Святая татьяна икона значение. День святой Татьяны

Cвятая Татьяна помогает тем, кто молод душой, кто не боится изменений, кто стремится сделать жизнь лучше и краше. Недаром вот уже более 200 лет российские студенты считают ее своей покровительницей, а Татьянин день отмечают как свой главный праздник. Святая Татьяна помогает усердным ученикам, умягчает сердца строгих преподавателей, осеняет своим участием университетские торжества: от научных чтений – до каникул, от посвящения в студенты – до свадьбы. Она укрепляет нас на жизненном пути, а когда успех дела зависит не только от нашего усердия, но и от везения, от счастливого стечения обстоятельств – святая Татьяна берет под свое покровительство. Открой книгу и помолись святой Татьяне – она поможет активным и творческим людям в учебе и работе, в дерзании, творчестве, в покорении самых сложных вершин.

Из серии: Святые вам помогут

* * *

компанией ЛитРес .

Житие святой мученицы Татианы

Лицо ее было спокойно и радостно…

Жена моя, Татьяна, с трепетом ждет, когда я напишу эту главу. И я должен рассказать о той, в чью честь она названа была и чьи именины празднует с весельем и надеждой всю свою жизнь. «Напиши так, чтобы читатель полюбил святую Татьяну, чтобы понял, насколько она близка нашей русской православной вере», – просит она. Я киваю. Я постараюсь.

Прошедшее столетие для России было не только веком больших потрясений, но и веком святых. Откройте современные святцы: каждый день – память десятков новомучеников и новоисповедников. Да и в наше, казалось бы, мирное время люди страдают и умирают за веру: священников истязают и убивают, сжигают их вместе с семьями в собственных домах. Года не проходит, чтобы СМИ не рассказали о подобной трагедии. А о скольких мы не знаем… Но была бы у современных христиан такая сила веры, если бы не вдохновлялись они примером святых древности? В то далекое время, когда жила святая Татиана, за одно только подозрение в таком «преступлении», как принятие христианской религии, человека могли подвергнуть пыткам и истязаниям.

А если «вина» была доказана – христианину грозила смерть. По всему Риму язычники требовали от христиан отречения от веры и поклонения своим рукотворным идолам. Быть христианином означало выбрать смерть. Но святые подвижники делали этот выбор, изумляя сограждан твердостью и несгибаемостью духа.

Христиан обвиняли во всех «государственных преступлениях» или «изменах», потому что они не молились в языческих капищах, не падали ниц перед императорами, не признавали их «божественной» власти. Христиан объявляли колдунами, потому что суть христианских таинств и обрядов была непонятна язычникам. Языческие жрецы измышляли о христианских общинах нелепые и гнусные слухи, которые распространялись в народе для поддержания неприязни к христианам. Все кражи, убийства и прочие злодейства, совершаемые в Риме, приписывались христианам. В результате не только имущие власть, но и чернь желала христианам смерти. Но бесстрашие христианских подвижников, героическая смерть мучеников обращали в веру даже их мучителей. Трагические судьбы христианских святых дают представление о жестоком времени, в которое довелось жить святой деве Татиане.

Христианские подвижники III–IV веков

Святая мученица Татиана Римская жила в III веке после Рождества Христова. В то тяжелое для христиан время подвиг добровольного мученичества несли тысячи подвижников. Их имена сегодня почитаются во всем христианском мире. Назову лишь некоторых, имена которых сегодня должен знать каждый православный человек.

Одним из самых известных стал святой Николай-Чудотворец, епископ Мир Ликийских, его любовно называют у нас на Руси Николаем-Угодником (день памяти – 19 декабря). Наследник именитых римлян, он отдал свое состояние на нужды благотворительности. При жизни Николай-Угодник был прославлен как защитник оклеветанных и невинно осужденных, почитается как избавитель от напрасной смерти.

Вспомним священномученика Власия (день памяти – 24 февраля), епископа Севастии, чудесного целителя, подвергшегося жестоким гонениям. После многих пыток святого бросили в озеро, и он пошел с именем Христовым по воде, как по суше. Святой Власий был обезглавлен, а перед казнью обещал молиться за всякого, кто вспомнит его имя.

Святая великомученица Варвара (день памяти – 17 декабря) в IV веке приняла трагическую смерть от идолопоклонников. Последней просьбой великомученицы пред Господом в ее земной жизни было моление даровать ей заступничество за всякого, кто вспомнит в свой роковой час страдания святой девы и через нее обратится к Божьей помощи.

Врачу святому Пантелеимону (день памяти – 9 августа) врачевание Христовым именем стоило жизни. Господь оберегал целителя: меч против него был бессилен, на его теле заживали раны от кипящего олова, срастались переломы от колесования. Когда святого Пантелеимона призвало Небо, он сам попросил воинов усечь свою главу. Не кровь, а молоко потекло из его раны, а маслина, к которой привязали святого во время истязаний, покрылась зрелыми плодами.

Святой Кир был врачом, знаменитым и безмездным, в городе Александрии, а святой Иоанн – воином в городе Едессе. Кир, которому был дан Богом благодатный дар целительства, многих язычников обратил в христианство. В Диоклетиановы времена (Римский император начала IV века) Кир оказался в Аравийской пустыне и стал иноком, продолжая врачевать страждущих. Иоанн пришел в пустыню, чтобы найти святого Кира и стать его учеником. Святых целителей обезглавили язычники, но от святых мощей стали происходить чудесные исцеления. Позже нетленные мощи святых перенесли в Рим, а потом – в Мюнхен. День памяти святых Кира и Иоанна – 11 июля.

Святой Диомид (день памяти – 29 августа) тоже врачевал при императоре Диоклетиане, исцеляя телесные и душевные хвори. Диоклетиан приказал воинам взять Диомида. В минуту пленения святого Диомида призвал Господь. Воины, чтобы отчитаться в исполнении поручения, отсекли мертвому врачевателю голову, отчего ослепли и уверовали в Христа.

Священномученик Ермолай (день памяти – 8 августа) – пресвитер, обративший святого Пантелеимона в христианство. Священномученик был обезглавлен во время гонений на христиан за непоколебимую веру.

Мученики Аникита и Фотий (племянник Аникиты) гонимы при Диоклетиане за открытую христианскую веру и обличение язычников. Господь берег их от всякой казни и призвал к себе только по их молитве. День памяти святых Аникиты и Фотия – 25 августа.

Дочь римского консула

Крещенные в тайне «Творец Ангелов избрал тебя из Древнего Рима…»

Татиана родилась в Риме в начале III века нашей эры, в правление императора Марка Аврелия, принявшего имя Антонин Каракалла. Как и многие римские властители, свое правление он начал с убийства своего брата; было это в 211 году н. э. В его правление Рим стал признанной столицей империи; и тогда же все население как в самом Риме, так и в отдаленных уголках империи получило равные права римского гражданства. При нем же были построены роскошные термы (бани) для всех римлян – их развалины до сих пор восхищают туристов.

