Формы и методы дистанционного обучения. Средства дистанционного обучения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я.Яковлева»

Факультет физико-математический

Кафедра информатики и вычислительной техники

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Методика обучения и воспитания информатике

На тему: «Методические особенности дистанционного образования »

Работа выполнена

студентом 3 курса, И-3 группы

очной формы обучения,

направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»)

Волковой Анастасией Валериевной

Научный руководитель –

д.п.н., профессор Софронова Н. В.

Чебоксары 2015

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения……….……….......5

      Сущность и основные виды дистанционного обучения.……. ..………..5

      Методические особенности дистанционного обучения..………..………8

Глава 2. Практические средства дистанционного обучения..…….……….…16

2.1. Электронная книга как средство дистанционного обучения….…………16

2.2. Создание электронной книги в СДО Moodle……………. .………………19

Заключение ……………………………………………………………………..32

Список литературы…………………. ………………………………………...34

Введение

На современном этапе модернизации системы образования широкое распространение получает дистанционное обучение. Именно дистанционное обучение имеет большие перспективы для дальнейшего развития в век информационных и телекоммуникационных технологий.

Согласно требованиям к условиям реализации образовательной программы по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечить дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогов, органов управления образования, общественности. В соответствии с приказом № 137 Минобрнауки России от «06» мая 2005 года «Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся». Дистанционное обучение – это инновационное направление работы для современных образовательных учреждений, но тем не менее уже накоплен опыт его практической реализации, существуют виртуальные центры образования, разработано множество электронных образовательных ресурсов. Конечно, методика дистанционного обучения нуждается в дальнейшем изучении и развитии. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсовй работы.

Цель курсовой работы – изучить методические особенности дистанционного обучения, рассмотреть возможности среды дистанционного обучения Moodle для создания электронной книги как средства для дистанционного обучения.

Объект исследования – процесс дистанционного обучения.

Предмет исследования – методические особенности дистанционного обучения.

Задачи курсовой работы:

      изучить сущность и основные виды дистанционного обучения;

      рассмотреть и систематизировать научные знания о методических особенностях дистанционного обучения;

      овлаедеть знаниями, умениями и навыками по методике дистанционного обучения;

      рассмотреть электронную книгу как средство для дистанционного обучения;

      разработать электронную книгу в среде дистанционного обучения Moodle.

Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения

      Сущность и основные виды дистанционного обучения

Традиционное обучение представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся с целью получения последними знаний, умений, навыков, а также овладения общечеловеческими ценностями. А что же такое дистанционное обучение? Разные авторы дают разные ответы на этот вопрос.

Е.С. Полат дает следующие определения:

1. «Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» .

2. «Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством .

Э.М. Хабибулина дает определение: «Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно» .

Дистанционное образование – это образование, реализация которого происходит посредством дистанционного обучения.

Из этих определений видно, что в процессе дистанционного обучения не обязательно участие преподавателя, так как такое обучение может осуществляться обучающимся самостоятельно путем взаимодействия с электронными образовательными ресурсами. Отсюда становится ясно, что для реализации дистанционного обучения необходимым является единое информационно-образовательное пространство, которое включает: всевозможные сетевые и электронные источники информации, электронные учебные пособия, виртуальные библиотеки, музеи, справочники, базы данных, консультационные службы и т.д.

Рассмотрим виды дистанционного обучения. В настоящее время в отечественной и мировой практике существует несколько вариантов организации (модели) дистанционного образования :

    образование по типу экстерната – для учащихся, которые по разным причинам не могут посещать учебные заведения очно;

    университетское образование - для учащихся, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно;

    образование на основе одновременного взаимодействия в сети нескольких учебных заведений – учебные заведения осуществляют совместную подготовку программ дистанционного обучения по различным дисциплинам;

    организация автономных образовательных учреждений, специализирующихся на различных формах дистанционного образования;

    локальное образование на основе автономных обучающих систем;

    дистанционное образование, интегрированное с традиционными способами, или, иначе, дистанционная поддержка образовательного процесса.

Виды дистанционных курсов :

    курсы на основе комплексных «кейс-технологий». В основу подобных курсов положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейса (от англ. слова case - портфель, ситуация). При этом, с одной стороны, любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все элементы связаны друг с другом в единое целое – материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели и симуляции. Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся. В последнее время при создании курсов на основе кейс-технологий, их авторы переносят большую часть очных встреч со студентами в среду Интернет - внедряются такие формы учебной деятельности, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, видеоконференции, вебинары, он-лайн-семинары.

