Икона божией матери петровская. Икона петровской божьей матери молитва

На Петровской иконе Божия Матерь изображена погрудно, Ее правая рука закрывает грудь Младенца. Христос благословляет десницей, в левой руке держит свернутый свиток. Существуют варианты этой иконографии: разные иконы, имеющие название Петровская, отличаются поворотом фигур, соприкосновением ликов, на некоторых иконах видна левая рука Богоматери, обнимающей Младенца за плечо.

Петровская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой Москвы, она была написана святителем Петром митрополитом, Московским чудотворцем, от него и получила свое название «Петровская». Первая редакция жития святого датируется 1327 годом. Житие сообщает, что игумен Петр был искусным иконописцем и написал Петровскую икону, когда был настоятелем Спасо-Преображенского Ратского монастыря на Волыни. Вместе с братией он подарил икону митрополиту Максиму, который принес ее с собой во Владимир, где в это время находилась митрополия. После смерти митрополита Максима Петровская икона помогла святителю Петру стать митрополитом и вернулась к нему как чудотворная икона.

В 1325 году святитель Петр переместил митрополию из Владимира в Москву, перенес Петровскую икону с собой и поставил ее в Успенском соборе Московского Кремля. Икона почиталась чудотворной и упоминается в летописях в рассказах о спасении Москвы от врагов. В 1613 году вместе с Феодоровской иконой Богоматери она участвовала в избрании на всероссийский престол юного царя Михаила Феодоровича. Ее почитание было прямо связано с прославлением митрополита Петра, знаменовало покровительство молодому Московскому княжеству двух величайших небесных заступников - Богородицы и первого московского святого чудотворца. Созданная руками святителя Петра и способствовавшая ему в получении сана митрополита, эта икона особо почиталась московскими церковными иерархами.

На рубеже XIX - XX веков чудотворная древняя икона исчезла из собора. Иконография иконы известна по почитаемым спискам. Новгородский список с Петровской иконы датируется XIV веком (собрание Третьяковской галереи), два других чтимых списка находились в Кирилло-Белозерском монастыре и Калуге. Список из Троице-Сергиевой лавры был вложен туда царицей Анастасией Романовной и княгиней Ульяной Палецкой в 1559 году. Самый ранний список с надписью «Петровская» выполнен Назарием Савиным в 1614 году (в собрании Третьяковской галереи).

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

2. Толстая Т.В. Успенский собор. М., 2008.

4. Седова Р.А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М., 1993.

5. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971. Илл. 62.

6. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV - начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. 2. М., 1963. Кат. № 90. С. 316-317. Илл. 111.

7. Николаева Т.В . Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. № 122.


День почитания Петровской иконы Божией Матери 6 сентября

Чудотворная Петровская икона находится в Московском Успенском соборе и названа Петровскою, потому что в 1307 году написана св. митрополитом Московским Петром, когда он был еще игуменом на Волыни, и при жизни его прославилась чудотворениями. Когда митрополит Максим проходил из Владимира русскую землю, пришел к нему Петр с братиею принять благословение и принес ему в дар написанную им икону Пресвятой Богородицы. Святитель Максим с радостью принял святую икону, украсил ее золотом и драгоценными камнями и до конца жизни хранил ее в своей келье, днем и ночью вознося пред нею молитвы ко Пресвятой Богородице о соблюдении вверенной ему православной России. По кончине святителя Максима некто игумен Геронтий решился хитростью захватить сан святителя и, взяв с собою святительскую утварь, жезл и Петровскую икону, отправился в Царьград с единомышленными ему церковными сановниками. Вся земля русская услышала о том с неудовольствием, и князь галицкий Юрий умолял блаженного игумена Петра поспешить в Царьград, чтобы помешать обману. Петр послушно предпринял дальний путь; плавание его было благополучно, и при попутном ветре он достиг пристани цареградской. Патриарх Афанасий, украшавший тогда вселенскую кафедру своими добродетелями, принял Петра с радостью и по внушению Духа Святого посвятил его митрополитом всей России. Во время плавания Геронтия поднялась страшная буря; противные ветры задерживали его корабль. Ночью во время бури явилась Геронтию Пресвятая Богородица и запретила ему: «Не на тебя возложится сан святительский, но тот, кто написал Мой образ, Петр, игумен Ратекий, возведен будет на верховный престол митрополии русской и украсит его, и упасет людей своих, за которых Сын и Бог Мой Иисус пролил кровь Свою». Когда после многих страданий от бури Геронтий прибыл в Царьград и против желания своего рассказал свое сонное видение, патриарх взял у него святительскую утварь и честную икону; все это передав законному святителю, сказал: «Приими святый Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

