Консолидация древнекитайской народности. Китайцы

Династия Цинь в Древнем Китае

С середины IV в. до н. э. среди сильнейших царств резко вырывается вперед окраинное северо-западное царство Цинь. Расположенное в плодородном бассейне р. Вэйхэ, оно отличалось богатством и разнообразием природных ресурсов и выгодным географическим положением. Будучи защищенным естественными рубежами - р. Хуанхэ и горными хребтами - от вторжения соседних царств с востока, Цинь вместе с тем занимало удобную стратегическую позицию для наступления как на царства среднего течения Хуанхэ, так и на пограничные племена. Торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Центральной и Средней Азии - являлась важным источником обогащения царства Цинь. Раскопки последних лет на месте расположения первой долговременной циньской столицы Юнчэн (в Шэньси), просуществовавшей с 771 до 382 г. до н. э., показали высокий уровень развития материальной культуры царства Цинь: найденные здесь железные изделия конца VI в. до н. э. являются самыми ранними из всех найденных на территории Китая и заставляют отнести царство Цинь к одному из ранних (если не самому раннему) центров металлургии железа в древнем Китае. Раскопки выявили окруженный мощными стенами и рвом город с регулярной планировкой, почти квадратный в плане, занимающий площадь 11 кв. км, с дворцовыми и храмовыми комплексами и обширной базарной площадью. Рядом с городом были найдены погребения, среди которых огромная могила циньского правителя Цзин-гуна (577-537), достигающая 24 м глубины, - одна из самых крупных древних могил Китая. До V в. до н. э. Цинь не принимало активного участия в междоусобной борьбе царств и считалось сравнительно слабым среди "семи сильнейших". Причиной его усиления были проведенные Шан Яном политико-административные, финансово-экономические и военные мероприятия, о которых упоминалось выше. Законы Шан Яна ограждали интересы выделившихся из общины зажиточных хозяйств. При нем могущество потомственных знатных родов было подорвано единообразным административным делением государства. Мелкие территориальные единицы - пяти- и десятидворки - были связаны круговой порукой; в случае провинности одного лица все члены взаимоответственной группы дворов становились государственными рабами - тем самым был расширен контингент лиц, порабощаемых государством по уголовному закону. Унификация Шан Яном мер веса, длины и объема, а также монетная реформа стимулировали развитие рыночных отношений. Вместо налога с урожая Шан Ян ввел налог с площади обрабатываемой земли, переложив все убытки от стихийных бедствий с казны на плечи земледельца. Шан Ян опирался на новую знать, не связанную с родовитым происхождением, и на зажиточные слои общины, для которых открылись возможности приобретения полей и рабов. Государство Цинь и само становилось крупным собственником земли и рабовладельцем. Основное внимание правительство Шан Яна уделяло повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и развитию военного дела. Разрешение свободной распашки пустошей с освобождением трех поколений заимщиков от налогового гнета привлекло в Цинь потоки переселенцев из соседних царств - резерв будущих призывников. Правом изготовления вооружения пользовалось только государство. Военные - обладатели чиновничьих рангов - составляли самый привилегированный слой циньского общества. Шан Ян был убежденным сторонником всенаправляющей силы юридического закона, одним из основоположников школы фацзя. При этом проблема взаимоотношения права и власти решалась им в пользу самодержавной формы правления. "Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей", - заявлял Шан Ян, обращаясь в данном случае к авторитету Конфуция.

Мероприятия, проведенные Шан Яном, придавали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отторгнута от кормила правления. Это вызвало ее возмущение, и после смерти правителя Шан Ян был казнен. Однако его реформы остались в силе. После проведения реформ Шан Яна, в том числе важнейшей из них - военной, заменившей бронзовое оружие железным, а колесницы - маневренной конницей, царство Цинь, превратившееся по типу государственного строя в военно-бюрократическую монархию, становится наисильнейшим в древнем Китае и сразу же вступает на путь агрессии. Одной из первых была захвачена область Шу-Ба в Сычуани с ее плодородными землями и горными богатствами (в первую очередь - железо); эта область была яблоком раздора между Цинь и Чу. После осуществления здесь крупных оросительных работ Цинь обеспечило себе добавочный, очень важный источник сельскохозяйственной продукции. Приобретение богатств Сычуани облегчило Цинь дальнейшую экспансию. В конце IV в. циньцы захватили верхнее течение р. Ханьшуй (юг Шэньси) и запад Хэнани, вплотную столкнувшись с царствами Чу, Вэй и Хань. Напрасно центральные царства заключали против циньских царей союзы; они постепенно теряли свои территории; наконец, путем подкупа, обмана и интриг циньцам удалось развалить противостоявшую им коалицию и в 278 г. до н. э. захватить столицу Чу - г. Ин. Но оно и после потери древней столицы оставалось сильнейшим соперником Цинь. Вскоре последовала кровопролитнейшая война Цинь с Чжао, стоившая сотни тысяч убитых.

Однако, хотя Цинь и очень расширило свои владения за счет других царств, они еще оставались достаточно сильны. В 241 г. до н. э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз, но и их соединенные войска также потерпели поражение. Кроме них циньцам противостояли еще Янь и Ци - т.е. всего шесть царств, все прочие уже погибли в ходе междоусобных войн. В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел энергичный молодой правитель Ин Чжэн, и ему удалось разбить всех своих противников поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. Каждую захваченную столицу он приказывал сровнять с землей. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство - Ци на Шаньдунском полуострове. После этого Ин Чжэн принял совершенно новый титул высшей верховной власти -

хуанди ("император"). Первый император древнего Китая вошел в историю как Цинь Шихуанди - "Первый император Цинь". Столица царства Цинь, г. Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи. Объективно выполняя задачу объединения областей первого и второго подразделений общественного производства, Цинь Шихуанди не ограничился покорением древнекитайских царств, но продолжил экспансию на севере и юге. Завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора. Все частное оружие в стране было конфисковано и перелито в бронзовые колокола и двенадцать гигантских статуй людей. Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. К этому времени на северной периферии империи складывался с поразительной быстротой мощный племенной союз сюнну (гуннов), их набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против сюнну выступила 300-тысячная циньская армия, нанесшая им поражение и оттеснившая их кочевья за излучину р. Хуанхэ. Чтобы обезопасить северную границу империи, Цинь Шихуанди приказал возвести гигантское фортификационное сооружение - так называемую Великую Китайскую стену, соединив и значительно расширив звенья крепостных оборонительных укреплений, ранее сооруженных отдельными царствами вдоль их северных границ для защиты от вторжений кочевников. Одновременно были снесены внутри страны стены между прежними царствами. Цинь Шихуанди предпринял завоевания в Южном Китае и Северо-Восточном Вьетнаме, ценой огромных потерь его армиям удалось добиться подчинения древневьетнамских государств Намвьет и Аулак. Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития регионы, что не могло не сказаться на результатах крутых мероприятий Цинь Шихуанди, не учитывавших эти различия, и на самой судьбе его династии.

Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав сильную централизованную военно-бюрократическую империю во главе с единовластным монархом. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями. Унификация мер и весов, а также монетная реформа, изъявшая все средства обращения, кроме циньских бронзовых денег, привели к быстрому росту товарно-денежных отношений. Унифицирована и упрощена была иероглифическая письменность. Стандартизовано делопроизводство. Империя была разбита на 36 территориально- административных областей, без учета прежних политических и этнических границ. Законом было утверждено единое для всех полноправных свободных гражданское наименование "черноголовые" ( цяньшоу). Даже для своих сыновей и братьев Цинь Шихуанди не сделал исключения, "низведя их до простолюдинов", как свидетельствуют более поздние источники. Были введены единое писаное законодательство, единая система чиновничества, а также инспекторат, державший под надзором деятельность всего административного аппарата сверху донизу и подчиненный лично самому императору. Легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи.

По примеру Шан Яна Цинь Шихуанди ввел карательную систему, предусматривавшую как массовый вид наказания порабощение государством всех членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой системой взаимной ответственности, круг которой расширился настолько, что каре одновременно подвергались целые группы сел. Преступления, которые представлялись властям особо тяжелыми, карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трех поколениях.

Для введения новых порядков применялись самые крутые меры. В стране царил террор, всех, кто высказывал недовольство, казнили со всем родом, по закону круговой поруки "соучастников" обращали в рабство. За счет порабощения массы военнопленных и осужденных судами число государственных рабов в империи оказалось огромным. Их труд широко применялся в многоотраслевом царско-государственном хозяйстве. "Цинь учредила рынки рабов и рабынь, где их содержали в загонах вместе со скотом; управляя подданными, всецело распоряжалась их жизнью", - сообщают древнекитайские авторы, усматривая в этом обстоятельстве, а также в узаконении собственности на землю чуть ли не главную причину быстрого падения династии Цинь. Колоссальных затрат и огромных человеческих жертв требовали непрекращавшиеся далекие походы, строительство Великой стены, ирригационных сооружений, дорог по всей империи, широкое градостроительство, возведение многочисленных дворцов и храмов, наконец, сооружение грандиозной гробницы для Цинь Шихуанди - недавние раскопки вскрыли огромные масштабы этого подземного мавзолея. Государственных рабов гнали на работы сотнями тысяч, но их не хватало, несмотря на постоянный приток. Тяжелейшие трудовые повинности легли на плечи основной массы "черноголовых". В 216 г. Цинь Шихуанди издал приказ, повелевавший "черноголовым" срочно доложить о наличной земельной собственности, и ввел исключительно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Укрывавшихся от налогов и повинностей (бежали общинами во главе с советом старейшин) разыскивали и ссылали на окраины колонизовать новые земли. В 210 г., в возрасте 48 лет, Цинь Шихуанди скоропостижно скончался.

Сразу же после смерти Цинь Шихуанди в империи вспыхнули восстания. Первая повстанческая волна подняла самый обездоленный люд, выдвинув вождей наиболее низкого общественного статуса, таких, как порабощенный бедняк Чэнь Шэн и бездомный батрак У Гуан. Силами имперских войск она была быстро подавлена. Но тотчас же поднялось широкое антициньское движение, в котором участвовали все слои населения империи - от самых низов до аристократических верхов. Наиболее удачливый из вождей повстанцев, родом из бывшего царства Чу, выходец из среды рядовых общинников Лю Бан сумел сплотить силы народного движения и привлечь на свою сторону опытных в военном деле врагов Цинь из числа потомственной аристократии. В 206 г. до н. э. династия Цинь пала, после чего началась борьба за власть повстанческих вождей. Победителем оказался Лю Бан. В 202 г. до н. э. Лю Бан был провозглашен императором и стал основателем новой династии - Хань. Она разделяется на два периода правления: Старшей (или Ранней) Хань (202 г. до н. э.- 8 г. н. э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г. Чанъань (рядом с бывшей циньской столицей).

В результате длительного взаимодействия различных этнических компонентов на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы примерно с середины I тысячелетия до н. э. активно шел процесс этногенеза древнекитайской народности, в ходе которого складывалась этническая общность "хуася" и на ее базе шло образование культурного комплекса "срединных царств". Однако вплоть до начала III в. до н. э. формирование древнекитайской этнокультурной общности окончательно не завершилось, не сложилось ни общего этнического самосознания, ни общепринятого самоназвания древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централизованной империи Цинь стало мощным катализатором процесса консолидации древнекитайского этноса. Несмотря на кратковременное существование империи Цинь, ее наименование стало основным этническим самоназванием древних китайцев в последующую, ханьскую, эпоху, сохраняясь вплоть до конца эпохи древности. В качестве этнонима древних китайцев "цинь" вошло в язык соседних народов. От него произошли и все западноевропейские названия Китая: латинское Синэ, немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна.

Первая древняя империя Китая - Цинь - просуществовала всего около двух десятков лет, но она заложила прочную социально-экономическую и административно-политическую основу для возникшей на ее развалинах империи Хань.

Политическое объединение страны при Цинь Шихуанди, узаконение в масштабах всей империи частной собственности на землю, последовательное осуществление территориально-административного деления, фактическое разделение населения по имущественному признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию торговли и денежного обращения, открывали возможности для подъема производительных сил и утверждения социально-политического строя империи - совершенно нового типа государства, вызванного к жизни всем предшествующим общественно-экономическим и политическим развитием древнего Китая. В этой исторической закономерности смены архаического строя древнекитайских раннегосударственных образований развитым древним обществом коренились, в конечном счете, причина феноменальных успехов деятельности Цинь Шихуанди и неизбежность восстановления после краха его династии важнейших циньских имперских институтов. Длительное, почти пятивековое существование на территории Восточной Азии огромной Цинь-Ханьской империи опровергает распространенное мнение об эфемерности древних империй. Причины столь длительного и прочного существования державы Хань заключались в способе производства древнего общества Китая, как и древнего Востока в целом, с характерной для его поздних этапов тенденцией к образованию крупных империй.

Китай — древнейшая из существующих ныне цивилизаций. Опыт ее в этой связи требует особого осмысления в плане исторической жизнеустойчивости. Одной из обнаруживаемых традиционных скреп китайского государства выступает национальная идея.

Именно Китаю, наряду с его прочими мировыми изобретениями, принадлежит первенство в открытии феномена общегражданской идеологии. Древнейшими идеологическими доктринами в истории человечества могут считаться конфуцианство, легизм и, с определенными оговорками, даосизм. Их идентификация в качестве национальных идей опровергает распространенную точку зрения об идеологии как исключительном продукте эпохи модерна (индустриализма, буржуазного общества). Соответственно и завершение модернистской фазы развития не означает объективности деидеологизации.

