Как выстроить эффективные рабочие отношения между начальником и подчиненным. Как подчинить себе подчиненных? Психология управления людьми

Эффективность и удовлетворенность работой как начальника, так и подчиненного напрямую зависят от того насколько налажены их отношения друг с другом. Под отношениями будем подразумевать коммуникативный процесс, общение, обмен информацией.

Деловое общение - это формальные отношения в рамках профессиональной деятельности, но несмотря на это люди остаются людьми, даже будучи на работе. Включение в общение руководителя - сотрудника психологического элемента, учитывающего не только хладнокровную логику, но и эмоциональную составляющую, значительно повышает эффективность работы, устраняет помехи во взаимопонимании, стимулирует работу подчиненных и даже дает возможность оказывать влияние на руководителя.

Чаще всего сотрудники вспоминают об эмоциях, когда это касается их личных переживаний, забывая о способности чувствовать руководителя, например, чтобы отпроситься с работы, не выполнять задание или оправдать свои промахи. Руководители же вспоминают о способности подчиненного чувствовать, когда нужно подчеркнуть, преувеличить негативные личностные качества сотрудника или хотят самоутвердиться, пользуясь, злоупотребляя управленческим статусом. И как результат - эффективность работы не меняется в лучшую сторону. Что делать?..

Намного результативнее помнить о внутреннем мире другого человека с целью добиться своих же целей, причем со знаком плюс (стратегия достижения успеха, а не избегания неудач). Другими словами, чтобы повысить эффективность работы (что нужно руководителю) или увеличить оплату труда, наладить отношения с начальством, добиться продвижения по карьерной лестнице (потенциальная цель сотрудников).

Пределом мечтания как руководства, так и подчиненных НЕ является работать меньше, и получать больше. То время, что люди не работают, они на что-то тратят, или хотели бы потратить, и деньги - всего лишь средство достижения других целей, не важно, насколько они сознательно выбраны.

Зрелой личности, разобравшейся в своих потребностях, доставляет больше радости, интереснее не бесцельные развлечения или общение только чтобы скоротать время или избавиться от скуки, а деятельность, а причем такая, которая отвечает ее личным мотивам (см. далее), при этом она видит результат, ценность своей работы.

Мотивы как способ стимулирования труда.

  1. Потребность в общении (быть частью коллектива);
  2. Самоутверждение (карьерный рост);
  3. Самостоятельность (быть начальником самому себе);
  4. Стабильность (надежность, уверенность в будущем);
  5. Рост как профессионала (любознательность, интерес именно к этой деятельности);
  6. Справедливость (потребность в поощрении за хорошо проделанную работу);
  7. Потребность быть лучше (соревновательность).
  8. “Дайте человеку то, что он хочет, чтобы он захотел дать вам то, чего хотите вы”. Единственное, если вашим ведущим мотивом является, например, стабильность, вовсе не обязательно, что у вашего руководителя или подчиненного она также на первом месте.

Например, Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера) или Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной позволяет выявить направленность личности, которая может им самим даже не до конца осознаваться и “подобрать ключик” к человеку.

Налаживает отношения начальник подчиненный понимание того, чем именно в первую очередь удовлетворен другой человек (или в наименьшей степени). Отбросим, на какое то время, финансовую сторону. В статье “Психология богатства и бедности. Сколько денег нужно для счастья?” уже упоминалось какие скрытые, бессознательные или плохо осознаваемые мотивы могут толкать человека к обогащению ради обогащения, власти ради власти, иначе, к зависимости от денег.

Работа должна стать не просто местом, куда человек ходит, чтобы получить гарантированную зарплату, а чем-то большим. В противном случае понадобится просто космическая сумма и даже она, вполне возможно, не будет отвечать главным мотивам человека. Сейчас речь не идет о накоплении крупной суммы за короткий срок с дальнейшим увольнением (дауншифтинг, например). Работа делает человека счастливым, если он может на ней раскрывать свой потенциал, приложить свои способности, видеть свой профессиональный рост, результативность труда, чувствовать себя компетентным, ценным, нужным.

Поэтому в интересах, как руководителя, так и начальника знать о ведущих мотивах друг друга, иметь представление насколько они удовлетворены, и подчеркивать, как успех работы способствует достижению личных целей человека.

