Open Library - открытая библиотека учебной информации. Характеристика методов сбора социологической информации

Введение
1. Методы сбора социологической информации
2. Количественные методы сбора социологической информации
3. Качественные методы сбора социологической информации
4. Сравнительный анализ количественных и качественных методов
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:

1. подготовку исследования;

2. сбор первичной социологической информации;

3. подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;

4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а, следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

1. Методы сбора социологической информации

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественном, так и в качественном подходе.

2. Количественные методы сбора социологической информации

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

Опросные методы;

Анализ документов;

Наблюдение;

Социологический эксперимент.

Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы, прежде всего, математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Всплеск интереса к количественной методологии отмечен в 20-е г.г. XX века. Он был связан с проведением так называемых «соломенных опросов» - опросов аудитории газет и журналов, которые приобрели в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов1928 г. было проведено 85 «соломенных опросов». Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых разных сторонах жизни американцев. Еще во время первой мировой войны была поднята проблема об участии США в боевых действиях. Конгрессмен Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% — против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: «Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?», «Простужались ли вы зимой?», «Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?».

Одна из основных задач количественного социологического исследования — в сочетании с теоретическим анализом — состоит в определении причин и следствий. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными. Переменная - признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой. Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.

То, что две переменные изменяются сообща, еще вовсе не свидетельствует о наличии между ними причинно-следственной связи. В США, например, коли­чество заключаемых браков снижается до минимальной цифры в январе, — в том месяце, на который приходится наибольшая смертность среди населения. Из это­го вряд ли следует, что люди умирают, потому что им не удается вступить в брак (или не женятся, потому что умирают). В действительности все зависит от пло­хой январской погоды на территории большей части страны (и, может быть, от послепраздничной хандры), — именно в этом причина и малого числа браков, и высокого числа смертей. Справедливо и обратное: в более теплые и солнечные летние месяцы отмечаются наивысшая частота браков и наименьшая смертность. Поэтому исследователи должны посмотреть вглубь, чтобы найти концы причин и следствий.

Количественные социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Цель фундаментального исследования - развитие и со­вершенствование самой науки, т.е. получение нового на­учного знания, а цель прикладного исследования - реше­ние конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации. Получаемые в ходе фунда­ментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.

Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему. Прикладные исследования проводятся по запросам руководства и касаются проблем, требующих последователь­ных, часто долгосрочных управленческих воздействий. Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследова­ние может быть как теоретическим, так и эмпирическим. При­кладное социологическое исследование, как правило, бы­вает эмпирическим.

3. Качественные методы сбора социологической информации

Ко второй группе методов получения социологической информа­ции относятся качественные методы исследования. Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:

- «кейс-стади» (исследование случая);

Исследования этнографического типа;

- «устная история» (oral history);

- «grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории);

- «история жизни» (life story).

Самое фундаментальное исследование в истории качественного метода — классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов? В течение ряда лет ученые собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции.

4. Сравнительный анализ количественных и качественных методов

Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.

Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.

Сопоставление количественных и качественных методов:

1. Предназначение:

Количественные: макросоциологическое исследование.

Качественные: микросоциологическое исследование.

2. Цель применения:

Количественные: объяснение причин изучаемого явления.

Качественные: понимание изучаемого явления.

3. Исследовательские задачи:

Количественные:

Изменение параметров явления;

Установление взаимосвязи между этими параметрами.

Качественные:

Выявление общей картины явления;

Интерпретация явления.

4. Позиция исследователя:

Количественные: сторонний наблюдатель.

Качественные: сочувствующий участник.

5. Центр внимания исследования:

Количественные: социальные структуры и институты, общие социальные процессы, объективные факторы.

Качественные: в центре внимания является сам человек, особенные частные процессы и субъективные факторы.

6. Гипотезы формируются:

Количественные: заранее есть.

Качественные: по мере овладения данными.

7. Логика анализа:

Количественные: дедуктивная.

Качественная: индукция.

8. Данные исследования представлены в виде:

Количественные: статистических показателей и индексов.

Качественные: различных высказываний, документов, дискуссий.

9. Стиль исследования:

Количественные: жесткий холодный.

Качественные: мягкий теплый.

