Царь саул. Саул - первый царь израиля Сын саула библия

протоиерей Николай Попов

Царствование Саула: победы его над филистимлянами, амаликитянами и другими народами и неповиновение Богу

Саул прославился победами над врагами своего народа, но не всегда был послушен Богу; за это отверг его. Во второй год царствования своего Саул начал войну с филистимлянами, собрал войско в Галгал и ждал Самуила, который до своего прихода и до принесения им жертвы Богу запретил начинать сражение. Наступил уже седьмой день, а Самуил не приходил. Войско Саула, боясь врагов, стадо разбегаться . Тогда Саул, не дождавшись Самуила, сам принес жертву Богу. Едва кончил он жертвоприношение, как пришел Самуил и сказал ему: «Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа. Теперь не устоять царствованию твоему; Господь, найдет Себе человека по сердцу Своему и повелит ему быть вождем народа Своего». Впрочем, на этот раз Господь даровал Саулу победу над филистимлянами.

После этого Саул одержал новые победы над филистимлянами, моавитянами, аммонитянами, идумеянами и царями Совы Сирийской ().

Помазание Давида на царство. Дух Божий отступает от Саула

Объявив Саулу, что Господь отнимет у него царство, Самуил долго печалился о нем у себя дома. Господь сказал ему: «Доколе ты будешь печалиться о Сауле? Наполни рог твой елеем и поди в Вифлеем, к Иессею ; между сыновьями его Я усмотрю Себе царя».

Самуил пришел в Вифлеем и пригласил старейшин города вместе с Иессеем и сыновьями его принести жертву Господу. Иессей пришел с семью сыновьями и подвел каждого из них к Самуилу. Но Самуил сказал: «Никого из этих не избрал Господь», и спросил Иессея: «Все ли дети твои здесь?» Иессей отвечал: «Есть еще младший сын, Давид; он пасет овец» . Самуил велел привести его. Привели Давида. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом . Господь сказал Самуилу: «Встань и помажь его: это – он». Самуил взял рог со святым елеем и помазал Давида среди братьев его, и Дух Господень почил на нем с этого дня .

Когда Дух Господень почил на Давиде, то отступил от Саула, и злой дух стал возмущать его. Слуги предложили Саулу поискать человека, искусного в игре на гуслях, который бы игрой успокаивал его, когда злой дух будет возмущать его. Один из них указал на Давида, как на искусного игрока и человека храброго, воинственного и разумного. Давид представлен был Саулу, понравился ему и сделался его оруженосцем. И случалось, когда дух злой возмущал Саула, Давид играл на гуслях, и отраднее, и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него ().

Победа Давида над Голиафом

Филистимляне собрали войска свои, вступили в Иудею и стали на одной горе, в колене Иудином; израильтяне вышли против них и стали на другой горе; между ними была долина.

Из стана филистимского сорок дней, утром и вечером выходил великан, Голиаф , в медном шлеме, в чешуйчатой медной броне, в медных наколенниках на ногах, с медным щитом и железным копьем, и кричал израильтянам: «Выберите у себя человека, и пусть он сразится со мной. Если он убьет меня, то мы будем вашими рабами, а если я убью его, то вы будете нашими рабами». Появление Голиафа и слова его приводили в ужас самых храбрых израильтян.

В войске израильском были три старших сына Иессея, а Давид в это время пас овец отца своего . Однажды Иессей послал Давида отнести братьям пищи . Когда Давид пришел к братьям, при нем вышел Голиаф и стал говорить свои речи. Все израильтяне, увидев его, бросились от него в испуге. И говорили израильтяне: «Если бы кто убил его, то царь одарил бы того великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным. Давид вызвался сразиться с Голиафом. Его представили Саулу. Саул, увидев Давида, сказал ему: «Не можешь ты сразиться с этим филистимлянином: ты еще юноша». Давид отвечал: «Когда я пас овец отца своего, то убивал льва и медведя, нападавших на стадо, и с этим филистимлянином будет то же». Тогда Саул одел Давида в свои одежды, возложил на голову его медный шлем и надел броню на него. Но Давид, походив в таком вооружении, сказал, что не привык к нему, и снял его с себя; потом взял посох свой, пять гладких камней из ручья, пращу , и выступил против филистимлянина. Выступил и филистимлянин со своим оруженосцем. Увидев Давида, он презрительно посмотрел па него и сказал: «Что ты идешь против меня с палкою и камнями: разве я собака? Подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым». А Давид отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом, и копьем, и щитом, а я иду во имя Господа Бога Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносишь». И вот, когда Голиаф стал приближаться к Давиду, Давид поспешно побежал ему навстречу, взял из сумы камень и бросил его пращей в самый лоб Голиафа. Камень пробил лоб Голиафа, и он упал лицом на землю. Тогда Давид подбежал к Голиафу, наступил на него, схватил меч его и отсек им голову его. Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали. Израильтяне, прогнав их, овладели станом их. После этой победы Ионафан, сын Саула, полюбил Давида, как свою душу, и подарил ему свою одежду и вооружение ; а Саул сделал его военачальником, и это понравилось всему народу ().

Гонения на Давида от Саула

Когда израильтяне возвращались домой после победы Давида над Голиафом, из всех городов выходили женщины навстречу Саулу с музыкой и пением и восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч» . Саул сильно огорчился на это и сказал: «Давиду дали десятки тысяч, а мне – тысячи; ему недостает только царства». И стал Саул с этого времени подозрительно смотреть на Давида, начал искать случая убить его и много раз покушался на это. Но Давид с кротостью и терпением перенес от него долговременное гонение, почитая его, как помазанника Божия.

На другой же день после торжественной встречи злой дух напал на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид перед ним играл на гуслях. Саул начал бросать свое копье, чтобы пригвоздить Давида к стене, но Давид два раза уклонился от него.

Желая, чтобы Давид погиб в сражении с врагами, Саул однажды сказал ему: «Я отдам за тебя старшую дочь мою, Мерову, только храбрее сражайся с врагами». Но когда наступило время отдать ее за Давида, Саул отдал ее за другого. Потом Саул, узнав, что другая дочь его, Мелхола, любит Давида, обещал выдать ее за него, если он убьет сто филистимлян. Давид убил их двести, и Саул должен был выдать за него Мелхолу.

