Оформление литературного вечера. «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Литературная гостиная «Очей очарованье – поэзия осени»


Цель:
Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить произведения русских поэтов;
Развивающие:
- Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Развивать выразительное чтение учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.
Подготовительная работа:
Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени
оформить выставку книг и портретов русских поэтов.
Описание материала:
Предлагаю сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Очей очарованье – поэзия осени» для учащихся 7-8 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы во время проведения традиционных для многих школ предметных недель.

Оборудование:
Репродукции: Левитан « Золотая осень», С. Жуковский «На веранде. Осень», И. О. Остроухов «Золотая сень», В. Кузнецов «Осенний пейзаж», Ю. Клевер «Осенний парк» музыкальное сопровождение, проектор, компьютер, презентация

Ход мероприятия

Учитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Звучит произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".

Ведущий 1:
Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью.


А. В. Кузнецов «Осенний пейзаж»

Ведущий 2:
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели,
поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.

Ведущий 1:
"Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А.С. Пушкин. Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Чтец 2:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 1:
Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной" Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть и вместе с тем утверждает естественность происходящего, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы.


В. Поленов «Золотая осень»

Чтец 1:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ведущий 2:
Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. С яркой и даже щеголеватой живописностью он описывает все краски осеннего леса - от багряного и лилового до тёмного и бесцветного. Но эта красота мимолётна, её скоро сменят мрачные и угрюмые тона. Иллюзорность сущего в природе и жизни - таковы ощущения поэта.


А. Шильдер «Овраг»

Чтец 2:
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.

Только замрёт, припадёт и послушает,
Снова взмахнёт, а за ним
Лес загудит, затрепещет - и сыплются
Листья дождём золотым.

Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах...
Пусть же погибнет всё мёртвое, слабое
И возвратится во прах!

Зимние вьюги - предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мёртвых к приходу весны.

В тёмную осень земля укрывается
Жёлтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.

Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному -
Вечной красе Бытия!


«На веранде. Осень» Станислав Жуковский

Звучит мелодия Анна Герман «Осенняя песня»

Ведущий 2:
Осень! Ты самое лирическое из всех времён года! Пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, рябина. А деревья - сплошной океан золота. Летает в воздухе паутина, и стоит пряный запах уходящего лета. Как хочется, чтобы эта красота была вечной.
Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни. Осень Майкова - это воспоминание о только что прошедшем лете, о его красках. Поэт пользуется словом, как художник красками. Неслучайно одно из стихотворений Аполлона Николаевича Майкова названо "Пейзаж".


Картина «Золотая осень» Илья Остроухов

Чтец 2:
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще,
там,
Где пышный папоротник
дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…

Ведущий 1:
Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин)

Звучит произведение А. Вивальди "Осень".

Чтец 3:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Ведущий 2:
Говоря об Осени, нельзя не вспомнить удивительно красивую поэзию поэта «серебряного века» Сергея Есенина. В своих стихотворениях он создаёт особый художественный мир, в котором главными образами являются земля и небо. Природа у Есенина – божественный храм. Поэт мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым, сильным, нежным, добрым, идущим в мире по широкой чистой дороге. Поэтому в его стихах образ пути наиболее важен. Послушаем стихотворение « О красном вечере задумалась дорога…»

Чтец 4:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зелёная из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Всё гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Ведущий 1:
Красота жизни, красота Природы была смыслом, целью и пафосом ещё одного поэта «серебряного века»– Константина Дмитриевича Бальмонта. Александр Блок в статье «О лирике» (1907)писал: « Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну». Это верно даже тогда, когда слушаешь его стихи об Осени.

Чтец 5:
За утром, преждевременно студёным
Июльский полдень в полдень сентября.
В лесах цветёт древесная заря
рубиново-топазным перезвоном.

Чу! Гончие бегут лесистым склоном,
Разливным лаем зайцу говоря,
Что косвенным прыжком метаться зря,
Что смерть прошла над тайником зелёным.

Обрызган охрой мелкий изумруд.
Шафранные ковры затрепетали,
И лисьим мехом выкрасились дали.

Излом всех линий в сети веток крут,
«Туда! Туда! Ото всего, что тут»_
Отчаливая, птицы прокричали.


Ю. Клевер «Осенний парк»

Ведущий 2:
Послушайте стихотворение «Золотая осень» Бориса Пастернака. В нем мы видим неспешное любование красотой наступающей осени, философское размышление о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные - липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной».

Чтец 1:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Учитель:
Ребята, предлагаю Вам послушать стихотворение об осени нашего белгородского поэта Николая Николаевича Грищенко.
Любя А. А. Фета, Н. Н. Грищенко иногда подражал ему (стихи о природе), но в то же время он был индивидуален, образно реалистичен, избегал холодного и натурного эстетизма.
Природа сама по себе равнодушна, но благодаря перу Н. Н. Грищенко, она оживает! Природа уподобляется человеку: лишенная ореола вечности, она страдает.
В стихотворении «Осень кладёт монотонные блики…» отражается состояние души поэта. Лирический герой страдает вместе с природой, сердце оживает только тогда, когда заговорила лира: «Осторожно я трогаю струны рукой, И слова дорогие негромко, но властно Начинают кружить над притихшей рекой…». Не случайно в стихотворении используется образ лиры, ведь она - символ поэтического вдохновения, творчества.

Чтец 3:
Осень кладёт монотонные блики
На покрывало угасшего лета.
Мир умолкает… Печалью великой
Дышит усталая кромка рассвета.
Солнце встаёт, и являются взору -
Травы сухие, округа пустая.
Осень явилась негаданно скоро
И, паутиною в небе летая,
Всё пронизала невидимой грустью,
Всё пропитала теплом уходящим…
Только кричат одинокие гуси,
Нитью оторванной к югу летящие.

