Игры – розыгрыши для дружеской компании. Интересные игры для весёлой компании Конкурс где вы находитесь

Предлагаем Вам довольно интересный и смешной конкурс для корпоратива. Участники отворачиваются от остальных сотрудников, и им на спины ведущий вещает таблички с надписями определенных мест. Подсматривать и подсказывать нельзя, а то не будет смешно. Ведь никто же не хочет испортить веселье. Задание очень по своей сути очень простое. Человек, не видя, что на его спине написано, должен постараться описать, как он впервые оказался в этом месте. Варианты мест могут быть разными, рассмотрим только несколько примеров. От участников требуется давать смешные ответы.




У первого сотрудника написано «Вытрезвитель», у второго – «Работа». Далее в порядке очередности следуют «Роддом», «Психбольница» и «Sex-Shop ». Звучит первый вопрос: «Как вы там впервые оказались?». Некоторые ответы бывают очень, что называются «в тему». Первый участник из «вытрезвителя» отвечает словами из Кавказкой пленницы «Барбабия киргуду». Можно сказать, что он почти что угадывает правильный ответ. А дама с «Работой», оказывается, просто случайно зашла. Видимо она очень квалифицированный работник, ведь ее сразу же взяли. Далее выясняется, что барышня впервые посетила «Роддом», потому что пришла туда работать. А вот человеку с «Психбольницей» не очень повезло с родителями, ведь именно мама привела его туда за ручку. Ну, а мужчина из «Sex-Shop», прилетел туда на вертолете – очень оригинальный способ транспортировки.

Следующий вопрос: «Что Вас туда привлекает?». И первый участник мистическим образом снова почти угадывает, в «Вытрезвитель» его просто привела жизнь. А дама ходит на «Работу», потому что там все танцуют, очень интересный коллектив, везет же некоторым. А барышню с «Роддома», привлекает то, что ей за это платят. Да, материнский капитал выдается не в каждой стране. И парню с «Психбольницы» сказали, что он добьется там успеха, ведь у каждого своя карьера. На а последний конкурсант, отвечает, что там можно ребенка найти. Как хорошо, что он не видит надпись «Sex-Shop» на своей спине.

Далее следует вопрос: «Как часто вы там бываете?», «Как к этому относятся ваши друзья и близкие?» и «Когда вы планируете следующий раз туда пойти? «Вышеописанный пример довольно неплохо иллюстрирует, какие комичные моменты могут создаваться при выполнении этого конкурса.

Здесь собраны игры из разряда беспроигрышных и универсальных, которые хорошо «впишутся» в программу практически любого праздника и доставят удовольствие участникам и зрителиям. Среди них есть уже известные, но по-прежнему любимые развлечения, есть также относительно новые .

Предлагаемые лучшие игры и конкурсы для любого праздника - простые и веселые, которые рассчитаны на компании самого разного состава и возраста, и, как правило, везде проходят на "ура". Их смело можно проводить как на дружеских вечеринках, так и на корпоративных праздниках, не боясь кого-то смутить или поставить в неловкое положение. Это игры, а здесь их больше 20 штук, просто для веселья и поднятия праздничного настроения!

1. Конкурс для праздника "Над мартышками смеяться запрещается!"

Вместе с ведущим в круг становятся все, кто желает поиграть. Мужчины чередуются с женщинами. Главное условие, о котором предупреждают участников - не смеяться и все повторять за ведущим!

Начинает ведущий: правой рукой он берет соседа справа за левое ухо. Точно так же поступают все остальные. Потом ведущий левой рукой берется за правую коленку своего левого соседа. Затем, не отпуская своих соседей, пытается сесть на корточки или подпрыгнуть на одной ноге. Все - повторяют. Кто засмеялся, тех удаляют с поля.

Затем все начинают сначала, вот только ведущему нужно уже браться совсем за другие места своих партнеров по игре. Чем неожиданней комбинации, тем быстрее определится победитель. Кстати, сделайте исключение, что ведущему все-таки смеяться разрешается.

2. Конкурс для праздника "Крестики-нолики" с сюрпризом.

Эта игра для активизации праздничного веселья.

Заготовьте заранее игровое поле для «крестиков и ноликов», пронумеровав и скрыв каждым квадратом фант (задание). Оно будет открываться в том случае, когда игрок «ставит» крестик (у ведущего тогда нолик). Кстати, разбиваться на команды не нужно. Просто устройте игру ведущий против гостей.

Каковы же будут задания? Например, «Станцевать стриптиз» или «Выпить стакан водки», и тому подобное. Вместо фантов можно за каждой клеточкой закрепить презент, но получит только победитель и только с выигрышной линии.

3. Прикольная игра "Расколбас".

Для этой игры нужны бутафорские сосиски или колбаски, которые прикрепляются к ремню и кубики. Также нужно чем-то обозначить ворота.

Раскачивая «колбаску» и ударяя ею по кубику, игрок должен загнать его в ворота. Таким способом можно играть на время, а можно собрать две команды и устроить между ними дружеский матч.

4. "Казановы".

В этой игре участвуют исключительно мужчины, человек пять - семь.

Каждому участнику выдают надутый воздушный шар в виде сосиски и фломастер. Конечно, шарик в данном случае выступает в качестве «фаллического символа». И каждый мужчина должен успеть нарисовать на нем как можно большее количество женских фигурок. На все про все игрокам дается времени две минутки.

Выигрывает и признается местным Казановой тот, на чьем … шарике окажется наибольшее число женских силуэтов, а значит и «побед».