Специфичность структуры китайского общества заключается в особой значимости института кланов (родовых объединений). Если для западных стран клановость рассматривается чаще всего в качестве препятствия общественному развитию, то для Китая — это естественная форма цивилизационного бытия. Кланы по сей день играют структурообразующую роль для китайского социума. Понимая их принципиальное значение как фактора жизнеустойчивости общественного организма, коммунистические власти Китая никогда не выдвигали задачи разрушения клановой системы. Для сравнения, в СССР велась активная борьба с такого рода традиционалистскими институтами, классифицируемыми в качестве пережитка докапиталистических формаций.

Кланы в Китае выступают носителями ценностных традиций китайского народа. Они представляют собой связующее звено между государством и индивидуумом. В этом смысле клановая система обеспечивает интеграционный потенциал китайского государства, являясь одной из важнейших цивилизационных скреп Китая.

Вступление в эпоху модерна выдвинуло перед Китаем, как и перед другими государствами, задачу самоопределения гражданской нации. Прежде всего это выразилось в политике консолидации государствообразующего народа хань. Сегодня он составляет 92% китайского населения. Однако еще столетие назад единого этноса хань фактически не существовало. В него объединялись политической волей государства весьма различные этнические группы. Существенные различия диалектов десятков групп, объединенных как хань, по сей день проявляются даже на уровне лексики и грамматики. И сегодня в повседневном быту китайцы общаются в основном на диалектических наречиях.

Этнически китайский народ был гораздо более гетерогенным, чем русский. Однако

китайцам удалось за двадцатое столетие добиться этнического сплочения, тогда как в то же самое время русский этнос оказался окончательно расколот на великороссов, белорусов и украинцев.

Одним из главных инструментов китайской консолидации была целенаправленная политика поддержки общепринятой версии официального языка — путунхуа [Решетов А.М. Китайцы (хань) в свете теории этноса // XXVIII научная конференция "Общество и государство в Китае". М., 1998. С. 265-270. ].

Идея государства-нации Китая была впервые теоретически сформулирована основателем партии Гоминьдан Сунь Ятсеном. Оценка его как "Конфуция в реальной политике" отражает идеологическое преемство по отношению к конфуцианской национальной традиции сформулированной им новой доктрины. Будучи по вероисповеданию протестантом-конгрегационалистом, он привносил в традиционный китайский ценностный арсенал категории и понятия, характерные для западного модерна. Разработанное Сунь Ятсеном учение "о трех народных принципах" по сей день является государственной идеологией республики Тайвань. К ней же относится апелляция в преамбуле Конституции КНР. Три народных принципа: национализм, народовластие и народное благосостояние — соотносятся, соответственно, с факторами национальной суверенности, идущего снизу государственно-политического управления и основанного на социалистической эгалитарности экономического развития (культура, политика, экономика) [Сунь-Ятсэн. Три народных принципа ("Сань минь чжун"). М., 1928; Сенин И.Г.Общественно — политические и философские взгляды Сунь Ят-Сена. М., 1956; Кузмин И.Д. Конфуцианство и эволюции идеологии Гоминьдана. Л., 1975; Матвеева Г.С.Отец республики: Повесть о Сунь Ят-Сене. М., 1975; Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985.] .

Консолидация хань стала первым этапом проекта формирования единой китайской нации. На втором — реализовывалась задача объединения вокруг государствообразующего народа других находящихся на периферии государства этносов. Третий съезд Гоминьдана официально декларировал программу сплочения "400-миллионного народа в одну государственную нацию". Для обозначения этого формата консолидации использовалось понятие "чжунхуа миньцзу" или "нация Китая". Сегодня его содержание модифицируется в направлении распространения не только на граждан КНР, но и этнических китайцев, проживающих за пределами родины (хуацяо). Их деятельность в политической, экономической и культурной сферах в значительной степени теперь координируется из Пекина. Непосредственными координаторами выступают Комитеты по делам зарубежных китайцев при Госсовете КНР и Ассоциация зарубежных китайцев. С 1991 г. проводятся Всемирные конгрессы китайских предпринимателей, позиционируемые как китайский аналог форумов в Давосе. Параллельно организуются такие акции как Всемирный форум представителей китаеязычных средств массовой информации.

Российские программы взаимодействия с соотечественниками за рубежом не идут в этом плане не в какое сравнение.

Зарубежные китайские общины официально рассматриваются в КНР как фактор реализации новой мировой миссии Китая. Если называть вещи своими именами, то они составляют внешнюю армию в стратегии китайского геополитического наступления [Гельбрас В.Г. Китайская Народная Республика: возрождение национальной идеи // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 256-258. ].

В последнее время получила распространение точка зрения о культурной интравертности Китая. Согласно ей, будучи ориентирован исключительно на себя, он не несет, подобно США, угрозу глобальной внешней экспансии. Однако интравертностью характеризуется только один компонент китайской цивилизации — культура. По всем другим сторонам цивилизационного существования — идеологии, экономике, геополитике — Китай развивается в направлении достижения статуса мировой сверхдержавы.

Сообразно с конфуцианской традицией Китай самопрезентуется как Поднебесная или Срединная империя. Посредством этих наименований акцентировано проводится мысль о китайском национальном превосходстве. Ментальная травма имперскому самосознанию китайцев была нанесена в XIX в. превращением Поднебесной в полуколонию западных государств. Производной от нее на уровне народной памяти стала интенция истребления "белых варваров" ("боксерское восстание")[Мышлаевский А.З. Военные действия в Китае. 1900-1901 гг. Ч. 1. СПб., 1905. ].

Память об этноциде имеет принципиальное значение для национального самосознания. Известны трагедии народов армян и евреев. Мотивы психологической травмы этноцида содержатся в памяти и других народов. Такого рода травма присутствует в национальной саморефлексии и Китая. Для китайцев — это память об "опиумных войнах". Символом европейских зверств выступает находящаяся по сей день в разрушенном состоянии летняя резиденция цинских императоров Юаньшиньюань на территории современного Пекина. Китайские власти сознательно не ведут ее восстановления, сохраняя в качестве свидетельства культурной ксенофобии Запада [Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб., 2004. С. 8-9. ].

Рефлексия на колониальное прошлое нашла отражение в Конституции КНР. По сей день, по мнению исследователей, стратегия развития Китая в значительной мере подспудно мотивируется идеей "отмщения за почти 100-летнее унижение со стороны империалистических государств, в том числе России" [Гельбрас В.Г. Китайская Народная Республика: возрождение национальной идеи // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 256. ].

