Сообщение о киевской руси. Киевская Русь: образование и развитие древнерусского государства

Киевская Русь (Древнерусское государство, Киевское государство, Русское государство) - название раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве, которое возникло на изломе VII-IX вв. в результате длительного процесса экономической, политической и культурной консолидации восточнославянских племенных союзов и в различных формах существовало до середины XIII в.

1. Киевская Русь. Общая характеристика . Во времена правления Владимира Великого (980-1015 гг.) было завершено формирование территории Киевской Руси. Она занимала территорию от Чудского, Ладожского и Онежского озер на севере до рек Дон, Рось, Сула, Южный Буг на юге, от Днестра, Карпат, Немана, Западной Двины на западе до междуречья Волги и Оки на востоке; ее площадь составляла около 800 тыс км кв.

В истории Киевской Руси можно выделить три последовательных периода:

Период возникновения, и становления, и эволюции государственных структур, хронологически охватывает конец IX - конец X в.;

Период наибольшего подъема и развития Киевской Руси (конец X - середина XI в.)

Период политической раздробленности Киевской Руси (конец XI - середина XIII в.).

2 Происхождение названий «Киевская Русь» и «Русь-Украина». Государство восточных славян называлось «Киевская Русь», или «Русь-Украина». О происхождении и дефиниции названия «Русь» исследователи не имеют единого мнения. Существует несколько версий:

Русами называли племена норманнов (варягов) - они основали государство славян и от них пошло название «Русская земля»; такая теория зародилась в XVIII в. в Германии и получила название «норманской», ее авторы - историки Г. Байер и Г. Миллер, их последователей и единомышленников называют норманистами;

Русы - славянские племена, жившие в среднем течении Днепра;

Рус - это древнее славянское божество, от которого произошло название государства;

Руса - в праславянские языке «река» (отсюда и название «русло»).

Украинские историки в целом придерживаются антинорманских взглядов, хотя и не отрицают значительный вклад варяжских князей и войск в формирование государственного строя Киевской Руси.

Русь, Русская земля по их мнению:

Название территории Киевщины, Черниговщины, Переяславщины (земли полян, северян, древлян);

Название племен, которые жили на берегах рек Рось, Росава, Роставиця, Роська и др.;

Название Киевского государства начиная с IX в.

Название «Украина» (край, регион) означает территорию, которая была основой Киевской Руси в ХI-ХII вв. Впервые этот термин употребляется в Киевской летописи в 1187 г. относительно земель Южной Киевщины и Переяславщины.

3. Возникновение Киевской Руси. Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали:

а) восточнославянские племена- предки украинцев - древляне, поляне, северяне, волыняне (дулибы), тиверцы, белые хорваты;

б) восточнославянские племена - предки белорусов - дреговичи, полочане;

в) восточнославянские племена - предки русских - кривичи, радимичи, словене, вятичи.

Основные предпосылки образования восточнославянской государственности:

На начало VIII в. в целом завершился процесс расселения славян и создания территориально определенных больших и малых союзов племен;

Наличие в восточнославянских союзах племен определенных локальных различий в культуре и быту;

Постепенное перерастание союзов племен в племенные княжества - догосударственные объединения более высокого уровня, предшествовавшие появлению восточнославянского государства;

Формирование на рубеже VIII-IX в. вокруг Киева первого восточнославянского государства, которое специалисты условно называют Киевским княжеством Аскольда.

Можно выделить следующие главные этапы процесса объединения восточных славян в одно государство:

а) создание княжества (государства) со столицей в Киеве; в состав этого государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане;

б) захват власти в Киеве новгородским князем Олегом (882 г.), под властью которого до этого находилась часть славянских племен;

в) объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь.

Первые славянские князья:

- князь Кий (полулегендарный) - вождь союза племен полян, основатель г. Киева (по легенде, вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в V-VI в.);

Князь Рюрик - летописное упоминание о нем в «Повести временных лет», говорится призвание в 862 г. новгородцами «варягов» Рюрика с войском ; .

Князья Аскольд и Дир завоевали Киев во второй половине IX века, по летописным данным Аскольд и Дир были боярами князя Рюрика;

После смерти новгородского князя Рюрика (879 г.) до совершеннолетия его сына Игоря фактическим правителем новгородской земли стал Олег;

В 882 г. Олег захватил Киев, по его приказу были убиты киевские братья Аскольд и Дир; начало правления в Киеве династии Рюриковичей; князя Олега многие исследователи считают непосредственным основателем Киевской Руси.

4. Экономическое развитие Киевской Руси. Ведущее место в экономике Киевского государства занимало сельское хозяйство, которое развивалось в соответствии с природными условиями. В лесостепной зоне Киевской Руси применялась огневая-подсечная система обработки земли, а в степной переложная. Земледельцы использовали совершенные орудия труда: плуг, бороны, лопаты, косы, серпы, они сеяли злаковые и технические культуры. Значительного развития достигло скотоводство. Сохраняли свое значение охота, рыболовство, бортничество.

Первоначально в Древнерусском государстве преобладало землевладение свободных общинников, а с XI в. постепенно формируется и усиливается феодальное землевладение - вотчина, которая передавалась по наследству. Важное место в хозяйстве Киевской Руси занимало ремесло. С этого времени известно свыше 60 видов ремесленных специальностей. Через Древнерусское государство пролегали торговые пути: например, «из варяг в греки», соединявшие Русь со Скандинавией и странами черноморского бассейна. В Киевской Руси была начата чеканка монет - серебряников и злотников. В Русском государстве росло число городов - от 20 (IХ-Х вв.), 32 (XI в.) до 300 (XIII в.).

5. Политическая и административная система Киевской Руси. Политическая и административная система Киевской Руси базировалась на княжеско-дружинном устройстве для длительного сохранения органов самоуправления городских и сельских общин. Общины объединялись в волости - административно-территориальные единицы, в которые входили города и сельские округа. Группы волостей объединялись в земли. Киевская Русь сформировалась как единоличная монархия. Во главе государства стоял великий князь киевский, который сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Советниками князя были «княжеские мужи» из верхушки его дружинны, которые получали титул воеводы, а с XI в. их называли боярами. Со временем возникли династии бояр, занимавших важные государственные должности.

Внутреннее управление государством осуществляли многочисленные княжеские управители (посадники, тысяцкие, дворецкие, тиуны и др.). Княжеская власть опиралась на постоянную военную организацию - дружинну. Дружинникам-посадникам поручались в управление отдельные волости, города и земли. Народное ополчение формировалось по десятичному принципу. Во главе отдельных подразделений стояли десятник, сотский, тысяцкий. «Тысяча» составляла военно-административную единицу. В ХII-ХIII вв. форма государства изменилась. Отношения между отдельными княжествами развивались на принципах федерации или конфедерации.

6. Социальная структура Киевской Руси. Социальная структура Киевской Руси отвечала ее экономической системе. Господствующее положение занимали воеводы (бояре), тысяцкие, сотские, тиуны, огнищане, сельские старосты, городская верхушка. Свободная категория сельских производителей называлась смердами, феодально зависимым населением в Киевской Руси были рядовичи, закупы и изгои. Холопы и челядь находились на положении рабов.

7. Политическая раздробленность Киевской Руси и ее последствия. Киевская Русь была одним из могущественных государств своего времени, что значительно повлияло на развитие европейской цивилизации, однако после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132 г.) она начала терять свое политическое единство и разделилась на 15 княжеств и земель. Среди них крупными и влиятельными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое и Галицкое княжества.

