Мистика гоголя во время прощания с есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на арбате. Московские адреса сергея есенина Квартира первой супруги есенина в доме петровской

Фото Двамала, 2006 г.
Бениславская Галина Артуровна (1897-1926)

Подруга поэта Сергея Есенина, безумно любившая его, но всегда остававшаяся в тени более именитых женщин поэта (Айседоры Дункан, например, или внучки Льва Толстого Софьи Толстой). Он то уходил от Г. Бениславской, то вновь к ней возвращался. Вот строчки из её дневника, говорящие о чувствах к нему: "Уехал, улетел с Айседорой. Она вернется - так ответили в студии - через год. Значит, и он тоже. Как же ждать, когда внутри такая засуха? Я опять больна. Опять тоска по нём, опять к каждой мысли прибавляется неотвязное ощущение его. Вот, как верная собака, когда хозяин ушёл - положила бы голову и лежала бы, ждала его возвращения…"
И ещё из дневника: "До Сергея я не любила никого. Здесь же отчетливо поняла - всё могу отдать: и принципы (не выходить замуж), и тело (чего до тех пор не могла даже представить себе), и не только могу, а хочу этого. Знаю, что сразу же поставила крест на своей мечте о независимости, и - подчинилась. Не знала, что в будущем буду бороться с этим чувством и раздувать в себе малейшее расположение к другим, лишь бы освободиться от Сергея, от этой блаженной и мучительной болезни… "
После трагической гибели поэта 27 декабря 1925 года в ленинградской гостинице "Англетер" (возможно, это было убийство), жизнь для Г. Бениславской. потеряла всякий смысл. 3 декабря 1926 года она застрелилась на его могиле. В предсмертной записке написала: "Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновского на поводу". Похоронили Г. Бениславскую в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с Есениным (17 уч.); могила сразу за памятником на его могиле, если стоять к нему лицом.


Первая официальная жена С.Есенина.
Эта живая бойкая девушка работала в лево-эсеровской редакции. Вместе с Есениным они отправились в путешествие на Север, где и обвенчались. Сергей не жил с ней постоянно, хотя она и родила от него двоих детей – Татьяну (1918) и Константина (1920), насчет которого Есенин вообще сомневался, что это его сын. После развода Райх вышла замуж вторично, но требовала от Есенина алименты. Возможно, Зинаида до конца своих дней любила Есенина, и перед своей гибелью она публично пыталась рассказать людям тайну о смерти Есенина. Ее нашли убитой ножом в собственной квартире...

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Октябрь (c) Анатолий Губанов

Уже октябрь! О, этот милый месяц,
Когда сгорает янтарём листва.
"И, может быть, мы снова будем вместе...", -
Как листья клён, роняю я слова.

Со сладкой грустью детство вспоминаю,
С тобой я полюбил кружение листвы.
Когда опять зима придёт, не знаю,
Снег будет падать на холодный плед травы.

Листаешь пожелтевшие страницы -
Таких стихов мне никогда не написать.
Лишь журавлей последние станицы
Я со слезами буду провожать.

Пойдём поздравим с днём рождения поэта
И навестим берёзовую Русь,
Стихи Есенина читаем до рассвета.
Я на Тверской бульвар ещё не раз вернусь

С тобой, моя любимая. Пусть осень
Под белым небом согревает тишиной.
И листопад, как золотые косы,
Вновь заплетает ветер над страной.

Откуда взять слова, коль не из сердца?
Но лишь одно зависит от тебя,
Чтоб мне в твоих объятиях согреться
И рифмы посвящать тебе любя.


Родители Сергея Есенина
Александр Никитич и Татьяна Федоровна Есенины 1926 год. Татьяна дочь деда - Федора Титова.

Вот что пишет о своем детстве Есенин: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду".

Сергей Есенин с сестрами Екатериной и Шурой
Жены и любимые женщины поэта

В Москве, в Большом Строченовском переулке, стиснутый современными зданиями, притаился двухэтажный деревянный дом, в котором в 1912 году поселился Сергей Есенин. Отсюда началось «освоение» им Москвы. Вскоре он сможет назвать себя «московским озорным гулякой» и признаться: «Я люблю этот город вязевый».

"Ванны обетованной" мы все-таки не отстояли. Пришлось отступить в ледяные просторы нашей комнаты. Стали спать с Есениным вдвоем на одной кровати. Наваливали на себя гору одеял и шуб. По четным дням я, а по нечетным Есенин первым корчился на ледяной простыне, согревая ее теплотой тела.
Одна поэтесса просила Есенина помочь устроиться ей на службу. У нее были розовые щеки, круглые бедра и пышные плечи. Есенин предложил поэтессе жалованье советской машинистки с тем, чтобы она приходила к нам в час ночи, раздевалась, ложилась под одеяло и, согрев постель ("пятнадцатиминутная работа! "), вылезала из нее, облекалась в свои одежды и уходила домой.
Дал слово, что во время всей церемонии мы будем сидеть к ней спинами, уткнувшись носами в рукописи.
Три дня мы ложились в теплую постель.
На четвертый день поэтесса ушла от нас, заявив, что она не намерена дольше продолжать своей службы. Когда она говорила, голос ее захлебывался от возмущения, а гнев расширил зрачки. Глаза из небесно-голубых стали черными, как пуговицы на наших лаковых ботинках.
- В чем дело?.. Мы свято блюли условия.
- Именно!.. Но я не нанималась греть простыни у святых.
- А!..
Но было уже поздно: перед моим лбом так бабахнула входная дверь, что все шесть винтов английского замка вылезли из своих нор".