При Мао Цзэдуне идеология китайского экспансионизма была представлена в незакамуфлированном виде. Она выражалась в концепте "бумажного тигра", согласно которому победа в грядущей мировой войне будет на стороне КНР как державы, имеющей численное людское превосходство над противниками. "Бумажными тиграми" представлялись США и СССР, чья ядерная мощь, по мнению китайского руководства, существенно преувеличивалась. Будучи абсурдной в военно-стратегическом отношении эта идеологема имела высокий мобилизационный потенциал, вселяя в сознание населения КНР чувство уверенности в способности противостоять любому сопернику [Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэдун: "наш коронный номер — это война, диктатура". М.: Международные отношения, 1976. ].

В современном Китае идея внешней экспансии представлена в большей степени в виде экономического наступления. С официальной трибуны говорится о "новом великом походе". Известны конкретные валовые показатели и даты завоевания КНР первенствующего положения в мировой экономике. Осуществляемое Китаем внешнеэкономическое наступление было определено председателем Цзян Цзэминем как "главное поле битвы". Установка "идти вовне" стала новым девизом китайской политики. Так что

представление об интравертности Китая не соответствует ни идеологическим, ни политическим реалиям его исторического и современного развития.

Между тем территориальные претензии, выдвигаемые в различных китаеязычных СМИ в отношении России, варьируют в масштабе от 1,5 млн до 5,88 млн кв.км [Гельбрас В.Г. Китайская Народная Республика: возрождение национальной идеи // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 254-256, 259. ].

Государственная идеология КНР закреплена Конституцией. В современном Китае принята доктрина социализма с национальной китайской спецификой. Идея специфичности социалистической модели в КНР получила обоснование еще в рамках маоизма. Однако при Мао акцент делался в большей степени на социализме, чем на национальной специфике. Маоизм был идеологией ультралевого толка, знаменем леворадикальных сил в различных странах мира. Маоистская "культурная революция" — это принципиальный разрыв с национальными традициями страны. Конфуцианские и даосские накопления культуры подлежали категорическому искоренению. Из исторического прошлого Китая ценностно приемлемыми для маоистов оказались только идеология легизма и осуществляемая на ее основе политика правления императора Цинь Ши Хуана [Румянцев А. Маоизм, Истоки и эволюция "идей Мао Цзэдуна" (Об антимарксистской сущности маоизма). М., 1972; Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэдун: "наш коронный номер — это война, диктатура". М.: Международные отношения, 1976. ].

Сегодня в КНР главный лозунг — не построение коммунистического общества, а "великое возрождение нации Китая". В сохраняющей актуальность идеологеме социализма с китайской национальной спецификой произошла переориентация на вторую составляющую идеологической конструкции. Социализм воспринимается уже не как цель, а как средство обеспечения величия нации.

Глава из книги: В.Э.Багдасарян, С.С.Сулакшин. "Высшие ценности Российского государства". Серия "Политическая аксиология". Научная монография. М.: Научный эксперт, 2012. — 624 с. — С. 297—302.

Страна, которую мы знаем как , по-китайски называется Чжунго 中国, что переводится как «Срединные земли», или «Срединное государство» (в нет морфологического изменения слов по числам). Названия Китая очень многочисленны.

Перенесемся мысленно на 2,5 тысячи лет назад, в середину I тыс. до н.э. В то время формально на территории Великой китайской равнины царствовала династия Чжоу (XII в. до н.э. – 256 г. до н.э.). Фактически же Китай был разделен на ряд независимых царств, которые вели междоусобные войны.

Царство Чжоу пришло на смену государству Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), первому государственному образованию, существование которого подтверждено как археологическими находками, так и письменными источниками. В истории династии Чжоу выделяются два периода: правление Западной Чжоу (1026-770 до н.э.) и Восточной Чжоу (770-256 до н.э.), когда столица была перенесена на восток страны, в Лои (совр. Лоян). Правление Восточной Чжоу, в свою очередь, подразделяется на два периода: Чунь-цю (Весны и осени, 770-481 до н.э.), получивший свое название от одноименной летописи царства Лу – «Чунь-цю», редактором которой считается , и Чжань-го (Сражающиеся царства, 475 или 403 – 256 или 221 до н.э.).

Срединные царства окружали слабозаселенные территории и пустоши. К северу от Китая простирались бескрайние степи, заселенные кочевыми племенами сюнну (известные в Европе как гунны); на западе – высочайшие горные плато и хребты, где жили свирепые племена цянов (предки тибетцев); на юге, за рекой Янцзы – непроходимые болота и тропические леса; на востоке – безбрежные пространства Бохайского залива (который китайцы называют морем), Желтого и Восточно-Китайского морей, а также аллювиальные прибрежные болотистые низменности. Неудивительно, что китайцы ощущали себя жителями центра мира!

Китай в период Сражающихся царств (примерно на 260 до н. э.)

Поднебесная

Другое самоназвание Китая – Тянься 天下, или Поднебесная . Согласно древним представлениям, Небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Там, где круг (Небо) проецируется на квадрат (Земля), по мнению древних китайцев, и находились Срединные Земли. По углам располагались территории, заселенные варварами, которые, как считали китайцы, были лишены покровительства благого Неба.

Китай – континентальная страна. Для древних китайцев их земля вмещала в себя весь мир. В китайском языке есть два выражения, которые можно перевести как “мир”. Одно – “все под Небом”, и другое – “все в пределах четырех морей”. Для народа морской державы, какими были греки, синонимичность этих выражений была бы непредставима. Но в китайском языке это произошло, и тому есть причины.

Со времен Конфуция и вплоть до конца прошлого века (имеется в виду XIX в. – Ред.) ни один из китайских мыслителей не плавал по морям. Конфуций и Мэн-цзы, если судить по нынешним меркам, жили недалеко от моря. Тем не менее в «Беседах и рассуждениях» Конфуций говорит о нем только однажды: “Если мне не суждено достигнуть цели, я сяду на плот и поплыву в открытое море…” (V, 6) … Мэн-цзы не пошел дальше Конфуция, лишь подумывавшего о “путешествии к морю”. Насколько отличались от них Сократ, Платон и Аристотель, жившие в морской стране и путешествовавшие от острова к острову! (Фэн Ю-лань. «Краткая история китайской философии»)

Хуася

Еще одно неформальное название Китая и китайцев — Хуася 华夏, где «хуа» означает «пышный», «великолепный», «цветущий», а «Ся» — название первой, легендарной династии Ся (2205-1765 до н.э.), известной только по позднейшим конфуцианским письменным источникам и не подтвержденной археологическими материалами.

Согласно традиционной китайской историографии, Ся является первой династией. Существует несколько датировок ее правления: 2700, 2205, 2070 – 1765 до н.э. Основателем династии был легендарный Юй, который спас Поднебесную от потопа. До настоящего времени письменных памятников, относящихся к этой эпохе, не обнаружено. Ряд китайских историков и археологов связывают династию Ся с урбанистической археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (центр находится в 10 км к востоку от Лояна).