В данной ситуации у руководителя больше возможностей, ему легче выявить ведущую потребность сотрудника, и сделать упор в работе на важные для сотрудника мотивы.

Когда вам приходится общаться с начальником, следует помнить, что он такой же человек, и его статус, полномочия и обязанности не лишают его простых человеческих черт, личностных свойств. Вовсе не обязательно напрашиваться в друзья к руководству. Но видеть под маской руководителя человека, знать его ценности (именно знать, а не предполагать исходя из своих) - обязательно для налаживания отношений и комфортного общения.

Поэтому в общении должна присутствовать обратная связь. К примеру, если вы как начальник объясняете одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало передачи информации. Чтобы общение стало эффективным, ваш сотрудник должен сообщить вам, своими словами, как он понимает задание и ваши ожидания в отношении результатов его деятельности. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона дает информацию, а другая принимает ее. В случае если вам что-то не понятно или объективно не устраивает в поведении руководителя, следует сказать об этом, делая упор на ожидаемый им успешный результат. Вы имеете право всегда самостоятельно давать оценку своего состояния во время общения с руководителем. Главное, чтобы ваши слова не звучали как оправдание не желания выполнять задание или критика поведения руководителя.

Вы находитесь на:

Отношения в коллективе — это во многом отношения начальства с подчиненными. При чем первым ничуть не проще, чем последним. Как наладить отношения с подчиненными и при этом не потерять авторитет, мы и поговорим.

Пресловутый человеческий (другими словами психологический и эмоциональный) фактор присутствует в отношениях начальника и подчиненного как правило в негативном смысле. Как правило подчиненные вспоминают о том, что начальник «такой же человек», только в корыстных целях, например, чтобы отпроситься или оправдать свои недочеты и т.п. А начальник играет на чувствах подчиненных чаще всего в момент, когда нужно указать на ошибки подчиненного. Что и говорить, эффективность работы от этого не вырастет. Гораздо более результативным будет вспоминать о положительных эмоциях подчиненных.

Работать меньше, а получать больше — совсем не это заветная мечта для подчиненных. Деньги — это лишь средство для достижения определенных целей и получения благ, а время состоявшаяся личность с большим удовольствием потратит на интересное занятие, нежели на праздное общение. А значит, важно мотивировать сотрудников, обращаясь к их личным мотивам и заинтересованностям. А здесь можно говорить и о самолюбии и амбициозности (карьерный рост), и о любознательности (развитие в определенной области), и о коммуникативных потребностях (работа в команде). Если вы, как начальник, будете учитывать потребности каждого своего непосредственного подчиненного в отдельности, вы получите то, что вам нужно от каждого.

Важно, чтобы в общении с подчиненным присутствовала обратная связь. Давая задание, необходимо, чтобы подчиненный объяснил, как он понял задачу. При этом не стоит лишать подчиненного самостоятельности и игнорировать его замечания, если они аргументированы и имеют смысл. Такой обмен информацией сделает работу более эффективной.

Говоря о том, как наладить отношения с подчиненными, нельзя не сказать об элементарном чувстве уважения. Если человек работает в вашей команде, значит он имеет для вас, для команды, для фирмы определенную ценность. Соответственно он заслуживает уважения. Уважение со стороны начальника вызывает еще большее уважение со стороны подчиненного.

Но важно знать, как наладить отношения с подчиненными, и при этом не перейти грань так сказать панибратства. Начальник должен всегда оставаться начальником, держать дистанцию. Это не значит, что он не может общаться с подчиненными на отвлеченные темы. Но помнить о том, что вы начальник, а значит персона более менее публичная стоит всегда. Не давайте повода для сплетен (особенно если вы только что вступили в должность). Это спасет вас от интриг и подсиживания.

КАК РАБОТАТЬ С ПОДЧИНЕННЫМИ

Эрик Берн, известный американский психолог, классифицировал состояния человека следующим образом: «взрослый», «родитель», «ребенок». Сотрудник, который боится любой ответственности, ходит и ноет, как ему тяжело и трудно справляться с работой, был назван «ребенком». «Родителем» является тот сотрудник, который критикует, распоряжается, дает всем советы, как надо работать и вообще жить.

От сотрудника-«ребенка» постоянно слышатся только жалобы и просьбы о помощи: «Я не могу справиться с покупателем (партнером, принтером, чайником и т. д.».