В 1325 году, при перемещении митрополии из Владимира в Москву Петровская икона перенесена сюда митрополитом Петром и поставлена в Успенский собор.

Предание

Название образа Петровской Божией Матери происходит от имени ее создателя - святителя-иконописца митрополита Петра Московского. Икона была написана святителем еще в то время, когда он был игуменом на Волыни. Святой Петр поднес его в дар митрополиту Максиму, а последний привез его во Владимир, украсил золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил в своей келье, молясь перед ним о соблюдении вверенной ему паствы.

По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана. Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.

Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось неудачно. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».

В ужасе проснувшись от сна, игумен Геронтий рассказал бывшим с ним на корабле о своем видении и добавил, что труд их напрасен, ибо они не получат желаемого.

Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, лишь с большим трудом достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий против своего желания принужден был рассказать о своем сонном видении. Патриарх забрал у него святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

В 1325 году произошло перемещение Русской митрополии из города Владимира в Москву. В это время митрополит Петр перенес написанную им икону Богоматери и поместил ее в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с другой великой московской святыней - Владимирской иконой Божией Матери.

Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания в среде русского народа и с древности почиталась чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. В конце XVI века патриарх Иов брал с собой Владимирскую, Донскую и Петровскую иконы для увещевания Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровским образом Богоматери после периода междуцарствия, в 1613 году, рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.

На рубеже XIX - XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, которая датируется XIV - началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери. Подтверждением этого мнения служит точный список, сделанный с иконы Назарием Савиным в 1614 году , который не только повторяет ее до мельчайших деталей, но и содержит надписание «Петровская».

Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).

Иконография

Икона Божией Матери «Петровская» относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому «Умиление». Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери. Известен такой факт, что митрополит Петр являлся автором и другой известной иконы - Владимирской Божией Матери, находившейся в Успенском соборе города Владимира.

В отличие от прославленного образа фигуры Богородицы и Младенца Христа на Петровской иконе представлены погрудно, а само изображение данов зеркальном отражении.

Есть характерные особенности и в жестах рук Богоматери и Спасителя. Редким в богородичной иконографии является изображение объятия Матерью Сына. На Петровской иконе Богородица именно обнимает Младенца, обхватив левой рукой Его за плечи, а правой указуя на Него как на «Истинный Путь и Жизнь». При этом правая рука Богоматери пишется на груди Спасителя, чем передается и другой смысл этого жеста - материнское ласкание Младенца. На краснофонном образе Петровской Богоматери XIV в., новгородской школы, жест правой руки Богородицы еще более характерен - Она обхватывает ею шею Сына.

Руки Спасителя в свою очередь отвечают на материнскую ласку. Сам Младенец, как и на Владимирской иконе, прижимается Своим ликом к лику Богородицы. Его левая рука держит свиток, а правая сложена в достаточно редком для древних образов жесте священнического именословного благословения. Правая благословляющая рука Младенца Христа покоится на груди Матери. На чтимом образе XVI в. из г. Кириллова, удивительном по теплоте выражения ликов Богородицы и Младенца и передачеих взаимной любви, Спаситель по-детски прижимает благословляющую руку к самому лику Богоматери.

Списки с иконы

С Петровской иконы Божией Матери в городе Калуге хранится список, прославившийся чудесами.

Чтимый список XVI в. находится в настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в городе Кириллове .

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


© Все права защищены

Икона Божией Матери Петровская

Икона Божией Матери Петровская свое название получила от имени ее создателя – святителя Петра, митрополита Московского. Святитель-иконописец написал образ в то время, когда он был еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Святой Петр поднес икону в дар святителю Максиму, митрополиту Киевского и всея Руси во время посещения Ратской обители. Митрополит Максим привез образ во Владимир, украсил дорогими камнями и золотом и благоговейно до конца жизни хранил его в своей келье.