Выдав дочь свою Мелхолу за Давида, Саул еще более стал бояться его и враждовать против него. Однажды он отдал открытый приказ убить его. Но Ионафан успел убедить Саула в невинности Давида, и Саул поклялся не убивать его. Новая победа Давида над филистимлянами встревожила Саула, и он опять, в припадке неистовства, хотел копьем пригвоздить Давида к стене, но Давид отскочил и убежал в свой дом. Саул послал слуг своих к дому Давида, чтобы стеречь его и убить. Мелхола тайно спустила его из окна, положила на его постель статую, закрыла ее и сказала слугам, посланным от Саула, что Давид болен. Когда Саул велел принести Давида на постели, хитрость Мелхолы открылась; но Давид успел уже убежать к Самуилу в Раму и стал жить в Навафе . Саул три раза посылал взять Давида, но посланные, увидев сонм пророков, пророчествующих под начальством Самуила, сами стали пророчествовать. Наконец, Саул сам пошел в Раму. Когда он шел, Дух Божий сошел на него, и он шел и пророчествовал, и, придя к Самуилу, пророчествовал перед ним и простерся в невольном благоговении . После возвращения Саула домой, Ионафан хотел было своим ходатайством снова примирить его с Давидом, но Саул едва и его не убил копьем. После этого, простившись с Ионафаном, Давид бежал в Номву к первосвященнику Ахимелеху , выпросил у него на дорогу священные хлебы предложения и меч Голиафа и бежал из отечества своего.

Из земли Израильской Давид убежал в землю Филистимскую к Анхусу, царю Гефскому. Когда здесь филистимляне узнали Давида и привели к царю своему, Давид представился лишенным ума, был отпущен и удалился в пещеру Адолламскую . Сюда пришли к нему родные его и все притесненные и несчастные, около 400 человек . Родителей своих Давид проводил к царю моавитскому , а сам возвратился в землю Иудину и остановился в лесу. Саул, узнав, что Давид был у первосвященника Ахимелеха, велел убить Ахимелеха и 85 священников и истребить Номву. Спасся один Авиафар, сын Ахимелеха, и убежал к Давиду. Узнав, что филистимляне напали на город Кеил, Давид освободил его от врагов. Саул хотел схватить Давида в Кеиле, но он удалился в пустыню Зиф. Саул погнался за ним в пустыню Зиф, а потом в пустыню Маон, но, по случаю нападения филистимлян на землю Израильскую, должен был прекратить преследование.

Переходя из одного места в другое, Давид пришел в пустыню Ен-Гадди и стал скрываться здесь в пещерах. Саул, узнав об этом, отправился с войском искать его. Однажды он один зашел в ту самую пещеру, в которой скрывался Давид и люди его. Давиду люди его сказали: «Вот, Господь предает тебе в руки врага твоего». Но Давид только отрезал тихонько край его одежды и потом, когда Саул вышел из пещеры, показал его издали Саулу, как доказательство, что не имеет злого умысла против него. Саул тронут был этим до слез, просил Давида пощадить потомство его, когда будет царем, и удалился в дом свой.

Около этого времени умер Самуил. Собрались израильтяне, оплакали его и погребли в Раме.

Давид же, боясь новых преследований, удалился в пустыню Фаран. По соседству, в Маоне, жил один богатый скотом человек, Навал. Давид, узнав, что у него стрижка овец, послал несколько человек поздравить его и попросить у него за сохранение его скота, что он найдет возможным дать. Навал грубо отказал посланным. Давид собрал своих людей и пошел истребить весь дом Навала. Авигея, жена Навала, узнав об этом, тайно от мужа взяла дары, вышла навстречу Давиду и умилостивила его. Вскоре Навал умер, и Давид женился на Авигее.

Через некоторое время Саул опять преследовал Давида в пустыне Зиф. В одну ночь Саул спал в шатре своем, а воины его вокруг его. Давид с Авессою, своим племянником, вошел в стан Саула. Авесса сказал Давиду: «Позволь мне одним ударом пригвоздить его к земле». Но Давид сказал ему: «Не убивай помазанника Господня; ты только возьми копье, которое у изголовья его, и сосуд с водою». И, взяв копье и сосуд, они удалились на противолежащую гору. Отсюда Давид громко стал упрекать Авенира, военачальника Саула, за то, что он худо охраняет царя. Саул, услышав голос Давида, стал раскаиваться в своих гонениях на него, призывал его к себе, называл сыном своим. Но Давид не мог поверить ему, возвратил царское копье и удалился к царю гефскому Анхусу.

Анхус дал Давиду город Секелаг. Отсюда Давид совершал походы на амаликитян и других врагов своего народа, а говорил Анхусу, что нападал на евреев. Собравшись воевать с израильтянами, Анхус взял с собой и Давида. Но князья филистимские, опасаясь Давида, убедили Анхуса отпустить Давида домой. Возвратившись в Секелаг, Давид нашел его разграбленным амаликитянами, нагнал их, поразил и послал из доставшейся добычи подарки старейшинам Иудиным, друзьям своим ().

Поражение израильтян филистимлянами и смерть Саула. Казнь цареубийцы

Когда Давид, избегая преследования Саула, жил в земле Филистимской, филистимляне вторглись в землю Израильскую и стали станом недалеко от гор Гелвуйских. Собрал и Саул народ израильский и стал станом на горе Гелвуе. Увидев войско филистимское, Саул испугался, вопросил Господа, что ему сделать, но Господь не отвечал ему. Тогда он, переодевшись, отправился ночью к одной волшебнице в Аэндор и попросил ее вывести ему Самуила. И увидела волшебница Самуила и громко воскликнула . Самуил спросил Саула: «Для чего ты потревожил меня, чтобы я вышел?» Саул отвечал: «Тяжело мне очень: филистимляне воюют со мною, а отступил от меня и ничего не отвечал мне ни через пророков, ни во сне, потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать». Самуил сказал: «Господь сделает то, что говорил через меня: отнимет у тебя царство и отдаст его Давиду за то, что ты не послушался Господа, не погубил Амалика. Завтра ты и сыновья твои будете со мною, а стан израильский Господь предаст в руки филистимлян». Выслушав это, Саул от страха упал на землю, потом, подкрепив себя пищею, возвратился в свой стан.

На другой день произошло сражение. Филистимляне обратили в бегство израильтян и убили трех сыновей Саула, в числе их и Ионафана. Саул, будучи очень изранен и не желая живым достаться врагам, пал на свой меч и умер. Жители Иависа Галаадскаго сожгли тело его и сыновей его и кости их похоронили ( Парал. 10).

Известие о поражении израильтян и о смерти Саула принес Давиду один амаликитянин. Амаликитянин сказал: «Саул пал на свое копье, а колесницы и всадники неприятельские настигали его. Тогда он сказал мне: убей меня; тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я убил его» . При этом амаликитянин представил Давиду венец с головы Саула и запястье с руки его . Давид велел казнить амаликитянина, как убийцу помазанника Божия, и оплакал Саула и Ионафана в плачевной песне ().

