Евгений онегин описание героя. Характеристика героя и образ евгения онегина

Характеристика Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” даёт повод считать его очень противоречивым персонажем. В герое теплится душа, но его образ жизни исключает её необходимость.

Детские годы, воспитание

С детства он был передан на воспитание чужим людям: нянькам, гувернёру, он не знал отцовской любви, материнской ласки. Деньги, роскошь – заменили ему семью. В раннем возрасте он был передан “мадам”, чуть позже её “сменил мосье”. Гувернёр-француз учил мальчика посредственно, без строгости, системности, он жалел ребёнка, баловал его. Характер Евгения Онегина сформировался в столь противоречивых условиях: сытая роскошная жизнь и полное отсутствие родных людей. О матери Евгения ничего не известно, а отец – промотал всё состояние в угоду светским пиршествам и разорился, оставив после смерти сыну только долги. Вскоре умирает богатый родственник – дядя Евгения, он оставляет племяннику хорошее наследство. С этого момента в произведении начинается завязка самых судьбоносных событий в жизни главного героя.

Онегин без прикрас

Молодой дворянин, модный, богатый, умный, он перестал чувствовать вкус жизни, охладел ко всему, “чувства остыли”.

Автор описывает ежедневные хлопоты Онегина тщательно, детально, чтобы читатель мог представить, как происходит его духовное онемение. Каждый день похож на предыдущий: роскошь, приёмы, танцы, вино, сон до полудня. Отсутствие необходимости вести дела, заниматься образованием приводит к тому, что лень становится образом жизни Онегина. Он часами собирается у зеркала, презирает окружающих, не ценит той жизни, которая ему дана: свободной, сытой, комфортной. В обществе его считают “умным и милым”, несмотря на поверхностные знания и откровенную лень. Ради забавы Евгений научился изображать чувства, сводить с ума юных дам, соблазнять красавиц – он “гений науки страсти нежной”, этим искусством герой овладел в совершенстве. Достаточно типичный персонаж той эпохи у Пушкина превратился в совершенно неповторимый образ.

Естественно, что не в юности, не в более зрелом возрасте Евгений не видел себя отцом и мужем, понимая, что рядом с ним любая женщина будет несчастна. Его холодный ум и в некоторой степени жестокая честность всё же делает герою честь: отвечая Татьяне на её признание, он очень правильно описывает их предполагаемое будущее, эта суровая мудрость Онегина спасла девушку от большой ошибки.

Не способный на серьёзные, глубокие чувства, Евгений был одиночкой, в некотором смысле странным человеком. Только Ленский поддерживал в его душе огонёк жизнелюбия, человечности, духовности. К нему Евгений относился снисходительно, уважал за образованность, деятельность, живость ума. Дружба не помешала Онегину подшутить над своим товарищем и стать виновником дуэли, в которой погиб Ленский. Этот случай способен охарактеризовать Евгения красноречивее всяких слов – он бездушный, холодный, высокомерный тип, не уважающий чужие чувства, не ценящий настоящую дружбу.

Духовное возрождение Онегина

Жизнь распорядилась таким образом, что Евгений покинул имение дяди, пропал на какое-то время и перестал появляться в обществе. Вернувшись через некоторое время в родной город, однажды в театре он встречает ту девушку, которой он так холодно отказал много лет назад. Татьяна стала ещё красивее, роскошь, светская жизнь изменили её. Онегин влюбляется, его душа оказывается способной на высокие чувства. Герой страдает, томится, превращается в того, кого он когда-то тихо презирал. Автор мастерски построил сцену объяснений Онегина с Татьяной: девушка достойно и так же холодно, как он когда-то, отказывает ему в своём расположении. Единственное отличие – она признаётся, что всё ещё любит Евгения: “но я другому отдана…и буду век ему верна”. Именно эта искренность и прямота, а также непоколебимое чувство собственного достоинства окончательно разбивают сердце героя.

>Характеристики героев Евгений Онегин

Характеристика героя Евгений Онегин

Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А. С. Пушкина , молодой дворянин, человек со сложным и противоречивым характером. Онегин родился и вырос в Петербурге. У него не было матери, а отец был человеком хоть и богатым, но легкомысленным и быстро промотал состояние. После его смерти всё имущество досталось кредиторам. Евгения воспитывали французские гувернёры, которые не отводили много времени наукам. Взамен они научили его изъясняться на французском, понимать латынь, танцевать мазурку и декламировать эпиграммы. Хорошо и быстро он освоил «науку страсти нежной».

Вырос Онегин довольно эгоистичным, неспособным к труду, легко ранящим чувства других людей. Каждый день он посещал театры, балы и пиршества. На следующее утро нежился в постели, а затем снова готовился к выходу в свет. Скоро от такого однообразия у юноши развилась хандра. Чтобы хоть как-то разнообразить свой быт, он пытался читать книги и заниматься литературным творчеством. Но это ему тоже вскоре наскучило. Отправляясь в деревню к умирающему дяде, который завещал ему богатое наследство, он надеялся там отдохнуть от столичной суеты. Смена обстановки ему пришлась по вкусу, но и здесь он вскоре начал скучать. Такова была натура молодого дворянина.

