Эргономика детской мебели. Эргономика и дизайн детской комнаты

Организация детского пространства - важный и ответственный вопрос. Ведь от него будет зависеть не только комфорт малыша, но и его безопасность, поскольку неудобно расставленная мебель будет способствовать травматизму активного ребенка.

Невероятно красивая итальянская мебель для детей создана с учетом всех особенностей активного ребенка и сводит к минимуму вероятность травм.

С чего начать

Детскую спальню, как и взрослую необходимо начинать планировать с кровати. Хотя дети заметно компактнее, нежели взрослые, проходы в их комнате должны быть просторными, не меньше 0,7 м. Дети очень активны, поэтому в условиях тесноты и изобилия мебели в комнате, синяки и ссадины им будут обеспечены. Если в комнате обитает два ребенка между их кроватями можно поставить небольшую тумбочку или стеллаж, обеспечивающую удобный подход для обоих.

Практичным решением для детской комнаты может стать покупка раскладного дивана. Он и другая современная мягкая мебель, представлены на сайте в большом разнообразии.

Учебная зона

Спальня, в большинстве случаев, является не только местом для отдыха и сна, но также местом для учебы. Если планируете поставить в детской рабочий стол, выбирайте его с учетом роста ребенка, кресло также должно быть удобной высоты. Если на столе есть компьютер или ноутбук, рабочую зону необходимо поставить как можно дальше от кровати, по возможности разделить эти два пространства. Дизайнеры рекомендуют ставить компьютерный стол не ближе, чем на 1 метр к кровати. Также нужно учесть место для отодвигания стула.

Хранение вещей

Не стоит стараться втиснуть в комнату громоздкий шкаф или комод. Если пользоваться им будет неудобно, смысла в этом мало. Определяя место для такого предмета, учитывайте не только его ширину, но также пространство для выдвижения его ящичков, а также оставьте около 50 см для свободного прохода. Держите в уме тот факт, что для выдвижения ящиков внизу комода или шкафа ребенку нужно будет приседать, поэтому в идеале расстояние от шкафа до ближайшего предмета мебели должно быть около 150 см. Если шкаф имеет не раздвижные, а распашные дверцы, их ширину также нужно учесть при планировании пространства.

Проектирование среды и предметного мира для детей имеет свою специфику. С точки зрения эргономики к детской среде предъявляются достаточно жесткие требования. Особенно много проблем возникает в жилище, поскольку жилище традиционно строится как среда обитания взрослы со своей специфической размерностью и все увеличивающимся количеством сложных и опасных бытовых приборов.

Поэтому, организация жизни детей в доме - важнейшая задача любой семьи. Как бы ни складывались обстоятельства - есть ли у семьи возможность выделить детскую комнату или только детский уголок в спальне либо в общей комнате - это пространство должно быть персональным, «своим» для ребенка.

Есть предположение, что наличие у ребенка в жилище своего места, «уголка» определенной «контролируемой территории» формирует у него соответствующие личностные качества - такие, как самостоятельность, способность самому принимать решения, активность, коммуникабельность, и наоборот, отсутствие такого места делает его склонным к нерешительности, зависимости, пассивности.

Детское место должно отвечать общим требованиям - быть светлым, с достаточным временем инсоляции, хорошо проветриваемым, что одинаково важно для детей всех возрастов. Частные требования к детскому интерьеру определяются психологическими особенностями детей, которые зависят от их возраста и являются специфичными для каждой возрастной группы. Выделяют следующие возрастные группы: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет).

Психологи установили, что каждая возрастная группа отличается своим характером отношений между взрослыми и ребенком и что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве (2-3 года) ведущей является предметная деятельность. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется ролевым играм.

В младенческом возрасте у ребенка формируется нормальная работа зрительного анализатора – глаза, поэтому важно продумать положение светильников в комнате. Надо обеспечить такое расположение светильников и такой тип и конструкцию экранирования, чтобы прямой свет от источника освещения не попадал в глаза ребенка.

