Давид IV Строитель, царь Иверии и Абхазии (†1122). Давид Святой царь и пророк, псалмопевец

Наведите для увеличения

Артикул. СЦД-01 В наличии

Количество: >

9000 руб.

Образ святого царя Давида сделан из медной основы и покрыт серебром и золотом методом гальванопластики. Рамка и основание выполнены из дерева (ясень) и покрыты лаком. Фон сделан из темно-синего бархата.

Праведный Давид Псалмопевец жил в 10 в до н.э., благодаря своим талантам и вере в Господа, стал вторым царем Израиля. Основал Иерусалим. Был талантливым певцом, сочинителем и исполнителем Псалмов – молитв к Господу. Его псалмы были собраны в Псалтырь, которые и поныне используются в домашней и церковной молитве.

Информация об иконе Икона святого царя Давида Псалмопевца 18,5 х 29 см

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ТРЕТЬЯ

Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.

Тропарь Богоотцов

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, богоотцу:/ Деву видел еси рождшую,/ с пастыри славословил еси,/ с волхвы поклонился еси,/ Ангелом весть прием.// Моли Христа Бога спасти души наша.

Тропарь праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу:/ Деву видел еси рождшую,/ с пастыри славословил еси,/ с волхвы поклонился еси,/ Ангелом весть прием./ Моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак Богоотцов

Веселия днесь Давид исполняется Божественный,/ Иосиф же хваление со Иаковом приносит,/ венец бо сродством Христовым приемше, радуются,/ и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют:// Щедре, спасай Тебе чтущия.

Кондак праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Веселия днесь Давид исполняется Божественный,/ Иосиф же хваление со Иаковом приносит:/ венец бо сродством Христовым приемше, радуются,/ и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют:/ Щедре, спасай Тебе чтущия.

Житие святого царя и пророка Давида Псалмопевца

Давид Псалмопевец – один из самых известных библейских персонажей. Он появился на свет за тысячу лет до рождения Христа (большинство исследователей считают, что Давид был рождён в 1005 году до н.э. и прожил 70 лет), но, благодаря пророческому дару, воспел пришествие мессии в своих псалмах. Давид был сыном жителя Вифлеема, Иессея (правнуком Воза, о котором упоминается в Ветхом Завете). С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. В отроческом возрасте будущий царь земли Израильской был пастухом. Он исправно выполнял свою работу, но находил время и для других занятий – в совершенстве освоил музыкальный инструмент, похожий на современную арфу. Ещё юношей Давид стал слагать песни, которые посвящал Господу.

В те времена царём Израиля был Саул. Он совершил много грехов и беззаконий, поэтому Господь отвернулся от него. Саул страдал душевной болезнью и один из придворных посоветовал ему слушать музыку, чтобы облегчить страдания. Слава о Давиде, как об искусном музыканте, распространилась по всей стране и именно его позвали во дворец. Игра Давида очень понравилась царю. Юноша был оставлен при дворе.

В восемнадцать лет Давид совершил подвиг, который описан в Библии. Тогда Израиль воевал с филистимлянами, среди которых был воин огромного роста по имени Голиаф. Великан вызвал на поединок любого из иудеев, но смельчаков не находилось. Тогда Давид ответил на вызов и камнем, пущенным из пращи, убил Голиафа.

Саул, незадолго до своей смерти, узнал от пророка Самуила, что Бог отвергает его и царство будет отдано Давиду. Его отношение к юноше переменилось и он стал искать способ, чтобы убить псалмопевца. Однако Бог защищал Давида и всякий раз спасал его от гибели. Когда Саул умер, Давид стал царём сначала Иудеи, а потом и всего Израиля.

Давида считают лучшим правителем Израиля за всё время существования государства. Он безропотно выполнял волю Господа, заботился о своём народе и приумножал могущество Израиля. Во время его царствования была построена новая столица – Иерусалим. Давид построил очень много храмов, но самым главным делом его жизни было сочинение псалмов. До сих пор его религиозные песнопения исполняются в церкви. Псалмы ещё в древности были собраны в одну книгу и святые считали её «врачебницей душ».

Православных храмов, посвященных царю Давиду, нет.