Более подробный сравнительный анализ количественных и качественных методов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Методологические различия количественного и качественного подходов

Количественный подход

Качественный подход

Теоретико-методологическая база

Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами. Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления.

Фокус анализа

Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное. Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное.

Единицы анализа

Факты, события. Субъективные значения, чувства.

Исследовательские цели, задачи

Дать причинное объяснение.

Измерить взаимосвязи.

Интерпретировать, понять наблюдаемое,
концептуализировать.
Жесткий, холодный. Систематизация. Мягкий, теплый. Воображение, представление о…

Валидность (надежность)

Достоверное повторение установленных связей. Реальное насыщение информации

Логика анализа

Дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий. Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. — к концепциям.

Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:

Интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным);

Наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное);

Анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

В некоторых исследованиях ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию качественного и количественного подходов.

Заключение

Таким образом, проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.

Подводя итоги данной работы можно сказать, что каждый из рассмотренных методов получения первичной информации имеет свои достоинства и недостатки. И использование того или иного метода зависит, прежде всего, от специфических особенностей объекта исследования.

Таким образом, можно сказать, что каждый социолог, перед тем как начать сбор первичной информации, должен, во-первых, определится с объектом исследования, во-вторых, с его целями и задачами, в-третьих, знать особенности психологии людей (невербального поведения).

Список использованной литературы

  1. Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник. — М.: Гардарики, 2004.
  2. Кравченко, А. И. Социология. Учебник. — М., 2001.
  3. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Познавательные возможности опроса и его классификация. Социологическое наблюдение и эксперимент, экспертные оценки, анализ документов, микросоциологические исследования и фокус-группы. Особенности применения методов сбора первичной социальной информации.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Социологическое исследование: общее понятие, функции, виды. Методы сбора социологической информации, их характеристика. Основные правила работы с документами, которые должен знать социолог. Сущность, содержание, цели и задачи социального эксперимента.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Единое социологическое знание науки об обществе. Поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Комплексный характер методов сбора социологической информации.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Характеристика и этапы реализации процесса наблюдения как способа получения социологической информации, его цели и задачи, классификация и разновидности. Особенности организации предварительной подготовки. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Интервью - распространенный метод сбора информации в социологии. Сбор данных методом формализованного интервью называют анкетированием. Он подразумевает стремление к максимальной стандартизации и унификации процедур сбора данных, их обработки и анализа.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

Можно выделить методы, которые социология заимствовала у других наук, и собственно социологические методы, появившиеся уже в рамках самой социологической науки.

Первыми научными методами, используемыми социологами, стали методы, ранее применяемые естественными науками- физикой, химией, биологией. Их предложили использовать, как было сказано выше, основатели социологической науки Г. Спенсер и О. Конт. Это методы наблюдения, эксперимента и сравнительный метод.

Вместе с тем, социологами используются количественные методы сбора и обработки социологической информации. К собственно социологическим количественным методам можно отнести различные виды опросов, таких как анкетный, телœефонный, почтовый, прессовый, интервью, в рамках которых используются математические и статистические приёмы, а также метод контент-анализа.

Помимо количественных методов, основанных на математических приёмах, социологи применяют так называемые качественные методы, наиболее распространённым из которых является метод фокус-групп.Качественные методы, в отличие от количественных, охватывают небольшие совокупности людей и обращают большее внимание не на измерение тех или иных показателœей, а на содержание индивидуальных мнений, оценок, высказываний.

Количественные методы. Метод опроса. Наиболее распространенным и применяемым в социологических исследованиях методом является социологический опрос. Специфика метода опроса состоит прежде всœего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации служит человек (респондент) − непосредственный участник социальных процессов и явлений.

Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определœенной совокупности респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения, и это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. При этом в социологии выработано значительное количество методических требований и процедур, позволяющих преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность этой формы сбора социологической информации. Он используется в следующих случаях:

1) когда документальных источников информации по изучаемой проблеме недостаточно либо когда такие источники вообще отсутствуют;

2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;

3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания (потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения и т.д.);

4) когда нужен контрольный (дополнительный) метод для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование) опросы, опросы по месту жительства, по месту работы и в целœевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телœевидение, по телœефону), групповые и индивидуальные и т.д.

