Конспект урока - Что такое общество — Гипермаркет знаний. Определение понятия «общество»

(Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-го класса. М., 2007, с. 9-16, §1)

1. Понятие общества.

В понятие «общество» вкладывается зачастую весьма различное содержание. Во-первых, это группа людей, объединившихся для общения и (или) деятельности. Подобное определение подразумевает любой коллектив, от первобытной родовой общины до фан-клуба, но незначительный по масштабу. Напротив, в широком, философском смысле слова, это понятие объединяет всё человечество в отличие от животных, растений и неживой природы (О.- это обособившаяся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей).

Употребляя термины «феодальное общество» или «индустриальное общество», мы подразумеваем некий исторический этап развития, характерный для различных стран и народов. А вот под «гражданским обществом» философы и политологи понимают сферу социальных отношений, связей, групп, независимых от государства. (В таком обществе граждане способны самостоятельно отстаивать свои общие права и интересы, решать проблемы местного значения и влиять на правительственную политику в государственном масштабе). И если раньше в состав «общества» включали только его элиту, то теперь это всё население страны.

В самом распространённом среди социологов значении общество - это социальная организация данной страны (или этноса), т.е. не просто совокупность населения, но и его структура, система взаимоотношений и связей. Следует отделить «общество» от политической организации данной страны - государства. Не стоит, между прочим, путать государство и с территорией, на которой оно действует - собственно, страной. Хотя очень часто политики, чтобы придать себе веса, вещают от имени всей страны - и государства, и общества, сознательно смешивая понятия географические, политические и социальные.

2. Признаки общества.

Заметим, что последнее определение общества подходит и к тем человеческим коллективам - роду, племени, союзу племён, - которые в древности ещё не «доросли» до создания государства. Однако если эта организация в некоторой степени самодостаточна и имеет «своё лицо», перед нами - общество. Вот его признаки:
- оно не является частью более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счёт детей, рождённых в подобных браках;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у него есть собственное название и собственная история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов), которую называют культурой.

3. Сферы общества.

Что же собой представляет современное общество в этом значении? Существуют разные методы его структуризации или модели, способствующие более подробному анализу.

Во-первых, можно выстроить всевозможные слои или социальные группы по вертикали, сверху вниз, в зависимости от их богатства или близости к власти, иными словами - от их экономического и политического влияния. Тогда общество предстанет перед нами пирамидой, наверху которой - богатая и властная элита, в основании - «серое» большинство, и средний класс - между ними.

Во-вторых, можно представить общество как совокупность институтов, удовлетворяющих его важнейшие потребности в рамках сложившихся социальных норм (институт - лат. «установление»). Важнейшие социальные институты - это семья (с функцией воспроизводства населения), производство (создание материальных благ), государство (регулирование общественных отношений, охрана правопорядка и суверенитета и мн. др.), образование (накопление и передача опыта), религия.

Но самый распрастранённый подход предлагает нам изучать общество по его сферам (подсистемам): экономической, политической, социальной и духовной.

Экономика включает в себя производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Политика объединяет институты, участвующие в решении важнейших проблем общества. Прежде всего, это государство - со всей его разветвлённой структурой органов власти - и партии, поскольку к политической сфере относится всё, что связано с борьбой за эту власть, за влияние на принятие стратегически важных решений. Зрелое общество имеет отрегулированные механизмы смены власти и политической борьбы.

Социальная сфера охватывает отношения между различными общественными группами, классами, слоями. Если бы общество можно было рассматривать само по себе, отдельно от экономики и политики, то эта его ипостась и была бы социальной сферой. Однако данный термин употребляется и в более узком смысле: например, чиновник называет подобным образом систему общественного транспорта и коммунальных услуг, образования и здравоохранения. Здесь «социальная сфера» - совокупность общественных учреждений, обслуживающих наши потребности. Ещё более узкое значение данного словосочетания - система общественной помощи незащищённым слоям населения (пенсионерам, безработным, инвалидам, сиротам и т.д.). Когда мы слышим о несовершенстве социальной сферы и её недостаточном финансировании, речь идёт о двух последних значениях термина.
И уж в последнюю очередь мы вспоминаем о духовной сфере! А сюда включена и наука, и образование, и все сокровища искусства вместе с музеями и библиотеками, а также религия и прочие формы интеллектуаль¬ной деятельности.