Как вымаливают детей в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех? К какому святому обращаются за этим? Читайте подробнее в нашей статье!

Как вымаливают детей?

Каждый понедельник в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех собираются верующие на молебен преподобному Давиду Гареджийскому. Женщины пожилого возраста, совсем юные, молодые женщины (порой с мужьями) чаще всего просят у святого помощи в женских недугах, по большей части – связанных с чадородием.

«Долгое время и мне было непонятно, отчего преподобному Давиду Гареджийскому, такому малоизвестному у нас святому, часто заказываются молебны, – рассказывает , настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех. – Объяснение пришло 28 июля 1996 года.

В то время я служил в храме Спаса Преображения в Тушине. Был день тезоименитства отца Владимира Сычева. Мы сидели на территории храма под яблонями за праздничным столом. Когда большинство гостей разошлось, остались отец Владимир с матушкой, староста - Олег Васильевич Шведов и еще несколько человек.

Разговор зашел о чудесной помощи грузинского святого преподобного Давида Гареджийского женщинам. Отец Владимир и его матушка Ольга, которая незадолго перед этим в 43 года родила шестого ребенка, вспоминали о чудесной помощи преподобного Давида Гареджийского. Тогда почти всю беременность матушка провела в больнице «на сохранении». Отец Владимир регулярно служил молебны преподобному, освящал воду и передавал супруге в больницу…

Затем Олег Васильевич рассказал о том, что у его духовника, отца Вячеслава Р., после рождения первенца восемнадцать лет не было детей. Как-то, возвратившись из очередной поездки в Грузию, в Тбилиси, Олег Васильевич привёз бутылочку Святой воды из источника преподобного Давида Гареджийского, что на горе Мтацминда.

Он передал ее отцу Вячеславу для его матушки, сказав, что грузинские женщины, страдающие бесплодием, с молитвой пьют эту воду. Прошло девять месяцев, и у отца Вячеслава родился долгожданный ребенок…

Через несколько лет от отца Вячеслава я услышал продолжение этой истории: его матушка спустя три года обнаружила в шкафу забытую, ту самую, бутылочку с остатками Святой воды. Вспомнила, откуда эта вода. Посмотрела: осадка нет, запаха нет. Вылить? – рука не поднимается. Она воду и допила. Спустя девять месяцев отец Вячеслав в третий раз стал отцом…»

Помолиться преподобному Давиду Гареджийскому приезжают не только москвичи, но люди из разных уголков дальнего и ближнего зарубежья.

«В Грузии преподобный Давид – один из наиболее почитаемых святых после Георгия Победоносца и, конечно, равноапостольной Нины, – рассказывает отец Иоанн Каледа. – Среди мужских имен имя Давид по распространению стоит на втором месте. Причем сами грузины к преподобному Давиду обращаются так, как мы к святителю Николаю.

То есть нет повода, по которому бы к нему не обращались за молитвенной помощью. У нас в России, прежде всего, верующие молятся о проблемах деторождения и вообще об исцелении от женских немощей».

Уже и в России стали появляться мальчики с именем Давид именно в честь преподобного Давида, благодаря молитвенной помощи которого эти самые мальчики благополучно и родились на свет. Не раз приходилось отцу Иоанну и крестить детей, появившихся на свет молитвами преподобного.

А бывает, придет человек, почти не знакомый с Церковной жизнью, на молебен, второй раз придет – и начнет потихоньку воцерковляться…

Порой такие люди становятся прихожанами храма. Как Марина, которая пришла помолиться преподобному Давиду Гареджийскому в 1999 году.

«После молебна она подходит ко мне и спрашивает: «Батюшка, а могу ли я приложиться к иконе? Три года у меня не прекращается кровотечение». Я ответил: «Строго говоря, не положено, но я вас благословляю».

Буквально на следующий день ее состояние стало гораздо лучше, а через месяц абсолютно все кончилось. Теперь она прихожанка нашего храма, дочку сюда приводит, она очень многих направила с молитвами к Давиду Гареджийскому».

Жаль только, что нет акафиста преподобному Давиду на русском языке.

«Перевод с грузинского – непростая задача, – говорит отец Иоанн Каледа. – Уж очень различны эти языки. Но думаю, что все-таки он будет переведен».

