Краткое содержание произведения вий. Вий, гоголь николай васильевич

«Вий» — одна из мистических повестей Н.В. Гоголя, основные события которой происходят на родине автора. Сюжет книги основан на украинском фольклоре. Краткий пересказ «Вия», конечно, не сможет передать всей красоты прозы Гоголя, зато каждый читатель сможет быстро восстановить давно прочитанные страницы в памяти. Повесть в сокращении ускорит Вашу подготовку к экзаменам.

(593 слова) Вакансии - событие, которое больше всего ждали семинаристы. Наконец-то бурсаков (казеннокоштных семинаристов) отпускали по домам. По пути из Киева они устраивали духовные песнопения на богатых хуторах, чтобы заработать на кусок хлеба.

Однажды ночью, сбившись с дороги, семинаристы Халява, Хома Брут и Тиберий Горобец забредают на хутор. Там они встречают старуху, которая предлагает юношам переночевать в ее доме, но при условии, что каждый из них расположится на своем месте. Едва уставший Хома собрался заснуть в пустой овчарне, как внезапно появляется хозяйка. Глаза ее сверкали каким-то странным блеском, и Хома осознал, что не может двинуться с места. И в ту же секунду вскочила старуха на спину юноше да стукнула его метлой по боку. Не иначе бабка ведьмой оказалась! Брут начинает читать молитвы и заклинания, чувствуя, что это помогает ослабить старуху. Выждав момент, Хома вспрыгнул ей на спину и начал колотить ведьму поленом. Старуха завизжала, и, обессилев, упала наземь. Брут не поверил своим глазам:

“Перед ним лежала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами”.

Странное чувство овладело Хомой, и бросился он бежать со всех сил обратно в Киев.

Там его вызывает ректор и наказывает ехать к сотнику, чья дочь скончалась в результате жутких побоев. Перед смертью девушка попросила, чтобы отходные молитвы по ней читал Хома Брут. За бурсаком прислали кибитку в сопровождении шести козаков, чтобы тот не вздумал сбежать по дороге. По прибытию Брута сразу повели на допрос к сотнику. Хома утверждал пану, что не знает ни его дочь, ни причину ее желания. Однако увидев покойницу, молодой человек с ужасом узнает в ней ту самую ведьму с хутора.

Во время трапезы козаки делятся историями о проказах юной панночки. На ночь бурсака приводят в церковь, где покоится мертвая девушка, и запирают за Хомой дверь. Брут не мог отвести взгляд от молодой ведьмы, ее лицо пугало своей резкой красотой:

“Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами”.

Пытаясь успокоиться, семинарист начал во весь голос читать молитвы. Внезапно покойница поднялась из гроба…

С закрытыми глазами она уже двигалась прямо к чтецу. Хома в ужасе чертит вокруг себя круг и читает заклинания от нечисти. Панночка приблизилась к черте, однако так и не смогла ее переступить. Едва ведьма легла обратно в гроб, как он сорвался и “и со свистом начал летать по всей церкви”, но даже так ей не удалось разрушить защиту Брута. Крик петуха прервал ночной кошмар, и гробовая крышка мигом захлопнулась.
Днем Хома пытался отвлечься от ужасов ночи: проспал до обеда, выпил горилки, погулял по хутору, но к вечеру его спокойствие отступает. Бурсака снова ведут в церковь. Сразу начертив круг, Брут громко молится, но мертвая девушка уже стоит совсем близко и пристально таращится на него позеленевшими глазами. Жуткие заклинания ведьмы призвали несметную нечисть и пронизывающий ветер. И снова утренний крик петуха прервал бесовщину. Поседевшего семинариста обнаруживают едва ли живого. Он молит сотника освободить его от работы, но пан грозится страшным наказанием и снова запирает семинариста в церкви.

Беззвучие третьей ночи мгновенно нарушает разорвавшаяся железная крышка гроба. Начался хаос: из уст ведьмы с визгом летят магические слова, двери летят с петель, и бесы заполнили собой все пространство церквушки. На клич панночки явилось чудище с опущенными до самой земли веками. “Не гляди!” - пронеслось в голове Брута, но чтец не удержался. Вий тут же увидел Хому, и вся свора бросилась на несчастного. Семинарист падает на пол, и ”тут же вылетел дух из него от страха”. Не успели духи скрыться до рассвета, так и остались навеки в церкви.