Основные виды деятельности для детей второго и третьего года жизни - это сон, игра, еда. Для детей 3-6 лет эти виды деятельности сохраняются в несколько трансформированном виде. Игры становятся самостоятельными, возникают некоторые формы целенаправленной деятельности: рисование, моделирование и т. п. Набор мебели для детей обеих возрастных групп один и тот же. Он включает в себя кроватку для сна, бельевой и платяной шкафы, стульчик, соответствующий росту ребенка, стол или доску для игр и работы со строго выверенной отметкой, устройство для хранения игрушек и книжек (полки и ящики), спортивный инвентарь.

К третьему году жизни ребенок постоянно экспериментирует, самостоятельно сидит за столом вместе со взрослыми. К шести годам он уже способен самостоятельно застелить постель. Хорошо продуманный тип мебели и оборудования позволяет привить ребенку навыки ухода за собой, приучает к порядку. Если в детском уголке или комнате предполагается хранить игрушки в ящиках, а они достаточно легки и безопасны и могут переставляться самим ребенком, то ребенок достаточно легко приобретает трудовые навыки. Простая и легкая для перестановки мебель обеспечивает смену впечатлений, эффект новизны. Мебель может приобретать «игрушечные» черты за счет ее художественного оформления.

Хорошо, если ребенок имеет в комнате специальное пространство для игр, работы, увлечений. Возможность вычленить подобное пространство с помощью декоративных тканей, легких экранов или элементов передвижной мебели является не просто данью моде или прихотью дизайнера, но и средством сделать пространство соразмерным ребенку, дать ему возможность сосредоточиться, действовать, подчиняясь своим биологическим ритмам.

Хорошо, если у детей данной возрастной группы появляется возможность свободно рисовать и писать красками. А для этого на стене, боковой стенке кровати или на полу можно закрепить плоскость для рисования мелом или пастелью. Можно установить для ребенка мольберт.

Детский уголок или комната для детей школьного возраста призвана обеспечивать следующие виды деятельности: работу (в том числе школьные занятия), игры, увлечения, уборку, отдых (кратковременный и долговременный), физические упражнения (они могут рассматриваться как одна из форм отдыха). Требования к мебели в общих чертах сохраняются те же. Мебель для работы и игр остается «растущей». Мебель, как и раньше, должна иметь такое покрытие, которое позволяло бы ее мыть и дезинфицировать.

Важным психологическим условием является создание эмоционального фона. Характер декора и сам образ комнаты должен быть выбран ребенком (речь идет о детях среднего и старшего возраста) - уголок или комната могут быть оформлены как жизненное пространство будущего спортсмена, художника, путешественника и т. п. Очень важной составляющей эмоционального комфорта является тонко использованный цвет.

Цветовое предпочтение на протяжении всей школьной жизни ребенка изменчиво и импульсивно. Данные многих исследований показывают, что цветовое предпочтение изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. По мере роста дети все чаще в качестве излюбленных цветов называют более холодные и более сложные тона.

Практика применения цветов в детских помещениях непосредственно связана с возрастом ребенка.

Яркие игрушки, разнообразные по форме и цвету, сопровождают ребенка с первых месяцев жизни, и применение первых цветов предпочтения - красного, синего, желтого - оказывается вполне оправданным. Зато цветовое окружение в этот период жизни должно быть предельно нейтральным - цвет стен, потолка, мебели должен быть очень мягким и разделенным. Для нормального развития цветоразличения необходимо, чтобы яркий фон не отвлекал ребенка, не ослаблял цветового воздействия игрушек.

Приведенные в таблице данные о характере цветовых предпочтений могут подсказать родителям, как пользоваться цветом.