«Ребенок»-«родитель»

На предприятии сотрудник-«ребенок» то и дело обращается к своему руководителю за помощью, не может самостоятельно принять даже самое простое решение и панически боится ответственности. В свою очередь руководитель, если он прирожденный «родитель», будет ворчать и изображать недовольство, но тем не менее никогда не откажет «ребенку» в помощи и сделает за него работу, иногда даже в ущерб себе. Он готов по несколько раз на дню объяснять «ребенку», как использовать принтер и на какую кнопку надо нажать, чтобы включить чайник.

Единственное, что не нуждается в дополнительных объяснениях для сотрудника-«ребенка», – это процедура получения заработной платы. И ему даже в голову не придет, что он заслужил своей работой всего лишь часть этой оплаты, потому что его работа наполовину (или даже больше) выполняется руководителем-«родителем». Но здесь ему уже не требуется помощь, чтобы определиться, он твердо знает, что такого-то числа должен получить такую-то сумму.

«Ребенок»-«взрослый»

Однако не всегда в отношениях царит такая идиллия. Если подчиненный-«ребенок» попадает к начальнику-«взрослому», ситуация чревата конфликтами. Высока вероятность того, что два таких разных психотипа не достигнут взаимопонимания, и в результате начальник будет думать, что данный сотрудник просто отлынивает от работы, а подчиненный будет воспринимать своего руководителя как монстра, не имеющего никаких человеческих чувств.

Если менеджер не отказывается от вдумчивого подхода к своей деятельности и склонен вникать в проблемы подчиненных, он постарается найти способы и средства, чтобы переменить ситуацию.

При возникновении такой проблемы очень многие руководители предпочтут просто уволить нерадивого работника и снять обузу со своей шеи. Но можно попытаться перевоспитать капризного «ребенка» и сделать его немного взрослее.

Добиться от подчиненных самостоятельности при выполнении своих обязанностей поможет также установление правил работы.

Методы решения проблемы

Одним из таких средств может быть разработка четкой процедуры выполнения тех или иных операций . Процедура описывает последовательность действий, которые необходимо предпринять в конкретной ситуации. Имея перед собой конкретные рекомендации, даже беспомощный «ребенок» сможет справиться с решением задачи.

Правила существенно ограничивают свободу действий сотрудников, фактически они обязывают их достигать конкретных целей конкретными жестко регламентированными способами. Но неуверенному в себе «ребенку» именно это и нужно, поскольку чаще всего он страдает не от недостатка свободы, а от ее переизбытка.

Четко разработанные процедуры и правила дают и другие преимущества.

1. Являясь результатом прошлого опыта, процедуры и правила указывают, в каком направлении необходимо действовать, чтобы успешное достижение намеченных целей было наиболее вероятным.

2. Поскольку процедуры и правила содержат в себе уже отработанный алгоритм решения идентичных по своему содержанию задач, это позволяет исключить непроизводительные повторения и избавляет от необходимости заново изобретать колесо.

3. Поскольку выполнение процедур и правил является обязательным для подчиненных, руководитель всегда будет знать, что предпримут его сотрудники в той или иной конкретной ситуации.

4. Выполнение четко обозначенных процедур и правил позволяет увеличить эффективность сравнения достигнутых результатов работы за счет повышения точности такого сравнения.

Если, используя все преимущества процедур и правил, менеджер в добавление к этому наладит эффективный контроль за их исполнением, у него есть все шансы добиться продуктивной работы не только от подчиненного-«ребенка», но и от всех своих сотрудников.

В тех случаях, когда и начальник, и подчиненный имеют эго-состояние «взрослый», не нужно начинать учить своих сотрудников жизни, разъяснять, что правильно, а что нет, критиковать «из общих соображений». Необходимо просто и лаконично обрисовать сотруднику круг его задач и четко дать понять, что надлежащее выполнение этих задач будет тщательно проконтролировано.

Отношения «взрослый»– «взрослый» строятся, как правило, на взаимном уважении и внимании к точке зрения другой стороны.

Можно не сомневаться, что если продвижение по служебной лестнице в организации зависит от работоспособности и профессиональных качеств, подчиненный выполнит такую работу с удовольствием и даже без дополнительного денежного вознаграждения.