Чтец 2:
На сгоревшей траве, на поляне лесной
Я стою посредине осеннего мира,
И усталое солнце висит надо мной,
Как забытая в небе,
надолго умолкшая лира.
Осторожно я трогаю струны рукой,
И слова дорогие негромко, но властно
Начинают кружить
над притихшей рекой,
Продолжая мелодию осени ясной…

Учитель:
Белгородская поэтесса Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение “Белая осень”. Оно посвящено поздней осени. Послушайте его.

Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они - результат работы воспитателя, ее итог, «венец делу».

Как лучше подготовить литературный праздник - утренник или вечер развлечений?

Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия, получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей дошкольного возраста. Тема, сформулированная как «Праздник книги», оказалась слишком широкой. На таком празднике говорилось, игралось, пелось обо всем: о народных сказках и сказках Пушкина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот калейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушил детей, не дал возможности сосредоточиться на содержании произведений, насладиться их восприятием и исполнением.

Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом (например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского» или др.). Подобная тема даст возможность точно определить цель утренника (доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме и т.п.), сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.

Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Часто ведущие и другие действующие лица на вечере выступают в каком-то образе. На вечере, посвященном устному народному творчеству, это могут быть сказочник и сказочные персонажи, на вечере, посвященном творчеству С.Я. Маршака, - почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К.И. Чуковского - доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный контакт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставляют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению» с литературным произведением.

При разработке сценария литературного вечера необходимо помнить, что он должен быть построен на максимальной творческой активности всех детей - участников утренника. Ведущий - безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они - главные действующие лица любого праздника.

Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т.п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литературных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, разнообразие внешней деятельности могут увести внимание от самого главного в литературном вечере - встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естественностью, непринужденностью в поведении каждого из участников - вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском празднике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, - значит ставить им долгую память о встрече с книгой.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.

Вам понадобится

  • - театр игрушки;
  • - театр картинок;
  • - теневой театр;
  • - пальчиковый театр;
  • - театр перчаточных кукол;
  • - ширма;
  • - стол;
  • - компьютер;
  • - мультимедийное оборудование;
  • - «минусовки» детских песен и музыкальных спектаклей;
  • - звуковое оборудование;
  • - костюмы;
  • - декорации;
  • - сценарии вечеров развлечений и спектаклей по сказкам.

Инструкция проведения:

  • 1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подготовьте спектакль. Дети этого возраста в основном являются зрителями, сами они еще мало что могут. У них наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления преобладают над остальными, поэтому им все необходимо показывать. Театр игрушек представляет собой показ сказки на столе. Никакой ширмы нет, персонажи передвигаются по поверхности. Дети это видят. В качестве декорации можно использовать строительный материал. Для театра картинок найдите подходящие иллюстрации, распечатайте их на цветном принтере и наклейте на фланель или бархатную бумагу. Такие картинки во время рассказа появляются на фланелеграфе, и малышам это очень нравится. При наличии компьютера можно подобрать мультфильмы и устроить кинопросмотр. Он не должен быть слишком длинным, четверти часа вполне хватит.
  • 2. Возможности детей среднего и старшего дошкольного возраста уже достаточно велики. Разные виды театра по-прежнему можно использовать, но ребятишки из старшей и подготовительной групп уже могут показывать сказки и сами. Это обычно вызывает очень большой интерес. К тому же современные технические средства позволяют сделать очень многое. Например, можно поставить самый настоящий мюзикл, если в садике есть подходящая звуковая аппаратура. Во многих детских садах это делается. Дошколятам такие «профессиональные» спектакли очень нравятся.
  • 3. Не ограничивайтесь театром. Подготовьте, например, вечер, посвященный творчеству любимого писателя. В этом случае должна быть большая предварительная работа. Почитайте детям книжки, расскажите о жизни писателя, покажите его портрет. Можно дать задание нарисовать иллюстрации или сделать поделки по теме. Доступна дошкольникам и компьютерная презентация. С современными информационными технологиями многие дошколята уже знакомы. Подобрать нужные фотографии, рисунки и музыкальные произведения можно поручить кому-нибудь из родителей. Не забывайте о том, что дети не должны все время сидеть, поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности. Например, в начале покажите презентацию, затем после танца или физминутки попросите кого-либо из детей почитать стихи. Закончить вечер развлечений можно драматизацией или подвижной игрой.
  • 4. Иногда проводите вечера досуга вместе с родителями. Можно предложить, например, подготовить рассказ о своей семье. Попросите родителей подобрать интересные фотографии и видеоматериалы. Пусть каждая семья подготовит короткий рассказ. Такую «презентацию» можно разбить на несколько вечеров или приурочить, скажем, к Дню именинника.
  • 5. Проведите виртуальную экскурсию. Детям можно предложить заранее расспросить бабушек и дедушек о самых интересных местах в вашем городе, об известных людях, которые здесь жили. Подберите видеофильм или сделайте флэш-анимацию. Таким же образом можно устроить экскурсию в музей.

Рассмотрено на заседании Согласовано: Утверждаю:

ШМО социально-гуманитарного Зам. директора по ВР Директор школы

цикла _____ Петрова Л.Г. ____ (Чернышева Н.В.)

Руководитель ____Горбунова Н.А.

Протокол № _____

Сценарий литературного вечера

«Любимых книг знакомые страницы»

(закрытие Года литературы)

для учащихся 5-10 классов

Разработала учитель

русского языка и литературы

МБОУ Чувашскомайнская СОШ

Горбунова Н.А.

Краткое описание: вечер закрывает ряд мероприятий, проведенных в школе в Год литературы.

