Русская равнина и её природные богатства. Общая характеристика русской равнины

МБОУ гимназия «Интеллект»

Конспект

открытого урока по географии на городском методическом объединении по географии

учителя высшей квалификационной категории Шониной Лилии Николаевны

2013 год

Тема: "Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования"

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

Цель:

Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).

Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.

Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.

Задачи:

Образовательные: Исследовать природные ресурсы Русской равнины.

Развивающие: Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.

Воспитательные: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Тип урока : обобщающий и систематизации знаний.

Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК, видео проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии : Нам нравиться любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности, еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, что такое природные ресурсы? Какие природные ресурсы вы знаете? для того, чтобы подробно разобраться с вопросом, какие природные ресурсы есть на Русской равнине, мы отправимся в экспедицию, где вы сможете использовать свои знания.

2. Давайте займемся исследованием

На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.

Для этого разделимся на группы:

Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.

Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.

Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.

Четвертая группа – рекреационные ресурсы.

3. Правила и приемы работы

Алгоритм задания.

Вопросы

1. Состав и местонахождение полезных ископаемых Русской равнины.

1. Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых.

2. Отметить на контурной карте значками все бассейны полезных ископаемых.

2. Вывод:способы добычи и их ценность определить.

3. Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.

б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.

в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

а) металлические (железная руда)- КМА.

б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

4. Практическая работа на контурной карте

Отметить бассейны:

Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.

Печорский угольный бассейн.

Подмосковный угольный бассейн.

Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.

Нефть на востоке равнины.

Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

5. Мозговой штурм

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

Алгоритм задания

Вопросы

Проблема рационального использования.

По картам атласа и учебника найдите водные системы:

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции

1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Назвать отрицательные последствия ГЭС

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки и обозначить на карте

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?

5. Какими породами представлены лесные ресурсы?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

Вывод: На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии : Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблемы рационального использования.

1. Назвать почвы Русской равнины и выделить среди них самые плодородные.

1. Какие проблемы возникают при распашке земель?

2. Каким образом используются эти почвы? Отметить на карте основные культуры сель.хоз.

2. Какие меры предпринимаются для улучшения земель и их рационального использования?

3. Что собой представляют агроклиматические ресурсы?

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На карте:

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблема рационального использования

1. Что означает термин “рекреационные ресурсы”.

2. Приведите примеры живописных ландшафтов и мест отдыха на территории Русской равнины.

Проблема сохранения редких и исчезающих видов животных, растений.

Проблема сохранения ландшафтов

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

Учитель: В прошлом году наши гимназисты участвовали в экскурсии по «Золотому кольцу России»

А есть ли достопримечательности в Ставропольском крае. Назовите достопримечательности Ставропольского края и региона Кавказских Минеральных вод

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

8. Домашнее задание

Параграф 34.

Составить кроссворд по теме “Русская равнина”

Написать сочинение “Мне нравится своя местность по тому что…

Написать сообщение “Острые проблемы Русской рав нины”.

Чтобы лучше разобрать экологические проблемы Русской равнины, необходимо подробно рассмотреть, какими природными ресурсами обладает эта географическая область, чем она примечательна.

Особенности Русской равнины

В первую очередь ответим на вопрос о том, где находится Русская равнина. Восточно-Европейская равнина расположена на материке Евразия и занимает второе место в мире по площади после Амазонской равнины. Второе название Восточно-Европейской равнины - Русская. Это связано с тем, что значительную ее часть занимает государство Россия. Именно на этой территории сосредоточена большая часть населения страны и находятся самые крупные города.

Протяженность равнины с севера на юг составляет почти 2,5 тыс. км, а с востока на запад - около 3 тыс. км. Почти вся территория Русской равнины имеет равнинный рельеф с небольшим уклоном - не более 5 градусов. Это связано в основном с тем, что равнина почти полностью совпадает с Восточно-Европейской платформой. Здесь не ощущается и, как следствие, отсутствуют разрушительные стихийные явления (землетрясения).

Средняя высота равнины составляет около 200 м над уровнем моря. Максимальной высоты она достигает на Бугульминско-Белебеевской возвышенности - 479 м. Русскую равнину условно можно разделить на три полосы: северную, центральную и южную. На ее территории есть ряд возвышенностей: Средне-Русская равнина, Смоленско-Московская возвышенность - и низменностей: Полесская, Окско-Донская равнина и др.