    Курсы на основе компьютерных сетевых технологий. В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учебные пособия различного вида и назначения - обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний и т.д., доступных для студентов с помощью глобальной сети Интернет или же локальных сетей (Интранет). Использование электронных учебных материалов при этом не исключает передачу студентам индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционных носителях (в том числе бумажных). Использование технологий Интернет позволяет не только представлять студентам учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя. При этом обучение может происходить как индивидуально, так и в составе учебных групп. Контакты между преподавателями и студентами осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и их интенсивность, зависящая, в целом, от выбранной методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.

      Методические особенности дистанционного обучения

Итак, дистанционное обучение необходимо рассматривать как особый вид обучения, для которого характерны определенные цели, функции, принципы, способы взаимодействия субъектов образова­тельного процесса.

Отличие дистанционного обучения от заочного заключается в том, что дистанционное обучение призвано обеспечивать максимальную интерактивность процесса образования, которая предполагает интерактивность между обучаемым и преподавателем, а также обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также возможность группового обучения. Наличие обратной связи позволяет обучаемому получать информацию о правильности его продвижения в процессе получения знаний, а также осуществлять самоконтроль, самооценку в этом процессе.

Основные цели дистанционного обучения сегодня – это:

1. профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

2. повышение квалификации кадров по различным специальностям;

3. подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

4. подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

5. углубленное изучение тем, разделов из изучаемых дисциплин;

6. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучаемых по определенным дисциплинам;

7. базовый курс учебной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать очные учебные занятия;

8. дополнительное образование по интересам.

Планируемые результаты и содержание дистанционного обучения совпадают с результатами и содержанием очного обучения, отличие заключается в некоторых принципах обучения, а также формах подачи учебного материала и формах взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой.

Безусловно, дистанционное обучение должно строиться в соответствии со всеми дидактическими принципами, которые имеют место в современной педагогике: объективности, научности; связи теории с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности; наглядности и разнообразия методов; сознательности и активности обучаемых; прочности усвоения знаний, умений и навыков. Но существуют и специфические принципы дистанционного обучения. Е.С.Полат выделяет такие специфические принципы дистанционного обучения:

    принцип интерактивности . Дистанционное обучение должно обеспечивать интерактивное взаимодействие между всеми его участниками.

    Принцип открытости .Любой желающий должен иметь доступ к получению дистанционного обучения по его выбору.

    Принцип гибкости . Ход учебного процесса можно приспосабливать к индивидуальным особенностям обучаемого, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию и давая возможность обучаться в удобное время.

    Принцип адаптивности . Обеспечивается благодаря использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют адаптировать дистанционный учебный процесс к особенностям обучающихся.

    Принцип передаваемости . Заключается в возможности передачи образовательных тек­стов, аудио- и видеозаписей, телевизионных и компьютерных программ учебного назначения по всему миру.

    Ориентация на потребителя . Дистанционное обучение расши­ряет доступ к получению образования для людей, которые по разным причинам не могут получить очное образование.

    Принцип базовых знаний. Для начала дистанционного обучения пользователю необходимо владеть некоторыми начальными знаниями. Для этого в различных дисьтанционных курсах используется входной контроль.

    Принцип идентификации. Идентификация обучающихся – часть общих мероприятий по безопасности. Каждый пользователь дистанционного курса имеет свой логин и пароль для доступа к обучению на курсе. Также осуществляется идентификация личности ученика с помощью видеоконференцсвязи.

    Принцип индивидуализации. Обучаться на курсе дистанционного обучения можно в соответствии с индивидуальным темпом и индивидуальной образовательной траекторией.

    Принцип регламентности обучения. Д истанционное обучение должно быть подчинено определенным временным регламентам, например, устанавливается последний срок сдачи обучаемыми тестов, контрольных задаий и т.д.

    Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению.