5. "Современный супермен".

, подводка к нему может быть такой:

Ведущий: «Все мы хорошо знаем, что за свою жизнь настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. В наши дни в народе эту истину интерпретируют так: мужчина должен «посадить» печень, вырастить живот и «построить» жену и тещу». Защитить звание настоящих мужчин, супермена есть желающие? Будет достаточно четырех - пяти человек.

Для них ведущий оглашает следующие задания:

- «посадить» печень игрокам предлагается так - выпить на скорость рюмку водки через соломинку (или более щадящий вариант - литр сока через соломинку);

Выращивать живот будем за счет воздушных шаров, быстро надуваем, завязываем и подкладываем под рубашки, затем предлагаем сыграть один раунд борьбы «сумо». Игроки, разбившись по парам, начинают стукаться животами. У кого в паре быстрее «лопнет» живот, тот проиграл.

Для третьего испытания игрокам дают две минуты, за которые они должны пойти к гостям и успеть прикоснуться (как бы толкнуть плечом) как можно к большему количеству женщин - «помеченные» дамы встают в ряд за игроком. Кто больше «построил» женщин в ряд - победил.

Супермена объявляем по итогам трех туров.

6. "В одной упряжке".

Для большего азарта главным призом в этой игре предлагаем сделать бутылку со спиртным. И, логичнее всего, что участниками игры будут мужчины. Если же и женщины желают потягаться в соревнованиях за главный приз, то шансы лучше уравнять, пусть дама соревнуется с дамой.

Заранее тамаде следует приготовить несколько «упряжек» из широкой и прочной тесьмы. Например, «упряжку» можно сделать так: нарезать тесьму по полтора метра, сложить ее пополам, отступив от середины сантиметров 40 - 50 к обоим концам пришить поперечную полоску так, чтобы получилась широкая петля - она накидывается за голову. Поперечная тесемка ляжет горизонтально на грудь, а свободные длинные концы выводятся назад.

В одну «упряжку» нужно «впрячь» двух человек (смотреть и тянуть они будут в разные стороны), и для каждого с его стороны поставить по бутылке. По команде ведущего каждый тянет в свою сторону, чтобы не дать завладеть призом сопернику и побыстрее дотянуться самому.

Победители определяются сами собой - кто смог пересилить товарища по «упряжке», тот и выиграл.

7. "Мешок с сюрпризом".

Играющие становятся в круг, ведущий с мешком в руках тоже. В этом мешке лежат трусы, майки, панталоны, кальсоны, бюстгальтеры больших размеров, ободки и другой реквизит (содержимое мешка комплектуйте под конкретную компанию).

Когда зазвучит музыка, ведущий вручает одному из игроков мешок, тот передает дальше. Музыка остановилась - тот, в чьих руках мешок, достает из него первое что попадется и надевает на себя. Музыка заиграла - мешок пошел по рукам. И так пока мешок не опустеет. Потом можно устроить для поздравления виновников торжества в исполнении только для нарядившихся гостей- частушки, танец и т.п.

8. "Трижды повязанные".

Для этой небольшой забавы приглашаются пары, состоящие, конечно, из дамы и кавалера. Причем, дамам завязывают глаза, но предварительно объясняют, что именно в этом состоянии они должны завязать своим партнерам три бантика в три разных места. Безусловно, это трудная задача и с открытыми глазами, поэтому женщинам нужно предложить включить фантазию (например, намекнуть, что местом под бантик может стать любая выдающаяся часть ….мужской головы - уши, нос).

Титул победительницы получает та, которая справится с задачей быстрее остальных.

9. "Кроличье семейство".

В этой игре участвуют пары: мужчины будут «кроликами» (наряжаем в ушки, манишки и хвостики), а женщины - «крольчихами» (наряжаем в ушки, юбочки, хвостики).

Ведущий: «Нам хорошо известно, что кролики - отличные семьянины и очень хорошо размножаются. Все это знают, но никто не видел, как это делается. А вот сейчас мы сможем понаблюдать процесс». С этими словами игрокам выдаются шарики и фломастеры. Кроликам и крольчихам предстоит разбиться на пары и заняться производством потомства: один надувает шарик, другой рисует на нем крольчонка.

Какая пара за три минуты наделает больше «детей», та и победила.

10. "Мечта рыболова".

Для этой игры ведущему нужно иметь: 2 детских резиновых бассейнов, штук шесть - семь импровизированных удочек (делаем их из деревянных палочек, лески и колец от детской пирамидки вместо крючков). Естественно, что в бассейны «запускаются» не караси и щуки, а полтора десятка бутылок с пивом, шампанским, водкой, вином и тому подобным.

Из числа желающих набираем две команды, человека по четыре на каждый бассейн. Раздаем удочки и громко предупреждаем, что у игроков только по одной минуте на рыбалку. Если кто-либо из игроков успел выудить бутылочку - забирают ее себе. Не успели, значит, останутся без памятного подарка.

11. "И где я нахожусь?"

Выбираем четырех участников и прикалываем им на спину таблички с названиями самых разных общественных мест, например, общественный туалет, общежитие, баня, поликлиника, пляж, магазин, ЖЭК и так далее. (Еще варианты: следственный изолятор, стриптиз-бар, нудистский пляж, кабинет гинеколога, кинотеатр, магазин «Интим», американские горки, стадион, турбаза). Игроков ставим спиной к гостям, чтобы народу все было хорошо видно.

