Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия. План-конспект урока «Магнитное поле катушки с током

Лабораторная работа № 8 _____________________

Дата

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять .

Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________

Подпись учащегося

Ход работы.

  1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.
  1. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.

Измерьте расстояние от катушки до стрелки L 1 и силу тока I 1 в катушке.

Результаты измерений запишите в таблицу 1.

  1. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L 2 ,

на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.

Таблица 1

Катушка

без сердечника

L 1, см

I 1, А

L 2, см

I 2, А

4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие

Электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L 3 от катушки до стрелки и

Силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в

Таблицу 2.

  1. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое

Расстояние L 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную

Стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке.

Результаты измерений также запишите в таблицу 2.

Таблица 2

Катушка

с сердечником

L 3, см

I 3, А

L 4, см

I 4, А

  1. Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________

____________________________________________________________________

  1. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие

Электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита

соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где - южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Почему магнитное действие катушки, по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так, чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 8 _____________________ дата Сборка электромагнита и испытание его действия. Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие. Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник). Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять. Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон. С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________ Подпись учащегося Ход работы. 1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи. 2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки. Измерьте расстояние от катушки до стрелки L1 и силу тока I1 в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу 1. 3. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L2, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1. Таблица 1 Катушка без сердечника L1, см I1, А L2, см I2, А 4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L3 от катушки до стрелки и силу тока I3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в таблицу 2. 5. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое расстояние L4, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I4 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 2. Таблица 2 Катушка с сердечником L3, см I3, А L4, см I4, А 6. Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 8. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где – южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему магнитное действие катушки, по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так, чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

План - конспект урока по физике в 8 классе на тему:

«Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Цели урока: научить собирать электромагнит из готовых деталей и опытным путём проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Задачи.

Образовательные:

1. используя игровую форму деятельности на уроке повторить основные понятия темы: магнитное поле, его особенности, источники, графическое изображение.

2. организовать деятельность в парах постоянного и сменного состава по сборке электромагнита.

3. создать организационные условия для проведения эксперимента по определению зависимости магнитных свойств у проводника с током.

Развивающие:

1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать изучаемые факты и процессы, умения логически излагать свои мысли.

2.развивать навыки работы с физическим оборудованием.

3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, при решении задач различной степени сложности.

Воспитательные:

1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.

2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Тип урока: урок методологической направленности.

Технология проблемного обучения и КСО .

Оборудование для лабораторной работы: электромагнит разборный с деталями (предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ по электричеству и магнетизму), источник то-ка, реостат, ключ, соединительные провода, компас.

Демонстрации:

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

Мотивационно - ориентировочный компонент

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.

Предлагает сыграть в игру, и повторить основные понятия темы. Предлагает обсудить позиционную задачу и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить, решить позиционную задачу. Определяют тему урока и цель.

Операционно - исполнительный компонент

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Выполняют лабораторную работу. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

Рефлексивно - оценочный компонент

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачи.

Решают. Отвечают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1. Повторить основные понятия темы. Входное тестирование.

Игра «Продолжи предложение».

Вещества, которые притягивают железные предметы, назы-ваются... (магнитами).

Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки
впервые обнаружил датский учёный... (Эрстед).

Между проводниками с током возникают силы взаимодей-ствия, которые называются... (магнитными).

Места магнита, у которых сильнее всех проявляются маг-нитное действие, называются... (полюсами магнита).

Вокруг проводника с электрическим током существует...
(магнитное поле).

Источником магнитного поля служит...(движущийся заряд).

7. Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси
маленьких магнитных стрелок, называют...(силовыми маг-нитными линиями).

Магнитное поле вокруг проводника с током можно обнару-жить, например, ... (с помощью магнитной стрелки или с помощью железных опилок).

9. Тела, длительное время сохраняющие свою намагничен-ность, называются... (постоянными магнитами).

10. Одноименные полюса магнита..., а разноименные - ... (отталкиваются,

притягиваются

2. «Черный ящик».

Что спрятано в ящике? Узнаете, если поймете, о чем идет речь в рассказе из книги Дари «Электричество в его применениях». Представление французского фокусника в Алжире.

«На сцене находится небольшой окованный ящик с ручкой на крышке. Я вызываю из зрителей человека посильнее. В ответ на мой вызов выступил араб среднего роста, но крепкого сложения…

- Подойдите суда, - сказал я, - и поднимите ящик. Араб нагнулся, поднял ящик и высокомерно спросил:

- Больше ничего?

- Подождите немножко, - отвечал я.