Вид в сторону Высокопетровского монастыря
Петровский переулок, дома: 3 строение 2, 5 корпус 1, 8; улица Петровка, 28 строение 9

Петровский переулок, 8, снято 06.05.2004 © Informap

Москва Сергея Есенина . Часть III. Есенин-Райх-Мейерхольд

Часть первая

В 1917 году в редакции левоэсерской газеты "Голос народа" Сергей Есенин познакомился с красавицей секретаршей Зинаидой Райх. Вместе с вологодским поэтом Алексеем Ганиным они отправились в путешествие по русскому Северу - на Соловки и дальше в Мурманск. Через три месяца после знакомства под Вологдой Есенин и Райх обвенчались в церкви Кирика и Иулиты.
Вернувшись в Петроград молодожены поселились в квартире Зинаиды, а в 1918 году уехали из Питера: Зинаида - к родителям в Орлов, рожать, а Сергей вернулся в Москву. После непродолжительной дружбы с поэтами Пролеткульта Есенин примкнул к имажинистам. Вместе с Анатолием Мариенгофом они приобрели книжную лавочку на Большой Никитской, а затем "Стойло Пегаса" на Тверской. (См. "Москва Сергея Есенина. Часть II).
Семейная жизнь молодой четы не заладилась.
В мае 1918 года Зинаида Райх родила девочку, которую назвали Татьяной, в честь матери Есенина. С маленькой дочкой она приехала в Москву к мужу, в то время снимавшему комнату в Богословском переулке.
Мариенгоф в книге "Роман без вранья" так описывает эту встречу:
""Из Орла приехала жена Есенина - Зинаида Николаевна Райх. Привезла она с собой дочку: надо же было показать ее отцу. Танюшке тогда года еще не минуло. А из Пензы заявился наш закадычный друг Михаил Молабух... А вдобавок - Танюшка, как в старых писали книжках, "живая была живулечка, не сходила с живого стулечка"; с няниных колен - к Зинаиде Николаевне, от нее - к Молабуху, от того - ко мне. Только отцовского "живого стулечка" ни в какую она не признавала. И на хитрость пускались, и на лесть, и на подкуп, и на строгость - все попусту".
Есенин сердился, во всем упрекая жену, Райх еле сдерживала слезы. На следующий день после очередного скандала Зинаида с дочкой вернулась к родителям в Орлов. Потом Есенин просил прощения, они помирились, но скандалы в семье не прекращались. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно.
Зимой 1920 года Зинаида Николаевна родила мальчика. Есенин смотреть на сына не поехал, и имя ребенку назвал по телефону, долго выбирая "не литературное": Константин. После крещения спохватился: "Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут".
Впервые сына Сергей Есенин увидел на ростовском вокзале: Зинаида ехала с мальчиком в Кисловодск.
И опять из книги Мариенгофа:
"Заметив на ростовской платформе меня, разговаривающим с Райх, Есенин описал полукруг на каблуках и, вскочив на рельсу, пошел в обратную сторону...
Зинаида Николаевна попросила: "Скажите Сереже, что я еду с Костей. Он его не видал. Пусть зайдет взглянет. Если не хочет со мной встречаться, могу выйти из купе".
Есенин все-таки зашел в купе глянуть на сына. Посмотрев на мальчика, сказал, что тот черненький, а Есенины черные не бывают".
В дороге мальчик заболел. Мать выходила ребенка, но сама заразилась тифом. Из-за отравления сыпнотифозными ядами она потеряла рассудок, попала в сумасшедший дом и вышла оттуда другим человеком: взрослым и отлично знающим, что судьба ничего не дает даром. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.
Мариенгоф как-то обмолвился, что больше всех своих женщин Есенин ненавидел Зинаиду Райх. А значит, считал он, Сергей больше всех остальных ее - единственную - любил по-настоящему. А ненависть из любви возникла потому, что перед тем, как выйти за Есенина, она сказала ему, что он у нее - первый мужчина, а это оказалось неправдой. И вот этого Есенин - мужик по крови - никогда ей не простил. Всякий раз, когда он вспоминал Зинаиду, судорога сводила лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулаки: "Зачем соврала, гадина!" И у нее другой любви не было. Возможно, это и правда. После окончательного разрыва с Зинаидой Райх Есенин с легкостью относился к случайным встречам, с удовольствием пил и скандалил в кабаках...
Зинаиде Райх Есенин посвятил свое знаменитое "Письмо к женщине".