Интрига этой игры - розыгрыша заключена в том, что сами участники не догадываются, какого содержания таблички приклеены им на спину. При этом ведущий «мучает» их вопросами: как часто вы ходите в это заведение? Что вам требуется взять с собой, чтобы чувствовать себя в этом заведении комфортно? Нужна ли тренировка, чтобы делать это? Нуждаетесь ли вы в помощниках во время этого занятия? Какая песня вам вспоминается, когда вы там? С кем вы туда обычно ходите?

Конечно, получается смешно, ведь игроки отвечают, так сказать, от «фонаря», победителя определяем с помощью гостей, которые своими аплодисментами поддерживают понравившегося им игрока, остальных тоже нужно поощрить за доставленное веселье.

12. "Шумахеры".

Для игры необходимо запастись пятью детскими машинками, с привязанными к ним толстыми веревками не менее трех метров, на втором конце которых привязаны простые карандаши.

Пятеро игроков становятся в одну линию, им вручается тот конец, к которому привязан карандаш (машинки ставим так, чтобы вся веревка оказалась размотанной). Объясняется задача: по команде ведущего претенденты на звание великого гонщика начинают двумя руками наматывать веревку на карандаш.

Победит тот, кто раньше всех намотает веревку на карандаш, а значит, и подгонит свою машину поближе к себе.

Можно также определить и еще два призовых места и устроить победителям обливание шампанским.

13. "Баба" на чайник".

Это веселый В нем могут участвовать две команды - по четыре мужчины и одной даме в каждой. Дама, естественно, будет той самой «бабой» на чайник, а мужчины будут ее наряжать. Заранее позаботьтесь о двух огромных юбках, сшитых по принципу «юбка-солнце», о двух чепцах, кокошниках или пышных бантах, также пригодятся шали и варежки - прихватки - все, чтобы «баба» получилась нарядная.

Даму ставим на один конец зала или комнаты, а мужчины встают на другом. По сигналу ведущего первый игрок бежит к «бабе» и надевает на нее широченную юбку, после чего возвращается на «старт». Второй участник надевает кокошник или другой головной убор, возвращается. Третий накрывает «бабу» шалью и тоже возвращается к товарищам. Все вместе они опять бегут к «бабе» и лезут к ней под юбку - они ведь и есть те самые чайники, на которых восседают знаменитые «бабы» и, как сигнал о готовности, кричат «А мы уже чаевничаем!»

Если народ не слишком пьяный, то условием конкурса можно сделать еще и такой момент: мужчины поднимают свою «бабу» и доносят ее до финиша (место, где изначально стояли мужчины). А уж, если кавалеры успели дойти до кондиции, то лучше здоровьем прекрасных дам не рисковать и ограничиться «залезанием под юбку».

Побеждают, как и в любой эстафете - самые быстрые и ловкие.

14. "Собираем волю в кулак".

Для этого конкурса нужны газеты по числу участников. Затем ведущий задает тон конкурсу и говорит о том, что обычно настоящий мужчина, узнав шокирующую его новость, не плачет, а собирает волю в кулак и прилагает усилия, чтобы исправить ситуацию. Давайте представим, что эту неприятную новость участники узнали из этих газет.

Задача: одной левой рукой (правую убрать за спину) по команде ведущего собрать газету в кулак. При кажущейся простоте эта задача весьма сложная. Побеждает тот, кто умудрится первым смять в левой руке весь лист.

15. "Народный избранник".

В данном случае понадобятся двое желающих. Это должны быть активные и не особо стеснительные мужчины. Перед ними ставится задача: за три минуты сагитировать за себя наибольшее количество «избирателей»: поцеловать в щечку как можно больше женщин и как можно большему количеству мужчин пожать руку. При этом гостей предупреждают, что они, когда их чмокнут или пожмут руку, выходят в зал (на сцену) и становятся со стороны своего кандидата.

Второй тур - это создание «имиджа». Естественно, что повезет тому «кандидату», кто сумел «завербовать» в свои ряды большее число людей, которые готовы не только встать за своим кандидатом, но и подать его в выходном свете - нарядить, буквально сняв с себя все самое лучшее.

Чья команда победит, решают аплодисменты остальных гостей

16. "Король вечера".

Это прикольная игра с подвохом. Ведущий объявляет конкурс на звание «Короля вечера» открытым, затем сообщает, что, по мнению читательниц журнала «Форбс», одним из непременных качеств настоящего мужчины является умение самым галантным образом целовать руку женщинам и крепко пожимать ее - мужчинам. Конечно, подвыпившие кавалеры очень захотят покрасоваться, поэтому ведущий должен объявить, что засекает время, а мужчины - торопятся собрать как можно больше рукопожатий и поцелуев.

Когда время истечет - две или три минуты - ведущий объявляет, что, по мнению того же журнала, настоящий мужчина, а тем более король, никогда не суетится (выделяет самого неторопливого и вальяжного среди игроков), а потому «Королем вечера» становится, спрашивает, как зовут неторопливого гостя и вручает ему корону.

17. "Султан и его жены".

Для этого конкурса понадобится вызвать из зала двух мужчин, которые самостоятельно набирают себе гарем из шести - восьми «жен». Затем, каждый из них вместе со своим «гаремом» будет бороться за звание лучшего султана.