В деревне Онегин познакомился с Ленским , который впоследствии стал его лучшим другом, а также с семьей Лариных. Встреча с Ленским открыла в нем возможность на верную дружбу, скрытую за холодным эгоизмом. А встреча с юной Татьяной Лариной затронула что-то в его оскудевшей душе, но видя романтичную натуру девушки, он не посмел играть её чувствами. В ответ на её письмо с признанием он сказал, что мог любить её любовью брата и что семейные узы не для него. Несмотря на то, что к этим двум людям он был настроен доброжелательно, счастья это ему не принесло. Ленского он случайно убил на дуэли, а Татьяна была выдана за другого и стала княгиней. В конце романа он увидел её в другом свете и полюбил, но на сей раз она ему отказала. Этот отказ повлёк за собой переворот всех его мыслей и душевных чувств.

С первых страниц романа читатель узнает об Онегине, что он «молодой повеса», родившийся на берегах Невы. Рос он беспечным мальчиком и обучался в «тепличных» условиях, потому что его учитель » учил его всему шутя». Когда Евгений достиг юношеского возраста, его учителя «прогнали со двора» и Онегин перестал быть обременен вообще какими-либо занятиями:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.

По этим строчкам понятно, что Онегин следит за модой и выглядит привлекательно, к тому же неплохо владеет французским и умеет танцевать, поэтому свет решает, «что он умен и очень мил».
Но все-таки, по мнению многих «судей решительных и строгих»,

Онегин был «ученый малый, но педант». Он лишь поверхностно касался обсуждаемых тем, но при этом делал это «с ученым видом знатока». Из всех знаний Онегина Пушкин выделяет «науку страсти нежной», благодаря которой он легко сводил с ума красавиц. Превосходное владение этой наукой делало его любимчиком среди женщин, поэтому он всегда получал много приглашений от важных персон.

Онегин был модником и очень педантично относился к своему внешнему виду и к выбору своих нарядов. Праздная жизнь Онегина надоедает ему, ведь она «Однообразна и пестра». Онегин устал от измен, а «друзья и дружба надоели» ему. Пушкин называет его состояние «русской хандрой».

Онегин пробует себя в роли писателя, но «ничего не вышло из пера его», затем он начал читать, но и книги не увлекли его. В это время у Онегина умирает дядя, к которому он отправляется, «приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман», что характеризует Онегина как лицемерного человека, преследующего свою выгоду.

2. Дядя оставляет своему племяннику хорошее наследство, и Онегин остается жить в деревне, где он решил «порядок новый учредить», и вместо барщины ввел оброк, из-за этих нововведений он прослыл «опаснейшим чудаком». Общее впечатление жителей деревни об Онегине сложилось такое: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон; он пьет одно стаканом красное вино…». В это же время в соседнее поместье из Германии возвращается Ленский, романтичный и пылкий молодой поэт, у которого вскоре завязывается дружба с Онегиным. И хотя Ленский был, по мнению, Онегина, наивным идеалистом, но всё же «сноснее многих был Евгений; хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал, - но (правил нет без исключений) иных он очень отличал и вчуже чувство уважал». То есть к Ленскому Онегин относился по-доброму, внимательно слушая его рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово».

3. Ленский и знакомит Онегина с семьей Лариных, где старшая сестра Татьяна влюбляется в Онегина. В её глазах он представляет более придуманный ею образ, чем реального человека, ведь она совсем не знала его, а свою любовь «нарисовала» по страницам прочитанных ею романов, наделив Онегина качествами книжных героев.

4. Душевная чистота и неопытность Татьяны тронули Евгения, и он не посмел насмехаться над чувствами девушками, решившись на серьезный разговор с ней. В этом разговоре в наибольшей степени раскрывается характер Онегина, ведь он, можно сказать, исповедуется перед Татьяной, честно рассказывая ей о себе и своем образе жизни. Онегин признается в том, что не готов к созданию семьи, но если бы он решил жениться, то непременно выбрал бы Татьяну, однако, как говорит сам Онегин, он «не создан для блаженства», поэтому он желает Татьяне более достойного супруга, утверждая, что его союз с ней будет несчастливым: «Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой», далее Онегин заявляет: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». Здесь Евгений честен перед Татьяной, ведь он избалован и развращен высшим светом, тихая семейная жизнь и послушная робкая жена неинтересны ему. Онегин также просит Татьяну учиться быть более сдержанной в своих чувствах, ведь её неопытность может привести к беде. По отношению к Татьяне Евгений проявил «души прямое благородство», что всё-таки характеризует его с положительной стороны.