Часть вторая

После развода с Есениным Зинаида Райх поступила на режиссерские курсы, которыми руководил знаменитый Всеволод Мейерхольд. К моменту их встречи Мейерхольд уже был не молод: ему было 47 лет. Вдобавок ко всему он женат и у него три дочери. Но влюбившись в молодую очаровательную женщину, в 1922 году Мейерхольд женился на Зинаиде Райх. Отныне у него новая семья и новая фамилия: Мейерхольд-Райх. Еще будучи на гастролях, он послал телеграмму своей бывшей жене с просьбой освободить квартиру для его молодой жены.
Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, заботливо ухаживал за Зинаидой, болезнь которой после перенесенного тифа, периодически давала о себе знать.
Зинаида Николаевна стала ведущей актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Из-за Райх Театр имени Мейерхольда оставили и Эраст Гарин, и Мария Бабанова.
В 1923 году из заграничного путешествия вернулся Сергей Есенин, и оказалось, что отношения между ним и Зинаидой Райх разорваны не окончательно. Он приходил к детям, когда был трезв, пытался их увидеть и пьяным: звонил в дверь и не уходил до тех пор, пока их к нему не выносили. Более того, Есенин и Райх стали встречаться на квартире ее подруги Зинаиды Гейман. Мейерхольд знал об этом, мучительно переживал, пытаясь хоть как-то помешать происходящему. Гейман запомнила его слова: "Я знаю, что вы помогаете Зинаиде встречаться с Есениным. Прошу вас, прекратите это: они снова сойдутся, и она будет несчастна"...
А потом было 28 декабря 1925 года: ночной звонок о самоубийстве Есенина, отчаянная истерика Зинаиды Райх и хлопоты Меейрхольда, приносившего ей воду и мокрые полотенца. У гроба Есенина, мать Сергея Татьяна Федоровна бросила ей в лицо: "Ты виновата!"...
Зинаида Гейман получила фотографию Райх с надписью: "Тебе, Зинуша, как воспоминание о самом главном и самом страшном в моей жизни - о Сергее".
В 1935 году недовольство властей обернулось полуопалой: Мейерхольду не дали звания народного артиста СССР. Затем его отстранили от руководства строительством нового здания для его театра, и это уже было предвестием большой беды. Семья чувствовала ее приближение. В разгар нападок на мужа Зинаида Райх заболела тяжелейшим нервным расстройством, связанным с полным помрачением сознания, и лечилась у психиатра.
В 1938 году началась настоящая травля: газеты буквально обливали грязью знаменитого режиссера и Театр имени Мейерхольда был закрыт.
Зинаида по-своему пыталась защитить мужа. В качестве примера можно привести дерзкое по своему содержанию письмо, написанное ею не кому-нибудь, а самому Сталину, с требованием не вмешиваться в творчество Меейрхольда, как человеку ничего не понимающему в искусстве,.. и приглашала в гости. По воспоминаниям современников "она везде кричала, что ее мужей травят: сперва затравили Есенина, а теперь уничтожают Мейерхольда".
20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали. Его бывшая жена, Ольга Михайловна, приехала в Москву и вместе с Зинаидой Николаевной собирала документы для его освобождения. Но помочь ему было уже невозможно. Вскоре он был расстрелян.
А в ночь на 15 июля неизвестные зверски убили Зинаиду Райх. Преступление так и осталось нераскрытым. Соседи слышали крики, доносившиеся из квартиры, но все уже привыкли к ним: весной 1938 года, во время приступа невменяемости, Райх кричала три ночи подряд.
Из квартиры не взяли ничего, в коридоре с разбитой головой лежала домработница, тело хозяйки нашли в кабинете - ей нанесли восемь ножевых ран, и по дороге в больницу она умерла от потери крови. В разделенную на две квартиру Мейерхольда Берия вселил своего шофера с семьей и секретаршу.

В этом доме жили Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд

В доме открыт музей-мемориальная квартира известного режиссера
Мемориальная доска: "В этом доме в 1928-1939 гг. жил выдающийся советский режиссер
народный артист РСФСР Всеволод Эмильевич Мейерхольд"
Из письма Всеволода Мейерхольда Зинаиде Райх:
"Дорогая, горячо любимая Зиночка!
Мне без Тебя, как слепому без поводыря. Это в делах. В часы без забот о делах мне без тебя как несозревшему плоду без солнца.
Приехал я в Горенки 13-го, глянул на березы, и ахнул. Что это? Какой ювелир Ренессанса развесил все это, будто на показ, на невидимых паутинках? Ведь это же листья золота! (Ты помнишь: в детстве такими нежными листьями золота закрывали мы волнистую кору грецких орехов, готовя их к елке). Смотри: эти листья рассыпаны по воздуху. Рассыпанные, они застыли, они будто замерзли...
Секунды их последней жизни я считал, как пульс умирающего.
Когда я смотрел 13-го на сказочный мир золотой осени, на все эти ее чудеса, я мысленно лепетал: Зина, Зиночка, смотри на эти чудеса и... не покидай меня, тебя любящего, тебя - жену, сестру, маму, друга, возлюбленную. Золотую, как эта природа, творящая чудеса!
Зина, не покидай меня!
Нет на свете ничего страшнее одиночества!
Почему "чудеса" природы навели на меня мысли о страшном одиночестве? Ведь его нет на самом деле! Ведь оно - одиночество это - кратковременно?..
Любимая Зина! Береги себя! Отдыхай! Лечись! Мы здесь справляемся. И справимся. А что скучно мне без тебя непередаваемо, так это уж надо претерпеть. Ведь не на месяцы же эта разлука? Скоро мы снова будем как две половины одного сладкого спелого яблока, вкусного яблока.
Крепко обнимаю тебя, моя любимая...
Крепко целую.
Всеволод.
15 октября 1938 года".

Берёзовая виртуальность Есенина

Любой березняк -
По Есенину звонница!
Никто уже так
Перед ней не помолится.

У нас деревень
Нынче тыщи разрушено,
И злато полей
По ветрам буйным пущено.

Увечье земли -
Как от гнета тиранского.
К чему мы пришли
Без уклона крестьянского?

Как храм, березняк
В честь Поэта возносится.
Никто уже так
На нож правды не бросится!

Поэт, член Союза писателей России. 1993 год

С детства создавала о Есенине стихи, но не терпится вдребезги разбить некоторые устоявшиеся прозаические мнения, высказать то, что не сказано ...

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное "ку-гу",
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Поэт на руинах

28 декабря 1925 года не стало выдающегося русского поэта Сергея Есенина. 90 лет назад его тело обнаружили в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер». По официальной версии, Есенин добровольно ушел из жизни. 31 декабря его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Прощание проходило в Доме печати, нынешнем Доме журналиста. Накануне трагической даты мы встретились с народным артистом России Сергеем Никоненко. Он не только сыграл Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» Сергея Урусевского, не только всю жизнь читает его стихи, но более 20 лет возглавляет Есенинский культурный центр на Арбате.

Сергей Никоненко в Есенинском центре.