Император Цинь Шихуанди, родоначальник династии Цинь (221-206 до н.э.), покоривший разрозненные царства Великой китайской равнины, создал первое в истории Китая централизованное государство. Китайцы стали именоваться циньцами, людьми Цинь. В эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) произошла консолидация китайского этноса. Китайцы стали называть себя хань жэнь 汉人 (люди Хань, ханьцы), или просто хань 汉, а свой язык – хань юй 汉语 (речи Хань). Эти слова существуют в китайском языке до сих пор.

Китай

Русское слово «Китай» произошло от названия кидани (китаи), с которыми первоначально столкнулись русские в результате освоения Сибири и Дальнего Востока в XVII-XVIII вв. Это были кочевые монголоязычные племена, которые некогда обитали на территории Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. В 907 году они основали государство Ляо, границы которого протянулись от Японского моря до Восточного Туркестана. Империя Ляо просуществовала до 1125 г. и стала одной из могущественных империй Азии, неоднократно воевавшей с Китаем. В период правления династии Сун (宋, 960-1279) кидане захватили значительные территории Северного Китая и императорский Китай вел длительную борьбу с ними.

China

В античные времена, когда был основной статьей китайского экспорта и высоко ценился в Европе, греки и римляне называли Китай «Серика» («Страна шелка»). Из Китая шелк транспортировался по маршрутам Великого шелкового пути. Впоследствии Китай стали именовать Cina (англ. China) – по названию династии Цинь. China также переводится как «фарфор»: в Новое время китайский фарфор, как и шелк, высоко ценился в Европе и был неизменным атрибутом модного тогда стиля шинуазри («китайщина»; в России в стиле шинуазри построены некоторые , Ораниенбаума и др.). В эпоху правления династии Цин (1644-1911) европейцы начали активно осваивать Китай, особенно с середины XIX в., и имя China окончательно закрепилось в европейской традиции.

Великий шелковый путь – сеть караванных дорог, которая существовала в античности и в Средние века, связавшая страны Восточной Азии со Средиземноморьем. Маршрут начинался в Чанъани (совр. Сиань, КНР), далее проходил через Ланьчжоу в Дуньхуан. Там он раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная – мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Южный Памир, далее – в Бактрию, а оттуда – в Парфию, Индию, на Ближний Восток и страны Средиземноморского бассейна. Термин был введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 году. Великий шелковый путь оказал значительное влияние на все страны региона. В настоящее время правительство Китайской Народной Республики реализует проект Нового Шелкового пути – цепь скоростных автобанов и железных дорог, которые должны связать Китай с другими странами Европы и Азии, способствовать углублению экономических, политических, культурных связей Евразийского континента и иметь важное интеграционное значение для всего мира.

После революции 1949 г. страна официально стала называться «Чжунхуа жэньминь гунхэго» 中华人民共和国 – Китайская Народная Республика – буквально означает «Срединная цветущая страна всеобщей гармонии народа».

Китайцы и варвары

Издревле в Китае сложилось довольно высокомерно-пренебрежительное отношение к иноземцам, которых часто именуют лаовай 老外 («варвар», букв. «дилетант», «профан»). Даже в XIX в., после того, как Китай был опустошен западными странами в ходе Опиумных войн (первая Опиумная война – 1840-1842, вторая Опиумная война – 1856-1860) и находился в положении полуколонии, существовал китайский этноцентризм. Согласно одному историческому анекдоту, императрица Цыси (1835-1908) одно из писем королеве Виктории (1819-1901) начала словами: «Приветствую тебя, королева варваров».

Я слышал, что варвары изменялись [под влиянием] Китая, но еще я не слышал, чтобы варвары изменяли [что-либо] в Китае. (Мэн-цзы)

Со времен глубокой древности в Китае сложилось почтительное отношение к государству и государственным институтам. Государство мыслилось как большая семья, вышестоящих и нижестоящих членов которой связывают чувства отцовской любви и сыновней почтительности. Это нашло отражение и в современном китайском языке, где слово «государство» буквально означает «страна-семья» (гоцзя 国家), а слово «все» — «большая семья» (дацзя 大家).

За многовековую историю (сами китайцы говорят о «пятитысячелетней истории» страны) в китайской цивилизации выработались ценности, которые продолжают играть существенную роль и в настоящее время, оказывая влияние на все сферы жизни, от политики, до личных взаимотношений: превознесение древности, почтение перед старшими, уважение традиций, коллективизм, идеал гармонии, представления о цикличности времени и истории и т.п.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Эпоха династии Хань в истории Китайской цивилизации делится на два этапа: Западноханьский (Старшая или Ранняя Хань: 206 г. до н.э. 8 г. н.э.) и Восточноханьский (Младшая или Поздняя Хань: 25 220 гг. н.э.). Свое название основанная Лю Баном династия Хань получила от местности, где он победил своих противников в борьбе за императорский престол. В Западноханьский период столицей создаваемой Ханьской империи стал город Чанъань (нын. Сиань, пров. Шеньси), в котором проживало до полумиллиона человек. В эпоху Младшей Хань ее правители перенесли столицу в город Лоян. В I в. н.э. в Китае провели перепись, которая показала, что Ханьская империя по численности населения приближается к Римской и насчитывает около 60 млн. человек.

Когда в конце 207 г. последний император династии Цинь сдавался одному из вождей восставших Лю Бану, будущему основателю династии Хань, Китай переживал глубокий кризис в стране царил политический хаос, административная система разваливалась, поля запустели, голод сокращал население. И тем не менее Китай выстоял, органично развивая при этом традиции своей цивилизации. Для эпохи династии Хань ее специфику можно определить тремя ключевыми словами реформы, конфуцианство как господствующая религия и внешнеполитическая экспансия .

Навести порядок в истощенной многомиллионной стране Лю Бану, бывшему старосте маленькой деревеньки, ставшему императором Синего неба, как называли Хань, удалось не без труда. Действуя гибко и осторожно, серией указов он отменил законы Цинь с их казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями, объявил амнистию, снизил налог с крестьян. Однако, циньская административно-бюрократическая система и основные экономические установления продолжали существовать. И хотя по-прежнему своим статусом и местом в обществе резко выделялись чиновники, Лю Бан опирался на землевладельцев, провозгласив земледелие основой хозяйства империи и самым уважаемым занятием. Главы семей получили полноправное гражданство с закреплением за ними низшего из 18-ти сословных рангов.

Многим предводителям повстанческих отрядов, которые помогли Лю Бану прийти к власти, были пожалованы наследственные владения. Часть земель, как проявление высшего благоволения императора, была отдана некоторым представителям знати. Эта практика пожалования наделов создала угрозу сепаратизма, с которым боролись преемники Лю Бана, в том числе У-ди (140-87 г. до н.э.).

Годы правления У-ди время расцвета Китайской цивилизации эпохи Хань. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе новую поместную аристократию, наладить экономику страны и поднять общественное благосостояние. Возросло число городов с населением до 50 тыс., небывалых размеров достигла работорговля. Монополия на соль, железо и вине приносила доход империи. Исключительно большое развитие получила внешняя торговля. Северный торговый путь, связывавший Китай со странами Запада, получил название Великий шелковый путь.

