Mid centrum новые тенденции в интерьере. Золотая середина: стиль mid-century modern

Декор интерьера – это великолепная возможность создать жилище своей мечты, воплощающее ваши представления об эстетичности, эргономичности и уюте. Создавая декор своими руками, мы вкладываем в наши дома и квартиры частичку собственной души, делая их оригинальными и индивидуальными. Но для того чтобы получившийся интерьер выглядел по-настоящему гармонично и стильно, необходимо вдохновение. Его вы и найдете на страницах нашего сайта. Выбирая декор кухни или квартиры, мы нередко стремимся сделать его как можно более функциональным. Однако многие забывают о том, что, например, кухня – это далеко не только место приготовления пищи, но и комната, где вся семья собирается для дружеского, теплого общения. Вот почему фото декора для кухни, представленные на нашем сайте, призваны помочь вам сделать правильный выбор. Существуют ли универсальные критерии, по которым следует выбирать декор кухни или квартиры? Разумеется, нет. Каждая квартира, каждая комната неповторима, а потому нуждается в тщательном изучении своих особенностей. Однако дизайнеры разработали несколько простых советов по подбору оптимальных интерьерных решений: декор квартиры должен соответствовать духу своего владельца – только так он сможет принести владельцу ощущение умиротворения и удовольствия от отдыха; декорировать интерьер необходимо, исходя из архитектурных особенностей помещения: нельзя использоваться обилие темных элементов или лепнину в маленьких комнатах, равно как и оформлять внушительные помещения небольшими предметами в стиле прованс; подбирать материалы, предметы декора и интерьера необходимо на основе разработанного стиля помещения и полностью ему подходить, иначе создастся ощущение диссонанса и дискомфорта. Декор квартиры создать не так просто, как кажется. Но просматривая подборку идей интерьерного дизайна на нашем сайте, вы непременно найдете что-то на свой вкус! Создание декора интерьера собственными руками – это не только модно, но и очень интересно! Взгляните на фото декора интерьера, и вы поймете, что такое настоящая красота в стиле hand-made. Вручную расписанные шкатулки, тумбы и столики, оформленные с помощью декупажа, оригинальные украшения и аксессуары для кухни и квартиры – все то, что поможет вам обновить интерьер без лишних затрат, сделав его ярким и запоминающимся! Фото декора квартир, собранные на страницах нашего сайта – это кладезь необычных идей для оформления вашего жилища. Пожалуй, не существует более разнообразных вариантов преображения помещений, чем декор. Он включает в себя множество способов украшения интерьера: роспись стен и мебели; каменные и кованые элементы; витражи; резной декор; украшения из макраме и ручной вышивки; цветочные композиции и многое другое. Декор вовсе не обязательно должен быть дорогим. Для обновления, к примеру, гостиной вполне достаточно заменить текстиль (шторы, пледы, скатерти), украсить стены и полочки парой новых украшений (картин и фигурок) сходной с текстилем стилистики, а вместо привычного журнального столика из дерева использовать забавный пуф броского оттенка – «живой» и красочный интерьер готов. Элементы декора в интерьере занимают главенствующие позиции. Мельчайшие детали способны в корне преображать пространство. Вот почему так важно, чтобы окружающий декор был для вас приятен и позволял чувствовать себя комфортно. Ищите вдохновение, творите и получайте от этого удовольствие вместе с нами.

Просторная квартира в малоэтажном жилом комплексе недалеко от Санкт-Петербурга.


Главной целью проекта было добиться максимально открытого пространства гостиной с выделенными функциональными зонами. Для этого, в первую очередь, к квартире присоединена лоджия, которая превращена в своеобразный фанерный "бокс", вставленный в помещение.

С одной стороны, такое решение обусловлено технической необходимостью утепления ограждающих конструкций здания (пола, потолка и наружной стены). С другой стороны, решена эстетическая задача по обработке несущих элементов дома – колонн. И, наконец, зона столовой визуально вычленена из общего объема гостиной.
Зона кухни решена нестандартно - места для хранения и техника размещены в напольных шкафах вдоль дальней стены, в острове (барная стойка) и в трех отдельно стоящих вертикальных "пеналах", работающих так же, как стеллаж для книг в гостиной. Привычных навесных шкафов нет вообще. Таким образом, кухня как бы закамуфлирована и не смотрится чужеродно.