Политические предпосылки раздробленности были такими:

Престолонаследие среди князей Киевской Руси было разным: в одних землях власть передавалась от отца к сыну, в других - от старшего брата к младшему;,

Были ослаблены политические связи между отдельными феодальными владениями и отдельными землями, развитие отдельных земель привело к возникновению местного сепаратизма;

В отдельных землях местное боярство для обеспечения защиты своих прав требовало сильной власти князя; с другой - усиливалась реальная власть удельных князей и бояр, власть киевского князя была ослаблена, много бояр ставили местные интересы выше общегосударственных;

В Киевском княжестве не была создана собственная династия, так как Борьбу за владение Киевом вели представители всех княжеских родов;

Усилилась экспансия кочевников на русские земли.

Социально-экономические предпосылки раздробленности:

Натуральный характер хозяйства Киевского государства приводил к ослаблению экономических, торговых связей между отдельными землями;

Стремительно развивались города, которые становились политическими, экономическими и культурными центрами княжеств;

Превращение условного землевладения удельного боярства в наследственное значительно усиливало экономическую роль местной знати, которая не желала делиться своей властью;

Изменение торговой конъюнктуры, вследствие чего Киев утратил роль центра торговли, а Западная Европа стала непосредственно торговать с близким сходом.

Современные исследования ученых доказывают, что феодальная раздробленность является закономерным этапом в развития средневекового общества. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что все народы и государства Европы пережили ее. Раздробленность была вызвана дальнейшей феодализацией древнерусского общества, распространением социально-экономического развития на местах. Если раньше Киев был центром всей общественно-экономической, политической, культурной и идеологической жизни страны, то с середины XII в. с ним уже соперничали другие центры: старые - Новгород, Смоленск, Полоцк - и новые - Владимир-на-Клязьме и Галич.

Русь раздирали княжеские междоусобицы, большие и малые войны, постоянно шли между феодалами. Однако вопреки распространенному мнению Древнерусское Государство не распалось. Оно только изменило форму: на место единоличной монархии пришла монархия федеративная, при которой Русью совместно правила группа наиболее влиятельных и сильных князей. Историки называют такой способ правления «коллективным суверенитетом».

Раздробленность ослабила государство политически, но способствовала развитию экономики и культуры на местах. Она, в известной мере, заложила основы трех восточнославянских народностей: русской, украинской и белорусской. Периодом прекращении раздробленности на восточнославянских землях принято считать последние десятилетия XV века, когда образовалась Российское централизованное государство, а украинские и белорусские земли попали под власть Литвы, Польши, Венгрии и Молдавии.

8. Значение Киевской Руси. Значение Киевской Руси заключается в следующем:

а) Киевская Русь стала первым государством восточных славян, ускорила перерастание последней стадии развития первобытнообщинного строя в более прогрессивный феодальный; этот процесс создал благоприятные условия для развития хозяйства и культуры; М. Грушевский утверждал: «Киевская Русь является первой формой украинской государственности»;

б) образование Киевской Руси способствовало укреплению обороноспособности восточнославянского населения, предотвратив его физическое уничтожение со стороны кочевников (печенегов, половцев и т.д.);

в) сформировалась древнерусская народность на основе общности территории, языка, культуры, психического склада;

г) Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе; международное значение Киевской Руси состоит в том, что она повлияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке; русские князья поддерживали политические, экономические, династические связи с Францией, Швецией, Англией, Польшей, Венгрией, Норвегией, Византией;

д) Киевская Русь положила начало государственности не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения Севера и др...);

е) Киевская Русь выступала восточным форпостом европейского христианского мира, она сдержала продвижение орд степных кочевников, ослабила их натиск на Византию и страны Центральной Европы.

В исторический период Киевской Руси на Поднепровье, в Галичине и на Волыне, в Причерноморье и Приазовье закладывались традиции независимой государственности на территории Украины. Историческим центром формирования украинской народности была территория Киевщины, Переяславщины, Чернигово-Сиверщины, Подолии, Галиции и Волыни. С XII в. на этой территории распространяется название «Украина» . В процессе раздробления Киевского государства украинская народность стала этнической основой земель-княжеств Юго-Западной Руси в XII-XIV вв.: Киевского, Переяславского, Черниговского, Северского, Галицкого, Волынского. Так, Киевская Русь была формой социально-экономического и государственного развития украинского этноса. Непосредственным наследником Киевской Руси стало Галицко-Волынское княжество.

Летописный свод «Повесть временных лет » — единственный письменный источник, подтверждающий существование так называемой Киевской Руси . Явившаяся миру в момент формирования «официальной версии » нашей древней истории, она то и дело подвергается справедливой критике специалистов и не может рассматриваться в качестве достоверного исторического документа.

Но даже если всерьез воспринимать сие сугубо литературное произведение и описываемые в нем события, то этого как минимум недостаточно для подтверждения существования такого средневекового объединения, как Киевская Русь. Ну не могло столь «выдающееся» государство в Восточной Европе оставить после себя всего один письменный исторический источник! Но обо всем по порядку…

Мог ли Киев быть столицей Руси?

Для начала хотелось бы рассмотреть саму возможность появления такого Приднепровского объединения, как Киевская Русь, и в частности его центра — Киева. Даже для далекого от исторической науки человека понятно, что вероятность того, что именно Киев, расположенный где-то на окраине, мог стать центром государства, непросто ничтожно мала, но и абсурдна. Во-первых , независимо от первоначальных размеров государства его столицу всегда пытаются располагать как можно ближе к центру — подальше от внешних границ и их потенциального врага. Таким образом, центр страны будет надежно защищен от внешнего вторжения, чего мы совершенно не видим в случае с Киевом, который располагался на окраине средневекового государства.

Во-вторых , другим, наиболее благоприятным местом для расположения столицы является точка пересечения транспортных путей сообщения. В этом случае из центра всегда можно с легкостью добраться в любой, даже самый отдаленный уголок государства. В противном случае управлять таким гигантским объединением, как Киевская Русь, без наличия современных средств связи (телефон, радио, телевидение, телеграф, интернет) просто невозможно. Но в случае с Киевом мы видим прямо противоположную картину — он не только расположен на окраине, но и не имеет удобных транспортных путей сообщения с большинством значимых городов — Москвой, Новгородом, Владимиром, Ярославлем, Полоцком и другими.

В-третьих , большинство средневековых столиц — это не только административные, но и торговые центры своих государств. Для удобства поддержания торговли они могли располагаться на берегу моря или крупной реки. И в случае с Киевом, на первый взгляд, все нормально — он расположен на Днепре. Но это только на первый взгляд! Поскольку перспектива развития международной торговли по реке Днепр весьма сомнительна. Его притоки позволяют попасть в такие «партизанские» территории, как Припять, Полесье или Пинск, освоение которых не завершилось даже к началу XX в. Что уж тут говорить о более раннем периоде и перспективах развития транзитной торговли посредством этих земель. И тут на помощь сомнительному положению Киева приходят сторонники Варяжского пути — «из варяг в греки». Согласно мнению отдельных историков, именно этот путь соединил северные балтийские земли, Новгород, Киев и Черное море. Абсолютно иррациональный, а местами и абсурдный, он предполагает прохождение замысловатого, извилистого маршрута «Балтика — Волхов — Ловать — Западная Двина — Днепр » и преодоление двух водоразделов волоком. Но ведь варяги — это настоящие герои своего времени, им все нипочем! Они могут тащить свои корабли по суше волоком и не ищут прямых путей!