При Каракалле, который, в отличие от других императоров, терпимо относился к христианам, отец Татианы был назначен римским консулом и по положению был близок к правителю. Но его духовная жизнь протекала в совсем другом мире, он был христианином и человеком богобоязненным. В те времена открыто быть христианином могло означать не только утрату общественного положения, но и жизни. Поэтому отец святой девы, как и многие тогдашние христиане, сохранял тайну своего крещения, а дочь воспитывал в Божьем духе и благочестии, учил ее Божественному Писанию: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… » (Ин., 1–6).

«Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали ее с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещенным масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь».

Епископ Александр (Милеант). Сочинение «Святая Татиана: “Ища тебя, принимаю страдание”».

Юная дева слушала отца и мечтала о Небесном Отце. Она хотела служить Ему и готовила себя к этому служению с детства. Об этом поведано в Акафисте мученице Татиане:

«Творец Ангелов избрал тебя из древнего Рима, чтобы ты, как песней, прославила житием твоим святое имя Божие, и с детства воспитана была в страхе Божием и добродетелях…» (Икос 1) .

В 217 году император, чье правление началось с убийства, сам был убит. Его преемником стал 14-летний Бассиан, жрец Солнца из сирийского города Эмеса. Став императором, он взял имя Аврелий Антонин, по прозвищу Гелиогабал. Красивый мальчик в жреческих одеждах оказался деспотом. Несмотря на свою юность, новый император проявил себя как человек жестокий и развратный. Он ненавидел римскую культуру и римские языческие обряды хотел заменить сирийским культом Солнца. Римляне-язычники отказывались повиноваться сирийским жрецам, а римляне-христиане обвиняли императора в распущенности и бесчеловечности. Гелиогабал за время правления не приобрел влияния среди знати и не пользовался авторитетом в войске. Количество его любовниц и любовников исчислялось сотнями. Вся империя содрогалась от ужаса, когда в честь сирийских богов по всей стране приносились человеческие жертвы.

За всю-то жизнь совершил один добропорядочный поступок – усыновил своего малолетнего двоюродного брата, Александра Севера, оставшегося без родительской опеки. Но потом раскаялся в собственном благородстве и задумал лишить несчастного отрока жизни. Слух о готовящемся покушении просочился за стены императорского дома и вызвал негодование граждан. Разъяренные римские воины ворвались во дворец и убили нечестивого императора, а его тело привязали к седлам коней и протащили по всему городу. Вечный город стоит на реке Тибр, в эту реку и бросили тело Антонина Гелиогабала.

«Бурю злых напастей испытал нечестивый царь Антонин Гелиогабал, когда его тело воины, возведшие на царство Римское Александра Севера, влекли по городу и с поруганием сбросили в реку Тибр» (Кондак 4).

На тринадцать лет в стране воцарился новый император – Александр Север. Но Татиане не довелось пережить это недолгое царствование. Впрочем, рассказ об этом будет дальше. А пока Татиана росла, расцветала и все более укреплялась в своей любви к Богу.

Невеста Христова

Радуйся, Бога предпочетшая миру…

Татиана достигла совершеннолетия, и у отцовского дома стали виться благородные женихи. Отец с волнением ждал выбора своей дочери, ему предстояло расставание с ней, а все новое дается с болью. Особенно тревожился он о том, что среди претендентов на руку дочери не было христиан. Каково ей будет жить в доме язычников? Отец знал, что отречься от истинной веры невозможно. Неужели ей придется загнать веру в самые отдаленные тайники души, а на людях поклоняться идолам? Но Татиана не такова, чтобы лицемерить и притворяться.

«Видел богобоязненный родитель твою жизнь, всечестная, и наслаждался дарованиями Божественными в тебе, ибо любил Христа больше своей знатности и консульской власти, во всякий день хвалу Ему вознося: Аллилуия» (Кондак 2).

Святая Татиана с детства отдала свое сердце Христу. Став девушкой, она окончательно поняла, что в ее жизни нет большей любви, чем Христос. Отцу Татиана призналась, что будет всю жизнь хранить верность Единому Жениху – Спасителю. Отец-христианин воспринял решение своей дочери как единственно для нее возможное. Он видел искренность и целеустремленность Татианы и отпустил дочь для общественного служения.

Из-за открытой христианской жизни дочери богатый римский сановник мог потерять положение в обществе. Но где истинная любовь, там и выбор будет в пользу истины и любви. Святая Татиана вышла за порог родительского дома с горячим отцовским благословением.

«Разум небесный был тебе дарован в юности, и захотела жизнь свою провести в девстве и целомудрии. Христос же Бог, укрепляя тебя в этих добродетелях, принял тебя в Небесные селения; прими же и от нас эти уподобления: Радуйся, птица, парящая в Небесах, Радуйся, ибо девство и целомудрие были твоими крылами; Радуйся, Бога предпочетшая миру…» (Икос 2).

Пламенея любовью к Спасителю, святая дева Татиана все дни проводила в молитвенном бденье, а плоть умерщвляла строгим постом. И юная плоть подчинялась душе. Святая дева объявила себя Христовой невестой, и отныне никто не посягал на ее целомудрие и девство. Благо ко времени ее совершеннолетия на короткий период изменилась обстановка в Риме.

Диакониса Христовой церкви

Император Александр Север, сын христианки

В 222 году всходит на римский престол шестнадцатилетний Александр Север. Сын христианки Маммеи, Север относился к христианам с большим сочувствием, но сам принять христианство не мог: это лишило бы его права быть императором. Даже в императорском дворце Александр повелел поместить изображение Христа и ветхозаветного Авраама. Лики Христовы соседствовали со статуями Аполлона и Орфея.

Юный император и в политической жизни искал согласия. Он прислушивался к сенату, но оставлял за собой право принимать решения. Сократил расходы на войско, но не ослабил дисциплины. Придерживаясь римского языческого культа, Александр защищал и растущую христианскую общину. Однако и без покровительства императора римляне относились к христианам с доверием и интересом. Христиане самой своей жизнью доказывали истинность веры в Спасителя: опекали слабых и бездомных, проповедовали жизнь вечную, говорили, что пред единым Богом все равны. Но главное – в их общинах царила такая любовь, такое согласие, что это замечали даже самые упертые язычники. «Посмотрите, как они любят друг друга », – с изумлением говорили о христианах первых веков. Именно любовью побеждало христианство языческий мир.

Любовью побеждало христианство языческий мир.

Но сенаторы и близкие ко двору вельможи были недовольны. Язычество давало власть над людьми, потому что древние боги вселяют страх. Этот страх был частью политической системы: жрецы служили богу-императору и получали за это хорошую плату, неприкосновенность и имущественную защиту.