Стилевое решение всей квартиры построено на смешении скандинавских интерьерных традиций и современного дизайна, переосмысляющего 50-60-е гг. прошлого века.
Цветовое решение выдержано на нюансах с небольшими акцентами. Белые стены и нейтральный пол играют роль фона, а пастельные тона - коралловый, нежный голубой, жемчужный серый - создают атмосферу теплоты и уюта.







Кроме того, в гостиной выделено место для работы - кабинет. Небольшое помещение для рабочего стола и офисной техники отделено от общей зоны при помощи двусторонних стеллажей.









Акцентом спальни выступает красный цвет, используемый в деталях: лампы, табурет, подушки... Все остальное решено в пастельных тонах с преобладанием нежного синего оттенка. Стены выкрашены пополам с нарочитой неровностью на стыке цветов.





Минуя всевозможные варианты эклектики и ар-деко, современный дизайн продолжил раскручивать спираль истории, обратившись к стилистике середины прошлого века. Словно из небытия на авансцену мирового дизайна вновь вышли диваны и консоли на тонких ножках, обои с ироничными принтами и мягкая мебель с деревянными подлокотниками. Это легко прослеживается как по мировым выставкам дизайна, так и по проектам ведущих дизайнеров интерьера. Mid-century настолько популярен, что начинает выплескиваться за рамки интерьерного и мебельного дизайна, вдохновляя режиссеров и модельеров по всему миру. И это не случайно: сейчас, в эпоху экономического кризиса, люди нуждаются не столько в роскоши, сколько в комфорте, уюте и защищенности - точно так же, как и в послевоенные годы.

Проект архитектора Ли Минделя в Нью-Йорке.

Сам термин mid-сentury ввела в обиход в 1983 году американская журналистка Кара Гринберг в своей книге Mid-century Modern: Furniture of the 1950s. И, несмотря на то что единого стиля середины века не существовало, термин mid-century modernism объединил творчество дизайнеров и архитекторов с 1940-х по 1960-е. Мастеров того времени во многом cвязывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути, mid-century стал первым стилем, отвечающим на социальный запрос и сформировавшимся в ситуации глобальной смены курса мирового дизайна.

1. Обои Vertigo, BoråsTapeter, студии O-Design. 2. Обои Interlock, Bradbury & Bradbury.

Повзрослевший модернизм 1950–1960-х стал ориентироваться на реальные потребности и восприятие человека и сильно отличался от модернизма 1920–1930-х, который возводил во главу угла идею - будь то функционализм или конструктивизм. Слияние национального и интернационального в творчестве гениальных скандинавов привело к формированию так называемого модернизма «с человеческим лицом», главной целью которого стали комфортные и удобные условия для жизни человека.

Дом, спроектированный архитектором Виллисом Н. Миллсом в 1956 году.

Пусть и объединенный общими идеями, mid-century в архитектуре, интерьерном и предметном дизайне проявлялся по-разному. Обусловлено это было тем, что, несмотря на творчество таких универсальных авторов, как Алвар Аалто, Ээро Сааринен, Арне Якобсен и других, середина XX века стала важным этапом обособления этих профессий друг от друга.

Обложка журнала House & Garden, 1951 год.

Mid-century в архитектуре

Одним из важнейших центров архитектуры в середине прошлого века стала Южная Калифорния, куда эмигрировали многие видные архитекторы и дизайнеры из Старого Света, такие как Рихард Нойтра и Грета Гроссман. Именно здесь под эгидой американского журнала Arts & Architecture и его издателя Джона Энтензы сформировалось профессиональное сообщество модернистов середины века. Энтенза предложил новую концепцию доступного и простого в реализации жилища. Его поддержали Чарльз и Рэй Имc, Ээро Сааринен и многие другие ведущие архитекторы. Одним из итогов их изысканий стала Case Study House Program - программа строительства индивидуальных жилых домов, реализованная во многом на средства самих архитекторов в 1945–1966 годах. Построенные дома были представлены как образцовые примеры, которые могли бы стать основой типовой застройки жилья для обитателей Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии среднего класса.