Ну а если серьезно, то расстояние по маршруту «Балтика — Волхов — Ловать — Западная Двина — Днепр» — это в 5 раз больше расстояния по маршруту «Балтика — Западная Двина — Днепр», который предполагает всего один волок и выходит прямо в Черное море. Не говоря уже о том, что «ходить в греки» можно было и по маршруту «Балтика — Висла — Буг — Припять — Днепр». Но, как бы там не «ходили варяги», а существование экономически выгодного торгового пути, соединявшего север, Киев и юг, подлежит очень большому сомнению. Это очень маловероятно из-за естественных географических особенностей самого Днепра — ниже Киева он испещрен довольно опасными порогами, которые исключают возможность прохождения торговых судов. Так, известный французский инженер и картограф Гийом Боплан в своей работе «Описание Украины » пишет:

Плодородие почвы доставляет жителям хлеб в таком изобилии, что нередко они не знают, что с ним делать, тем более, что у них нет судоходных рек, впадающих в море, за исключением Днепра, который в 50 милях ниже Киева прегражден тринадцатью порогами, последний из которых отстоит от первого на добрых семь миль, что составляет целый день пути, как это видно на карте. Эта преграда препятствует им сплавлять свой хлеб в Константинополь.

Интересный факт! Как это в XVII в. вдруг перестала быть судоходной река, по которой всего несколько веков назад проходил крупнейший торговый путь «из варяг в греки»? Ну допустим, что самоотверженных купцов того времени не пугали никакие преграды. Снедаемые жаждой наживы, они были готовы петлять абсурдным маршрутом, десятки верст тащить свои суда волоком, разбивать их на опасных днепровских порогах, и все ради того, чтобы попасть из Балтики в Черное море через Киев. Тогда возникает вполне закономерный вопрос: а где, собственно, существование морского порта или хотя бы захудалой крепости, расположенной в устье р. Днепр? Ведь только с их помощью киевские князья могли контролировать торговлю и порядок на этом маршруте. Но их просто нет!

И только в будущем представители Османской империи возведут географически и стратегически важную крепость Ачи-Кале , запиравшую выход в Черное море из Днепра. Именно за Ачи-Кале почти полтора года будет биться князь Потёмкин . В 1788 г. она будет покорена, и с 1792 г. станет носить уже русское название — Очаков . Чуть ранее (в 1778 г.) в устье р. Днепр появится еще один крупный город — Херсон . Но он тоже основан как русская крепость и не имеет никакого отношения к существованию Киевской Руси. Равно как и заложенная в 1784 г. в Днепровско-Бугском лимане крепость, от которой ведет свою историю г. Николаев .

Но и в этот раз шаткое положение Киевской Руси «спасают хитроумные историки ». В частности, они в буквальном смысле слова додумывают существование древнерусского порта в устье р. Днепр. Дескать, ранее на месте небольшого городка Алешки, который был основан в 1784 г. и с 1854 г. называется Цюрупинск , был возведен достаточно богатый торговый город-порт Олешье (XI в.), который появился еще во времена существования казачьей сечи. При этом полностью отсутствуют прямые исторические доказательства этой «чудесной метаморфозы ». А все реальные археологические находки лишь доказывают то, что в начале XVIII в. здесь действительно располагалось казачье укрепление, возникшее еще в конце XVII в. Однако, это поселение носило название Днепровск , и лишь спустя время оно было переименовано в честь выдуманного древнерусского города Олешье. Ведь изменить топонимику, особенно если в этом возникает необходимость, для историков не составляет никакого труда!

Но вернемся к нашему «великому торговому пути», который, по всем определениям, должен был быть лакомым кусочком наживы для лихих разбойников. Для защиты от них князья и их подданные просто обязаны были возводить на берегах Днепра хорошо укрепленные поселения. Располагая постоялыми дворами для отдыха купцов и необходимой инфраструктурой, со временем они должны были расширяться и постепенно превращаться в достаточно крупные города. А теперь вопрос: сколько таких древнерусских городов на берегах р. Днепр вам известно? Небольшой Канев с населением всего в 28 000 человек, поселочек Любеч , районный городок Рогачев , Орша и Смоленск ? Но ведь это ничтожное по своим географическим и стратегическим масштабам число! Особенно учитывая тот факт, что скандинавы называли территорию Древней Руси не иначе, как Гардарика — страна городов. Где эти города? И это не говоря уже об особо опасных участках «Великого торгового пути» — днепровских порогах, преодоление которых подразумевало надежную защиту от внешнего нападения разбойников. Такую защиту могли гарантировать только крепостные сооружения, возведенные по маршруту «из варяг в греки». Только вот где эти укрепления?

Киевская археология: мало находок, много баек

А теперь попробуем посмотреть на проблему существования Киевской Руси с экономической точки зрения. Согласно ее постулатам, любой мало-мальски крупный торговый город — это место, где совершаются сделки и существует таможенный сбор, т.е. мыт. И в данном случае историки пытаются убедить нас в том, что Киев был именно таким местом. Он «давал добро » активно торгующим купцам, следующим по маршруту «из варяг в греки», и здесь все купцы еще с «докиевских » времен обязаны были платить мыт. При этом один из самых влиятельных деятелей советской истории, профессор и академик Борис Рыбаков , в своем исследовании «Город Кия » пишет следующее:

Предположение о «таможенных сборах» в окрестностях будущего Киева подкрепляется большим количеством находок красивых бронзовых предметов, украшенных многоцветной выемчатой эмалью. Фибулы, декоративные цепи, детали питьевых рогов компактной массой встречаются на пространстве от устья Десны до Росси.

О чем это нам говорит академик? Получается, что повсеместно таможня требовала уплаты мыта деньгами, а «докиевские» и киевские таможенники были больно падкими до произведений прикладного искусства и по своей доброте душевной брали с купцов пошлину не деньгами, а различной утварью? Впрочем, спасибо академику Рыбакову и на этом! Ведь в отличие от современных «светил» украинской исторической науки он хотя бы не врал и честно, хоть и в завуалированной форме, но констатировал: под Киевом мытная монета обнаружена не была . Зато в изобилии встречается домашняя утварь, изготовленная из бронзы. Кстати! К аналогичному заключению пришли и скандинавские исследователи, которые также опровергают «величие торгового пути из варяг в греки ». Согласно их мнению, на долю византийских монет приходится менее 1% всех находок, обнаруженных на территории археологических комплексов. В то же время большое количество обнаруженных серебряных дирхемов указывает на довольно развитые торговые отношения с русскими, проживавшими в районе Волги.

Резюмируя все вышесказанное, вывод напрашивается сам собой. По сути своей, Киев — это скорее региональный центр торговли . Ему далеко до звания «мирового» центра торговых отношений, и уж тем более он не мог играть значительной роли в политической жизни древней Руси. Был бы он действительно столицей, то вокруг его центра без сомнения сформировались бы крепостные сооружения, со временем образовывая города-спутники, со всех сторон защищающие его подступы. Например, вокруг той же Москвы сформировалось Золотое Кольцо с хорошо укрепленными городами и монастырями. Подступы к Петербургу защищает большое количество фортов и обширная сеть пригорода и т.д.