Удержать всю полноту власти молодому императору не удалось. Глава императорской гвардии Префект Дольмиций Ульпиан стал при Александре «серым кардиналом». Этот человек отличался мстительным и жестким нравом. В его представлении закон и право были не для христиан – христиане в империи должны быть вне закона! Ульпиан положил начало новым гонениям на верующих. От имени императора в Риме и провинциях отныне запрещали собрания христиан, выносили постановления сжигать святыни и священные писания.

Началась травля христианских священников – им предписывалось служить языческим богам и совершать жертвоприношения перед статуями идолов. В случае неповиновения галилеянам (так язычники называли христиан) грозили лютыми мучениям и даже смертью. Кровь христиан лилась рекой…

«Слышали и видели нечестивые консулы, как молод царь Александр Север, и притесняли христиан. Злочестивый, подобный нравом зверю правитель Ульпиан замыслил убийство галилеян, повелев им покланяться римским богам. Был тогда страх великий и потекла кровь мучеников как вода…» (Икос 4).

В империи и провинциях был создан культ личности императора, перед их статуями совершались богослужения. Сенаторы-язычники надеялись укрепить империю поклонением общим идолам, их целью было полное искоренение истинной веры.

Милосердное служение святой Татианы

В это скорбное для христиан время святая дева Татиана проявляла особенное усердие в молитве и жила добродетельной жизнью. Священники назначили ей служение в качестве диаконисы христианской общины. В ее обязанности входило ухаживать за больными, оказывать помощь неимущим и страждущим, посещать узников в темницах. Диакониса находила время для каждого, кто нуждался в ее помощи.

«Сила Божественной любви сделала тебя служительницей Христовой, ибо была избрана и поставлена на славное служение диаконис, и с тех пор, служа Церкви с великой радостью, непрестанно хвалила Бога: Аллилуия…» (Кондак 3).

Страждущие стекались в общины со всего Рима, и здесь они принимали христианство. Потому что никто не заботился о пастве так, как галилеяне. Христианские врачи лечили безмездно (бесплатно) и сами готовили для больных лекарства. Юная диакониса разыскивала врачей для больных, а врачи учили ее выхаживать своих пациентов.

А тех, кто не имел пристанища, святая дева размещала в домах христиан. Остальные члены общины приносили неимущим еду, передавали пропитание в больницы и тюрьмы.

«Заботясь ревностно о Церкви Божией, трудилась в новом знании, увеличивая свои труды и подвиги, и, подобно бестелесным Ангелам, служила ближним во Христе…» (Икос 3).

«Житие святой Татианы» свидетельствует, что в 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду. Солдаты и доместики повсюду искали тех, кто уклонился от повиновения сенату. И вот они ворвались в убежище христианской общины и стали требовать от ее членов исполнения приказа. Святая дева назвалась диаконисой и сказала их начальнику:

В 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду.

– Мы верим в Единого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Других богов мы не знаем, и наша жертва будет лицемерной. Не мучай нас, ты видишь, здесь много больных, они нуждаются в покое. Тебе и твоим солдатам не надо быть здесь.

– Как ты смеешь указывать нам на дверь? Нас послал император, ты не можешь нарушить его приказ! Добровольно или силой, но ты выполнишь приказ! Схватить ее!

Святую деву схватили и вывели за дверь, потом повели по улице, как преступницу. Солдаты толкали ее и насмехались. По Риму вели сотни христиан, начинались их страстные дни.

Страстные дни

Несчастную деву привели к храму Аполлона. В храме все было готово для принесения жертвы, от девы требовалось лишь разжечь огонь на жертвенном алтаре перед языческим идолом. Казалось, что может быть проще: с язычниками разводить огонь перед их богами, а в своей общине – молиться Христу и веровать в Единого Бога. Но святой Татиане была противна сама мысль о таком лицемерии. Языческий ритуал означал для нее надругательство над верой и изменой Небесному Жениху. Подобно сотням своих последовательниц она произнесла:

– Благам земным я предпочту блага небесные. Древние боги, пусть даже такие величественные, как ваш Аполлон, не даруют мне вечной жизни, я не в силах им поклоняться. Существует для меня Единый Бог, Его Имя я и буду прославлять вечно. Все могут быть озарены небесным светом – только надо захотеть. А я другого света и помыслить для себя не могу, все другое – только тьма. Окунись я во тьму сейчас – нечего и надеяться на вечное спасение. Но сегодня Господь мой со мною, и я Его не отрекусь.

«Казалось бы, велика ли важность – бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, – но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны».

Епископ Александр Милеант

Татиана стала молиться. Господь тотчас услышал ее молитвы: мраморный бог опрокинулся на пол и раскололся на куски. Раздались зловещие звуки, из черепков идола выскочила обитавшая там лукавая сила – очевидцы заметили ее мерзкую тень. Затем стены храма начали рушиться; их обломки падали прямо на язычников.

«Видев чистую жизнь твою, языческие вожди взяли тебя как христианку и повели в языческий храм на поклонение. Ты же вознесла молитву Христу Богу, и пал Аполлон, бог языческий, обвалилось капище идольское, и многие идолопоклонники смерть приняли. Мы же чтим силу молитвы твоей и восхваляем тебя: Радуйся, Аполлону не поклонившаяся…» (Икос 5).

Но доместиков ничто не образумило, они были ослеплены неверием. Восьмеро огромных, облаченных в доспехи мужчин набросились на святую Татиану. Но юная дева видела: Господь рядом. Подобно Христу, молившемуся на Кресте за своих распинателей, святая дева просила Спасителя не наказывать доместиков, но показать им свет истины – здесь и сейчас.

Гонители повлекли святую деву на место пыток. Там ждал их судья, он холодно спросил у святой девы, намерена ли она и дальше противиться.

– Пожалей себя, дева, поспеши вместе с нами принести жертву древним богам. Император долго был слишком добр к вам. Но сегодня терпение кончилось. Прими римскую веру, и тело твое будет так же прекрасно. Если пойдешь против нас – у меня нет выбора: ты будешь жестоко наказана. Тюрьма и пытки – это наименьшее из того, что тебя ждет.

Святая дева молчала и только молилась в душе и за своих палачей. Тогда судья дал знак начинать пытку. Татиану били и терзали железными крючьями. Палачи готовы были выколоть ей глаза, так ослепила их ненависть к непокорной галилеянке. Но ангелы Господни были рядом, они принимали удары на себя. А мучителям казалось, что тело девы твердо, как наковальня. Они уставали бить, а их удары невидимо отражались и сыпались на тела палачей, нанося им глубокие раны. И наконец они воззвали к судье:

– Ничего уже нельзя с ней поделать! Мы сами страдаем от ее пыток! Ты видишь, мы в крови, а на ее теле кровь от прежних ран запеклась! Вели прекратить!

Судья жаждал крови и не унимался. А страстотерпица Татиана продолжала молиться о тех, кто страдал вместе с ней, – о своих палачах!

И вдруг один из палачей вскричал:

– Стойте, зачем мы слушаем судью! Дева не сделала ничего плохого, за что мы бьем ее?!

