Образ смерти в языческом мировоззрении и сказке максима горького «девушка и смерть. Образ смерти в языческом мировоззрении и сказке максима горького «девушка и смерть Максим горький девушка и смерть краткое содержание

Максим Горький

Девушка и Смерть

По деревне ехал царь с войны. Едет – чёрной злобой сердце точит. Слышит – за кустами бузины Девушка хохочет. Грозно брови рыжие нахмуря, Царь ударил шпорами коня, Налетел на девушку, как буря, И кричит, доспехами звеня: – Ты чего, – кричит он зло и грубо, Ты чего, девчонка, скалишь зубы? Одержал враг надо мной победу, Вся моя дружина перебита, В плен попала половина свиты, Я домой, за новой ратью еду, Я – твой царь, я в горе и обиде, - Каково мне глупый смех твой видеть? Кофточку оправя на груди, Девушка ответила царю: – Отойди – я с милым говорю! Батюшка, ты лучше отойди. Любишь, так уж тут не до царей, - Некогда беседовать с царями! Иногда любовь горит скорей Тонкой свечки в жарком божьем храме. Царь затрясся весь от дикой злости. Приказал своей покорной свите: – Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте, Или, лучше, – сразу удавите! Исказив угодливые рожи, Бросились к девице, словно черти, Конюхи царёвы и вельможи, - Предали девицу в руки Смерти.

Смерть всегда злым демонам покорна, Но в тот день она была не в духе, - Ведь весной любви и жизни зёрна Набухают даже в ней, старухе. Скучно век возиться с тухлым мясом, Истреблять в нём разные болезни; Скучно мерять время смертным часом - Хочется пожить побесполезней. Все пред неизбежной с нею встречей Ощущают только страх нелепый, Надоел ей ужас человечий, Надоели похороны, склепы. Занята неблагодарным делом На земле и грязной, и недужной, Делает она его умело, - Люди же считают Смерть ненужной. Ну, конечно, ей обидно это, Злит её людское наше стадо, И, озлясь, сживает Смерть со света Иногда не тех, кого бы надо. Полюбить бы Сатану ей, что ли, Подышать бы вволю адским зноем, Зарыдать бы от любовной боли Вместе с огнекудрым Сатаною! Девушка стоит пред Смертью, смело Грозного удара ожидая. Смерть бормочет – жертву пожалела: – Ишь ты ведь, какая молодая! Что ты нагрубила там царю? Я тебя за это уморю! – Не сердись, – ответила девица, - За что на меня тебе сердиться? Целовал меня впервые милый Под кустом зелёной бузины, - До царя ли мне в ту пору было? Ну, а царь – на грех – бежит с войны. Я и говорю ему, царю, Отойди, мол, батюшка, отсюда! Хорошо, как будто, говорю, А – гляди-ко, вышло-то как худо! Что ж?! От Смерти некуда деваться, Видно, я умру, не долюбя. Смертушка! Душой прошу тебя - Дай ты мне ещё поцеловаться! Странны были Смерти речи эти, - Смерть об этом никогда не просят! Думает: «Чем буду жить на свете, Если люди целоваться бросят?» И на вешнем солнце кости грея, Смерть сказала, подманив змею: – Ну, ступай, целуйся, да – скорее! Ночь – твоя, а на заре – убью! И на камень села, – ожидает, А змея ей жалом косу лижет. Девушка от счастия рыдает, Смерть ворчит: – Иди скорей, иди же! Вешним солнцем ласково согрета, Смерть разула стоптанные лапти, Прилегла на камень и – уснула. Нехороший сон приснился Смерти! Будто бы её родитель, Каин, С правнуком своим – Искариотом, Дряхленькие оба, лезут в гору, - Точно две змеи ползут тихонько. – Господи! – угрюмо стонет Каин, Глядя в небо тусклыми глазами. – Господи! – взывает злой Иуда, От земли очей не поднимая. Над горою, в облаке румяном Возлежит господь, – читает книгу; Звёздами написана та книга, Млечный путь – один её листочек! На верху горы стоит архангел, Снопик молний в белой ручке держит. Говорит он путникам сурово: – Прочь идите! Вас господь не примет! – Михаиле! – жалуется Каин, - Знаю я – велик мой грех пред миром! Я родил убийцу светлой Жизни, Я отец проклятой, подлой Смерти! – Михаиле! – говорит Иуда, - Знаю, что я Каина грешнее, Потому что предал подлой Смерти Светлое, как солнце, божье сердце! И взывают оба они в голос: – Михаиле! Пусть господь хоть слово Скажет нам, хоть только пожалеет - Ведь прощенья мы уже не молим! Тихо отвечает им архангел: – Трижды говорил ему я это, Дважды ничего он не сказал мне, В третий раз, качнув главою, молвил: – Знай, – доколе Смерть живое губит, Каину с Иудой нет прощенья. Пусть их тот простит, чья сила может Побороть навеки силу Смерти. Тут Братоубийца и Предатель Горестно завыли, зарыдали И, обнявшись, оба покатились В смрадное болото под горою. А в болоте бесятся, ликуя, Упыри, кикиморы и черти. И плюют на Каина с Иудой Синими, болотными огнями. Смерть проснулась около полудня. Смотрит, – а девица не пришла! Смерть бормочет сонно: – Ишь ты, блудня! Видно, ночь-то коротка была! Сорвала подсолнух за плетнём, Нюхает; любуется, как солнце Золотит живым своим огнём Лист осины в жёлтые червонцы. И, на солнце глядя, вдруг запела Тихо и гнусаво, как умела: – Беспощадною рукой Люди ближнего убьют И хоронят. И поют: «Со святыми упокой!» Не пойму я ничего! - Деспот бьёт людей и гонит, A издохнет – и его С той же песенкой хоронят! Честный помер или вор - С одинаковой тоской Распевает грустный хор: «Со святыми упокой!» Дурака, скота иль хама Я убью моей рукой, Но для всех поют упрямо: «Со святыми упокой!» Спела песню – начинает злиться, Уж прошло гораздо больше суток, А – не возвращается девица. Это – плохо. Смерти – не до шуток. Становясь всё злее и жесточе, Смерть обула лапти и онучи И, едва дождавшись лунной ночи, В путь идёт, грозней осенней тучи. Час прошла и видит: в перелеске, Под росистой молодой орешней, На траве атласной, в лунном блеске Девушка сидит богиней вешней. Как земля гола весною ранней, Грудь её обнажена бесстыдно, И на коже шелковистой, ланьей, Звёзды поцелуев ярко видны. Два соска, как звёзды, красят грудь, И – как звёзды – кротко смотрят очи В небеса, на светлый Млечный путь, На тропу синеволосой ночи. Под глазами голубые тени, Точно рана – губы влажно алы. Положив ей голову в колени, Дремлет парень, как олень усталый. Смерть глядит, и тихо пламя гнева Гаснет в её черепе пустом. – Ты чего же это, словно Ева, Спряталась от бога за кустом? Точно небом – лунно-звёздным телом Милого от Смерти заслоня, Отвечает ей девица смело: – Погоди-ко, не ругай меня! Не шуми, не испугай беднягу, Острою косою не звени! Я сейчас приду, в могилу