На молебне – особое настроение. Потому что молитва все-таки у большинства собравшихся (в среднем в храм по понедельникам приходит человек 70 – 80) – о детях. О будущих, о тех, кто находится во чреве, благодарность за уже родившихся.

Благодарит за благополучное рождение дочки пять лет назад Елена .

«У меня всю беременность была сильная угроза потерять ее, – вспоминает Елена. – Мой духовный отец (я прихожанка другого храма) настоятельно советовал отправиться сюда, в Троицкий храм, молиться святому Давиду Гареджийскому. После молебна мне ощутимо стало легче. Так всю беременность и молились ему. Сейчас дочка приезжает со мной, молиться святому, чтобы у нее появились братик или сестричка».

«Один московский священник, отец Олег, переживал, что у них с матушкой нет детей, – вспоминает отец Иоанн Каледа . – Ему рекомендовали поехать в наш храм. Отец Олег приехал, послужил вместе с нами на празднике преподобного Давида, а на следующий год он уже приехал с матушкой и чадом. Сейчас у него, по-моему, четверо детей».

После молебна, прочитав имена тех, за кого молились, отец Иоанн вспомнил еще одну историю:

«Несколько месяцев назад после молебна ко мне, рыдая, подошла жена одного из священников, служащих в Подмосковье. Рассказала, что два дня назад ей поставили два диагноза: беременность и рак щитовидной железы. Понятно, с болезнью тянуть нельзя, нужно оперироваться. Но раньше 12 недель беременности операцию делать нельзя. Срок еще маленький, и врачи предлагают беременность прервать. Матушка отказалась.

Нашли врачей, которые согласились прооперировать после 12 недель. В ожидании операции супруги стали усиленно молиться преподобному Давиду. Где-то через месяц, когда надо было готовиться к операции, –диагноз сняли. В августе матушка должна родить. Мы продолжаем молиться о ней, о ее семье».

Молятся преподобному Давиду Гареджийскому не только о себе, но о своих близких, знакомых (причем, не всегда близких).

Вот еще рассказ отца Иоанна Каледы:

«Однажды наш бухгалтер Инна Я., оказавшись по своим служебным обязанностям в банке, подарила сотрудницам банка маленькие бумажные иконы преподобного Давида Гареджийского и чтимой в храме иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Три Радости», выпущенные нашим храмом. Рассказала о них. «А я уже 11 лет не могу родить ребенка. Как только не обследовалась, не лечилась! И муж обследовался. Никакого результата», – посетовала оператор Елена, обслуживающая наш храм.

Инна и прихожанка храма, главный бухгалтер одной коммерческой фирмы, тоже обслуживающейся в этом банке, при каждом посещении банка стали носить Елене бутылочки святой воды с молебна преподобному Давиду Гареджийскому. А на молебне они молились за нее.

«Отношения с банком испорчены!», – радостно сообщили мне в нашей бухгалтерии 1 августа 2001 года, когда я вернулся из отпуска.

Удивленный, что может быть в этом радостного, я попросил объяснений. Оказалось, что при очередном посещении Инной банка, начальники нашего куратора Елены полушутливо-полустрого сказали: «Кто Елене носил воду? И кто теперь будет работать?».

Оказалось, Елена забеременела, и ей стало не до работы. В марте 2002 года мы в нашем Храме окрестили её дочку Сонечку, а потом и повенчали Сонечкиных родителей – Михаила и Елену».


Житие Давида Гареджийского

Преподобный Давид Гареджийский пришел по повелению Божией Матери в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников.

В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года преподобный Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях Тбилиси на горе Мта-Цминда («Святая Гора»).

Надо сказать, что сама Грузия была крещена более чем за 200 лет до этого святой Ниной.

Но за всю историю Грузии она испытывала сильное давление со стороны Персии. Было множество нашествий персов, Грузия подвергалась опустошению, пожарам. Многое время находилась в осадной зависимости от самих персов.

Если сначала персы пытались христианство вытравить мечом, то потом стали действовать весьма хитро. Они стали всюду насаждать маздеизм, то, что в простонародье у нас называется огнепоклонством. И тем ремесленникам, купцам которые принимали маздеизм, персы давали множество всевозможных льгот.