Ромашова Е.В. выделяет следующие преимущества и недостатки дистанционного обучения :

преимущества дистанционного обучения :

    время и место обучения студент выбирает сам;

    доступ к учебным материалам с помощью интернет из любой точки нашей страны;

    учеба не будет мешать работе;

    гибкие сроки обучения;

    помогает снизить затраты на проезд к месту обучения и обратно;

    можно проводить обучение большого количества человек.

Недостатки дистанционного образования :

    рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения;

    необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;

    одной из проблем обучения остается проблема установления личности пользователя при проверке знаний. Невозможно предугадать, кто выполнил работу;

    для дистанционного обучения необходима самодисциплина;

    высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.

Виды взаимодействия при дистанционном обучении :

1) преподаватель – группа. Основной целью этого общения является постановка целей и анализ результатов деятельности студентов.

2) Преподаватель – студент. В данном случае преподаватель руководит действиями отдельного студента, дает советы, рекомендации, анализирует результаты деятельности.

3) Студент – преподаватель. Основной формой подобного общения является запрос учащегося, сообщающего преподавателю, в каком помощи он сейчас нуждается. При жтом студент учится самостоятельно ставить проблему. Кроме того, при общении по данной схеме студент может представлять результаты своего труда.

4) Студент - студент. Подобные взаимодействия вначале возникают стихийно. Как правило, первыми вступают в контакт наиболее активные участники дистанционного курса.

5) Группа - студент и студент – группа. Сотрудничество с партнерами является необходимым условием активной деятельности студентов. У учащихся, участвовавших в групповой работе, рефлексивные способности формируются значительно более эффективно, чем у учащихся, осваивавших понятия самостоятельно или только в ходе общего обсуждения.

Возможности, которые предоставляют телекоммуникационные сети для общения при дистанционном обучении – это:

    доска объявлений

видеоконференция.В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы дистанционного обучения :

    метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей, репетиторов, консультантов, научных и технических руководителей (самообучение). Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).

    Метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного учащегося, консультируемого студента или школьника, клиента, нуждающегося в научно-технических услугах, соискателя научной степени с одним преподавателем, репетитором, консультантом или научным и техническим руководителем (обучение «один к одному») . Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.

    Метод, в основе которого лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим») . Данный метод используется педагогом, репетитором, консультантом, когда обучаемых и консультируемых целая группа, они примерно одинаково подготовлены и для всех одинаков конечный результат. Например, это происходит при подготовке школьников репетитором к ЕГЭ, или же при консультировании студентов по различным дисциплинам. Этот метод, свойственный традиционной образовательной системе, получает новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном обучении так называемыми электронными лекциями, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений. Электронная лекция, которую готовят и подбирают преподаватели, репетиторы, консультанты может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, подготавливающих обучаемых к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетных ученых.

    Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Значение этого метода и интенсивность его использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.

    Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.

    Метод проблемного обучения основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.

    Исследовательский метод обучения характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов.

Итак, методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств - носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения. Дистанционное обучение не исключает возможности коммуникации всех участников образовательного процесса. Одним из основных подходов к учебному процессу при организации дистанционного обучения является личностно-ориентированный подход, п рикотором в центре учебного процесса находится личность и познавательная деятельность учащегося, а преподаватель приобретает статус наставника, организатора, тьютера, консультанта.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90» ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ: Глушенковой А.В., учителя истории и обществознания

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание и технологии обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, значительно повысить качество образования и способствовать гармоничному вхождению субъектов образования в информационное общество.

3 слайд

Описание слайда:

Реализует качественное информационное обеспечение и обслуживание учебной, воспитательной, управленческой деятельности школы как центра образовательного округа включает в себя совокупность организационно-методических, единых технологических и содержательных средств, технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации обеспечивает оперативный доступ пользователей к значимой социально - педагогически информации создает возможность для общения в интерактивном режиме всех участников образовательного сообщества. Единое информационно – образовательное пространство школы (ЕИОП) – это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда

4 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА Совершенствование содержания и технологий образования на основе внедрения ИКТ Развитие ИКТ − компетентности школьного сообщества. Освоение технологии открытого образования. Использование ИКТ в управлении. Ввведение электронного документооборота. Пополнение, обновление МТБ школы. Автоматизация рабочего места учителя. Реализация общественно - ориентированного образования Е И О П