5. В главе пятой Онегин попадает на именины Татьяны, куда Ленский пригласил Онегина, сказав, что они пройдут в тесном кругу семьи. Но, вопреки словам Ленского, народу собралось очень много, и Татьяна очень волновалась, а так как Евгений терпеть не мог женских слез и истерик, то его берет злость на Ленского и он начинает мстить ему в этот же вечер, кокетничая с его возлюбленной, приглашая ее танцевать: «Онегин с Ольгою пошел; ведет ее, скользя небрежно, и, наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал».

6. Конечно, это очень задело Ленского, поэтому он вызывает Онегина на дуэль. Приняв этот вызов, Онегин испытывает чувство вины за то, что «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», и за то, что не остановил Ленского, понимая, что Владимиру простительна его вспыльчивость в 18 лет, а вот Онегину, с его житейским опытом, — нет. Все это характеризует Онегина как вспыльчивого и обидчивого, но всё-таки быстро отходчивого человека, умеющего признавать свою вину. Но его самолюбие не позволило ему отказаться от дуэли, к тому же он не хотел слышать «хохотни глупцов», которые могли воспринять его отказ от дуэли за трусость. Онегин одержал победу в дуэли, но при этом он испытал «тоску сердечных угрызений», он «с содроганьем отходит и людей зовет», но жизнь молодому поэту вернуть невозможно.

7. В седьмой главе Татьяна знакомится с книгами, которые читал Евгений, в них «современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой»; девушка видит на страницах пометки Онегина и начинает лучше понимать его, называя Онегина «чудаком печальным и опасным». Но всё-таки Татьяна не может понять его до конца: «Что ж он? Ужели подражанье…», «Чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он?».

8. В восьмой главе происходит возвращение Онегина в Москву, где его ждет встреча с Татьяной. Онегин как прежде одинок и беспечен, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».

При встрече с Татьяной он удивлен ее преображением, ведь она стала другой, недоступной и равнодушной. Конечно, эта встреча не может пройти бесследно для Онегина:

Что с ним? в каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?

Евгений не может найти себе места, он постоянно думает о Татьяне и находится в ожидании новой встречи с ней. Но сердце его тронула все-таки не та скромная и робкая Татьяна, которую он знал раньше, а эта «равнодушная княгиня», «неприступная богиня», какой Татьяна стала сейчас. И вот он пишет ей письмо, в котором говорит о своей любви. Онегин уже не тот самовлюбленный «франт», он испытывает настоящие муки любви, его сердцем наконец-таки смогла завладеть хоть одна женщина. Онегин теперь - преданный поклонник княгини и пред нею «в муках замирать, бледнеть и гаснуть… вот блаженство». Онегин словно покорный раб перед Татьяной, с волнением ждущий её ответа, боящийся её «гневного укора»:

…Я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Все слова Онегина подтверждают то, что он противоречивая личность, которой интересен «запретный плод», он способен любить, но любить недоступную, недостижимую женщину, возможно, для того, чтобы, добившись ее, в очередной раз польстить своему самолюбию, ведь Онегин всё-таки тщеславный человек, и добиться расположения княгини, занимающей высокое положение в обществе, - честь для него.

В образе главного героя романа А.С. Пушкина « » воплотился тип «современного человека» пушкинской эпохи. Над осмыслением и художественным воплощением этого образа работал свыше десяти лет.

Евгений Онегин - личность сложная и глубоко противоречивая. С одной стороны, он эгоистичен и жесток: «проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках». С другой стороны, он раним, имеет тонкую душевную организацию, ему присущ дух, стремящийся обрести свободу. Именно эти качества привлекают внимание читателя и ставят образ Евгения Онегина в ряд незаурядных «героев нашего времени». Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит уже в первой главе, которая открывается внутренним монологом героя, наполненным желчной иронией и нескрываемым раздражением. Перед нами предстает «молодой повеса», который ни в чем не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. Он зло иронизирует по поводу болезни своего дядюшки: эта болезнь оторвала юношу от привычной, но порядком опостылевшей светской жизни в Петербурге, но ради денег он готов «на вздохи, скуку и обман».

В начале романа Онегин изображается преимущественно через авторское повествование и описания. Первая глава дает нам представление о душевном недуге Евгения Онегина и истоках «русской хандры», овладевшей им. Первопричина онегинской хандры, на мой взгляд, состоит в одновременном подчинении героя обществу и вступлении с ним в конфликт. С детства воспитание и образование Онегина не было глубоким: французский гувернер, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Последствия этого воспитания: Онегин в совершенстве владел французским языком, легко танцевал мазурку, непринужденно кланялся, благодаря чему «свет решил, что он умен и очень мил». К тому же Онегин был признанным ловеласом:

  • Как он умел казаться новым,
  • Шутя невинность изумлять,
  • Пугать отчаяньем готовым.
  • Приятной лестью забавлять.

Возникает естественный вопрос: неужели Онегин просто легкомысленный, поверхностный человек? Казалось бы, последующие события полностью подтверждают эту мысль. С юного возраста он с головой окунулся в светскую жизнь. Но, освоив в совершенстве «науку страсти нежной», он скоро к ней остыл. Когда ему наскучил свет, он покинул его. Охладев к жизни в обществе, в уединении, в деревенской тишине он с удовольствием просыпался в семь утра, плавал в реке. Но вскоре и деревенская жизнь ему наскучила.