Максим Горький.

Девушка и Смерть.

По деревне ехал царь с войны.

Едет - чёрной злобой сердце точит.

Слышит - за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня:

Ты чего, - кричит он зло и грубо,

Ты чего, девчонка, скалишь зубы?

Одержал враг надо мной победу,

Вся моя дружина перебита,

В плен попала половина свиты,

Я домой, за новой ратью еду,

Я - твой царь, я в горе и обиде, -

Каково мне глупый смех твой видеть?

Кофточку оправя на груди,

Девушка ответила царю:

Отойди - я с милым говорю!

Батюшка, ты лучше отойди.

Любишь, так уж тут не до царей, -

Некогда беседовать с царями!

Иногда любовь горит скорей

Тонкой свечки в жарком божьем храме.

Царь затрясся весь от дикой злости.

Приказал своей покорной свите:

Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте,

Или, лучше, - сразу удавите!

Исказив угодливые рожи,

Бросились к девице, словно черти,

Конюхи царёвы и вельможи, -

Предали девицу в руки Смерти.

Смерть всегда злым демонам покорна,

Но в тот день она была не в духе, -

Ведь весной любви и жизни зёрна

Набухают даже в ней, старухе.

Скучно век возиться с тухлым мясом,

Истреблять в нём разные болезни;

Скучно мерять время смертным часом -

Хочется пожить побесполезней.

Все пред неизбежной с нею встречей

Ощущают только страх нелепый,

Надоел ей ужас человечий,

Надоели похороны, склепы.

Занята неблагодарным делом

На земле и грязной, и недужной,

Делает она его умело, -

Люди же считают Смерть ненужной.

Ну, конечно, ей обидно это,

Злит её людское наше стадо,

И, озлясь, сживает Смерть со света

Иногда не тех, кого бы надо.

Полюбить бы Сатану ей, что ли,

Подышать бы вволю адским зноем,

Зарыдать бы от любовной боли

Вместе с огнекудрым Сатаною!

Девушка стоит пред Смертью, смело

Грозного удара ожидая.

Смерть бормочет - жертву пожалела:

Ишь ты ведь, какая молодая!

Что ты нагрубила там царю?

Я тебя за это уморю!

Не сердись, - ответила девица, -

За что на меня тебе сердиться?

Целовал меня впервые милый

Под кустом зелёной бузины, -

До царя ли мне в ту пору было?

Ну, а царь - на грех - бежит с войны.

Я и говорю ему, царю,

Отойди, мол, батюшка, отсюда!

Хорошо, как будто, говорю,

А - гляди-ко, вышло-то как худо!

Что ж?! От Смерти некуда деваться,

Видно, я умру, не долюбя.

Смертушка! Душой прошу тебя -

Дай ты мне ещё поцеловаться!

Странны были Смерти речи эти, -

Смерть об этом никогда не просят!

Думает: «Чем буду жить на свете,

Если люди целоваться бросят?»

И на вешнем солнце кости грея,

Смерть сказала, подманив змею:

Ну, ступай, целуйся, да - скорее!

Ночь - твоя, а на заре - убью!

И на камень села, - ожидает,

А змея ей жалом косу лижет.

Девушка от счастия рыдает,

Смерть ворчит: - Иди скорей, иди же!

Вешним солнцем ласково согрета,

Смерть разула стоптанные лапти,

Прилегла на камень и - уснула.

Нехороший сон приснился Смерти!

Будто бы её родитель, Каин,

С правнуком своим - Искариотом,

Дряхленькие оба, лезут в гору, -

Точно две змеи ползут тихонько.

Господи! - угрюмо стонет Каин,

Глядя в небо тусклыми глазами.

Господи! - взывает злой Иуда,

От земли очей не поднимая.

Над горою, в облаке румяном

Возлежит господь, - читает книгу;

Звёздами написана та книга,

Млечный путь - один её листочек!

На верху горы стоит архангел,

Снопик молний в белой ручке держит.

Говорит он путникам сурово:

Прочь идите! Вас господь не примет!

Михаиле! - жалуется Каин, -

Знаю я - велик мой грех пред миром!

Я родил убийцу светлой Жизни,

Я отец проклятой, подлой Смерти!

Михаиле! - говорит Иуда, -

Знаю, что я Каина грешнее,

Потому что предал подлой Смерти

Светлое, как солнце, божье сердце!

Михаиле! Пусть господь хоть слово

Скажет нам, хоть только пожалеет -

Ведь прощенья мы уже не молим!

Тихо отвечает им архангел:

Трижды говорил ему я это,

Дважды ничего он не сказал мне,

В третий раз, качнув главою, молвил:

Знай, - доколе Смерть живое губит,

Каину с Иудой нет прощенья.

Пусть их тот простит, чья сила может

Побороть навеки силу Смерти.

Смерть проснулась около полудня.

Смотрит, - а девица не пришла!

Смерть бормочет сонно: - Ишь ты, блудня!

Видно, ночь-то коротка была!

Сорвала подсолнух за плетнём,

Нюхает; любуется, как солнце

Золотит живым своим огнём

Лист осины в жёлтые червонцы.