5 слайд

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МБОУ «СОШ № 90» Аудиовизуальные (радио, телевидение, кино) Мультимедиа (проектор, интерактивная доска) Сетевые (локальная сеть, Интернет, сетевые проекты) Дополнительные цифровые ресурсы СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Классно - урочная Дополнительное образование Индивидуальное обучение Дополнительные платные образовательные услуги для населения по «Основам компьютерной грамотности Дистанционные (участие в городском эксперименте: «Сетевой город») Внеклассная работа по предмету ИКТ – РЕСУРСЫ Инклюзивное обучение Единое информационное пространство образовательного округа - Учебные и социально значимые проекты - Площадки проб и практик ОБЩЕСТВЕННО – АКТИВНАЯ ШКОЛА

6 слайд

Описание слайда:

Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.); Сетевые учебно-методические пособия; Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; Аудио учебно-информационные материалы; Видео учебно-информационные материалы; Лабораторные дистанционные практикумы; Тренажеры с удаленным доступом; Базы данных и знаний с удаленным доступом; Электронные библиотеки с удаленным доступом; ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

7 слайд

Описание слайда:

Основные субъекты: учителя – 92 % учащиеся начальной школы – 12% учащиеся средней школы (5-9классы) – 18% - учащиеся 10 -11классов - 62% Предметы: математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, иностранный язык САМООБУЧЕНИЕ Использование учителями и обучающимся различных образовательных ресурсов, доставляемых по телекоммуникационным сетям: - интерактивной базы данных, электронные библиотеки с удаленным доступом - печатной продукции, аудио-видео-материалов, учебных пособии, обучающих программ и т.д.

8 слайд

Описание слайда:

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ Оказание учителем, репетитором, консультантом, руководителем проекта помощи обучающимся в подготовке проектов, исследований, рефератов, домашнего задания посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, режим on lain, тренажеры с удаленным доступом и т.д. Основные субъекты: учителя – 67% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 21,9%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 34,7% - учащиеся 10 -11классов - 83% Предметы: окружающий мир, музыка, история и литературное наследие Сибири, математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, литература, иностранный язык.

9 слайд

Описание слайда:

ОБУЧЕНИЕ «ОДИН К МНОГИМ» Использование электронных лекций, «досок объявлений» при подготовке к ОГЭ (ГИА), ЕГЭ, интеллектуальным конкурсам, олимпиадам распространяемым по компьютерным сетям. Основные субъекты: учителя – 15% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 2%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 16% - учащиеся 10 -11классов - 79% Предметы: математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, литература, иностранный язык, биология. Интеллектуальные конкурсы, марафоны, олимпиады.

10 слайд

Описание слайда:

ОБУЧЕНИЕ «МНОГИЕ К МНОГИМ» (обучение в сотрудничестве) Метод ориентирован на групповую работу школьников и предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Учитель выступает в роли координатора (групповые проекты, исследования, решение познавательных задач) Основные субъекты: учителя – 29, 4% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 16,3%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 22,6% - учащиеся 10 -11классов – 34, 3% Предметы: математика, физика, обществознание, история, литература, иностранный язык.

11 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ Наиболее интенсивная, массовая и успешная сетевая форма творческого развития школьников. Такие олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам – математике, физике, русскому языку, иностранным языкам, истории, обществознанию, биологии, экологии и т.д. Основные субъекты: - учителя – 92% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 23%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 36% - учащиеся 10 -11классов - 47%

12 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КРЕАТИВНОГО ТИПА Используется данная форма при организации дистанционного, образовательного взаимодействия учащихся для решения творческих задач, развития исследовательских способностей обучаемых, репетируемых и консультируемых. Защита результатов творческой работы осуществляется в режиме он-лайн. Основные субъекты: - учителя – 12% (управленческие проекты) Перспектива: Проект «Бизнес - инкубатор»

13 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ Данные курсы проводятся по организационно - деятельностной методике. Возрастает потребность в научно - технических услугах. Форма: очно – заочная. Как правило, с итоговой защитой творческого продукта. Основные субъекты: учителя – 32% учащиеся 9 -11классов (в рамках проекта «Виртуальный класс») – 10% Предметы: математика, физика, химия, анатомия, русский язык, история