Земля задрожала, раздался гул. Гонители остановились. Они смотрели на юную деву смущенно:

– Откуда в ней столько силы? Не ее ли Бог ей дает? Только по одному ее зову Он пришел разрушить храм Аполлона… И сейчас Он не оставляет ее… любой человек бы умер уже от наших ударов!.. Я готов верить в такого Бога! Его не надо ублажать жертвами и призывать годами! Он рядом с ней, пусть она скажет нам Его имя!

Доместики смотрели на Татиану со священным ужасом. Тело мученицы было в крови, юное прекрасное лицо обезображено побоями, но дева улыбнулась и отвечала:

– Я только попросила Его открыть вам свет истины, и свет пролился на вас. Скоро свет этот достигнет ваших душ, и вы узнаете: Его зовут Христос!

Солдаты ждали, что при упоминании имени столь всемогущего Бога мощеная площадь под ними провалится. Но камни не шелохнулись, а только солнечный свет стал ярче. На душе у всех сделалось тепло, и раскаяние захлестнуло сердца грешников:

– Верим в Христа! Прости нас, дева, мы пришли обидеть тебя по невежеству своему! Как заслужить твое прощение?!

– Не предо мной вы виноваты, а только перед Ним! Он видит ваше раскаяние, но вы ступили на трудный путь, вас ждут теперь испытания. Господь, я знаю, не оставит вас, только и вы не оставляйте Его – верьте, как я верю! И вы узнаете вечную жизнь, такой жизни вам не сможет подарить ни судья, ни император, ни Аполлон…

«Воссиял свет Христов в воинах, тебя мучивших, когда уверовали в истинного Бога и вскричали: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, потому что не было нашей воли на страдание твое». И с того часа стали детьми Божьими. Мы же, восхваляющие чудеса милости Божией, зовем: Радуйся, страданием ко Христу возводящая» (Икос 6).

Так восемь язычников уверовали во Христа. Креститься им суждено было не от воды, а от собственной крови. Судья повелел схватить их, жестоко бить, а когда изнемогут – усечь им головы.

Новообращенные христиане были казнены на месте, без всякого суда, чтобы «вера галилеян» не распространялась больше по Риму. А святую мученицу бросили в тюрьму. Для нее страстные дни только начинались…

Первая ночь перед пытками. «Все, что мне уготовано, вынесу…»

Святая дева лишь догадывалась, что ей предстоит перенести. Она знала Евангелие и понимала, как труден будет путь к Небесному Отцу. Дева трепетала, но готовилась к своим испытаниям, как Христос готовился к Голгофе в Гефсиманском бденье. Господь явил святой Татиане Свою силу в языческом капище и на месте ее избиения. Теперь святой мученице предстояло явить Ему свою преданность. Наступала ночь, святая дева горячо молилась:

– Помоги моему отцу, Господи, он страдает, не зная обо мне! Укрепи и защити его, если и он схвачен! Господи, Ты знаешь, мы не скрывали веры своей и Твоей милости не скрывали пред многими! Мы не умолчали о Евангельской правде, но всенародно открыли истину Божию. И правду Твою восхваляли, всем указывая путь ко спасению. Не оставляй меня и отца, не удали от щедрот Твоих! Все, что мне уготовано, вынесу. Возьми меня, как взял Сына Своего возлюбленного, – до того, как силы оставят меня. Слаб человек! Укрепляй меня ежечасно! Не о теле прошу, о душе, ибо для нее жизнь вечная!

Господь слушал молитвы святой мученицы, и ангелы Его были посланы для утешения. Они исцеляли душу Татианы и заживляли раны на ее теле – за ночь раны перестали кровоточить и затянулись.

На судилище Ульпиана

Истекала вместо крови молоком…

Настало утро, и новые палачи пришли за святой девой, чтобы вести на новый суд. Когда Татиану вели по Риму, по толпе прошел ропот: «Смотрите, она улыбается! На ее теле нет ран! Или вовсе не били ее в храме и на площади?!»

Ульпиан ждал узницу на площади – он сам взялся судить непокорную при всем народе. Озаренная внутренним светом, без малейших следов побоев, Татиана предстала перед неправедным судом. Ульпиан ждал кровавого представления и начал с надменной шутки:

– Ты совершенно здорова, девица, благодари за исцеление богов! Принеси им щедрые жертвы, я готов дать тебе время одуматься! Вчера ты была не так хороша: боги заботятся о тебе, несмотря на твою строптивость.

– Твои боги слепы, префект. Бесчувственны и слепы, как ты. Потому что сотворены тобой или такими же бездушными людьми. Если бы ты не был ослеплен, увидел бы Христа – Единственного Целителя, стоящего здесь. Но кажется, ты недостоин видеть Его, господин.

Это был вызов. Ульпиан пришел в бешенство. Он приказал обнажить святую деву. Этот способ поругания был излюбленным в языческом мире. Так и святую Варвару раздевали донага, чтобы она стояла обнаженной перед толпою. Святые девы не могли представить подле себя и одного мужчину, а выставлялись на поругание многих мужчин – это было для них настоящей казнью.

«Хотели бросить тебя на поклонение идолам, когда привели тебя в судилище и мучением предали беззаконным язычникам. Ты же явилась здоровой и целой: лицо твое было светло и радостно, и страх объял судию нечестивого, повелел снова и снова предавать тебя горьким мучениям; тебя же охраняли Ангелы, служители Бога, поющие: Аллилуия» (Кондак 7).

Кожу святой Татианы приказали изрезать острыми лезвиями. Лезвия блеснули в воздухе и опустились на белую как снег кожу… Но палачам не суждено было кощунственно насладиться видом крови – не кровь, а молоко потекло из ран, и воздух наполнился благоуханием! Это Дух Святой, которого была исполнена Татиана, растекался в воздухе, источая святое миро:

«…когда раны твои истекли вместо крови молоком, и тело твое, обнаженное для мучений и иссеченное ножом, источило благоухание…» (Икос 7).

Татиана страдала, но ангелы Господни опять спустились к ней. Спаситель и теперь не оставил святую деву. Он сам узнал жестокое страдание от Пилата и не допустил торжества Ульпиана.

Когда святую распростерли крестообразно на земле и стали бить жезлами – ангелы обращали незримо удары на самих мучителей. Выходило, что мучители изо всех сил били сами себя, поэтому изнемогали от ударов и часто сменялись. Наконец девять палачей пали мертвыми, остальные же не могли пошевелиться.

Святая дева сумела подняться на ноги и сказала:

– И теперь еще, префект, ты не хочешь видеть бессилия древних богов? Почему они не помогли этим несчастным? Ведь вы целуете ноги своих идолов, строите для них храмы до самого неба… Посмотри на своих людей, господин, они мертвы и не познают вечной жизни. А ты еще можешь узнать, если поверишь в Единого Бога… Все могут спастись, для Спасителя нет избранных, а есть только раскаявшиеся и пришедшие к Нему. Об этом я и свидетельствую, Он через меня говорит с вами и для вас творит чудо со мной, не для меня. Я верую.

