Технология декупажа кафельной плитки на кухне своими руками. Декупаж в ванной комнате (16 фото): красивые варианты оформления Декупаж кафельной плитки в ванной

Мастер-класс по декупажу с использованием распечаток - пособие для начинающих

В интернете опубликовано уже достаточно много информации по работе с распечатками и декупажу шампанского. Поэтому решила дополнить данный МК сравнением расслаивания распечаток с использованием различных типов акрилового лака. И вот почему.

Те, кто делал декупаж с распечатками наверняка сталкивался с проблемой, что как бы тонко не была расслоена распечатка все равно ее граница после приклеивания будет заметна (если конечно распечатка не покрывает всю декорируемую поверхность). Чаще всего эту границу прячут под объемный фон или выравнивают за счет нанесения множества слоев лака.


Мне нравится делать переход между распечаткой и фоном незаметным, как будто картинка нарисована, а не приклеена, как, например, на этих работах

отсюда мастер-класс от viperia

Для того чтобы достичь такого результата я шлифую края приклеенной распечатки. Поэтому важен даже не столь сам процесс расслаивания (можно в принципе обойтись и без него, используя распечатку на обычной офисной бумаге), а важно облегчить процесс шлифовки, т.к. в некоторых случаях он может быть достаточно трудоемким. И в этом лак играет немаловажную роль.

Ход работы:


1. Бутылку очищаем от этикеток, обезжириваем и покрываем белым акриловым грунтом или акриловой краской.



Обычно я использую аэрозольную акриловую эмаль, нанося 2-3 тонких слоя. Она быстро сохнет (2-5 минут) и образует гладкое равномерное покрытие. Недостатки:
- сильный запах, поэтому необходимо работать в хорошо проветриваемом помещении (после высыхания в течение суток запах выветривается);
- большой радиус распыления, поэтому чтобы не запачкать пол или окружающие предметы желательно накрыть их пленкой или газетами;
- несмотря на очень быстрое поверхностное высыхание, как и у других акриловых красок для образования прочного покрытия потребуется около 12 часов, поэтому сразу шкурить поверхность нельзя - краска будет сдирается пленочкой.


Обычную акриловую краску наношу губкой (спонжем).

2. Если на стекле есть рельеф, то его можно спрятать при помощи акриловой строительной шпаклевки. Для этого маленьким резиновым шпателем наносим шпаклевку на надписи, а после высыхания аккуратно зашкуриваем наждачной бумагой. Вначале можно более грубой (н-р Р180), а затем шлифуем шкуркой Р200-Р400. Стараемся сделать переход между шпаклевкой и поверхностью бутылки незаметным. Если с первого раза не удалось достичь желаемого результата, н-р в шпаклевке остались небольшие углубления, то их опять замазываем, а после высыхания шкурим.


3. Подготовка распечатки к расслаиванию.


Я отдаю предпочтение распечаткам, сделанным на лазерном принтере.


Еще несколько лет назад качество лазерной печати в сравнении со струйной было заметно хуже, проблематично было найти место, где можно сделать такую распечатку (по крайней мере в таком небольшом городе, как мой), я уже не говорю о том, чтобы выбрать тип бумаги… Но сейчас лазерная печать стала более доступной и качественной, при этом гарантированно краска с такой распечатки не потечет и изображение со временем не побледнеет. Поэтому если есть выбор, то лучше сделать лазерную распечатку.

Но пока что струйная печать в декупаже используется чаще, а проблем с ней возникает больше. Поэтому в МК решила использовать распечатки, сделанные на струйном принтере. Для лазерных распечаток будет практически все тоже, но без заморочек с качеством чернил и бумаги.

Итак, главная проблема, с которой зачастую сталкиваются, расслаивая струйную распечатку, - это нестойкие чернила или неподходящая фотобумага (или и то и другое). По этой причине при контакте с водным лаком или водой чернила могут течь или будут вымываться пигменты из распечатки, в результате чего изображение станет бледнее.

Что касается бумаги, то для струйной печати я использую фотобумагу Lomond разного типа, но предпочтение отдаю глянцевой фотобумаге не слишком большой плотности (до 200 г/м2). Обычно при замачивании этой бумаги краска с принта не течет, и такую распечатку можно расслаивать даже без защитного лакового слоя.

Относительно выбора принтера и чернил. Читала положительные отзывы как о принтерах, использующих термоструйную печать (н-р Canon), так и пьезо- печать (н-р Epson). Главное, что подчеркивают опытные декупажницы - это использование фирменных чернил. Возможно бывают исключения, но я соглашусь с верностью этого высказывания.