Цель проведения: формирование и развитие личности, обладающей знаниями литературы и умеющей понимать прекрасное.

Задачи:

    воспитывать чувство уважения к культурному наследию своей страны и других народов;

    обобщить знания детей об основных родах и жанрах литературы;

    развивать стремление к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести);

    создать ситуацию успеха для детей, углубленно занимающихся изучением литературы, помочь им раскрыть свои творческие способности.

Оформление: зал украшен портретами поэтов и писателей разных времён и народов, высказываниями о пользе чтения, дети выступают в специально подготовленных костюмах.

Форма проведения: литературный вечер.

Участники: уч-ся 5-10 классов.

Ход мероприятия

Учитель:

Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Все мы знаем, что 2015 год был объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», - говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина № 426 от 13 июня 2014 года.

Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.

По всей стране, и в нашей школе в том числе, прошло много интересных, познавательных мероприятий и акций, связанных с Годом литературы. И сегодня мы собрались с вами, чтобы торжественно завершить этот замечательный год. Предлагаем вашему вниманию несколько страниц из русской литературы, творчески представленных учащимися школы.

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.

Ведущий 2. Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.

Ведущий 1.

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
Ведущий 2.

Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас.
Подарит вам в часы досуга,
Неповторимый счастья миг.
Свидание с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.

(Выходит ученик в костюме огромной Книги)

Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо и грустно. Я никому не нужна. Ох!

Ведущий 1 . Кто ты? И почему ты так печально вздыхаешь?
Книга . Я - Книга, я - хранитель литературы. Меня роняли, на мне рисовали, а потом совсем забыли и надолго оставили в библиотеке. (Со вздохом) За-бы-ли. Вот почему мне так грустно, никто не хочет читать, никто не хочет со мной дружить.

(Книга идет, прихрамывая, усаживается на стул, охает и вздыхает.)

Ведущий 2 . Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать.
Книга . На какой праздник?
Ведущий 1 . Мы приглашаем тебя на школьный литературный вечер.
Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора.
Ведущий 2. Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят русскую литературу.
Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь.

Ведущий 1. Лишь несколько страниц перелистаем,

Пройдут пред нами басня и рассказ,

Стихов и чудных песен строки

Сегодня мы услышим много раз!

Ведущий 2. У нас непростая задача – поднять настроение нашей гостьи Книги.

Ведущий 1. Я думаю, что мы все вместе сможем это сделать. Ведь каждая страничка сегодняшнего вечера позволит нам прикоснуться к удивительной тайне русского слова и оживут страницы нашей уважаемой - Книги.

Ведущий 1. Итак, начинаем!

Ведущий 2. И первая страничка нашей книги – это сказки. Они знакомы нам с детства.

Ведущий 1. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и лукавые. (Вопрос к залу)

Ведущий 2 . Как отличить сказку от рассказа? (Ответы учащихся) (в сказах неживые существа могут говорить, сказка имеет свои атрибуты – троекратный повтор, сказочное начало и конец и т.д.)

Ведущий 1. Ребята, а какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Ответы из зала)

Ведущий 2. Ученицы 5 класса покажут фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Страница “Басня”

Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 2. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ведущий 1:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ведущий 2. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело.

Ведущий 1. А вы знаете, что такое квартет? (возможны ответы из зала)

Ведущий 2. К вартет-это музыкальный ансамбль из 4 музыкантов.

Ведущий 1. Верно. На сцену приглашаются ученики 6 класса. Они покажут инсценировку басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет».

6 класс - по казывает инсценировку басни «Квартет»

Страница “Юмористические рассказы”

Ведущий 2. За короткую жизнь Антон Павлович Чехов в своих произведениях сумел отобразить почти все стороны российской действительности конца 19 века.

Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.

Ведущий 1. И “малая форма”, то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием. Особенно удавалась Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.

Ведущий 2. Удивительны юмор и сатира у Чехова. Они выступают и в обособленном, “чистом” виде, и в сочетании с раздумьями над смыслом жизни. Он поражает достоверным воспроизведением будничной жизни простых людей.

Ведущий 1. 7 класс - показывают инсценировку рассказа “Лошадиная фамилия”

Страница «Повести о войне»

Ведущий 1. Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - священней нету слова.

Ведущий 2. В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.... (Твардовский)

Ведущий 1. Великая Отечественная война…Тогда многие поэты и писатели страны вместо пера взяли в руки оружие. Они принимали участие в армейской печати, были командирами, политработниками и рядовыми бойцами. Перо было приравнено к штыку, проза надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Ведущий 2. Тему плена (по известным причинам) мало кто в нашей литературе поднимал. Константин Воробьев - один из немногих, кто нашел в себе мужество «замолвить слово» за незаслуженно выпавших из списка героев войны людей, в условиях куда более сложных, чем условия жизни на фронте, продемонстрировавших преданность Родине.

Ведущий 1. В исполнении учащихся 8 класса вы увидите отрывок из рассказа К.Д. Воробьёва «Немец в валенках».

Страница «Поэтическая»

Ведущий 1: Одно из самых древних искусств в истории человечества – поэзия. Когда родилась она, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так родились первые стихи.

Ведущий 2: Поэтов называли пророками. Они пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Есенин…

Ведущий 1: Как мы уже сказали, что мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Поэтому в «Поэтической» странице, нам хотелось бы еще раз вспомнить Александра Сергеевича Пушкина.

Ведущий 2:

9 класс – знакомит с основными мотивами лирики А.С.Пушкина

Ведущий 1. Итак, завершился 2015 год – Год литературы. Подходит к концу и наш праздник. Давайте спросим у нашей книги, каково ее настроение сейчас?