Диван Marshmallow, дизайн Джорджа Нельсона, 1956 год.

В качестве стройматериалов использовались промышленные новинки, разработанные во время Второй мировой вой­ны. Металлический каркас и панорамное остекление полностью стерли границы между интерьером и экстерьером. Террасы за счет раздвижных перегородок стали логическим продолжением гостиных, сами при этом органично раскрываясь в приусадебный участок. Открытые планировки, разрушающие замкнутые системы комнат-коробок, были призваны воспитать открытость и в людях. Видовые характеристики стали очень важным парамет­ром при выборе участка; порой не очень удобную конфигурацию должен был исправить архитектор, будто заключающий в рамку закаты и восходы на южном побережье.

Одним из лучших примеров подобной «рамочной» архитектуры стал проект Case Study House №22 Пьера Кёнига. Благодаря несущим 30-сантиметровым балкам и 10-сантиметровым квадратным колоннам, а также удачной планировке сохранялась полноценная панорама 270 градусов, которая открывалась не только из гостиной, но и из спальни хозяев.

Кресло Coconut, дизайн Джорджа Нельсона, 1950 год, сегодня является частью экспозиции Музея дизайна Vitra.

Mid-century в дизайне интерьеров

Глобальные изменения произошли в 1950-е и в интерьерном дизайне. Общий курс на удешевление производства сильно изменил цвето-фактурную карту интерьеров, вытеснив дорогие породы дерева и цветные металлы. Нефункциональный декор свелся к минимуму, при этом сами предметы интерьера сильно повысили свои декоративные качества, став фокусными точками в интерьере.

Дизайнеры пришли к концепции свободной планировки и начали разрабатывать новые методы зонирования, отказываясь от лишних перегородок даже в интерьере городской квартиры. Оттенки белого и светлые тона выбирались для окраски стен с той же целью - раздвинуть границы помещения.

Кресло Oculus, дизайн Ханса Вегнера, 1960 год.

Все большее внимание уделялось бумажным обоям, которые предусматривали простоту монтажа и низкую цену, но при этом имели высокие декоративные качества. Интерьеры середины века трудно представить без акцентных обоев, на фоне которых авангардные пластиковые светильники и мебель из гнутой фанеры смотрелись еще эффектнее. Дизайнеры и художники стали создавать рисунки для обоев, выпуская целые авторские коллекции. Принты того времени очень яркие и контрастные: это либо геометрический рисунок, либо растительные мотивы, либо ироничные стилизации, созданные под влиянием поп-арта. Те же мотивы - в дизайне ковров и в рисунках интерьерных тканей.

Дом в Лос-Анджелесе - проект архитектора Пьера Кёнига. В свое время это фото Джулиуса Шульмана стало символом американской мечты.

Помимо обоев и тканей с растительными мотивами, в интерьерах нередко делали акцент на крупные комнатные растения. Пальмы и монстеры, фикусы и кактусы в городских апартаментах стали той природной составляющей, без которой дизайнеры mid-century просто не представляли интерьера.

Особое внимание уделялось сценариям освещения. Альтернативой стандартным люстрам стало многообразие новых потолочных, настенных и напольных светильников, различные комбинации которых могли полностью преобразить интерьер. Сложные системы светоотражателей и рассеивателей превратили светильники в футуристические абстрактные скульптуры, характерные для интерьеров mid-century.

Комод, датский дизайн, 1960-е годы.

Mid-century в мебели и предметном дизайне

Но нигде прогресс не чувствовался так остро, как в мебельном дизайне. Грандиозный рост промышленности и появление новых материалов и технологий открывали перед дизайнерами совершенно новые возможности и ставили новые задачи. Все это не могло не повлиять на формообразование мебели и предметов интерьера. Появились принципиально новые вещи: их форма определялась в первую очередь функцией и материалом, а не классическими стереотипами. Комфорт и удобство человека ставились во главу угла. Жесткие прямолинейные формы раннего модернизма сменились мягкими и криволинейными объемами, близкими к органическим. Большинству предметов того времени присуща известная легкость и изящество. В моду вошли скандинавская простота и органичность.

Многие из наиболее значимых произведений предметного дизайна XX века были созданы именно в mid-century.