Учитывая зависимость отформы проведенияопроса и вспомогательных средств выделяют анкетный, телœефонный, почтовый и прессовый опросы.

Метод опроса, опирающийся на достаточное количество обученных анкетёров и интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию.

Не менее ценное достоинство опроса − широта охвата различных областей социальной практики. Кажется, нет таких проблем в жизни общества, окоторых исследователь не мог бы получить информацию, обратившись с опросниками к различным слоям населœения. В связи сэтой особенностью познавательные возможности опроса представляются порой почти безграничными. При этом информация, полученная путём опроса, отражает объективную реальность в преломлённом виде, поскольку она отражает мнения людей, т. е. преломляется в их сознании.

Наиболее распространённый в практике прикладной социологии России вид опроса − анкетирование.Оно может быть групповымили индивидуальным.Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы или учёбы. Анкеты раздаются для заполнения в учебной аудитории, в зале заседаний, куда приглашаются для опроса включённые в выборку учащиеся или члены организации. Обычно один анкетёр работает с группой из 15-20 человек.

При индивидуальном анкетировании анкета выдаётся одному респонденту, как правило, по месту жительства.

К преимуществаманкетного опроса можно отнести:

1) возможность проведения не только описательного, но и широкомасштабного аналитического исследования;

2) возможность использования общенациональной выборки;

3) возможность вербального и визуального контакта между респондентом и анкетёром.

Недостаткамианкетирования являются:

1) относительная дороговизна;

2) крайне важность затраты достаточно большого количества времени;

3) сложность контроля;

4) недоступность в отдельных случаях респондентов (наличие кодовых замков в домах по месту жительства респондентов);

5) небезопасность проведения опроса для анкетёра.

Западные институты изучения общественного мнения большую часть опросов проводят по телœефону. Преимущества телœефонного опроса очевидны. Телœефонный опрос требует меньше времени, в случае телœефонного опроса значительно упрощается контроль за интервьюерами, что в свою очередь обеспечивает большую надёжность результатов, респонденты меньше беспокоятся о своей безопасности и, следовательно, реже отказываются от участия в опросœе.

Телœефонные опросы намного дешевле, чем анкетные. Общепринято, что выборка не является репрезентативной, если исследуемая совокупность составляет менее 70% генеральной совокупности, т. е. уровень телœефонизации дол­жен быть не ниже 70%, в целом по России, даже в крупных городах, но телœефоны имеют в лучшем случае 50% населœе­ния. Необходимо также отметить, что наличие телœефона - ϶ᴛᴏ важный социальный признак. При общем низком уровне телœефонизации владельцами телœефонов, как правило, являются более образованные и высоко статусные группы населœения.

Почтовый опросв наиболее общем виде заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет нужнобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетёров. При известном опыте исследователœей подготовка и рассылка всœей документации почтового опроса для 2000-3000 человек может быть осуществлена двумя работниками за 7-10 дней.

К достоинствамметода относится и то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе и в труднодоступных районах. Преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит также в том, что анкета заполняется самим респондентом, тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном очном опросœе.

Ещё одно позитивное свойство почтового опроса − возможность самому респонденту выбрать удобное для него время заполнения анкеты. Он может не спешить, если нужно уточнить некоторые детали ответа. Наконец, можно отме­тить низкую стоимость почтового опроса, поскольку нет не­обходимости привлекать к сбору информации анкетёров, использование которых увеличивает материальные затраты на исследование.

Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них − неполный возврат анкет, не всœе респонденты заполняют анкеты и отправляют их. Как правило, величина возврата анкет зависит от социально-демографической структуры обследуемой совокупности. В одних ситуациях в опросœе активнее принимают участие представители старших возрастных категорий, в других - молодёжь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, совокупность ответивших на анкету обычно по полу, возрасту, образованию, жизненному опыту в большей или меньшей степени не соответствует совокупности возможных респондентов.

Основная задача исследователœей, которые пользуются почтовым опросом, состоит в том, чтобы увеличить, стимулировать возврат анкет. Исследования показывают, что 70-75% возврат обеспечивает весьма высокую надёжность результатов. Существуют приёмы достижения высокого уровня возврата анкет. Главное условие - сделать содержание анкеты интересным для респондента. Бывает целœесообразным включение в анкету дополнительных вопросов, хотя длинные анкеты также уменьшают вероятность возврата.