Книга: (Поднимается на сцену) Ребята, я очень рада, что побывала на вашем замечательном празднике! Вы такие умные, талантливые и так любите литературу. Я думаю, что нашла здесь преданных и верных друзей, с которыми мы будем долго-долго дружить!

Ведущий 1. Ребята, посмотрите, наша Книга выздоровела и преобразилась. Давайте пообещаем ей, что мы больше никогда её не обидим, хорошо?

Ведущий 2. Подошел к концу наш литературный вечер. Мы надеемся, что каждый из вас любит книгу и не устанет путешествовать по удивительной стране Литературии вместе с замечательными героями сказок, рассказов, повестей и романов.

Под музыку «Возьмите в руки книгу, дети!» идет показ мультимедийной презентации «Фото с любимой книгой»

Все выходят на сцену

Ведущий 1. Книга – учитель, книга - наставник.

Ведущий 2 .Книга – близкий товарищ и друг.

Книга: Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Ведущий 1: Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Ведущий2: Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты земли, наконец.

Книга. Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Ведущий 1. Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

Учитель: Государство, вузы, школы, писательские организации, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать - нужно, полезно и модно.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек в высоком смысле слова становится человеком благодаря литературе Все ценности человек че рпает из книг. Книга - источник всех знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

В России в Год литературы было проведено большое количество мероприятий. Наша школа не исключение: проводились презентации книг, встречи с писателями, викторины, конкурсы чтецов. Мы принимали участие в разнообразных конкурсах сочинений, олимпиадах, фестивалях и других мероприятиях. Но главная наша задача - привлечь внимание к чтению. Ведь современный человек не может считать себя образованным, если он не читает. Чтобы быть в курсе всех новостей, открытий, поспевать за новинками в литературе, современному ученику необходимо читать не менее ста страниц в день. К сожалению, этим похвастать мы не можем. Многие ребята даже не записаны в библиотеку. Вы скажете, что все можно найти в Интернете. Но компьютер не может заменить настоящую книгу, в настоящем переплете и с настоящими страницами.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Я думаю, несмотря на то, что Год литературы завершился, мы обратимся к сокровищнице мирового искусства - литературе, научимся читать, любить книгу и понимать её. Надеюсь, что у каждого из вас появится так называемая «золотая полка» с любимыми книгами наших классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

И в конце нашего праздника мы хотим обратиться к высказыванию К.Г.Паустовского: «Читайте! Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги».

Приложение 1

СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ
И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
45 Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

75 Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнёт,
80 Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
85 Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
90 Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
95 Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».

Приложение 2

Крылов И.А «Квартет»

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Приложение 3

Антон Чехов

Лошадиная фамилия

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, - сказал он, - лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена...

Где же он теперь?

А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает... Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так... у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

Ерунда! Шарлатанство!

А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!

Пошли, Алеша! - взмолилась генеральша. - Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

Ну, ладно, - согласился Булдеев. - Тут не только что к акцизному, но и к чёрту депешу пошлешь... Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик. - Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... Его благородию господину Якову Васильичу... Васильичу...

Васильичу... Якову Васильичу... а по фамилии... А фамилию вот и забыл!.. Васильичу... Чёрт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил... Позвольте-с...

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

Ну, что же? Скорей думай!

Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая - из головы вышибло...

Жеребятников?

Никак нет. Постойте... Кобылицын... Кобылятников... Кобелев...

Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкпн... Всё не то!

Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

Сейчас. Лошадкин... Кобылкин... Коренной...

Коренников? - спросила генеральша.

Никак нет. Пристяжкин... Нет, не то! Забыл!

Так зачем же, чёрт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? - рассердился генерал. - Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.

Ой, батюшки! - вопил он. - Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

Жеребчиков... Жеребковский... Жеребенко... Нет, не то! Лошадинский... Лошадевич... Жеребкович... Кобылянский...

Немного погодя его позвали к господам.

Вспомнил? - спросил генерал.

Никак нет, ваше превосходительство.

Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую... В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию...

Приказчика то и дело требовали в дом.

Табунов? - спрашивали у него. - Копытин? Жеребовский?

Никак нет, - отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух. - Коненко... Конченко... Жеребеев... Кобылеев...

Папа! - кричали из детской. - Тройкин! Уздечкин!

Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами...

Гнедов! - говорили ему. - Рысистый! Лошадицкий!

Но наступил вечер, а фамилия всё еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.

Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал... В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

Нет, не Меринов, ваше превосходительство, - ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.

Да может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная... Это очень даже отлично помню.

Экий ты какой, братец, беспамятный... Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Утром генерал опять послал за доктором.

Пускай рвет! - решил он. - Нет больше сил терпеть...

Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича... Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны...

Буланов... Чересседельников... - бормотал он. - Засупонин... Лошадский...

Иван Евсеич! - обратился к нему доктор. - Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой...

Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.

Надумал, ваше превосходительство! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. - Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!

На-кося! - сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша. - Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!

Приложение 4

Пленные: Александр; Иван; Володя; Фёдор.

Немец – конвоир – Бауер.

2–а немца конвоира.

Мы против войны!! Но так это было...

(Лагерь для пленных в Прибалтике, оккупированной немцами, сидят раненые, измождённые голодом больные, около них прохаживается немец, внимательно их разглядывая…).

Иван - Весна, а немец так тепло обут?

Володя - И я заметил.

Александр – Похоже, что и он под Москвой ноги обморозил, видишь хромает?

Володя – Так ему и надо! Как я хочу пить.

Александр – А от голода, у меня мутнеет разум, 3 –ий день без пищи

(стонет от боли, берёт и разматывает тряпки на обмороженных ногах…)

Володя – (смотрит на ноги Александра), сочувствую тебе брат (обнимает его), сильно обморожены, сейчас бы тебе не в плену, а в медсамбате полечиться! Пальцы чернеют, операция тебе нужна.