У меня струйный принтер Canon Pixma IP4800. До перезаправки картриджей чернилами другого производителя не было никаких проблем. А новые чернила хотя и не текут, но теперь из распечатки вымывается красный пигмент, из-за чего картинка после расслаивания становится бледнее. При этом интенсивность с которой он вымывается зависит как от акрилового лака, используемого для расслаивания, так и от взаимодействия с клеем, и даже с грунтом... Но эту проблему можно частично решить (об этом скажу ниже).

В самом начале я упомянула, что важно облегчить процесс шлифовки краев приклеенной распечатки, и при этом имеет значение не только ее толщина, но и лак, используемый для расслаивания. Дело в том, что некоторые акриловые лаки создают прочную эластичную пленку, которая плохо поддается шлифовке (но такие лаки, н-р, незаменимы при декупаже на эластичных поверхностях).

Расслоить распечатку можно практически любым акриловым лаком. Т.к. производители не пишут подробно их состав, то условно выделю три основных типа акриловых лака не по составу, а по свойствам при расслаивании распечатки:

Акриловые лаки на основе синтетических смол (в т.ч. аэрозольные акриловые эмали),

Неэластичные лаки на водной основе (или практически неэластичные),

Эластичные водные акриловые лаки.

Для сравнения первых двух типов лака буду использовать продукцию фирмы Hobby Line (подобными свойствами обладают лаки такого же типа и других фирм). В качестве образца лака, образующего прочную, эластичную пленку можно было бы привести транскрил (transkril, трансферный медиум), но я использовала более дешевый вариант, приобретенный в строительном магазине - водно-дисперсионный лак на латексной основе.


Для большей наглядности сделала одинаковые распечатки. Первую покрыла акриловым лаком на основе синтетических смол (слева, желтая этикетка), вторую - акриловым лаком на водной основе (справа, голубая этикетка).



Лак на водной основе без запаха, кисти моются водой, очень быстрое поверхностное высыхания (из-за чего часто остаются следы от кисти), в процессе высыхания молочный цвет становится полностью прозрачным.

Лак на основе синтетических смол имеет сильный запах, кисти отмываются только растворителем (уайт-спиритом), время высыхания дольше, чем у водорастворимого лака, образует гладкое покрытие.

В случае с синтетикой направление при нанесении лака не имеет значения (если лак аэрозольный, то он распыляется из баллончика произвольно). В случае с водным лаком слои должны быть перекрестными. И в первом и во втором случае каждый последующий слой наносится после поверхностного высыхания предыдущего.

В данном примере обе распечатки покрыты тремя слоями лака.


По фотографиям видно, что от водного лака бумага слегка деформируется из-за намокания (поэтому во избежание появления трещин на лаке не желательно ускорять сушку горячей струей фена) и остаются следы от кисти.



Синтетический лак не деформирует бумагу, следы от кисти не остаются из-за его самовыравнивающихся свойств.



Такой лак пропитывает бумажные слои, поэтому даже плотная бумага до полного высыхания лака может обрести прозрачность (как пергаментная бумага).



Использование синтетического лака для расслаивания также помогает частично решить проблему текущих чернил (вымывания пигментов из распечатки). В моем примере видно, что изображение, покрытое водным акриловым лаком (справа), изменило свой цвет по сравнению с оригиналом (стало желтее), а после расслаивания эта разница станет еще более заметной.



Вообще обратила внимание, что чем эластичнее лак, тем бледнее получается изображение в результате обработки. Картинка, покрытая синтетическим лаком, сохраняет яркость и после расслаивания.


При покрытии изображения эластичными водными акриловыми лаками распечатка будет вести себя также как и с обычным водным лаком (поэтому промежуточных фото не привожу). Эти лаки также имеют быстрое поверхностное высыхание, молочно-белый цвет, который после высыхания лака становится прозрачным. Но даже после полного высыхания поверхность такого лака на ощупь кажется слегка влажной из-за его “резиновости”.


Распечатки покрываем лаком на 1,5-2 см больше, чем необходимое нам изображение. После высыхания обрезаем бумагу так, чтобы вокруг изображения был сплошной, равномерный слой лака.


Покрытые лаком распечатки перед расслаиванием необходимо замочить в воде в зависимости от плотности бумаги на 15-30 минут. В случае с водорастворимым акриловым лаком важно помнить, что хотя его поверхность высыхает очень быстро, но для обретения покрытием прочности ему необходимо несколько часов (а в некоторых случаях и дней). Поэтому подготовленную таким образом распечатку следует оставить высыхать до замачивания как минимум на 4-6 часов (лучше на сутки), иначе в воде лак побелеет, и при попытке расслоения будет трескаться и расползаться. В случае с синтетическим лаком распечатку можно замачивать сразу после его поверхностного высыхания.


4. Расслаиваем распечатку.


Процесс расслаивания для разных типов лака также будет отличаться.