«Взрослый»-«взрослый»

Если отношения между руководителем и подчиненным определяются схемой «взрослый»-«взрослый», наиболее характерной чертой их является практицизм и отсутствие излишней эмоциональности. В результате достигается равновесие, когда и начальник, и подчиненный выполняют свои обязанности на 100% и никто не стремится переложить свои задачи на плечи другому.

Но если подчиненный ориентирован на развитие и карьерный рост, если он хочет чего-то большего, чем его сегодняшнее положение, он постарается найти способ чем-то выделиться из общей массы и стать заметнее в глазах своего руководителя. Таким способом вполне может оказаться выполнение части работы за своего непосредственного начальника.

Что же произойдет, если не руководитель сделает за каждого из своих подчиненных по 20% их работы, а наоборот, каждый из подчиненных выполнит 20% работы руководителя? Неужели у него совсем не останется работы? Зачем же тогда он будет нужен?

Подобные опасения могут возникнуть только при поверхностном взгляде на ситуацию. В предыдущей главе уже указывалось, что управленческий цикл не имеет завершения и эффективный менеджер никогда не будет сидеть без дела. А высвободившееся время он может использовать для того, чтобы подумать. Ведь думать – это важная часть работы менеджера. Сколько управленческих решений оказывались неудачными и приводили к краху даже успешные и сильные организации только из-за того, что руководители не имели времени достаточно хорошо их обдумать.

А как будет выглядеть такой менеджер в глазах высшего руководства? Не решит ли оно, что он даром получает свою зарплату? Конечно, на его участке все делается в срок, но сам он как-то подозрительно свободен. Нет ли здесь какого-либо подвоха?

При высокой организационной культуре менеджеры, которые не боятся передавать свои полномочия, оказываются в особой цене. Ведь такие менеджеры, будучи свободными, могут сами разгружать вышестоящих руководителей от их работы.

Ситуация, когда менеджер того или иного уровня управления достаточно свободен в распоряжении своим временем и при этом еще выполняет часть работы руководителя более высокого звена, является наилучшей и с точки зрения мотивации. Ведь в этом случае каждый менеджер получает нечто большее, чем то, на что он мог бы рассчитывать, исходя из должностной инструкции, и видит перед собой реальные возможности роста.

Необходимо отметить, что очень многое во взаимоотношениях руководителей и подчиненных зависит от уровня общей культуры отношений в организации.

Необходимость делегирования обусловлена тем, что для достижения целей организации нужно выполнить огромное количество самых разнообразных задач, и руководитель просто физически не в состоянии будет справиться сам с такими объемами работ.

2. ВАЖНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ

Для того чтобы воплотить в реальность поставленные цели, необходимо обеспечить фактическое выполнение каждой из поставленных задач. Но чтобы это выполнение было эффективным не только само по себе, но и с точки зрения организации в целом, необходимо четко скоординировать внутренние взаимоотношения между ее подразделениями и людьми, которые в конечном итоге и занимаются решением конкретных вопросов. Такая координация достигается с помощью делегирования полномочий .

Процесс делегирования предполагает, что определенные задачи или полномочия передаются работнику, который с этого момента несет ответственность за их выполнение.

Кроме того, поскольку выполнение тех или иных задач часто требует специальных навыков, очевидно, что лучше поручить это человеку, имеющему соответствующую квалификацию и опыт. Делегируя полномочия, руководитель может одновременно добиться и более эффективного выполнения заданий, и экономии собственного рабочего времени.

Оптимизация взаимоотношений руководителя и подчиненного - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых на подрастающее поколение. Этот вид общения и взаимодействия в основном не ограничивается решением только производственных задач. Он выходит за пределы программного контакта, распространяется на различные сферы человеческой жизни.

Расширение сферы общения за пределы рабочего процесса дает руководителю дополнительные сведения о человеке и составляет основу влияния на повседневную деятельность. Это дает возможность оптимизировать взаимоотношения, повышать управляемость работой.

Благоприятные отношения в процессе совместной деятельности руководителя и подчиненного обусловленные стилем руководства, средствами организации производственного и воспитательного процессов труда. Среди многих стилей руководства в деятельности наиболее отчетливо проявляются пять типовых.