Дошло до того, что капища огнепоклонников стали располагаться прямо около входов в христианские храмы.

Потому приход отцов-сирийцев в Грузию можно назвать вторым крещением.

Каждый четверг преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую девицу, чтобы она оклеветала преподобного, чтобы она назвала его виновником ее греха.

Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень.

В память о таком дивном небесном заступничестве преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

После этого преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя.

Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня.

Третий же камень Преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.

Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. Поэтому память его и совершается в этот день, а 7/20 мая совершается память всех 13-ти отцов-сирийцев.

Фото Иван Джабир

Именные иконы с изображением святого, в честь которого христианин принимает крещение, удобнее всего заказывать через магазин икон в Интернете, поскольку в церковных лавках иногда сложно найти и купить икону тезоименного святого покровителя. Это касается и иконы Феодора Тирона, святого великомученика, жившего в начале четвертого века.

В те времена римский император Диоклетиан, а затем и Галерий Максимиан, устраивали гонения на христиан, сопровождающиеся жестоким избиением всех, кто поддерживал Христову веру. Римские легионеры разрушали церкви, сжигали церковные книги, казнили христиан. Галерий Максимиан, правая рука императора Диоклетиана, был особо нетерпим к Христовой вере. Он взошел на престол сразу после Диоклетиана в 305 году, как раз в то время, когда Феодор Тирон (с лат. яз. «новобранец») начал службу в полку, стоявшем в городе Амасии. Начальником этого полка был не менее ярый гонитель христиан Вринк. Он принуждал Феодора приносить жертвы идолам в полном соответствии с языческими обрядами. Однако Феодор Тирон наотрез отказывался, утверждая, что исповедует христианство и отступать от него не будет. Начальник в полной уверенности, что новобранец еще одумается, предложил ему несколько дней понаблюдать за тем, что происходит с упорствующими в Христовой вере, а после размышлений дать другой ответ. Однако юноша был непреклонен и остался верен Спасителю нашему, пребывая все эти дни не в размышлениях, а в молитвах, укрепляющих дух.

Вринк был в ярости от несговорчивости молодого новобранца, он ложно обвинил Феодора Тирона в поджоге одного из языческих храмов и приказал бросить его в темницу без воды и пищи. Но даже это не остудило пыл юноши и не заставило его усомниться в правильности своего решения. Святой Феодор продолжал свои молитвы в заточении, и однажды к нему явился во время молитвы сам Спаситель Иисус Христос. Господь повелел юноше не принимать никакой земной пищи с водою, потому как и без этого он будет укреплен Божией помощью.

Вскоре Феодора Тирона вывели из заточения и привели к Вринку. Видя, что новобранец не отказался от христианской веры и продолжает упорствовать, начальник предал юношу пыткам, а затем и огню, как поджигателя. Однако пламя не тронуло тела святого великомученика – когда костер угас, благочестивая христианка Евсевия взяла мощи мученика и погребла их, предварительно помазав благовонными маслами. После того она ежегодно в день памяти великомученика Феодора Тирона совершала домашние молитвы. А спустя несколько лет мощи святого были перенесены в Константинополь.

Икона Феодора Тирона чаще встречается в домашних иконостасах в тех христианских семьях, где кто-либо из домочадцев крещен под тем же именем, что и святой. Кроме того, перед иконой Феодора Тирона молятся об укреплении веры, вспоминая подвиг великомученика. И пусть даже теперь христианам не грозят муки за веру в Христа, икона Феодора Тирона подает нам пример непоколебимой веры и упорной духовной битвы, что особенно важно в первые дни Великого поста, когда и совершается празднование святого мученика.

Давид Строитель, Давид IV Георгиевич (около 1073 - январь 1125), грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони . Сын царя Георгия II. Один из самых выдающихся государственных деятелей средневековой Грузии. Он способствовал объединению грузинских княжеств в единое сильное централизованное государство.

Багратио́ны (Багратиони, груз. ბაგრატიონები) - древний царский род Грузии, из которого происходили многие выдающиеся государственные и военные деятели Грузии и России. Среди этого рода были и святые, как, например, святой Благоверный Царь Давид Возобновитель иСвятая Царица Тамара .