В случае с расслаиванием синтетическим акриловым лаком: распечатку кладем на файл лицом вниз и аккуратно скатываем лишние бумажные слои пальцами. Нужно постараться скатать все слои, кроме самого верхнего с изображением. Для этого можно на завершающем этапе помочь жесткой стороной влажной губки для мытья посуды, но очень осторожно, т.к. такая распечатка получается тоненькой и хрупкой.




Чтобы убрать с распечатки мелкие катышки (они будут мешать, если попадут под распечатку при ее приклеивании), после расслаивания окунаем распечатку в воду и выкладываем лицом на чистый файл. Влажную распечатку обрываем вокруг изображения, отступая от него около 1 см.



Если подготовленной таким образом распечатке дать высохнуть, то она деформируется (на фото видно как загнулись ее края) и становится очень хрупкой.



Но если ее вновь намочить или покрыть клеем (или лаком на водной основе), то распечатка вновь станет гибкой, после чего ее легко можно руками или при помощи файла перенести на декорируемый объект. Такую распечатку можно хранить, поместив ее сразу после расслаивания в файл.


Расслаивание с водным акриловым лаком намного проще. Распечатку кладем на файл лицом вверх. После этого поддеваем иголочкой самый верхний слой с лаковой пленкой и аккуратно снимаем его целиком (как описывается в МК Натальи Родиной).



На обратной стороне пленки при этом остается слой бумажных ворсинок. Этот слой практически не заметен пока пленка мокрая, но по мере высыхания он белеет. Если оставшийся бумажный слой равномерный и очень тонкий, то можно дополнительно не обрабатывать распечатку руками. Если бумажный слой от лаковой пленки с изображением отделился неравномерно, а также если акриловый лак неэластичный и ломается при попытке снять верхний слой целиком, то расслоить распечатку можно как и в случае с синтетическим лаком - положив ее лицом вниз и скатав лишние бумажные слои руками или губкой.


Как и в предыдущем случае, влажную распечатку обрываем вокруг изображения, отступая от него около 1 см.


Распечатку, обработанную неэластичным водным лаком или лаком со слабыми эластичными свойствами лучше приклеивать сразу, не дожидаясь пока она высохнет, т.к. в этом случае она становится очень ломкой. Вода и клей не возвращают распечатке гибкость и при попытке приклеивания она будет крошиться от прикосновения руками или кистью.



Если водный акриловый лак эластичный, то расслаиваем распечатку также как и в предыдущем примере - кладем лицом вверх и снимем слой с изображением целиком. Но в отличие от неэластичного водного лака такая пленка после высыхания не будет терять своих свойств - ее можно хранить, поместив в файл, чтобы приклеить позже.


Т.к. полученная пленка эластичная, то оборвать края распечатки, не испортив при этом картинку, не удастся - она будет тянуться.



Чем “резиновее” полученная пленка, тем сложнее будет сделать переход между распечаткой и фоном незаметным.


Поэтому для описываемого мною способа лучше использовать синтетические или водные неэластичные лаки или лаки со слабыми эластичными свойствами.


Я предпочитаю работать с акриловым лаком на синтетических смолах и для расслаивания распечатки, и для закрепления промежуточного результата, и для финишного покрытия.

5. Приклеиваем распечатку.


Если расслаивалась распечатка, сделанная на лазерном принтере, то может быть использован любой декупажный клей, в т.ч. ПВА. Если распечатка была сделана на струйном принтере и при ее расслаивании текли чернила или вымывался красящий пигмент, то контакт с клеем приведет к повторному их вымыванию. Поэтому чтобы как-то минимизировать этот процесс лучше использовать не ПВА, а специальный клей для декупажа или акриловый лак.


Покрываем клеем распечатку и то место на бутылке к которому будем ее приклеивать.



Прикладываем картинку к бутылке и кистью или пальцами тщательно разглаживаем от центра к краям, выгоняя из под нее пузырьки воздуха и излишки клея. Чтобы при этом распечатка не порвалась должно быть хорошее скольжение. Для этого периодически макаем кисть или палец в клей. Излишки клея вокруг распечатки удаляем влажной салфеткой или тряпочкой.


Нужно оставить распечатку высыхать (можно воспользоваться феном). Обязательно закрепляем полученный результат лаком (неэластичным или со слабыми эластичными свойствами). Наносим лак, выходя за границы приклеенной распечатки. Следим, чтобы не образовывались подтеки. Лак должен хорошо высохнуть, после чего можно переходить к следующему этапу.

6. Выравниваем границу между распечаткой и фоном.


Чтобы сделать переход между картинкой и фоном незаметным края распечатки тщательно зашкуриваем. Поэтому было важно оставить вокруг изображения не менее 1 см фона.


Для зашкуривания и шлифовки используем наждачную бумагу с мелким зерном (Р200-Р400).