Давид становится царем и казнит цареубийц (4449 г. от сотворения мира, 1060 год до Рождества Христова)

После смерти Саула жители колена Иудина помазали Давида (30-ти лет) царем над собой в Хевроне. Над прочими коленами Израильскими воцарился Иевосфей, сын Саула.

Через семь с половиной лет после воцарения Давида в Хевроне, военачальники Иевосфея убили последнего и голову его принесли к Давиду. Давид казнил их за это . После этого старейшины всех колен Израильских пришли к Давиду в Хеврон и помазали его в царя над всем Израильским народом ( Парал. 11, 12:1–3).

Завоевание Иерусалима (4456 год от сотворения мира, 1053 год до Рождества Христова) и перенесение туда ковчега завета. Намерение Давида устроить храм Господу. Попечение Давида о внутреннем благоустройстве царства

Воцарившись над всем Израильским народом, Давид пошел с войском к Иерусалиму. Иерусалим со своей крепостью Сионом, стоявшей на скалистой горе, считался тогда неприступным и был во власти иевусеев. Давид завоевал Иерусалим, поселился в крепости Cион, назвал его городом Давидовым и построил в ней для себя кедровый дворец ( Парал. 11:4–9; 14:1).

После этого филистимляне два раза делали нападения на Давида, но он в тот и в другой раз разбил их ( Парал. 11:13–19, 14:8–17).

Утвердившись в новой столице, Давид решился перенести туда ковчег Божий из Kириафиарима, из дома Аминадава. Для этого он собрал в Kириафиарим свое войско и народ. Поставили ковчег Божий на колесницу, запряженную волами, и повезли. Давид и все израильтяне играли перед ним на различных музыкальных инструментах. В одном месте волы наклонили его. Сын Аминадава, Оза, протянул руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, чтобы придержать его, точно как обыкновенную вещь, но Господь тотчас поразил его . Давид устрашился везти ковчег к себе в город и поставил его в доме Аведдара . Вскоре, услышав, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божия, Давид с торжеством перенес его в свой город. В этот раз ковчег несли священники и левиты на плечах своих. Во время шествия левиты пели и играли на музыкальных инструментах, а Давид в восторге скакал перед ковчегом. Принеся ковчег в свой город, Давид поставил его в новоустроенную им скинию, принес жертвы Богу и угостил народ.

Для прославления Бога, во время Богослужения в скинии Давид устроил хор из 4000 певцов и музыкантов и составил много псалмов, т.е. песнопений.

Царь Давид вообще во всех обстоятельствах жизни своей любил изливать перед Богом душу свою в псалмах. Собрание псалмов называется Псалтирью. В Псалтири есть весьма много пророчеств об Иисусе Христе. Например, что Он будет Бог (), Сын Божий (), что Он произойдет по человечеству от рода Давида (), умрет в мучениях позорной (), сойдет во ад (), воскреснет (), вознесется на небо (), сядет одесную Бога Отца ().

После перенесения ковчега в Иерусалим, Богослужение стало совершаться при двух скиниях – Моисея в Гаваоне и Давида в Иерусалиме. Давид исчислил левитов от 30 лет и выше, и было число их 30000. Из них он назначил для служения при скинии 24000, писцами и судьями народа 6000, привратниками сокровищехранителями 4000, певцами и музыкантами 4000, и разделил их, как священников, так и левитов, служащих при скинии, на 24 череды, которые сменялись каждую субботу ( Парал. 13, 15, 16, 23:3–32; 24–27).

Не довольствуясь устроением новой скинии для ковчега Божия, Давид однажды сказал пророку Нафану: «Вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий стоит под шатром». Нафан сказал царю: «Делай все, что есть у тебя на сердце». Но в ту же ночь Господь сказал Нафану: «Пойди, скажи рабу Моему Давиду: “Не ты построишь Мне дом для обитания, потому что ты пролил много крови. Когда ты почиешь с отцами своими, Я после тебя восставлю Семя твое. Он создаст дом имени Моему, и Я навеки утвержу престол царства Его; Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном”» . Нафан пересказал слова Господни Давиду. Давид молитвою возблагодарил Господа за милость Его к нему и его потомству и стал приготовлять все нужное для построения храма Господня ( Парал. 17; 1 Парал. 22:8, 28:3).

После дел благочестия Давид более всего занимался внутренним благоустройством своего царства. В управлении царством он всегда руководствовался законом Божиим, данным через Моисея. Закон этот был любимым чтением его: он изучал его день и ночь. Суд производился под строгим надзором его и был правый и милостивый .

Победы Давида над соседними народами и распространение царства его. Война Давида с аммонитянами, падение его и раскаяние. Покорение аммонитян

Среди мира и благоденствия Давиду пришла мысль узнать, сколько у него подданных. Он приказал Иоаву пройти по всем коленам Израилевым и сосчитать народ. Иоав сосчитал народ во всех коленах, кроме Левитина и Вениаминова . После этого Давид сам осознал, что он по тщеславию вздумал сосчитать народ, и стал просить прощения у Бога. Но на другой день приходит к нему пророк Гад и от имени Божия предлагает ему за его на выбор одно из трех наказаний: или три года голод в стране его, или три месяца войну и бегство от неприятелей, или три дня моровую язву. Давид отвечал пророку: «Пусть впаду я в руки Господа, только бы не впасть мне в руки человеческие». И избрал себе Давид моровую язву . Послал Господь язву, и умерло 70000 человек. В третий день язвы Давид увидел между небом и землей, над гумном Орны Иевусеянина, Ангела с мечом в руке, простертым над Иерусалимом . Давид пал на лицо свое и стал молиться Господу о народе своем. Тогда пришел к нему пророк Гад, велел поставить жертвенник Господу на гумне Орны. Давид купил у Орны гумно и всю гору Мориа, на которой стояло гумно; на гумне устроил жертвенник, положил на него жертвы и призвал Господа. Господь услышал его и послал на жертвы его огонь с неба, и язва прекратилась. После этого Давид несколько раз приносил жертвы Богу на этом месте и назначил его для построения храма ( Парал. 21, 22).

Помазание на царство Соломона. Завещание и смерть Давида

Когда Давид состарился, сын его Адония задумал провозгласить себя царем и привлек на свою сторону первосвященника Aвиафара, Иоава и других военачальников. Давид, узнав об этом от Вирсавии и Нафана, повелел первосвященнику Садоку и Нафану помазать на царство сына своего Соломона, которого избрал сидеть на престол царства Господня над Израилем. Садок торжественно, при народе, помазал Соломона на царство. Узнав о помазании Соломона, сообщники Адонии разбежались, а сам Адония бежал в скинию и ухватился за роги жертвенника . Соломон обещал не делать ему вреда, если он будет человеком честным.