Накорми своего султана. Ведущий выносит воздушные шары, нитки и ножницы. На султанов надеваются огромнейшие шаровары. Задание: за три отведенные на это испытание минуты, девушки должны надуть как можно больше шаров и набить им «мужнины» шаровары. Чем толще «султан», тем заботливее его жены. Чтобы выяснить, чей гарем победил, ведущий берет иголку и протыкает все имеющиеся в штанах царственного супруга шарики. Зрители хором считают их количество. Число надутых шаров записывают на бумаге.

Любовь султана. Говорят, что в гаремах ни одна жена не обижена вниманием - необходимо продемонстрировать это. «Султаны» на скорость должны поцеловать каждую из своих жен в те два аппетитных места на их женском теле, которые больше всего нравятся «мужьям». Балл достается самому быстрому. (другие конкурсы с поцелуями можно посмотреть )

Самый перспективный. Неплохо бы узнать, каковы резервы каждого в плане увеличения гарема. Каждый султан назначает любимую жену, и по команде ведущего начинает, быстро двигаясь по залу, целовать всех попавшихся на его пути дам. Любимая жена бежит следом и ведет подсчеты. Балл зарабатывает тот, кто успел перецеловать большее количество девушек.

Победителя в султанском соревновании определяют по количеству заработанных мужчинами баллов - ему приз, но оба «султана» получает поцелуи от своих «жен» и аплодисменты зала.

19. "Прищепки-невидимки".

Вызываем пять пар, состоящих из мужчины и женщины. Дамам выдаем неограниченное количество бельевых прищепок и объясняем, что за сорок пять секунд они должны нацепить на одежду своего партнера как можно большее их число. Это задание будет первый раунд соревнований. По истечении сорока пяти секунд подсчитываем прищепки: сколько их оказалось на игроке, столько очков и заработала пара.

Во втором раунде нужно завязать дамам глаза и, пока ведущий объясняет им дальнейший план действий, его ассистенты меняют партнеров местами. А задача перед девушками проста: за те же сорок пять секунд снять с кавалера все, что на нем прицеплено. В смысле, прищепки. Кто сколько снял, тот столько и заработает.

Побеждает пара, которая по сумме прикрепленных и снятых прищепок - набрала больше всех баллов.

20."Кавалеры платят".

Этот конкурс для . Для него ведущему нужен специальный реквизит, для дам пояса с прикрепленным спереди огромным кошельком из плотной ткани, а кавалерам - пояса с прикрепленными (не жестко) огромными купюрами (величиной с альбомный лист).

Суть игры заключена в том, что игроки-мужчины с привязанными спереди «купюрами» должны попасть в «кошельки» своих дам-партнерш. Естественно, пользоваться руками категорически запрещено. В принципе, выигрывает та пара, которой удастся выполнить это задание быстрее остальных.

Для менее «платежеспособных» кавалеров можно сделать другой вариант этой игры. К поясам дам крепятся консервные банки (или пластиковые ведерки), в которые мужчины бросают полученную от ведущего мелочь. Победит пара с наибольшим количеством попаданий.

21. "В положении".

Давно известная игра, в которой мужчинам предстоит почувствовать на себе все неудобства интересного положения. Для иллюзии беременности каждому участнику скотчем прикрепляется к животу большой воздушный шарик.

Затем на полу рассыпается коробок спичек, по команде каждый начинает собирать спички - за каждой наклоняясь отдельно. Победит, кто соберет больше спичек.

22. Нестареющий "Крокодил" .

В общем-то, это всем хорошо известная по телевизионному эфиру игрушка под названием «Крокодил». Но и здесь можно внести некоторые свои изюмины.

Желающие поиграть делятся на две команды. Одна из команд загадывает слово, которое, соответственно, становится известным одному из противников. Его задача - жестами и мимикой объяснить «своим», что там задумано группой конкурентов.

«Изюмом» в этом случае будет то, что тему для загадывания определяет ведущий. Он готовит карточки с темами. Особенно смешными выглядят объяснения названий танцев и видов спорта. Например, «аэробика» или «гребля».

Если же игроки попались сообразительные, то после первого тура можно перейти на загадывание целых фраз-афоризмов, вроде «все течет, все меняется». Победителей определяет количество угаданных слов.

23. "Фоторобот".

Для этого развлечения вызываются две пары игроков и ассистенты в помощь ведущему (которые будут записывать плюсики и минусы в «анкету» каждого игрока в зависимости от правильности ответа). Игра на внимательность, предлагается проверить, как справятся участники с задачей: составить фоторобот партнера. Но задание объявляем после того, как поставим игроков спиной друг к другу, чтобы не было шансов подготовиться, и что-то специально запомнить.

Затем ведущий предлагает игрокам сконцентрироваться и представить себе друг друга во всех подробностях и начинает задавать вопросы. Первый вопрос - разминка: как зовут вашего партнера? На него, естественно, отвечают все.

Второй вопрос: какого цвета у него глаза? Затем: какого цвета волосы; уточняем, какой они длины (это уже третий и четвертый вопросы).

Затем идут вопросы, которые помогли бы воссоздать внешность человека: носит ли часы, на каких пальцах у него надеты кольца, какого цвета галстук (платье), висит ли на шее какое-нибудь украшение, фасон брюк/ юбки, модель и размер обуви. В общем, лучше всего выспрашивать о мелочах, которые не всегда бросаются в глаза. Тем интереснее будет играть. Общее количество - 10-15 штук.

Победитель определяется по количеству совпадений с оригиналом.

Одной из важных составляющих веселого и увлекательного праздника являются активные игры и оригинальные конкурсы, которые никому не позволяют оставаться в стороне и объединяют всех участников вечеринки. Лучшие игры и конкурсы, представленные здесь, украсят любой праздник, добавят в него задора и юмора.