Разумеется, деление общества на сферы в некоторой степени условно: в реальной жизни все части этой сложной системы взаимосвязаны и переплетены между собой.

4. Мировое сообщество и глобализация.

В заключение нужно сказать, что общество - как социальная организация страны - в определённом смысле уже уходит в прошлое. Разве наше российское общество, так же как амери¬канское или японское, не является частью более крупной системы - мирового сообщества? Глобализация - процесс исторического сближения народов и превращения человечества в единую политическую систему, - всё шире охватывает страны и континенты. Начавшись в эпоху Великих географических открытий, побуждаемая капиталистическим развитием индустриальных стран, она связала мир вначале экономически, а теперь создаёт общее политическое, правовое и культурное пространство. Люди разных стран и континентов обсуждают одни и те же новости, слушают одну и ту же музыку, «болеют» за «своих» на всемирных спортивных состязаниях, отстаивают права, сформулированные ассамблеями ООН, и требуют определённых политических решений от своих представителей в Совете Безопасности, Евросоюзе, НАТО и десятках других международных организаций.

Исторически сложилось так, что любой человек становится автоматически. Причем для этого не требуются какие-либо дополнительные связи, знания и возможности. Определение данного понятия достаточно многогранно. Это целая система человеческого общения, взаимодействия, разделения на различные группы по интересам и роду деятельности.

История

Современное общество не произошло само собой. Его предшественником является первобытная община, объединяющая людей согласно их взаимосвязям, образу жизни. Община помогала предкам более организованно действовать, чтобы выжить в тяжелых природных условиях.

Согласно историческим данным, общины некоторых видов предков современного человека противостояли другим социологическим организациям такого рода - отсюда образовывались первые конфликты. Поводом для подобных противодействий могли послужить: межрасовая ненависть, непринятие одним видом другого (межвидовое скрещивание и прочее), раздел продуктов питания и территории проживания.

в словарях

Группы людей, объединяемые одной целью, а также население отдельного государства и даже всей планеты - все это общество. Данное понятие расшифровывается как организованные человеческие взаимодействия, будь то кружок по интересам или политическая партия. Социальное, человеческое общество объединяет в себе большое количество людей, хоть и обладающих разным мировоззрением, но имеющих одно общее желание - жить и сосуществовать.

Слово "общество" имеет один корень со словом "общаться". Это объясняет тот момент, что без самой коммуникации ни одно общество не может образоваться, так как оба понятия тесно взаимосвязаны. Общежитие, общность, община, общественность - данные слова являются однокоренными с "обществом" и, по сути, представляют собой определенные группы лиц, находящихся в постоянном взаимодействии.

Общество может трактоваться как компания или фирма (ОАО, ООО, ЗАО и другие), а также как различные организации, имеющие в своем составе ограниченный круг людей, объединенных интересами.

В словаре Н. Е. Яценко указано краткое значение слова "общество". В широком смысле термин трактуется как отдельная часть мира, являющая собой объединение всех существующих способов взаимодействия и влияния людей друг на друга, а также форм их организаций.

Определение и значение слова "общество" по В. И. Далю

Самого понятия как такового в словаре великого русского лексикографа нет, однако в нем имеется однокоренное с ним выражение "общать", что, согласно трактовке автора, и обозначает "общество". Значение слова в словаре Даля дословно представляет собой объединение, присоединение, смешивание чего-либо (кого-либо). К примеру, "смотри на дела порознь, не общай одного с другим".

"Общать" - это не только общество, объединение и прочее, данное слово имеет и другое объяснение. Общать - значит общаться, разговаривать, вступать в диалог с собеседником, доносить информацию, рассказывать, делиться новостями.

Структура

Социум, социальные связи, постоянное взаимодействие - все это помогает разобрать подробно, что такое общество. Определение данного понятия не представляется возможным без структурирования социума как целостного организма.

Развитие подвержено воздействиям извне. Функционирование общества происходит по определенной закономерности, где каждый индивидуум может кардинально менять взгляды на жизнь других людей, их моральные принципы, а также историю.