Под конец жизни своей Давид призвал Соломона и других сыновей своих и начальников народа, убеждал их соблюдать заповеди Господни и завещал Соломону служить Богу от всего сердца и создать Ему храм. После этого наставления он передал Соломону чертежи храма, составленные им по внушению Божию, и материалы, приготовленные для него; пригласил всех к пожертвованиям на храм и помолился Богу о народе своем и о Соломоне. На другой день после этого Соломон во второй раз помазан был на царство.

Когда приблизилось время умереть Давиду, он еще сделал Соломону последнее завещание исполнять закон Божий и обезопасить себя от подозрительных людей и умер 70 лет ( Парал. 22, 28, 29).

Начало царствования Соломона. Его мудрость. (4489 год от сотворения мира, 1020 год до Рождества Христова)

Соломон начал свое царствование тем, что избавил себя от домашних врагов: казнил Адония, который домогался отнять у него царство; удалил Aвиафара и казнил Иоава и Семея; затем обезопасил свое царство извне, женившись на дочери фараона египетского и возобновив союз с царем тирским, Хирамом.

Когда утвердилось царство в руках Соломона, он отправился в Гаваон, где была скиния Моисея, и принес здесь Богу тысячу всесожжений. явился ему во сне ночью и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон отвечал: «Ты, Господи, поставил меня царем. Дай мне мудрость управлять народом». Это прошение угодно было Господу, и он сказал: «За то, что ты не просишь себе долгой жизни или богатства, но просишь мудрости, Я дам тебе премудрость, так что подобного тебе по мудрости не было и не будет; сверх этого Я дам тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь соблюдать повеления Мои, то Я продолжу и жизнь твою».

Прежде всего Соломон показал мудрость в суде. По возвращении Соломона в Иерусалим, пришли к нему две женщины. И сказала одна женщина: «Государь! я и эта женщина живем в одном доме. Я родила сына; на третий день и она родила сына. И умер сын этой женщины, потому что во время сна она заспала его (легла на него). Она встала ночью, взяла от меня моего сына и положила его к себе, а своего мертвого сына положила ко мне. Утром я увидела, что у меня не мой сын». Тогда другая женщина сказала: «Нет, мой сын жив. а твой сын мертв». И спорили они перед царем. Соломон сказал: «Подайте мне меч». Принесли меч. Царь сказал: «Разрубите живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Тогда мать живого младенца сказала: «Ах, государь, отдайте ей ребенка живого и не умерщвляйте его!» А другая говорила: «Пусть же ни мне, ни тебе, – рубите»! Тогда царь сказал: «Отдайте живое дитя той, которая не хочет, чтобы умертвили его: она его мать». Услышали израильтяне, как рассудил этот случай царь, и стали бояться его, потому что увидели, что в нем мудрость Божия ( Парал. 1:1–13).

Построение храма и освящение его (4492 год от сотворения мира, 1017 год до Рождества Христова)

В четвертый год своего царствования Соломон начал строить храм Господу в Иерусалиме, на горе Мориа, и строил его семь лет с половиной. Храм устроен был по образцу скинии Моисея, только больше и великолепнее скинии.

Для создания храма еще Давид приготовил 108000 талантов золота, 1017000 талантов серебра и множество драгоценных камней, меди, железа, мрамора и деревьев (1 Парал. 22:14; 29:4, 7). По просьбе Соломона, царь Тира Хирам прислал ему для построения храма художника Хирама, кедровых, кипарисовых и других дорогих деревьев с гор Ливана. Храм строили 30000 евреев и 150000 иноплеменников.

Длина храма была 60 локтей, ширина 20 локтей, высота 30 локтей . Стены храма устроены были из огромных тесаных камней, с наружной стороны обложены были белым мрамором, а с внутренней – кедровыми досками, которые были украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов и покрыты золотом. Построен был из кипарисового дерева и покрыт золотом. Внутренность храма разделена была на две части: Святое Святых и Святилище, которые разделялись кипарисовой стеной, украшенной резными изображениями и обложенной золотом. Двери в Святое Святых были сделаны из масличного дерева и закрывались завесой из драгоценной материи с изображениями херувимов, а двери в храм – из кипарисового дерева – были украшены резьбой и обложены золотом. Во Святом Святых поставлены были два изображения херувимов из масличного дерева, обложенные золотом. Крылья херувимов были распростерты, и крыло одного касалось одной стены, а крыло другого – другой стены; другие же крылья их среди Святого Святых сходились крыло с крылом. Перед Святым Святых поставлен был жертвенник, обложенный золотом. На правой стороне Святилища поставлено было пять столов, обложенных золотом и пять золотых светильников и на левой стороне столько же столов и светильников. С восточной стороны храма устроен был притвор (паперть), внутри обложенный золотом. Притвор был вчетверо выше Святилища. Перед притвором были поставлены два медных столба. Притвор назначен был для священников, а ступени, ведущие к нему, для певцов. С прочих трех сторон к храму были пристроены здания в три этажа, в которых были устроены комнаты. Около здания храма простирался двор священников, обнесенный каменной невысокой стеной. На этом дворе поставлены были: медный жертвенник всесожжения, медное море на двенадцати медных волах, десять медных умывальниц и царское место, в виде амвона. Около двора священников, несколько ниже его, простирался двор Великий для народа, окруженный крепкой стеной, Этот двор, простиравшийся 500 шагов в длину и ширину, имел мраморную колоннаду, которая шла вокруг него. В нем построены были здания для священников, а впоследствии галереи, где пророки проповедовали народу слово Божие, и кельи, где около учителей собирались ученики.

Когда построение храма было кончено, Соломон собрал старейшин израильских и народ и с пением, и музыкой перенес из скинии Давида в храм ковчег Господень, скинию и священные вещи . Когда ковчег поставили во Святом Святых под крылья херувимов, слава Господня в виде облака осенила и наполнила храм. Тогда Соломон пал на колени на своем царском месте, поднял руки к небу и произнес молитву к Богу, в которой просил Господа, чтобы Он исполнял прошения не только израильтян, которые будут молиться ему в храме или обратившись ко храму, но и иноплеменников, которые будут молиться у храма. Когда Соломон окончил молитву, огонь сошел с неба на приготовленные жертвы. Народ пал на землю и прославил Бога. После этого принесено было множество жертв. На молитву Соломона дал ответ, явившись ему ночью, во сне; Господь сказал Соломону, что молитву его Он услышал, и обещал утвердить царство его, если он будет исполнять повеления Божии. «Если же, – сказал Бог, – Вы отступите от Меня, то Я истреблю вас с лица земли, и этот храм отвергну» ( Парал. 2–7).