И, на солнце глядя, вдруг запела

Тихо и гнусаво, как умела:

Беспощадною рукой

Люди ближнего убьют

И хоронят. И поют:

«Со святыми упокой!»

Не пойму я ничего! -

Деспот бьёт людей и гонит,

A издохнет - и его

С той же песенкой хоронят!

Честный помер или вор -

С одинаковой тоской

Распевает грустный хор:

«Со святыми упокой!»

Дурака, скота иль хама

Я убью моей рукой,

Но для всех поют упрямо:

«Со святыми упокой!»

Становясь всё злее и жесточе,

Смерть обула лапти и онучи

И, едва дождавшись лунной ночи,

В путь идёт, грозней осенней тучи.

Час прошла и видит: в перелеске,

Под росистой молодой орешней,

На траве атласной, в лунном блеске

Девушка сидит богиней вешней.

Как земля гола весною ранней,

Грудь её обнажена бесстыдно,

И на коже шелковистой, ланьей,

Звёзды поцелуев ярко видны.

Два соска, как звёзды, красят грудь,

И - как звёзды - кротко смотрят очи

В небеса, на светлый Млечный путь,

На тропу синеволосой ночи.

Под глазами голубые тени,

Точно рана - губы влажно алы.

Положив ей голову в колени,

Дремлет парень, как олень усталый.

Смерть глядит, и тихо пламя гнева

Гаснет в её черепе пустом.

Ты чего же это, словно Ева,

Спряталась от бога за кустом?

Точно небом - лунно-звёздным телом

Милого от Смерти заслоня,

Отвечает ей девица смело:

Погоди-ко, не ругай меня!

Не шуми, не испугай беднягу,

Острою косою не звени!

Я сейчас приду, в могилу лягу,

А его - подольше сохрани!

Виновата, не пришла я к сроку,

Думала - до Смерти недалёко.

Дай ещё парнишку обниму:

Больно хорошо со мной ему!

Да и он - хорош! Ты погляди,

Вон какие он оставил знаки

На щеках моих и на груди,

Вишь цветут, как огненные маки!

Смерть, стыдясь, тихонько засмеялась:

Да, ты будто с солнцем целовалась,

Но - ведь у меня ты не одна -

Тысячи я убивать должна!

Я ведь честно времени служу,

Дела - много, а уж я - стара,

Каждою минутой дорожу,

Собирайся, девушка, пора!

Девушка - своё:

Обнимет милый,

Ни земли, ни неба больше нет.

И душа полна нездешней силой,

И горит в душе нездешний свет.

Нету больше страха пред Судьбой,

И ни бога, ни людей не надо!

Как дитя - собою радость рада,

Ходят неразлучно до сего дня,

За Любовью Смерть с косою острой

Тащится повсюду, точно сводня.

Ходит, околдована сестрою,

И везде - на свадьбе и на тризне -

Неустанно, неуклонно строит

Радости Любви и счастье Жизни.


По деревне ехал царь с войны.
Едет - чёрной злобой сердце точит.
Слышит - за кустами бузины
Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,
Царь ударил шпорами коня,
Налетел на девушку, как буря,
И кричит, доспехами звеня:

Ты чего, - кричит он зло и грубо,
Ты чего, девчонка, скалишь зубы?
Одержал враг надо мной победу,
Вся моя дружина перебита,
В плен попала половина свиты,
Я домой, за новой ратью еду,
Я - твой царь, я в горе и обиде, -
Каково мне глупый смех твой видеть?

Кофточку оправя на груди,
Девушка ответила царю:

Отойди - я с милым говорю!
Батюшка, ты лучше отойди.


Любишь, так уж тут не до царей, -
Некогда беседовать с царями!
Иногда любовь горит скорей
Тонкой свечки в жарком божьем храме.

Царь затрясся весь от дикой злости.
Приказал своей покорной свите:

Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте,
Или, лучше, - сразу удавите!

Исказив угодливые рожи,
Бросились к девице, словно черти,
Конюхи царёвы и вельможи, -
Предали девицу в руки Смерти.

2


Смерть всегда злым демонам покорна,
Но в тот день она была не в духе, -
Ведь весной любви и жизни зёрна
Набухают даже в ней, старухе.
Скучно век возиться с тухлым мясом,
Истреблять в нём разные болезни;
Скучно мерять время смертным часом -
Хочется пожить побесполезней.
Все пред неизбежной с нею встречей
Ощущают только страх нелепый,
Надоел ей ужас человечий,
Надоели похороны, склепы.
Занята неблагодарным делом
На земле и грязной, и недужной,
Делает она его умело, -
Люди же считают Смерть ненужной.
Ну, конечно, ей обидно это,
Злит её людское наше стадо,
И, озлясь, сживает Смерть со света
Иногда не тех, кого бы надо.

Полюбить бы Сатану ей, что ли,
Подышать бы вволю адским зноем,
Зарыдать бы от любовной боли
Вместе с огнекудрым Сатаною!

3


Девушка стоит пред Смертью, смело
Грозного удара ожидая.
Смерть бормочет - жертву пожалела:

Ишь ты ведь, какая молодая!
Что ты нагрубила там царю?
Я тебя за это уморю!

Не сердись, - ответила девица, -
За что на меня тебе сердиться?
Целовал меня впервые милый
Под кустом зелёной бузины, -
До царя ли мне в ту пору было?
Ну, а царь - на грех - бежит с войны.
Я и говорю ему, царю,
Отойди, мол, батюшка, отсюда!
Хорошо, как будто, говорю,
А - гляди-ко, вышло-то как худо!
Что ж?! От Смерти некуда деваться,
Видно, я умру, не долюбя.
Смертушка! Душой прошу тебя -
Дай ты мне ещё поцеловаться!

Странны были Смерти речи эти, -
Смерть об этом никогда не просят!
Думает: «Чем буду жить на свете,
Если люди целоваться бросят?»

И на вешнем солнце кости грея,
Смерть сказала, подманив змею:

Ну, ступай, целуйся, да - скорее!
Ночь - твоя, а на заре - убью!