После кончины митрополита Максима игумен Геронтий решил захватить митрополичий престол, принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, Петровскую икону Божией Матери, пастырский жезл и отправился в Константинополь получить сан. Многие люди и князь Юрий Галицкий были недовольны намерением игумена Геронтия стать митрополитом. Князь Галицкий упросил игумена Петра направиться в Константинополь и самому принять святительский сан. Повинуясь желанию князя, Петр отправился в Царьград и прибыл в него раньше Геронтия. Патриарх Афанасий принял святителя Петра с радостью и посвятил его в сан митрополита всея Руси.

А вот плавание игумена Геронтия было неудачно. Поднялась сильная буря, встречный ветер поднимал высокие волны, которые препятствовали продвижению корабля. Ночью к игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица точно в таком виде, в котором она изображена на образе святого Петра и приказала ему: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ. Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою».

Проснувшись в ужасе от сна игумен Геронтий рассказал о своем видении и о том, что они не получат желаемого. Лишь с большим трудом корабль прибыл в константинопольскую пристань. Геронтий явился к патриарху Афанасию и рассказал ему о своем видении. Забрав у него посох, святительские ризы, икону Богоматери Петровскую, патриарх передал их законному святителю со словами: «Прими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

Святитель Петр перенес святой образ во Владимир, а при перемещении в 1325 году Русской митрополии из Владимира в Москву, икону Богоматери была помещена в Московском Успенском соборе и до революции она пребывала над жертвенником. Только во время больших крестных ходов Петровскую икону Богоматери вместе с Владимирской иконой Божией Матери выносили из храма.

Русский народ всегда благоговейно почитал Петровскую икону. Она с древности почиталась чудотворной. Празднование чудотворной иконе Богоматери Петровская совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).

В Калуге хранится список Петровской иконы Божией Матери, который прославился чудесами. В городе Кириллове в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике находится чтимый с 16 века список.

икона Богоматери «ПЕТРОВСКАЯ»

Описание:
Этот образ Богородицы написан святым митрополитом Московским и всея Руси Петром, когда он ещё был игуменом Ратского монастыря. Однажды обитель посетил глава Русской Церкви Владимирский митрополит Максим. Принимая святительское благословение, игумен Пётр преподнёс ему в дар две собственноручно написанные иконы: «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» и икону, которая впоследствии получила название Петровской.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский решил послать к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Тот, взяв с собой святительский жезл и Петровскую икону Божьей Матери, отправился в Царьград. Однако кандидатура Геронтия вызвала у многих русских людей недовольство. Среди недовольных был и Галицкий князь Юрий, который направил в Константинополь игумена Петра. По Божиему Промыслу игумен Пётр прибыл в Царьград раньше Геронтия и был посвящён Константинопольским патриархом в митрополита всея Руси.

А в это время плывшему по морю Геронтию ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии» . По прибытии в Константинополь Геронтий против своей воли рассказал патриарху о ночном видении. Патриарх забрал у несостоявшегося претендента на русский церковный престол святительский посох и Петровскую икону и передал всё законному русскому митрополиту. Так Петровская икона вернулась к тому, кто её когда-то написал.

В 1325 году, когда русская митрополия была перенесена из Владимира в Москву, митрополит Пётр перенёс в Москву и Петровскую икону Богородицы. С этой иконой связано немало важных исторических событий. Так патриарх Иов брал её с собой вместе с Владимирской и Донской иконами, когда ходил к Борису Годунову уговаривать принять царство. А в 1613 году Петровскую икону Пресвятой Богородицы взяла с собой делегация, отправившаяся в Кострому призывать на царство боярина Михаила Романова.

Многие специалисты считают, что находящаяся ныне в Успенской соборе Кремля Петровская икона Пресвятой Богородицы и есть тот самый образ, который был написан святителем Петром. Хотя есть предположения, что подлинник пропал ещё до революции.

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи - Сборник небольших притч (историй)

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Loading...Loading...