Подхожу к дому по адресу Сивцев Вражек, 44/28. Рядом - руины старинной постройки, куча каменного мусора. Мимо не пройдешь, поскольку зрелище впечатляющее. Потом мы вернемся туда с Сергеем Никоненко и группой жителей соседних домов. На протяжении нескольких лет они бьются за приведение в надлежащий вид исторической усадебной территории. Вместе с Сергеем Петровичем проходим по музейным залам. У каждого предмета - своя история.

«Люди уничтожили старинные постройки и еще не сидят в тюрьме»

Пару лет назад я жила в перестроенном «Англетере», в номере, который расположен на месте рокового, есенинского. Удивительно, что из этого еще не сделали бизнес. Охотников пожить там нашлось бы немало.

До того как «Англетер» был разрушен, я ходил в номер, где погиб 90 лет назад Есенин. Обратите внимание, у нас хранится книга прошлого века с его автографом. Есенин читал дневники Достоевского и в семи местах кое-что подчеркнул карандашиком. Я понимаю, что искал Сергей Александрович у предшественников в их исследованиях русского менталитета и русской культуры. Опору! Есть у нас и автограф его сына Георгия, которого родственники называли Юрием. Вот его расшитая рубаха.

Мы не только раритеты, связанные с Есениным, собираем, но историческую Москву сохраняем. В этом квартале жили удивительные люди. Посмотрите на их лица. Вот Павел Флоренский, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин. Толстой приходил к философу Соловьеву. Здесь три месяца в доме 53, стр. 1, прожила самая красивая женщина Наталья Николаевна Гончарова. Ни в том ли доме, где и Пушкин, в квартире второго этажа проживал брат Петра Ильича Чайковского? В 1921 году здесь работал Окружной самодеятельный театр Красной Армии под руководством Жемчужного. Там бывали Маяковский, Мейерхольд, Луначарский. Среди актеров был Эраст Гарин. Я с ним даже водочки успел выпить.

- А что это за руины рядом с вашим центром?

Девелоперы, владеющие большими средствами, хотели здесь еще при Лужкове построить дом в стиле хай-тек. Причем на месте городской усадьбы начала XX века, принадлежавшей потомственным гражданам Лопатиным. Безнаказанно были уничтожены старинные постройки. Их превратили в руины. Но разрушение удалось приостановить. Заметьте, виновники еще не сидят в тюрьме. Мне это непонятно. Есенинский центр учредил фонд правовой защиты объектов культурного наследия Сивцева Вражка. Я стал его президентом. Вокруг нас сплотилась инициативная группа жителей, и мы начали борьбу с варварской застройкой. Наш центр стал очагом сопротивления. Если бы во нашелся дворик, где жили Мольер, Стендаль, Беранже и Бодлер, его бы как зеницу ока берегли. Нам тоже удалось сберечь свой двор от дальнейшего разрушения, но сейчас там руины. Необходимо вернуть исторический облик этому месту.


Рубаха Юрия Есенина.

Самое удивительное, что нашелся человек, утверждающий, что это он спас усадьбу, а не мы. Как будто не били бейсбольными битами актера Игоря Пушкарева за то, что выступал против нового строения. Игорь Борисович сыграл главную роль в фильме «А если это любовь» Юлия Райзмана, стал первым Гагариным в кино. Я тоже пострадал. Мой дом на Валдае пытались сжечь. Еле-еле потушили пожар. Такое ощущение, что кто-то опять хочет сюда прийти и начать маневры.

- Какой вам видится эта усадьба в Сивцевом Вражке, 42?

Очень хотелось бы открыть здесь детское учреждение - Дом творчества. Днем и вечером там занимались бы ребята, работали кружки. Можно организовать небольшую киностудию. Правительство Москвы не имеет права отступать от этой идеи, если оно заботится о будущем. Посеете ветер - пожнете бурю. Посеете добрые зерна - получите интересных людей.

Когда я рос, здесь было шесть детских учреждений. А теперь подросткам после школы некуда пойти. Все постройки усадьбы занимают 1400 квадратных метров. Есть люди, которые хотят разместить здесь коммерческие заведения, а не музей. Мы бы хотели организовать здесь и краеведческий музей «Сивцев Вражек».

- Каким было ваше арбатское детство?

В нашем районе было пять кинотеатров. И мы туда ходили. Теперь остался только «Художественный», который закрыт на реконструкцию. Когда-то мой отец возил туда картины на тачке. А на Арбате, 20, был Дом пионеров Киевского района - шестое детское учреждение. В послевоенное время у многих мальчишек не было отцов. И делалось все, чтобы занять их после школы. Я так благодарен судьбе, что я попал в Московский городской дом пионеров. Без него я, может быть, и не стал бы артистом.

Времена были трудные. Треть из тех, кто жил в нашем дворе, познакомились с тюрьмой, лагерями, с зоной. Моя мать работала на электроламповом заводе и не могла каждый день следить за тем, куда я пошел. А во Доме пионеров я занимался в двух кружках - студии художественного слова и в театральной студии. Оттуда вышли замечательные ребята. Вспоминаю Владимира Сергеевича Локтева, именем которого назван ансамбль. С этим ансамблем стихи читал: «Звезды сияют на башнях Кремля. Ленину слава! Сталину слава! Слава стране Октября!» Я был маленький, с красным галстуком, белый верх, черный низ. Локтев во время войны ходил по дворам и если видел шлявшихся без дела мальчишек и девчонок, приглашал на занятия: «Пойдем, я тебя научу на балалайке играть или на гармошке. Ты, может быть, петь умеешь?» Так складывался ансамбль. Я спрашивал свою руководительницу Евгению Васильевну Галкину: почему нас так много занималось в драмкружке? Не 20–30 человек, а 70. Задача была такая: как можно больше ребят оторвать от улицы. И мы как-то помещались в одной комнате, сидели друг у друга на головах. Но как же было весело! У нас печку в спектакле «По щучьему велению» мальчишки двигали вчетвером. А на печи сидел Емеля - будущий кинорежиссер Леня Нечаев. Он снимет потом фильмы «Про Красную Шапочку» и «Приключения Буратино». Леня был вечно голодный. Мы ему последние копейки отдавали, чтобы купил французскую булку. По-моему, он ее даже не жевал, а глотал.