В результате граница распечатки не только не должна быть видна, но также если проводить пальцем от картинки к белому фону и обратно вы ее не должны ощущать.


7. Губкой (спонжем) с белой акриловой краской или грунтом окрашиваем те места, где фон на границе с распечаткой после зашкуривания истончился и стал неравномерным.




Еще раз покрываем изображение тонким слоем лака для его защиты на последующем этапе работы.

Не важно, за какое кожаное изделие мы хотим взяться: сумки, обувь, обложки на паспорт, очёчники, кошельки и т.п., нам необходимо его подготовить. Можно ли делать декупаж на лакированной поверхности? Да, если предварительно хорошо зашкурить её наждачкой.

  1. Если мы хотим задекорировать не всю поверхность, а лишь её часть, обводим картинку карандашом по контуру и обрабатываем только это место.
  2. Если кожа тёмная, закрашиваем её белой краской - так рисунок будет виден лучше.
  3. Затем наносим клей и, как только картинка схватится, а пузырьков воздуха не останется, проходимся им также поверх изображения.

Когда всё полностью высохнет, закрепляем изображение стекловидным лаком - это сделает изделие более эластичным, долговечным и прочным.

Декупаж на мебели

Шкаф, комод, бабушкины стулья, изголовье кровати или тумбочки - во все эти предметы можно вдохнуть новую жизнь, придав им неповторимый колорит.

В зависимости от материала мебели осуществляем подготовку поверхности по-разному.

Дерево

Лаковую поверхность в обязательном порядке шкурим, зашпаклевываем все неровности и снова зашкуриваем их, затем покрываем грунтом.

Чтобы изображение получилось более ярким, можно нанести несколько слоев акриловой белой или светлой краски. В этом случае базовое покрытие уже не обязательно.

Делать декупаж уже окрашенного шкафа или комода можно в том случае, если перед нами деревянная гладкая поверхность. Если же на ней есть декоративные трещины, сколы или же она слишком хорошо отполирована, ее придется обрабатывать описанным выше способом.

Стекло

Можно делать декупаж с внутренней стороны стеклянной поверхности , а можно с наружной в зависимости от желаемого эффекта и назначения. Скажем, столешницу лучше обработать с обратной стороны.

В любом случае поверхность обезжириваем, намечаем фломастером места нахождения рисунка, а затем грунтуем, покрываем лаком или тонируем рисовой бумагой - по желанию.

Декупаж на пластиковых предметах интерьера, аксессуарах

Украшать можно что угодно: вешалки, расчёски, шкатулки, цветочные горшки, компьютерную мышь и клавиатуру, рамки для фотографий, настенные панно, часы, панель мобильного телефона и т.п.

Сделать декупаж на пластике не сложнее, чем на деревянной поверхности. Если она не глянцевая, шкурить ее не обязательно, а вот грунт не помешает. Если ограничиться обезжириванием спиртом, картинка будет держаться гораздо хуже, да и за конечный результат никто не поручится.

Наклеиваем декупажную бумагу, как обычно на ПВА или специальный декупажный клей. Если речь о цветочном горшке или телефонной панели, закрыть картинкой можно всю поверхность, а вот для декорирования расчёски, компьютерной мышки или клавиатуры подойдут вырезанные из салфеток узоры.

После высыхания покрываем картинку лаком в несколько слоев, как обычно или создаем эффект кракелюра. Для него нам потребуется специальный лак и золотая краска в порошке или обычные тени для глаз металлик - ими затираем получившиеся трещинки, чтобы они стали заметнее.

Если узоры наносили точечно, проходимся лаком только по ним или используем матовое покрытие - это избавит от нежелательных мазков и сделает поверхность однородной.

Можно ли делать декупаж на полу

Звучит невероятно, но сделать это не только можно, но и нужно, особенно если речь идет о том, чтобы скрыть огрехи напольного покрытия.

Если перед нами линолеум, достаточно вырезать из бумаги подходящие мотивы, пройтись по нужным местам шкуркой и грунтовкой, нанести локально клей и хорошо прижать рисунок. Покрывать его нужно либо матовым лаком в несколько слоёв, либо глянцевым, но тонкой кисточкой по контуру, не выходя за него.

Если речь идет о больших поверхностях технология сохраняется прежняя, но лакировать тогда лучше напольным лаком - это создаст необходимую прочность и позволит картинке держаться столько, сколько нужно.

На каких бы предметах мы не решили остановить свой выбор при использовании этой техники, стоит помнить об одном нюансе: если перед нами не впитывающая поверхность - пластик, стекло, металл, фарфор, грунт должен отличаться от декупажного начального покрытия для деревянных или картонных поверхностей.