Исторические грузинские писания исчисляют хронологию Багратионов с VI века н.э. Во времена царствования этой Династии (с 1008 года) Грузия достигла своего могущества, распространив сферу своего влияния далеко от границ государства. Царь Давид IV Строитель (1089-1125) восстановил независимость Грузии, объединил все грузинские земли и освободил Тбилиси, куда была перенесена столица Грузии. При его внуке Георгии III (1156-1184) влияние Грузии распространилось на Северный Кавказ и Восточное Закавказье.

Потомками царей из династии Багратиони были российские князья Багратионы (в 1803 году Александр I внес князей Багратинов в чисо российских княжеских родов) . В Российской империи Багратионы стали одной из самых известных аристократических фамилий. Внук царя Вахтанга VI - князь Иван Вахуштович Багратион - служил при Екатерине II генерал-поручиком и командовал сибирской дивизией, а племянник Вахтанга VI - царевич Александр Иессеевич (родоначальник князей Багратион) - выехал в Россию в 1757 году и служил подполковником в кавказской дивизии. Его внук, герой Бородинского сражения, генерал от инфантерии князь Пётр Иванович Багратион (1765-1812) — один из самых знаменитых представителей российских Багратионов — был командующим 2-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года. Он являлся правнуком царя Грузии Иессея (Али-Кули-хана), правившего в (1714-1727) годах. Во время Бородинского сражения был тяжело ранен и через 17 дней после ранения умер. Брат Петра генерал-лейтенант князь Роман Багратион прославился во время русско-иранской войны 1827 года, первым ворвавшись в Ереван. Он покровительствовал искусствам, в его тифлисском доме устраивались литературные вечера, ставились домашние спектакли.

В 1089 году Георгий II отрекся от престола в пользу 16-летнего сына Давида и перед смертью венчал его на царство. К началу царствования Давида Строителя Грузия и Православная Церковь находились на грани полного уничтожения: туркам-сельджукам выплачивалась ежегодная дань, монастыри и церкви были ограблены, разрушены и сожжены, население, избежавшее смерти и плена, укрывалось в лесах и горах. Местные феодалы фактически не признавали власти царя и католикоса-патриарха. Они вступали в союзы с сельджуками и возводили на церковные кафедры своих ставленников, которых «историк Давида» называет «вертепом разбойников». «Недостойные незаслуженно стали епископами, и от самих священников исходило всякое беззаконие и грех».

Давид Агмашенебели прекрасно понимал, что, для того чтобы изгнать турок и объединить страну, в первую очередь необходимо было сломить самоуправство крупных азнауров(феодалов) и укрепить царскую власть. Сразу по восшествии на престол он арестовал наиболее могущественного из них Липарита Орбелиани, принявшего в угоду турецкому султану могометанство. Некоторое время спустя царь расправился и с другим непокорным азнауром — Дзаганом, таким образом убедив всех в том, что он в отличие от Георгия II-го, не потерпит измены.

Между тем на Ближнем Востоке положение изменилось. В 1092 году скончался султан Малик-шах и между его наследниками разгорелась ожесточенная борьба за власть, что сильно ослабило сельджукское государство. Но все же главным было то, что в 1099 году начались Крестовые походы, которые существенно сковали силы сельджуков и все внимание турок было перенесено на борьбу с крестоносцами. Пользуясь этим в 1099 году Давид Строитель перестал выплачивать дань султану, добившись фактической независимости Грузии.

Изменение международной обстановки в пользу Грузии несомненно имело важное значение. Несмотря на это, никакие успехи крестоносцев не могли вывести Грузию из тяжелейшего положения. Оставалось положиться на собственные силы. В результате нашествий турок-сельджуков и ослабления царской власти был совершенно развален государственный аппарат. Необходимо было проведение реформ. Одной из важнейших была церковная реформа. Давид IV решил навести надлежащий порядок в церкви и с этой целью в 1104 году созвал церковный собор в Руис-Урбниси, где были приняты важные решения касающиися церковной жизни. Почти полностью был сменен архиерейский состав. Царь Давид Строитель учредил новую должность объединяющюю в одном лице 2 должности: церковную (чкондидели — Чкондидский епископ) и государственную (мцигнобартухуцеси — канцлер). Иными словами, второе лицо в иерархии государственной власти являлось одновременно одним из высших иерархов Церкви. Эту должность занял воспитатель царя епископ Георгий.