Слава царствования Соломона: богатство, могущество, мудрость, слава Соломона и благоденствие при нем народа

Создав храм Господень, Соломон выстроил себе несколько великолепных дворцов. Особенно великолепен был дворец, называвшийся домом ливанского дерева , в котором собраны были различные редкости и между прочим 500 золотых щитов , в котором вся утварь и все сосуды были из чистого золота, потому что серебро во дни Соломона считалось за ничто. В судной палате Соломона стоял престол из слоновой кости, обложенный золотом. Богатства свои Соломон главным образом получал от морской торговли, для которой завел торговый флот в Ецион-Гавере, на Красном море .

Для безопасности царства своего от врагов, Соломон выстроил несколько укрепленных городов , в которых содержал множество всадников, коней и военных колесниц (Соломон господствовал над всеми царями от Евфрата до Египта) .

Но более всего Соломон прославился своей мудростью: он произнес три тысячи притчей и составил тысячу пять песней , знал растения от кедра до иссопа и всех животных. Мудрости Соломона приходили послушать из самых отдаленных земель и приносили ему дары. Так, приходила к нему царица савеев (савская) с богатыми дарами, испытала его мудрость, осмотрела у него все достопримечательное и сказала: «Я не верила тому, что мне рассказывали о тебе. Теперь сознаюсь что мне не сказали половины того, что я нашла».

Под мудрым правлением Соломона израильтяне жили спокойно, каждый под своим виноградником и под смоковницей своей, ели, пили и веселились ( Парал. 8, 9).

Слабости Соломона, суд Божий над ним и покаяние его

В числе жен Соломона были иностранки идолопоклонницы . Из угождения им Соломон построил капища идолам, а под старость даже сам стал участвовать с женами в идолослужении . За это Господь объявил ему, что большая часть его царства отнимется от его рода и дастся другому. И действительно, еще при жизни его стали появляться люди, которые возмущали спокойствие его царства.

Адер, потомок царей идумеиских, скрывавшийся в Египте, возвратился в Идумею и утвердился в ней. Разон, бывший военачальник Адраазара, царя сувского, потом предводитель шайки разбойников, овладел Дамасской Сирией.

Опаснейшим врагом Соломона явился некто Иеровоам ефремлянин. Он был вместе с другими ефремлянами работником при постройке стен Иерусалима. Как человека способного к делам, Соломон сделал его надзирателем работ. Ефремляне были недовольны этими работами. Однажды Иеровоам в поле встретил пророка Ахию, ефремлянина. Ахия разодрал на себе новую одежду на 12 частей, дал ему десять частей ее и сказал: «Так говорит Господь: Я отниму царство из рук сына Соломона; тебе дам 10 колен, а ему оставлю одно колено, ради Давида. Если ты будешь исполнять повеления Мои, как Давид, то Я буду с тобой и укреплю дом твой, как дом Давида». Поэтому Соломон хотел убить Иеровоама, но он убежал в Египет .

Под конец жизни своей Соломон обратился с покаянием к Богу. Памятником покаяния его осталась написанная им книга Екклезиаст, в которой он учит, что все временные блага – суета, что истинное благо человека в изучении и исполнении закона Божия. Соломон царствовал 40 лет ().

Разделение царства Еврейского на два царства: Иудейское и Израильское (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова)

После смерти Соломона, израильтяне собрались в Сихем и призвали туда сына Соломона, Ровоама, чтобы воцарить его. Туда же пришел и Иеровоам и, представ с народом пред Ровоама, сказал: «Отец твой наложил на нас тяжелое иго ; облегчи нас, и мы будем служить тебе». Ровоам презрел совет старцев, которые служили при отце его, и которые советовали ему угодить народу, удовлетворить прошение его и говорить с ним ласково, а послушал молодых советников своих и сурово отвечал народу: «Отец наложил на вас тяжелое иго, я сделаю это иго еще тяжелее; он вас наказывал бичами, я буду наказывать вас скорпионами (бичами с иглами)». Народ оскорбился таким ответом, и десять колен избрали себе царем Иеровоама ефремлянина . Только колена Иудино и Вениаминово признали своим царем Ровоама. Таким образом, народ еврейский разделился на два царства: Иудейское и Израильское ( Парал. 10, 11:1–4).

Вызыватели умерших были обманщики, чревовещатели, которые подделывались под голос умерших и говорили за них. Когда волшебница взялась вывести Самуила, то и не думала, что выведет его, а хотела обмануть Саула, как обманывала других суеверных людей. Но по воле Божией действительно явился Самуил (.), и женщина, не ожидавшая этого, сама пришла в ужас

Сжигание тел умерших израильтяне делали только в крайних случаях, когда хотели обезопасить их от поругания, или когда во время войны или моровой язвы их было очень много, и когда от них могла произойти зараза

Может быть, когда Саул пал на свой меч, броня воспрепятствовала ему убить себя, и амаликитянин действительно убил его; но может быть, амаликитянин и солгал, думая выслужиться перед Давидом

Из этого видно, что уже первый царь народа Божия короновался венцом. Браслеты носили не только женщины, но и знатные богатые мужчины

Самуил и его сыновья. Одно время судьей и священником израильского народа был Самуил, который прославился своей любовью к Яхве. Пока Самуил был судьей, филистимляне не смели нападать на евреев. [Так написано в Библии, но больше похоже на то, что сам Самуил предпочитал не ссориться с филистимлянами и не воевать против них, — из той же Библии мы узнаем, что в израильских городах стояли в это время филистимские охранные отряды.]

Когда Самуил состарился, он поставил судьями своих сыновей. Но те были совсем не похожи на отца, и скоро народ уже не мог переносить их поведения. Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали: “Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов”.

Самуилу очень не понравились эти слова, и он спросил совета у Бога. Огорченный Яхве сказал ему: “Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до нынешнего дня — оставляли Меня и служили другим богам,— так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними”.

Самуил передал народу слова Бога и объяснил, как будет править ими царь: он заберет у них сыновей и дочерей и сделает их своими воинами, слугами и служанками, отберет у людей лучшие поля и сады, рабов и скот. Кроме того, он будет ежегодно брать у всех десятую часть мелкого скота, и все израильтяне будут его рабами. Но тогда уже поздно будет жаловаться — Бог не услышит их.

Но народ, даже выслушав грозное предостережение, стоял на своем: “Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши”.

Когда Самуил передал слова народа Богу, Господь сказал: “Послушай голоса их и поставь им царя”. После этого Самуил распустил собрание израильтян.