Со времен правления У-ди Ханьская империя превратилась в сильное централизованное государство. Центральному правительству, состоявшему из различных ведомств, подчинялись области (83), в которые, в свою очередь, входили округа, затем уезды и волости. Страна управлялась армией чиновников, число которых превышало 130 тыс. Чиновники, или ученые, делились на 9 рангов в зависимости от степени, присвоенной им после прохождения экзаменов. Система экзаменов для отбора достойных и присвоения им звания эрудита соответствующей степени была введена в 136 г. до н.э.

Раз в три года победители провинциальных туров съезжались в столицу и сдавали экзамены самому императору. Во время экзаменов они должны были написать сочинение на заданную тему. Претенденты на чин на экзаменах должны были показать знание книг, составлявших основу конфуцианского канона Пятикнижия, в число которых вошли Шуцзин (Книга исторических документов), Шицзин (Книга песен), И цзин (Книга перемен), Ли цзи (Записи об обрядах). Государственный экземпляр Пятикнижия был высечен на камне. Прошедшим испытание присваивались ученые степени, открывавшие возможность получения назначения на должность в органы центральной и местной власти.

Место назначения чиновника менялось каждые 5 лет. За службу они получали жалование или земельный надел. Чиновник не мог передавать по наследству ни своего звания и ранга, ни землю. Однако, они имели больше возможностей, чем простолюдины, дать своим детям образование, позволявшее сдать экзамен и получить должность. Этим ученым чиновникам мандаринам Китайская цивилизация обязана и в плане консолидации древнекитайской народности (ханьцы этническое самоназвание китайцев), и в плане образования особой модели государственной администрации, особой китайской сословной иерархии.

Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и справедливости, а помогать ему проводить правильную политику должны были ученые чиновники. Отношения в обществе должны были регулироваться на основе ритуалов, которые определяли обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить отношения в семье на основе принципов сыновней почтительности и братской любви. Это означало. Что каждый человек должен был беспрекословно выполнять волю отца. Слушаться старших братьев, заботиться о своих родителях в старости. С эпохи Старшей Хань китайское общество становилось сословным не только в государственном, но и в конфуцианско-нравственном смысле этого понятия. Послушание младших старшим, низших высшим, а всех вместе императору основа развития Китайской цивилизации с ее всеобщей строгой регламентацией жизни вплоть до мелочей.

Возросшая сила Китайской цивилизации проявилась и в ее внешнеполитической экспансии, в борьбе с внешним противником, прежде всего с объединением кочевых племен сюнну , обитавших на обширной территории у северных границ Китая. Правители Ханьской империи стремились расширить ее территорию за счет захвата чужих земель, взять под контроль международные торговые пути и расширить внешние рынки сбыта своих товаров.

Одна из важнейших черт цивилизации Ханьского Китая непрерывное интенсивное взаимодействие с окружающим миром, с варварской периферией, населенной степными кочевниками. Северные соседи ханьцев постоянно угрожали безопасности империи, войска которой в основном успешно сдерживали их натиск, постепенно оттесняя от Великой Китайской стены. Но когда ханьцы оказывались неспособными защитить свои границы от набегов, кочевники не только вторгались в их земли, разоряя города и деревни и увозя награбленное в свои ставки, но и захватывали исконные земли Ханьской империи. Кочевники часто превосходили ханьцев в военном отношении, но всегда отставали в культурном. Им приходилось использовать опыт и законы ханьцев, перенимать их язык, традиции, религию.

После разведывательной экспедиции путешественника Чжан Цяня в Среднюю Азию (138-125 гг. до н.э.), ханьцы взяли курс на завоевание Западного Края (Восточного Туркестана). Вытеснив сюнну, подчинив ряд городов-государств и установив контакты со Средней Азией, они взяли под контроль Великий шелковый путь, связывающий Китай с Западом. Налаживание регулярной торговли существенно сказалось на культурном взаимодействии двух великих цивилизаций древнего мира Китайской и Римской. Китайские шелка, лаковые изделия, драгоценные металлы, железо и никель проникали далеко на запад через Переднюю и Среднюю Азию, по торговым путям Римского Востока, достигая Рима. В Китай ввозили стеклянные изделья из Средиземноморья, нефрит из Хотана, лошадей и меха от кочевников. Рынок как место встречи цивилизаций открыл Китаю такие сельскохозяйственные культуры как виноград, гранат, орех, фасоль, шафран, люцерна, поставляемые из Средней Азии.

Великий шелковый путь зона контактов разных цивилизаций. Здесь на протяжении столетий распространялись не только товары, но инновационные технологии, новые религиозные представления и образцы искусства. Вдоль этой самой знаменитой в древнем мире транзитной торговой магистрали расселялись отдельные народы, определявшие процессы этногенеза.

Почти одновременно Ханьская империя развернула экспансию на юго-запад и восток. Было покорено древнекорейское государство Чосон. Активные завоевательные действия велись к югу от Китая и в Юго-Восточной Азии с захватом древневьетнамских государств Аупак и Намвьен.

Экспансионистские устремления Ханьской империи привели к истощению государственных ресурсов, росту налогов, поборов и принудительных работ, ухудшения положения людей объятых печалью. При дворе усилилось влияние енвнухов и родственников жен императора. По усталой стране одна за другой катились волны восстаний бедных слоев населения. Сталкивались интересы сельских домов и образованного служилого сословия. Завершая эпоху Старшей династии Хань, краткое промежуточное правление Ван Мана (9-23 г. н.э.), родственника жены одного из императоров, привело к восстановлению Младшей династии Хань. Придя к власти, Ван Ман приступил к преобразованиям, дабы восстановить счастливые порядки древности. Разумные по своей направленности реформы представляли попытку использовать государственную власть для контроля над хозяйственной жизнью страны: передачи земли в собственность государства, запрет торговли землей и рабами, ликвидация частного рабства, монополия на вино, соль, железо. Однако неотлаженность реформ, слишком стремительное и энергичное их проведение, привели к обострению социальных противоречий. Восстание красных бровей в18 г. н.э. (восставшие красили брови в красный цвет), гражданская война в стране и экологическая катастрофа (в 11 г. н.э. крупномасштабный разлив изменившей свое русло реки Хуанхэ привел к гибели сотен тысяч людей) предрешили конец правления Ван Мана.