И на камень села, - ожидает,
А змея ей жалом косу лижет.
Девушка от счастия рыдает,
Смерть ворчит: - Иди скорей, иди же!

4


Вешним солнцем ласково согрета,
Смерть разула стоптанные лапти,
Прилегла на камень и - уснула.
Нехороший сон приснился Смерти!

Будто бы её родитель, Каин,
С правнуком своим - Искариотом,
Дряхленькие оба, лезут в гору, -
Точно две змеи ползут тихонько.

Господи! - угрюмо стонет Каин,
Глядя в небо тусклыми глазами.
- Господи! - взывает злой Иуда,
От земли очей не поднимая.

Над горою, в облаке румяном
Возлежит господь, - читает книгу;
Звёздами написана та книга,
Млечный путь - один её листочек!
На верху горы стоит архангел,
Снопик молний в белой ручке держит.
Говорит он путникам сурово:

Прочь идите! Вас господь не примет!
- Михаиле! - жалуется Каин, -
Знаю я - велик мой грех пред миром!
Я родил убийцу светлой Жизни,
Я отец проклятой, подлой Смерти!

Михаиле! - говорит Иуда, -
Знаю, что я Каина грешнее,
Потому что предал подлой Смерти
Светлое, как солнце, божье сердце!
И взывают оба они в голос:

Михаиле! Пусть господь хоть слово
Скажет нам, хоть только пожалеет -
Ведь прощенья мы уже не молим!

Тихо отвечает им архангел:

Трижды говорил ему я это,
Дважды ничего он не сказал мне,
В третий раз, качнув главою, молвил:
- Знай, - доколе Смерть живое губит,
Каину с Иудой нет прощенья.
Пусть их тот простит, чья сила может
Побороть навеки силу Смерти.

Тут Братоубийца и Предатель
Горестно завыли, зарыдали
И, обнявшись, оба покатились
В смрадное болото под горою.
А в болоте бесятся, ликуя,
Упыри, кикиморы и черти.
И плюют на Каина с Иудой
Синими, болотными огнями.

5


Смерть проснулась около полудня.
Смотрит, - а девица не пришла!
Смерть бормочет сонно: - Ишь ты, блудня!
Видно, ночь-то коротка была!

Сорвала подсолнух за плетнём,
Нюхает; любуется, как солнце
Золотит живым своим огнём
Лист осины в жёлтые червонцы.

И, на солнце глядя, вдруг запела
Тихо и гнусаво, как умела:

Беспощадною рукой
Люди ближнего убьют
И хоронят. И поют:
«Со святыми упокой!»

Не пойму я ничего! -
Деспот бьёт людей и гонит,
A издохнет - и его
С той же песенкой хоронят!

Честный помер или вор -
С одинаковой тоской
Распевает грустный хор:
«Со святыми упокой!»

Дурака, скота иль хама
Я убью моей рукой,
Но для всех поют упрямо:
«Со святыми упокой!»

6


Спела песню - начинает злиться,
Уж прошло гораздо больше суток,
А - не возвращается девица.
Это - плохо. Смерти - не до шуток.

Становясь всё злее и жесточе,
Смерть обула лапти и онучи
И, едва дождавшись лунной ночи,
В путь идёт, грозней осенней тучи.

Час прошла и видит: в перелеске,
Под росистой молодой орешней,
На траве атласной, в лунном блеске
Девушка сидит богиней вешней.

Как земля гола весною ранней,
Грудь её обнажена бесстыдно,
И на коже шелковистой, ланьей,
Звёзды поцелуев ярко видны.

Два соска, как звёзды, красят грудь,
И - как звёзды - кротко смотрят очи
В небеса, на светлый Млечный путь,
На тропу синеволосой ночи.

Под глазами голубые тени,
Точно рана - губы влажно алы.
Положив ей голову в колени,
Дремлет парень, как олень усталый.

Смерть глядит, и тихо пламя гнева
Гаснет в её черепе пустом.
- Ты чего же это, словно Ева,
Спряталась от бога за кустом?

Точно небом - лунно-звёздным телом
Милого от Смерти заслоня,
Отвечает ей девица смело:

Погоди-ко, не ругай меня!
Не шуми, не испугай беднягу,
Острою косою не звени!
Я сейчас приду, в могилу лягу,
А его - подольше сохрани!
Виновата, не пришла я к сроку,
Думала - до Смерти недалёко.
Дай ещё парнишку обниму:
Больно хорошо со мной ему!
Да и он - хорош! Ты погляди,
Вон какие он оставил знаки
На щеках моих и на груди,
Вишь цветут, как огненные маки!

Смерть, стыдясь, тихонько засмеялась:

Да, ты будто с солнцем целовалась,
Но - ведь у меня ты не одна -
Тысячи я убивать должна!
Я ведь честно времени служу,
Дела - много, а уж я - стара,
Каждою минутой дорожу,
Собирайся, девушка, пора!

Девушка - своё:

Обнимет милый,
Ни земли, ни неба больше нет.
И душа полна нездешней силой,
И горит в душе нездешний свет.
Нету больше страха пред Судьбой,
И ни бога, ни людей не надо!
Как дитя - собою радость рада,
И любовь любуется собой!

Смерть молчит задумчиво и строго,
Видит - не прервать ей этой песни!

Краше солнца - нету в мире бога,
Нет огня - огня любви чудесней!

7


Смерть молчит, а девушкины речи
Зависти огнём ей кости плавят,
В жар и холод властно её мечут,
Что же сердце Смерти миру явит?

Смерть - не мать, но - женщина, и в ней
Сердце тоже разума сильней;
В тёмном сердце Смерти есть ростки
Жалости, и гнева, и тоски.

Тем, кого она полюбит крепче,
Кто ужален в душу злой тоскою,
Как она любовно ночью шепчет
О великой радости покоя!

Что ж, - сказала Смерть, - пусть будет чудо!
Разрешаю я тебе - живи!
Только я с тобою рядом буду,
Вечно буду около Любви!