Демократический стиль руководства выгодно отличается тем, что решение проблем коллектива и подчиненного происходит с участием каждого, что стимулирует активность и самостоятельность. Формируется активная причастность личности к общему делу коллектива. При таких условиях руководства руководитель проявляет определенную терпимость к критическим суждений своих подчиненных. Он стремится понять их, вникнуть в их личные дела как первый среди равных. Все обсуждают проблемы своей деятельности, принимают решения, выбирая оптимальный вариант, но окончательное решение все же формулирует руководитель.

Руководители, стиль работы которых демократический, постоянно общаются со своими подчиненными, знают их личную жизнь. Отношения таких руководителей и подчиненных доверчивые, отличаются активностью. Человек, сталкиваясь с трудностями, которые она не может самостоятельно преодолеть, советуется с руководителем, общение основывается на открытости и доверии, что хороший результат.

Автократический стиль руководства характеризуется тем, что руководитель единолично руководит деятельностью подчиненных, не опирается на актив группы или команды. Взгляды подчиненных он в основном не учитывает, их критические замечания вызывают у него возражения. Проявления инициативы зачастую отвергаются.

Личные взгляды, точки зрения сотрудников не принимаются во внимание, пренебрежительное общения ограничивается только рамками сугубо деловых взаимоотношений. Такие отношения часто обусловливают конфликтные ситуации в форме скрытого протеста и несогласия, что рано или поздно перерастает в открытый конфликт.

Доминирующими при таком стиля руководства являются отношения, при которых подчиненные вступают на путь маскировки и пристраивания. Они выполняют роль, желаемую руководителю. Ведут себя так, как он того желает, что порождает неискренность и недоверие. Так возникает приспособленчество.

Микроклимат в коллективе насыщается недоразумением, эмоциональной напряженностью и в определенной степени подавлением инициативы. Недооцениваются чувство коллективизма и самостоятельности, которые являются ведущими качествами личности. Приспособление подчиненных к такому руководителю заставляет производить и прибегать к всевозможным уловкам "защиты" от единоличной власти. Они одевают всевозможные маски, выполняют роли, которые соответствуют стилю руководства. Стиль характеризуется и тем, что руководитель старается как можно меньше вмешиваться в социально-психологические процессы, происходящие в коллективе и в самой деятельности.

Он практически устраняет себя от выполнения своих функций и ограничивается в основном обязанностями администратора.

Непоследовательный стиль руководства представляет собой смесь всех предыдущих стилей. Он дезориентирует деятельность и общение с подчиненными. Руководитель часто действует в зависимости от своего эмоционального состояния. В работе и общении применяет тот или иной стиль руководства.

Непосредственно общаясь с руководителем, подчиненные не проявляют доверия к нему, а выполняют определенные "роли", что затрудняет их совместной деятельности, лишает их возможности творчески и продуктивно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Стиль руководства работой по профессионального развития подчиненных складывается под влиянием субъективных и объективных факторов.

Субъективные факторы - это, прежде всего, характерологические качества личности руководителя: его темперамент и волевые качества, черты характера и способности, с одной стороны, а с другой - общая культура, уровень требований, особенности самооценки, критичность ума, социальные установки.

К объективным факторам относятся: стиль руководства администрации, накладывает отпечаток на деятельность руководителя; характер взаимоотношений в коллективе руководителей; наличие благоустроенных мест для работы, обеспеченность рабочего места достаточным количеством офисного оборудования и тому подобное. Однако обязательными психологическими условиями оптимального стиля руководства и общения руководителя и подчиненного является уважение руководителя к личности подчиненного и высокая требовательность к нему, положительный эмоциональный фон и творческое отношение к деятельности, наполненность ее эстетическим содержанием, устремленность в будущее.

Ура, свершилось! Начальство наконец-то оценило ваш профессионализм и трудовые заслуги и назначило вас руководителем в собственном отделе. Эйфория первых дней в новом статусе вполне понятна и оправданна. Но долго предаваться ей не стоит.

Перед вами стоит несколько первостепенных задач, одна из которых - построить отношения со своими бывшими коллегами, а ныне - подчиненными таким образом, чтобы под вашим началом оказался сплоченный и надежный коллектив, а не разрозненные его части. Помните: с того момента, как вы вступили в руководящую должность, одним из главных критериев успешности вашей работы становится не ваша личная эффективность, а эффективность работы вверенного вам коллектива.