«Попросился однажды ко мне на две ночи, а прожил восемь месяцев Никита Михалков»

- Понятие «двор» безвозвратно уходит. Даже удивительно, что у вас оно сохраняется. Вы тут всех знаете?

Теперь уже мало кого знаю. В моей коммунальной квартире помимо обычных, никому не известных людей, проживали в разные времена Николай Губенко, Василий Шукшин, Геннадий Шпаликов, гений футбола Эдуард Стрельцов. Попросился однажды на две ночи, а прожил восемь месяцев Никита Михалков. Кто только ко мне не приходил! Прекрасные актеры Владимир Качан, Вадим Спиридонов, Коля Еременко, практически все шестидесятники. Миша Задорнов спал на моей раскладушке. Так жалею, что куда-то она подевалась. Если бы все, кто спал на ней, оставляли автографы, эта раскладушка цены бы не имела.


Мемориальная комната Анны Изрядновой, где бывал Есенин.

- За столько лет вы стали, наверное, летописцем дома.

Когда-то в этот двор высыпало ребятишек 50. В центре была волейбольная площадка. По вечерам выносили радиолу или патефон. Девочки выходили в белых носочках, отглаженных платьицах. Мальчики причесывались. Особенно выделялся Вовка Набатов. Приходя на танцы, он себе такой пробор делал! Это в 50-е годы. 60-е помню меньше. Я тогда уже учился в институте, начал сниматься в кино. Да и люди стали разъезжаться. В нашей коммунальной квартире жили 25 человек с одним туалетом и одной ванной. Мне приходилось умываться и чистить зубы на кухне. Но квартира содержалась в идеальной чистоте.

Потом соседи стали разъезжаться. В одной квартире жили уже не 25 человек, а 10. В конце 80-х приехала лимита. Так называли иногородних людей. Что они творили! Как безобразно относились к тому месту, где жили, понимая, что оно временное. А потом стали заселяться те, кто целиком забирал квартиры. И я отдал соседям двухкомнатную и трехкомнатную квартиры в хрущевских домах, чтобы остаться в нашей бывшей коммуналке со своей семьей.

- Трудно содержать Есенинский центр?

Приходится постоянно ремонтировать помещение. Столько протечек было. Вода по щиколотку доходила. Сам ее ведрами собирал. Тяжело нам дается ремонт, но мы его потихонечку делаем.

- А почему 20 лет назад вы все это затеяли? Заполняли творческую паузу?

Есть такой поэт Евгений Юшин. Мы с ним давно дружны. Сам он из-под Рязани. Стали мы вместе собирать материалы о Есенине, писать сценарий, хотели объять необъятное. Ничего у нас не получилось. Зато я обнаружил воспоминания первой гражданской жены Есенина Анны Романовны Изрядновой. Она работала корректором в типографии Сытина, куда 17-летний Есенин поступил помощником корректора. Кстати, Анна Романовна так и не узнала правду о расстрелянном в 1937 году сыне, обвиненном в контрреволюционной деятельности. В воспоминаниях она описала, как шла домой. И я понял, что она идет ко мне домой. Тут же пошел в ДЕЗ, попросил показать домовые книги. Мне открыли дверь, за которой была такая паутина - просто мечта Тарковского. Я взял ведро, швабру, тряпку. Навел там порядок. Просидел два дня и обнаружил, что в квартире 14 действительно проживала Анна Романовна Изряднова. Сюда к ней и их общему сыну Юрию приходил Сергей Есенин с 1921 по 1925 годы. Мало того, здесь еще и мать Есенина - Татьяна Федоровна - была временно прописана. Когда репрессировали Юрия, и предстояло 10 лет без права переписки, она тяжело переживала. И приехала наверняка из деревни, чтобы перезимовать зиму. Прожила здесь с октября 1938-го по апрель 1939-го. С ней встречался младший сын Есенина - Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. Я его заснял на видео в нашем музее. Комната, в которой мы с вами находимся, восстанавливалась по его воспоминаниям. Александр Сергеевич приехал тогда из Бостона к своей матери - Надежде Давыдовне Вольпин. Очень интеллектуальная была старушка, писала стихи, интересно рассказывала. Она была гражданской женой Есенина, прожила 98 лет и умерла в Москве в 1998 году.


Сергей Никоненко с активистами у руин усадьбы.

- А почему у музея нет никакой таблички?

Была, но ее сорвали. Нам удалось отбить все атаки, и теперь мы просим у московского начальства, чтобы нам помогли обустроить территорию. На том месте, где вы сидите, пил с нами чай глава по культуре Московского Александр Кибовский. На наши просьбы он ответил: «А где правительству Москвы брать деньги?» С того момента прошел год. Объект по переулку Сивцев Вражек, 42 по-прежнему бесхозный и потихоньку разрушается. Мы написали в Мосгорнаследие, чтобы сделали хотя бы его консервацию. Говорят, что нет денег. Для того чтобы здесь появился социально-культурный объект для детей, нужны средства. А их может выделить только правительство Москвы.

- Вы верите, что это возможно?

Когда мы начинали борьбу против инвестора, нам тоже говорили, что она бесполезна. А мы ее выиграли. Иногда что-то случается вопреки.