1 - кидар (тюрбан) из льняной
ткани; 2 - золотой венец с
надписью "Святыня Богу";
3 - хешед (наперстник) с 12
драгоценными камнями; 4 -
хранилище Урим и Турим; 5 -
три голубых шнура для венца;
6 - два камня (ониксы) с
именами 12 колен Израиля в
оправах; 7 - эйфорд (передник
из золота, шерсти и льна;
8 - меир (верхняя риза) из
голубой шерсти с гранатами
и золотыми колокольчиками по
подолу; 9 - хитон из льняной
ткани; 10 - пояс

Первый царь Израиля. У Киса, знатного человека из племени Вениамина, был молодой и красивый сын Саул, ростом на голову выше любого израильтянина. Однажды у Киса пропали ослицы, и он приказал сыну разыскать их. В напрасных поисках Саул пришел в город, где жил Самуил. А тому Бог заранее сказал, что в этот день он встретит будущего израильского царя и должен помазать его на царство. [Обряд помазания состоял в том, что священнику или царю смазывали голову елеем — ароматическим маслом специального состава. Считалось, что через помазание Бог передает человеку частицу своей силы. Отсюда выражение — “царь — помазанник Божий”.]

Как только Самуил увидел Саула, Бог сказал: “Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять наследием Моим”. Самуил и Саул познакомились, и священник пригласил молодого человека к себе обедать. За обедом повар по приказанию Самуила подавал Саулу лучшие куски, а затем старый священник предложил гостю заночевать у него, успокоив, что пропавшие ослицы уже нашлись.

Наутро Самуил проводил Саула за город. Когда они остались одни, Самуил взял сосуд с елеем, вылил драгоценное масло на голову Саула, поцеловал его и сказал: “Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего...” Затем он предсказал Саулу, что произойдет с тем в ближайшее время, и ласково попрощался.

После этого события Самуил созвал весь израильский народ и назвал ему имя Саула. Но того нигде не было, и только Бог указал, что Саула надо искать в обозе, куда тот спрятался от смущения. Когда побежали и привели Саула, который на голову возвышался над всеми собравшимися, Самуил, любуясь им, сказал: “Видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всем народе”. И толпа радостно воскликнула: “Да здравствует царь!”

Однако не всем пришелся по нраву молодой царь Израиля. Некоторые с презрением говорили: “Ему ли спасать нас?” Они отвернулись от Саула и не поднесли ему даров, как было принято. Но Саул проявил ум и терпение: он сделал вид, что ничего не заметил.

Саул доказывает свое право на царствование. Вскоре после того, как Саул был объявлен царем, Наас, царь соседней страны, осадил израильский город Иавис. Не в силах больше терпеть голод, жители предложили врагу: “Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе”. Тот ответил: “Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля”. Старейшины выпросили семь дней отсрочки и обещали, что, если не придет помощь, они сдадутся.

Весть об этом дошла до Саула. Тот, придя в бешенство от наглости врагов, разрубил своих волов на куски, разослал эти куски мяса по всем израильским племенам, пригрозив, что так же он поступил с волами всех тех, кто не откликнется на его призыв помочь несчастным жителям Иависа.

Рабочий скот — главное богатство земледельца. Поэтому угроза Саула произвела впечатление. Устрашенный народ тотчас собрался весь, как один человек. Царь произвел осмотр и обнаружил, что в его распоряжении триста тридцать тысяч воинов. Тогда сказали послам Иависа: “Завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце”.

На следующее утро израильское войско, разделенное Саулом на три отряда, с разных сторон напало на врагов. Те в панике разбежались, Иавис был спасен. Так Саул доказал, что способен быть царем и защитить свой народ. Народ потребовал смерти тех, кто не желал видеть Саула царем. Но Саул не допустил этого.

Ссора Самуила и Саула. Предлагая избрать царем неизвестного молодого израильтянина из маленького и слабого племени, Самуил рассчитывал на то, что Саул будет ему во всем послушен. Но тот скоро дал понять старому первосвященнику, что намерен править самостоятельно. Один случай вызвал особенно сильный гнев Самуила. Саул набрал дружину из трех тысяч воинов и решил начать борьбу против филистимлян. В то время израильтяне и филистимляне жили в мире, но даже в Гиве, городе Саула, стоял филистимский охранный отряд. Старший сын Саула, Ионафан, с тысячей воинов напал на филистимлян и разбил их.

Узнав об этом, филистимляне двинулись войной на Израиль. В их войске насчитывалось тридцать тысяч колесниц, шесть тысяч конников, и, кроме того, “народа множество, как песка на берегу моря”. Когда израильтяне услыхали о приближении вражеских полчищ, они начали разбегаться по горам, прячась там в ущельях и пещерах. У Саула и Ионафана осталось всего шестьсот человек. Но даже с ними нельзя было выступить на войну, пока не придет Самуил и не принесет жертву Яхве.

Но Самуил не показывался. Прошло семь дней, войско Саула, и без того крохотное, таяло, и царь решился принести жертву Яхве сам. Как только он закончил жертвоприношение, появился Самуил и гневно спросил: “Что ты сделал?” Саул все объяснил ему, но оправдания не были приняты. Самуил зловеще изрек: “Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе: ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему: Господь найдет себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом”. И Самуил ушел, не пожелав оставаться с царем.

Подвиги Ионафана и разгром филистимлян. Казалось, мрачное предсказание Самуила сбудется немедленно: у Саула осталась горстка воинов, да и те были вооружены очень плохо, ведь во всем Израиле не было ни одного кузнеца. Секрет выплавки и обработки железа знали и ревниво охраняли филистимляне — это была главная тайна их военного могущества. Железные лопаты, вилы, топоры и другие орудия труда они продавали евреям, но даже точить их продолжали сами, взимая за это плату. Из всего войска Саула лишь у него самого и у его сына Ионафана были копья и мечи.

Тем временем филистимляне разделились на три отряда и, не встречая сопротивления, начали грабить страну. Тогда Ионафан тайком от отца, взяв с собой только оруженосца, отправился через горное ущелье навстречу врагу. Филистимляне увидели их сверху и решили: “Вот евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они”. Самим стражникам лень было спускаться, и они крикнули: “Взойдите к нам, мы вам что-то скажем!”

Ионафан и его оруженосец быстро поднялись наверх. Оказавшись там, Ионафан неожиданно для филистимлян пустил в ход копье и меч. Враги падали один за другим, а оруженосец добивал их. Паника охватила весь вражеский лагерь, филистимляне начали разбегаться, как испуганные овцы.

Саул с крепостной стены увидел, как по неприятельскому лагерю мечется толпа, и смятение все более усиливается. Не теряя времени, он вывел в поле своих людей, ударил по филистимлянам, и те побежали. Евреи, бывшие в филистимском войске, перебежали к израильтянам, присоединились к ним и те люди, которые прятались в горах.