Структура общества включает следующие категории:

  1. Социальные группы.
  2. Слои общества.
  3. Общности.
  4. Институты.

Данные составляющие общества объединяются социальными отношениями. Их роль в развитии любого сообщества, общины достаточно высока. Социальные отношения подразделяются на связи и взаимодействия.

Социальные связи образуются по обоюдному согласию членов социума согласно поставленной цели, которой необходимо достичь. То есть становление связей такого рода имеет место быть только в определенных социальных условиях проживания каждого отдельного индивидуума.

Представляют собой ряд процессов, оказывающих влияние на людей, способствующих изменению установленных понятий и принципов. Различные воздействия индивидуумов друг на друга провоцируют развитие новых отношений. Они являются укоренившимися и крепкими связями между отдельными личностями и группами людей.

Признаки

Что такое общество? Определение слова не было бы возможным без социальной структуры организации людей:

  • В каждой определенной группе людей присутствует обилие самых разнообразных социальных подсистем, структур. Это не просто определенное количество индивидуумов, объединяемых чем-либо, - это целая сложная система, в которой бесконечно развиваются и создаются различные социальные группы: семьи, племена.
  • Общество самодостаточно. То есть оно само в силах создать определенные условия для нормального функционирования. Ни одна из частей социума не может существовать обособленно, не соприкасаясь и не взаимодействуя с другой.
  • Главное отличие общества - его динамичность и нелинейность, нахождение в постоянном движении, росте. Главное действующее лицо здесь - человек, так как без его участия невозможно дальнейшее развитие общества.

Отношения и связи

Что такое общество? Определение и значение слова заключаются во взаимодействии людей между собой, а именно - в социальной структуре. Данное понятие представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую систему связей и отношений между каждым индивидуумом и общественными элементами (группами и другими).

После появления на свет и получения базовых знаний, периода взросления человек, осознанно или неосознанно, попадает в общество, члены которого близки ему по каким-либо интересам, характеру, цели. Современное общество далеко от идеала, так как в нем не существует четкого, определенного разграничения людей на подгруппы, и индивидуумы зачастую могут оказаться не на своем месте.

Общение и постоянное взаимодействие в группах происходит согласно сложившимся в них традициям и моральным устоям. Несмотря на равенство перед законом, в группах наблюдается постоянное неравенство, без него бы попросту не образовалось само общество. Значение и толкование общного неравенства заключается как в социальной разности слоев населения, так и в отличительных особенностях индивидуумов. К примеру, у каждого человека имеется дар к какому-либо роду деятельности, но отсутствует к другому. Еще один пример: у состоятельных, богатых лиц уровень жизни достаточно выше, чем у людей с более низким доходом.

Основные типы

Общество, как и любая другая слаженная социальная система, разграничивается на несколько основных типов:

  • Традиционное.
  • Индустриальное.
  • Постиндустриальное.

Традиционное общество

Имеет отличительную черту в виде особо развитого сельского хозяйства. В данном типе отношения между элементами общества основываются на сложившихся за всю его историю традициях. Согласно социологии, традиционное общество слабо, ввиду того что оно практически не способно развиваться, так как использует устаревшие понятия о мире и жизни.

Индустриальное общество

Главные характеристики типа: высокий рост производства, потребительское отношение к природным ресурсам, решение проблем любого плана при помощи научных знаний и технологий. Члены общества главным образом преследуют только одну цель - удовлетворить собственные социальные потребности, невзирая на экологические проблемы.

Постиндустриальное общество

Современный мир по сути своей представляет данный тип общества. Прерогативой здесь являются проблемы окружающей природы, развитие промышленности, получение информации и знаний, технологический прогресс. В постиндустриальном обществе отмечается более заметный рост сферы обслуживания, нежели промышленной отрасли.

Обществознание - 6 класс

Технологическая карта урока.

Соответствует ФГОС.

Учитель: Гильфанова Рамиля Рафаэловна

Школа: МБОУ «Сармановская СОШ» Сармановского муниципального района РТ

Учебный предмет: обществознание

Тема урока: Что такое общество?