С чем наверняка придется столкнуться

Конечно, может, бывшие сослуживцы безболезненно и с радостью воспримут и ваше повышение, и вас в новом качестве. Но к сожалению, так бывает очень редко. Как правило, любая человеческая группа тяжело реагирует на изменения в своей структуре. Например, когда семью покидают выросшие дети, у супругов часто возникает затяжной психологический кризис (так называемый эффект опустевшего гнезда).

Рабочий коллектив - не исключение. Когда один из сотрудников возвысился, при этом остальные сохранили свои позиции, практически неизбежно возникает напряжение.

Мнение читателя

“ У меня была подобная ситуация: мои коллеги стали моими же подчиненными. Ничего хорошего из этого не вышло. Всерьез никто не воспринимал, начались прогулы, опоздания, работали спустя рукава... Лишение премий только озлобило людей, за спиной стали говорить гадости. Единственным выходом для меня стала практически полная смена коллектива. Жестоко, знаю, а что делать...”

Анастасия,
начальник финансово-аналитического отдела, г. Москва

А причиной тому могут быть различные негативные реакции вчерашних коллег на ваш карьерный взлет:

  • зависть, уязвленное самолюбие, обида из серии «почему она, а не я». Могут возникать у сотрудников, пришедших в коллектив раньше вас или занимающих до вашего повышения аналогичную с вами должность;
  • скептицизм, недоверие к вашему молодому возрасту и отсутствию опыта руководящей работы. Обычно его демонстрируют более возрастные коллеги;
  • настороженность. Свойственна даже тем сотрудникам, кто был дружески к вам расположен. Оно и понятно, ведь люди не знают, чего теперь от вас ожидать, как вести себя с вами;
  • саботаж, причем чаще не в открытом, а в завуалированном виде. Его могут инициировать неформальные лидеры коллектива, дабы «эта выскочка много о себе не воображала».

Ваша главная задача - сохранять спокойствие и хладнокровие. Найдите способ донести до коллектива, что все вы по-прежнему одна команда, а в числе ваших приоритетов - взаимоуважение и открытость для диалога. Пусть ваши коллеги почувствуют, что вы воспринимаете свою новую должность как перспективу не только для себя лично, но и для них тоже. Поэтому всячески рассчитываете на их поддержку.

Чего стоит избегать

Не секрет, что новоиспеченных начальников часто, что называется, «заносит». У них начинают ярко проявляться дремавшие доселе комплексы и слабости. Отдельные личности вообще искренне считают, что статус начальника автоматически дает им безграничную власть над коллективом.

Между тем именно в первые недели пребывания человека в новой должности закладывается фундамент дальнейших рабочих взаимоотношений с сотрудниками. Поэтому нужно постараться не наделать ошибок, столь типичных для начинающего руководителя, вовремя скорректировав собственные внутренние установки.