14 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Используется при изучении естественнонаучных дисциплин. Так в состав комплекта учебных пособий к интерактивной доске включаются задания и материалы для выполнения лабораторного практикума, а также «дистанционные» комплекты лабораторных работ. Кейс рекомендаций и практикумов включает уровневые материалы по приобретению практических навыков самостоятельной работы с компьютером и компьютерными сетями. Основные субъекты: учителя – 1,3% учащиеся 9 -11классов (на базе кабинетов ИКТ в рамках ПП и ПО) –38% Предметы: физика, информатика

15 слайд

Описание слайда:

Планируемые образовательные результаты реализации проекта «Школьный Медиацентр» Возможные трудности и риски - Переход учебного процесса на более качественный уровень; - Создание образовательно-информационной среды, обеспечивающей непрерывный рост доступности и качества образования при снижении перегрузок учащихся за счёт эффективного использования ИКТ; - Повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности работников школы (70-80%), повышение педагогической компетентности, внедрение в образовательную практику инновационных методик, направленных на повышение образовательных результатов. - Создание системы организации образовательного процесса в школе, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие наиболее полно развить способности учащихся, удовлетворить их потребности, подготовить к будущей самостоятельной жизни. 1. Отсутствие достаточной материально – технической базы для внедрения ИКТ. 2.Недостаточный уровень квалификации педагогического и административного персонала по использованию ИКТ. 3.Нежелание части учителей работать в новых условиях, требующих постоянного повышения квалификации, дополнительных временных затрат при освоении новых программных продуктов. 4. Недостаточный уровень сервисного обслуживания оборудования, ИК программ. 5. Возможность ухудшения здоровья (увеличение компьютерно-зависимых людей; появление соматических заболеваний (зрение, ОДС, гиподинамия)

16 слайд

Описание слайда:

Проведение дооснащения школы компьютерной техникой, обеспечивающее возможность использования ПК учащимися не менее 2-3 часов в неделю, а педагогическими работниками - 6 часов в неделю при ежедневной 9-10-часовой ежедневной нагрузке на каждый компьютер. - Приобретение педагогическими работниками как общих навыков работы с информацией, так и навыков использования специального программного обеспечения и компьютерной техники. Создание банка ИКТ ресурсов. - Накопление, обобщение и распространение опыта реального использования ИКТ в образовательном процессе. - Обеспечение выхода в Интернет по широкополосным каналам. - Разработка сайта школы и размещение в Интернет. Создание электронного музея, электронной библиотеки, Методического кабинета в рамках единой школьной сети. - Создание площадок практик по ИКТ для населения микрорайона в рамках реализации задач общественно – активной школы образовательного округа. - Повышение качества образования на основе использования ИКТ − снижение темпов интеллектуального развития на раннем возрасте (моторика), памяти; − увеличение нагрузки на ИКТ- 6. Рост социального напряжения − разрыв в возможностях педагогов и расслоение внутри педагогической среды. 7. Изменения в образовательном процессе − невыход на результат; − дисбаланс между новым образованием и другими формами образования в результате снижения уровня образования.

17 слайд

Описание слайда:

Аналитический обзор методик дистанционного обучения

Сущность методики дистанционного обучения

ИКТ-технологии активно внедряются в педагогическую практику. Отработаны модели организации сетевого взаимодействия разных образовательных учреждений, дистанционного обучения в рамках одного образовательного учреждения, сформированы индивидуальные учебные планы, индивидуальные расписания и учебные программы, но методы взаимодействия учителя и ученика в дистанционном режиме обучения остаются недостаточно разработанными. В научных источниках до сих пор отсутствует единая классификация методов, методик и технологий ДО. Здесь скрыты резервы и возможности перестройки учебного процесса, моделирования в нем творческих ситуаций, поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения, мобилизующих возможности и стимулируя сотворчество педагогов и обучающихся.

По определению доктора педагогически наук, профессора, заведующей лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО Е.С. Полат: понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия. Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. В дистанционной форме обучения отражены общие закономерности педагогики, педагогической психологии, дидактики и частных методик, что обуславливает наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от традиционных средств обучения. Дистанционная форма обучения предусматривает постоянный, систематический контакт с учителем. Опора на общепедагогические закономерности обучения предусматривает использование специфических методов и форм дистанционного обучения в сочетании с традиционными образовательным технологиями.