Специально для сайта

Отрежь подарок

Инвентарь: Веревка, нитки, конфеты, хлопушки и всякие мелкие игрушки, ножницы, шарф/платок.

Подготовка: Натягиваем веревку на уровне роста участников. На веревку вешаем на ниточках вышеперечисленные конфеты, хлопушки и всякие мелкие игрушки.


Игра: Текущей "жертва" завязываем глаза и даем в руки ножницы. "Жертву" раскручиваем вокруг своей оси и ставим лицом к призам. Задача "жертвы" отчекрыжить себе подарок или вкусняшку. Остальные наблюдают, болееют и подсказывают.

Обычно, эта забава очень нравится, как взрослым так и детям.

«Ситуации»

Командам по очереди зачитываются описания различных ситуаций: женщины должны представить себя на месте мужчин и наоборот. Оценивается остроумие и оригинальность ответов.

Ситуации для женской команды.
1. Вы хотите провести отпуск на шикарном курорте в компании друзей, а ваша любимая настаивает на поездке к своей маме, в деревню. Что вы сделаете, чтобы она вас отпустила?
2. Вы приходите с работы усталый и хотите посидеть с пивком у телевизора. Ваша жена, накрашенная, в вечернем платье, требует «вывести» себя в ресторан. Как вы уговорите ее отменить выход в свет?
3. К вам в гости приезжает теща, а вам просто необходимо уехать на рыбалку. Что делать?

Ситуации для мужской команды.
1. На вечеринке вы заметили мужчину вашей мечты. Как вы попытаетесь привлечь его внимание?

2. В магазин привезли «последний писк моды» - костюм, стоимость которого равна 3 зарплатам вашего мужа. Как вы уговорите мужа сделать вам подарок?
3. В 2 часа ночи муж возвращается с «работы» пьяный, со следами губной помады, а из кармана торчит весьма интимный предмет женского туалета. Ваши действия?

«Расторопная хозяюшка»

В несколько тарелок нужно насыпать сахар, соль, пшено, гречку, рис, перловку. От каждой команды вызывается по одному добровольцу, которые с завязанными глазами должны определить, что находится в блюдечке. При выполнении задания учитывается скорость и безошибочность.

«Дую, дую - все впустую»

Участникам в руки дается воронка, они должны как можно быстрее задуть свечу через воронку с расстояния 50 см. Это можно сделать, только поставив воронку так, чтобы пламя оказалось на продолжении стороны, образующей угол воронки.

Пять иголок

Участники становятся в линию, перед ними на пол кладут по 5 иголок. Задача игроков - взять с пола все иглы одновременно.
Победитель - участник, первым справившийся с заданием.
Секрет заключается в том, что сразу взять все иглы можно, только намочив ладонь.

МПС - мой правый сосед

В эту игру лучше играть хоть на трезвую голову, хоть на пьяную (на пьяную даже гораздо веселее) и не важно: знакомы вы или нет. Причем обязательно, чтобы хотя бы один человек не знал этой игры. Он и назначается ведущим. Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники игры усаживаются по кругу и "загадывают одного из присутствующих" (почему в кавычках, объясню чуть ниже). После этого ведущий задает участникам игры вопросы о загаданном, пытаясь понять о ком идет речь. Причем вопросы должны быть такими, чтобы ответом было ДА или НЕТ. Но прикол не в этом. Дело в том, что на самом деле все говорят не об одном человеке, а о человеке, сидящем справа (так, впрочем, и называется игра "Мой Правый Сосед", о чем, естественно, ведущий не догадывается). Например, на вопрос "это девушка?", я зная, что справа сидит бородатый мужик, говорю "нет". Вопрос следующему: "Это парень?", - мой левый сосед, искоса поглядывая на меня, говорит "нет". Вот тут-то и появляется вопрос "а кто???" в абсолютно обалдевших глазах ведущего и дикий ржач всей компании. Игра продолжается до тех пор, пока ведущего внезапно не осенит, что МПС - это не просто название, и что в его расшифровке и кроется смысл, или пока все не поумирают с хохоту.

Угадай мелодию

Ведущий перечисляет 5 слов из текста песни, кроме слов из названия. Гости должны угадать ее. Первый угадавший получает очко. Набравший большое количество получает приз и становится ведущим. Можно играть, пока все не побудут ведущими или пока не устанут. Например, песня Подмосковные вечера. 5 слов: шорохи, утро, милая, голова, сердце. Если затрудняются отгадать ведущий должен прибавить еще одно слово из песни.

Хранитель тайн

Инвентарь: Лист бумаги, ручка, немного крупы.

Правила игры следующие: Один из играющих назначается "хранителем тайны". "Тайна" состоит в том, что ее "хранитель" тайком от всех пишет на листке бумаги какую - нибудь строчку знакомого стихотворения или песни, например, "Ветер с моря дул, нагонял беду". Листок с текстом он прячет в карман или отдает зрителям.

Игра: В тексте шесть слов, следовательно, "хранитель"должен положить перед собой шесть крупинок зерна.Каждая крупинка - "тайна". Все остальные могут задать "хранителю тайн" столько вопросов, сколько крупинок перед ними. На любой вопрос "хранитель" дает только один ответ. Причем каждый из них должен содержать слово из написанного "тайно" текста. Ответы можно записывать. Вопросы можно задавать не по порядку, и после ответа соответствующая крупинка убирается. Слова в ответах должны называться в том же числе, роде, падеже и порядке, в которых они записаны в тексте. Желательно, конечно, чтобы "хранитель" старался органично ввести нужное слово в любой контекст ответа на вопрос - в этом его изобретательность. Всем остальным остается раскрыть "тайну", расшифровав текст стихов или песни.