Ошибка Комментарий
Поддаться приступу «звездной» болезни, возгордившись своим карьерным взлетом. Как следствие, заносчивое поведение, общение свысока, командно-приказной тон Мало кто с пониманием отнесется к такому вашему диагнозу. Сохраняйте чувство реальности. Помните: высокомерие и самовосхваление - неизбежный путь к краху.
Обсуждая рабочие вопросы, не позиционируйте себя отдельно от коллектива. Самое правильное - говорить о себе и о коллегах «мы». Например: «Наша главная задача в текущем квартале - это...», «Давай вместе обсудим план мероприятия...». Так вы дадите понять, что все, включая вас, вовлечены в одно общее дело
Пытаться стать другом, товарищем и братом для всех и каждого. И вот через короткое время вы все чаще в ответ на свои поручения слышите «Да ладно тебе, не парься, потом сделаю»... Запомните простую истину - «либо ты хороший друг и плохой начальник, либо ты хороший начальник и плохой друг». Хотите вы того или нет, но новая должность предъявляет к вам новые требования.
Никто не призывает вас вводить строгую субординацию. После нескольких лет работы плечом к плечу со своими теперешними подчиненными их обращение к вам на «вы» и по имени-отчеству будет выглядеть по меньшей мере странно. Но некая дистанция все равно должна быть, иначе подрыв авторитета неизбежен
Использовать свое повышение как возможность разобраться с прежними обидчиками и недругами Сразу гоните такие мысли прочь. Теперь вы начальник и в своих кадровых решениях должны руководствоваться в первую очередь ценностью того или иного работника. И уж никак не личными мотивами. Если человек, который некогда «попил крови», - грамотный специалист, показывает высокие результаты, он просто необходим вашей команде. Такой подход только сделает вам честь как руководителю
Спешить с нововведениями Наверняка еще до повышения вы много размышляли над тем, что и как следовало бы изменить в текущей работе. Но, встав у руля, не крутите его слишком резко. Даже если ваши новшества действительно полезны, вводите их постепенно. Это более эффективно. В противном случае смена курса будет смотреться как обесценивание всего того, что уже было сделано. И люди вольно или невольно начнут сопротивляться и отстаивать свои прежние достижения
Стремиться сделать все самой или, наоборот, перекладывать свою работу на «младших по званию» В первом случае неумение делегировать полномочия, попытки взвалить все на себя рано или поздно приведут к проблемам со здоровьем. А возможно - и к увеличению дистанции с коллективом, который, по сути, оказывается не вовлеченным в бо´ ль -шую часть текущей работы.
Касаемо второго случая, наверное, нет нужды объяснять, что вас очень скоро захлестнет волна негатива и возмущения со стороны коллектива
Не справляться со своими эмоциями Понятно, что с назначением у вас в разы прибавилось и работы, и ответственности. Но это не дает вам права срываться на всех и вся. Хочется метать молнии или, наоборот, рыдать от обиды и бессилия? Крепитесь до дома.
Умение сохранять хладнокровие в сложных ситуациях - признак мудрого и зрелого руководителя. И наоборот, устраивать разносы по поводу и без, отрываться на всех, кто попал под руку, - один из симптомов руководящего бессилия

Приметы хорошего руководителя

Выбиться в начальники - полдела. Нужно еще стать хорошим начальником. В чем это заключается? Приведем десять основных признаков, большинство из которых были выведены по результатам опроса 10 000 работников, проведенного в свое время компанией Google.

Итак, хороший начальник:

  • всегда выступает на стороне своих подчиненных, отстаивая их интересы перед вышестоящим руководством;
  • способен взять на себя ответственность за сбои в работе, а не сетовать перед боссом на своих «нерадивых» коллег;
  • всегда отмечает успехи своих подчиненных, а не рассматривает их служебное рвение как нечто само собой разумеющееся (типа «они за это зарплату получают»). Помните: искренняя похвала от руководителя воодушевляет сотрудника ничуть не хуже денежного бонуса, вселяет в него уверенность в собственных силах. А уверенный в себе человек способен добиться ошеломительных результатов;
  • умеет четко ставить задачи и сроки их выполнения;
  • не позиционирует себя умнее своих подчиненных. Наоборот, он не стесняется спрашивать у них совета или мнения по какому-либо вопросу;
  • доверяет своей команде, не боится давать подчиненным свободу в решении рабочих задач, при этом контролируя значимые этапы работы;
  • всячески поощряет стремление своих сотрудников к профессиональному росту, направляет их на различные обучающие мероприятия и при любой возможности дает им шанс проявить себя;
  • не позволяет себе нарушать правила, установленные для всех (например, регулярно опаздывать, отлучаться по личным делам в течение дня, не соблюдать дресс-код и т. д.);
  • никогда не выпячивает собственную персону и значимость. Ему это просто не нужно;
  • поощряет активное обсуждение рабочих моментов, умеет не просто слу шать, что ему пытаются донести его сотрудники, но главное - слы шать.

Наивно ждать, что ваши сотрудники будут вам подчиняться лишь потому, что вас назначили руководителем. Вы должны заслужить уважение и авторитет коллег.

А каких людей уважают? Тех, кто много и самоотверженно работает, кто добр и отзывчив со своими коллегами, честен и порядочен. А еще тех, кто в критические моменты не опускает руки, а оперативно принимает ответственные решения.

Да, и еще. Функция руководства людьми гораздо шире, чем функция простого администрирования. Здесь очень важны лидерские качества. Людям нужен не менеджер-администратор, а лидер, который бы вдохновлял их на труд, вызывал у них желание работать с максимальной самоотдачей, вкладывая в работу душу.

Loading...Loading...