В отличие от Москвы и Питера Киев был очень и очень слабо защищен, из-за чего при малейшей угрозе со стороны потенциального противника он с легкостью переходил «из рук в руки» и не мог противостоять натиску. При этом на территории самого города мы не обнаруживаем даже слабого подобия неприступной цитадели, которая приличествует статусу столицы. Здесь нет и намека на московский кремль или хотя бы на меньшие по масштабам псковские или новгородские сооружения. А все известные фортификационные строения были возведены на территории Киева уже гораздо позже, в конце XVII — начале XVIII вв. Все это лишний раз подчеркивает некую несостоятельность Киева в политическом, торговом и экономическом плане. В ответ на эти факты историки не перестают твердить одно: дескать, в свое время Киев очень пострадал от татаро-монгольского нашествия, был разграблен, сожжен, разрушен и т.д. Тогда вполне закономерный вопрос: почему столь «крупная столица» Киевской Руси не была восстановлена и не воссияла в своем величии назло врагам? Почему та же Москва, сожженная в 1812 г. и несколько раз в более ранний период, всегда быстро отстраивалась? В то время как «бедный, несчастный» Киев был сломлен, подавлен и прозябал в тени практически до наступления советской эпохи.

Просто для справки, немного статистических данных, так сказать, возможность взглянуть на проблему с другой стороны. На рубеже XVIII — XIX вв. население Киева составляет 188 000 человек. Население тогда еще очень молодой Одессы — более 193 000 человек. В Харькове на этот момент проживает около 198 000 жителей. К концу XIX в. в Москве проживает уже порядка 800 000 человек, а Петербурге, вместе с пригородами, насчитывается более 1 350 000 жителей. В это же время население Киева практически не увеличивается, а сам он является малозначительным губернским, практически провинциальным городом на территории России и просто железнодорожным узлом. И дело здесь далеко не в «исторической несправедливости»! А географическом и стратегическом положении Киева. Расположенный вдали от крупных торгово- и экономически значимых центров, он малопривлекателен для заселения и продолжает оставаться просто провинцией. А наряду с его прозябанием активно осваивается южный регион и Новороссия. Даже с приходом советской власти столицей Украины становится не Киев, а Харьков, в котором на украинском языке практически никто не говорит. И только в послевоенное время, когда в 1947-1954 гг. был сооружен архитектурный ансамбль Крещатика, Киев приобретает более привлекательный, торжественный вид, становится более «столичным» и красивым городом.

Вообще даже в прошлом Киев никогда не рассматривался в качестве единого поселения. Так, в конце XVIII в. на будущей территории современного города были расположены три разнесенных поселения: Киево-Печерская крепость с предместьями, в двух верстах от нее находился Верхний Киев и в трех верстах от них лежал Подол. Согласно «Географическому описанию города Киева, сочиненному Киевскаго гарнизона поручиком Василием Ивановичем Новгородцовым »

…Старый или Верхний город Киев состоит в четырех отделениях, которые обведены земляным валом с нарочито глубокими рвами и называются Андреевским , Софийским , Михайловским и Печерским отделениями…Там располагалось партикулярных дворов деревянных — 682.

На тот момент в Киево-Печерской крепости, составной частью который были Лавра и предместье, Новгородцев зафиксировал 2 мужских монастыря, 8 каменных и 3 деревянных церкви. А прибывший ревизор насчитал 9 казенных каменных и 27 деревянных зданий вместе с предместьем и 1095 партикулярных (гражданских) дворов.

Самой населенной частью Киева был Подол. А именно:

В городе Киево-Подоле строения: монастырей мужеских: каменной — 7, деревянных — 2, женской каменной — 7; церквей: каменных — 9, деревянных — 77; магистратского строения: каменного — 4, деревянного — 7; обывательских дворов: каменных — 3, деревянных — 1926.

Таким образом, во всех трех разрозненных поселениях Киева насчитывалось менее 4 000 дворов (домов), три из которых были каменными. А общее количество обывателей, согласно переписи на момент правления Екатерины II, не превышало 20 000 человек ! Другими словами, средненький райцентр. О торговых возможностях тогдашнего Киева можно судить по фразе того же поручика:

Купечества из мещан киевских, кои б имели большие капиталы, нет, кроме трех или четырех, а иные посредственный, лучше ж сказать, малой капитал имеют.

Другими словами, характер торговли был весьма и весьма посредственный. Далее он продолжает:

По реке Днепр весною и в межень, тож и осенью из великороссийских городов: из Брянска, Трубчевска, а из малороссийских: Новгородка-Северского и из других мест до Киева и до малороссийских городов Переяслава, Городища, Кременчуга и Переволочны с хлебом, с хлебным вином, железом полосным и чугунным, с конопляным маслом, диогтем, с веревками, рогожами, с медом, с ветчинным салом и деревянною посудою ходят барки, или так называемые байдаки, а из Польши в плотах строевой и дровяной лес, и прочие лесные припасы сплавляются… При городе Подоле есть пристань судам.

Одним словом, ничего интересного и особо выдающегося о жизни провинциального города Киева поручик в своем отчете не сообщает. Общую картину «унылой провинциальной хроники » подтверждают и археологические раскопки. Призванные обнаружить материальные ценности прошлого, они активно ведутся на территории Киева с середины 50-х гг. XX в. За это время было отрыто приличное количество различной малосущественной мелочи, благодаря которой было написано немало научных трудов. А что в итоге? — В итоге ничего! Клады, которые имеют особую ценность для археологов, на территории Киева, особенно на Подоле, обнаруживают с заветной регулярностью. Но проблема в том, что найденные при этом византийские монеты не имеют никакого отношения к периоду зарождения «государственности» Киевской Руси и становлению ее «столицы». А основываясь на официальной датировке отрытых монет, можно сделать только один вывод: серебро и золото на приднепровских просторах зарывали обычные разбойники.

Ну а как же обстоит дело с древнерусскими монетами? Да тоже никак! Период XII-XIII вв. был официально объявлен «историками» «безмонетным». Дескать, не было в ту эпоху денег и, соответственно, искать их бессмысленно. При этом некоторые ученые мужи предлагают свою версию товарно-денежных отношений — существование так называемых гривен, которые по сути своей являлись слитками серебра.

Серебряные слитки (гривны) — это, конечно, намного лучше, чем вообще «безмонетный» период. Но тогда напрашивается вполне естественный вопрос: как простые люди расплачивались на базаре за свои покупки? Согласитесь, сложно себе представить, какого-нибудь обывателя, который пришел «скупиться по мелочи» и каждому из продавцов «отрубывает» от своего слитка по маленькому кусочку серебра. Любая монета — это простое и вместе с тем гениальное изобретение человечества. Ведь все монеты идентичны между собой — они равны по весу и составу, а значит, имеют абсолютно одинаковую покупательскую ценность. Что же до слитков, то определить на глаз, сколько нужно серебра «отрезать», например, за курицу — этого не сможет с ювелирной точностью сделать ни продавец, ни покупатель. Поэтому даже обычный здравый смысл подсказывает, что если уж монеты хотя бы один раз в истории народа вошли в обращение, то они уже никуда не денутся — это удобно и значительно упрощает товарно-денежные отношения.