Во многих случаях увеличение возврата достигается рассылкой респондентам уведомлений за 3-4 дня до рассылки анкет, что позволяет настроить человека на участие в опросœе. Повышают степень возврата сопроводительные письма, в которых к респондентам обращаются по фамилии, имени и отчеству с просьбой об участии в исследовании и объяснением целœей опроса.

Рекомендуется высылать небольшое символическое вознаграждение, к примеру карманный календарь. Вместе с анкетой респонденту оправляют конверт с напечатанным на нём адресом исследовательской организации, в котором респондент должен будет выслать заполненную анкету. Через 2-3 недели после отправки анкеты высылают напоминания, что в среднем увеличивает возврат на 20%. В условиях крупного города первые заполненные анкеты возвращаются на 7 − 8 день, затем в течение двухнедель наблюдается наиболее активный период возврата - возврат достигает 50%.

Почтовый опрос широко применяют в США, в частности для исследования покупательского спроса. Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Как правило, посредством прессовых опросов изучается читательская аудитория либо какая-то актуальная проблема.

Самым большим недостатком прессового опроса считается то, что в нём принимает участие наиболее активная часть населœения, однако в отдельных случаях прессовый опрос может быть полезен. В первую очередь,прессовые опросы хорошо использовать для изучения реальной читательской аудитории. Во-вторых,целœесообразно применять такой метод в качестве постановочного исследования с целью уточнения проблемной ситуации.

Прессовый опрос можно использовать как дополнительный вид исследования для получения более обширной территориальной географии респондентов, а также с целью большего количества анонимных ответов по специфическим вопросам, к примеру проблемам проституции, наркомании, алкоголизма, преступности. Прессовый опрос также используется для активизации больших групп людей с целью формирования общественного мнения. Прессовый опрос уместен тогда, когда социально-демографические параметры респондентов неизвестны и, следовательно, нельзя применить общенациональные выборки.

Можно назвать некоторые правила проведения прессового опроса.

1. Нельзя печатать анкету в газете или журнале на тех страницах, оборотная сторона которых содержит предположительно интересный материал и может быть оставлена в домашнем архиве.

2. Анкета не должна содержать более 20 вопросов: (включая паспорт) и 60-70 вариантов ответов.

3. Не следует проводить опросы в то время, когда внимание на­селœения приковано к важным событиям общественной жизни.

4. Целœесообразно использовать временные интервалы: месяцы – январь-апрель, октябрь-декабрь (учитывая летние отпуска), недели - первая и третья каждого месяца, дни – вторник-четверг (для повторной публикации анкеты целœесообразно использовать воскресный номер). Это правило не распространяется на журналы и еженедельные газеты.

5. При оформлении анкеты крайне важно использовать фото, рисунки, графические заставки.

6. Необходимо использовать различный типографский шрифт, чтобы отделить вопросы от вариантов ответов.

Метод интервью в практике социологических исследований в России применяется реже, чем различные формы анкетирования. Это обусловлено, прежде всœего, недостаточно развитой сетью интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в анкете вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний.

При интервьюировании контакт между исследователœем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователœем, организует и направляет беседу с каждым отдельным респондентом и фиксирует ответы согласно инструкции.

Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В случае непонимания респондентом смысла вопроса, затруднений, связанных с припоминанием события, интервьюер может тактично прийти к нему на помощь: задать дополнительный вопрос, пояснить формулировку (чего нельзя делать в случае анкетирования).

Выделяют формализованное, фокусированное и свободное интервью. Формализованное, или стандартизированное, интервью - самая распространённая форма интервью. В этом случае общение интервьюера строго регламентирова­но детально разработанными вопросником и инструкцией.

При использовании этого вида интервью крайне важно точно придерживаться формулировки вопросов и их последовательности. В таком интервью обычно преобладают закрытые вопросы, т. е. вопросы, содержащие готовые варианты ответов.

В случае если в процессе беседы возникает потребность объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса, интервьюер не должен допускать произвольного толкования, отклонения от первоначальной формулировки вопроса.

Интервью с открытыми вопросами, которые не содержат готовых вариантов ответов, предусматривает меньшую степень стандартизации, респондент даёт ответы в свободной форме, а задача интервьюера точно зарегистрировать ответ. Интервьюер в любом случае является исполнителœем, от которого требуется аккуратность и точность.