  • Короче: русская хандра
  • Им овладела понемногу;
  • Он застрелиться, слава богу,

Это первое авторское «я» в первый же миг создает неповторимую дружественную атмосферу, а также иллюзию присутствия автора в созданном им мире героев. Но функции автора в романе этим не ограничиваются. Он выступает и как творец произведения, определяющий соотношение сюжетных линий, и как один из персонажей романа, вступающий в прямые и опосредованные контакты с другими героями, а также открыто высказывающий свое отношение к ним. Исследователи романа говорят и о его третьей функции: автор появляется на страницах романа как поэт Пушкин во всем неповторимом своеобразии творческого облика. Поэт знакомит читателей с отдельными фактами своей биографии, своими взглядами на поэзию. Создается впечатление, что, разработав определенную литературную программу, Пушкин активно утверждает ее на страницах романа. Как творец автор проявляет себя, в первую очередь, во вступлении* предоставляя на суд читателей ряд собственных переживаний:

  • Небрежный плод моих забав.
  • Бессонниц, легких вдохновений,
  • Незрелых и увядших лет,
  • Ума холодных наблюдений
  • И сердца горестных замет.

Первую главу Пушкин начинает внутренним монологом еще не известного читателям героя, и лишь впоследствии он объясняет роль этого сюжетного элемента:« и тем я начал свой роман ». В конце романа поэт решает « навсегда » оставить героя « в минуту злую для него ». Заканчивая третью главу упоминанием о встрече Онегина и Татьяны в саду, автор говорит читателям: «Но следствия нежданной встречи сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я; мне должно после долгой речи и погулять и отдохнуть…» Погружаясь в собственные размышления, поэт будто забывает о существовании своих героев и, снова-таки неожиданно, вспоминает о своей прямой обязанности рассказчика: «А что ж Онегин? Кстати, братья! Терпенья вашего прошу… »

Описывая события , произошедшие уже после дуэли, автор вдруг включает в свой текст упоминание о молодой горожанке, которая среди поля увидела простую надпись: «и слеза туманит нежные глаза». В голове этой горожанки возникают вопросы, связанные с судьбой героев этой печальной истории: что стало с Ольгой, где теперь ее сестра, где «этот пасмурный чудак, убийца юного поэта»? Автор дает обещание осветить дальнейшую судьбу своих героев, но сейчас:

  • Другие, хладные мечты.
  • Другие, хладные заботы
  • И в шуме света и в тиши
  • Тревожат сон моей души.

Поэт порой намеренно создает иллюзию авторской свободы в компоновке и отборе художественного материала. В этом искусственном приеме, с одной стороны, можно усмотреть замысел искусного рассказчика, ведущего непринужденную, но увлекательную беседу со слушателями-читателями. Но, с другой стороны, это прием настоящего мастера, в совершенстве владеющего избранной им манерой повествования. Этими же приемами, хотя и не на таком высоком уровне, пользуются создатели современных сериалов, в которых каждая из серий представляет собой вполне законченную в сюжетном плане историю, но для того чтобы удержать внимание зрителей, авторы прибегают к различным уловкам, в том числе утверждая свое право на свободную компоновку и отбор художественного материала.

Атмосферу интимности, дружеского доверия в романе создают многочисленные обращения автора к читателю, как, например:

  • Призрака суетный искатель,
  • Трудов напрасно не губя,
  • Любите самого себя,
  • Достопочтенный мой читатель!

В другом своем качестве - как один из персонажей романа - автор выступает только в отношении Онегина. Указание автора на его личные контакты с Онегиным выделяет этот образ среди других персонажей романа. Поэт упоминает о своей встрече с героем в Петербурге. Описывает он также первое смущение, которое вызвала у него манера общения Онегина: язвительный спор, шутка, с желчью пополам, злость мрачных эпиграмм. Сообщает он и об общих с Онегиным планах «увидеть чуждые страны».

На страницах романа автор предстает и как поэт, формулирующий свое литературное кредо и определяющий собственные творческие задачи. В связи с образом Ленского, поэта-романтика, с чистым сердцем, открытым для идеальной любви и дружбы, Пушкин вступает в полемику с литераторами, преуменьшающими достоинства элегии как жанра лирики. Говоря о том, что посвящает Ольге элегии, которые полны «истины живой», поэт отмечает важность этого жанра и вспоминает в этой связи о творчестве поэта-элегика Н.М. Языкова:

Так ты, Языков вдохновенный, В порывах сердца своего, Ф, Поешь бог ведает кого…

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Образ и характеристика Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина .

Онегин - молодой и богатый аристократ, живущий в Петербурге: "...Родился на брегах Невы..."

Он красив, хорош собой и одевается по последнему слову моды: "...В последнем вкусе туалетом..."