Цвета предпочтений у детей разного возраста

Тем не менее, не стоит забывать о том, что цветовые предпочтения не означают, что тот или иной цвет должны доминировать в интерьере детской комнаты. Это цвета, которые нравятся детям. Для общего колористического решения комнаты, как и для жилых комнат взрослых важна уравновешенная гармоничная цветовая среда, поскольку работа зрительного аппарата ребенка, как и у взрослых, в значительной степени определяется врожденными алгоритмами.

Если в яркие цвета предпочтения окрашены подвижные элементы детской комнаты (ящики для игрушек, мебель для сидения и т. п.), которые можно переставлять и перегруппировывать, то они будут обеспечивать и поддерживать эффект новизны.

По мере взросления ребенка желательно изменять общий цветовой колорит детского помещения, привлекая к этому своего ребенка и используя цветовые предпочтения каждого нового периода его жизни.

Учет изложенных выше гигиенических, психологических, эстетических предпосылок определяет основные пути формирования детского интерьера, оправдывает необходимость гибко реагировать на каждое изменение в развитии ребенка.

При недостаточно большой площади детского уголка или комнаты выполнение. всей функциональной программы, обеспечение условий для протекания всех видов деятельности возможно лишь при многовариантном использовании имеющейся площади и за счет применения различных методов трансформации мебели и оборудования.

Первый путь - путь многофункционального использования одного и того же мебельного комплекта.

Второе направление - совмещение элементов мебели в двух- ярусные комплекты для экономии площади. К примеру - спальное место может быть поднято, а освободившееся пространство под ним используется для установки мебели и оборудования для игр или работы.

Разработка того или иного метода трансформации зависит от возраста детей. Школьникам по силам выполнять все виды трансформации самостоятельно. Эту же задачу приходится решать при необходимости разместить в детской комнате двух и более детей.

Отмеченная выше необходимость вычленить в общей комнате соразмерное ребенку пространство относится и к зоне сна, и к зоне игр, работы и отдыха.

Важным условием удобства и полноценности детского интерьера является учет физиологических особенностей ребенка, обеспечение гигиенических требований. К ним, в первую очередь, относится необходимость учитывать рост и остальные антропометрические данные, обеспечение условий для нормальной зрительной работы, нормальных условий для физического развития.

Первое из названных условий требует, чтобы родители контролировали размеры мебели (прежде всего расстояние от пола до рабочей плоскости стола, низа столешницы, сиденья) и проверяли, соответствуют ли они физическим данным ребенка.

Важным показателем удобства детской мебели являются правильные размеры сиденья, т. е. достаточная опорная плоскость способствует нормальному развитию ребенка.

Крышка стола должна иметь приспособление для установки как горизонтально, так и под углом 7-16°.

При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть более 60 мм.

Есть еще один показатель, который может служить для дополнительной проверки правильности принятой отметки сиденья. Удобство и правильность сиденья определяется тем, что ноги упираются в пол, не перенапрягая седалищные мышцы.

Параметры детского сиденья


С первого года жизни ребенка необходимо обеспечить условия для физических упражнений, постепенно меняя характер тренажеров. После 1-2 лет устанавливается шведская стенка, закрепляется в дверном проеме турник, подвешивается канат. Для детей старшего возраста устанавливаются стационарные или трансформирующиеся тренажеры, способные освободить место для другой деятельности.

По мере роста ребенка увеличивается емкость шкафов. Появляется библиотека, увеличивается объем школьных принадлежностей и учебников, что требует дополнительных шкафов.

Каждое помещение квартиры нуждается в определенной доработке с учетом роста ребенка. Уже говорилось о необходимости расположения крючков на удобном для ребенка уровне в прихожей. Но также необходимы подставки для удобства мытья посуды ребенком и для работ в кухне, нужны простейшие устройства для ребенка в ванной комнате и т. п.