Рассмотрим специфику дистанционного обучения. Специфика дистанционного обучения такова:

1) Осуществляется средствами компьютерных телекоммуникаций;

2) Применяются специфические методики обучения – синхронная и асинхронная;

3) Имеет специфические формы занятий.

Такими формами являются:

1) Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

2) Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы комбинированием синхронного и и асинхронного характера взаимодействия учеников и педагогов. Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).

При дистанционном обучении общение между учащимся и преподавателем происходит отстранённо, посредством телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются специфические методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.

Эти методики отличаются характером взаимодействия учителя и ученика. Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). На первый план выступает учитель, вовлекающий и «тянущий» за собой своих учащихся. При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося, на его самостоятельность. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.

В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Термин «смешанное дистанционное обучение» подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.

Методы дистанционного обучения должны «сглаживать» возможные проблемные зоны «отстранённого обучения». Поэтому, чтобы быть эффективными для конкретного учащегося, должны отвечать ряду характеристик:

1) Быть более личностно-ориентированы на учащегося и его состояние здоровья с учётом заболевания, предполагать более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, постановку цели и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов;

2) Выделять в качестве ключевого понятия дистанционного обучения – интерактивность, обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, предоставлять возможность группового обучения;

4) Осуществлять обратную связь как оперативную, пооперационной, так и отсроченную в виде внешней оценки;

4) Формировать и поддерживать мотивацию;

5) Обеспечивать выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому иметь возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность бы выбора любого модуля по своему усмотрению или по усмотрениюучителя, в зависимости от уровня обученности.

Отличие дистанционных методов обучения от традиционных, заключается в следующем:

1)изменение знаниевой парадигмы на практико-ориентированную и деятельностную: «знать, чтобы уметь, чтобы знать»;

2) повышение роли самостоятельной работы школьника;

3) приобретение учеником умений, необходимых для дальнейшей жизни;

4) усиление личностной значимости образования.

Таким образом, методы дистанционного обучения, на наш взгляд, базируется на основе деятельностного обучения, используя индивидуальный, дифференцированый и личностно-ориентированный подходы.

Учитель моделирует для ученика ситуации, в которых формируется его компьютерная, функциональная, предметная грамотность на основе личных потребностей в процессе приобретения опыта.

На первый план в методике дистанционного обучения, как совокупности специфических и общепедагогических методов, выходит практическая задача, конкретная личная проблема, которую необходимо решить силами конкретного ребёнка. Приобретаемые знания являются не самоцелью, а способом решения задачи и средством выработки практических навыков. В этом заключается смысл деятельностного подхода. Учитель «накладывает» методы традиционного обучения (метод проблемного вопроса, критического мышления, проектов, игровые, здоровьесберегающие технологии и др.) на специфические методы дистанционного обучения. Основной целью дистанционного обучения становится декларация «знать, чтобы уметь, чтобы знать», продолжая мысли древних философов: «Учимся для жизни, а не для школы». Самостоятельность обучающихся приобретает особое значение в силу удаленности педагога и ученика друг от друга. Активизируются взаимодействия ученика и членов его семьи, помогающих при необходимости выполнять определенные операции на оборудовании (этап перехода от актуального уровня владения техникой при выполнении операций к ближайшему уровню). Одним из главных целевых ориентиров образовательного стандарта является такая перестройка процесса обучения на приоритет самостоятельной деятельности обучающегося, в том числе мыслительной.

В процессе обучения с помощью дистанционных методов происходит формирование компетентности учащегося как «пожизненного умения» или универсального учебного действия, которое остаётся со школьником на всю жизнь. Именно этого добиваются стандарты. Учителем строится функциональная, семантическая, процедурная и операционная модель обучаемого, учитывающая все индивидуальные особенности и запросы конкретного учащегося.

Традиционный подход подразумевает донесение до всех обучаемых одного и того же объёма информации. Гораздо больший потенциал у тех методик, которые дают разным детям разные рекомендации в зависимости от их индивидуальности. Индивидуальные рекомендации направлены на жизненный опыт конкретного ученика, его потребности и интересы, учитывают конкретные трудности, которые могут возникнуть у него на пути, - поэтому они и вызывают у него ответную реакцию. Человек воспринимает эти сообщения как адресованные лично к нему, и поэтому относится к ним с большим вниманием, лучше их запоминает и более ревностно им следует. В коре головного мозга включаются те зоны, которые активируются, когда он думает о себе самом, и благодаря этому значительно усиливаются процессы обучения, памяти и внимания.