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомление учащихся с многогранностью понятия «Общество»; развитие учебно-исследовательских умений учащихся; воспитание чувства сопричастности к жизни общества.

Задачи:

Предметные УУД

1. Получить новые знания об устройстве общества

2. Выделять существенные признаки общества.

3.Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.

Метапредметные УУД

1. Познавательные - владеть смысловым чтением, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.

2. Регулятивные - определять цель и проблему деятельности.

3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Межпредметные связи: Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс)

Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1. Учитель задает вопросы классу:

Вы живете в обществе, а задумывались ли вы о том, что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.

Обратите внимание, не кажется ли вам, что некоторые определения противоречат друг другу?

На доске учитель условно (символами) может отобразить различные точки зрения.

В чем эти противоречия?

2.Учитель просит определить тему урока

3.Учитель и дети формулируют и записывают проблему: Общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.

Отвечают на вопросы, дают несколько определений

Определяют тему урока, формулируют проблему, ставят цель и задачи.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время беседы, вступают в диалог с учителем

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Этап «Актуализация знаний»

Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами:

Вспомним, как развивалось общество с течением времени, тот материал, который мы изучали с вами на уроках истории древнего мира в 5 классе.

Какие мы знаем древние общества, государства?

Что нам особенно запомнилось из истории древнего мира?

Каковы были основные занятия людей?

На какие группы делились общества?

Кто и как управлял людьми?

Культура какой цивилизации запомнилась вам больше всего?

А современное общество, в котором мы живем, отличается от изученного вами в 5 классе на уроках истории?

Вот давайте и определим, из каких элементов состоит современное общество.

Отвечают на поставленные вопросы

Устанавливать аналогии для понимания закономерности

Вступают в диалог с учителем и другими учащимися

Излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами, выдвигать контраргументы в дискуссии.

Определять проблему в деятельности, контролировать правильность ответов обучающихся

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонение от эталона, осуществлять взаимоконтроль

Этап «Открытия нового знания»

1.Организует работу с текстом §1с.7-10 «Понятие общества»

2.Устройство общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество.

Внимательно прочитайте название второго пункта §1 с.10. и предположите о чем он сможет нам рассказать?

Как ты понимаешь, что означает слово «сфера»?

Проверьте свои предположения, прочитав текст «Сферы жизни общества» с. 10-11. Совпали они или нет и в чем?

Сделайте выводы.

Учитель обобщает выводы учащихся:

Итак, мы сделали

вывод о том, что

А. общество состоит из 4 сфер, областей.

Б.Мы узнали названия этих сфер.

В.Эти сферы взаимосвязаны между собой.

А теперь давайте посмотрим, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.

Работа в четверках «Проверь себя »

(перед детьми раздаточный материал: пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии, представляющие собой разные стороны жизни общества, таблички с названиями сфер общественной жизни.)

1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

3.Выявить ошибки

Читают текст, сравнивают определения учебника с теми определениями. Которые дали в начале урока. Записывают определение в тетрадь.

Выдвигают предположения, читая текст, сравнивают свои предположения с написанным.

Учащиеся работают с заданием, работают с текстом.

От каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что..,итд)

Заслушивают другие группы

Осуществлять анализ материала, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

Осуществлять анализ, выделять главное в тексте. Доказывать или опровергать свою гипотезу, делать выводы

Самостоятельно вычитывать информацию по заданию или выбранным самостоятельно основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать информацию, систематизировать её.

Анализировать, какая группа допустила большее количество ошибок. Почему?

Сопоставляют свое определение с определением учебника

Осуществляют монологическую речь.

Организует работу в группе

Осознано строить свое речевое высказывание

Осознанно строить свой монолог, доказывать свое суждение.

Преодолевать конфликт, договариваться с людьми.

В ходе выступления одних учащихся, остальные контролируют правильность и полноту анализа.

Контролируют выразительность речи обучающихся.

Самостоятельность и взаимопомощь выполнения задания в группах

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль

Осуществлять контроль, обнаруживатьотклонение от темы.

Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями её реализации в т.ч. во внутреннем плане. Обнаруживать отклонение от эталона. Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Этап «Применения нового знания»

Первичное закрепление

На интерактивной доске небольшой тест, ответы на который нужно записать от групп.