Весть о смерти Хомы долетела и до Киева, там помянули его душу Тиберий и Халява, заметив, что помер Брут из-за того, что побоялся.

Самая страшная, по мнению многих читателей, повесть Н.В.Гоголя – «Вий» – впервые увидела свет в сборнике «Миргород», напечатанном в 1835 году. По тематике и по стилистике она явно отличается от других произведений, ибо те носят характер исторический, как «Тарас Бульба», или бытовой, как «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Основу сюжета автор позаимствовал из украинского фольклора, ибо и сам по национальности был родом из Украины. Однако фольклорная, сказочная традиция – только внешняя канва, по которой Гоголь «вышивает» собственные узоры. Так что сам он несколько лукавил, когда в примечании к публикации повести указал, что решил поведать фольклорную историю читателям почти в том же самом виде, в каком сам слышал ее когда-то.

К 1835 году автор «Ревизора» и «Мертвых душ» еще не перестал быть романтиком по манере письма и художественному стилю. Таким образом, взяв сказочный фольклорный сюжет за основу, Гоголь развил его в новом, оригинальном ключе, ввел в ткань текста новые эпизоды, развернутые описания места действия и характеристики основных персонажей.

Стилистика произведения

Нельзя не обратить внимания на то, что по стилистике и образной системе «Вий» Гоголя примыкает к тем его повестям, которые составили основу его первого сборника – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мотивы, связанные с появлением нечистой силы, встречаются в «Майской ночи», «Вечере накануне Ивана Купала» и особенно в «Страшной мести».

Как тут пройдешь мимо!..

В советское время огромным событием стала экранизация «Вия», где в роли панночки-ведьмы блистала «Кавказская пленница» – актриса Наталья Варлей. Впрочем, эта роль запомнилась ей надолго – ведь потом пришлось покаяться за участие в фильме и за согласие на подобную роль. Ведь прикосновение к нечистой силе и дьяволиаде редко проходит бесследно даже для сильного духом человека.

Самым долгожданным событием для семинарии являются вакансии. Наступает время, когда бурсаков распускают по домам. И тогда большими группами они разбредаются из Киева кто куда. Если путь неблизкий, то приходится зарабатывать на жизнь духовными песнопениями. Особенно есть смысл этим заниматься, проходя через более-менее зажиточные хутора. Трое друзей – богослов Халява, ритор Тиберий Горобец и семинарист Хома Брут – сбились с дороги по причине наступления ночи. Их пускает на ночлег одна старуха на окраине хутора, но ставит условие, чтобы все легли в разных местах.

Схватка с ведьмой

Хоме отвели место в овечьем хлеву. Он уже начал отходить ко сну, как вдруг появляется старуха-хозяйка, оказывающаяся самой настоящей ведьмой. Она ловко вспрыгивает Хоме на плечи. Секунды – и оба они взмывают под небеса. Хоме тяжко, пот катится с него градом. Ему приходится вспоминать различные молитвы и кричать их вслух сбивающимся голосом. Эффект есть – ведьма начинает слабеть. Они меняются местами. Теперь уже Хома верхом на старухе. Он хватает попавшееся под руку полено и что есть сил начинает охаживать им ведьму. Старуха падает на землю замертво, издав несколько диких воплей. И вдруг она оборачивается роковой красавицей. Объятый ужасом Хома торопится прочь. Он возвращается в Киев.

Спустя какое-то время его вызывает ректор и приказывает собираться в дальний хутор, где живет некий богатый сотник, у которого недавно умерла единственная любимая дочь. Перед смертью она велела читать по ней отходные молитвы именно бурсаку Хоме Бруту. Хома пытается воспротивиться начальнической воле, чувствуя какой-то подвох. Однако выбирать ему не приходится – сотник прислал для сопровождения бурсака нескольких здоровых казаков.