Но проблема в том, что серебряные и золотые монеты в процессе своей ежедневной эксплуатации постепенно истираются. Например, была монета весом 12 г, а через год, глядишь, а она уже не 12 г весит, а 11 г. Как быть в этой ситуации? Человек придумал выход — со временем были изобретены бумажные купюры, которые не утрачивали своего веса, а, следовательно, и покупательской способности ни через год, ни через два. Но это случилось со временем, а пока что были придуманы гривны — своеобразные 200-грамовые серебряные купюры.

Таким образом, серебряные слитки-гривны — это не расходные монеты! Это купюры крупного номинала, предназначенные для расчета за оптовые покупки. И скорее всего они были в обращении не вместо мелких монет, а наряду с ними. Мало того, ими расплачивались только при крупных сделках, например, купцы за свой опт. А простые обыватели по-прежнему ходили в лавку или на рынок с мелкими монетами. В этом случае возникает новый вопрос: почему историки упорно датируют гривны именно XII-XIII вв.? Ведь даже согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона они имели хождение плоть до XVI в., и привязывать их существование именно периоду Киевской Руси нет видимых оснований. Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Гривна — это определенная мера серебра . При этом в обращении могли быть и совершенно иные монеты — динары, ефимки, талеры. Они могли быть серебряными или золотыми. Главное — все они конвертировались в единую серебряную гривну весом 200 г. При этом их поток должен был стекаться в единый княжеский монетный двор, который, согласно «рассказам» историков, мог располагаться только в Киеве, как в столице Киевской Руси. А, значит, именно здесь археологи должны были то и дело обнаруживать большое количество кладов с гривнами. Но где они, эти клады!? За ответом обратимся к официальным историческим источникам! Так, Книга Ивана Спасского «Русская монетная система » указывает следующее:

Только одна монета найдена в Киеве [в 1792 г.], да и то не в земле, а как подвеска к иконе, тогда как все остальные тяготеют к северо-западному краю древнерусского государства: одна найдена в земле поблизости от древнего Юрьева (Тарту), другая — на острове Саарема; есть указания и о находке в Петербургской губернии. Известно несколько подражательных монет, происходящих из Скандинавии. «Ярославле сребро» и относят поэтому к периоду княжения Ярослава в Новгороде — под рукой Владимира, занимавшего русский стол. Подобно тому, как на монетах описанного выше раннего киевского типа помещалось изображение Христа, здесь другая сторона занята изображением христианского покровителя Ярослава — святого Георгия.

…В конце 20-хгг. XIX в. появилось еще несколько монет: две серебряных монеты Владимира нашли в Борисполе на Украине, и по одной — на Цимлянском городище (древний Саркел — Белая Вежа) и в Польше — в составе Ленчицкого клада. В 1852 г. был найден ставший знаменитым Нежинский клад — около 200 серебряных монет.

Таким образом, данные монеты сложно назвать «по-настоящему киевскими» — их находят где угодно, но только не на монетных складах-кладах столицы Киевской Руси. Например, один из самых больших кладов был обнаружен в 1906 г. на территории Твери. Много монет киевского типа было отрыто при раскопках готландского клада в Швеции. При этом историки не предоставляют никаких доказательств тому, что эти «сокровища» были отчеканены именно в Киеве. Вывод: их привязка именно к Киеву — это не более чем очередной спекулятивный ход «горе-историков». И только одна находка на территории Михайловского монастыря могла бы говорить в пользу чеканки истинно киевских монет в Киеве. Но, к сожалению, она была сделана в 1997 г., т.е. уже в период «свидомой самостийности », и вполне могла быть просто сфальсифицирована. И доказательство тому — все последние «сенсационные» находки современных украинских археологов. То они обнаружили массовое захоронение жертв «батуринской резни », то чудесным образом миру был явлен «украиномовный » вариант орликовской конституции, хотя «мовы» в XVIII в. еще не существовало. Одним словом, если в пропагандистских или политических целях нужно будет обнаружить затонувшую Атлантиду посреди Киевского водохранилища, то украинские труженики-археологи ее без труда там откапают.

Зато доподлинно известно, что под так называемыми киевскими сребниками следует понимать около 340 видов монет с различным содержанием серебра. Скорее всего, к их чеканке приступали по мере того, как пустела княжеская казна, а после их насильственно вводили в обращение по нужному курсу, что напрямую свидетельствует об экономической слабости княжества. И все же! Что собой представляют киевские клады и о чем говорит их наличие? В большинстве случаев — это скромные заначки обывателей. По сути своей, это отложенные на «черный день» серебряные либо золотые украшения: кольца, серьги, крестики. Как правило, они спрятаны в горшках и просто зарыты в землю. Что касается более крупных кладов, например, принадлежавших тем же купцам, то в данном случае не все так прозрачно и просто. Приведем лишь один из последних примеров. «Клад из руин Десятинной церкви » С.И. Климовского , сотрудника Института археологии НАН Украины, опубликованной в «Восточноевропейском археологическом журнале» (№ 5(6), 2000 г.). Начинается данная статья довольно многообещающе:

Среди древнерусских городов Киев занимает первое место по количеству найденных кладов…

Однако после этого идет описание каких-то мифических находок, сделанных еще в XI в., и о которых известно лишь по летописям последующих веков. Из достоверно сделанных открытий автор первым упоминает клад, обнаруженный «на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры, являвшегося тайной монастырской казной XVII-XVIII вв. и насчитывавшего 6184 золотые монеты… ». Бесспорно! Данный клад — это настоящее сокровище для археологов и историков, но, к сожалению, он не имеет никакого отношения к древней Киевской Руси. Наконец, С.И. Климовский сообщает действительно достоверные сведения:

В 1955 г. при раскопках по ул. Владимирской, 7-9 в жилище XIII в. возле печки был найден глиняный горшок, в котором находились золотые колты, серьги, серебряные витые и пластинчатые браслеты, перстни. Этот клад, спрятанный при осаде 1240 г., на долгие годы стал последним древнерусским кладом, обнаруженным в этой части Киева. И вот, через 43 года на противоположной стороне улицы был найден новый клад, резко отличающийся от известных в этом районе, но тесно связанный, как и большинство из них, с событиями декабря 1240 г.

Исходя из этого, несложно предугадать риторику заинтересованных историков: все древние клады уже давно разграблены, а до нас доходят «достоверные» слухи об их раннем существовании. При этом любой здравомыслящий человек может сделать вполне закономерный вывод: все монетные клады, отрытые на территории Киева, указывают на то, что этот древний город никогда не был и не мог быть столицей государства русского.

Киев не являлся административным, торговым или экономическим центром Киевской Руси. Иначе бы он то и дело радовал археологов ценными находками, доказывающими его могущество и экономический расцвет древнего государства. Почему этого не происходит? Вот здесь ответ уже предельно прост! Потому что Киевская Русь со столицей Киев — это не более чем выдумка заинтересованных в этом историков .