Свою специфику имеют и другие типы среды, где проходит жизнь, игра, обучение детей. Эту специфику имеют детские и спортивные площадки, интерьеры и игровые площадки детских дошкольных учреждений, детские медицинские учреждения. И, конечно, очень специфичным является проектирование предметного мира детей, от игрушек – до одежды, обуви, мебели, и специальных устройств различного назначения. Следует учитывать и то, что ребенок, в процессе своего развития проходит стадии от младенца – до, фактически, взрослого человека, что определяет серьезную возрастную специфику.

Если вы проектируете детскую площадку для игр, то вам, кажется, ясно, что для нее требуется. Вы легко представляете себе детей, бегающих, метающих какие-то предметы, качающихся, прыгающих, карабкающихся, борющихся, вращающихся, кувыркающихся, балансирующих, ползающих, прячущихся, копающих землю, катающихся на коньках, досках и велосипедах. Но одно дело – общее представление, а другое – конкретный, хорошо организованный и рациональный проект. Каждая игра и оздоровительное мероприятие требуют включения в рассмотрение дополнительных особенностей окружающего пространства, необходимых для обеспечения этих занятий.

В проектировании для детей, как ни в какой другой области необходим системный подход с учетом эргономических особенностей. В распоряжении проектировщика имеются многочисленные эргономические справочные данные. Необходимо только понимать, что проектирование для детей – зона особой ответственности.

Практическое занятие

К сожалению, этому не учат на родительских курсах, о таком не пишут в социальных сетях. В этих вопросах помогут разобраться эргономика и антропометрия.

Эргономика детской мебели и антропометрия

Эргономика изучает движения человеческого тела во время работы и предметы, находящиеся в контакте с ним.

Учёные просчитали каждый миллиметр пространства, в котором мы живём, и занесли эту информацию в нормативные документы. Например, проход между мебелью в квартире должен быть не меньше 90 см. Это расстояние обеспечит удобство и безопасность передвижения. Конечно, предметы можно ставить ближе, но тогда, скорее всего, человек будет задевать их при ходьбе.

Антропометрия изучает размеры человека: рост, вес, длину ног. Под полученные данные подстраивается всё, что нас окружает. Например, высота ступеньки должна быть 15 см. Если она выше или ниже, человек почувствует дискомфорт.

Антропометрия и эргономика находят оптимальный вариант пространства для человека.

Эргономичная мебель для детей

Зная основные параметры ребёнка, родители подберут для него удобную мебель. Эргономика подскажет, какой высоты должны быть тумбочка и кровать, а антропометрия «расставит» их между собой на безопасное расстояние.

Проблема в том, что нормативные документы с размерами эргономичной детской мебели составлены в 60-х годах и не учитывают современные реалии. Существуют переиздания, но содержание их почти не изменилось. К тому же в России нет единого документа, в котором была бы собрана вся информация. Размеры шкафчиков для детских садов можно найти в ГОСТ 26682-85, кроватей - в ГОСТ 19301.3-94.

Современные производители часто изготавливают продукцию на основании собственных документов, маркируя её по возрасту. Но родителям непонятно, будет ли удобен стул их трёхлетнему малышу, хотя на упаковке и написано +3.

Таблицы с размерами: высота стула, стола и другой мебели по росту ребёнка

Основываясь на своём опыте работы архитектором, я проработала все нормативные документы по детской мебели, которые удалось найти, и составила две таблицы.

В них вошли размеры основных предметов мебели для детей от рождения до 11 лет: стола, стула, кровати, шкафа, картин (плакатов/зеркал), полки, подставки и стеллажа. Показатели взяты средние. Если рост ребёнка находится на рубеже двух столбцов, рекомендуется сделать выбор в пользу большего.

Кровать

Кровати в таблице представлены в соответствии с методом Монтессори, поэтому стандартная люлька с решётками в ней отсутствует. Размеры напольного матраса указаны для роста малыша до 100 см, но это только рекомендация. При желании матрас можно использовать и в более старшем возрасте.

