий и белого пространства и оба признают их фактами. Однако интерпретация этих фактов каждым из них зависит от изначального опыта каждого, и все эти факты приобретают значение исключительно в силу их интерпретации.

Чем глубже мы осознаем, каковы наши основные парадигмы, карты или представления, а также до какой степени мы находимся под влиянием собственного жизненного опыта, тем с большей ответственностью относимся к своим парадигмам, изучаем их, сопоставляем их с реальностью, прислушиваемся к мнению других, становимся восприимчивыми к чужим взглядам, вырабатывая таким образом более полное представление о реальности, а значит, и более объективную точку зрения.

Перед этим фрагментом Стивен Кови говорит о силе парадигм. И в качестве примера предлагает маленький эксперимент.

Loading...Loading...