С той поры Любовь и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За Любовью Смерть с косою острой
Тащится повсюду, точно сводня.
Ходит, околдована сестрою,
И везде - на свадьбе и на тризне -
Неустанно, неуклонно строит
Радости Любви и счастье Жизни.
1

1. Базанов В.Г. Герой побеждает смерть / В.Г. Базанов Поэзия русского Севера. Петрозаводск, 1981. С. 192.

2. Горький М. Повести. Рассказы. Сказки. «На дне». Публицистика / Сост., вступ. ст., коммент. С.Ф. Дмитренко – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 731с. – (Библиотека школьника). С. 27-34.

4. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор / под ред. А.А. Горелова – Л.: Наука, 1991. – 207 с.

5. Русская народно-бытовая лирика / Сост. В.Г. Базанов, А.П. Разумова, М.; Л., 1962. С. 497.

6. Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913. С. 31.

7. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1983. С. 3.

8. Штернберг Л.Я. Основы первобытной религии // Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 12.

9. Штернберг Л.Я. Эволюция религиозных воззрений // Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 293.

С Античности вплоть до настоящего времени существует множество вопросов, на которые человечество, наверное, никогда не найдёт ответа. Часть из них - это вопросы о смерти. Для рассмотрения данного явления, обратимся к нашим предкам - славянам.

Языческие представления о смерти вызывали раздумья многих поколений, к пониманию тайны жизни и смерти стремились величайшие умы с древних времен до наших дней. В этом извечном вопросе все еще остается много невыясненного, спорных положений, противоположных точек зрения.

Для понимания языческих представлений о смерти наиболее важно положение о том, что смерти в нашем понимании у язычников нет. Основным источником изучения этих представлений является фольклор, так как в письменных памятниках они почти не получили отражения, следовательно о славянском языческом представлении о смерти известно очень немного. Прямые свидетельства крайне скупы. В результате учёным приходится обращаться к более раним или более поздним периодам, а именно к индоевропейской мифологической традиции и изучению народных культов святых . Таким образом, реконструируются славянские языческие культы.

Один из распространённых языческих культов - причитания. В них смерть, не получает, как правило, ясного антропоморфного облика, что позволяет воспринимать её как высшую, неведомую и таинственную силу. О более ранней образной природе смерти в русских похоронных причитаниях свидетельствуют целая цепь её определений - «голодная», «холодная», «неумная», «недосудная», «смерть-злодей», «змея лютая», «кропивка кровожадная», постоянный антропоморфизм её действий: она приходит, не спросясь, украдкой, никогда не стучится в ворота и пр. .

Тайна смерти и посмертного существования человека была одной из определяющих идей языческого мировоззрения. Не случайно со времени первого появления человека и до настоящего времени ни одно явление не вызывало в нём столько сильных эмоций и такого напряжённого процесса мысли, как смерть, это странное, непонятное явление, идущее коренным образом в разрез с самыми сильными инстинктами всякого живого существа, логическое отрицание всего существующего и самого смысла существующего .

Иногда смерть в причитаниях, так же как и в мифах, предстаёт то в облике калики перехожей, то неожиданно теряет видимые очертания, то вдруг вновь многократно и последовательно перевоплощается. Смерть (как болезнь и горе) тоже имела, по всей видимости, на какой-то определённой стадии развития и постоянный антропоморфный облик . Язычник сравнивал смерть с мраком, холодом, сном, но ему нужно было определить ту таинственную силу, которая была источником данного акта, ту силу, которая создала смерть. Быстрота прихода смерти создавала образ смерти-птицы. Существуют и более поздние образы смерти - старухи, скелета. В самых поздних по времени записях смерть представляется женщиной.

Если смерть имеет облик, значит, её можно уничтожить. В некоторых сказках герой возвышается над смертью, побеждает её. В древних языческих обрядах смерть хоронят, чтобы её не было. Это говорит о том, что, по древним представлениям, смерть, как и всё живое, была смертна, а потому её должно похоронить так же, как мёртвого . Момент возможного «вторичного» возрождения, очень важный в земледельческих обрядах, здесь отсутствует.

Интересным является так же, на наш взгляд, тот факт, что славяне, и не только они, верили в перерождение человеческой души. Этнографические наблюдения у самых различных племён земного шара свидетельствуют, что первобытный человек не верит в естественную неизбежность смерти . Он приравнивал смерть к жизни, она была лишь для него границей, после которой начиналась новая жизнь в новом мире. Раз после смерти жизнь будет продолжена где-то в другом месте, то для человека перестал существовать ужас смерти. Существование человека на земле оказалось только одним из звеньев в цепи всех отошедших поколений; устанавливается связь со всеми теми, которые уже отошли, и сама жизнь приобретает для него другую ценность и другой смысл . Могилы, курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были даже не два разных мира, а единый мир, в котором прошедшее, настоящее и будущее оказывались тесно сосуществующими. Все три времени находятся как бы в одной плоскости .

Однако у человека существовал и страх перед смертью. Именно он оказался во главе угла погребального ритуала, причём страх не перед смертью, а страх перед мёртвым, он-то и поддерживал строгость соблюдения и поразительную устойчивость данного ритуала в течение многих веков.

Всё время своего существования вопросом смерти интересовались и литературоведы. На наш взгляд, наиболее интересен образ смерти у Максима Горького в его сказке «Девушка и Смерть». Как показал анализ данного произведения, автор использует фольклор как фундамент. М. Горький указывает основные признаки смерти, запечатлённые в языческом мировоззрении, тем самым показывая, что она не придуманная им, а самая «обычная», которую мы представляем себе с давних веков, но в то же время описывает смерть совершенно с другой, светлой стороны. Следовательно, можно проследить сходства образа смерти у М. Горького и в фольклоре, а так же их практически кардинальные различия.

Рассмотрим данное произведение, чтобы проследить сходства и различия образа смерти в фольклоре и у М. Горького. В самом начале произведения М. Горький рисует Смерть своевольной, а так же изображает её в виде костлявой старухи с косою.