Русская равнина богата ресурсами. Здесь имеются все виды полезных ископаемых: рудные, нерудные, горючие. Особое место занимает добыча железных руд, нефти и газа.

1. Рудные

Железная руда Курской Месторождения: Лебединское, Михайловское, Стойленское, Яковлевское. Руда этих разрабатываемых месторождений отличается высоким содержанием железа - 41,5%.

2. Нерудные

  • Бокситы. Месторождения: Висловское. Содержание глинозема в породе достигает 70%.
  • Мел, мергель, тонкозернистый песок. Месторождения: Вольское, Ташлинское, Дятьковское и др.
  • Бурый уголь. Бассейны: Донецкий, Подмосковный, Печорский.
  • Алмазы. Месторождения Архангельской области.

3. Горючие

  • Нефть и газ. Нефтегазоносные районы: Тимано-Печорский и Волго-Уральский.
  • Горючие сланцы. Месторождения: Кашпировское, Общесыртское.

Полезные ископаемые Русской равнины добываются различными способами, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Происходит засорение почв, вод и атмосферы.

Влияние человеческой деятельности на природу Восточно-Европейской равнины

Экологические проблемы Русской равнины во многом связаны с человеческой деятельностью: разработкой месторождений полезных ископаемых, строительством городов, дорог, выбросами крупных предприятий, использованием ими огромных объемов воды, запасы которой не успевают восполняться, к тому же еще и загрязняются.

Ниже рассмотрим все Русской равнины. Таблица покажет, какие проблемы существуют, где они локализованы. Представлены возможные способы борьбы.

Экологические проблемы Русской равнины. Таблица
Проблема Причины Локализация Чем грозит Пути решения
Загрязнение почв Разработка КМА

Белгородская обл.

Курская обл.

Уменьшение урожайности зерновых культур Рекультивация земель путем накопления чернозема и вскрышных пород
Промышленное строительство Области: Белгородская, Курская, Оренбургская, Волгоградская, Астраханская Правильная утилизация отходов, рекультивация истощенных земель
Строительство железных дорог и шоссе Все области
Разработка месторождений мела, фосфоритов, каменной соли, сланцев, бокситов Области: Московская, Тульская, Астраханская, Брянская, Саратовская и др.
Загрязнение гидросферы Разработка КМА Уменьшение уровня грунтовых вод Очистка вод, повышение уровня грунтовых вод
Выкачивание подземных вод Московская обл., Оренбургская обл. и др. Возникновение карстовых форм рельефа, деформация поверхности из-за просадки пород, оползни, воронки
Загрязнение атмосферыРазработка КМА Курская обл., Белгородская обл. Загрязнение воздуха вредными выбросами, скопление тяжелых металлов Увеличение площади лесов, зеленых насаждений
Крупные промышленные предприятия Области: Московская, Ивановская, Оренбургская, Астраханская и др. Скопление парниковых газов Установка качественных фильтров на трубах предприятий
Крупные города Все крупные центры Уменьшение численности транспорта, увеличение зеленых зон, парков
Уменьшение видового разнообразия флоры и фауны Охота и рост населения Все области Уменьшается количество животных, исчезают виды растений и животных Создание заповедников и заказников

Климат Русской равнины

Климат Восточно-Европейской равнины умеренно-континентальный. Континентальность увеличивается при движении вглубь материка. Средняя температура равнины в самый холодный месяц (январь) равна -8 градусам на западе и -12 градусам на востоке. В самый теплый месяц (июль) средняя температура на северо-западе +18 градусов, на юго-востоке +21 градус.

Наибольшее количество осадков выпадает в теплое время года - примерно 60-70% от годовой суммы. Над возвышенностями осадков выпадает больше, чем над низменностями. Годовая сумма осадков на западной части составляет 800 мм в год, на восточной - 600 мм.

На Русской равнине находятся несколько природных зон: степи и полупустыни, лесостепи, тайга, тундра (при движении с юга на север).

Лесные ресурсы равнины представлены в основном хвойными породами - это сосна и ель. Ранее леса активно вырубались и использовались в деревообрабатывающей промышленности. В настоящее время леса имеют рекреационное, водорегулирующее и водоохранное значение.

Растительный и животный мир Восточно-Европейской равнины

Из-за небольших климатических различий на территории Русской равнины можно наблюдать ярко выраженную почвенно-растительную зональность. Северные дерново-подзолистые почвы к югу сменяются более плодородными черноземами, что влияет на характер растительности.