Известно, что использование ИКТ обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения; - обеспечение побудительных мотивов (стимула), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей.


Похожая информация.


Дистанционное обучение – обучение на расстоянии с активным использованием возможностей сетевого информационного пространства. Это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми.

Особенности дистанционного обучения

Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем. Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся.

Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.

В организации учебного процесса могут сочетаться очные и заочные формы. Завершается обучение сетевым или очным тестированием, показывающим уровень освоения учебного материала.

Виды дистанционного обучения

Сетевое обучение. Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту.

Обучение через кейсы. Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь.

ТВ-обучение. Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты.

Цели использования дистанционного обучения в средней школе

Возможность изучать предметы школьного курса для тех учащихся, которые не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья.

Освоение темы отдельного учебного предмета на углубленном уровне. Подготовка к участию в предметных олимпиадах.

Подготовка к экзаменам по разным школьным предметам.

Устранение пробелов в знаниях по определенным темам конкретных учебных предметов.

Принципы

Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах.

Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности.

Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование.

Индивидуальный подход. Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося.

Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.

Роль преподавателя

Успешность дистанционного обучения связана с профессионализмом учителя. Преподаватель разрабатывает учебные материалы, отслеживает индивидуальные результаты учащихся на разных этапах изучения курса. Он выступает в роли тьютора, сопровождающего учебный процесс.

Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения.

Преимущество для учащихся

Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома.

Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно.

Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом.

Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам).

Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.

Преимущество для учителя

Возможность обучать сразу любое количество учеников.

Современные интерактивные средства обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество образования.

Основные трудности для учащихся

Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины.

Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях.

Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером.

Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал.

Основные трудности для учителя

Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля.

Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании.

Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители.

Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.

Структура дистанционного урока

1. Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.

3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля:

Просмотр видео-лекции;

Работа с мультимедийными материалами;

Выполнение тренировочных интерактивных заданий.

4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование.

5. Консультация учителя. Рефлексия.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.

Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, а также слово преподавателя.

При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

Учебные электронные издания;

Компьютерные обучающие системы; аудио-, видеоучебные материалы;

Компьютерные сети и многое другое.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности:

Компактность хранения в памяти компьютера или на дискете;

Гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;

Возможность оперативного внесения изменений и дополнений;

Удобство пересылки по электронной почте.

Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе дистанционного обучения и позволяют:

Индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

Контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

Обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;

Сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;

Демонстрировать визуальную учебную информацию;

Моделировать и имитировать процессы и явления;

Проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

Формировать умение принимать оптимальные решения;

Повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

Передать культуру познания и др.

Аудио- и видеоучебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты, и могут быть представлены

обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.

Глобальная сеть Интернет является интегральным средством, широко используемым в дистанционном обучении. Развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе ученых и педагогов с информацией: многие источники информации, прежде разделенные, стали доступны, причем достаточно быстро и единообразно. Появилось понятие URL (Universal Resourse Locator - универсальная ссылка). Наиболее современные средства компьютерных телекоммуникаций, такие как WWW, учитывают это понятие и делают процесс цитирования источников чрезвычайно простым. При этом речь идет не о цитировании в обычном смысле, принятом для книг и журналов на бумажных носителях, а о возможности тут же получить полный текст источника. В результате меняется сам способ изложения научных и педагогических текстов, пропадает необходимость в цитатах в обычном смысле вообще, в тексте остаются только ссылки по URL, позволяющие сразу же получить нужный текст цитаты.



Все сказанное выше дает основание утверждать, что применение ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (ДО). ДО при этом получило уже новое качество - учащийся ДО почти не ограничен пространственными, а главное - временными рамками для получения информации. Существовавшая прежде проблема доступа к информации сменилась более приятной, но также достаточно сложной проблемой поиска нужной информации среди ее громадного «океана».

3.20.11. Организационные формы дистанционного обучения

В педагогической практике выработались хорошо известные формы обучения. Наиболее распространенные из них - лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены - ис-

пользуются в дистанционном обучении, однако, проявляя некоторые специфические особенности.

Лекции, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио- и видеокассеты, CD-ROM-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Семинары дистанционного обучения являются активной формой учебных занятий. Семинары проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.