Вопросы и ответы могут быть примерно такими.

Сколько тебе лет?

Я как ветер, дую всегда даже если мне больше тридцати

Ты нас любишь?

С вами не соскучишся - конечно?

Как ты себя чувствуешь?

Не хватает мне моря ребята, а так ничего.

Почем фунт лиха? .

Я вчера на него дул, так он стал полегче.

Завтра пойдем в баню?

Столько дней нагонял жирок - можно и сходить.

Что вы будете есть на обед?

На свою беду пока не знаю.

Если же есть затруднения, можно задать еще один вопрос, при этом сказав, к какому по счету зерну (слову) он относится - к первому, шестому и т. д.

Победитель: Команда, если текст угадан.

Подарок

Подготовка: Участники разбиваются на две команды

Игра: Команды садятся друг против друга. Одна команда загадывает, что бы они отправили команде напротив, а вторая загадывает что бы они сделали со своим подарком. Ведущий ходит и тихо опрашивает участников кто что подарит и кто что сделает с подарком. После опроса ведущий громко произносит получившиеся варианты. Потом команды меняются ролями, игра снова повторяется.

Победитель: Пара, у которой получился наиболее оригинальный вариант.

Например: Корову подарили, а ее повесили на елку.

Колпак на колпаке

Склейте один большой колпак и несколько маленьких - желательно разноцветных. Маленькие колпаки подвешивают на крепкой нитке. Играющие по очереди надевают большой колпак и завязывают глаза. Надо три раза повернуться вокруг своей оси, присесть и, выпрямившись, попасть большим колпаком в маленький.

Приз в загадках

Берется приз, заворачивается в бумагу. На обертку приклеивается содержание любой загадки. Вновь оборачивается. И снова приклеивается загадка. И так десять раз.

Играющие садятся по кругу. Ведущий дает в руки одному завернутый в десять оберток приз. Играющий убирает одну обертку, видит загадку, читает про себя. Если отгадал - говорит отгадку, если нет - читает загадку вслух, кто ее отгадал, получает право далее развернуть приз, и все продолжается по этой же схеме.

Добравшийся до приза - его же и получает. :)

Американский психолог

Ведущий раздает играющим (5-8 человек) бумагу и карандаши и начинает задавать вопросы, предварительно объяснив, что ответ должен быть как можно более подробным.
Список вопросов
1. С чем у вас ассоциируется понятие «лес»?
2. С чем у вас ассоциируется понятие «море»?
3. С чем у вас ассоциируется понятие «кошки»?
4. С чем у вас ассоциируется понятие «лошади»?
После этого ответы собираются и начинают зачитываться с указанием на автора. Ведущий применяет следующие сопоставления. По мнению американских психологов, лес ассоциируется с жизнью, море - с любовью, кошки - с женщинами, лошади - с мужчинами. Мнения гостей о жизни, любви, мужчинах и женщинах складываются самые забавные!

Таблички с подвохом

Игрокам предстоит ответить на вопросы ведущего, не видя того, что написано на табличках, расположенных за их спинами. Надписи могут быть следующие: для мужчин: «Родильный дом», «Баня», «Медвытрезвитель»; для женщин: «Синяк под глазом», «Порванный чулок» и т. д.
Вопросы для мужчин:
«Часто ли вы бываете в этом заведении?»,
«Что с собой берете, отправляясь туда?»,
«Чем занимаетесь там?»,
«С кем там встречаетесь?»,
«Чем оно вас привлекает?».

Для женщин:
«Часто ли бываете в такой ситуации, в таком виде?»,
«Что вам особенно нравится в вашем облике?»,
«А что, по-вашему, произошло, что вы оказались в такой ситуации?» и т. д.
Несоответствие ответов и надписей на табличках вызывает много веселья у окружающих.

Десять монет

Вызываются две пары, в паре кавалер и дама. Кавалерам крепят к поясу консервную банку. Дамам дают по 10 монет
Дамы отходят на 2 метра от кавалеров. По сигналу ведущего дама должна кинуть в банку кавалеру все монеты. Кавалер помогает ей, вращая талией (при наличии таковой). Побеждает пара, у которой в банке оказалось больше монет.

Ведущий произносит 2-3 любых слова, не связанных по смыслу, например «краски», «река», «заяц». Участникам игры предлагается составить предложения, включающие эти слова. Чем больше предложений будет, тем лучше. Например, из этих слов можно составить следующие предложения: заяц обнаружил краски у реки; дедушка, трусливый как заяц, спрятал краски за печкой; на берегу реки заяц облизывал краски. Ведущий награждает участника, составивший самое оригинальное и понятное предложение.

«Отгадай фразу»

Эта занимательная игра заключается в следующем: одному из гостей предлагают выйти из комнаты, а остальным надо в его отсутствие загадать фразу из популярной песни. Гость возвращается. Для того чтобы отгадать задуманную фразу, он задает вопросы присутствующим, которые в свою очередь должны отвечать таким образом, чтобы в ответе присутствовало одно из слов загаданной фразы.