Флора и фауна значительно пострадали из-за деятельности человека. Пропали многие виды растений. Из фауны наибольший ущерб нанесен пушным зверям, которые всегда были желанным объектом охоты. Под угрозой исчезновения норка, ондатра, енотовидная собака, бобр. Навсегда истреблены такие крупные копытные, как тарпан, почти исчезли сайгак и зубр.

Для сохранения отдельных видов животных и растений были созданы заповедники: Окский, Галичья гора, Центрально-Черноземный им. В. В. Алехина, Лес на Ворскле и др.

Реки и моря Восточно-Европейской равнины

Там, где находится Русская равнина, расположено множество рек и озер. Основными реками, играющими главную роль в хозяйственной деятельности человека, являются Волга, Ока и Дон.

Волга - самая большая река Европы. На ней расположен Волго-Камский гидропромышленный комплекс, в состав которого входит плотина, ГЭС и водохранилище. Длина Волги составляет 3631 км. Множество ее притоков используются в хозяйстве для орошения земель.

Дон также играет значительную роль в промышленной деятельности. Его длина - 1870 км. Особенно важны Волго-Донской судоходный канал и Цимлянское водохранилище.

Кроме этих крупных рек на равнине протекают: Хопер, Воронеж, Битюг, Северная Онега, Кемь и другие.

Кроме рек, к Русской равнине относятся Баренцево, Белое, Черное, Каспийское.

По дну Балтийского моря проходит газопровод «Северный поток». Это сказывается на экологической обстановке гидрологического объекта. Во время прокладки газопровода происходило засорение вод, многие виды рыб уменьшили свою численность.

В Балтийском, Баренцевом, Каспийском и производится добыча некоторых полезных ископаемых, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на водах. Некоторая часть промышленных отходов просачивается в моря.

В Баренцевом и Черном морях производится ловля некоторых видов рыб в промышленных масштабах: треска, сельдь, камбала, пикша, палтус, зубатка, анчоус, судак, скумбрия и др.

В Каспийском море производится ловля рыб, главным образом осетровых. На берегу моря из-за благоприятных природных условий находится множество санаториев и туристических баз. По Черному морю проходят судоходные пути. Производится экспорт нефтепродуктов из российских портов.

Подземные воды Русской равнины

Кроме поверхностных вод, человеком используются подземные, что из-за нерационального использования неблагоприятно сказывается на почвах - образуются просадки и др. На равнине выделяются три больших артезианских бассейна: Прикаспийский, Среднерусский и Восточно-Русский. Они служат источником водоснабжения огромной территории.

Природные ресурсы Русской равнины - необычайно многообразны. Их основная ценность заключается в том, что расположены они в наиболее густонаселенной территории Российской Федерации - а значит, доступны для широкого использования людьми.

Водные ресурсы

Гидрогеографическая сеть Русской равнины представлена многочисленными озерами и реками, в число которых входит и самая большая река России - Волга. Эта река имеет огромное хозяйственное значение, так как соединяет своими водами разные экономические районы Российской Федерации. Бассейн Волги орошает более 2.5 млн. га земель. Глубина реки и объем бассейна позволяет функционировать здесь судоходству.

Еще одна крупнейшая река Русской равнины - Дон, в настоящий момент переживает экологический кризис: существенно сократилась дельта водоема, в речку в больших количествах поступают морские соленые воды, что ежегодно сокращает рыбные запасы. На побережьях Дона и Волги очень хорошо развито сельское хозяйство, так как дефицит увлажнения здесь отсутствует.

Русскую равнину также омывают моря: Балтийское, Баренцево, Каспий, Белое и Черное.

Балтийское море необычайно богато морепродуктами, добыча которых активно видеться в Калининградской области. Кроме того, в море расположены довольно большие запасы нефти, однако их добыча на данный момент является проблемной, из-за угрозы экологической безопасности водоема.

На российском побережье Балтийского моря расположены курорты - Пионерский, Светлогорск, Сестрорецк, и Зеленогорск. Большое транспортное значение для Российской Федерации имеет Черное море. На черноморском побережье расположены основные морские транспортные узлы, а также центры рыбного промысла.

Источником природного газа и нефти является Каспийское море. Здесь активно ведется добыча этих ресурсов, что неблаготворно влияет на экологию акватории моря. Самое маленькое море Русской равнины - Белое море. Его общая площадь с учетом мелких островов составляет приблизительно 90 тыс. кв. км. На дне этого моря геологи недавно обнаружили железомарганцевые запасы, сегодня видеться разработка проекта по их добыче.