Вторичное закрепление

Домашнее задание:

Для всех учащихся: § 1.

Репродуктивный уровень: в. 1–2.

Конструктивный уровень: в. 3.

Творческий уровень: составить рассказ на тему «Путешествие
в античное общество»

Участвуют в выполнении теста

Выполнить контроль усвоенного, видеть чужие ошибки, исправлять

«Спикеры» групп выполняют по 1 заданию на интерактивной доске.

Рефлексия своих действий.

Прослушивать ответы «спикеров» групп

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности

Учитель может устроить это в виде блиц - опроса.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Отвечают на блиц-опрос

Критически оценивать свою деятельность на уроке

Излагать свое мнение

Строить правильные высказывания

Выслушивать мнение других

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

Введение

Термин общество очень часто используется в повседневной жизни. Есть общество защиты животных, общество защиты прав потребителей и т.п.

У разных людей самые различные представления об обществе. Часто этот термин обозначается как определенная совокупность людей, объединенных какими-либо интересами, взаимными симпатиями, образом жизни и совместной деятельностью.

Человеческое общество рассматривается как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга. Эти частицы связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Можно сказать, что общество существует как единая система.

Общество ‑ это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество - целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на 3 этапа.

1 этап . На этом главном этапе будет представлено общество в целостном виде .

2 этап . На этом этапе стоят социальные институты . Группы людей, сохраняющие длительное время, стабильность, устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука). Социальные общности людей (нация, народ, класс, группа, слой).

3 этап . На этом этапе рассматривается индивидуальный мир человека .

Социология по-своему рассматривает термин общество .

Понятие общества

Термин общество произошло от латинского глагола Социо .

Социо - означает соединить, объединить совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия общество — общность, союз, сотрудничество. Но не всякая общность людей является обществом, но, любое общество — это самоуправляющаяся общность.

Общность и общество глубоко распространены, но их смысл многозначный.

Общность - форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом.

Общество -это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности.

Термин общество имеет свое определенное значение.

Если сравнивать российское и американское общество, они различаются, имеют свою социальную структуру, территорию, политическую систему, культуру. Именно общество изучает предмет социология, т.к. социология это наука об обществе.

Общество — группа людей, имеющая общие интересы и ценности, общество это целостная система, осуществляет совместное проживание людей. Общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией.

Общество обладает высокой степенью организации. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный характер. Степень удовлетворения этих потребностей (материальные социальные, духовные). Это и есть доказательство, что общество функционирует как система. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель.

Общество стремится к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей.

Общество как система обладает целостностью, т.е. свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя.

Общество не связано с понятием народ , нация , государство .

Народ - форма общности людей, связанных, языком, культурой, происхождением.

Нация - форма организации жизни одного народа или нескольких народов, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей.

Государство - форма организации жизни народов и наций, основанные на правах и законах, продукт исторического развития человеческой цивилизации.

Все эти понятия очень часто пересекаются и взаимосвязаны.

У общества есть понятие, как своя территория, длительность существования, своя история и культура, наличие системы управления, кровнородственные связи.

Типология общества подразделяется:

1) Традиционная - характеризуется развитием сельского хозяйства и преобладанием аграрного класса жизни.

2) Индустриальная - характеризуется развитием промышленности.

3) Постиндустриальная - характеризуется развитием сферы услуг, построением информационных технологий.

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения.

Простое общество - общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь взаимозаменяются.

Сложное общество - общество с сильно разделенными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

Следующая типология делит все общества на закрытые и открытые.

Закрытое общество - характеризуется социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, традиционализмом, идеологией и коллективизмом.

Открытое общество - характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.

Чтобы понять феномен общества, необходимо выяснить характер закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое. И чтобы объяснить связь и закономерность выделяют 3 главных подхода :

1) Натуралистический подход . Суть этого подхода в том, что человеческое общество рассматривается в качестве естественного продолжения закономерностей природы.

2) Идеалистический подход . Суть этого подхода в том, что в нем сущность связей, объединяющих людей в единое целое.

3) Философский анализ межчеловеческих связей и отношений . Возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.