———————————————-

По материалам книги Алексея Кунгурова
«Киевской Руси не было, или Что скрывают историки »

  • 8. Опричнина: ее причины и последствия.
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века.
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых.
  • 11. Петр I – царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I.
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I.
  • 13. Императрица Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
  • 1762-1796 Гг. Правление Екатерины II.
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине xyiii века.
  • 15. Внутренняя политика правительства Александра I.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года.
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н.Муравьев. П.Пестель.
  • 18 .Внутренняя политика Николая I.
  • 4) Упорядочение законодательства (кодификация законов).
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19 . Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля.
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война.
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение.
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х – начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III.
  • 24. Николай II-й – последний российский император. Российская империя на рубеже XIX –XX веков. Сословная структура. Социальный состав.
  • 2. Пролетариат.
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги.
  • 4. Субъективный признак (а) или (б):
  • 26. Реформы п.А.Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба и хутора.
  • 2. Помощь крестьянам в приобретении земли через крестьянский банк.
  • 3. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, на Алтай).
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 29.Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России.
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».
  • 7. Отменена плата за жилье и многие виды услуг.
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа.
  • 35. Индустриализация в ссср. Основные итоги индустриального развития страны в 1930-е годы.
  • 36. Коллективизация в ссср и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики.
  • 37.Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.). Политические процессы 1930-х годов и их последствия для страны.
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы.
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны.
  • 40. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 41.Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значение Сталинградской и Курской битв.
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны.
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны.
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н.С.Хрущева.
  • 46.Политический портрет н.С.Хрущева и его реформы.
  • 47. Л.И.Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества.
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х – середины 80- годов.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества.
  • 1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И.Брежнева:
  • 7. Из Конституции убрали ст.6 «о руководящей и направляющей роли кпсс». Появилась многопартийность.
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м.С.Горбачева: достижения, потери.
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг.
  • 21 Декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря 1991 г Президент Горбачев ушел в отставку. Ссср прекратил свое существование.
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны.
  • 54.Б.Н.Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия.
  • 55. Принятие новой Конституции рф и выборы в парламент (1993 г.)
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы.
  • 1. Образование Древнерусского государства - Киевская Русь

    Государство Киевская Русь было создано в конце 9 века.

    О возникновении государства у восточных славян сообщает летопись «Повесть временных лет» (XII в.). В ней рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море и встал вопрос: кто будет править в Новгороде? Ни одно из племен не желало установления власти представителя соседнего племени. Тогда решили пригласить чужеземца и обратились к варягам. На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор - в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика – Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. Они убили правивших там Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбедь. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, так как сын Рюрика - Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Таким образом, под властью одного князя объединились Киев и Новгород. Так рассказывается в летописи. Были ли два брата - Синеус и Трувор на самом деле? Сегодня историки считают, что их не было. «Рюрик сине хус трувор» означает в переводе с древнешведского языка «Рюрик с домом и дружиной». Летописец принял непонятно звучавшие слова за личные имена, и написал, что Рюрик приехал с двумя братьями.

    Существует две теории происхождения древнерусского государства: норманнская и антинорманнская. Обе эти теории появились в XYIII веке, через 900 лет после образования Киевской Руси. Дело в том, что Петр I - из династии Романовых, очень интересовался откуда появилась предыдущая династия – Рюриковичей, кто создавал государство Киевская Русь и откуда произошло это название. Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук. Для работы в Академии наук были приглашены немецкие ученые.

    Норманнская теория . Основоположниками ее являются немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I для работы в Петербургской Академии наук. Они подтвердили призвание варягов и сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само государство Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы – гребцы. Возможно «русь» – это название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян.

    Призвание варягов подтвердилось в более позднее время данными археологических раскопок курганов под Ярославлем, близ Смоленска. Там обнаружены скандинавские погребения в ладье. Многие скандинавские предметы были изготовлены явно местными – славянскими мастерами. Значит, варяги жили среди местных жителей.

    Но немецкие ученые преувеличили роль варягов в становлении древнерусского государства. В итоге эти ученые договорились до такой степени, что якобы, варяги – это выходцы с Запада, а значит - это они - немцы - создали государство Киевская Русь.

    Антинорманнская теория. Она появилась также в XYIII веке, при дочери Петра I - Елизавете Петровне. Ей не понравилось заявление немецких ученых о том, что российское государство было создано выходцами с Запада. К тому же при ней была 7-летняя война с Пруссией. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М.В. не стал отрицать факт существования Рюрика, но стал отрицать его скандинавское происхождение.

    Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы ХХ века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты, они пытались доказать неполноценность восточных славян (русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, словаков), что они не способны были создать государства, что варяги – это немцы. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. Так появилась теория, по которой южнее Киева на реке Рось проживало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси, так как якобы россы занимали ведущее место среди славянских племен. Полностью отвергалась возможность скандинавского происхождения названия Руси. Антинорманнская теория пытается доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами. Эта теория проникла в учебники по истории СССР, и была там преобладающей до конца «перестройки».

    Государство появляется там и тогда, когда в обществе появляются противоположные, враждебные друг другу интересы, классы. Государство регулирует отношения между людьми, опираясь на вооруженную силу. Варягов пригласили на княжение, следовательно, эта форма власти (княжение) славянам была уже известна. Не варяги принесли на Русь имущественное неравенство, деление общества на классы.Древнерусское государство – Киевская Русь - возникло в результате длительного, самостоятельного развития славянского общества, не благодаря варягам, но при их активном участии. Сами варяги быстро ославянивались, свой язык не навязывали. Сын Игоря, внук Рюрика – уже носил славянское имя – Святослав. Сегодня часть историков считает, что имя Российской империи скандинавского происхождения и княжеская династия начинается с Рюрика, и называлась Рюриковичи.

    Древнерусское государство называлось Киевская Русь.

    2 . Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

    Киевская Русь – это было раннефеодальное государство. Просуществовало с конца 9 до начала 12 века (примерно 250 лет).

    Главой государства был великий князь. Он был высшим военачальником, судьей, законодателем, адресатом дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир. Назначал чиновников. Власть великого князя ограничивалась:

      Советом при князе, в который входили военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.)

      Вече – народным собранием, в котором могли принимать участие все свободные. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

      Удельными князьями - местной родовой знатью.

    Первыми правителями Киевской Руси были: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

    Объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью великого киевского князя.

    Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.

    Защита границ русской земли от нападений степных кочевников (хазар, печенегов, половцев).

    Важнейшим источником доходов князя и дружины была дань, выплачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

    Сын Игоря и Ольги – князь Святослав (964-972) совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

    При сыне Святослава – Владимире Святом (980-1015) в 988 году было принято христианство на Руси.

    Социально-экономический строй:

    Главная отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Дополнительные отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной городов (более 300) – в XII веке.

    Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). Он породнился и дружил с виднейшими государствами Европы. В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. В Прибалтике он основал г. Юрьев (Тарту) и утвердил там позиции Руси. При нем на Руси распространяется письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека была в Софийском соборе, построенном также при Ярославе Мудром.

    При Ярославе Мудром появился первый свод законов на Руси – «Русская Правда» , который действовал на протяжении XI-XIII вв. Известны 3 редакции «Русской Правды»:

    1. Краткая правда Ярослава Мудрого

    2. Пространная (внуков Яр.Мудрого – Вл.Мономаха)

    3. Сокращенная

    «Русская Правда» закрепляла складывающуюся на Руси феодальную собственность, устанавливала жесткие наказания за попытки посягательства на нее, защищала жизнь и привилегии членов господствующего класса. По «Русской Правде» можно проследить противоречия в обществе и классовую борьбу. «Русская Правда» Ярослава Мудрого допускала кровную месть, но статья о кровной мести ограничивалась определением точного круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. Тем самым ставился предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи.

    В Правде Ярославичей (при детях Яр.Мудрого) кровная месть уже запрещена, а взамен введен денежный штраф за убийство в зависимости от социального положения убитого от 5 до 80 гривен.