Сражение продолжалось весь день, израильтяне устали и проголодались. Но Саул предупредил, что тот, кто поест что-либо до вечера, пока враги окончательно не разбиты, будет казнен. Все страшились наказания и оставались голодными. Но Ионафан, оказавшись во время битвы в лесу, не знал о запрете и отведал найденного там дикого меда.

Когда сражение завершилось, Саулу не удалось отправиться в погоню за филистимлянами, так как Бог дал понять, что кто-то разгневал его. Бросили жребий, он пал на Ионафана. Тот признался, что во время битвы съел немного меда, и Саул сказал: “Ты, Ионафан, должен сегодня умереть”. Но тогда воспротивился весь народ: “Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь: и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне”. Так Ионафан остался жив.

Окончательный разрыв Самуила и Саула. После блестящей победы над филистимлянами успех сопутствовал Саулу во всем. Но филистимляне были сильны и борьба с ними, то затухая, то вспыхивая вновь, продолжалась все царствование Саула. Со временем царь сумел создать мощную и преданную ему армию.

Самуил, убедившись, что до утраты Саулом царства еще далеко, пришел к нему и сказал, что теперь Бог повелевает царю уничтожить племя амаликитян, которые когда-то, двести лет назад, воевали с евреями, шедшими из Египта. При этом первосвященник предупредил, что Саул должен быть беспощаден: “Предай смерти от мужа до жены, от отрока [мальчика или девочки-подростка] до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла”.

Повинуясь приказу Бога, двести десять тысяч воинов с царем во главе отправились в поход. Амаликитяне не ждали нападения и не сумели оказать сопротивления. Израильтяне истребили все племя, оставив в живых только их царя Агага. Пожалел Саул лучший скот и имущество амаликитян, уничтожив лишь то, что похуже.

Тогда Бог сказал Самуилу: “Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил”. Наутро Самуил встретил Саула, гневно выговорил ему за неповиновение воле Бога и подтвердил: “За то, что отверг ты слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем”. Раскаяние Саула не помогло ему. Самуил потребовал привести царя амаликитян и собственноручно убил дрожавшего от страха Агага перед жертвенником Яхве. Затем Самуил ушел к себе домой. Больше они с Саулом не виделись.

Как сказано в Ветхом Завете, это был первый царь объединенного Израильского царства и его основатель. А также он создал регулярную армию. Саул воплощал в себе правителя, который был поставлен Богом на царство, а затем стал неугодным ему. Сегодня нами будет рассмотрена биография Саула, согласно первой Книге Царств.

Его восхождение на трон произошло вследствие того, что судьи - лица, которые до него управляли израильскими племенами, - были не способны противостоять все возраставшему давлению, оказываемому соседними народами. Судьями их называли потому, что в их обязанности входило исполнение и судейских функций. Самая большая опасность исходила от филистимлян.

Рассказ о воцарении Саула – это результат соединения нескольких версий. По первой из них, прекрасный израильский юноша однажды занялся поиском пропавших ослиц, принадлежавших его отцу. Пророку Самуилу пришло известие от Бога, о том, что парень, который явится завтра, должен стать помазанником на царство в Израиле. Когда Самуил произвел помазание Саула, тот отправился восвояси, встретив по пути «сонм пророков». На него снизошел дух Божий, и он стал пророчествовать среди них.


По второй версии, Самуил собрал людей в Мицпе (такое название носят несколько населенных пунктов) и они бросили жребий. В результате чего царем был провозглашен Саул. И тогда народ воскликнул: «Да живет царь!»

Существует и третий вариант, согласно которому Саула провозгласили царем в Гилгале (местность в Палестине). Это произошло после того, как им было нанесено поражение аммонитянам, которые пытались поработить жителей Явеш-Гилада. Последние были родственниками племени Вениамина. В этой версии Саул представлен как судья, глава племени, который послан для спасения Израиля от угрозы, исходящей от чужеземцев.

Несмотря на различие в сюжетах, все три рассказа объединены одной мыслью: Саул – это лицо, избранное Богом и помазанное Самуилом.

Непрерывные войны

В продолжение всего своего царствования Саул постоянно воевал с недругами Израиля, к которым, в частности, относились Моав, Аммон, Эдом. Но самые упорные войны велись с филистимлянами. В ходе этих конфликтов были созданы регулярные войсковые формирования, которыми руководили опытные военачальники. Среди них был сын Саула Ионафан.

Царь не делал попыток распространить свою власть за пределы тех территорий, что населяли израильтяне. А также им не проводились реформы, направленные на то, чтобы заменить племенное руководство на централизованный административный аппарат, подчинявшийся царю.

В истории отношений Саула и Самуила (библейский пророк, самый знаменитый и последний из израильских судей) отражаются те трудности, которые были связаны с формированием монархического правления. Трения между ними стали происходить после того, как царь собрал в Гилгале войско с целью вступить в бой с филистимлянами. Он самостоятельно принес Богу жертву, не дожидаясь, когда придет Самуил.

Как считают исследователи, пророк, вероятно, усмотрел в этом покушение на прерогативу священников. Он сказал Саулу, что тот будет наказан тем, что царствование его будет недолгим. Полный разрыв случился, когда Саулом не было выполнено указание Самуила о полном истреблении амаликитян.


После того как при дворе царя Саула появился Давид, первый стал замечать, что народ благоволит к молодому человеку. Победы Давида над филистимлянами вызывали в царе зависть, которая порой переходила в слепую ненависть, затемняя рассудок.

Попадался под горячую руку Саулу и сын Ионафан, на жизнь которого он покушался в приступах сильного гнева. А также он казнил священнослужителей. Подозрительность заставляла правителя везде усматривать заговор и стремиться к убийству Давида.


Саул продолжал воевать с филистимлянами. Он разбил их в очередном сражении у горы Гилбоа. Здесь были убиты его сыновья: Амминадав, Малки-Шуа и Ионафан. Здесь погиб и сам царь Саул. Окруженный вражескими лучниками, израненный стрелами, он бросился на собственный меч.

Утром на поле боя филистимлянами было обнаружено теле Саула. Ему отрубили голову и отправили ее показать народу и в капищах идолов. Оружие царя пожертвовали храму Астарты, а тело повесили на стене в Бейт-Шеане, что на севере Израиля. Жители Явеш-Гилада, которые помнили, как Саул спас их, сняли тело и захоронили его у себя в городе. Позже оттуда оно было перенесено в местность Цела, около Гивы, где находилась усыпальница его отца.