В 25 г. н.э. представитель императорской фамилии Гуан У ди (25-57 гг. н.э.) захватил власть и восстановил династию Хань. Предпринимались отчаянные усилия преодолеть кризис в стране. Удалось вновь установить влияние в Западном Крае. Как никогда ханьцы развернули внешнюю торговлю. Большое распространение получили имения сильных домов, которые постепенно превращались в экономически замкнутые хозяйства, тем самым, снижая уровень государственных доходов. В III в. официально отменили монетное обращение, используя в качестве денег шелк и зерно. Сократилась численность населения, а число городов уменьшилось в два раза. Это, наряду с непрерывной борьбой клик при дворе, привело к ослаблению центральной власти, социальной дестабилизации (восстание Желтых повязок в 184 г.) и падению династии. В 220 г. Ханьская империя распалась на три царства, тем самым прекратив свое существование. Просуществовавшая благодаря централизованной системе управления более четырех столетий, Ханьская империя стала образцом для последующих эпох.

Китайцы (самоназвание - ханьцзу, ханьжэнь, также чжунго жэнь, - буквально "человек Срединного государства", т. е. китаец) - народ, составляющий преобладающую часть населения КНР, крупнейший по численности народ мира. Общая численность 1125 млн. человек, в том числе 1094 млн. человек в КНР и около 20 млн. человек на Тайване. Начиная со средневековья, китайцы стали широко расселяться по всему миру, но прежде всего в соседние государства. Широкий размах китайская эмиграция приобрела во второй половине XIX - первой половине XX вв. За рубежом проживают значительные группы китайцев (самоназвание хуажэнь, танжэнь, также хуацяо - буквально "китайский гость" или "китаец, живущий за рубежом", так их называют и сами китайцы). В Сингапуре китайцы составляют около 80% населения страны (1,96 млн. человек), в Малайзии они второй по численности этнос (5,12 млн. человек). Крупные китайские общины расселены дисперсно в других странах Юго-Восточной Азии (в Таиланде 6,3 млн. человек, Индонезии 5,2 млн. человек, Мьянме 350 тыс., на Филиппинах 500 тыс., во Вьетнаме 950 тыс. человек, в Камбодже, в Брунее) и Восточной Азии [в Сянгане, Аомыне (Макао), Японии и Корее], также в различных странах Америки (в том числе в США - 820 тыс. человек, в Канаде - 290 тыс. человек), Европы, Африки, Австралии и Океании. В России насчитывается около 6 тыс. человек (без учёта временной значительной части китайцев, незаконно проникших в Россию).

Говорят на различных диалектах китайского языка. Многочисленные диалекты зачастую взаимонепонимаемы. Наиболее распространённой, особенно на севере, в центре и на юго-западе страны, является группа северных диалектов, так называемых "гуань хуа" - буквально "чиновничий язык". Особенно сложна языковая ситуация на юге. На диалектах кэцзя (местное произношение - хакка, буквально "семья гостей") говорят потомки китайцев, переселявшихся с севера преимущественно в IV-VI веках. До сих пор сильны позиции шанхайского (у), фуцзяньских (минь), гуандунского (юэ) диалектов, на которых неоднократно предпринимались попытки создания своей литературы. Различия между диалектами поддерживались исторически сложившимися регионализмом, неразвитостью рыночных связей, господством натурального хозяйства, часто политической разобщённостью и т. д. Сильные диалектные отличия до сих пор не дают возможности перейти на любую буквенную письменность, в том числе латинизированную, проект которой был одобрен в КНР ещё в 1958.

Основополагающая роль в поддержании единства китайского языка в многовековой сложной истории страны всегда принадлежала китайской иероглифической письменности, начало которой восходит ко второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры, и непрерывности существования китайской государственности. Государство всегда придавало значение распространению нормативного языка, важную роль здесь играли чиновничьи экзамены, отсюда название столичной нормы "гуань хуа". В XX веке он стал называться "го юй" (национальный язык), на Тайване он так называется и сейчас, в КНР он получил наименование "путун хуа" (общеупотребительный язык), развивающийся на основе пекинского говора северного диалекта. Важную роль в его распространении и внедрении играют средства массовой информации (радио, телевидение, кино и др.).

В религиозном отношении китайцы придерживаются своей шкалы духовных ценностей, построенной на принципах глубокого синкретизма. Они признают "три учения" ("сань цзяо"): конфуцианство (жуцзяо), даосизм (даоцзяо), буддизм (фоцзяо) северного толка (секта махаяна).

Ислам стал распространяться в Китае среди хань, начиная с VII-VIII вв. на северо-западе через персидских, тюркских и арабских торговцев, на юго-востоке - через арабских купцов, прибывавших морем. Значительное распространение ислама среди ханьцев в XIII-XIV вв. привело к формированию особой этноконфессиональной группы, которая в КНР рассматривается как самостоятельная народность хуйцзу.

В более позднее время получили определённое распространение христианские вероучения (католичество, протестантство, православие и др.). На Тайване сформировалась новая синкретическая религия "игуаньгао".

Однако независимо от принадлежности к той или иной конфессии каждый Китаец осознаёт себя прежде всего конфуцианцем, культ предков до сих пор занимает в этой шкале господствующие позиции. Влияние конфуцианства испытали и другие учения, в большей мере буддизм, в меньшей - даосизм.

Этническая история древних предков китайцев представляет сложный, весьма длительный процесс, в котором принимали участие многочисленные племена, принадлежавшие к различным типам монголоидной большой расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, преимущественно земледельческие по роду занятий и весьма отличные друг от друга по культуре. Одним из основных компонентов, позднее вошедших в состав предков древних китайцев, очевидно, следует считать племена носителей неолитической земледельческой культуры яншао, живших в 4-м тысячелетии до нашей эры в бассейне реки Хуанхэ. В результате произошедшего смешения с племенами южного, возможно, тайско-индонезийского происхождения во второй половине3-го тысячелетия до нашей эры, как можно предполагать, стали формироваться племена ся, историю которых, во многом пока ещё легендарную, некоторые современные китайские историки склонны рассматривать уже как начало сложения "чжунхуа миньцзу" - общности народов страны, которая, таким образом, насчитывает пять тысяч лет существования.

В XVIII веке до нашей эры на территории современной провинций Шэньси, Шаньси, Хэнань сформировалась иньская (шанская) общность, генетически связанная с предыдущими насельниками. В начале XI века до нашей эры иньцы были покорены родственными им племенами чжоусцев - потомков западной ветви яншаоских племён, у которых ещё были сильны скотоводческие традиции. Вдоль реки Хуанхэ продолжались миграции различных племён - предков древних китайцев на восток, вплоть до морского побережья полуострова Шаньдун, где они встретились, по всей вероятности, с северной ветвью юэ, принадлежавших к протоиндонезийцам, а также племенами - предками тунгусо-маньчжуров. Между иньцами и чжоусцами происходило довольно интенсивное взаимодействие, что в конечном итоге привело к формированию в VII-VI вв. до нашей эры новой этнической общности хуася - прямых предков древних китайцев. На их духовную культуру, формирование их самосознания значительное влияние постепенно начало оказывать конфуцианство.