Фокусированное интервьюимеет целью сбор мнений, оценок по поводу ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с темой исследования, они читают статью или книгу, о которой пойдёт речь. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого интервью, их перечень обязателœен для интервьюера. При этом интервьюер имеет большую самостоятельность, он может менять последовательность вопросов, менять их формулировки.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид интервью применяют тогда, когда исследователь только приступает к разработке проблемы. Свободное интервью проводится без заранее составленного опросника или плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту.

Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки − всё зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос, его представлений о предмете исследования, от конкретной ситуации интервью. В отличие от массовых опросов получаемая таким образом информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна своей уникальностью. Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов. Группы опрашиваемых обычно невелики (редко превышают 10-20 человек).

Метод наблюдения . В социологическом исследовании под наблюдением принято понимать метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целœенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. В отличие от обыденного научное наблюдениеотличается тем, что:

1) оно подчинœено ясным целям и задачам;

2) планируется и проводится по заранее обдуманной процедуре;

3) всœе данные фиксируются в протоколах (или бланках) наблюдения;

4) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или перспективных суждениях индивидов. Другим важным преимуществом метода наблюдения является то, что исследователь в определœенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания или умения обследуемых отвечать на вопросы.

Наблюдение обеспечивает определœенную объективность, которая задается самой установкой фиксирования ситуаций, явлений, фактов. При этом в этой процедуре присутствует и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателœем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем более субъективным будет его восприятие этого объекта. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

В современной социологии различают включенное и простое наблюдение. При включенном наблюдении исследователь имитирует вход в социальную среду и анализирует события как бы «внутри». В простом наблюдении он регистрирует событие «со стороны»,

Процедура любого наблюдения складывается из ответов на вопросы: «Что наблюдать?», «Как наблюдать, чтобы не влиять на естественный ход событий?», «Как вести записи?»

«Что наблюдать?» На данный вопрос отвечает программа исследования (гипотезы, эмпирические признаки понятий и т.д.). Как правило, наблюдение включает в себя следующие элементы и фиксирует следующие их признаки.

1. Общая характеристика социальной ситуации, куда включают сферу деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение её особенностей и т.д.; правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом; степень саморегуляции объекта (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2. Определœение типичности наблюдаемого объекта в данной ситуации: экологическая среда, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.

3. Описание субъектов, или участников социальных событий. Их можно классифицировать по демографическим или другим социальным признакам, по социальным функциям (права, обязанности); по неофициальным отношениям (дружеские, неприятие, неформальное лидерство и т.д.).

4. Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые, официальные и неофициальные, одобряемые и неодобряемые, согласованность или конфликт интересов и целœей.

5. Структура деятельности со стороны внешних побуждений (стимулы) и внутренних, т. е. осознанных намерений (мотивов), средств, привлекаемых для достижения целœей, по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная, напряжённая, спокойная) и по её практическим результатам (материальные и духовные продукты).

6. Регулярность и частота наблюдаемых событий по ряду указанных выше параметров и типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение, осуществляемое по такому плану, имеет задачу структурировать объект, выделить в нём разнородные свойства, элементы, функции, связи действующих лиц или групп. Но всё это есть неконтролируемое наблюдение.По мере накопления данных задачи исследования уточняются. Какие-то стороны объекта становятся более значимыми, какие-то - менее либо вообще опускаются, и наблюдение становится контролируемым.

Контролируемое наблюдение значительно более жёсткое и разрабатывается на основе неконтролируемого наблюдения. Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский психолог Р. Бейлз для изучения последовательности фаз групповой деятельности.

Надежность данных в рамках этого метода сбора информации (обоснованность и устойчивость) гарантируется выполнением следующих правил.

1. Один и тот же объект крайне важно наблюдать в разных ситуациях (нормальных, стрессовых и т.д.).

2. Вести одни и те же наблюдения должны несколько сотрудников для сопоставления получаемых ими результатов.

3. Использовать для проверки другие методы сбора социологической информации, к примеру, интервью, опрос и т.д.