Ульпиан и слушал, и не слышал… Его смущало, что на глазах у толпы гордая дева опять вышла победительницей. Префект знал: казнь должна быть публичной и зрелищной, чтобы никому не захотелось больше идти к галилеянам. Но еще лучше, если казни не потребуется вообще! Пусть христианка проводит ночи в темницах, а наутро терпит новые пытки – не пройдет и пяти дней, как дух ее будет сломлен. Ульпиан крикнул:

– Увести ее! Воды и пищи не давать! Всем разойтись до завтра!

Толпа одобрительно загудела, жестокосердые римляне ждали новых зрелищ. Только зрелища и могут развлечь язычников, у которых нет Бога в душе, тихой беседы с Ним и молитвенного перед Ним предстояния…

Наступила еще одна ночь в темнице. Святая дева пребывала в молитвенном бдении, и с ней пребывали ангелы Господни. Татиана молилась, как молился Давид: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне» (Пс. 26: 1–7).

«Необыкновенное чудо видим на тебе, всеблаженная, как в темнице ночью молясь и воспевая Христу хвалы, озарения Небесного света сподобилась и Ангелов Божиих вместе славословия принимала…» (Кондак 8).

Сокрушение языческого капища

Молитвой низвела с неба огонь…

Наутро святую деву опять привели к Ульпиану. Он увидел, что на ее теле раны зажили и что последние дни и ночи никак не отразились на ее лице. Татиана была прекрасна. Ульпиан понял: без высшей помощи здесь не обходится, но Единого Бога он не знал – думал о волшебстве. Префект обратился к святой деве со льстивой речью:

– Дева, ты стала краше, чем была. Я вижу твою силу, пусть же эта сила послужит Риму. Будь вместе с римлянами, отрекись от своего колдовства – и ты увидишь, что наши боги умеют быть благодарными.

– Не от меня исходит моя сила, господин. У меня ничего нет, я только свидетельствую о Едином. Он по милости Своей исцеляет мое тело и не оставляет мою душу ни на минуту. Мне радостно быть с Ним, только это я и могу поведать…

– Ты можешь продолжать, но я прошу лишь одного: принеси жертву в храме Дианы и останешься свободной римлянкой!

Префект, в отличие от судившего Христа Пилата, был недалеким человеком. И если Пилат, видя силу Подсудимого, чувствовал, что она от добра, то Ульпиан был уверен, что Татиана владеет какой-то особой магией.

И потому святая Татиана уже не видела другого способа объясниться с Ульпианом, кроме действия. Ее слова не достигали ни ума, ни ушей префекта. Страстотерпица согласилась идти к храму языческой богини-охотницы. Когда святая походила к капищу, многие услышали скрежет нечеловеческого голоса, шедший от стен или кровли: «Горе мне! Куда скрыться от Духа Твоего, огонь возгорается во всех углах!» Это был чудовищный голос беса, обитавшего в капище, и он заставил вздрогнуть толпу.

Но святая дева только осенила себя крестным знамением и с улыбкой посмотрела на небо. Она начинала свою молитву: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Пс. 26: 1–5).

От ее пламенной молитвы стены капища начали трещать и кровля посыпалась. Балки упали на статую идола, пол моментально покрылся осколками и пылью. Раздались ужасающие звуки грома, молния ударила в стены капища. В несколько мгновений колонны и стены обрушились, и стая летучих мышей поднялась в небо. В капище занялся пожар, огонь поглотил и камни, и жреца, и тех из толпы, кто ликовал о мучениях Татианы.

«Правитель был весь исчадие зла, когда снова увидел тебя, приведенную из темницы на суд, здоровой и светлой; захотел соблазнить тебя на поклонение идолам; ты же, зная силу молитвы христианской, в храм Дианы направила ноги свои; устремился же бес из богини злочестивой и воскричал: “Горе мне, убегаю, ибо огонь сжигает меня”…» (Икос 8).

Стражники святой девы онемели. Но когда все было кончено, опомнились и стали жестоко бить ее, подозревая в колдовстве. Они повлекли страдалицу к месту истязаний и там подвесили ее тело и рвали железными крючьями. Палачи вырвали ей сосцы, и вид юного поруганного тела только разогревал их жестокость. Святая дева выносила нечеловеческое страдание, но о пощаде не молила.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая Татьяна поможет всем, кто мечтает сделать жизнь лучше (Вениамин Прохоров, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

Святая мученица Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье (её отец трижды был консулом) . Её родители тайно исповедовали христианство и воспитывали свою дочь в благочестии и вере в Бога.

Достигнув совершеннолетия, Татиана решила не выходить замуж, а принять обет целомудрия и посвятить себя служению церкви. Татиана была удивительно хороша собой. Нежное, бледное лицо ее обрамляли густые каштановые волосы. Стройная фигура, добрый нрав и удивительная для ее возраста разумность привлекали к ней внимание окружающих. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательна и исполнительна. Многие молодые люди из состоятельных семей сватались к Татиане, даже отец уговаривал ее создать семью. Но она говорила ему: "Отец, мое сердце давно отдано Господу, и никакие силы не заставят меня отречься от этой любви!" И отец оставил ее в покое, а женихам решительно отказал.

Татиана вступила в христианскую общину Рима, и епископ, видя усердие девушки, назначил ее диаконисой. Теперь у нее появилось множество обязанностей: посещение больных женщин и уход за ними, подготовка к крещению, надзор за богослужебными собраниями. Она почти не бывала дома, редко виделась с отцом, но была счастлива. Ибо, помогая нуждающимся, она служила Господу! Татиана могла сутками не спать и не есть, ухаживая за больными и бездомными. Зная доброту диаконисы, к ней шли обиженные, всеми забытые люди.

Святая мученица Татиана пострадала во время гонения на христиан при малолетнем императоре Александре Севере (царствовал с 222 по 235). Александр Север был молод, неопытен, и государством управляли его приближенные - члены государственного совета. Среди них был один, по имени Ульпиан, который отличался особой ненавистью к христианам. Это он составил сборник законов, направленных против верующих в Иисуса Христа. Это по его указу полилась кровь христианских мучеников, как в первые годы гонений. Ульпиан разослал приказ, чтобы всех христиан принуждали поклоняться римским богам, а в случае неповиновения предавать мучениям и смерти.

Татиана знала, как жестоко мучают христиан, отказавшихся поклониться идолам. Их истязали плетьми и крючьями, пытали раскаленным железом, спускали на них диких львов, привезенных для этой цели из Африки. Но в душе ее не было страха. Ей казалось, что она уже все это испытала. Однажды во сне она увидела себя окруженной дикими, злобными лицами. Ей протягивали орудия пыток, которые, касаясь ее, становились мягче глины. Ей связывали руки и ноги, но веревки чудесным образом развязывались. Рядом с ней рушились стены и падали статуи, а в отдалении, в лучезарном сиянии, стоял Иисус Христос. «Не бойся ничего, - говорил Он, - и, если претерпишь все муки до конца, будешь со Мной».