Общество - это сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями.

Система - это множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Сложность любой системы проявляется в количественном отношении - система состоит из множества элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколения.

Основным элементом социальной системы , являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Действия индивидов вызывают изменения в социальной общности или обществе в целом. Социальные взаимодействия приводят к изменению старых и становлению новых общественных отношений, т.е. к их динамике. Общественные отношения характеризуются устойчивыми и самостоятельными связями между индивидами социальными группами. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют системное качество.

Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность.

Социология выделяют следующие виды связей :

1)взаимодействия;
2) отношений;
3) контроля;
4) институциональные и т. д.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Таким образом, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

Общество обладает системностью - рассматривается как объединенная устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями (социальными структурами). Каждый человек является членом различных социальных групп, исполняет предписанные социальные роли, совершает социальные действия. Выпадая из привычной для себя социальной системы, индивид испытывает сильный стресс. Будучи целостной системой, общество обладает устойчивостью.

Общество обладает универсальностью - создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениями культуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру и подняться по социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая дает людям формы организации жизни, которые облегчают достижение их личных целей.

Общество имеет высокий уровень внутренней саморегуляции - обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений.

Общество обладает внутренними механизмами самообновления - включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований. Оно стремится подчинить своей логике вновь возникающие институты и социальные группы, заставляет их действовать в соответствии с ранее сложившимися социальными нормами и правилами.

Наиболее важным для системы являются коррелятивные связи .

Коррелятивные связи- взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. В результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам и относительно самостоятельный способ своего развития.

Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Каждая из названных подсистема включает в себя множество других подсистем.

Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. В основе классификации социальных систем лежит тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты, система социального контроля, социальные организации.

Все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Элементами общества являются люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, которые они выполняют.

Социальная система рассматривается в трех аспектах.

1) Рассматривается как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.)

2) Рассматривается как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций.

3) Рассматривается как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Социальная система, выступает как единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Система понимается как упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе.

Общество как целостная система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции. Система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции:

Экономическая - функцию материального производства.

Социальная - социализации.

Политическая - социального управления.

Идеологическая - духовного производства.

Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.

Социальная структура - устойчивая связь элементов в социальной системе.

Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность всех элементов ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют в процессе взаимодействия с другими людьми. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности.

Структура общества включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношении.

Социальная жизнь - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых лежит материальное производство. Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры определяются не законом, а носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие элементов внутри структуры.

Заключение

Общество — это сверхсложная система, обладающая значительной спецификой в своем происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития представляет собой единство разных сил — природных, социальных и духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть предсказано с абсолютной точностью.

Общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей.

Общество — открытая система с не полностью реализованными потенциальными возможностями и с закономерной непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что на данном этапе развития мировая цивилизация находится на рубеже, когда необходимо без промедления решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций.

Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствии с их предназначением и сущностью

В заключении считаем нужным еще раз подчеркнуть, что общество является целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих качеств данная социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

В повседневной жизни мы довольно часто употребляем слово «общество», практически не задумываясь о его значении, которое кажется простым и понятным. Но стоит нас спросить, является ли оно синонимом к слову «общественность», и мы начинаем задумываться. Предлагаем вместе выяснить, что такое общество, и чем оно отличается от общественности.

Определение, что такое общество

Вопрос «Что такое общество? » относится к сфере деятельности социологов, которые на сегодня пока еще не пришли к единому мнению и не сформулировали определение этого термина.

У слова «общество» множество значений. Оно может обозначать:

  • человечество. Все население земли в определенном контексте называют обществом. Например, когда говорят об истории развития цивилизации;
  • население страны. К примеру, жителей Российской Федерации можно назвать российским обществом;
  • объединение людей по интересам или сходным занятиям. Наверняка, вы встречали выражение «общество охотников и рыболовов», «спортивное общество», «общество любителей балета»;
  • исторический этап развития. Из школьной истории многие помнят такие понятия как первобытное общество, феодальное, капиталистическое и т. д.;
  • юридическое понятие, обозначающее организационную форму предприятия: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т. п.