- Кто-то вас не поймет. Все у вас есть, в кино снимаетесь. Почему не живете спокойно?

Мне часто говорят: хватит, остановись, здоровье потеряешь. А я не могу объяснить, почему бьюсь за это место. Проснулся во мне зуд из-за того, что наш исторический двор мог погибнуть. Вместе с активными жителями окрестных домов я взялся его защищать, потому что здесь бывали Пушкин и Блок. А у меня к ним особая любовь. Про Есенина уж и не говорю. Все эти удивительные люди жили в разное время во дворе, где я прожил всю свою жизнь. Я здесь родился и не меняю прописки уже 74 года.

Дома-музеи, усадьбы, мемориальные кабинеты и мастерские, музеи-квартиры… Вот этот вид из окна, покуривая, наблюдал , по этой лестнице вышагивал на 4-й этаж в свою коммуналку № 12 «красивый, двадцати-двухлетний» , вот эти тома книг в шкафах собирал Плучек .

Брат Питера Брука

Выдающийся театральный режиссёр Валентин Николаевич Плучек , двоюродный брат великого британского театрального режиссёра , 55 лет назад возглавил Театр сатиры, худруком которого служил до самой своей смерти (его не стало 10 лет назад, в 2002 году). И 32 года, с 1970-го, он прожил с супругой Зинаидой Павловной на Большой Бронной, на 13-м этаже д. 2/6 в квартире № 47. Здесь в 2009-м, к 100-летию со дня рождения Плучека, открылся мемориальный музей-квартира в три небольшие комнаты, где главное богатство - книги (2 тыс. томов), расположившиеся даже в прихожей. Хозяин был страст-ным книгочеем и собирателем книг. Родился в Москве, был последним учеником великого .

Дом № 2/6 на пересечении Большой и Малой Бронных по праву называют «домом знаменитостей». В нём проживали Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Ростислав Плятт, Андрей Гончаров … Дом - с виду обычная башня из кирпича с застеклёнными лоджиями.

Квартира Плучека - образец интеллигентного «гнезда»: две светлые комнаты совсем невелики, а в большой собирались компании людей уникальных: , Питер Брук, Эльза Триоле , сестра Лили, с мужем Луи Арагоном - и буквально вся театрально-литературно-музыкальная столичная элита. Все предметы мебели, живопись, графика сохранены, как при жизни хозяев. Сделать квартиру музеем было волей самого хозяина. Начало положила после его смерти Зинаида Павловна, но через два года её тоже не стало. Новорождённый музей взялся опекать театральный музей им. А. А. Бахрушина. Уже при жизни Плучека его квартира напоминала музей: авторские предметы мебели (подарки самих мастеров) просты и изящны, подлинный рисунок Маяковского к «Мистерии-Буфф», картины Тышлера и Фалька , тарелка работы (подарок Брука), костюм Фигаро (в котором он так внезапно умер во время спектакля на гастролях в Риге), портреты Мейерхольда, и Пастернака

Адрес музея: ул. Б. Бронная, д. 2/6, открыт с понедельника по пятницу с 12.00 до 19.00. Выходной - последний понедельник месяца. Посещение по предварительной записи.

«Комнатёнка-лодочка»

Приказ о создании Государственной библио-теки-музея В. В. Маяковского был подписан в Наркомпросе (Народном комиссариате просвещения) в гибельном 1937-м (символично, что и сам дом № 3/6 в Лубян-ском проезде стиснут объятиями огромного здания НКВД-КГБ, - столь нерасторжима связь поэта с кровавой эпохой). Сегодня музею почти 75 лет, он пережил переезд, реконструкцию и стал одним из интереснейших в столице.

В аскетично убранной (поэт ненавидел быт и мещанство) «комнатёнке-лодочке», так её называл сам поэт, в 20 м², он прожил 11 лет, с 1919 года. Но комната - это только мемориальная часть, а всё, что вокруг в бывшей коммуналке, - попытка воссоздать футуристический, авангардный мир, окружавший поэта при жизни, как Жизненный Лабиринт, по которому он блуждал и в итоге попал в тупик. Музей вмещает всю жизнь поэта с рождения. Фонды его огромны - более 50 тыс. единиц. В основе - 68 записных книжек Маяковского, его рукописи и письма, личные вещи, в том числе уникальные - обручальное кольцо его матери и шашка деда.

Адрес музея: Лубян-ский проезд, д. 3/6, стр. 4. Работает ежедневно, выходной день - среда.

«Грустная» комната

В Москве у Сергея Есенина около 300 адресов, по которым он жил, выступал, бывал у друзей. Но особое место занимает комната в коммуналке на 1-м этаже в доме у Арбата, в переулке Сивцев Вражек. Есенин любил Москву: «Я люблю этот город вязевый». Вся жизнь поэта была связана с ней - с 1912 года, когда 100 лет назад он приехал сюда в 17 лет из села Константиново Рязанской губернии с тетрадкой стихов учиться.

На самом деле этот музей - не музей-квартира, а Есенин-ский культурный центр, хотя его можно было бы посвятить ещё и светлой памяти хозяйки комнаты, прожившей здесь с 1923 по 1946 год, Анны Романовны Изрядновой , первой, гражданской жены Есенина. Эта удивительная женщина всегда оставалась в тени - и у окружения поэта (вскоре он обвенчался с Зинаидой Райх , затем, уйдя и от неё, - с Айседорой Дункан ), и у биографов. Хотя она сыграла в жизни Есенина неоценимую роль - стала матерью его первого сына Юрия и воспитала его одна, дав свою фамилию. И именно к ней пришёл сюда Есенин перед своим роковым визитом в Ленинград, в октябре 1925 года, в 8 утра, чтобы срочно сжечь вот в этой печи ворох каких-то бумаг.