Через некоторое время Татьяну схватили и привели в капище Аполлона, где принуждали принести жертву языческому идолу. Отказавшись, святая Татиана была подвергнута жестоким пыткам, однако твердость ее веры и терпения были непоколебимы. Среди мучений она только молилась, чтобы Бог просветил ее мучителей. «Господи, не оставь меня в этот трудный час! - молила Татиана. - Дай силы выстоять и прости моих мучителей, ибо не ведают, что творят!» И Господь услышал молитву праведницы.

Когда Татиану подвели к языческому храму, земля содрогнулась. И вдруг статуя Аполлона пошатнулась, словно кто-то невидимый раскачал ее, упала и разбилась вдребезги.

Татиану стали избивать плетьми, но они отскакивали от нее и обрушивались на самих палачей.

Господи! - взмолилась Татиана. - Пошли им свет истины, чтобы они узнали Тебя, любящего и милующего Бога!

И вдруг случилось чудо: мучители увидели четырех ангелов, окруживших Татиану, а следы мучений исчезали с её тела. Эти чудеса заставили мучителей уверовать во Христа. Они упали перед девушкой на колени.

Прости нас! Прости, ибо не по своей воле причиняли мы тебе мучения! - молили они.

Все восемь человек в тот же день приняли мученическую смерть.

После этого Татиану подвергли избиению железными палками, однако каждый раз удары получали сами мучители - ангелы Божии помогали святой.

На третий день Ульпиан повелел, чтобы Татиана принесла жертву богине охоты Диане.

По дороге к храму богини Татиана усиленно молилась:

Господи, Ты знаешь, как я верю в Тебя! Как хочу, чтобы свет истины просветил их сердца! Помоги же мне, не оставь меня!

Внезапно раздался удар грома, из-за тучи сверкнула молния и ударила в храм. Когда дым рассеялся, все увидели, что от храма Дианы остались одни обломки…

Тогда святую повели на судилище, подвесили ее там и стали терзать железными крючьями. Потом бросили, чуть живую, в темницу и заперли двери. Ночью к измученной Татиане явились ангелы и залечили ее раны.

На следующее утро Татиану привели в цирк - так называлась площадь, окруженная рядом скамей. Здесь происходили состязания бойцов, сюда же бросали и христиан, на которых выпускали хищных зверей. Не переставая молиться, Татиана стояла посреди арены в ожидании новых мучений. Клетку, в которой содержались хищники, открыли и выпустили из нее свирепого льва. Все думали, что он разорвет девушку, но случилось обратное! Лев покорно, как котенок, улегся рядом и начал лизать ей ноги. Когда же льва попытались увести обратно в клетку, он внезапно кинулся на одного знатного сановника и растерзал его.

Усмирение льва (художник Наталья Климова)

Татиану снова подвергли пыткам, а затем бросили в огонь, но пламя не причинило ей вреда.

Судьи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли её на два дня в храме Юпитера. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Юпитеру обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой.

Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа.

Тогда испуганные гонители вынесли ей смертный приговор. Святую Татьяну осудили на казнь мечом. Вместе с ней был казнен и её отец, открывший ей истины веры Христовой. Мученическая смерть Татианы произошла 12 января 226 года .

Мощи святой мученицы Татианы

Десница святой мученицы Татианы

Мощи (десница) святой мученицы Татианы хранятся в Свято-Успенский Псково-Печерский монастыре с 27 января 1977 года. Десницу передал монастырю иеромонах отец Владимир (Москвитин) - брат архимандрита Афанасия (Москвитина), у которого эти мощи хранились ранее. Отец Афанасий служил в селе Спасское Клинского района Московской области 22 года, вплоть до дня кончины. Отцу Афанасию сию святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в своё время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царско-Сельского государева дворца, где они хранились. По жестокости прошедших лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием пред нею.

Икона святой мученицы Татианы с частицей мощей находится в Новоспасском мужском монастыре (м."Пролетарская", Крестьянская площадь, 10).

Покровительница студентов

С 1755 года мученица Татиана традиционно почитается как покровительница русских студентов. Именно в день ее памяти был учрежден знаменитый Московский Университет (12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета»).

Первоначально у Университета не было домовой церкви, поскольку он и сам временно занимал здание Главной аптеки. Лишь в 1791 г. в одном из флигелей нового здания университета, построенного Матвеем Казаковым, был организован домовой Храм мученицы Татианы в память о дне основания университета. Однако во время пожара в 1812 г. храм сгорел вместе с другими зданиями.

Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны. Г.Ф.Барановский. 1848 г.

Новый домовой храм Московского университета был перестроен в 1833 – 1836 гг. из правого флигеля усадьбы Пашковых на углу Никитской и Моховой улиц известным архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным и освящен 12 января (25 января) 1837 году митрополитом Филаретом (Дроздовым) в честь мученицы Татианы. Примерно с того времени и пошла традиция устраивать в Татьянин день студенческие гуляния, а саму святую почитать как покровительницу студентов. На аттике, красуется надпись «Свет Христов просвещает всех» .

В 1918 году Храм мученицы Татианы при МГУ закрыли. В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. В 1958 году здесь открыли Студенческий театр. Лишь в 1995 году домовая церковь Московского государственного университета снова была освящена и открыта. Были привезены две частицы мощей от десницы св.Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая - положена в ковчежец.

Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4-й
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

(12 января ст. ст.) Православная Церковь чтит память святой мученицы Татианы Римской (лат Tatiana , греч Τατιανὴ ; в современном русском языке - Татьяна) . Татиана имя римского происхождения, переводится как «устроительница», «повелительница».

В конце II века Рим прославился как очень богатый и красивый город. Практически все римляне были язычниками. В городе также были и христиане, но их было мало и практически все скрывались, опасаясь расправы со стороны властей. Тогда очень трудно было быть христианином, ибо Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тесно переплетена с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, - все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, - все шли в храмы и воскуряли фимиам перед “гением императора.” Начинался ли новый год, - всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. Собрали ли урожай, - все должны были благодарить богов. Было много других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты чтишь богов и исполняешь все обряды, что ты не безбожник! Практически в самом центре находился знаменитый Колизей, в котором проводились все праздники.

Около 200-го года по Р. Х одним из представителей власти был консул, верующий в единого Бога. У этого консула родилась замечательная девочка, которую он с самого детства приучал служению Господу. Ее назвали Татиана, что означает «устроительница». Это имя было дано ей отцом в надежде, что устроит она жизнь свою по-новому, с Христом.