Онегин следит за собой не меньше, чем женщина. Автор сравнивает Онегина с "богиней": "..Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил / И из уборной выходил / Подобный ветреной Венере, / Когда, надев мужской наряд, / Богиня едет в маскарад..."

В детстве Онегин учился не особо усердно, скорее - поверхностно. Гувернер Онегина учил его всему шутя: "...Monsieur l’Abbé, француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил..."

Онегин живет без цели, без смысла и без дела: "...Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов, / Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел..."

Онегин ведет светскую жизнь, он ездит на все балы и вечера. Он возвращается под утро, когда Петербург уже просыпается: "... Полусонный / В постелю с бала едет он: / А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден..." "...Проснется зá полдень, и снова / До утра жизнь его готова..."

Когда умирает дядя Онегина, он ради денег делает вид, что ему жаль дядю: "...Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман..."

После смерти родителей и дяди Евгений Онегин становится богатым наследником: "...Наследник всех своих родных..."

Евгений Онегин - сердцеед, обольститель и искуситель. Он умеет очаровать женщин: "...Как рано мог уж он тревожить / Сердца кокеток записных!..." "...Твой искуситель роковой..."

Но Онегин устает от женщин и общества. Он избегает близкого общения с людьми: "...И где ж беглец людей и света..."

Онегин также устает и от путешествий: "...И путешествия ему, / Как всё на свете, надоели..."

Евгений Онегин скучает везде, где бы он ни находился - дома, в театре, в деревне: "...Онегин, скукой вновь гоним..." "... потом на сцену / В большом рассеянье взглянул, / Отворотился – и зевнул..." (Онегин скучает в театре)

Онегин зевает все время - то тут то там: "...Зевоту подавляя смехом..." "...– Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. -«Привычка, Ленский»..."

Ветреный Евгений быстро увлекается, но так же быстро разочаровывается: "...Одним на время очарован, / Разочарованный другим..."

Евгений всегда хмур и сердит: "...Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив! / Таков я..." (Онегин о себе) "...Уж был сердит [...] / Надулся он и, негодуя..."

Евгений жесток, он не испытывает жалость к влюбленной Татьяне: "...Начнете плакать: ваши слезы / Не тронут сердца моего, / А будут лишь бесить его..."

У Евгений Онегина холодная душа. В его сердце угас огонь: "...Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас..." (автор о себе и об Онегине) "...в глубине / Души холодной и ленивой?..."

При этом Онегин - умный человек: "...Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?..." (Татьяна Онегину)

У Онегина есть гордость и честь: "...Я знаю: в вашем сердце есть / И гордость, и прямая честь..." (Татьяна Онегину)

Онегин не любит читать, но некоторые книги ему все-таки нравятся: "...Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа..."

Онегин - либеральный и гуманный помещик. Когда Онегин селится в деревне, он облегчает жизнь крестьянам: "...Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил; / И раб судьбу благословил..

Татьяна Ларина:

Татьяна – образ русской женщины в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. История Татьяны, ее характер показываются в романе с разных сторон, в развитии. В начале произведения она еще почти ребенок, которая только-только становится взрослой. Татьяна молчалива, застенчива, любит погрустить у окна, не любит шумные игры и девичьи разговоры своей сестры и ее подруг. Поэтому в своей семье Татьяна представляется «чужой девочкой», она не умеет попросить родных о ласке. В то время, когда все вокруг любуются ее озорной сестрой Ольгой, Татьяна всегда одинока.

Однако Татьяне знакомы тончайшие душевные порывы: они просто не раскрываются для других. Она - романтическая личность. Татьяна обожает читать книги, ярко переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает все таинственное, загадочное. Поэтому Татьяна любит слушать народные легенды, мистические истории, которые рассказывает старая няня;

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказания луны».

Когда Татьяна влюбляется, глубина ее романтической натуры раскрывается. Вчерашняя робкая девушка оказывается неожиданно смелой. Она первая признается Онегину в любви, пишет ему письмо. Ее любовь идет от самого сердца, это чистое, нежное, застенчивое чувство. Даже циник Онегин видит, какая мечтательная девушка стоит перед ним, он не решается играть с ней. Однако оценить глубину, страсть ее любви он тоже не умеет. Татьяна, влюбившись, становится очень чувствительна, она даже предвидит трагедию убийства Ленского и отъезд любимого.

Образ Татьяны через несколько лет в Петербурге уже другой. Ушли наивность, детская вера в сказки. Татьяна теперь умеет держать себя в высшем свете, недоступно и по-царски величественно. И при этом она не отрекается от самой себя, ведет себя естественно. Татьяна считается королевой столицы, и Онегин вдруг влюбляется в нее. Но тут Татьяна обнаруживает собственное достоинство. Она остается верной своему мужу, хотя в глубине души еще живет ее девичья любовь к Онегину. Сила воли помогает ей соблюсти честность, благородство по отношению к своей семье.

Таким образом, Татьяна Ларина является эталоном чувствительной, женственной, мечтательной личности. Но одновременно образ Татьяны – это образ сильной, честной и порядочной женщины.