Декорируем обувь

Необыкновенно интересно смотрятся украшенные в этой технике туфли или кеды. Своими руками в домашних условиях мы сможем сделать настоящую дизайнерскую обувь!

Нам понадобятся те же материалы, что и при декорировании деревянной поверхности: клей, лак и, конечно, подходящие картинки.

  1. Берем пару туфель или балеток, тщательно моем их и обезжириваем поверхность. Если есть потертости, закрашиваем их акриловой краской тон в тон и дожидаемся полного высыхания.
  2. Вырезаем выбранный мотив и с помощью разбавленного 1:1 клея ПВА или специального клея для декупажа закрепляем на поверхности в нужных местах. Тут же проходимся клеем уже поверх бумаги, стараясь не повредить её.
  3. Приклеиваем картинки постепенно, не стараясь захватить сразу большую поверхность - это сделает работу неаккуратной.
  4. Как только всё высохнет, покрываем обувь специальным лаком для декупажа в несколько слоев. Затем туфли можно декорировать различными способами - текстильными цветами, стразами и т.д.

В завершении рассмотрим проверенный способ превратить обычную принтерную распечатку на листе А4 в тонкое бумажное полотно, подходящее для декупажа.

Печать

Лучше всего воспользоваться лазерным принтером - его печать не боится воды и её смело можно покрывать лаком на водной основе.

А вот то, как поведет себя печать струйного принтера зависит от используемых чернил, поэтому выбираем пигментные, а не водные.

Бумага

Мы можем распечатать картинку на кальке, рисовой бумаге или даже салфетке, просто приклеив их малярным скотчем к обычному листу А4, главное сделать это тщательно, чтобы принтер не «зажевал» бумагу.

Если же перед нами изображение на листе средней плотности, его нужно будет истончить для достижения лучшего результата.

Истончение бумаги с помощью скотча

  1. Для этого проклеиваем скотчем обратную поверхность без заломов и морщин, а затем аккуратно снимаем верхний слой.
  2. Чтобы поверхность не рвалась можно воспользоваться лаком в спрее. Подойдёт даже средство для волос. В руках у нас остается тонкая, почти прозрачная бумага с изображением - этот способ подойдёт для получения картинок на деревянные изделия.

Истончение водным способом

  1. Проходимся по картинке несколькими слоями акрилового лака с лицевой стороны, давая им полностью высохнуть в промежутке. Хватит 3-4 раз.
  2. Затем на 30 минут оставляем глянцевый лист замачиваться в ванночке с водой, достаем и скатываем рукой бумагу с обратной стороны.

Этот способ наименее «травматичен» для изображения и идеально подходит для получения картинки на кожаные изделия.

Истончение фотобумаги

  1. Когда перед нами готовая фотография, которую нужно нанести на предмет, покрываем её вначале лаком в 3-4 слоя, даём полностью высохнуть и выкладываем на мокрую поверхность бумажной стороной вниз.
  2. Ждем несколько минут и, затем, поддев иголкой, рассоединяем цветной фото-слой с бумажным.
  3. Тянем его на себя строго вертикально.

Получившаяся плёнка готова к использованию на любых поверхностях.

Как видите, ответ на вопрос: на чем можно сделать декупаж, чрезвычайно прост - на всём! Или почти на всём, поэтому пробуйте, друзья, экспериментируйте, набивайте руку и шлифуйте своё мастерство!

Среди большого разнообразия приемов декорирования кафельной плитки, следует выделить декупаж. С его помощью можно до неузнаваемости преобразить старое покрытие или добавить пару изюминок в интерьер. Разберем более подробно саму методику.

Создание индивидуального неповторимого дизайна

Что такое декупаж

Это способ декорирования, напоминающий аппликацию. Он заключается в нанесении кусочков материала на какую-либо поверхность.

Декупаж керамической плитки подразумевает перенос на кафель рисунка или отдельных художественных элементов и их надежное закрепление на нем.

Пример декупажа керамической плитки

В декоре используют самые разнообразные материалы и мотивы. Чаще всего применяются многослойные цветные салфетки, специальная бумага или тонкая ткань. Важно добиться аккуратной гладкой наклейки и маскировки перехода одного материала в другой. Как получить такой эффект более подробно расскажет мастер-класс.

Украшают кафель где угодно: на кухне, в ванной или другом помещении. Обычно объектом становится настенная плитка или фартук над рабочей поверхностью. А вот напольные элементы редко дополняются таким образом, так как без качественного защитного слоя лака рисунок быстро облезет.

Варианты исполнения

Когда речь идет о декупаже, на ум приходят стандартные идеи нанесения единичного рисунка на поверхность. Тем не менее вариантов гораздо больше:

  • выборочное декорирование;
  • использование одинакового мотива для всей поверхности плитки;
  • соединение узоров;
  • панно из нескольких элементов кафеля и одного рисунка;
  • комбинированная отделка разных поверхностей.