    Условная дата основания Киева – 482 год н.э ., хоть достоверных научных данных об этом нет. Согласно легенде, основателями Киева и, возможно, первыми его князьями были Кий, Щек и Хорив . По некоторым предположениям в VI-VII веках Киев стал центром полян – племени, которое возникло в предгорьях Карпат.

    В IX веке в Киеве правили варяжские князья Аскольд и Дир , которые в 860 и 866годах совершили походы в Константинополь, задокументированный в византийских летописях. Первый поход был удачным и русичи захватили богатую добычу, а вот во время второго - в буре погибла флотилия из 200судов, остатки дружины вернулись в Киев.

    В 882 году власть в Киеве захватил новгородский князь Олег из династии Рюриковичей, прозванный Вещим, который вероломно убил Аскольда и Дира. Этот год традиционно считается датой основания государства Русь – Киевская Русь . При Олеге Киев получил столичный статус и стал политическим, религиозным и культурным центром Руси на протяжении всего существования этого государства. До конца IX века происходит объединение славянских племен под властью киевского князя и становление Киевской Руси как древнеславянского феодального государства.

    В 902 году князь Олег совершил поход против Константинополя, в котором получил победу и в 911 году был подписан договор, согласно которому византийцы выплачивали дань Киеву и обязались наладить с ним торговые отношения.

    После смерти князя Олега в 912 году, княжеский престол занял князь Игорь, но в 945 году его убило племя древлян не согласившись на увеличении дани и престол заняла его жена Ольга, которая правила Киевской Русью до 969 года. В 955 году княгиня Ольга совершила путешествие в Константинополь, где ее с почетом принял император Константин VII и патриарх Феофилакт.

    Согласно византийским летописям, Ольга приняла христианство под именем Елена в честь святой равноапостольной царицы Елены.

    В 965 коду князь Святослав, сын Игоря и Ольги, совершил военный поход против хазар, в результате которого фактически перестал существовать Хазарский каганат

    В 970 году Святослав определил уделы для своих сыновей, согласно которого Киев получил Ярополк, Олег – Древлянскую землю, а Владимир- Новгород.

    После гибели Святослава в стычке с печенегами в 972 году, началась междуусобная война его детей, в результате которой в 977 году погиб Олег, а Владимир бежал с Киева в Новгород. Однако в 980 году киевский престол занял Владимир, убив своего брата Ярополка. Княжение в Киеве Владимира I Святославовича, позже прозванного Великим (в былинах Владимир Красно Солнышко) продолжалось до 1015 года.

    Киевский князь Владимир Великий в 988 году принимает христианство в Херсонесе, крестил 12 своих сыновей, а затем киевлян, провозгласив христианство государственной религией.

    Во времена княжения в Киеве Ярослава Владимировича (1019-1054гг), позже прозванного Мудрым, происходит расцвет Киевской Руси, которая достигла пика своего могущества как феодальное государство. Ярослав Мудрый утвердил первый летописный свод законов Руси – «Русскую Правду».

    После смерти Ярослава Мудрого, киевское княжество досталось его сыну Всеволоду, после смерти которого в 1093 году князем киевским стал Святополк, который умер в 1113 году.

    В 1113 году киевский престол занял Владимир Мономах , сын Всеволода и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха. Он продолжил политику деда Ярослава Мудрого, пытаясь подчинить своему влиянию других князей. Во время его правления Киевская держава становится крупнейшим по территории государством Европы, чьи земли простирались от Балтийского моря до Тамани.

    Занявший киевский престол в 1125 году Мстислав Великий , сын Владимира Мономаха, продолжил походы против половцев, оттеснив их за Дон и Волгу и обезопасив северо-западные границы Киевской Руси, предпринимал походы против чуди и литовцев.

    Однако в 1155 году киевский престол занял Юрий Долгорукий , который несколько лет воевал за него со своим племянником Изяславом, что привело к дальнейшему ослаблению Киева.

    В 1169 году Андрей Боголюбский завоевал Киев и закрепил за собой единоличное правление, однако столицу Руси перенес во Владимир. Киев был разграблен его войсками и перестал быть центром и столицей.

    После нашествия татаро-монгол на южнорусские земли и полного разорения Киева, древнее государство Киевская Русь, распадается на независимые княжества – Киевское княжество, Переяславское княжество, Черниговское княжество, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество, Новгородская земля и другие.

    В XI веке степи нынешней Украины заселяют половцы, а в XIII веке происходит отток населения бывшей Киевской Руси на восток, где переселенцы основывали новые города (Звенигород, Вышгород, Галич и др.)

    В 1299 году киевский митрополит переселился во Владимир на Клязьме, а с 1354 года территория епархий под властью киевского митрополита стала называться Макра Росиа – Великая Россия, а с XVвека это название перешло к Московскому государству, которое называлось Московией.

    В 1303 году Создается Галицкая митрополия , которая охватывала шесть епархий, которая согласно византийской летописи, в 1395году была названа Микра Росиа - - Малая Россия (Малороссия) в противоположность Великой России.


    Добавить комментарий


    Обновить

    Археологические раскопки, проводимые в районе поселка Маяк, свидетельствуют, что территория современной Керчи была заселена уже в XVII-XV веках до н.э., первыми здесь поселились киммерийцы, однако летописная история города началась с Боспорского царства.

    2994

    На банкноте 1 гривна изображен Великий князь киевский Святой Владимир, под началом которого укрепилось первое древнерусское государство – Киевская Русь; в период его княжения произошло крещение Руси. На обратной стороне купюры – панорама Херсонеса – древнего города в Крыму, основанного греками более 2500 лет назад. В 1992 году купюру в 1 гривну печатали в Канаде, а спустя два года, изменив несколько рисунок, выполнили в Киеве.

    Объединяются в мощный союз, который позже будут называть Киевская Русь. Древнее государство обхватило огромные территории центральной и южной части Европы, соединило абсолютно разные в культурном отношении народы.

    Название

    Вопрос об истории возникновения русской государственности уже десятки лет вызывает множество разногласий среди историков и археологов. Очень долго рукопись «Повесть временных лет», один из основных задокументированных источников информации об этом периоде, считалась фальсификацией, потому и ставились под сомнение данные о том, когда и как появилась Киевская Русь. Образование единого центра у восточных славян предположительно относиться к одиннадцатому столетию.

    Привычное для нас название государство русичей получило только в ХХ веке, когда вышли в свет хрестоматийные исследования советских ученых. В них уточнялось, что это понятие включает в себя не отдельную область современной Украины, а всю империю Рюриковичей, располагающуюся на огромной территории. Древнерусским государство называется условно, для более удобного разграничения периодов до монгольского нашествия и после.

    Предпосылки для возникновения государственности

    В эпоху раннего Средневековья практически на всей территории Европы наблюдалась тенденция к объединению разрозненных племен и княжеств. Это было связано с завоевательными походами какого-нибудь короля или рыцаря, а также с созданием союзов богатых семей. Предпосылки образования Киевской Руси были отличны и имели свою специфику.

    К концу IX несколько крупных племен, таких как кривичи, поляне, древляне, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи постепенно объединялись в одно княжество. Основными причинами этого процесса стали следующие факторы:

  • Все союзы сплотились для противостояния общим врагам - степным кочевникам, которые часто совершали разорительные набеги на города и села.
  • А также эти племена объединяло общее географическое расположение, все они обитали вблизи торгового пути «из варяг в греки».
  • Первые известные нам киевские князья - Аскольд, Дир, а позже Олег, Владимир и Ярослав совершали завоевательные походы на Север и Юго-Восток Европы с целью установления своего правления и обложения данью местного населения.
  • Так, постепенно происходило образование Киевской Руси. Кратко об этом периоде говорить трудно, много событий и кровопролитных битв предшествовали окончательному закреплению власти в одном центре, под руководством всесильного князя. С самого начала русское государство складывалось как полиэтническое, народы отличались в плане верований, уклада жизни и культуры.