Страшное открытие

По приезде Хома является к сотнику. Тот интересуется, где он познакомился с его покойной дочерью. Хома отвечает, что понятия не имеет о ней. И только когда он подходит к гробу, то в ту же секунду с ужасом понимает, что перед ним – убитая им же ведьма. За ужином Хома вдоволь наслушался рассказов казаков о том, что творила панночка при жизни, и у него кровь леденеет в жилах при одной только мысли, что ему придется остаться наедине с гробом этой дьяволицы в течение целых трех ночей.

И вот наступает время первой ночи. Церковь, где стоит гроб, наглухо заперта. Хома приступает к своим прямым обязанностям, подходит к клиросу и оттуда начинает читать положенные молитвы. Ведьма сначала не подает никаких признаков жизни, но затем поднимается из гроба, начинает метаться по церкви.

Интуитивно Хома понимает, что спастись он может только в том случае, если очертит вокруг себя меловой круг, что в точности и исполняет. Ведьма злится и неистовствует, однако ничего поделать не может. Поэтому меняет тактику – возвращается в гроб, тот поднимается в воздух и летает по церкви, однако всё тщетно – громкие молитвы и круг надежно защищают Хому от нечистой силы. Гроб падает. Из него поднимается позеленевший труп. Раздается отдаленный крик петуха, возвещающий наступление утра. Ведьма упадает обратно в гроб и за ней захлопывается крышка.

Она уже не одна!

Днем Хома пытается прийти в себя, то спит, то прикладывается к горилке, то бесцельно слоняется по хутору. Однако развеяться и отогнать мрачные мысли не удается. Чем ближе к вечеру, тем задумчивее становится Хома.

Вечером его снова отводят в церковь и запирают там. Он вновь чертит спасительный круг, начинает громко читать молитвы. Когда он поднимает голову от книги, ведьма уже стоит рядом. Ведьма тоже шипит свои заклинания. Им вторит прочая нечистая сила, ломящаяся в двери. И второй раз крик петуха кладет конец разгулявшемуся бесовскому действу.

За эту ночь Хома поседел. Его находят еле живым. Хома умоляет сотника отпустить его с миром, боясь, что не переживет третьей ночи. Однако сотник грозит всыпать Хоме плетей, если тот вздумает ослушаться и сбежать. И хотя он действительно пытается бежать, но убегает недалеко. Его ловят и возвращают обратно.

Если бы он не посмотрел…

В третью ночь железная крышка гроба разлетается в стороны. Ведьма клацает зубами от злости, по всему приделу церкви разносятся ее визгливые заклинания, призывающие на помощь упырей и вурдалаков. Наконец, двери церкви все же срываются с петель, и все внутреннее пространство заполняет собой сонмище, где один другого отвратительнее. Шумят крылья, слышится царапанье когтей.

Собрав последние силы, Хома продолжает читать молитвы. Ведьма призывает на помощь Вия – приземистое косолапое чудовище с железным лицом. Его считают предводителем всей нечистой силы. Тяжелыми шагами Вий вступает в церковь и приказывает поднять ему веки.

Так же вы можете прочитать краткое содержание . Это произведение считается одним из самых мистических произведений Гоголя.

Следующая наша статья посвящена еще одному Чехова “ “, где автор с юмором повествует об одном случае из жизни дворянина, у которого сильно разболелся зуб.

Внутренний голос шепчет Хоме, чтобы он не поднимал глаза. Однако любопытство пересиливает ужас – Хома поднимает глаза и они встречаются с глазами Вия. Тот указывает на Хому. Магия мелового круга больше не действует. Весь сонм нечистой силы бросается на философа и тот падает замертво.

Поруганная церковь и поминки

За всеми этими событиями петух закричал уже второй раз. Бесы разлетаются кто куда, но скрыться успевают не все, некоторые застревают в проемах окон. Церковь так и остается стоять, постепенно зарастая бурьяном и покрываясь мхом. Это место в округе справедливо считают проклятым. Узнав о страшной участи товарища, Тиберий Горобец и Халява решают помянуть Хому горилкой. Главной причиной его гибели они считают трусость.

Современные режиссеры тоже не упускают гоголевский шедевр из виду. Так, уже в этом году увидела свет принципиально новая экранизация повести, снятая еще несколько лет тому назад, но, видимо, ввиду финансовых затруднений, не вышедшая в широкий прокат вовремя. Фильм по-своему замечательный и оригинальный, однако, приходится признать, что к гоголевскому шедевру он имеет весьма слабое отношение.