Воспитанию дочери родители придавали особое значение. С детства будущая мученица хорошо усвоила идеалы христианского благочестия. Быть верной Христу было сложной и опасной задачей, требующей подвига. Родители брали её с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам, едва освещённым масляными лампами катакомб, она видела в стенах коридоров мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Так, наблюдая за жизнью верующих христиан, Татиана еще ребенком впитала идею неотступной веры и просила Бога в детских молитвах дать ей силы не сбиться с выбранного пути, ей самой захотелось так же любить Христа, как эти святые мученики. Господь исполнил ее прошения.

Когда Татиана достигла совершеннолетия, она решила не выходить замуж и быть невестой Христовой. Благочестие Татианы стало известно в христианских кругах и она была выбрана диаконисой (в обязанности диакониссы входило учить вере оглашенных женщин и девушек, приготовление женщин к крещению, “служение пресвитерам при крещении женщин для благоприличия”, посещение больных женщин и уход за ними и т. п.). В 222 году от Р. Х. императором стал Александр Север. Он был сыном христианки и не преследовал христиан. Однако императору было всего 16 лет и вся власть сосредоточилась в руках Ульпиана, люто ненавидевшего христиан. Начались гонения на христиан. Он преследовал верующих и учинял над ними самые жестокие расправы. Горячая вера и милостивое служение Татианы были замечены, и ее схватили.

Святая мученица Татиана была доставлена на место жертвоприношения языческому идолу Аполлону, от нее требовали признать в нем бога и принести жертву. Казалось бы, бросить щепотку фимиама на жертвенник, - но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него. Татиана же стала молиться, тогда произошли подземные толчки, как от землетрясения, статуя идола разлетелась, многие служители погибли под обрушившимся потолком здания. Житие Татианы рассказывает об этом: «Диавол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причём все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху ».

Между тем св. Татиану повлекли на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил их, и они увидели четырёх ангелов, окружавших святую. Тогда они пали к ногам святой Татианы и стали молить её:

- Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя.

Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Новообращённые мученики громко славили Христа и после короткого, но жестокого мучения все они, числом восемь, были усечены мечём и отошли ко Господу, приняв крещение в собственной крови.

На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить св. Татиану. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, что на ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать св. деву принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Как знамение её чистоты, из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием, подобным благоуханию св. мира, ибо Татиана, подобно св. миру была исполнена Св. Духа.

Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой, так как ангелы Божии, как и прежде, невидимо стояли около неё, ободряли её и отводили от неё удары на тех, кто пытался причинить ей страдания. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.

Святая же, встав, обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их - бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.

Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней. Утром её снова привели на суд и снова все были поражены её прекрасным видом. В этот день святая сокрушила своей молитвой храм богини Дианы и снова претерпела за это страшные мучения. На другое утро св. Татиану привели в Колизей и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: бестрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. Но теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство. Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Когда некто из стражников, заподозрив, что это ручной зверь, хотел удалить его с манежа, он разорвал его.


После того святую Татиану увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Чудеса Татианы язычники объясняли тем, что она занимается ворожбой. Они решили, что сила Татианы заключена в волосах и остригли её. После этого, думая, что Татиана лишилась силы, её заключили в храм Юпитера.


Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Юпитера лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая пребывает в радости, молясь Богу. Мучители не знали, какой еще пытке подвергнуть Татиану. Тогда Ульпиан произнёс смертный приговор, святая Татиана была приговорена к смертной казни усекновением головы. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году по Р.Х. Святая мученица Татиана почитается православной и католической церквями.


Святая мученица Татиана (Татьяна) жила в конце II – начале III века в Риме. С детства она воспитывалась в христианской вере, отличалась добродетелью и трудолюбием. Она приняла мученическую смерть после того, как отказалась поклоняться языческим богам. В России Святая Татьяна является покровительницей студентов. Считается, что молитва, обращенная к мученице, помогает не только в учебе, но и в служебных делах, способствует карьерному росту. Святая является защитницей всех женщин с именем Татьяна.

Как икона защитит Вас и Ваших близких
Прежде всего, Святая мученица Татьяна – покровительница студенчества. Если Вы получаете высшее образование, или кто-то из знакомых, или Ваши дети – святая Татьяна Ваша первая помощница. Даже если к святой Татьяне обратится абитуриент – это будет очень верное обращение. Так что, перед зачетной или экзаменационной сессией, помимо знаний хорошо подкрепить свою удачу на экзамене заступничеством святой покровительницы, и если Вы или Ваш ребенок решил получить высшее образование – приобретите эту икону. Это будет очень кстати и в качестве подарка новоиспеченному студенту, как награда за поступление в ВУЗ. И, конечно, святая Татьяна – заступница и покровительница всех Татьян, и им хорошо бы иметь свою именную икону.

В чем помогает икона
В 1755 году 25 января (по новому стилю) в Татьянин день императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», тем самым навсегда соединив имя святой Татьяны и будущих магистров и бакалавров.
Студенты МГУ им. М.В. Ломоносова, при котором давно существует домовый храм святой Татьяны, принадлежащий Подворью Патриарха Московского и всея Руси, непременно и в большинстве своем перед сдачей экзамена или при проблемах с усвоением предмета, материала приходят побеседовать и попросить её о молитвенной помощи перед Богом. Если Вы или Ваши дети и близкие готовятся получить высшее образование – обзаведитесь этой иконой. Святая Татьяна действительно сильно благоволит к студентам. Автор этих строк хорошо знаком со студенчеством и действительно, молодые друзья говорят, что святая Татьяна помогает, но, правда, в том случае, когда студент хоть капельку готов – лентяям святая покровительствовать не будет, а вот помочь одолеть трудный предмет или поддержать на экзамене, чтобы с перепугу не забыть выученное, – всегда поможет!

Как молиться перед иконой
Тропарь, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4-ый
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

Молитва
О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкве Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наша раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наша скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святая мученица ТАТИАНА Римская (†226)

Святая мученица Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье (её отец трижды был консулом) . Её родители тайно исповедовали христианство и воспитывали свою дочь в благочестии и вере в Бога.

Достигнув совершеннолетия, Татиана решила не выходить замуж, а принять обет целомудрия и посвятить себя служению церкви. Татиана была удивительно хороша собой. Нежное, бледное лицо ее обрамляли густые каштановые волосы. Стройная фигура, добрый нрав и удивительная для ее возраста разумность привлекали к ней внимание окружающих. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательна и исполнительна. Многие молодые люди из состоятельных семей сватались к Татиане, даже отец уговаривал ее создать семью. Но она говорила ему: «Отец, мое сердце давно отдано Господу, и никакие силы не заставят меня отречься от этой любви!» И отец оставил ее в покое, а женихам решительно отказал.

Татиана вступила в христианскую общину Рима, и епископ, видя усердие девушки, назначил ее диаконисой. Теперь у нее появилось множество обязанностей: посещение больных женщин и уход за ними, подготовка к крещению, надзор за богослужебными собраниями. Она почти не бывала дома, редко виделась с отцом, но была счастлива. Ибо, помогая нуждающимся, она служила Господу! Татиана могла сутками не спать и не есть, ухаживая за больными и бездомными. Зная доброту диаконисы, к ней шли обиженные, всеми забытые люди.