Затем приняв серьезный вид, я сделал повелительный жест и произнес торжественным тоном:

- Вы теперь слабее женщины. Попробуйте снова поднять ящик.

Силач нисколько не устрашась моих чар, опять взялся за ящик, но на этот раз ящик оказывает сопротивление и, несмотря на отчаянные усилия араба, остается неподвижным, словно прикованный к месту. Араб силиться поднять ящик с такой силой, которой хватило бы для поднятия огромной тяжести, но все напрасно. Утомленный, запыхавшись и сгорая от стыда, он, наконец, останавливается. Теперь он начинает верить в силу чародейства».

(Из книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика. 2часть».)

Вопрос. В чем секрет чародейства?

Обсуждают. Высказывают свою позицию. Из «Черного ящика» достаю катушку, железные опилки и гальванический элемент.

Демонстрации:

1) действие соленоида (катушка без сердечника), по которо-му протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;

2) действие соленоида (катушка с сердечником), по которому протекает постоянный ток, на якорь;

3) притяжение железных опилок катушкой с сердечником.

Делают вывод, что такое электромагнит и формулируют цель и задачи урока.

3. Выполнение лабораторной работы.

Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом. Электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов. Предлагаю вам собрать электромагнит и определить, от чего будет зависеть его магнитное действие.

Лабораторная работа № 8

«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Указания к работе

Задание №1. Составьте электрическую цепь из батареи, катушки, ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса не-значительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблю-дайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.

Задание №2. Возьмите две катушки с железным сердечником, но с разным числом витков. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите действие электромагнитов на стрелку. Сравните и сделайте вывод.

Задание № 3. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблю-дайте действие электромагнита на стрелку. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.

Работают в статических парах.

1 ряд - задание №1; 2 ряд - задание №2; 3 ряд - задание №3. Обмениваются заданиями.

1 ряд - задание №3; 2 ряд - задание №1; 3 ряд - задание №2. Обмениваются заданиями.

1 ряд - задание №2; 2 ряд - задание №3; 3 ряд - задание №1. Обмениваются заданиями.

Работа в парах сменного состава.

По окончании опытов делаются выводы:

1.если по катушке проходит электрический ток, то катушка становится магнитом;

2.магнитное действие катушки можно усилить или ослабить:
изменяя число витков катушки;

3.изменяя силу тока, проходящую по катушке;

4.вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник.

Лист сам оподготовки, сам опроверки и сам ооценки.

1. Входное тестирование. Игра «Продолжи предложение».

1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________

6.__________________________

7.__________________________

8.__________________________

9.__________________________

10._________________________

2. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Цель работы: собрать _______________ из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит _____________ действие.

Приборы и материалы: гальванический элемент, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.

Ход работы.

Задание №1.

Задание №2.

Задание №3.

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Частично не согласен

Полностью не согласен

Я приобрел много новой информации по теме урока

Я чувствовал себя комфортно

Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем

Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока.

Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией.

27.02.2014 9090 0


Цель: ознакомить учащихся с устройством электромагнитов и их при­менением. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Оборудование для лабораторной работы: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.

Демонстрации: устройство и принцип действия электромагнита; ис­пользование электромагнитов в электрическом звонке, электромагнитном: реле, телеграфе.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение.

Проверка домашнего задания

В начале урока можно провести краткий фронтальный опрос: -. Какие магнитные явления вам известны?

- Какая связь существует между электрическим током и магнит­ным полем?

- На какие частицы или тела действует электрическое поле? Отклонится ли магнитная стрелка, если ее разместить вблизи пучка движущихся частиц: а) электронов; б) атомов; в) положи­тельных ионов?

- Что называют магнитной линией магнитного поля?

На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение про­вода и направления тока в нем, не вскрывая линолеума? Далее можно разобрать вопросы, возникшие при решении домашних задач.

Устройство и принцип работы электромагнита

Катушка, по которой течет электрический ток, является магнитом и имеет два полюса - северный и южный. При увеличении силы тока маг­нитное поле катушки усиливается.

Усилить магнитное поле катушки можно и другим способом: достаточ­но ввести внутрь катушки железный сердечник. Сообщив, что такую ка­тушку можно назвать электромагнитом, учитель объясняет учащимся, что электромагнит - одна из основных деталей многих технических прибо­ров: звонок, телеграф, телефон, микрофон, электромагнитное реле и др.

III . Лабораторная работа

После краткого знакомства с электромагнитами и их применениями пе­реходят к выполнению лабораторной работы № 9. Работа выполняется со­гласно инструкции учебника.