Картина снята в неопределенном, смешанном жанре – не то триллера, не то психологического детектива. Сохранены имена персонажей Гоголя, но сюжет переписан начисто. Поэтому если уж решиться на просмотр такого кино, то лучше все-таки представлять и первоисточник. Это поможет при последующем сравнении, хотя кино и литература – все-таки различные виды искусства.

Киев. Семинарская школа. Там обучаются грамматики, риторы, философы и богословы. Их дни всегда были однообразны. Идя с тетрадями в руках, через рынок, они оказывались на учебе. Если профессора задерживались, то бурсаки устраивали побоища, в которых всегда выигрывали богословы. А затем все они уставшие и избитые встречали преподавателей. В торжественные и выходные дни бурсаки ходили по домам с вертепом. И в качестве поощрения за это получали от хозяев гостинцы.

Самое лучше время для семинарии это были вакансии, они начинались с июня месяца. У нас же это принято называть каникулы. Кто отправлялся к себе домой, а у кого не было приюта, то шли к кому-то из товарищей. Однажды, во время одного такого счастливого начала вакансий, три бурсака – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец решили во время похода свернуть с дороги, чтоб найти хутор, переночевать там и раздобыть еду. Они с трудом нашли хутор, так как сбились с пути. Стали стучаться, но вышла старая женщина и стала кричать, что не пустит их, так как людей полный дом, и она боялась, что пришедшие пьяницы, которые могут разворотить весь дом. Однако семинаристы ее переубедили, и она их пустила с условием, что лягут спать они в разных местах, чтоб не было возможности бушевать.

Старуха разместила бурсаков: ритора положила в доме, богослова заперла в пустую камору, а философу отвела место в пустом овечьем хлеву. Философ Хома решил, было засыпать, вдруг дверь открылась и в хлев зашла старуха. Хозяйка приюта. Он спрашивал ее, что ей нужно, но та ничего не говорила. Только шла на него с распростертыми руками. Хома подумал, что она решила с ним уединится. Он не знал, что делать, говорил ей, что она уже пожилая, да пост, не хочет он осквернится. Но женщина все продолжала безмолвно идти на него. Хома больше всего испугался, когда увидел блестящие глаза женщины. Он думал бежать, но старуха стала в проходе. Философ хотел ее отодвинуть руками, но стал осознавать, что он не может пошевелить не руками, не ногами. И понял, что голос его не звучит. Он только губами шевелит, а звука нет.

Сердце его билось очень быстро. Старуха подошла к нему и со скоростью и ловкостью кошки запрыгнула к Хоме на спину. Ноги философа к его удивлению бежали быстрее любого спортсмена. Они быстро добежали до лощины, рядом с лесом. Он понимает, что это самая настоящая ведьма. От этого он начинает читать молитвы. Ведьма старуха ослабевает. И тогда он вскочил к ней на спину. Та бежала, что есть силы. Философ Хома по дороге ухватил полено и стал сильно бить женщину. Она упала и перед ним уже лежала не старая ведьма, а молодая красивая девушка. Философ, испугавшись, побежал в Киев в семинарию. Он прибежал, из бурсаков никого почти не было. Все разбрелись по хуторам. Хома, тем временем, хотел кушать и поэтому искал любые заначки своих товарищей, но не нашел. Пошел на рынок, где его накормила какая то женщина.

Между тем вокруг развивались слухи, что дочь одного из богатейших сотников возвратилась с прогулки вся избитая, еле она добралась до дома. И перед смертью сказала, чтоб на протяжении трех дней после смерти отходные молитвы ей читал не кто иной, как философ Хома Брут.

Эту новость Хоме сообщил сам ректор семинарии. И приказал ему отправляться к сотнику. Философ не мог перечить, он отправился, но что-то ему подсказывало, что ждет его не ладное. Чтобы он не сбежал по дороге, была прислана кибитка и человек шесть здоровых казаков.

Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома не понимает, откуда девушка его знает, так как он с панночками не водится. Хома просил сотника, чтобы не он читал молитвы, а как положено дьякон или дьяк, но тот был настойчив, так как обещал своей дочери выполнить все, что она просила.

Они зашли в сени, где лежала покойница. Парень пытался не смотреть на лицо дочери сотника. Отец ее стал плакать с горя, обещал, если философ сделает все, как полагается, то он даст ему много денег. Сотник вышел, и парень решил посмотреть на лицо умершей. Он увидел перед собой невероятно красивую девушку. Лицо ее выглядело совсем не как у мертвеца, а будто просто спящей девушки. И вдруг он для себя узнает в ней ту самую ведьму, которая накануне превратился из старухи. Он понимает, что это ведь именно он убил девушку.

Когда солнце стало садиться, гроб с девушкой понесли в церковь. После этого все стали сходиться в кухню, чтобы поужинать. Там вся дворня стала рассказывать друг другу истории, обсуждать все на свете. А потом подняли тему усопшей. Мужики говорили, что она ведьма, так как немало бед от нее происходило. Один псарь Микитка сгорел в прямом смысле этого слова. Сгорел до пепла от желания овладеть ведьмою. А жена казака Шептуна вместе с их младенцем ночью открыла дверь, думала, что собака царапает калитку. А на нее напала панночка ведьма, и сначала выпила кровь с ребенка, а затем выпила и с самой Шепчихи.

После ужина и страшных рассказов философа отвели в церковь и заперли его там, чтобы он начал читать молитвы. Боится, что ведьма может стать из гроба. И так оно и случилось. Она стала подниматься. Хома быстро начертил вокруг себя круг и стал читать молитвы. Ведьма ходила по церкви, затем легла обратно в гроб и тогда стала на нем кружить вокруг философа, но начерченный круг преодолеть она не могла. Когда труп слышит крик петуха, то успокаивается и лежит, будто ничего и не происходило.

Весь день философ спит, пьет и ходит по хутору, а вечером снова идет на работу. Он себя успокаивает, что больше его ничего не удивит, ведь он знает, как ведьма будет себя вести.

Он снова зашел в церковь. Сразу же очертил круг и стал читать молитвы. Затем он поднимает глаза и видит, что панночка стоит прямо перед ним. Она мечется по комнате и читает заклинания. Было слышны шум бьющихся крыльев о стекло, разные царапания железа и двери. Это нечистая сила хотела забраться в церковь. И снова с криком петуха все затихло. Сменщики философа нашли его еле живого. Он весь посидел. Его приводили в чувства все вокруг. Затем он пошел к пану и намекнул ему, что дочь его усопшая была ведьмой. Он просит отпустить его, но сотник грозит ему расправой если тот не сделает так как он приказывает. Хома сбегает, но его ловят. После этого он пытается собраться с духом и провести третью ночь в компании молитв и «ведьменского» трупа. Но эта ночь выдалась адской. Началась она с того, что Хома, как обычно стал в круг и стал читать молитвы. Резко трескается крышка гроба, встает ведьма и начинает читать заклинания, двери срываются с петель, а церковь начинают заполнять неведомые существа. Они царапают все, бьют. И вдруг ведьма просит позвать Вия. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. Внутренний голос философа говорит ему не смотри, но, не удержавшись, он все-таки посмотрел в глаза этого вия. И тот закричал «Вот он!». Тогда вся нечистая сила набросилась на Хому, и тот в ту же минуту умер.

Духи не услышали крики петуха и поэтому не успели покинуть церковь. С тех пор они находятся там и не могут покинуть это место. А сама церковь обросла бурьянами и туда никто не может найти дороги. Товарищи Хомы, богослов Халява и ритор Тиберий Горобец, узнав о участи философа долго размышляли над случившимся. Пошли в шинок, помянули. И сказали, что погиб он от того, что побоялся.

Самое долгожданное событие для семинарии - вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, - сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. "Эге, да это ведьма", - догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов

ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. "Приведите Вия!" - кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. "Не гляди!" - слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. "Вот он!" - указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Самое долгожданное событие для семинарии - вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, - сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», - догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов

ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» - кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» - слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» - указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Loading...Loading...