Варианты оформления плитки в технике декупаж

Если это будет уместно, сочетают плоский рисунок с объемными вставками. Например, создают в ванной лесной уголок с цветами и птицами, морское дно с ракушками и т. д.

Декупаж затрагивает не только кафель, но и соседние объекты. Часто оформляются в подобной манере предметы сантехники, принадлежности личной гигиены в ванной (мыльница, стаканчик), зеркало, техника и т. д.

Необходимые инструменты

Декупаж кафельной плитки производится с помощью нескольких предметов:

  • кисти;
  • клей;
  • наносимый материал;

Перечень необходимого для декупажа

В ванной используют такие ЛКМ, которые хорошо переносят повышенную влажность и не боятся механической чистки. Также учитывайте, что и в ванной, и на кухне поверхности контактируют с химическими средствами.

Чтобы аккуратно нанести рисунок на кафель, используйте плоскую кисть. Она должна быть в меру жесткая, но при этом не повреждать тонкую бумагу. Также значение имеет её ширина. Слишком большой кистью неудобно работать, особенно при наличии мелких деталей, а маленькая увеличит затраты времени.

Что касается самого клея, стандартным вариантом считается ПВА. Для удобства работы его разбавляют небольшим количеством воды. Однако, для лучшего схватывания декора с керамической плиткой применяют бесцветный лак или специальный клей для декупажа.

Мастер-класс по выполнению работы

Рассмотрим декупаж керамической плитки в деталях. В первую очередь очистите кафель от пыли и остатков клея или затирки. Если плитка уже давно находится в пользовании, тогда полностью удалите все загрязнения. Обязательно обезжирьте её, иначе клей не возьмет такую основу.

На глянцевой плитке не снимают верхний скользкий слой. Однако, если вы хотите увеличить надежность сцепления декора с основой, лучше затереть глазурь мелкой наждачкой. Следите за тем, чтобы на поверхности не оставались глубокие царапины и не образовывались сколы.

Если вы планируете работать с бумагой, разведите ПВА водой примерно 1:2 или 1:3. Специальные заготовки нарежьте на детали, которые планируете закрепить на плитке. Если вы используете многослойные салфетки, отделите цветную часть.

Итак, мастер-класс по нанесению бумажного декупажа:

  1. Приложите подготовленный рисунок к поверхности кафеля «на сухую». Откорректируйте положение декора.
  2. С помощью плоской кисти наберите небольшое количество клея.
  3. Нанесите состав на салфетку и распределите его по поверхности, аккуратно разглаживая бумагу. Не трите долго на одном и том же месте, так как тонкая салфетка легко рвется.
  4. Чтобы минимизировать количество складок и морщинок на бумаге, начинайте работу от центра рисунка, постепенно переходя к краям.

Основные этапы декупажа

Если вы хотите задекорировать поверхность в ванной тканью, принцип выполнения работ будет аналогичным, что и при нанесении бумаги. Сначала нарежьте лоскутки. Если материал сыпется, обработайте края небольшим количеством клея. Сперва прислоните рисунок к кафелю. Затем кистью прорабатывайте изделие от центра к краям. Клей в этом случае не разводят. Пока он еще не схватился, откорректируйте положение ткани. Удостоверьтесь в том, что не осталось ни единой складочки.

Сохнет такой декупаж несколько часов. Затем проверьте качество сцепления материалов, прогладив поверхность рукой. Естественно, на этом декорирование ванной комнаты не заканчивается. Необходимо позаботиться о том, чтобы рисунок не размокал, не пачкался и не облазил. Для этого поверх декупажа наносится слой лака.

Чтобы сохранить цвет подбирайте составы без масляных добавок. Водоэмульсионные акриловые – неплохой вариант, но обращайте внимание на степень стойкости покрытия к истиранию и влаге. Для надежности лак наносится в два-три слоя. Он дополнительно закрепит декор на плитке. Обычно на просушку поверхности уходит не менее суток.

Для продления срока жизни такого украшения в столь капризном помещении, регулярно смывайте грязь с поверхности. При отсутствии ухода на лаке оседает пыль и въедаться жир. Удалить такие загрязнения гораздо сложнее. Если вы повредите рисунок, отчаиваться не стоит. Исправить любой дефект на декупаже просто: подклейте поврежденную деталь или замените её новой. В крайнем случае удалите старый декор и нанести другой материал.

В современном сегменте строительных материалов существует огромное разнообразие расцветок керамической плитки. Однако, несмотря на такой выбор, актуальным является создание декора своими руками. Одним из способов проявить фантазию и творчество, создать самостоятельно оригинальный интерьер является выполнение декупажа плитки.