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает ответ девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Ольга Ларина:

Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что Ольгу любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: «Кругла, красна лицом она». Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную Ольгу, а придуманный им романтический образ.
Ольга – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским на роль его Музы. Эта роль девушке не под силу, но она в том не виновата. Не виновата она и том, что Ленский неверно истолковывает поведение О., например, на именинах Татьяны. Готовность без конца танцевать с Онегиным объясняется у Ольги не желанием вызвать ревность и тем более изменить, а просто легкомысленностью ее характера. Поэтому она не понимает причин расстройства Ленского на балу и причин дуэли.
Ольга не нуждается в жертве, которую Ленский готов принести в борьбе за ее любовь на дуэли.
Легкомысленность – вот главная черта этой героини. Погибшего за нее Ленского Ольга оплачет и очень скоро забудет. «С улыбкой на устах» она тут же выйдет замуж за улана – и уедет с ним в полк.

Ольга - это воплощённое мелководье с прозрачной водой, никакой сложной душевной работы в ней не может происхо­дить по определению. Она очень быстро оправилась от смерти жениха.

Ленский:

Владимир Ленский – один из главных героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Он, как и любой в этом произведении, имеет свои плюсы и минусы в своем характере, но, к сожалению, не замечает их, как это сделал его друг Евгений Онегин. Ленский – натура творческая, полностью погруженная в свои мечтания, и из-за них абсолютно не замечавший реальной жизни, которая сильно отличается от его представлений. Не сумев вовремя определить, где реальность, а где сон, он совершает фатальную ошибку, из-за чего трагически погибает.

Ближе к середине романа он, в возрасте восемнадцати лет, приезжает из Германии в деревню, где в это время оказывается Онегин, получивший в наследство дом по соседству с ним. Их характеры – «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой», как говорится в самом произведении. Но, несмотря на это, они часто проводят время вместе и становятся друзьями. Они затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло. Ленский постоянно рассказывает Евгению о своей возлюбленной Ольге, которая проживает в этой же деревне вместе со своей сестрой Татьяной Лариной. Он описывает ее как романтическую героиню из книг, которая состоит только из поэтических черт. По сути, он влюбился в собственное творение – сам придумал, сам написал, оживил, - и уже собирается на этом образе жениться. Он не замечает того, какая на самом деле Ольга – ветреная, влюбчивая, непостоянная. Автор описывает ее достаточно неблагосклонно: «Кругла, красна лицом она / Как эта глупая лена / На этом глупом небосводе”. Ольга - обычная деревенская барышня, против собственной воли став Музой Владимира. Однако Ленский видит в ней идеал, он прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами, и постоянно восхищается ее красотой. Молодой человек не замечает ветрености Ольги, не понимает, что она его совсем не любит, но свято убежден в обратном. В это же время между Татьяной и Онегиным происходит непонимание чувств, - Онегин отказывает Татьяне, чем сильно ранит ее влюбленное сердце.

Когда наступают именины Татьяны, Ленский приглашает на них своего друга – Онегина, – однако тот соглашается пойти на них с сильным нежеланием, так как не хочет видеть именинницу. На самом праздновании, разозлившись на Ленского из-за его приглашения в гости, начинает активно ухаживать за его невестой – Ольгой, которая не видит ничего «такого» в танцах с другим. Она обещает ему много танцев, и не успевает согласиться даже на один танец с Ленским, чем его очень расстроила. В порыве чувств, Ленский после бала пишет письмо Евгению Онегину с назначенной дуэлью. Он посчитал своим долгом защитить Ольгу от его общества, хоть и огонь ревности к моменту дуэли уже поутих. Ни один, ни другой, не сказал ни слова дамам о предстоящей схватке, а если бы они о ней знали, Татьяна, опираясь на свой вещий сон, сумела бы предотвратить ее. И вот – на поле битвы стоят двое, бывшие друзья с абсолютно противоположными характерами и мировоззрениями. Они могли бы остановить дуэль, но тогда это воспринималось как трусость. После подготовки, оба прицелились, но Онегину удалось выстрелить первым. Итог битвы – Ленский мертв, Ольга осталась без жениха. Но долго она по этому поводу не переживала, - влюбилась в иностранца, и вскоре уехала вместе с ним.

Владимир Ленский – творческая, поэтическая личность, проживающая, по факту, в своих мечтах, в собственных романах и драмах. Он настолько глубоко уходит в свои мысли и фантазию, что не замечает многих важных вещей в реальности, что впоследствии приводит к его гибели. Его суть - это любовь со всеми ее преимуществами и недостатками, душевная чистота и доверчивые чувства. В романе он выступает в качестве антипода Евгения Онегина, оттенивший его характер, образ мысли. В общем, Ленский-то, по сути, и не главный герой, он играет роль некого разделителя, который только подчерчивает истинного главного героя романа – Евгения Онегина.


Сочинения

«Я так люблю Татьяну милую мою!..»