В ходе выполнения лабораторной работы необходимо обратить внима­ние учащихся на то, как, зная направление тока в витках катушки, опреде­лить полюсы катушки (электромагнита): если мысленно «обхватить» правой рукой катушку с током, расположив четыре пальца по направ­лению тока, то отогнутый большой палец укажет северный полюс катушки (направление линий магнитного поля внутри катушки).

Домашнее задание

1. § 58 учебника; вопросы к параграфу.

2. Выполнить упражнение 28 (с. 136).

    Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

    Определение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

    Цель работы : научиться измерять напряжение и сопротивление участка цепи.

    Приборы и материалы : источник питания, спирали-резисторы (2 шт.), амперметр и вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

    Указания к работе :

  1. Соберите цепь, состоящую из источника питания, ключа, двух спиралей, реостата, амперметра, соединенных последовательно. Движок реостата находиться примерно посередине.
  2. Начертите схему собранной вами цепи и покажите на ней, куда подключается вольтметр при измерении напряжения на каждой спирали и на двух спиралях вместе.
  3. Измерьте силу тока в цепи I, напряжения U 1 , U 2 на концах каждой спирали и напряжение U 1,2 на участке цепи, состоящем из двух спиралей.
  4. Измерьте напряжение на реостате U р. и на полюсах источника тока U. Данные занесите в таблицу (опыт №1):
      № опыта
    №1 №2
    Сила тока I, А
    Напряжение U 1 , В
    Напряжение U 2 , В
    Напряжение U 1,2 В
    Напряжение U р. , В
    Напряжение U, В
    Сопротивление R 1 , Ом
    Сопротивление R 2 , Ом
    Сопротивление R 1,2 , Ом
    Сопротивление R р. , Ом
  1. С помощью реостата измените сопротивление цепи и вновь повторите измерения, записывая результаты в таблицу (опыт №2).
  2. Вычислите сумму напряжений U 1 +U 2 на обеих спиралях и сравните с напряжением U 1,2 . Сделайте вывод.
  3. Вычислите сумму напряжений U 1,2 + U р. И сравните с напряжением U. Сделайте вывод.
  4. По данным каждого отдельного измерения вычислите сопротивления R 1 , R 2 , R 1,2 и R р. . Сделайте выводы.

    Лабораторная работа №10

    Проверка законов параллельного соединения резисторов.

    Цель работы : осуществить проверку законов параллельного соединения резисторов (для токов и сопротивлений).Вспомните и запишите эти законы.

    Приборы и материалы : источник питания, спирали-резисторы (2 шт.), амперметр и вольтметр, ключ, соединительные провода.

    Указания к работе :

  1. Внимательно рассмотрите, что обозначено на панели вольтметра и амперметра. Определите пределы измерений, цену делений. По таблице найдите инструментальные погрешности этих приборов. Данные запишите в тетрадь.
  2. Соберите цепь, состоящую из источника питания, ключа, амперметра и двух спиралей, соединенных параллельно.
  3. Начертите схему собранной вами цепи и покажите на ней, куда подключается вольтметр при измерении напряжения на полюсах источника тока и на двух спиралях вместе, а также как надо подключать амперметр для измерения силы тока в каждом из резисторов.
  4. После проверки преподавателем замкните цепь.
  5. Измерьте силу тока в цепи I, напряжения U на полюсах источника тока и напряжение U 1,2 на участке цепи, состоящем из двух спиралей.
  6. Измерьте силы тока I 1 и I 2 в каждой спирали. Данные занесите в таблицу:
  1. Рассчитайте сопротивления R 1 и R 2, а также проводимости γ 1 и γ 2 , каждой спирали, сопротивление R и проводимость γ 1,2 участка двух параллельно соединенных спиралей. (Проводимостью называется величина обратная сопротивлению: γ=1/ R Ом -1).
  2. Вычислите сумму токов I 1 +I 2 на обеих спиралях и сравните с силой тока I. Сделайте вывод.
  3. Вычислите сумму проводимостей γ 1 + γ 2 и сравните с проводимостью γ. Сделайте вывод.
  1. Выполните оценку погрешностей прямых и косвенных измерений.

Лабораторная работа №11

Определение мощности и коэффициента полезного действия электронагревателя.

Приборы и материалы :

Часы, лабораторный источник питания, электронагреватель лабораторный, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, калориметр, термометр, весы, мензурка, сосуд с водой.