«Ассоциации»

Эту игру можно проводить с гостями, сидящими за столом. Ведущий говорит на ухо своему соседу любое слово. Тот, ие раздумывая, должен сразу сказать следующему слово, явившееся его ассоциацией на услышанное. Тот тоже говорит своему соседу свою ассоциацию на услышанное слово. Так по цепочке очередь доходит до последнего человека за столом, который должен назвать свое слово вслух. Его сравнивают со словом, сказанным ведущим. Это сравнение бывает очень интересным.

Лотерея - аллегро

К этой игре заранее надо заготовить лотерейные билеты и, конечно, призы (да побольше: столько, чтобы их хватило на каждого участника). Каждому лотерейному билетику присваивается свой лот, после чего их можно раздать гостям (можно еще до начала свадебного застолья положить их рядом со столовым прибором каждого гостя). А потом, как только гости дойдут до нужного состояния (то есть станут достаточно веселыми, не теряя при этом способности различать числа на своем лотерейном билетике), начать лотерею. Ведущий называет лот лотерейного билетика (его обладатель сможет поднять руку или встать, чтобы обнаружить свое присутствие) и вручает приз. Чтобы было интереснее, к каждому призу можно сочинить коротенькое стихотворение, рассказывающее о том, что за приз ждет участника.
Например:
1. Пусть вам краситься не надо - Но вот губная вам помада!
2. Подзаправиться хотите? Шоколадку получите!
3. Если будете писать, Вот вам новая тетрадь!
4. Ты автографа не дашь? Дам тебе я карандаш!
5. Обо всем на свете знайте: Вы газету почитайте!
6. Любят все сластены эту - Шоколадную конфету!
7. В летний день нужна всегда - Туалетная вода!
8. Круто выглядеть хотите? Тогда "феньку" получите!
9. Если любите игрушки, Вот вам с фокусом хлопушка!
А одному из гостей достаётся приз в виде огромного размера семейных трусов, в которых он должен выйти и станцевать

Язык жестов...

Викторина.
Ведущий: Сколько языков вы знаете? Вы даже не догадываетесь о том, что кроме этого знаете еще один язык. И это - язык жестов. Только что вы пользовались этим языком (пожали плечами, выразили удивление, замотали головой). В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен еще древним римлянам: так после окончания поединка император давал знать - оставляет ли он жизнь гладиаторам или нет. Есть жесты, которые стали международными и понятными всем, но некоторые жесты оного народа могут быть непонятны другому народу. На нашем древе любознательности - жесты-картинки. Я задаю вопрос и называю 3 варианта страны.

1. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя в этой стране, в старые времена здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни оратор этим жестом приветствует слушателей.
Страны: Корея, Китай (+), Эфиопия.

2. Если вы попадете в эту страну и встречный прохожий покажет вам язык - не огорчайтесь. Это будет означать - "Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!". Но для других народов этот жест оскорбителен.
Страны: Египет, Сирия, Тибет (+).

3. Если житель этой страны указательным пальцем левой руки оттянет нижнее веко, это будет означать "Осторожно!".
Страны: Италия или Испания (+), Мексика, Австралия.

4. Представители некоторых народов этой страны в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.
Страны: Турция, Африка (+), Греция.

5. В этой стране изображение пальцем языка змеи означает, что "Ты - лжец!".
Страны: Аргентина, Индия (+), Болгария.

6. Выражая восхищение, мы хлопаем в ладоши. А в этой стране, восторгаясь чем-то, возьмутся за мочку уха.
Страны: Бразилия (+), Германия, Англия.

7. А здесь, приветствуя друг руга, трутся носами.
Это: Эскимосы, Латиноамериканцы, Лапланцы (+).

8. Для того, чтобы выразить знак восхищения, жители этой страны сложат три пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя.
Страны: Испания или Мексика (+), Ангола, Египет.

9. В этой стране жест приветствия напоминает отдачу чести - ладонь прикладывают ко лбу.
Страны: Дания, Египет (+), Вьетнам.

10. Ну что ж, настала пора прощаться. Русские на прощанье машут кистью руки сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А вот жители этих островов на прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.
Страны: Гавайские острова, Андаманские острова (+), Канарские острова

Актёры (Конкурс настоящих актеров)

Как известно, настоящий актер должен уметь вживаться в любую роль, даже если ему придется играть динозавра или инопланетянина (в кино такое частенько бывает). Вот и представляется хороший случай проверить, насколько твои гости вживаются в роли. Ведущий предлагает гостям изобразить:
- кипящий чайник,
- горячий утюг,
- телефон,
- кофемолку,
- будильник,
- часы с кукушкой,
- проколотый воздушный шарик,
- червивое яблоко,
- коврик на полу,
- кактус,
- вешалку,
- увядшие цветы.

Тот гость, у которого вживание в роль получится быстрее и лучше, объявляется лучшим актером и получает приз. Однако изображать собой неодушевленные предметы достаточно сложно. Тамада может предложить и другой вариант этой игры. Например, попросить участников конкурса изобразить:
- встревоженного кота,
- рассерженного поросенка,
- грустного пингвина,
- обиженного кролика,
- хмурого орла.
Можно предложить и изобразить скульптуру:
- жертва спорта,
- вратарь, поймавший шайбу зубами,
- штангист, не успевший вовремя увернуться от штанги,
- парашютист, забывший, за что дергать,
- гимнаст, не вышедший вовремя из третьего пируэта,
- горнолыжник, не успевший убежать от лавины.
- Можно не придумывать скульптуры, а самим попробовать изобразить известные всему миру архитектурные и скульптурные сооружения разных стран. Например, участников конкурса можно попросить изобразить:
- египетскую пирамиду,
- статую Свободы,
- Пизанскую башню (пожалуй, учитывая состояние гостей, выпивших за твое здоровье, изобразить это медленно падающее сооружение будет легче всего),
- Китайскую стену.