Декупаж – это художественная техника, которая предполагает наклеивание на самые разнообразные предметы отдельных узоров, а также целых картин. Название данной техники в переводе с французского означает «вырезать». Несмотря на то, что такой вид творчества возник в Китае, в Европу это веяние пришло только в XVII веке как искусство для бедных. Крестьяне не могли себе позволить украшать свое жилье дорогой отделкой, вследствие чего возникла техника декупаж. Однако современные дизайнеры широко используют методику декора и применяют ее в широком разнообразии.

Сегодня приобретает популярность тенденция декорировать методом декупажа керамическую плитку. Это дает возможность обновить и украсить обстановку помещения, не выполняя для этого трудоемких ремонтных работ.

Материалом для декупажа на керамической плитке могут стать салфетки, оберточная бумага, различные иллюстрации из печатных изданий и даже этикетки. В последнее время существенную популярность приобретают такие материалы, как принтерные распечатки. Декорировать таким образом можно самые разнообразные предметы, не прикладывая при этом существенных усилий. К тому же делать декупаж можно при минимальных финансовых затратах.

Способы выполнения декупажа

Специалисты различают множество вариантов для декупажа, однако наиболее популярными сегодня являются следующие:

  1. Расположение одного изображения на нескольких плитках.
  2. Выборочное нанесение рисунка.
  3. Применение одновременно нескольких узоров.
  4. Размещение на каждой плитке одинакового принта.
  5. Сочетание изображения на плитке с отделкой других поверхностей и деталей в интерьере помещения.

Декупаж на керамической плитке фото:

Требуемые материалы и инструменты

Если вы решили сделать декупаж на керамической плитке, это занятие не составит особых хлопот и не потребует значительных финансовых затрат. Для выполнения декора необходимо приготовить следующее:

  • бумагу, желательно чтобы она была максимально тонкой;
  • салфетку с выбранным изображением;
  • кисточку для нанесения рисунка;
  • краску на основе акрила и лака – акрил-уретанового, полиуретанового или уретанового;
  • керамическую плитку;
  • маленькие ножницы;
  • ацетон или спирт;
  • клей.

Важно! При выборе плитки следует учесть, что размер рабочей поверхности должен быть достаточным для размещения задуманного рисунка.

Найти все необходимые материалы не составит труда. Сегодня множество специализированных магазинов предлагают такую продукцию по отдельности или в комплекте. Обращаться следует в художественные, канцелярские, а также в строительные маркеты.


Декупаж керамической плитки мастер класс требует соблюдения определенных тонкостей и особенностей, которые позволят провести весь процесс максимально аккуратно и эстетично. Рассмотрим детальнее рекомендации к выполнению техники декорирования:

  1. При вырезании узора из материала для декора хорошо подойдут ножницы небольшого размера с закругленными концами – маникюрные, а также медицинские.
  2. Если используется более плотная бумага, следует применять нож, специально предназначенный для декупажа, помимо этого подойдет скальпель.
  3. При наличии мелких деталей в изображении, можно вырезать более крупные, а остальные фрагменты дорисовать.
  4. Для приклеивания рисунка рекомендуется применять специальный клей для декупажа. Но если такого нет в наличии, допустимо использовать обычный состав ПВА, а также клей из яичного белка, предварительно разбавленного маникюрным лаком или клеем для обоев.
  5. При использовании салфетки с нее предварительно следует снять два первых слоя, оставив только последний на котором располагается рисунок.
  6. Салфетка прикладывается на поверхность и приклеивается плоской кисточкой. Клей при этом наносится с внешней стороны.
  7. Нужно учесть, что пропитанная клеящим составом салфетка станет растягиваться, вследствие чего при недостаточной аккуратности может порваться.
  8. Если применяется специально предназначенная для декупажной техники бумага, перед использованием ее нужно на 1 минуту замочить в воде. В этом случае клей следует наносить с внутренней стороны. После приклеивания сверху можно покрыть еще одним слоем клеящего состава.
  9. Если рисунок распечатан на принтере, тогда на бумагу желательно нанести немного лака для волос. Это предотвратит расплывание красок.
  10. Для декупажа принято использовать акриловые краски. Они довольно быстро высыхают и не растворяются при попадании воды на изображение.
  11. По окончанию работы изделие следует покрыть лаком для создания защитного слоя от возможных повреждений. В зависимости от типа лака можно получить матовый или блестящий эффект поверхности. В этих целях хорошо подойдет лак на основе акрила.
  12. Количество слоев может быть разным. Наносим лак до тех пор, пока рисунок не будет сливаться с декорируемым предметом.