Александр - Т-с-с-с-с! немец-охранник притопал.

Иван– Гля, что-то он хромает?!

Александр – Так у него похоже, тоже обморожение ног, а это значит…

Володя – А это значит, что мы под Москвой друг против друга воевали!

Немец – Штейт ауф! (на ломанном русском) вы-с-тать - шнель – хо-ди-те!

Фриц, проклятый…быстрей говорит (помогает встать Александру).

Александр - Ну сейчас начнётся…! Выберет кого на расстрел.

(немец поставил стул, сел напротив, положил ногу на ногу).

Володя – Да, он явно что-то задумал, не смотри ему в глаза, я говорю, не смотри ему в глаза!

Немец – Ду!

Володя – «Ду» - это «ты» по - немецки. Не пущу…! Пусть меня расстреляют...

(вырывается вперёд, прикрывает друга).

Немец – Нихт! (показывает на Володю), Нэт! Ду! (тычет пальцем в Александра, Александр отодвигает друга)

Володя – Когда поведёт на расстрел, попытайся бежать, авось повезёт?

Александр - Многие пытались, никто не убежал.

Володя – Когда убегаешь прямо беги, выстрел догоняет через 10 шагов, а если побежишь на лево, а не прямо, проживёшь на 10 шагов больше

Александр - Спасибо друг!

Немец – Поманил пальцем Александра (заговорчески)

Александр – (пошёл прямо на немца не устоял, уткнулся в немца)

Немец – Плёхо, шлехт, плёхо! (отодвинулся на стуле, Александр выпрямился, немец показывает на ноги…). Ба-л-ит?

Александр – Нет! (немец вскакивает)

Володя – Сейчас он его ударит?!

Немец – Ты брехун? (полез в карман)

Иван – Смотри, он полез в карман, прямо здесь и расстреляет.

Александр – (зажмурил глаза, шатается)

Иван – Ну, всё, сейчас вытащит пистолет! (пытается встать, встаёт, идёт к немцу) Меня, лучше меня..!

Александр – (крепко встал на ноги)

Немец – Что хочет этот сумасшедший?

Александр – Он хочет пить.

Немец - Ви не плучайт воды?

Александр – Найн, то есть значит - нет!

Немец – Шлехт, ощень плёхо! (к Ивану, машет рукой) – Уйти!

Немец – (обращается к Александру) Шмерцен? Бо-о-лит?

Александр – Ну болит, болит, терпежу нет от боли, а тебе что радостно, садист проклятый.

Немец – Их бин Бауер, форштейн? Ви хайс ду?

Александр – Меня? Алексадр. А, я шофёр (показывает, как крутится баранка)

Немец – Алеш-анд

Володя -Говорит, что крестьянин и что нам от этого должно быть радостно?

Немец – (разувается)

Володя - Ну, всё кажется, он его сейчас сапогом бить будет?!

Немец – Москва, Москва, хо-ло-дь (разматывает портянки и показывает перевязанные пальцы, показывает на пальцы Александра) Больно! (показывает на свои пальцы)

Иван- точно он под Москвой против нас воевал и отморозил пальцы.

Сейчас, он отомстит нам за это!

Немец - Бо-ль-но ощень, бо-ль-но! Лойзе, лойзе!

Александр – Вши говоришь, заели? Ну, подумешь, вши! (показывает) И у меня вши!

Володя– Скажи ему чего-нибудь, чтобы он отвязался.

Александр – Пальцы-то тебе, чёрные, гниют – их того тебе оттяпают!

Капут, значит!

Немец – Капут?

Александр - Да, да и твоим капут и моим капут!

Немец – А? Гут! И тебе того и мне того, тяпнут (похлопал по плечу, и ушел)

Александр – Отрежут так, отрежут, а пока жив остался.

Немец – (заходит) А-лех-ан-др?!

(Александр встаёт и бредёт к немцу, немец протягивает, разворачивает в тряпочке – хлеб) Ешь!

Александр – (берёт хлеб и начинает отщипывать по кусочку, не торопясь!)

Немец - Шнель, ессен! Ешь бы-с-трей!

Александр – (Пока немец отвернулся, засунул хлеб за пазуху, немец уходит)

Иван – Саш, дай хлеба?!

Александр – (делит хлеб между всеми, когда подаёт Фёдору, он резко вскакивает и кричит)

Фёдор – Ты предатель, вы все предатели, вас надо под трибунал, вы с рук немца кормитесь! (и выскакивает)

Володя – Сейчас он нас сдаст!

Иван - точно! Немцы!

(заходит сначала Фёдор, уселся-улёгся, потом группа немцев: 2-ое ведут, бауера)

1-ый немец – Кому даваль хлебь? (трясёт побитого немца), говори! Кому даваль хлебь?

Александр – Ну сейчас-то точно расстреляют! Прощайте, товарищи, обнимает Ивана и Володю.

Немец – (показывает на Фёдора)

Фёдор – (Встаёт, немец его берёт под дуло и они идут все к дверям, Фёдор оглядывается…). Прощайте, товарищи!

Иван – Какой ты нам товарищ, ты и есть предатель!

Александр – (соскакивает) Мне, мне он давал хлеб! (но немец его отталкивает, он падает, бъёт по земле руками и плачет…, раздаётся автоматная очередь).

Приложение 5

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки, письма – все виды литературы, к которым прикасался А.С.Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики.

Кузнецова Мария. Тема дружбы проходит через всю лирику АС.Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Дружба для Пушкина – щедрость душевная, благородность, доброта. По словам А.С.Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей.