Вышеупомянутый Руисско-Урбнисский Поместный собор своим 15-м правилом постановил крестить переходящих в Православие армян полным чином.

Для борьбы с турками-сельджуками необходима была хорошо вооруженная и преданная царю армия. С этой целью царь провел военную реформу. Он создал личную царскую гвардию – монаспа. Из верных ему азнауров организовал военные отряды. Была восстановлена дисциплина и наведен порядок в грузинской армии. Затем он предпринял ряд успешных военных операций против турков по освобождению и объединению земель. В 1104 г. состоялась решающая битва, в которой грузины одержали победу. «А сам царь не стоял, словно посторонний, спиной к рати своей, и не обращался к ней издали,… но прежде всех шел впереди и, подобно льву, издавал грозный клич, и словно вихрь носился по полю, наступал и руками мощными низвергал богатырей, сокрушал и свергал всех, кто попадался ему на пути… В тот день под царем убили трех коней и, оседлав четвертого, завершил он битву того дня».

Усилилось влияние Грузии и на Северном Кавказе, что повлекло за собой распространение Православия, грузинского языка, письменности и культуры.

Усиление православной Грузии встревожило турок-сельджуков, по приказу султана Махмуда 300-тысячная армия двинулась на Грузию. Ему противостояло объединенное грузинское войско, включавшее, 40 тыс. грузин, 15 тыс. кипчаков, 500 аланов и 100 крестоносцев которые, вероятно, прибыли в Грузию с посольством иерусалимского царя Балдуина II. Битва состоялась на Дидгорском поле. Как сообщает канцлер Антиохии Готье, царь Давид обратился к своим воинам со следующими словами: «Воины-христиане! Мы легко победим врага, если будем самозабвенно драться за Отечество наше. Одно я посоветую вам – дадим же Всевышнему нашему обет, что из любви к Нему все мы сложим голову на этом поле брани и не пропустим врага. И чтобы не бежать нам отсюда, завалим вход в ущелье деревьями». Царь заманил турок в узкое ущелье, где они не смогли воспользоваться своим численным превосходством, и разбил вражеское войско.

Давид Строитель перед Дидгорской битвой

В 1122 году Царь Давид Строитель завладел Тбилиси, который на протяжении 400 лет принадлежал мусульманам, и перенес туда из Кутаиси столицу государства. В городе был установлен мир и порядок. Всем жителям города, невзирая на религиозное вероисповедание, царь гарантировал неприкосновенность и покровительство. Мусульмане были обложены самым низким налогом – 3 динара, евреи платили 4 динара, а грузины – 5 динаров. Мудрый царь понимал, что не так-то просто резко изменить весь уклад жизни, существовавший в Тбилиси до его освобождения. Поэтому, в частности, христианам запрещалось резать свиней в районах города, населенных мусульманами. 1124 году Давид завоевал Ширван. В том же году представители армянской столицы Ани обратились за помощью к грузинскому царю и попросили освободить город от турок. Турки господствовали в Ани в течение 60-ти лет. Царь Давид освободил город и территории северной Армении присоединил к Грузинскому царству.

Грузия в начале XIII века

В результате одержанных царем побед границы Грузинского царства расширились «от Никопсии до Дербентского моря и от Осетии до Арагаца» Царь Давид Строитель стал титуловаться как «Царь абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян».

Грузия при Царе Давиде Строителе отличалась веротерпимостью. Так, после присоединения Тбилиси Царь предоставил тбилисским евреям и мусульманам определенные льготы. Он часто вел беседы с гянджийским кади о догматах ислама. Армянские летописцы называли его покровителем и спасителем армянского народа Царь Давид Строитель описывается в источниках как щедрый благотворитель и воин, милосердный к пленникам.