… И, озлясь, сживает Смерть со света

Иногда не тех, кого бы надо. …

… Дела - много, а уж я - стара, …

… И, на вешнем солнце кости грея, …

… А змея ей жалом косу лижет. …

Но в этих же строчках закладываются противоречия самому раннему фольклору, что смерть не имеет облика. Так же, идя в разрез представлениям древних славян, М. Горький приписывает Смерти человеческие чувства: «она была не в духе», «скучно век возиться с тухлым мясом», «хочется пожить», «ведь весной любви и жизни зерна набухают даже в ней, старухе», «полюбить бы Сатану ей» и пр. К этим описаниям стоит добавить и уточнение автором внешнего вида Смерти: «Смерть разула стоптанные лапти», «вдруг запела тихо и гнусаво, как умела», «Смерть обула лапти и онучи».

Всем этим М. Горький рисует нам конкретный, ясный образ Смерти, что отсутствует в фольклоре. Но стоит отметить, что именно он взят за основу данного образа.

Ещё одно явное противоречие фольклору заключается в том, что Смерть у М. Горького подневольная и находится на службе у царя.

… Бросились к девице, словно черти,

Конюхи царёвы и вельможи, -

Предали девицу в руки Смерти.

Смерть всегда злым демонам покорна, …

Из этого следует, что Смерть всегда должна исполнять то, что ей велено, а её работа становится обязанностью, которая может быть неприятно, но выполнять её приходится, и автор сказки подтверждает это.

… Скучно век возиться с тухлым мясом,

Истреблять в нём разные болезни;

Скучно мерять время смертным часом - …

… Надоел ей ужас человечий,

Надоели похороны, склепы. …

… Но - ведь у меня ты не одна -

Тысячи я убивать должна! ...

Как и в фольклоре, Смерть у М. Горького является живой. У неё есть отец, есть сердце, чувства, мысли, желания. Хоть автор и не говорит напрямую, что Смерть можно убить, но данный факт можно проследить в произведении. Так же М. Горький не скрывает от читателя, что силу Смерти можно побороть.

… Я родил убийцу светлой Жизни,

Я отец проклятой, подлой Смерти! …

… Потому что предал подлой Смерти

Светлое, как солнце, божье сердце! …

… Пусть их тот простит, чья сила может

Побороть навеки силу Смерти. …

Важно отметить то, что у М. Горького отсутствует идея перерождения, и поэтому «все пред неизбежной с нею встречей ощущают только страх нелепый». Но главная героиня - Девушка - «стоит пред Смертью, смело грозного удара ожидая» . Это основа для самого главного отличия образа смерти в фольклоре и того, который представляем себе мы, от нарисованного Максимом Горьким образа смерти в произведении.

В сказке «Девушка и Смерть» Смерть в начале обретает привычные для нас черты, но к концу полостью их утрачивает. Её внешний вид остаётся тем же самым: костлявая старуха с острою, звенящею косою, в стоптанных лаптях и онучах - но меняется внутренний мир Смерти и отношение к ней. Тухлое мясо, смертный час, «похороны, склепы» сменяет лунная ночь, небо, усыпанное звёздами, трава атласная «под росистой молодой орешней». «Конюхи царевы и вельможи», исказившие «угодливые рожи», бросившиеся к девице, «словно черти», исчезли, и теперь, «положив ей (Девушке) голову в колени, дремлет парень, как олень усталый».

До встречи с Девушкой Смерть «была не в духе». Но обращение Девушки к ней, как к бабушке: «Смертушка» - и странные просьбы: «дай ты мне ещё поцеловаться!» - привели Смерть в недоумение, к рассуждениям и подтолкнули отойти от привычных законов и порядков, отпустить Девушку и любоваться «как солнце золотит живым своим огнём лист осины в жёлтые червонцы», даже петь. Со временем «тихо пламя гнева гаснет в её черепе пустом» . Этими же словами М. Горький говорит нам: «Смерть потеряла своё сознание. Ту часть человека, которая отвечает за разумные поступки, которая заставляет нас блюсти закон, подчиняться определённым рамкам и требования, исполнять приказы». Теперь у неё осталось «светлое, как солнце, божье сердце» , а «в тёмном сердце Смерти есть ростки жалости, и гнева, и тоски» . В этом сердце есть все чувства, присущие человеку, но тёмным М. Горький называет его не потому, что оно плохое, холодное, чёрствое. Оно тёмное для нас, людей, неизведанное, непознанное, непонятое. Однако именно это сердце являет миру «чудо»: «разрешаю я (Смерть) тебе - живи!» .

В заключении своего произведения М. Горький делает акцент на том, что Смерть - неотъемлемая часть нашей жизни. «Любовь и Смерть, как сёстры ходят неразлучно до сего дня», и как важна Любовь, так важна и Смерть . Если бы человек не мог ощутить горя, болезни, скуки, депрессии, он не знал бы цены здоровья, радости, успеха, доброты. Если бы человек не ведал Смерти, он бы не смог ощутить полноты любви и жизни. Поэтому Максим Горький говорит нам о том, что Смерть отнюдь не отрицательная часть нашего существования, а, наоборот, положительная, так как именно она «везде - на свадьбе и на тризне - неустанно, неуклонно строит радости Любви и счастье Жизни» . Поэтому, по-нашему мнению, образ смерти в сказке «Девушка и Смерть» М. Горького кардинально отличается от языческого представления.

Библиографическая ссылка

Тимофеева Н.Б., Салищева Я.В. ОБРАЗ СМЕРТИ В ЯЗЫЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ И СКАЗКЕ МАКСИМА ГОРЬКОГО «ДЕВУШКА И СМЕРТЬ» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 11-2. – С. 133-135;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4468 (дата обращения: 21.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В конце 20-х – первой половине 30-х годов Максим Горький занимал совершенно исключительное место в обществе и художественной культуре Советского Союза. Обладая солидным авторитетом в литературных кругах, он зачастую выступал высшим арбитром в писательских спорах и столкновениях. Изучению его творчества отводилось первостепенное место в системе школьного и вузовского образования. Его цитировали, на него ссылались не многим меньше, чем на Ленина и Сталина. Всем в стране было известно, что пролетарский классик пользуется исключительным доверием политбюро и генсека.
Интересно, что сам Сталин, намереваясь похвалить писателя, не называет ни «На дне», ни «Мать», ни какое либо иное из крупных горьковских творений, а поднимает до небес его юношескую поэму-сказку «Девушка и смерть», написанную в 1892 году и опубликованную в июле 1917 в той самой газете «Новая жизнь», где печатались антибольшевистские статьи Горького, вызвавшие возмущение Иосифа Виссарионовича.
А 11 октября 1931 года он так оценивает поэму: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете (любовь побеждает смерть)» .