Технология выполнения декупажа

Создание декупажа на керамической плитке своими рукамискрупулезное, но достаточно интересное занятие, которое позволит добавить в обыденный интерьер жилища нотку оригинальности и новшество авторской идеи. Для того, чтобы работа была выполнена максимально качественно и аккуратно, необходимо следовать такому порядку действий:

  1. На первом этапе необходимо определиться с рисунком, который будет перенесен на плитку. Выбирая изображение, следует руководствоваться тем показателем, насколько гармонично узор или картина впишется в общий интерьер помещения. И, конечно же, своими предпочтениями и вкусами.
  2. Затем, если речь идет о принтерной распечатке, рисунок нужно обработать в графическом редакторе. Это может быть Photo Shop. В процессе обработки изображение следует подкорректировать в соответствии с необходимыми размерами. Другими словами увеличить или уменьшить его, подкорректировать яркость и контраст. После этого, используя функции программы, необходимо разрезать изображение на требуемое количество отдельных фрагментов. После чего каждую часть сохраняем в отдельном файле, при этом оставляем со всех сторон по 5 мм.
  3. На следующем этапе процесса необходимо распечатать все части картинки, используя для этого полупрозрачную бумагу. При этом на бумагу следует наклеить кальку. После того как все части рисунка распечатаны, отсоединяем их от бумаги и избавляемся от лишних деталей.
  4. Далее переходим непосредственно к наклеиванию изображения. Для того чтобы узор прочно крепился на поверхность плитки, ее нужно тщательно обезжирить. В этих целях подойдет медицинский спирт или ацетон.
  5. Затем при помощи кисточки смазываем все фрагменты клеем. Необходимо следить за тем, чтобы бумага была полностью пропитана и только после этого прикладываем ее к лицевой стороне плитки.
  6. Крепим бумагу к поверхности плитки плавными движениями, двигаясь по направлению от центра к краям.
  7. Также следует устранить пузырьки воздуха и возможные бугорки. Данный этап очень важен, так как наличие пузырьков и неровностей может привести к тому, что бумага порвется. Выжидаем время, чтобы изделие подсохло.
  8. Далее необходимо включить духовку на режим 170°C и поместить внутрь плитку на 30 минут. По истечении указанного времени выключите духовку, но керамические фрагменты не вытаскивайте до тех пор, пока духовой шкаф не остынет. Иначе из-за резкого перепада температуры изделие может потрескаться или расколоться.
  9. Затем на поверхность плитки необходимо нанести еще один слой акриловой краски и снова поставить в духовку. Но в этот раз время нагрева составит 10 минут.

Трафаретная техника в декупаже

Выполнить декупаж плитки можно и с помощью трафарета. Это более простой и менее затратный способ, который гарантирует успешный результат даже начинающему мастеру. Для этого необходимо подготовить следующие материалы:

  • однотонную плитку;
  • трафареты с желаемым узором;
  • акриловые краски;
  • аэрозольный клей, при помощи которого трафарет хорошо крепится к плитке;
  • кисти различного размера;
  • губки.

Процесс выполнения работы выглядит следующим образом:

  1. Сначала нужно очистить поверхность плитки от загрязнений. Для этого необходимо промыть фрагменты в воде с применением средства для мытья посуды. Также можно протереть спиртом.
  2. Плитка должна высохнуть. В это время подготавливаем трафарет. Наносим на его обратную сторону аэрозольный клей. Это поможет закрепить трафарет во время работы.
  3. После того как плитка подсохнет, накладываем трафарет на ее внешнюю поверхность и можно приступать к работе.
  4. Выбирая цветовую гамму для будущего рисунка, рекомендуется учесть один момент. Более выгодно будет выглядеть изделие, если предыдущий оттенок будет темнее последующего.
  5. Далее приступаем непосредственно к нанесению рисунка. Для этого можно использовать кисть или обычную губку. В процессе работы кисть следует держать перпендикулярно, а краску наносить точечными движениями. В противном случае краска будет подтекать под трафарет и рисунок в итоге получится нечетким.
  6. Для достижения различных дизайнерских эффектов можно также наносить изображение губкой, которая создаст шероховатость на рисунке.
  7. После того как изображение нанесено можно снимать трафарет. Затем нужно подождать несколько часов, чтобы краска смогла полностью высохнуть.

Вариантов применения трафаретов для декорирования плитки существует целое множество. Плитку можно использовать во время ремонта и тем самым внести в интерьер эксклюзивные нотки. Можно прикрепить с обратной стороны деталь войлока и получить удобную и практичную подставку под посуду. Также возможен другой вариант – определить плитку в рамку и так получить картину. Декорировать можно и уже уложенную плитку.
Проявив творческие способности с помощью техники декупаж можно разнообразить интерьер своими руками, а также сделать его эксклюзивным и оригинальным. И это не потребует существенных финансовых затрат или много свободного времени.
Увидеть технику декупаж на керамической плитке на видео можно во фрагменте ниже:

Loading...Loading...