Анна была старше на 4 года. Когда она с маленьким Юрием поселилась в этой комнате на 1-м этаже близ Арбата, они с Есениным уже были врозь (а жили вместе совсем недолго). Узнав о её беременности, родные изгнали Анну из дома - её проклял отец. Есенин же чадолюбием не отличался. После смерти поэта она передружила всех его детей, прописала у себя в этой комнате его мать, считавшую её любимой невесткой, подружилась с его сёстрами.

Кто-то назвал эту комнату «грустной». Соседи (в квартире 5 комнат) рассказывали, что Изряднова жила тихо, как мышка. Всю жизнь после ареста 22-летнего сына в 1937 г. она страшно боялась, что придут и за ней. И так и не узнала, что его расстреляли на Лубянке в том же 1937-м после долгих допросов «с пристрастием», с особой жестокостью, и всё носила на Лубянку посылки, вязала сыну свитера…

История этого удивительного музея, куда стало возможно попасть лишь недавно, около года, тоже удивительна. Он создан благодаря энтузиазму известного артиста Сергея Петровича Никоненко . Когда он учился во ВГИКе у , тот предрёк ему: ты сыграешь Есенина! И в 1971 году (Никоненко было 30 лет - столько, сколько прожил Есенин) его пригласили на роль поэта в фильме «Пой песню, поэт...». Актёр получил допуск к архивам, где обнаружил воспоминания Изрядновой. И оказалось, что он живёт в том доме, где жила и Анна Романовна, где теперь центр-музей, созданный благодаря Никоненко.

Адрес музея: пер. Сивцев Вражек, д. 44, кв. 14. Посещение по записи.

Адрес: г.Москва, Петровский пер., д. 5 , м. Чеховская, Пушкинская, Тверская

Дом принадлежал купцу Алексею Бахрушину - известному меценату и собирателю театральной старины. Здесь, на третьем этаже в квартире № 46 снимал комнаты поэт Анатолий Мариенгоф. С 1918 по 1923 вместе с ним проживал и Сергей Есенин. На входной двери висело объявление: "Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить". Есенин тогда действительно много работал - он заканчивал "Пугачева".

В распоряжении поэтов было три комнаты. Причем, одна из них - бывшая ванная комната. По воспоминаниям А. Мариенгофа - это было лучшее место в квартире. "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… Вся квартира, с завистью глядя на наше теплое беспечное существование, устраивала собрания и выносила резолюции, требующие установления очереди на житье под благосклонной эгидой колонки… ".

В гости в Есенину и Мариенгофу ходила, практически, вся творческая элита серебряного века. Здесь бывала поэтесса Надежда Вольпин, поэт Сергей Городецкий, актриса Зинаида Райх, танцовщица Айседора Дункан и многие другие.

В память о том времени на фасаде дома установлена мемориальная доска с барельефом.

Где еще можно найти описание дома? На сайте агенств по аренде и продаже элитного жилья. Кто знает, может когда-нибудь здесь появиться и ваша памятная доска. Жизнь удивительна и непредсказуема. Ну, а мы идем дальше.

В концепциях:

> Свидание с прошлым. Сергей Есенин

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Сегодня романтический вечер с Сергеем Есениным. Захватите томик его стихов!

Сергей Есенин: встреча с прошлым

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Устройте себе романтический вечер с Сергеем Есениным! И захватите томик его стихов.

Мистика Гоголя во время прощания с Есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на Арбате

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Продолжаем раскрывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская Правда» [аудио]

Андреассен:

В этой рубрике, как обычно, мы подсказываем вам куда сходить, что интересного посмотреть в Москве . А сегодняшнюю тему нам подсказал, можно сказать, сам год. Год, который оказался юбилейным для Есенина и для поклонников Есенина. В сентябре мы отмечали 120 лет со дня его рождения, а 28 декабря - годовщина смерти: 90 лет . В 1925 году Есенин уехал из Москвы, куда приехал когда-то совершенно юным человеком, чтобы уже не вернуться. Точнее, он вернется - чтоб быть навсегда прописанном на Ваганьковском.

Разговаривать о местах, связанных с Есениным, мы сегодня будем с Татьяной Чечеткиной, гидом общества пеших прогулок «Иди и смотри необычную Москву» . Татьяна, вот раз уж мы виртуально подъехали к Дому печати, а это нынешний Дом журналистов, на Никитском бульваре, 8 , то, пожалуй, с этого, с прощания, и начнем.

Чечеткина:

Действительно, Есенина в гробу привозят из Ленинграда в Москву - и было решено прощание с ним провести в Доме печати. Вы правильно сказали, что это нынешний Дом журналистов на Никитском бульваре, что, как многие москвичи и поклонники нашего любимого города знают – напротив Дома Гоголя, библиотеки и музея Николая Васильевича Гоголя.

Андреассен:

Вы не просто так упоминаете Гоголя , не просто из-за географического расположения дома?

Чечеткина:

Не просто так. Вообще очень много таких мистических и странных совпадений, связанных и с Сергеем Есениным, и с людьми, которые его окружали, и людьми, которых он почитал и чьими произведениями зачитывался. Это касается и Николая Васильевича Гоголя , которого он очень любил. «Мертвые души» считал абсолютно гениальным произведением и, кстати говоря, про стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу», которое мы знаем и как песню, Есенин говорил так – мол, это не я придумал сюжет, это Гоголь мне подсказал .