Что такое общество — определение и разделение

В нашей статье мы будем рассматривать общество с точки зрения социологии, которая подразумевает под этим понятием исторически сложившуюся структурированную общность, члены которой проживают на одной территории и вступают в определенные взаимоотношения. Другими словами, это совокупность людей, живущих по выработанным ими социальным законам и постоянно взаимодействующих друг с другом.

Общественность — более узкое понятие, за которым стоит активная часть социума, являющаяся выразительницей мнения определенной части граждан. Приведем пример. В городе N несколько общественных организаций и активистов из числа местного населения призвали закрыть меткомбинат, выбросы которого в несколько раз превышают существующие нормативы. В данном случае мы имеем дело с общественностью города.

Что такое общество и человек?

Философские споры о человеке и обществе ведутся на протяжении веков. Мы выскажем мнение, поддерживаемое большинством ученых.

Человек — разумное существо, вступающее в социальные отношения, а, значит, являющееся членом социума. Может ли человек существовать вне общества? Вряд ли. Даже монахи-отшельники, жившие уединенно, подчинялись законам и правилам, выработанным социумом, поскольку церковь — один из его институтов.

Дети, воспитанные животными, — яркий пример того, как сказывается на личности влияние окружения. Неразвитая речь, повадки животных и, главное, заторможенность психологического развития, которая с годами не восстанавливается, — вот к чему приводит отсутствие общения с другими членами социума.

Общество: основные признаки

Характерные признаки, по которым общество можно отличить от государства и страны:


Что такое общество: ответы

В этом разделе мы дадим ответы на самые распространенные вопросы, связанные с обществом.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов и отношений, не зависимых от государства и призванных защищать перед ним права и интересы своих представителей. Зачастую гражданское общество существует в противовес государству, ограничивая его всевластие. Например, субъектами гражданского общества могут являться общественные организации, борющиеся за права человека, объединения экологов, профсоюзы.

Что такое традиционное общество?

Традиционное общество — один из типов социума, в основе которого лежат традиции и обычаи. Такая организация социума является консервативной, поскольку стремится сохранить неизменными традиционные устои.

Экономика строится на сельском натуральном хозяйстве, в духовной сфере признается господство религии, монарх считается наместником Бога на земле. Подобный общественный уклад существовал в древние времена и эпоху Средневековья.

Что такое современное общество?

Современное общество называют постиндустриальным, выделяя этим главную характеристику — уход от индустриализации, когда главенствующей считалась производственная сфера, и переход к информационному социуму, где большинство людей заняты переработкой, хранением и продажей информации, информационных технологий.

Основными признаками современного общества являются резкий рост городского населения, роботизация производства, интенсивное развитие информационной индустрии и глобализация экономики.

Что такое социальное общество?

В основе социального общества лежит идея социального равенства. Попытка создать такое общество была предпринята в 1917 году, когда после Октябрьской революции вначале была провозглашена диктатура пролетариата, а затем начато строительство социалистического государства, основанного на идеях равенства и братства.

Однако, достичь желаемого не удалось: СССР распался. Среди ныне существующих стран нет ни одной, где отсутствовало бы социальное угнетение.

Что такое сфера общества?

Сферой общества, точнее, сферой деятельности общества называют совокупность устойчивых взаимоотношений между субъектами социума. Существует 4 основные сферы деятельности общества: социальная (деление общества на классы, нации, половозрастные группы и пр.), экономическая (производственные и торговые отношения), политическая (государственное устройство, наличие партий и политических течений), духовная (религия, культура, мораль).

Что такое культура общества?

Культура общества — это принятая в данном социуме система ценностей, поведенческих моделей и представлений о жизни. Объясним на примере. Культура жителей Мьянмы с точки зрения россиянина весьма специфична: там эталоном женской красоты считается длинная шея, а возникновение этой традиции местное население связывает с легендой о драконах. У россиян подобного обычая нет, налицо разница культур.

Надеемся, наш ответ на вопрос, что такое общество , вас удовлетворил, и вы теперь сможете сказать, чем общество отличается от общественности.

Подробнее о традиционном обществе расскажет политолог Александр Дугин в предлагаемом нами видеосюжете:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Loading...Loading...