Длина кровати для малыша старше трёх лет - 120 см. Но, если родители лежат перед сном рядом с ребёнком, имеет смысл присмотреться к модели длиной 200 см.

Шкаф

В таблице вы найдёте шкафы в соответствии с методом Монтессори, но с учётом предложения современных производителей.

Для роста 101–145 см можно взять шкаф побольше относительно рисунка в таблице, снизу сделать два выдвижных ящика вместо одного, сбоку - три полочки для сложенных вещей и одну сверху для хранения сезонной одежды.

Стул

Детские стулья в среде Монтессори бывают трёх видов:

  • с подлокотником,
  • классический,
  • растущий.

Для детей от шести месяцев до полутора лет подойдёт стул с подлокотниками, который убережёт от заваливания в стороны. Он тяжелее обычных, что поможет избежать переворачивания.

После полутора лет можно предложить классический стул и табурет для переодевания и переобувания. А для трапезы за взрослым столом - растущий стул. Его конструкция безопасна и позволяет детям самим забираться на стул и слезать с него.

Подставки для раковины и унитаза

Раковины и унитазы в таблице имеют определённую высоту. Это средние показатели того, что предлагает рынок. Если размеры вашей сантехники отличаются, необходимо сделать корректировку. Предлагаю воспользоваться следующими формулами.

Для унитаза:

Высота подставки = (высота унитаза + высота накладок) - длина голени со стопой до колена

Если вы используете накладку с выступающей передней частью, её высоту следует измерить по самой высокой точке.

Для раковины:

Высота подставки = высота раковины - высота от пола до локтя стоя

Надеюсь, они помогут родителям выбрать своему ребёнку действительно удобную мебель, соответствующую его росту, а не надписям на упаковке.

Врачи и психологи в один голос твердят, что детская комната должна быть эргономичной. Да и многие родители интуитивно чувствуют это, понимают, что детскую комнату нужно обустроить правильно. Они задумываются о том, как поделить комнату на зоны, кровать какого размера выбрать, какие стол и стул купить и т.д. Вопросов много, ответить на них поможет эргономика.

Эргономика в дизайне - это наука, изучающая антропометрические данные человека с целью создания для него гармоничной среды обитания. Что значит гармоничная среда обитания? Это условия, которые способствуют сохранению здоровья, повышают эффективность труда, снижают утомляемость и способствуют поддержанию хорошего настроения.


Говоря об эргономике детской мебели, подразумевают 3 требования :

  1. Антропометрическое соответствие. Ребенок постоянно растет. Мебель в детской комнате должна соответствовать размерам его тела и учитывать особенности его организма.
  2. Психоэмоциональное соответствие. У детей разного возраста разные потребности. Для новорожденного самое важное - сон, еда и безопасность. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игра, а значит ребенку нужно игровое пространство. Когда ребенок начинает ходить в школу в детской комнате должна появится отдельная рабочая зона. Вывод: каждому возрасту нужно свое пространство, которое будет создавать благоприятные условия для интеллектуального развития ребенка.
  3. Безопасность. Это понятие включает три составляющие: физическая, химическая и психологическая безопасность. Мебель для детской комнаты не должна иметь острых углов и некачественной фурнитуры. Выбирая детскую мебель, обратите внимание не только на ее функциональность и внешний вид, но и на качество материалов. Самой экологически чистой является деревянная мебель из натурального массива. Ну и, конечно, интерьер детской комнаты должен быть жизнерадостным и позитивным.

Пора перейти от скучной теории к практике. Итак, как же правильно организовать пространство и расставить мебель в детской комнате ?

Задача это непростая. Ведь родителям нужно превратить детскую комнату в многофункциональный дом со своей спальней, рабочим кабинетом, гостиной и игровой. К тому же сделать это нужно в комнате площадью примерно 15 кв. м (плюс-минус).

Начнем с организации пространства. Его нужно разделить на три зоны - для сна, учебы и игр. Если комната большая, то для зонирования можно использовать, например, стеллаж, ширму или гипсокартонную перегородку.