    «Норманнская» и «антинорманнская» теория

    В историографии до сих пор окончательно не решен вопрос о том, кто и как создал государство под названием Киевская Русь. Образование единого центра у славян долгие десятилетия связывали с приходом на эти земли лидеров извне - варягов или нормандцев, которых местные жители сами и призвали.

    Теория имеет много недочетов, основным достоверным источником ее подтверждения является упоминание некой легенды летописцев «Повести временных лет» о приходе князей из варягов и установления ими государственности, каких-либо археологических или исторических доказательств до сих пор не существует. Такой трактовки придерживались немецкие ученные Г. Миллер и И. Байер.

    Теория образования Киевской Руси иностранными князьями была оспорена еще М. Ломоносовым, он и его последователи считали, что государственность на этой территории возникла путем постепенного становления власти одного центра над другими, а не была привнесена извне. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, а этот вопрос уже давно политизирован и используется как рычаг давления на восприятие истории России.

    Первые князья

    Какие бы ни существовали разногласия в плане вопроса о происхождении государственности, официальная история говорит о приходе на славянские земли трех братьев - Синиуса, Трувора и Рюрика. Первые два вскоре умерли, а Рюрик становится единым правителем крупных в то время городов Ладоги, Изборска и Белоозера. После его смерти сын Игорь ввиду малолетства не смог принять управления, поэтому регентом при наследнике стал князь Олег.

    Именно с его именем связывают образование восточного государства Киевская Русь, в конце девятого века он совершил поход на стольный город и объявил эти земли «колыбелью земли русской». Олег проявил себя не только как сильный лидер и великий завоеватель, но и как хороший управленец. В каждом городе он создал особую систему подчинения, судопроизводства и правила сбора податей.

    Несколько разрушительных походов на греческие земли, которые совершал Олег и его предшественник Игорь, способствовали укреплению авторитета Руси как сильного и независимого государства, а также привели к установлению более широкой и выгодной торговли с Византией.

    Князь Владимир

    Сын Игоря Святослав продолжал завоевательные походы на отдаленные территории, присоединил к своим владениям Крым, Таманский полуостров, вернул города, ранее завоеванные хазарами. Однако, управление столь разными в экономическом и культурном плане территорий было весьма сложно осуществлять из Киева. Поэтому Святослав провел важную административную реформу, посадив на управление во все крупные города своих сыновей.

    Образование и развитие Киевской Руси успешно продолжил его незаконнорожденный сын Владимир, этот человек стал выдающейся фигурой отечественной истории, именно в его правление окончательно сформировалась русская государственность, а также и было принято новое вероисповедание - христианство. Он продолжил консолидацию всех подконтрольных земель, убрав единоличных правителей и назначив князьями своих сыновей.

    Расцвет государства

    Владимир часто называют первым русским реформатором, за время правления он создал четкую систему административного деления и подчинения, а также установил единое правило сбора налогов. К тому же он реорганизовал судебное право, теперь закон от его имени вершили наместники в каждом регионе. В первый период правления Владимир уделял много сил борьбе с набегами степных кочевников и укреплению границ страны.

    Именно в его княжение окончательно сформировалась Киевская Русь. Образование нового государства невозможно без установления единой религии и мировоззрения у народа, поэтому Владимир, будучи умным стратегом, решает принять православие. Благодаря сближению с сильной и просвещённой Византией государство уже очень скоро становится культурным центром Европы. Благодаря христианской вере укрепляется авторитет главы страны, а также открываются школы, строятся монастыри и печатаются книги.

    Междоусобные войны, распад

    Изначально система правления на Руси складывалась на основе родоплеменных традиций наследования - от отца к сыну. При Владимире, а потом и Ярославе такой обычай сыграл ключевую роль в объединении разрозненных земель, князь назначал наместниками своих сыновей в разных городах, тем самым поддерживая единую власть. Но уже в XVII веке внуки Владимира Мономаха погрязли в междоусобных войнах между собой.

    Централизованное государство, с таким усердием создаваемое на протяжении двухсот лет, вскоре распалось на множество удельных княжеств. Отсутствие сильного лидера и согласия между детьми Мстислава Владимировича привело к тому, что некогда мощная страна оказалась совершенно незащищенной перед силами разгромных орд Батыя.

    Уклад жизни

    Ко времени нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось около трехсот городов, хотя большинство населения жили в сельской местности, где занимались обработкой земли и разведением скота. Образование государства восточных славян Киевской Руси способствовало массовому строительству и укреплению поселений, часть налогов шла как на создание инфраструктуры, так и на возведение мощных оборонительных систем. Для утверждения христианства среди населения в каждом городе обязательно возводили церкви и монастыри.

    Классовое разделение в Киевской Руси складывалось на протяжении долгого времени. Одна из первых выделяется группа вожаков, обычно она состояла из представителей отдельной семьи, социальное неравенство между лидерами и остальным население было разительным. Постепенно из княжеской дружины складывается будущая феодальная знать. Несмотря на активную работорговлю с Византией другими восточными странами, рабов в Древней Руси было не так много. Среди подвластных людей историки выделяют смердов, подчиняющихся воле князя, и холопов, не имеющих практически никаких прав.

    Экономика

    Становление денежной системы в Древней Руси происходит в первой половине IX века и связана с началом активной торговли с крупными государствами Европы и Востока. Долгое время на территории страны использовались монеты, отчеканенные в центрах Халифата или в Западной Европе, для изготовления собственных денежных знаков у славянских князей не было ни опыта, ни необходимого сырья.

    Образование государства Киевская Русь стало возможно во многом благодаря налаживанию экономических связей с Германией, Византией, Польшей. Русские князья всегда ставили в приоритет защиту интересов купцов за границей. Традиционными товарами торговли на Руси была пушнина, мед, воск, лен, серебро, украшения, замки, оружие и многое другое. Сообщение происходило по знаменитому пути «из варяг в греки», когда корабли поднимались по реке Днепр к Черному морю, а также по Волжскому пути через Ладогу на Каспий.

    Значение

    Общественные и культурные процессы, происходившие в период образования и расцвета Киевской Руси, стали основой формирования русской национальности. С принятием христианства страна навсегда изменила свой облик, последующие века православие станет объединяющим фактором для всех народов, проживающих на этой территории, несмотря на то, что в культуре и образе жизни до сих пор остались языческие обычаи и обряды наших предков.

    Огромное влияние на русскую литературу и мировоззрение людей оказало фольклорное творчество, которым славилась Киевская Русь. Образование единого центра способствовало появлению общих легенд и сказок, прославляющих великих князей и их подвиги.

    С принятием христианства на Руси начинается повсеместное возведение монументальных каменных сооружений. Некоторые памятники зодчества сохранились и поныне, например, церковь Покрова на Нерли, которая относится к IIX веку. Не меньшую историческую ценность имеют и примеры живописи древних мастеров, оставшиеся в виде фресок и мозаики в православных храмах и церквях.

    Loading...Loading...