Прощание состоялось буквально накануне нового 1926 года – это было 31 декабря. Пришло огромное количество людей, у гроба стояли и Мейерхольд, и Зинаида Николаевна Райх , от которой у него было двое детей – Татьяна и Константин. Для нее , конечно, страшная это была потеря и известны слова, которые она воскликнула: «Прощай, моя сказка!». Мейерхольд не присел практически ни разу. Как мы знаем, вскоре трагедия обрушится и на их семью: Мейерхольда арестовали, расстреляли, Зинаиду Николаевну убили в их квартире в Брюсовом переулке в 1939 году…

Андреассен:

И убийство до сих пор не раскрыто...

Чечеткина:

До сих пор не раскрыто. А их детей, Сергея Есенина и Зинаиды Райх , воспитывала Анна Изряднова, первая гражданская жена Сергея Александровича Есенина.

Что до похорон, то современники Есенина отмечали, что, пожалуй, со времен прощания с Николаем Некрасовым не было таких многолюдных похорон : просто огромное количество людей шли за гробом от Дома печати до Ваганьковского кладбища, где похоронили Сергея Есенина.

Андреассен:

Ну и по пути обошли три раза вокруг памятника Пушкину .

Чечеткина:

Да, прежде чем направиться к Ваганькову , вся процессия отправилась на Страстную площадь, точнее, к началу Тверского бульвара - ведь, как мы знаем, тогда памятник Александру Сергеевичу Пушкину находился именно там – вспомним знаменитое стихотворение Есенина «Пушкину», где он признается в любви к Александру Сергеевичу и где очень много пророчеств. И гроб с телом Есенина три раза обнесли вокруг памятника Пушкину - это такой был знак истинного преемника пушкинской славы.

Чечеткина:

Галина Артуровна Бениславская была и настоящей подругой, что ли, Сергея Есенина, его личным секретарем. Конечно, была влюблена в него, как может только женщина любить мужчину, несмотря на то, что Есенин часто говорил – мол, Галя, вы мне очень дороги, как друг, но я совершенно не люблю вас, как женщину. И несмотря на такую любовь одностороннюю, безответную, очень сложно представить этот 1926 год для Бениславской – то есть, год без Есенина. И 3 декабря 1926 года она на его могиле покончила с собой, выстрелив в себя из револьвера, и оставила посмертную записку на пустой папиросной коробке, написав, что «в этой могиле находится для меня все самое дорогое; знаю, еще больше будут собак вешать на Есенина, но и ему, и мне это все равно». И по завещанию Бениславской, ее похоронили буквально в двух шагах от Сергея Александровича Есенина.

Андреассен:

Да, прямо за памятником мы можем видеть эту могильную плиту. Вот еще подумалось: они с Галиной жили в Брюсовом переулке - совсем недалеко от Зинаиды Райх…

Чечеткина:

В этом переулке вообще очень много тайн и мистических историй. Во-первых, почему такое название? Это в честь сподвижника Петра, Якова Брюса , которого ведь называли чернокнижником, магом. И в Брюсовом переулке жила и Галина Артуровна Бениславская, и тут же был построен дом, как его называли, кооперативный дом артистов, в котором в 11-й квартире жила и Зинаида Николаевна Райх с Мейерхольдом , где и трагически оборвалась ее жизнь в 1939 году.

Андреассен:

Я думаю, мы отдельную прогулку устроим по этому Брюсову переулку.

Чечеткина:

Да, о нем в двух словах не скажешь…

Андреассен:

Когда Есенин уезжал из Москвы в Ленинград в конце 1925 года, откуда уже не вернулся живым, он перед тем, как уехать, поехал к своей первой - гражданской - жене?

Чечеткина:

Да. Предыстория такая. Последней женой Есенина была внучка Льва Николаевича Толстого Софья Андреевна Толстая, которая очень много сделала для Сергея Есенина (и, кстати, когда при Союзе писателей был создан музей Есенина, он недолго просуществует – с 1926 по 1929 годы, – именно Толстая его возглавит, а когда он закроется, она будет назначена пожизненной хранительницей фондов Есенина). И вот 23 декабря 1925 года Есенин именно из квартиры Толстой отправляется в путь. С балкона четвертого этажа махала ему рукой и Толстая, и сестра Есенина Екатерина Александровна, и муж ее, поэт крестьянского направления Василий Наседкин. И вот оттуда Есенин, прежде чем отправиться на вокзал, чтобы уехать в Ленинград, отправляется в Сивцев Вражек, на Арбат, где как раз и жила Анна Романовна Изряднова, его первая гражданская жена с их сыном Юрием, ну, чтобы попрощаться, наверное.

Андреассен:

На ваших экскурсиях по есенинским местам прелесть не только в том, что можно посмотреть со стороны на эти дома, но и зайти в эту самую квартиру на Сивцевом Вражке, где жила Изряднова и лично все посмотреть и походить по этим комнатам .

Чечеткина:

Да, там совершенно уникальная экспозиция.

Андреассен :

Сюрпризы какие-то будут вашим экскурсантам?

Чечеткина:

Знаете, поскольку в 2015-м так много юбилеев, связанных с Есениным - и 120 лет со дня рождения, и 90 лет со дня гибели, и 20 лет с того момента, когда Сергей Петрович Никоненко, народный артист России, создал этот есенинский культурный центр в квартире Изрядновой (а он является первым исполнителем роли Сергея Есенина в кино - «Пой песню, поэт»), - то мы решили в качестве новогоднего подарка совместно с культурным центром каждому человеку, пришедшему на нашу экскурсию, подарить очень редкий кадр из этого фильма. Никоненко в роли Сергея Есенина, а на обороте Сергей Петрович оставил автограф. Думаю, этот подарок будет приятно получить любому экскурсанту.

Андреассен:

Согласна. Не сидите дома, расписание экскурсий вы можете посмотреть на сайте общества пеших прогулок «Иди и смотри». Счастливо!

Loading...Loading...