Столь неоправданные панегирик непритязательной сказке только самые догматичные горьковеды могли принимать всерьез. Но принимал ли его всерьез сам Горький?
Вот что рассказывает по семейным преданиям сын близкого к автору поэмы писателя Всеволода Иванова Вячеслав Иванов. За неделю до отъезда Горького в Италию у него в гостях были Сталин и Ворошилов. Они «написали свою резолюцию на его сказке «Девушка и смерть». Мой отец, говоривший об этом эпизоде с Горьким, утверждал решительно, что Горький был оскорблен. Сталин и Ворошилов были пьяны и валяли дурака».
Проверить это свидетельство нет возможности, но оно кажется достаточно похожим на правду. В таком отзыве кремлевского хозяина видится насмешка над своим «ближайшим другом», которому он во многом вынужденно оказывал величайшие милости, ставил рядом с собой, но никогда полностью не доверял и не слишком-то любил его произведения.
На такие выводы наводит и книга из сталинской библиотеки, которую он читал с необычайно пристальным вниманием – Горький М. «Стихотворения». М., 1951.
Можно представить себе, как Сталин рассматривает фотографию горьковской сказки с собственной надписью, ее превозносящей. Потом берет в руки синий карандаш и трижды перечеркивает эту фотографию. Затем переворачивает страницу и перечеркивает фотографию с обратной стороны.
Есть в книге и известная фотография (или все-таки репродукция картины?), на которой запечатлены Сталин и Ворошилов в кабинете Горького на Малой Никитской, когда писатель читает им «Девушку и смерть». Идеологические приказчики придавали этой акции с чтением сказки и надписью великого вождя некий огромный исторический смысл. Гений пишет о гении.
В книге Сталина эта фотография перечеркнута крест-накрест синим карандашом.
Сложно понять, что двигало Сталиным, когда он перечеркивал фотографии и ряд других произведений Горького в «Стихотворениях». Пытался ли он выразить затаенное негативное отношения к этим поэтическим опытам пролетарского классика? Или испытывал чувство некоторой неловкости, когда рассматривал помещенные в сборнике фотографии?

А. Яр-Кравченко. А.М. Горький читает 11 сентября 1931 года И.В. Сталину, В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову свою сказку "Девушка и смерть". 1941

По материалам книги Е. С. Громова «Сталин: искусство и власть»

Ну а вот и сама поэма-сказка:

По деревне ехал царь с войны.
Едет - черной злобой сердце точит.
Слышит - за кустами бузины
Девушка хохочет.
Грозно брови рыжие нахмуря,
Царь ударил шпорами коня,
Налетел на девушку, как буря,
И кричит, доспехами звеня:
«Ты чего,- кричит он зло и грубо,-
Ты чего, девчонка, скалишь зубы?
Одержал враг надо мной победу,
Вся моя дружина перебита,
В плен попала половина свиты,
Я домой, за новой ратью еду,
Я - твой царь, я в горе и обиде,-
Каково мне глупый смех твой видеть?»
Кофточку оправя на груди,
Девушка ответила царю:
«Отойди,- я с милым говорю!
Батюшка, ты, лучше, отойди».

Любишь, так уж тут не до царей,-
Некогда беседовать с царями!
Иногда любовь горит скорей
Тонкой свечки в жарком божьем храме.

Царь затрясся весь от дикой злости,
Приказал своей покорной свите:
«Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте,
Или, лучше,- сразу удавите!»
Исказив угодливые рожи,
Бросились к девице, словно черти,
Конюхи царевы и вельможи,-
Предали девицу в руки Смерти.

Смерть всегда злым демонам покорна,
Но в тот день она была не в духе,-
Ведь весной любви и жизни зерна
Набухают даже в ней, старухе.
Скучно век возиться с тухлым мясом,
Истреблять в нем разные болезни;
Скучно мерять время смертным часом -
Хочется пожить побесполезней.
Все, пред неизбежной с нею встречей,
Ощущают только страх нелепый,-
Надоел ей ужас человечий,
Надоели похороны, склепы.
Занята неблагодарным делом
На земле и грязной, и недужной.
Делает она его умело,-
Люди же считают Смерть ненужной.
Ну, конечно, ей обидно это,
Злит ее людское наше стадо,
И, озлясь, сживает Смерть со света
Иногда не тех, кого бы надо.
Полюбить бы Сатану ей, что ли,
Подышать бы вволю адским зноем,
Зарыдать бы от любовной боли
Вместе с огнекудрым Сатаною!

Девушка стоит пред Смертью, смело
Грозного удара ожидая.
Смерть бормочет,- жертву пожалела:
«Ишь ты, ведь, какая молодая!
Что ты нагрубила там царю?
Я тебя за это уморю!»-
«Не сердись,- ответила девица,-
За што на меня тебе сердиться?
Поцеловал меня впервые милый
Под кустом зеленой бузины,-
До царя ли мне в ту пору было?
Ну, а царь, на грех, бежит с войны,
Я и говорю ему, царю,
Отойди, мол, батюшка, отсюда!
Хорошо, как будто, говорю,
А - гляди-ко, вышло-то как худо!
Что ж?! От Смерти некуда деваться.
Видно, я умру, не долюбя.
Смертушка! Душой прошу тебя -
Дай ты мне еще поцеловаться!»
Странны были Смерти речи эти,-
Смерть об этом никогда не просят!
Думает: «Чем буду жить на свете,
Если люди целоваться бросят?»
И на вешнем солнце кости грея,
Смерть сказала, подманив змею:
«Ну, ступай, целуйся, да - скорее!
Ночь - твоя, а на заре - убью!»
И на камень села,- ожидает,
А змея ей жалом косу лижет.
Девушка от счастия рыдает,
Смерть ворчит: «Иди, скорей, иди же!