Интерьер в стиле 1960-х в Рио-де-Жанейро, архитектор Лоран Круасандо.

При этом они никогда не ассоциировались с определенным временем или стилистикой, оставаясь современными и по сей день. Поэтому вневременные шедевры Арне Якобсена, Джо Понти, Ээро Сааринена, Чарльза и Рэй Имс, Джорджа Нельсона, Ханса Вегнера и других выпускаются до сих пор и с успехом встраиваются в абсолютно разные интерьеры.

Часы Polygon Clock, дизайн Джорджа Нельсона, Vitra.

Уникальность стиля середины XX века заключается в том, что авторы тех лет часто не только создавали произведения, но и разрабатывали технологии их производства. Изготовление прототипов было приближено к акту искусства. Так, Арне Якобсен, словно скульптор, в своем гараже лепил из глины прототип Egg Chair, Гарри Бертойя экспериментировал с точечной сваркой, а Исаму Ногучи, вдохновленный японскими фонариками, создавал свои светильники из рисовой бумаги. Плодом этих поисков и экспериментов стали не только уникальные предметы дизайна, но и вся современная мебельная индустрия.

Фрагмент интерьера шоу-рума Dimore Studio.

Mid-century и коллекционный дизайн

Творческая составляющая дизайна и делает оригинальные произведения середины XX века настолько привлекательными для коллекционеров по всему миру. Многие шедевры неотделимы от личности автора. Именно эта характеристика, как правило, выступает определяющей при выборе того или иного предмета для коллекционирования. Особую ценность представляют авторские прототипы, штучные вещи или небольшие серии предметов, выпущенные для конкретного интерьера. Такие предметы наравне с произведениями искусства становятся жемчужинами коллекций ведущих галерей и выставляются на торги наиболее значимыми аукционными домами, такими как Christie’s и Sotheby’s.

Торшер Akari, дизайн Исаму Ногучи, Vitra.

Авторские произведения середины прошлого века могут стать фокусной точкой в современном интерьере. Но куда интереснее использовать в проекте не признанный шедевр, а редкую вещь малоизвестного датского или финского дизайнера.

Настольная лампа Nesso, дизайн Джанкарло Маттиоли, Artemide, 1967 год.

При этом авторская мебель была лишь малой частью того, что выпускалось в то время, - основной упор делался на массовое производство. Идеи знаменитых дизайнеров унифицировались, упрощались и адаптировались под фабричный процесс, часто теряя характерность и уникальность облика, но продолжая соответствовать стилистике времени. Главным была простота производства и, как следствие, доступность для среднего класса. Подобные фоновые предметы, не имеющие автора и выпущенные тысячными тиражами, просто не могут стать знаковыми для современного интерьера и стоить дорого. Тем более далеко не все предметы того времени могли похвастаться высоким качеством сборки и используемых материалов. Модернизм середины века был интернациональным стилем, и его эстетика проявилась во всех странах, независимо от уровня развития там мебельной промышленности.

Дизайнеры (слева направо): Джордж Нельсон, Эдвард Уормли, Ээро Сааринен, Гарри Бертойя, Чарльз Имс, Йенс Ризом. Съемка для журнала Playboy, 1961 год.

Mid-century в СССР

Формально к mid-century относится и советская мебель тех лет. Но редкие ее экземпляры достойны второй жизни, конечно, если с ними не связана какая-нибудь важная семейная история. Сама по себе оригинальность дизайна мебели, выпущенной в СССР в середине прошлого века, вызывает большие сомнения. Как бы ни враждовали идеологии, но в ситуации технологического отставания в сфере производства товаров массового потребления очень многие предметы мебели и бытовой техники тех лет создавались путем копирования или переработки западных аналогов. Большое влияние оказала прошедшая в 1959 году при Хрущеве в парке «Сокольники» Американская выставка, где был представлен образец жилого дома, наполненный современной мебелью и бытовой техникой. Помимо прочего, была выставлена мебель Ээро Сааринена и супругов Имс, которые участвовали также в дизайне павильонов выставки.

Советская промышленная выставка в Сокольниках, мебель советского дизайнера Юрия Случевского, 1959 год.