Читает стихотворение «Пирующие студенты»

Егорова Анжелла. Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона.

Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского «словаря».

Читает стихотворение «К Чаадаеву»

Петрова Мария. Любовная лирика Пушкина - это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделенная, - огромное счастье, облагораживающее человека.

Читает стихотворение «Я помню чудное мгновение»

Скворцов Виталий. Пушкин был первым русским поэтом, который не только сам знал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям. Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природы исполненная грусти. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится стихотворение «Осень», в котором он наиболее ярко и полно выразил свое отношение ко всем временам года.

Читает отрывок из стихотворение «Осень»

Еромолаева Августина. А.С.Пушкин считал поэзию «ангелом-утешителем». Она не раз спасала поэта, давала ему силы для жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина.
В своем творчестве Пушкин выстроил целую концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «нерукотворного памятника» – поэтические манифесты: стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836).

Для поэта главное – служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни».

Именно об этом напишет в стих. –ии «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Читает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Внеклассная работа (внеурочная) по литературе, как и любая другая школьная дисциплина, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.

Тема “Внеклассная работа по литературе” приобретает все большую актуальность в наше время, время наибольшей общественно-политической и культурной жизни страны. Внеурочная работа повышает интерес к изучению литературы, усиливает чувство любви, уважения к ней, волю к преодолению недостатков в своей речи. Внеклассные занятия способствуют формированию у детей правильных понятий о литературе, расширяют представления, полученные в процессе учебных занятий.

Методисты Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез в своих трудах рассматривали общие вопросы организации внеклассной работы, особое внимание уделяли практическому материалу внеклассных занятий, но лишь по русской литературе.

Тема данного исследования “Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы”. Цель работы: рассмотреть теоретические вопросы организации внеклассной работы, в частности, литературных вечеров, и на их основе разработать литературный вечер для учащихся среднего звена.

Поставленная цель: потребовала решения следующих задач:

  • установить отличие внеклассной работы от урока литературы и факультатива;
  • определить общие и специфические принципы организации внеклассной работы по литературе;
  • раскрыть содержание внеклассной работы по литературе;
  • рассмотреть виды и формы внеклассной работы, виды литературных вечеров;
  • разработать литературный вечер.

Глава 1. Внеклассная работа, ее виды

Учебно-воспитательная работа не ограничивается только тем, что делается на уроках. Правильная постановка учебного дела предполагает и широко развернутые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия).

Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Проводится она, как правило, учителями соответствующих предметов, родителями, а также активом учащихся, подготовленным для ее осуществления.

Цель и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебной программой и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения о писателях и анализируют произведения.

Факультативный курс выбирается учеником по желанию, самостоятельно. После того, как ученик выбрал тот или иной курс, он должен посещать его в обязательном порядке. Факультативные занятия проводятся по времени столько же, сколько и уроки. Оценка за этот курс ставится в журнал. Кроме того, факультативный курс проводится по программе и регламентируется расписанием.

Внеклассная работа по литературе имеет свое содержание, свою собственную специфику организации и проведения, свои формы и виды, преследует следующие цели: привить любовь к литературе, повысить языковую культуру, развить интерес к литературе как к учебному предмету.

Указанными целями и определяется задачи внеклассной работы, а именно: расширить, дополнить и углубить знания о писателе, умения и навыки, получаемые на уроках; научить детей самостоятельно работать с дополнительными пособиями; добиться, чтобы ученики полюбили книгу как источник знаний; развить творческие способности учеников.

При организации внеклассной работы, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют свои основные исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основным наукам. Во внеклассной работе по литературе находят применение все эти принципы:

  • принцип научности;
  • принцип последовательности и системности в изложении материала;
  • принцип преемственности в усвоении знаний;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип доступности предлагаемого материала.

Помимо общедидактических принципов, внеклассная работа имеет и свои, например:

  • принцип тесной связи внеклассных занятий с классными;
  • принцип добровольного участия школьников в занятиях;
  • принцип равного права всех учеников на участие во внеклассной работе;
  • принцип заимственности;
  • принцип индивидуального подхода к каждому ученику;
  • принцип развития способностей, речи учащихся.

Существует несколько классификаций видов и форм внеклассной работы по литературе.

Зотов Ю.Б. (8, 35) все виды внеурочной работы делит на две большие группы: регулярную и эпизодическую.

К первому виду относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий по уроку, домашних опытов и наблюдений, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др.

К эпизодическим видам относятся тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, реферативные работы по предмету (в старших классах), домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п.

В.В. Голубев (7, 410 – 431) придерживается следующей классификации:

1) внеклассное чтение; 2) кружки; 3) журнал и стенгазета; 4) литературные выставки; 5) литературные экскурсии.

З.Я. Рез (11, с. 366-382) выделяет такие виды:

а) внеклассное чтение; б) читательские конференции и диспуты; в) утренники и вечера; г) литературный кружок; д) клуб; е) литературное краеведение; ж) музей.

У Голубева Л.К. (6, 10 – 25) можно найти следующую классификацию видов: внеклассное чтение; 2) литературный кружок; 3) различные эпизодические мероприятия.

Все виды тесно взаимосвязаны. Внеклассное чтение делится на индивидуальное и коллективное.

Литературный кружок может быть и:

1) читательский; 2) выразительного чтения; 3) художественного рассказывания; 4) драматический; 5) творческий.

Эпизодические мероприятия он подразделяет на:

  • встречи с писателями и героями литературных произведений; 2) литературные диспуты; 3) литературные выставки; 4) литературные викторины;5) литературные экскурсии; 6) литературные вечера.

На наш взгляд эта классификация является универсальной.

Таким образом, проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Ее значение велико. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, которая в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Кроме того, все виды внеклассной работы при правильной их организации выполняют воспитательную функцию.

Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя. Методика здесь проста – хорошие знания учащихся и желание учителя увлечь их предметом. Для этого не приходится жалеть ни времени, ни сил.

Глава 2. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы. Виды литературных вечеров.

Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. Но иногда к вечерам относятся как к очередному мероприятию, да еще к мероприятию развлекательному, непродуманно подходят к выбору темы вечера, привлекают к его подготовке одних талантливых детей.

Литературные вечера проводятся не часто – 2-3 раза в год. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству, являются своеобразным итогом длительной работы – классной и внеурочной. Готовятся все классы, учителя литературы, ИЗО, музыки, классные руководители.

Литературные вечера вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями.

Вечер расширяет и углубляет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя (поэта), его литературным окружением, эпохой, создает у них более полное и эмоционально окрашенное представление о личности писателя, о значении его творчества.

К ним готовятся тщательно, задолго до начала подготовки словесник строго продувал отбор материала к вечеру; отрывки из художественных произведений писателя для инсценировки, отдельные акты или сцены из пьес для выразительного чтения, романсы и песни на слова поэта, которому посвящен литературный вечер, музыкальные номера.

Затем программа вечера обсуждалась с обучащимися, причем при окончательном отборе материала обязательно принимались во внимание доступность произведения силам исполнителей, возможность для сценического разрешения скромными средствами школьного театра. Учителя музыки помогают в выборе сольных и хоровых номеров.

При организации вечера внимание следует сосредоточить на его содержание, на том, каким воспитательным и образовательным целям он служит, а не только внешней стороне.

Не меньшого внимания, чем выбор темы, заслуживает вопрос о программе вечера. Построение программы в значительной мере определяет, будет ли вечер носить массовый характер. От программы зависит и то, каким образом свяжем мы вечер с классным занятием.

В зависимости от программы Петропавловская Н.Д. (13, 22) различает несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов. Каждый из видов имеет свою специфику.

Игровые вечера

Литературные игры – главное составляющее вечеров этого вида. Ребята участвуют в них очень охотно. Но следует учитывать, что не всякая игра будет воспринята с удовольствием. Неумело построенные, плохо организованные игры никакого энтузиазма у ребят не вызовут и пользы не принесут.

Нужно продумать тематику игрового вечера. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы. Материал подбирается на основе ряда произведений одного писателя или по творчеству нескольких. Игры могут строиться и по тексту одного произведения. Чем игры разнотипнее, тем более шансов на успех. Если ограничиться одной викториной, то через некоторое время ребятам надоест отвечать на вопросы. Нужно использовать и викторины, и кроссворды, и литературное лото, и литературное домино. Можно использовать и готовые литературные игры, например: игра “Кто же это?” - назвать героя по портретным характеристикам.

Игра “ответь на вопрос”: зачитывается вопрос по тексту или биографии писателя.

Вечера широкой программы

Вечер данного вида включает в себя и доклад, и концерт, объединенные текстом – комментарием ведущего. Петропавловская Н.Д. (13, 26) считает, что можно вечер дополнить и выставкой, и литературными играми, и драматическими постановками. “Данный вечер приносит большую пользу,” - считает она. (13, 22). Ею выделяются следующие составные части: литературная композиция, выставка, литературные игры, стенгазета.

  1. Литературная композиция звучит в первом отделении, является центром вечера. Вместо одного докладчика, как принято в большинстве вечеров, можно сделать несколько ведущих, а это большее участников вечера.
  2. Нужно так построить композицию, чтобы подчеркнуть связь между литературой и жизнью, между темой вечера и проблемами, которые в данный момент волнуют учеников.

    Вторая часть – драматическое отделение, продолжающее литературную композицию. Содержание постановки соответствует общей теме вечера.

  3. Выставка, с которой ребята знакомятся до начала литературной композиции, в антракте между первым и вторым отделениями. Можно попросить ребят нарисовать рисунки, макеты, сделать вышивки, поделки. Главное условие для творчества - соответствие теме вечера.
  4. С литературных игр начинается вечер, а их содержание определяется темой и общей задачей вечера.

Оформление вечера включает в себя изготовление пригласительных билетов, афиш, программ. Для этого нужно привлечь ребят, которые умеют прекрасно рисовать, оформлять, фантазировать. Обучающиеся, которые хорошо владеют компьютером и техникой, могут помочь в составлении презентации, фильма, оформлении вечера музыкой, подготовке буклетов, программ вечера.

В литературном вечере участвуют большее количество учеников, которые являются и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Таким образом, вечер широкой программы позволяет участвовать большему количеству желающих ребят.

Вечера чтения

Программа этих вечеров сводится к художественному чтению произведений. Данный вечер проводится редко. Он должен организовываться словесниками с определенными целями, а именно – лучше познакомить с творчеством писателя, глубже почувствовать силу его таланта. Учитель должен “внимательно относиться к отбору материала, заняться работой по выразительному чтению” (2, 55)

Вечер чтения, включающий в программу любимые произведения учеников – это вернейшее средство пропаганды художественной литературы. Это сейчас очень важно, так как учащиеся не хотят читать. Они все больше времени проводят у экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Поэтому совершенно не остается времени на чтение произведений. Сочинения ученики пишут по тем пособиям, в которых включены “работы медалистов”. Но в этих книгах нет интересных работ, они написаны по шаблону. Поэтому вечера чтения необходимы для привлечения ребят к книгам. Единственное замечание – малое количество участников, которые бы показали слушателям, как нужно читать стихи, отрывки из произведений.