Вешним солнцем ласково согрета,
Смерть разула стоптанные лапти,
Прилегла на камень и - уснула.
Нехороший сон приснился Смерти!
Будто бы ее родитель, Каин,
С правнуком своим - Искариотом,
Дряхленькие оба лезут в гору,-
Точно две змеи ползут тихонько.
«Господи!»- угрюмо стонет Каин,
Глядя в небо тусклыми глазами.
«Господи!»- взывает злой Иуда,
От земли очей не поднимая.
Над горою, в облаке румяном
Возлежит господь,- читает книгу:
Звездами написана та книга,
Млечный путь - один ее листочек.
На верху горы стоит архангел,
Снопик молний в белой ручке держит.
Говорит он путникам сурово:
«Прочь идите! Вас господь
не примет!»
«Михаиле!- жалуется Каин,-
Знаю я - велик мой грех пред миром!
Я родил убийцу светлой Жизни,
Я отец проклятой, подлой Смерти!»-
«Михаиле!- говорит Иуда,-
Знаю, что я Каина грешнее,
Потому что предал подлой Смерти
Светлое, как солнце, божье сердце!»
И взывают оба они, в голос:
«Михаиле! Пусть господь хоть слово
Скажет нам, хоть только пожалеет -
Ведь прощенья мы уже не молим!»
Тихо отвечает им архангел:
«Трижды говорил ему я это,
Дважды ничего он не сказал мне,
В третий раз, качнув главою, молвил:
«Знай,- доколе Смерть живое губит,
Каину с Иудой нет прощенья.
Пусть их тот простит, чья сила может
Побороть навеки силу Смерти».
Тут Братоубийца и Предатель
Горестно завыли, зарыдали
И, обнявшись, оба покатились
В смрадное болото под горою.
А в болоте бесятся, ликуя,
Упыри, кикиморы и черти
И плюют на Каина с Иудой
Синими, болотными огнями.

Смерть проснулась около полудня,
Смотрит,- а девица не пришла!
Смерть бормочет сонно: «Ишь ты, блудня!
Видно ночь-то коротка была!»
Сорвала подсолнух за плетнем.
Нюхает, любуется, как солнце
Золотит живым своим огнем
Лист осины в желтые червонцы.
И на солнце глядя, вдруг запела
Тихо и гнусаво, как умела:
«Беспощадною рукой
Люди ближнего убьют
И хоронят. И поют:
«Со святыми упокой!»
Не пойму я ничего!-
Деспот бьет людей и гонит,
А издохнет - и его
С той же песенкой хоронят!
Честный помер или вор -
С одинаковой тоской
Распевает грустный хор:
«Со святыми упокой!»
Дурака, скота иль хама
Я убью моей рукой,
Но для всех поют упрямо:
«Со святыми упокой!»

Спела песню - начинает злиться,
Уж прошло гораздо больше суток,
А - не возвращается девица.
Это - плохо. Смерти - не до шуток.
Становясь все злее и жесточе,
Смерть обула лапти и онучи
И, едва дождавшись лунной ночи,
В путь идет, грозней осенней тучи.
Час прошла и видит: в перелеске,
Под росистой молодой орешней
На траве атласной, в лунном блеске
Девушка сидит богиней вешней.
Как земля гола весною ранней.
Грудь ее обнажена бесстыдно.
И на коже шелковистой, ланьей
Звезды поцелуев ярко видны.
Два соска, как звезды, красят грудь,
И - как звезды - кротко смотрят очи
В небеса, на светлый Млечный путь,
На тропу синеволосой ночи.
Под глазами голубые тени,
Точно рана - губы влажно алы.
Положив ей голову в колени,
Дремлет парень, как олень усталый.
Смерть глядит, и тихо пламя гнева
Гаснет в ее черепе пустом.
«Ты чего же это, словно Ева,
Спряталась от бога за кустом?»
Точно небом - лунно-звездным телом
Милого от Смерти заслоня,
Отвечает ей девица смело:
«Погоди-ка, не ругай меня!
Не шуми, не испугай беднягу,
Острою косою не звени!
Я сейчас приду, в могилу лягу.
А его - подольше сохрани!
Виновата, не пришла я к сроку,
Думала - до Смерти недалеко.
Дай еще парнишку обниму:
Больно хорошо со мной ему!
Да и он - хорош! Ты погляди,
Вон какие он оставил знаки
На щеках моих и на груди.
Вишь, цветут, как огненные маки!»
Смерть стыдясь тихонько засмеялась:
«Да, ты будто с солнцем целовалась.
Но - ведь у меня ты не одна,-
Тысячи я убивать должна!
Я ведь честно времени служу,
Дела - много, а уж я - стара,
Каждою минутой дорожу,
Собирайся, девушка, пора!»
Девушка - свое:
«Обнимет милый,
Ни земли, ни неба больше нет.
И душа полна нездешней силой,
И горит в душе нездешний свет.
Нету больше страха пред Судьбой
И ни бога, ни людей не надо!
Как дитя - собою радость рада,
И любовь любуется собой».
Смерть молчит задумчиво и строго,
Видит - не прервать ей этой песни!
Краше солнца - нету в мире бога,
Нет огня - огня любви чудесней!

Смерть молчит, а девушкины речи
Зависти огнем ей кости плавят,
В жар и холод властно ее мечут,
Что же сердце Смерти миру явит?
Смерть - не мать, но - женщина, и в ней
Сердце тоже разума сильней;
В темном сердце Смерти есть ростки
Жалости и гнева, и тоски.
Тем, кого она полюбит крепче,
Кто ужален в душу злой тоскою,
Как она любовно ночью шепчет
О великой радости покоя!
«Что ж,- сказала Смерть,-
пусть будет чудо!
Разрешаю я тебе - живи!
Только я с тобою рядом буду,
Вечно буду около Любви!»

С той поры Любовь и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За любовью Смерть с косою острой
Тащится повсюду, точно сводня.
Ходит, околдована сестрою,
И везде - на свадьбе и на тризне
Неустанно, неуклонно строит
Радости Любви и счастье Жизни.

Loading...Loading...