Метод эксперимента . Эксперимент предполагает создание определённой ситуации, условий для группы обследуемых и наблюдение за изменениями, происходящими в результате действия этих условий. Общая логика эксперимента состоит по сути в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы(или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить изменения интересующих исследователя характеристик, их направление, величину и устойчивость.

В этом смысле эксперимент представляет собой нечто вроде замкнутой системы, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователœем «сценарию».Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий. В первую очередь, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся самим исследователœем.

Такие характеристики называются факторными.Характеристики, которые не принимают участие в эксперименте, называются нейтральными, их судьба не волнует исследователя, независимо от того, изменяются ли они или нет. В-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Эксперименты различаются по логической структуре доказательства гипотез и по характеру экспериментальной ситуации. По логической структуре доказательства гипотез различают линœейный и параллельный эксперименты.

Линœейный экспериментотличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся одновременно контрольной (имеется в виду ее первоначальное состояние) и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются всœе контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определённого, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном экспериментеодновременно принимают участие две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всœем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические характеристики). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всœего периода эксперимента͵ а экспериментальной - изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, делается вывод о причинах и величинœе происшедших изменений.

По характеру экспериментальной ситуацииэксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (к примеру, трудовой коллектив какой-либо организации, слушатели на семинаре). При этом члены группы бывают осведомлены либо не осведомлены о том, что они принимают участие в эксперименте. Решение об их осведомленности в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента.

В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сама экспериментальная группа формируются искусственно. По этой причине члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

1) определœение цели эксперимента;

2) выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

3) выделœение предмета эксперимента;

4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

5) определœение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

6) формулировку гипотез и определœение задач;

7) выбор индикаторов и способов контроля протекания эксперимента;

8) определœение метода фиксации результатов эксперимента;

9) проверку эффективности эксперимента.

Метод контент-анализа . Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов.Он имеет и ряд иных преимуществ по сравнению с другими методами. Прежде всœего, анализ документов позволяет оперативно получать фотографические данные о предприятии в целом, о его рабочих и служащих. Вместе с тем, эта информация носит объективный характер, но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

во-первых, учетная информация не всœегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов;

во-вторых, часть этой информации устаревает;

в-третьих, цели создания документов чаще всœего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, и в связи с этим информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;

в-четвертых, подавляющее большинство данных, представленных в ведомственной документации, не содержит информации о состоянии сознания работников. По этой причине анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фотографической информации.

При работе с любым документальным материалом социолог должен уметь читать данные на языке гипотез своего исследования. Но в начале он должен осуществить процедуру поиска индикаторов (признаков), которые можно исследовать по отношению к данному типу документов, а потом уже работать с самим источником. Существует ряд приемов, позволяющих оптимально решить эту задачу. В социологии наиболее известна процедура, которая принято называть «контент-анализ».

«Контент-анализ» предполагает перевод в количественные показатели массовой текстовой информации. Его основные операции разработаны американскими социологами Б. Берельсоном и Х. Лассуэллом.

Основные процедуры «контент-анализа» связаны с переводом качественной информации на язык счёта. С этой целью выделяют два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа (1) и единицы счёта (2), или количественные единицы.

К примеру, единица анализа − отношение к президенту, единица счета - количество публикаций за неделю или количество строк в одном номере об отношении к президенту. Можно в качестве единиц анализа брать темы, идеи, оценки, суждения либо символы, термины. К примеру, Х. Лассуэлл во время Второй мировой войны, исследовав символику одной американской газеты, доказал, что она фашистская, и её закрыли.

В исследованиях СМИ, где контент-анализ получил широкое применение, единицами анализа обычно выступают те или иные понятия («политика», «демократия», «свобода слова», «рынок»), а единицами счёта − частота употреблений этих понятий. Это позволяет определить ориентацию источника (политическая, научная и т.д.) либо политическую направленность (прокоммунистическая, демократическая и т.д.).

Помимо специальных терминов в качестве единиц анализа могут выступать темы (избирательная кампания, политическая борьба), имена выдающихся деятелœей (Г. Зюганов, Г. Явлинский), общественные события (штурм Белого дома) и т.д. Контент-анализ может быть весьма многосторонним, одновременно могут иссле­доваться несколько единиц анализа и несколько единиц счета. Для проведения контент-анализа разрабатывается специальный бланк. Обязательна проверка результатов контент-анализа на их надёжность при помощи экспертной оценки или опроса.