Полезные ископаемые

Минеральные ресурсы представлены преимущественно железными рудами, родники которых расположены на землях курской магнитной аномалии. Балансовые запасы железных руд Русской равнины становят более 50% от количества всей страны. Белгородская область богата запасами бокситов с высоким содержанием глинозема.

На территории Русской равнины есть химическое сырье - фосфориты (Московская и Брянская обл.), калийные и каменные соли (Верхнекамский бассейн). В Тульской, Московской, Брянской и Белгородской областях распространены запасы строительного сырья: мергели, мел, тонкозернистые и кварцевые пески, каолиновые глины.

Топливное сырье - нефть, газ и торф, добывается в Костромской, Ивановской областях, и в Среднем Поволжье.

Флора и фауна

Русская равнина богата растительностью, которая является кормом для крупного рогатого скота. Степи и полупустыни - пастбище для овец, разведение которых весьма распространено в южных регионах. Моховые тундры являются кормовой базой для оленеводства.

Из промышленных видов животных лесотундры и тундры, большую ценность имеют горностай, писец и боровая дичь, из рыб - сиг, щука, семга, голец. Для сохранения исчезающих видов растений и животных в 1931 году, на территории Русской равнины был организован Центрально-Лесной заповедник, который функционирует и до нашего времени.

  • Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).
  • Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.
  • Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.
  • Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.
  • Образовательные : Исследовать природные ресурсы Русской равнины.
  • Развивающие : Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.
  • Воспитательные : Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Тип урока : обобщающий и систематизации знаний.

Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК с выходом в Интернет на сайт www.ruschudo.ru (http://www.ruschudo.ru/regions/1.html), видео проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии: Все мы с вами любим любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории. Используя раздел “Интернет” полюбуемся чудесами природы и архитектуры Русской равнины. Для этого нам нужно выбрать время года, которое вам больше всего нравится для путешествий и разделиться на группы.

Пояснение: Учащиеся должны сами выбрать время года (лето, зима, весна, осень). Урок проходит в классе, рисунки высвечиваются на экране.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете? Какие из них есть на Русской равнине?

2. Давайте займемся исследованием

На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.

Для этого разделимся на группы:

  1. Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.
  2. Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.
  3. Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.
  4. Четвертая группа – рекреационные ресурсы.

3. Правила и приемы работы

Алгоритм задания.

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.
б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.
в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

а) металлические (железная руда)- КМА.
б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

4. Практическая работа на контурной карте

Отметить бассейны:

  1. Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.
  2. Печорский угольный бассейн.
  3. Подмосковный угольный бассейн.
  4. Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.
  5. Нефть на востоке равнины.
  6. Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Вопрос : Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

Граниты (Шкурлатовское месторождение, Павловский район), песчаники (Верхнемамонское и Русановское месторождения). Общегосударственное значение имеют огнеупорные глины Латненского месторождения, в южных районах области добывается охра – сырье для изготовления минеральных красок (Бутурлиновское, Журавское месторождения).

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

5. Мозговой штурм

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

Алгоритм задания

Вопросы Проблема рационального использования.
По картам атласа и учебника найдите водные системы:

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции.

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки.

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях.

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

5. Какими породами представлены лесные ресурсы?

1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Назвать отрицательные последствия ГЭС.

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии: Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха.Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

Учитель: В России проходил конкурс “7 чудес России”. Мы с вами можем посмотреть на сайте “Интернет” – претендентов и победителей.

www.rushudo.ru
http://www.rushdo.ru/regions
(1.html)

Пояснение: все пересаживаются за компьютеры и исследуют сайт интернета.

А есть ли достопримечательности в нашей области. Назовите достопримечательности природы Воронежской области и Новоусманского района.

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

На территории Новоусманского района выделены особо охраняемые территории, представленные 4-мя памятниками природы:

1) степь конного завода №11 в селе Хлебное;
2) верховое болото “Клюквенное” на территории Сомовского лесничества;
3) “мачтовый бор” на территории Тресвятского лесничества;
4) Государственный охотничий заказник “Пригородный”.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

8. Домашнее

задание
  1. Параграф 34.
  2. Составить кроссворд по теме “Русская равнина”
  3. Написать сочинение “Мне нравится своя местность по тому что…
  4. Написать реферат “Проблемы Русской равнины”.
Loading...Loading...