Вечера вопросов и ответов

Практика показывает, что учащимся нравится отвечать на вопросы. Программа вечеров этого типа может быть построена из ответов на заданные ранее вопросы. Спрашивать можно и о биографии автора, о проблемах произведений, об истории создания произведений.

Подготовка к вечеру вопросов и ответов должна начинаться с обсуждения темы. Определив ее, вывешивают афишу, в которой указывается дата произведения вечера, сообщается тема. Школьники пишут вопросы вынимаются по мере их поступления. Каждый участник вечера из всех вопросов выбирает те, с которыми справится. Самые трудные берет на себя учитель.

Сопоставляя различные по программе виды литературных вечеров можно заключить, что возможности их неравноценны. Одни весьма широкое значение имеют, а другие – значительно узкое.

Игровые вечера не помогают мобилизовать для пропаганды литературы ни художественного чтения, ни игры. Они не требуют для подготовки продолжительной работы большого коллектива.

Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно мал коллектив участников.

Наибольший простор для решения учебно-воспитательных задач открывают вечера широкой программы , так как в работу вовлечен большой коллектив: и певцы, и актеры, и чтецы… Привлечены ребята, которые любят фотографировать и искать материал из дополнительных источников.

В вечерах широкой программы участники проявляют различные умения и навыки: работа с книгой, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки. Такой вид вечера дает практику выразительного чтения.

Вечер должен явиться итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.

Главное не только в проведении самого литературного вечера, а в той интересной коллективной работе по подготовке к нему, которой школьники живут некоторое время, в том, что вечер вызывает глубокие эмоции, оставляет яркие впечатления: удачно сыгранная роль, хорошо прочитанное стихотворение запоминаются надолго, иногда на всю жизнь. “Кроме того, ученики знакомятся с новыми для них литературными источниками, собирают материал, выпускают стенную литературную газету, специальный номер литературно-художественного журнала, составляют альбомы, делают эскизы декораций, разучивают музыкальные номера, вносят свои предложения в проект оформления зала, делают рисунки на пригласительных билетах” (10, 80)

Иногда для участников вечера читаются лекции по литературе, музыке, живописи с демонстрацией картин, кинофильмов. Бывали случаи, когда вечерам предшествовали литературные диспуты, литературные суды над героями” (2, 58)

Если вечера станут системой, будут проводиться в течение нескольких лет по два-три раза в год, ученики ко времени окончания школы приобретут очень полезный и интересный опыт в различных видах самодеятельности.

Глава 3. Разработка литературного вечера (из опыта работы)

См. Литературный вечер по сказке-повести А.А. Милна “Винни-Пух и все-все-все” http://festival.1september.ru/articles/412168

Заключение

Проблема организации внеурочной работы по литературе является актуальной в наше время. Ее пытались решить следующие ученые Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез. Рассмотрев их труды, можно сделать выводы:

  1. В своих работах методисты подчеркивают необходимость проведения внеклассных мероприятий, а именно: литературных вечеров;
  2. Внеклассная работа по литературе строится на основе общедидактических принципов;
  3. Чем разнообразнее формы внеклассной работы, тем живее интерес учащихся к ней;
  4. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы проводится не часто. Обычно он посвящен юбилею поэта, писателя. В подготовке вечера участвуют как учитель, так и дети;
  5. Вечер углубляет и расширяет знакомство детей с жизнью и творчеством писателя, его литературным окружением, эпохой, создает более полное и эмоционально окрашенное представление о личности, значении творчества писателя, поэта;
  6. Различают несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов, каждый из видов имеет свою специфику. Кроме того, вечер широкой программы имеет серьезные преимущества перед вечерами других видов: является итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.
  7. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы;
  8. Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно малое количество обучающихся могут принимать участие. Они не требуют подготовки, продолжительной работы большого коллектива;
  9. Если вечера проводить регулярно в течение нескольких лет, то ко времени окончания школы обучающиеся приобретут полезный опыт в различных видах самодеятельности;
  10. Обучающиеся могут быть и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Каждый из них выбирает ту область, в которой чувствует себя уверенно;
  11. У участвующих в вечерах широкой программы развиваются различные умения и навыки: работа с книгой, дополнительными источниками знаний, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки, дает практику выразительного чтения.

Библиография

  1. Милн, А.А. Винни-Пух и все-все-все
  2. Бессонов, Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе. – Л., 1960. – 199 с.
  3. Внеклассная и внешкольная работа по литературе: сборник статей / Под ред. проф. Я.А. Роткевича. – М., 1970. – 224 с.
  4. Внеклассная работа по литературе (из опыта работы учителей Ростовской обл.). – М., - 1964. – 184 с.
  5. Голубев, Л.К., Полухина, В.П. Внеклассная работа по литературе: (
IV – VIII кл). – М., 1975. – 192 с.
  • Голубев, Л.К. Виды и формы внеклассной работы по литературе, - М., 1952. – 78 с.
  • Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1952. – 464 с.
  • Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984. – 144 с.
  • Из опыта внеклассной работы по литературе. – М., 1980. – 100 с.
  • Кулешова, С.П. Когда кончаются уроки… - Минск, 1968, - 160 с.
  • Методика преподавания литературы / Под. Ред. З.Я. Рез – М., 1977. – 384 с.
  • Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976. – 109 с.
  • Петропавловская, Н.Д. Литературные вечера в школе. – М., 1952. – 100 с.
  • Свищенкова, Н.С. Внеклассная работа по литературе. – М., 1963. – 80 с.
  • Интернет-ресурсы

    • http://festival.1september.ru/articles/507263/
    • http://www.detskiysad.ru/ped/ped224.html
    • http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=5368
    • http://lershkola1.ucoz.ru/link/docs/opatrabotshirshoba.doc
    • http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2341/Itemid,118/

    Loading...Loading...