Качественные методы. Фокус – группы . Различные виды опросов относятся к количественным методам сбора социологической информации, поскольку охватывают большие группы населœения, социологи используют при этом математические и статистические методы и приёмы. К количественным методам относят также и метод контент-анализа. Помимо количественных, существуют качественные методы сбора информации, в частности метод фокус-группы.

Качественное исследование − определённый тип исследования, который предполагает использование специальной техники получения глубинных ответов: о чём думают люди и как они себя при этом чувствуют. Такое исследование даёт возможность глубоко понять и изучить установки, верования, причины поведения людей.

Качественное исследование преследует своей целью получить ответ на вопрос «почему», в то время как количественное исследование отвечает на вопрос «как много»и «как часто».Качественное исследование в большей степени интерпретационное (объяснительное), нежели описательное. Для его проведения достаточно небольшого количества респондентов, его выборка не должна базироваться на теории вероятности и статистики.

Фокус-группа является наиболее распространенной техникой качественного исследования. Традиционно состав участников фокус-группы колеблется от 8 до 10 человек, но существует тенденция в сторону уменьшения группы до 5-7 человек. Обсуждение в группах, меньших по размеру, позволяет получить более информативные ответы каждого из участников. Часто такие группы более сплоченные, особенно если респондентами являются профессионалы, к примеру группа из лидеров партий либо социальных работников.

Ключевым фактором, определяющим размер группы, является цель исследования. В случае если цель фокус-группы состоит в получении по возможности большего количества новых идей, то предпочтительной будет более крупная группа. В случае если цель фокус-группы − получение максимально глубоких реакций и развёрнутых мнений от каждого респондента͵ то в этом случае лучше срабатывает малая группа.

Когда метод фокус-группы используется с целью генерации новых идей, обсуждение может длиться целый день или полдня.Но, как правило, фокус-группа длится не более чем от полутора до двух часов, иногда фокус-группа может быть совсœем короткой − до 40 мин., к примеру, при изучении реакции на политическую рекламу.

Для проведения фокус-группы обычно используются аудио- и видеотехника, зеркало, дающее возможность наблюдателям видеть происходящее, комната для наблюдения. Место проведения фокус-группы должно обеспечивать участникам дискуссии возможность говорить без всякого вмешательства и спокойно себя чувствовать.

При формировании фокус-группы крайне важно учитывать то, что характеристики респондентов должны совпадать.При проведении фокус-группы собирают людей с одинако­вым социальным статусом, одинаковым жизненным опытом, одного и того же возраста и семейного положения, одной и той же субкультуры. Это делается для того, чтобы одни участники не подавляли других. Что касается пола респондентов, то здесь нет однозначного ответа. В случае если половые стереотипы не влияют на тему обсуждения, то проводят смешанные фокус-группы, в противном случае − две фокус-группы.

Количество необходимых для обсуждения групп определяют предварительная информация и гипотезы по теме исследования, что в свою очередь определяет необходимые параметры респондентов, их основные характеристики.

Обычно фокус-группа проводится по типу «круглого стола». Участники должны сидеть так, чтобы это способствовало групповому взаимодействию и максимальной вовлеченности в дискуссию.

В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов.

Методы анализа документов. К методам сбора социологической информации относят три основных метода: анализ документов, наблюдение, опрос.

Сбор вторичной социологической информации начинается с изучения документов. Этот метод означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Документы делятся на 4 типа:
письменные - материалы архивов, прессы, личные документы;
иконографические - кинодокументы, фотографии, видеоматериалы, картины;
статистические - данные в цифровом изложении;
фонетические документы - магнитофонные записи, грампластинки.

Наблюдение.

Социологическое наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Он позволяет получить первичную социологическую информацию. В процессе наблюдения производится непосредственная регистрация происходящих событий.

Наблюдение – метод широко распространенный, однако он не является единственным и основным методом в исследовании, а применяется в сочетании с другими способами получения информации. Основное достоинство этого метода – непосредственный личный контакт социолога с изучаемым явлением (объектом).

По степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают простое и включенное наблюдение. При простом наблюдении исследователь регистрирует события «со стороны», не участвуя в деятельности той группы, которую он изучает.