Как-то царь Давид созвал собор, на котором был устроен надолго затянувшийся диспут православных богословов с армянскими. Наскучило это царю. «Вы, отцы, вторглись в самые глубины неведомого, как философы, мы же не в состоянии постичь этого, будучи невеждами и мирянами. Вы знаете, что я, как воспитанный в военных заботах, далек от учения и науки. Поэтому скажу вам словами простыми и неучеными.» Сказав это, царь Давид в таких притчах дал ответ армянам, что оставил их безответными и бессловесными. «Как когда-то Василий Великий в Афинах», замечает летописец.

Хотя царь, по смирению своему, назвал себя невеждой, но он вовсе не был таковым, хотя и действительно с молодых лет был постоянно в походах. Дело в том, что он специально всюду возил с собой в походы нагруженных книгами мулов и верблюдов. Как только предоставлялась возможность, св. Давид углублялся в книгу и читал до темноты. Когда глаза уставали от чтения, ему читали вслух.

При Царе Давиде Строителе был возобновлен монастырь Шиомгвиме, по заказу царя Арсений Икалтойский перевел Типикон монастыря св. Симеона Столпника на Чёрной Горе (Сирия), по которому в Шиомгвимском монастыре совершалось богослужение до начала XIX века. Царь щедро одаривал лавры, церкви и монастыри не только Грузии, но и Византии, Афона, Сирии, Кипра, Палестины, а особенно «могилу Господа нашего Иисуса Христа». С крупным пожертвованием Царя Давида Строителя также связаны строительные работы в монастыре вмц. Екатерины на Синае.

Царь Давид Строитель имел тесные связи с крестоносцами. Известно, что он передал им в дар крест, сделанный из частей Креста Господня. Этот крест, названный европейцами «Крестом Давида» , хранился в соборе Парижской Богоматери во Франции.

Монастырь Гелати – место упокоения святого царя Давида Строителя

Но самым любимым его детищем был Гелатский монастырь , строительство которого началось в 1106 г. По преданию, царь сам работал на строительстве храма, своими руками таскал каменные глыбы. Здесь, в Гелати, в ограде монастыря была основана Академия, в которой наряду с богословскими изучались и светские науки. Из зарубежных монастырей были приглашены ученые монахи: философ Иоанн Петрици, гимнограф и богослов прп. Арсений Икалтойский и др.

Святой благоверный царь Давид из рода Багратиони предал свою душу Господу 24 января 1125 года в Тбилиси. Его останки были перенесены в Кутаиси и погребены согласно его воле, под камнем при входе в Георгиевскую церковь Гелатского монастыря.

Могила Давида IV Строителя (Надгробная плита Давида Строителя)

В конце XIIIв. Православная Церковь Грузии, сделав исключение из правила канонизировать только мучеников и преподобных, причислила Царя Давида Строителя к лику святых как благоверного царя; тогда же ему была составлена служба, его мощи были перенесены под престол соборного Успенского храма Гелатского монастыря .

По описанию своего духовника Арсения, царь был весьма красив, высокого роста, необыкновенно плечист и вообще могучего телосложения, доказательством чему служит кольцо, в которое свободно входят три пальца обыкновенного мужчины, туфля, шитая золотом и жемчугом, вдвое больше обыкновенной, и его шапка.

Благоверный царь Давид отличался особым благочестием и любовью к Богу. Он является автором покаянного канона и 2-х духовных завещаний. Как считают исследователи, канон Царя Давида Строителя был создан под влиянием Великого канона преподобного Андрея Критского, перевод которого по поручению Царя Давида Строителя осуществил преподобный Арсений Икалтойский. Это молитва смиренного Царя перед Всевышним и Богородицей, в тексте отражены эсхатологические и философские взгляды Царя Давида Строителя на человека, вселенную, сущность греха и покаяния. Канон зачитывают после литургии в день памяти святого благоверного Царя Давида.

Покаянные песнопения, сложенные Давидом-царем. XIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе)

«Когда же настанет час скорбей и горестных воздыханий, исчезнут торжественное величие и почести царские, иссякнет радость, увянут цветники, другой примет скипетр, за другим последует войско, тогда помилуй меня, о Судия мой! Когда раскроется книга в День судный, и перед Тобой предстану я, преклонивший главу, и Ты, Владыка, будешь вершить праведный суд, восстанет гнев ангелов Твоих, праведники будут блаженствовать, грешники ввергнуты будут в огонь, тогда помилуй меня, о Иисусе мой!»