В 1962 году открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), задачей которого стала разработка оригинального дизайна предметов массового потребления. Но, как правило, самые интересные проекты оставались на бумаге или в виде прототипов, а в производство шли вещи проще, дешевле и подходящие под возможности советского производства. Так что в вопросе советского дизайна гораздо важнее идеи и проекты того времени, а не выпускаемые предметы.

Farnsworth House, архитектор Людвиг мис ван дер Роэ, 1951 год. Вверху Обои в стиле mid-century modern, Walnut Wallpaper.

Mid-century в современном дизайне

Помимо переиздания культовых предметов и восстановления исторических паттернов обоев и тканей, сегодня многие бренды, такие как Minotti, Arflex, Baxter и другие, выпускают совершенно новые предметы в стилистике mid-century. Пусть они и не имеют аналогов в прошлом, но созданные из современных качественных материалов способны стать отличной альтернативой винтажным предметам, легко вписываясь в интерьеры mid-century.

Кресло Prince, дизайн Родольфо Дордони, Minotti, 2012 год.

Вдохновляются эстетикой того времени и многие современные дизайнеры, например, Эмилиано Сальчи и Бритт Моран из Dimore Studio, которые работают со стилем по-новому, делая его богемным и респектабельным. И сегодня возможно создать актуальный интерьер, передающий эстетику 1950-х. Ведь стиль интерьера определяют даже не вещи, а то, как дизайнер сочетает их между собой.

Квартира в Париже, проект дизайнера Саши Айот.

Mid-century modern – стиль середины ХХ века, который взял лучшее от своих предшественников и создал новые дизайнерские тренды. Рассказываем подробнее.

Немного истории

Стиль mid-century modern довольно молодой, он появился в Европе в середине ХХ века после окончания Второй Мировой войны. На него оказали влияние конструктивизм, баухауз, американский и скандинавский стили. Интерьеры в стиле mid-century – это современные интерпретации модерна, только более демократичные и уютные. Название стилю придумала американская журналистка Кара Гринберг в восьмидесятых и описала его в своей книге «Mid-century Modern: Furniture of the 1950s». Иконами стиля считаются такие дизайнеры, как Чарлз и Рей Имз, Эро Сааринен, Арне Якобсон, Джаспер Моррисон.

Основные принципы

Простота и минимализм

Дизайнеры во многом вдохновлялись скандинавским стилем, где нет места ничему лишнему. Для того, чтобы сделать интерьер комфортным для жизни, не обязательно наполнять его многочисленной мебелью, которая будет пылиться без дела, декором и безделушками. Лучше сделать ставку на качество.

Близость к природе

Она раскрывается не только в отделке, где преобладают натуральные материалы (дерево, краска, металл, стекло), но и в планировке. Стиль mid-century тяготеет к свободным студийным планировкам, где много воздуха и света.

Геометрические принты

Основные оттенки – горчичный, сливовый, приглушенный охристый. А вот акценты довольно смелые: дизайнеры активно используют обои и текстиль с геометрическими рисунками – кругами, каплями, полосками.

Подходящие материалы

В приоритете – крашенные стены и акценты в виде дизайнерских обоев. В загородном доме можно обшить стену ценными породами дерева или выложить камнем. Отделка должна стать фоном для мебели и декора. На пол традиционно кладут паркет или массив доски, но стиль mid-century modern можно создать, используя и более бюджетный ламинат. Откажитесь от многоярусных гипсокартонных потоков: плоская оштукатуренная поверхность – идеальный вариант. Кстати, белые высокие плинтусы, широкие наличники на двери тоже не будут лишними.

Какую мебель выбрать

В интерьере mid-century мебель играет главную роль. На середину ХХ века пришелся настоящий мебельный бум: появились предметы из искусственных материалов – в основном из пластика. Дизайнеры делали ставку на плавные обтекаемые формы: так появились стулья Eames, пластиковый стул Panton Вернера Пантона и стол Tulip Table Ээро Сааринена. Помимо легендарных предметов мебели в интерьере найдется место и более простым формам: шкафы, тумбы, стеллажи должны быть сделаны из дерева и стоять на широко расставленных ножках.

Что насчет декора и текстиля?