В отличие от обыденного, повседневного наблюдения социологическое наблюдение четко формулирует цели и задачи, указывает на объект предмет наблюдения, продумывает способы фиксации наблюдения, обработку и интерпретацию полученных результатов.

Массовый опрос. Анкетирование и интервью.

Одним из основных методов в социологии является метод опроса, позволяющий за короткий срок получить первичную социологическую информацию от большого количества людей.

Опрос – это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях.

Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью.

Анкетирование – опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах.

Анкетирование бывает индивидуальным и групповым. Групповое анкетирование проводится по месту учебы, работы.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая часть вводная, она содержит обращение к респонденту и рассказывает о целях проводимого исследования, гарантирует анонимность и уточняет правила заполнения анкеты.

Вторая часть основная, она содержит вопросы, которые сгруппированы в смысловые блоки. В соответствии с методикой разработки анкеты используются простые и контактные вопросы, основные и сложные вопросы. Простые и контактные вопросы связаны с адаптацией и направлены на формирование общей положительной установки к опросу. Основные и сложные вопросы направлены на сбор необходимой, связанной с целями исследования информации. В конце анкеты ставятся вопросы, способствующие снятию напряжения. В них предлагается высказывать мнение по теме опроса.

В третьей части анкеты - блок социально-демографических данных. Это – «паспортичка», где содержатся вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов. В нее включаются вопросы следующего содержания: пол, возраст, образование, профессия, должность, семейное положение. В зависимости от задач исследования количество вопросов в паспортичке может быть увеличено или уменьшено. Иногда "паспортичка" помещается вначале анкеты.

Заключительная часть анкеты выражает благодарность респонденту за ее заполнение.

Интервью – вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их.

В ходе интервью интервьюер получает социологическую информацию путем целенаправленной беседы. Интервью обычно применяется на начальном этапе исследования, когда разрабатывается программа исследования. Оно используется, как правило, при опросе экспертов, специалистов, которые глубоко разбираются в том или ином вопросе.

При проведении анкетирования и интервью следует обратить внимание респондентов на анонимность опроса, т.е. отсутствие в анкете (или в вопросах интервью) сведений, по которым можно однозначно установить личность отвечающего. Респондент должен быть уверен, что его участие в опросе ни при каких условиях не будет иметь для него отрицательных последствий. Это особенно важно при опросах в учреждениях, малых и формальных группах. Социолог должен не только сообщить об анонимности опроса, но и своими действиями, и самой процедурой опроса подтвердить его анонимность.

Методом сбора социологической информации может быть анализ документов (контент - анализа). Контент-анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях.

Социометрия.

Социометрия – это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах.

С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности-разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатий-антипатий, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельные сплоченные подгруппы с их неформальными лидерами

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов ;
  • социологическое наблюдение ;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент ;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты ).

Сбор социологической информации

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации , передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами , которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации , осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения . Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем , а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение ;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
  3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью , т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито. Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение - наблюдатель регистрирует факты своих действий , состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом , вытекающие из целей и задач . Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения , а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей. Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид . Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных . Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.

В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса -анкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит метод экспертного опроса . Основание выделения этого вида — качество респондентов.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер . Его функция состоит в том , что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

  • раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
  • почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
  • прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью

Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервью по степени формализации его процедур , что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

Еще один вид опроса - экспертный опрос. Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называется экспертизой . Она может включать самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе КСИ. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса.

Основным назначением метода экспертного опроса следует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Социально-психологические методы в социологии. Наряду с социальной общностью социальная группа — наиболее распространенный объект изучения в социологии. Часто получается так, что сведения об объекте приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах (их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее) — это существенные характеристики социального целого. Поэтому социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Их можно разделить на две группы: методики, с помощью которых измеряютличностные свойства, и методики, измеряющие групповые свойства .И те и другие называют тестами.

Тест - это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.

В социологии применяются социометрические тесты, которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующие функции :

  • позволяет измерить степень сплоченности-разобщенности группы;
  • выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый;
  • проявляет внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования со своими неформальными лидерами).

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения является выбор - установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

Loading...Loading...