Консультации являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют:

Специального оборудования, макетов, имитаторов,

Тренажеров, химических реактивов и т.д.

Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Контроль дистанционного образования - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Здесь оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Обучающийся должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.

Тьюториалы - последовательно организованные консультации, назначение которых:

Способствовать активизации учебно-познавательной деятельности слушателей;

Формировать такие качества слушателей, как

Способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;

Умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения, правильно распределять и организовывать работу;

Умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;

Умение анализировать и оценивать действия свои и других.

Тьюториалы - специфическая и организационная форма взаимодействия преподавателя (тьютора) со слушателями. Поскольку в тыоториале присутствует «очный» компонент, к этой форме обучения предъявляются следующие требования:

Разработка программы для каждого тьюториала;

Определение его продолжительности с указанием предела во времени;

Разработка структуры тьюториала;

Проведение тьюториала преподавателем и экспертом необходимой квалификации, что особенно важно при повышении квалификации в конкретной профессиональной области.

Важнейшей особенностью организации тьюториалов является использование нетрадиционных методов обучения. Обучение с помощью нетрадиционных методов должно проводиться преподавателями, хорошо ими владеющими. Широко используются метод

анализа конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, имитационные упражнения, групповые дискуссии, различные формы групповой работы («снежный ком» (или пирамида), «жужжащие» группы, мозговой штурм, «аквариум» и др.). Основные характеристики технологии дистанционного обучения обусловливают и особый тип преподавателя, включенного в эту систему.

По мнению многих экспертов, преподавателя, работающего в режиме дистанционного обучения, должны отличать:

Профессионализм;

Логическая культура;

Чувство новизны и актуальности;

Высокое методическое мастерство;

Умение концентрировать внимание на главном в изучаемых процессах и явлениях;

Четкий стиль изложения;

Ориентация на развитие навыков самостоятельной работы студентов.

Интерес представляют исследования, проведенные в British Open University, которые позволили определить требования учащихся к общению с преподавателями:

Вежливое, уважительное обращение;

Ясная и объективная система оценок;

Объяснение и обоснование выставляемых оценок;

Понимание студентами значения оценок и того, имеется ли прогресс, даже если оценки остаются теми же самыми;

Подход, основанный на симпатии, поддержке, дружелюбии, показывающий, что преподаватель на сторону обучаемых;

Отсутствие даже намека на грубость или высокомерие;

Поддержка и подстраховка с сохранением объективности;

Наличие конструктивных советов (каким образом и что надо было делать, прямые ссылки на материал курса и указания, где находится то, что они упустили или недопоняли и т.д.);

Наличие стимулов к дальнейшему продвижению;

Отсутствие сложных, запутанных или нечитабельных ответов;

Возможность, в случае необходимости, встречи с преподавателем; быстрый отклик.

Итак, дистанционное обучение сегодня - это реальность. Получив широчайшее развитие за рубежом, дистанционное обучение все больше распространяется в нашей стране. Открываются все новые и новые учебные заведения, работающие по такой технологии, их количество возрастает из года в год.

Статистика показывает, что интерес россиян к дистанционному образованию растет с каждым годом, особенно в регионах. Кстати, дистанционное обучение задумывалось англичанами именно для обучения «простого народа из провинции». Подобная форма обучения незаменима для тех, у кого нет времени и возможности, чтобы сделать перерыв в карьере для получения образования.

Хочется верить, что современные центры дистанционного образования в России, пусть пока еще недостаточно совершенные, - это предвестники образования будущего, когда темп нашей жизни будет все нарастать и мы не сможем поспевать за лавиной информации, грозящей накрыть нас с головой, а неспешно учиться профессии пять-шесть лет в отрыве от практической деятельности покажется нелепым, ведь за это время практика может далеко обогнать ту теорию, что изучается в вузе. И эта тенденция заявляет о себе в последнее время достаточно часто.

Так как обучение в дистанционной системе требует от учащихся достаточно серьезной компьютерной подготовки, что на уровне начальной и средней школы практически исключено, эта форма обучения перспективна в системе профессионального образования - в вузах, колледжах, техникумах и профессиональных училищах и центрах, занимающихся профессиональной переподготовкой взрослых.

Loading...Loading...