Святая мученица Татиана пострадала во время гонения на христиан при малолетнем императоре Александре Севере (царствовал с 222 по 235). Александр Север был молод, неопытен, и государством управляли его приближенные - члены государственного совета. Среди них был один, по имени Ульпиан, который отличался особой ненавистью к христианам. Это он составил сборник законов, направленных против верующих в Иисуса Христа. Это по его указу полилась кровь христианских мучеников, как в первые годы гонений. Ульпиан разослал приказ, чтобы всех христиан принуждали поклоняться римским богам, а в случае неповиновения предавать мучениям и смерти.

Татиана знала, как жестоко мучают христиан, отказавшихся поклониться идолам. Их истязали плетьми и крючьями, пытали раскаленным железом, спускали на них диких львов, привезенных для этой цели из Африки. Но в душе ее не было страха. Ей казалось, что она уже все это испытала. Однажды во сне она увидела себя окруженной дикими, злобными лицами. Ей протягивали орудия пыток, которые, касаясь ее, становились мягче глины. Ей связывали руки и ноги, но веревки чудесным образом развязывались. Рядом с ней рушились стены и падали статуи, а в отдалении, в лучезарном сиянии, стоял Иисус Христос. «Не бойся ничего, - говорил Он, - и, если претерпишь все муки до конца, будешь со Мной».

Через некоторое время Татьяну схватили и привели в капище Аполлона, где принуждали принести жертву языческому идолу. Отказавшись, святая Татиана была подвергнута жестоким пыткам, однако твердость ее веры и терпения были непоколебимы. Среди мучений она только молилась, чтобы Бог просветил ее мучителей. «Господи, не оставь меня в этот трудный час! - молила Татиана. - Дай силы выстоять и прости моих мучителей, ибо не ведают, что творят!» И Господь услышал молитву праведницы.

Когда Татиану подвели к языческому храму, земля содрогнулась. И вдруг статуя Аполлона пошатнулась, словно кто-то невидимый раскачал ее, упала и разбилась вдребезги.

Татиану стали избивать плетьми, но они отскакивали от нее и обрушивались на самих палачей.

Господи! - взмолилась Татиана. - Пошли им свет истины, чтобы они узнали Тебя, любящего и милующего Бога!

И вдруг случилось чудо: мучители увидели четырех ангелов, окруживших Татиану, а следы мучений исчезали с её тела. Эти чудеса заставили мучителей уверовать во Христа. Они упали перед девушкой на колени.

Прости нас! Прости, ибо не по своей воле причиняли мы тебе мучения! - молили они.

Все восемь человек в тот же день приняли мученическую смерть.

После этого Татиану подвергли избиению железными палками, однако каждый раз удары получали сами мучители - ангелы Божии помогали святой.

На третий день Ульпиан повелел, чтобы Татиана принесла жертву богине охоты Диане.

По дороге к храму богини Татиана усиленно молилась:

Господи, Ты знаешь, как я верю в Тебя! Как хочу, чтобы свет истины просветил их сердца! Помоги же мне, не оставь меня!

Внезапно раздался удар грома, из-за тучи сверкнула молния и ударила в храм. Когда дым рассеялся, все увидели, что от храма Дианы остались одни обломки…

Тогда святую повели на судилище, подвесили ее там и стали терзать железными крючьями. Потом бросили, чуть живую, в темницу и заперли двери. Ночью к измученной Татиане явились ангелы и залечили ее раны.

На следующее утро Татиану привели в цирк - так называлась площадь, окруженная рядом скамей. Здесь происходили состязания бойцов, сюда же бросали и христиан, на которых выпускали хищных зверей. Не переставая молиться, Татиана стояла посреди арены в ожидании новых мучений. Клетку, в которой содержались хищники, открыли и выпустили из нее свирепого льва. Все думали, что он разорвет девушку, но случилось обратное! Лев покорно, как котенок, улегся рядом и начал лизать ей ноги. Когда же льва попытались увести обратно в клетку, он внезапно кинулся на одного знатного сановника и растерзал его.


Усмирение льва (художник Наталья Климова)

Татиану снова подвергли пыткам, а затем бросили в огонь, но пламя не причинило ей вреда.

Судьи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли её на два дня в храме Юпитера. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Юпитеру обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой.

Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа.

Тогда испуганные гонители вынесли ей смертный приговор. Святую Татьяну осудили на казнь мечом. Вместе с ней был казнен и её отец, открывший ей истины веры Христовой. Мученическая смерть Татианы произошла 12 января 226 года .

Мощи святой мученицы Татианы

Десница святой мученицы Татианы

Мощи (десница) святой мученицы Татианы хранятся в Свято-Успенский Псково-Печерский монастыре с 27 января 1977 года. Десницу передал монастырю иеромонах отец Владимир (Москвитин) — брат архимандрита Афанасия (Москвитина), у которого эти мощи хранились ранее. Отец Афанасий служил в селе Спасское Клинского района Московской области 22 года, вплоть до дня кончины. Отцу Афанасию сию святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в своё время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царско-Сельского государева дворца, где они хранились. По жестокости прошедших лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием пред нею.

Икона святой мученицы Татианы с частицей мощей находится в Новоспасском мужском монастыре (м."Пролетарская", Крестьянская площадь, 10).

Покровительница студентов

С 1755 года мученица Татиана традиционно почитается как покровительница русских студентов. Именно в день ее памяти был учрежден знаменитый Московский Университет (12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета»).

Первоначально у Университета не было домовой церкви, поскольку он и сам временно занимал здание Главной аптеки. Лишь в 1791 г. в одном из флигелей нового здания университета, построенного Матвеем Казаковым, был организован домовой Храм мученицы Татианы в память о дне основания университета. Однако во время пожара в 1812 г. храм сгорел вместе с другими зданиями.


Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны. Г.Ф.Барановский. 1848 г.

Новый домовой храм Московского университета был перестроен в 1833 - 1836 гг. из правого флигеля усадьбы Пашковых на углу Никитской и Моховой улиц известным архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным и освящен 12 января (25 января) 1837 году митрополитом Филаретом (Дроздовым) в честь мученицы Татианы. Примерно с того времени и пошла традиция устраивать в Татьянин день студенческие гуляния, а саму святую почитать как покровительницу студентов. На аттике, красуется надпись «Свет Христов просвещает всех» .


В 1918 году Храм мученицы Татианы при МГУ закрыли. В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. В 1958 году здесь открыли Студенческий театр. Лишь в 1995 году домовая церковь Московского государственного университета снова была освящена и открыта. Были привезены две частицы мощей от десницы св.Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая — положена в ковчежец.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

*При подготовке материала использовались сведения из различных православных источников.

Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4-й
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Татиане Римской
О, святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва мученице Татиане Римской
О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Loading...Loading...