Декор и текстиль – то, что добавляет красок интерьеру в стиле mid-century. Освещение здесь тоже играет не только функциональную, но и декоративную роль. Светильники с несколькими металлическими плафонами, люстра в виде артишока или из настоящих перьев, бра на вытянутой ножке будут смотреться органично. Декоративные элементы часто выглядят как арт-объекты: футуристические вазы, подсвечники из цветного стекла, зеркало на ремнях обязательно найдут свое место в интерьере.

Mid-century modern в буквальном переводе означает «модерн середины века». Этот стиль возник в период после Второй мировой войны, когда функциональность и стилистика модерна были еще актуальными, но людям хотелось сделать интерьеры психологически более теплыми и уютными. Сейчас этот стиль снова в тренде и это неудивительно: он заряжающий, комфортный, обладает яркой индивидуальностью и хорошо вписывается в наши современные ожидания от интерьера. Давайте разберемся, без каких идейных вещей стиль mid-century modern не стал бы самим собой.

Открытая планировка и минимализм

Дизайнеры середины ХХ века вдохновлялись минимализмом скандинавских и бразильских интерьеров: меньше визуального мусора, больше воздуха и открытого пространства. Стилю характерны открытые планировки, в которых одна зона плавно перетекает в другую. В идеале, поддерживать это ощущение должны большие окна - от пола до потолка, - чтобы интерьер выходил за рамки дома, не имел четких границ.

Минимализм в mid-century modern призывает иметь меньше мебели и декора, но важно, чтобы при этом каждый предмет быть особенным и стоящим внимания.

Мебель, ставшая легендарной

На период 50-60 годов прошлого века выдался настоящий мебельный бум. Технологическое развитие позволило делать мебель, технику и предметы декора из искусственных материалов. Например, большое распространение получила пластмасса. Появилось много новых, более обтекаемых форм. Новинки производились и из привычных материалов, но взгляд на дизайн все равно был свежим и необычным.

Вот лишь некоторые из предметов мебели, которые сейчас относятся к классике дизайна: кресло , пластиковый стул Panton Вернера Пантона и Tulip Table Ээро Сааринена.

кресло Eames Lounge Chair,



стол Tulip Table

Не обязательно вся мебель в современной стилизации под mid-century modern должна быть легендарной, но, тем не менее, лучше следовать канонам. Тумбы, комоды, столики и даже диваны и кресла должны быть сделаны из дерева и стоять на тонких широко расставленных ножках - одинарных или двойных, в форме шпилек.

Всплески цвета

Базовая гамма стиля выглядит очень спокойной и создает атмосферу надежности и уверенности - то, в чем люди нуждались в тот исторический период. В интерьерах правят природные цвета: белый, серый, коричневый, темно-зеленый, бежевый, песочный. Они задают отличный фон для яркого декора и текстиля с активными узорами. Для акцентов можно использовать теплые оттенки: терракотовый, оранжевый, горчичный, болотно-зеленый. Уместны в стиле mid-century modern сливовый, бордовый, небесно-голубой, золотой, цвет авокадо.

В 50-60 гг. доминировала поп-культура, она проявлялась и в интерьерах. Поэтому естественными в mid-century modern будут яркие работы в стиле Энди Уорхолла и поп-арт-постеры с героями комиксов.

Необычные светильники

В стиле mid-century modern светильники выполняли не только функциональную роль, но и декоративную. Источников света стало больше: вместо одной люстры в центре потолка стали использовать разделение на световые зоны с помощью торшеров и настольных ламп. Сами светильники поражали воображение. Многие из них, как и мебель, теперь относят к классике.

Удивительные узоры

В середине прошлого века люди перестали бояться экспериментировать с принтами: появилось много смелых решений и сочетаний. Особенно популярными были паттерны из геометрических фигур и абстракции, но и узоры из неожиданных и причудливых объектов, например, ламп или человечков, были нередки. Цветными обоями с геометрическим принтом, конечно, не стоит оклеивать все стены в комнате, но вот для одной акцентной стены они подойдут идеально. Узоры могут быть и на ткани, и даже в качестве абстрактных постеров на стенах.

Фотографии: cutypaste.com, daniellenoce.com, homeadore.com, waldfriedenstate.com, coachdecostyle.com, thepich.com, pinterest.com

Loading...Loading...