Царю Давиду Строителю посвящены церкви в Грузии, в честь его названы многие учебные заведения страны, учреждения, проспекты, площади и улицы в грузинских городах. Высшей наградой Грузинской Академии Наук является медаль святого царя Давида Агмашенебели.

Царь Давид был легендарной личностью. Он со смирением переносил все невзгоды и был мудрым правителем, ратующим за свой народ. В православии ему молятся как пророку, прося усмирить гнев.

В возрасте тридцати лет святой Давид стал царем над израильским народом. Его мудрое правление и пророчества были задокументированы и собраны в Книгу Псалмов. На примере жизни царя Давида каждый верующий может побороть в себе весь негатив , научиться милосердию и смирению, преодолеть все невзгоды на пути к счастью.

История иконы

Давид был последним сыном, рожденным старейшиной Вифлеема. Он рос добрым и послушным, неустанно возносил молитвы Всевышнему и уже к 18 годам стал всеобщим любимцем. По совершившемуся пророчеству он возглавил израильский народ и отважно сражался за благополучие вверенного ему царства. Царь Давид основал Иерусалим, которому было суждено стать местом Рождества Христова. Однако человеческие страсти были ему не чужды. Однажды он увидел красивую женщину, которая оказалась женой его друга. Царь не смог побороть искушение и отослал друга на сражение, в котором тот погиб. Давид взял в жены его вдову, но сильное раскаяние за такой неблагочестивый поступок повлекло за собой написание 50 псалма, который со временем стал частью молитв в богослужениях. Давид смиренно сносил все тягости жизни, которые были карой за его деяния.

Своими действиями пророк не единожды доказывал, что с Божественной поддержкой можно перенести любые страдания, очистить душу от негатива и честно выполнять свои обязательства перед вверенным ему народом.

Что изображено на иконе

Икона царя Давида узнаваема. На ней изображен мужчина с седыми или темными короткими кудрями, аккуратной бородой, в короне и царских одеяниях. Чаще всего на иконе встречается синяя мантия, которая скреплена фибулой возле правого плеча. Нижняя одежда красного цвета, а на ногах красные сапоги. Образ пророка выполнен сдержанно, в нем чувствуется сила духа и непоколебимая вера в Высшие Силы. Встречаются и иконы, где Давид изображен со свитком в руках.

Где находится святой образ царя Давида

Образ пророка можно встретить на иконостасах, и самый древний из них есть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Образ пророка можно найти не только на иконах, но и в мозаичном изображении, в виде горельефов. Наиболее известные иконы есть в следующих городах: Сергиев Посад, Москва, Кириллов, Владимир, Минеральные Воды, Старая Ладога, Рязань.

О чем молятся перед иконой царя Давида

Молитвенные слова перед ликом пророка помогают обрести внутреннюю гармонию, избавиться от гнева и обид, обрести гармонию и воспитать в себе лучшие качества. Обращаются к нему и за поддержкой в укреплении веры, при трудных жизненных ситуациях. Молитвы помогают противостоять страстям и порокам, которые развращают души и не дают расти духовно .

Дата празднования

В православии торжественная литургия по царю Давиду совершается раз в год, в первое воскресенье после Рождества Христова. В этот день каждый может поучаствовать в службе и помолиться Высшим Силам об обретении душевного равновесия.

Молитва перед иконой

«Святой Божий угодник и пророк Давид! Ты своим подвигом добрым смиренно принял бразды правления и венец власти, уготованный для Тебя Господом. Ты, смиренно сносивший невзгоды и усмирявший страсти в душе, дай нам силы противостоять злу, что в нас. Избавь нас от гордыни и гнева да не позволь окунуться в пучину разврата, на что толкают нас дьявольские происки. Избавь от болезней, дабы могли мы возносить молитвы Господу нашему, прожить жизнь в смирении и предстать перед Ним после кончины. Аминь».

Молитвы дают возможность справляться со всеми невзгодами, поэтому их можно произносить тогда, когда вам нужна поддержка Высших Сил . Начинайте каждый день с молитвы, чтобы избежать любого негатива и усмирять в себе гнев. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

08.01.2018 04:07

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Loading...Loading...