В маленькой комнате выделить отдельные зоны помогает правильная расстановка мебели, а также освещение и цвет.

При зонировании детской комнаты нужно учесть несколько важных моментов. Во-первых, ко всему, что находится в комнате, должен быть легкий доступ. Во-вторых, ребенку должно быть удобно пользоваться всеми предметами мебели в комнате: открывать дверки, выдвигать ящики…

Поэтому при покупке и расстановке мебели учитывайте возраст, а точнее сказать, рост ребенка.

Ната

Купили это кресло первокласснику, считаю, что данная модель не удобна для детей 7-8 лет. Ребенок крутится и ерзает постоянно - возвратный механизм - это скорее, минус. Колеса, несмотря на блокировку, ездят по паркетному полу. Будем менять стул. ольга
Ортопедическое детское кресло Duorest Kids Max
Долго искали кресло мальчику 5 лет, выбрали модель Duorest Kids Max. Довольны. Ребенок и сидит хорошо, и не надо специальный детский стол покупать, тк есть подножка и за любым столом положение правильное, а самое главное - сын не может свободно крутиться и баловаться, возвратный механизм возвращает малыша на место + мама-папа-бабушка могут присесть на детский стульчик, выдерживает крупненьких до 110 кг;)

отличные кресла

Алексей
Ортопедическое детское кресло Duorest Kids Max
Пару дней был озадачен поиском кресла для племянницы (10 лет) и решение нашлось. В Эрготронике действительно низкие цены, большой выбор, прекрасный большой шоу-рум. На каждом кресле можно посидеть и убедиться подходит ли оно. Приобретенное мной кресло - практически "эксклюзив", так как подобрали нужный цвет и комплектацию за 5 минут (Duorest Kids). Очень доволен покупкой и спасибо за работу!

Очень хорошее кресло

Иван Соколов
Ортопедическое детское кресло Duorest Kids Max
Перед покупкой сильно сомневался насчет удобства дуореста. Смущало две вещи: странный внешний вид и довольно широкая (по моему мнению) спинка. Но, посидев в кресле сам и посадив ребенка убедился в правильности выбора! Используем уже больше года и собираемся второму брать такой же стул. Спасибо эрготронике за совет.

Иррационально оптимально!

Misska
Ортопедическое детское кресло Duorest Kids Max
именно так можно охарактеризовать это кресло:) Насколько оно нелепо выглядит, ровно на столько же оно удобное! Just try it, как говорится

Duorest Kids Max

Светлана
Ортопедическое детское кресло Duorest Kids Max
Купили этот стульчик перед новым годом на сайте ergotronica. Стул симпатичный, оригинальный, не слишком громоздкий, цвет соответствует фото. Мне самой на нем сидеть понравилось (правда долго не сидела). Ребенку 6 лет, правильно сидеть на нем пока не может, нужно контролировать и поправлять, иначе весь перекосится. Но надеюсь, со временем привыкнет. Дальше недостатки. Детского веса 20 кг сильно недостаточно, чтобы пришли в действие стопоры колес, поэтому сидя на стуле ребенок может откатиться от стола. Возвратный механизм НЕ работает! После того как ребенок встал, сиденье и подножка остаются смотреть в разные стороны, и нужно руками прокручивать сиденье обратно, причем с усилием. Возвратный механизм прекрасно работает и у более дешевых компьютерных кресел, а за такую цену я рассчитывала, что все будет идеально. При покупке действовала акция: в подарок канцтовары stabilo на сумму 1500 рублей (это было одним из определяющих факторов в выборе именно этого интернет-магазина, не считая приятного внешнего вида сайта, т.к. в большинстве магазинов в интернете этот стул продается по одной цене). Но заявленный подарок я так и не получила, так что делаю вывод: акции на сайте - обман для привлечения клиентов.
Loading...Loading...