Указания к работе :

  1. Взвесить внутренний стакан калориметра.
  2. Налить в калориметр 150-180 мл воды и опустить в него спираль электронагревателя. Вода должна полностью покрывать спираль. Рассчитайте массу налитой в калориметр воды.
  3. Собрать электрическую цепь, состоящую из источника питания, ключа, электронагревателя (находится в калориметре) и амперметра, соединенных последовательно. Подключите вольтметр для измерения напряжения на электронагревателе. Изобразите принципиальную схему этой цепи.
  4. Измерьте начальную температуру воды в калориметре.
  5. После проверки цепи преподавателем замкните ее, заметив момент времени ее включения.
  6. Измерьте силу тока, проходящего через нагреватель, и напряжение на его зажимах.
  7. Рассчитайте мощность, выделяемую электронагревателем.
  8. Через 15 – 20 минут после начала нагревания (заметьте этот момент времени) вновь измерьте температуру воды в калориметре. Нельзя при этом касаться термометром спирали электронагревателя. Выключите цепь.
  9. Рассчитайте Q полезное - количество теплоты, полученное водой и калориметром.
  10. Рассчитайте Q полное, - количество теплоты, выделенное электронагревателем за измеренный промежуток времени.
  11. Вычислите КПД лабораторной электронагревательной установки.

    Воспользуйтесь табличными данными из учебника «Физика. 8класс.» под редакцией А.В. Перышкина.

Лабораторная работа №12

Исследование магнитного поля катушки с током. Сборка электромагнита и испытание его действия.

Ц ель работы : 1. исследовать магнитное поле катушки с током с помощью магнитной стрелки, определить магнитные полюса этой катушки; 2. собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить его магнитное действие.

Приборы и материалы : источник питания лабораторный, реостат, ключ, ампеметр,соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита, различные металлические предметы (гвоздики, монеты, кнопки и т.п.).

Указания к работе :

  1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата и ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки. Выполните схематический рисунок опыта, указав на нем электрические и магнитные полюсы катушки, и изобразив вид ее магнитных линий.
  2. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно. Вставьте стальной сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
  3. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
  4. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки магнита соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите с помощью компаса, где расположен северный, а где - южный полюс магнита.
  5. Используя полученный электромагнит, определите, какие из предложенных вам тел притягиваются к нему, а какие – нет. Результат запишите в тетрадь.
  6. В отчете перечислите известные вам применения электромагнитов.
  7. Сделайте вывод из проделанной работы.

Лабораторная работа №13

Определение показателя преломления стекла

Цель работы:

Определить показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции.

Приборы и материалы:

Стеклянная пластинка с плоскопараллельными гранями, имеющая форму трапеции, 4 швейные булавки, транспортир, угольник, карандаш, лист бумаги, подкладка из пенопласта.

Указания к работе:

  1. Положите лист бумаги на пенопластовую подкладку.
  2. На лист бумаги положите плоскопараллельную стеклянную пластинку и обведите ее контуры карандашом.
  3. Приподнимите пенопластовую подкладку и, не сдвигая пластину, воткните булавки 1 и 2 в лист бумаги. При этом надо смотреть на булавки сквозь стекло и втыкать булавку 2 так, чтобы за ней не была видна булавка 1.
  4. Перемещайте булавку 3 до тех пор, пока она не окажется на одной прямой с мнимыми изображениями булавок 1 и 2 в стеклянной пластине (см. рис.а)).
  5. Проведите прямую через точки 1 и 2.Проведите прямую через точку 3, параллельную прямой 12 (рис.б)).Соедините точки О 1 и О 2 (рис. в)).

    6. Проведите перпендикуляр к границе раздела воздух-стекло в точке О 1. Укажите угол падения α и угол преломления γ

    7. Проведите измерения угла падения α и угла преломления γ с помощью

    Транспортира. Данные измерений запишите.

  1. С помощью калькулятора или с помощью таблиц Брадиса найдите sin a и sin g . Определите показатель преломления стекла n ст.-воз. относительно воздуха, считая абсолютный показатель преломления воздуха n воз. @ 1.

    .

  1. Можно определить n ст.-воз. и другим способом, используя рис г). Для этого необходимо продолжить перпендикуляр к границе раздела воздух-стекло как можно дальше вниз и отметить на нем произвольную точку А. Затем пунктирными линиями продолжить падающий и преломленный лучи.
  2. Опустите из точки А перпендикуляры на эти продолжения – АВ и АС. Ð АО 1 С = a , Ð АО 1 В = g . Треугольники АО 1 В и АО 1 С прямоугольные и имеют одинаковую гипотенузу О 1 А.
  3. sin a = sin g = n ст. =
  4. Таким образом, измерив АС и АВ, можно рассчитать относительный показатель преломления стекла.
  5. Оцените погрешность произведенных измерений.
Loading...Loading...