(По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Пушкин... С его именем мы впервые встречаемся в раннем детстве. У моей подушки сидит мама и тихо шепчет: «У лукоморья дуб зеленый... Александр Сергеевич Пушкин». Потом мне снятся богатыри, русалки, страшный Кащей и добрый сказочник-кот.

Сказки Пушкина... Мое детство... «...Если Пушкин приходит к нам с детства, мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами» (А. Твардовский). А годы идут. В каком бы возрасте ни обратился к творчеству Пушкина, всегда найдешь в нем ответы на волнующие тебя вопросы, пример для подражания.

И вот - новый Пушкин. Пушкин - патриот. Пушкин, призывающий нас к подвигу во имя Родины.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Юность - весенняя пора человеческой жизни, пора наибольшей свежести и остроты впечатлений, пора неожиданностей и открытий, когда весь мир раскрывается перед человеком во всем своем многообразии, сложности и красоте. Пора становления характеров, оценок и идеалов, вопросов, на которые необходимо отыскать ответы, пора дружбы и первой любви. У юности свой Пушкин. Зачитываешься романом «Евгений Онегин», в котором на пороге взросления, новой, неведомой жизни находишь созвучие чувствам и переживаниям.

В романе меня особенно привлекает Татьяна, значительность и глубина ее душевного мира, красота и поэтичность ее души, искренность и чистота. Это один из лучших образов в русской литературе, в котором А. С. Пушкин «поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину...»

В образ своей героини Пушкин вложил много дорогих ему чувств.

Поэт безмерно любит Татьяну, которая

В семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Своим нравственным обликом, духовными интересами она отличалась от окружавших ее людей.

Любовь поэта проявляется уже в том, что он дает своей героине народное имя, тем самым подчеркивая ее близость к народу, к обычаям и «преданьям простонародной старины», национальный строй ее понятий и чувств, которые воспитаны окружающей природой, деревенской жизнью. «Татьяна - русская душою». Все простое, русское, народное по-настоящему дорого ей. В этом Татьяна близка героине баллады Жуковского «Светлана». С большой теплотой показывает Пушкин доброе отношение Татьяны к крепостным, к няне, которую она искренне любит. Поэт признавался, что в няне Татьяны он изобразил Арину Родионовну. Это замечательный факт. Только с Татьяной Пушкин мог представить добрую свою няню. Это лишний раз подтверждает то, что поэт очень любит «Татьяну милую». Нежно и тонко, с глубоким проникновением в тайны девической души рассказывает Пушкин о пробуждении чувства в Татьяне, ее надеждах и мечтаниях. Она одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить только один раз.

Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь.

Татьяна не могла полюбить никого из окружавших ее молодых людей. Но Онегин сразу же был замечен и выделен ею:

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!

Пушкин сочувствует любви Татьяны, переживает вместе с ней.

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью...

Ее любовь к Онегину - чистое, глубокое чувство.

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Только Татьяна могла первой признаться Онегину в любви. Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать ему. Какие душевные муки пережила она, прежде чем послать письмо Евгению! Это письмо проникнуто «умом и волею живой», «и сердцем пламенным и нежным».

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?

Многие девушки повторяли про себя эти строки. Безответная любовь. Через нее, наверное, прошли все.

Не каждая девушка и в наше время решится первой признаться в любви. А каково было Татьяне? Признаться и услышать слова, отвергающие ее любовь, отнимающие надежду на взаимность и счастье. Любовь стала для Татьяны «величайшим бедствием жизни», потому что все лучшие порывы своей души она соединила с этой любовью. Как переживает за Татьяну Пушкин, видя, что

Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души...

Как сочувствует ей!

И меркнет милой Тани младость...
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!

Дуэль Онегина и Ленского, смерть Ленского, отъезд Ольги... Татьяна одна.

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Мы видим, как дорого Пушкину желание Татьяны посетить дом Онегина, благодаря которому она поняла, что «есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Но это понимание ничего не изменило. Для Татьяны любовь к Онегину - величайшая драгоценность, потому что Евгений духовно близок ей.

Татьяне тяжело, и в трудное для нее время поэт не покидает ее ни на минуту: он вместе с Лариными едет в Москву, вместе с Татьяной он в Москве.

Пушкин тревожится за судьбу Татьяны («Не замечаема никем...»), радуется за нее («...с победою поздравим Татьяну милую мою»). Поэт гордится Татьяной, которая, став

Неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы, -

не изменила себе, осталась верна своим жизненным принципам.

Глубина чувства, стремление к идеалу, нравственная чистота, цельность натуры, благородная простота характера, верность долгу - все это привлекает в Татьяне. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к ней.

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

И невозможно не полюбить Татьяну! Это пленительнейший образ нашей литературы, который начинает собой галерею прекрасных характеров русских женщин, ищущих глубокого содержания в жизни, нравственно безупречных, поражающих нас глубиной и цельностью натуры, способностью преданно любить и глубоко чувствовать. Таковы Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обломов», «тургеневские девушки», видящие смысл жизни в служении людям, правде, воистину святые жены декабристов из поэмы Некрасова «Русские женщины», Наташа Ростова.