К первой половине 1-го тысячелетия до нашей эры относится формирование на основе разговорного языка древнего литературного языка вэньянь, который постепенно утрачивал связи с народным языком, диалектами, выполнявшими функции средства устного общения; став непонятным для восприятия на слух, он начиная с 1-го тысячелетия нашей эры вплоть до XX века, претерпевая определённые изменения, играл важную роль средства письменного общения.

Политическая история всегда оказывала немалое влияние на развитие китайского этноса на всех этапах его развития: по названию династии они получили своё название Хань, были периоды, когда нарушалась единая государственность и преобладали тенденции дезинтеграции. Консолидации ханьского этноса способствовала борьба с иноземными завоевателями и правителями, например борьба с господством монгольской династии Юань (XIII-XIV вв.), а в дальнейшем ещё в большей степени - маньчжурской династии Цин (XVII - начало XX вв.), равно как и установление после длительного чужеземного правления национальной династии Мин (XIV-XVII вв.). В XIV веке сложились основные черты современного китайского этноса, хотя и в дальнейшем сохранились наряду с пекинским и некоторые другие мощные экономические культурные центры, являвшиеся очагами региональной консолидации. В Минскую эпоху произошло значительное организованное переселение китайцев из северных и восточных районов на юго-запад (особенно на территории современных провинций Гуйчжоу и Юньнань). Во время династии Цин сформировались в основном современные государственные границы страны. В последней четверти XVIII века было покорено Чжунгарское ханство, на северо-западе была организована провинция Синьцзян ("Новая граница"), однако ханьцы неохотно переселялись в район с непривычными для них экологическими условиями. Зато значительные массы их двинулись на северо-восток в Маньчжурию в конце XIX - начале XX вв.

Ханьцы и их предки на протяжении многовековой истории расширяли ареал своего расселения, но они не только ассимилировали самые разные народы и их отдельные группы на севере, востоке и особенно на юге, но и многое перенимали из их хозяйственно-культурных традиций, что оказывало определённое влияние на усиление их регионального самосознания. В частности, на развитие китайской культуры оказали влияние маньчжуры во время своего правления страной.

В 1912, после свержения маньчжурской династии, образовалась Китайская Республика. Национальной консолидации ханьцев способствовала антияпонская борьба в 30-40-е гг. XX века. 1 октября 1949 было провозглашено создание Китайской Народной Республики. В XX веке при покровительстве государства усилился целенаправленный процесс консолидации ханьского этноса, сопровождаемый смешением разных групп собственно ханьцев, ассимиляцией различных неханьских групп и миграцией ханьцев в северо-западные, северные, северо-восточные, юго-западные и даже западные районы страны.

80% населения страны живёт в деревне, занимаясь сельским хозяйством. Ханьцы - опытные пашенные земледельцы как на богаре, так и на поливных полях. На севере основные зерновые культуры - пшеница, просо, гаолян, кукуруза, основные животные - волы и коровы, на юге соответственно - рис и буйвол. Повсеместно разводят свиней, птицу, занимаются огородничеством. Основные технические культуры - конопля, хлопок, рами, разводят тутового шелкопряда. Из садовых на севере преобладают яблони, груши, персики, хурма, сливы, на юге - цитрусовые, бананы, ананасы, личжи, папайя, развито чаеводство. В сельской местности всё большее развитие получает промышленность, возрождается ремесленное производство. Горожане заняты преимущественно в промышленности, сфере обслуживания, искусны в самых разнообразных ремёслах.

Традиционное жилище китайцев - дом каркасно-столбовой конструкции. Стенные проёмы между несущими кровлю столбами на севере заполняют сырцовым или обожжённым кирпичом, на юге - досками или расщеплённым бамбуком. Интерьер китайского жилища исключительно прост. На севере обязательной является тёплая лежанка, связанная с печкой (кан).

Одежда китайцев состоит из левополой с запахом на правую сторону хлопчатобумажной куртки и широких штанов, летом обувь матерчатая. Женская и мужская одежда практически почти не отличаются как по покрою, так и по составу. Праздничной женской городской одеждой является цельнокроеное узкое платье с глубокими разрезами по бокам (ципао), заимствованное у маньчжуров. На севере зимняя одежда аналогична летней, изготовляется на ватной подкладке, шапка ватная или меховая. Длительное время для официальных работников одежда состояла из кителя с отложным воротником и накладными карманами и брюк (форма Сунь Ятсена). В последние годы одежда, особенно в городе, отличается значительным разнообразием.

Традиционная пища китайцев исключительно богата и разнообразна, в зависимости от района проживания. Широко известны несколько региональных комплексов пищи, в которых преобладают горькие, сладкие, кислые или иные компоненты. Основная пища (чжуши) готовится из крупы или теста преимущественно на пару, второстепенная, сопроводительная (фруши) - блюда из мяса, овощей или морских продуктов готовят на растительном масле в котле на сильном огне. Любимое мясо - свинина. Для вкуса в пищу добавляют кунжутное масло. На праздник весны - традиционный китайский Новый год обязательно делают пельмени, на день рождения - длинную лапшу и т. д. Рис подают в пиалах, пищу берут и едят палочками. Пищевых запретов у китайцев мало. Вплоть до самого последнего времени почти не употребляли молочные продукты, в том числе сливочное масло, творог, сыр, не любят солёную рыбу, сало. Китайские напитки обычно крепкие, с сильным, острым запахом, пьют мелкими мерками. Перед едой обычно подаётся чай, сортовое разнообразие которого весьма велико. Суп по традиции едят в конце.

Среди китайцев сильны традиции земляческих и особенно родственных отношений. До сих пор (особенно в деревне) сохраняется представление о принадлежности к определённой патронимии "цзунцзу" - группе родственных семей, ведущих происхождение от одного предка. Внутри цзунцзу особенно поддерживались традиции взаимопомощи, координации хозяйственной, социальной и культурной жизни её членов. Связи по патронимии находили отражение и в антропонимии. Китайская антропонимическая модель состоит из одно- и редко двусложной фамилии (Ли, Ван, Чжан, Чжоу, Сыма и др.) и дву- и редко односложного личного имени (Яохуа, Тяньмин, Дэ и др.), которое всегда ставится после фамилии. В личное имя прежде всегда включался строго определённо в качестве первого или второго слога общий иероглиф для лиц одного поколения конкретной патронимии, что давало возможность определить место человека в возрастной структуре цзунцзу. Помимо основного, официального имени (мин), которое он получал по достижении совершеннолетия, Китаец в течение жизни мог иметь "молочное имя" (жумин) в детстве, в дальнейшем второе основное имя (цзы). Все китайские имена имеют благопожелательную этимологию.

Начиная со второй половины XX века в китайском обществе происходят новые процессы, связанные как с техническим и культурным прогрессом в жизни страны, так и с всё усиливающимися отношениями с внешним миром.

А. М. Решетов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 242-247.

Далее читайте:

Исторические лица Китая (биографический справочник)

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Loading...Loading...