А если гости не только отличаются способностями по части ваяния, но и могут часами говорить увлекательные речи без бумажки, то задание можно и усложнить. Например, попросить их создать памятник и произнести речь по поводу его открытия. Памятники могут быть следующими:
- ведущему собирателю утильсырья в России (Плюшкину);
- активисту ОСВОДа (деду Мазаю);
- первому представителю общества Красного Креста в Африке (доктору Айболиту);
- первому организатору спортивных соревнований (Балде);
- передовику ткацкой промышленности (Царевне-Лягушке).

Где я нахожусь?

Для игры требуется четверо участников. Они становятся в ряд спиной и каждому из них на спину вешается заранее заранее заготовленный плакат с какой-то из ниже приведенных записей:
- вытрезвитель
- общественная баня
- уборная
- общественный транспорт сами участники не знают, что написано на плакатах, которые висят у них на спине. Далее ведущий задает вопросы, по очереди обращаясь к каждому участнику. Вопросы должны быть следующими.
- Часто ли вы туда ходите?
- Идя туда, кого вы берете с собой?
- Чем вы там занимаетесь?
- Что вы испытываете, побывав там?
- Хотите ли вы прийти туда еще хотя бы раз?
По ходу игры гости, как правило; и сами не прочь задать парочку каверзных вопросов. Из-за того, что участник не знает, о чем идет речь, и, само собой, отвечает невпопад, ответы его непременно окажутся очень смешными. Победителем считается тот, у кого будут самые интересные и самые смешные ответы (решить, кому присудить приз, можно голосованием). В финале игры, разумеется, надо снять плакаты и показать их участникам игры, чтобы они смогли наконец прочесть и, вспомнив свои ответы невпопад, посмеяться вместе с другими. Надписи на "вывесках", разумеется, можно и менять. Скажем, можно сделать вывески:
- нудистский пляж,
- кинотеатр,
- магазин "Интим",
- американские горки,
- стадион,
- турбаза и так далее: все во многом зависит от фантазии того, кто эти вывески придумает

Детки

Жениху и невесте дают по кочану капусты. Кто быстрее раздерет ее до кочерыжки, тот первый и родится - мальчик или девочка.
Вариант: молодым предлагают разодрать кочан капусты и узнать, какой пол будет у первенца.. В конце конкурса объявляется, что «Молодожёны уже взрослые, и должны знать, что дети не из капусты появляются!»

Знакомство гостей - фанты

Сегодня всех больше будет петь ____.
Всех больше будет танцевать ____.
Всех громче будет кричать «Горько!» ____.
Всех больше будет пить ____.
Сегодня ____ подарит ____сто рублей.
____ подарит с радости ____ свой телевизор.
А ____ подарит ____ себя.
Сейчас ____ всем будет давать взаймы денег. Без отдачи.
Самый(ая) красивый(ая) сегодня ____.
Самый(ая) стеснительная(ая) сегодня ____.
Самый(ая) голодная(ая) на свадьбе ____.
После свадьбы сам(а) пешком уйдёт ____.
Hа машине уедет ____.
А ____ и ____ с трудом уведут ____.
Через час ____ скажет, что он(а) крутой(ая).
Через полтора часа ____ скажет, что он(а) чихал(а) на всех.
Через два часа ____ уже ничего не скажет.
В 22 часа уснёт ____.
В 23 часа уснёт ____.
В 23 часа 30 минут ____ уже проснётся.
Завтра поправите своё здоровье, всех приглашает к себе ____.
С ящиком пива придёт завтра ____.
Сушёную рыбу берётся принести ____.
А ____ и ____ с 5 утра будут варить уху.
За здоровье все пьёт ____.
За здоровье молодых и всех уже семь раз выпил ____.

Конкурс на свадьбу - где я нахожусь?

ля игры требуется четверо участников. Они становятся в ряд спиной и каждому из них на спину вешается заранее заранее заготовленный плакат с какой-то из ниже приведенных записей:
- вытрезвитель
- общественная баня
- уборная
- общественный транспорт
сами участники не знают, что написано на плакатах, которые висят у них на спине. Далее ведущий задает вопросы, по очереди адресовываясь к каждому участнику. Вопросы должны быть следующими.
- Часто ли вы туда ходите?
- Идя туда, кого вы берете с собой?
- Чем вы там занимаетесь?
- Что вы испытываете, побывав там?
- Хотите ли вы прийти туда еще хотя бы раз?
По ходу игры гости, как правило; и сами не прочь задать парочку каверзных вопросов.
Из-за того, что участник не знает, о чем идет речь, и, само собой, отвечает невпопад, ответы его непременно окажутся очень смешными. Победителем считается тот, у кого будут самые интересные и самые смешные ответы (решить, кому присудить приз, можно голосованием).
В финале игры, разумеется, надо снять плакаты и показать их участникам игры, чтобы они смогли наконец прочесть и, вспомнив свои ответы невпопад, посмеяться вместе с другими.
Надписи на "вывесках", разумеется, можно и менять. Скажем, можно сделать вывески:
- нудистский пляж,
- кинотеатр,
- магазин "Интим",
- американские горки,
- стадион,
- турбаза и так далее: все во многом зависит от фантазии того, кто эти вывески придумает.

Loading...Loading...