Для Пушкина Татьяна - идеал русской женщины («мой верный идеал»). Становится она «милым идеалом» и для каждого, кто прочитал роман, как стала идеалом женщины для Петра Ильича Чайковского, выразившего поэтическую натуру Татьяны в музыке. Стала она идеалом и для меня.

Мне семнадцать лет, и так хочется быть похожей на Татьяну серьезным отношением к жизни и людям, глубоким чувством ответственности, огромной нравственной силой.

Спасибо Пушкину за Татьяну, его «милый идеал», над которым не властно время. Это вечный образ, потому что вечно будут цениться в женщине целомудренная чистота, искренность и глубина чувств, готовность к самопожертвованию, высокое душевное благородство.

Рецензия. Сочинение «Я так люблю Татьяну милую мою!..» целенаправленно и достаточно полно раскрывает предложенную тему. Сочинение нестандартное, главными его достоинствами являются самостоятельность, индивидуальный характер и эмоциональность.

Эпиграф подобран удачно. Он акцентирует внимание на основной мысли сочинения, подчеркивает ее. Вдумчиво отобраны наиболее существенные факты из жизни Татьяны Лариной, внимание сосредоточено на высоких нравственных качествах героини, которые дороги поэту. Убедительно показано, за что именно А. С. Пушкин любит Татьяну. Доказательности суждений способствуют цитаты, которые удачно вводятся.

Рассуждение строится логично, последовательно, части сочинения соразмерны. Работа отличается композиционной завершенностью, точностью словоупотребления, разнообразием языковых конструкций.

«Он вечно тот же, вечно новый»

В. Г. Белинский

Пушкин… Его имя - имя гениального русского поэта - неотделимо от России. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший ее на одно из первых мест в мировой литературе.

Творчество Пушкина всеми корнями уходит в почву национальной культуры, национальной литературы.

Роман «Евгений Онегин» можно отнести к лирике поэта. Лирика Пушкина - это его поэтический дневник, исповедь, это его сокровеннейшие и искренние признания. Она ведет к познанию человеческой души и через познание - к ее очищению. Тем самым она и воспитывает человека, личность.

Роман «Евгений Онегин» поражает меня силой и глубиной выраженных чувств самого автора. Пушкин как бы берет меня за руку и ведет в мир интересных характеров, глубоких потрясений, сильных чувств. Но самое главное - это мудрость поэта, раскрывающего перед нами смысл человеческой жизни, ее сложность и противоречивость. Он предлагает читателю принять

…собранье пестрых глав…
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

В его роман вложено все: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Образ автора в романе - это сам Пушкин. И… «он вечно тот же, вечно новый», он - один из главных героев романа. Не случайно в романе так много лирических отступлений. Они составляют четвертую часть романа, почти две главы, и имеют автобиографический характер.

В первой главе поэт говорит о своем творчестве, о любви:

Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал,

о своей близости с Онегиным и разнице между ними:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
Прошла любовь, явилась муза…
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье…

Во второй главе Пушкин «тот же», но он уже и «новый». Он философски рассуждает о жизни и смерти, говорит о желании оставить в мире след:

Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!..
Но я бы, кажется, желал,
Чтоб обо мне…
Напомнил хоть единый звук.

Течет «даль свободная» романа. Душевный и духовный мир любимых пушкинских героев раздвигается, углубляется, обогащается. Мудрее и ярче становится и внутренний мир поэта, он «тот же», но он и «новый». В шестой главе Александр Сергеевич прощается с юностью:

Мечты, мечты! где ваша сладость?..
Ужель и впрямь и в самом деле…
Весна моих промчалась дней?..
Так, полдень мой настал…

Пушкин благодарит юность

…за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все… дары!

«Он вечно тот же, вечно новый», наш Пушкин. И в седьмой главе, воспевая весну, вновь, но на новом жизненном этапе говорит о любви, природе, жизни:

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель…
За сим расстанемся, прости!

Он все «тот же»: благороден, честен, откровенен, остроумен и насмешлив, но он же и «новый»: повзрослевший, много познавший, передумавший, помудревший:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
…О много, много рок отъял!

Проанализировать за небольшой промежуток времени все лирические отступления невозможно, но возможно утверждать, что А. С. Пушкин, оставаясь в высшей степени Человеком, Личностью, в то же время как человек, как личность рос на протяжении работы над своим романом. «Он вечно тот же, вечно новый».

Рецензия. Сочинение «Он вечно тот же, вечно новый» полно, глубоко и обстоятельно доказывает, что автор «Евгения Онегина» является идейно-композиционным и лирическим центром романа.

Перечитывая «собранье пестрых глав», автор сочинения еще и еще раз утверждает и подтверждает, что Пушкин - один из главных героев романа и что из главы в главу «он вечно тот же, вечно новый». Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в отборе и анализе лирических отступлений.

Loading...Loading...