Выводы о правлении

На основании Книги Царств можно сделать заключение о том, что правление Саула – это период (1029-1005 гг. до н.э.), когда административная система в Израиле еще окончательно не сложилась. Племенная организация продолжала существовать.

Стремления царя были в основном направлены на консолидацию монархии в рамках собственной семьи. Вероятно, большая часть зарождавшейся администрации состояла из членов его семейства.

Например, его сын Ионафан возглавлял один из контингентов регулярной армии. А главой всего войска был также его родственник - Авенир, сын Нира. Почти все военачальники были выходцами из племени Вениамина. Им царем были выделены виноградники и земельные наделы.

При этом правителе была сформирована постоянная армия, состоявшая из 3 тысяч воинов, но продолжало существовать и племенное ополчение. Символами власти Саула были копье, венец и браслет.

), сын Киса из колена Вениаминова. Отец Саула был человек знатный среди израильтян, и сын его Саул отличался своей красотой и ростом.. Не было красивее его среди Израиля – от плеч своих он был выше всего народа. Около этого времени израильтяне, дотоле управляемые самим Богом, пожелали, по примеру окружающих их языческих народов, иметь царя, и Бог указал пророку Саула. Случилось однажды, что у его отца пропало несколько ослиц, и вот Саул взял одного из своих слуг и отправился разыскивать их. Во время пути на третий день они пришли к месту, где жил прозорливец Самуил, и слуга предложил Саулу обратиться к пророку узнать об них. Саул так и сделал и отправился по указанию слуги к пророку. Самуил, получивший свыше откровение о приближении Саула и наставление, как ему действовать, пригласил его в свой дом на пиршество, предложил ему первое место на оном и особенное угощение, а на другой день, провожая его, оставшись с ним наедине, излил на его голову сосуд с елеем, поцеловал его и сказал: вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего. Ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов. Для убеждения Саула в том, что это было дело Божие, Самуил предсказал ему все, что он встретит на своем пути домой; а это были такие события, каких Самуил не мог знать лично, но разве только по откровению Божию (). Через несколько дней после того Самуил отправился в Массифу и собрал туда весь народ для избрания царя. Брошен был жребий сначала по коленам, затем по племенам и, наконец, по именам. Жребий пал на Саула, сына Кисова, и народ, увидев его величественный рост, сразу воскликиул: да живет царь! В самом начале своего царствования Саул приобрел полное расположение и преданность всего Израиля своей блестящей победой над Наасом и аммонитским войском при осаде Иависа Галаадского. Немедленно после сего народ собрался в Галгалах и праздновал его восшествие на престол мирными жертвами с весельем и торжеством. После целого ряда воинских подвигов Саул получил повеление Божие наказать амаликитян за оскорбления, причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта, но Саул не исполнил воли Божией: он пощадил царя амаликитского и пригнал от амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу. Пр. Самуил сказал при этом царю, что послушание Богу лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, и объявил ему волю Божию, что он не будет более царем. С этого времени Саул упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы; злой дух овладел им; царские почести более не утешали его. Образ действий Саула во все это время относительно Давида показывает, что он теперь потерял всякое великодушие и благородство. Незадолго до его смерти снова возгоралась война с филистимлянами. Саул с робостью приготовлялся к этой войне и видел себя совершенно оставленным Богом, не получая от Него никакого откровения ни в сновидениях, ни устами первосвященников, ни через пророков. Тогда он обратился к суеверию и просил слуг своих поискать ему волшебницу. Те указали ему волшебницу в Аэндоре. Переменив свои одежды, он отправился к ней ночью и просил ее вывести ему Самуила (Самуила тогда уже не было в живых). В чем состояло волхвование женщины, неизвестно; только она увидела Самуила, громко вскрикнула и, обратившись к Саулу, сказала: зачем ты обманул меня? ты – Саул. – И сказал ей царь: не бойся; скажи, что ты видишь? – Женщина отвечала: вижу как бы Бога, выходящего из земли. – Какой он видом? спросил Саул. Женщина отвечала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинное одеяние. Саул понял, что это был Самуил, пал лицом на землю и поклонился ему. Явившийся спросил Саула: зачем ты потревожил меня и заставил выйти? Саул отвечал: очень тяжело мне; филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне более ни чрез пророков, ни во сне, ни в видении; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать? Явившийся сказал: если уже Господь оставил тебя, то зачем же ты вопрошаешь меня? Господь исполняет над тобою то что сказал через меня; Он отнимет царство от рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду, за то что ты не послушал повеления Господа и не исполнил воли Его над Амаликом. И вот Он предаст Израиля вместе с тобою в руки филистимлян и завтра ты и сыновья твои будете со мною. Слова эти так сильно поразили Саула, что он вдруг пал всем телом на землю и силы не стало в нем, ибо он целые сутки был без пищи. Тогда женщина, подошедши и видя его в таком ужасном положении, упросила его принять пищи, чтобы подкрепить себя. Он сначала отказывался, но потом послушался, встал с земли и сел на ложе. Она заколола тельца и испекла опресноки и все это принесла и предложила Саулу и слугам его; и они подкрепили себя этой пищей и в ту же ночь отправились обратно. На другой день произошло сражение на горе Гелвуйской. Евреи были разбиты и прогнаны. Три сына Саула были убиты на глазах его. Он сам, израненный стрелами, опасаясь поругания над собой необрезанных, просил оруженосца прекратить жизнь его, и, когда тот не согласился на сие, он пал на свой меч и умер. На другой день филистимляне отыскали труп Саула и трупы сыновей, отрубили голову Саула и воткнули ее в капище Дагона, оружие его положили в капище Астарты, а труп его и трупы сынов его повесили на стенах Вефсана. Узнавши об этом, облагодетельствованные некогда Саулом жители Иависа Галаадского, пришедши ночью, сняли трупы со стен Вефсана, сожгли их и похоронили остатки их близ своего города под дубом, почтив память своего благодетеля семидневным постом (

Колдуньи и колдуны, как известно, кроме своих обычных занятий практикуют еще и саймантию, или некромантию, то есть владеют искусством вызова мантий, или душ умерших. В Библии рассказывается об одной такой – Аэндорской волшебнице...

Сильно опечалился израильский царь Саул. Не везет ему в последнее время на полях сражений. Вот и сейчас стоит перед ним несметное войско филистимлянское в Санаме. Увидал он их стан и ужаснулся, задрожало его сердце. К кому обратиться за советом?

Господь сильно осерчал на него за его непотребства и совершенные мерзости. И сказал тогда Саул своим слугам: «Сыщите мне женщину-волшебницу, попрошу у нее совета».

Долго искали посланные и наконец нашли. «Есть одна волшебница, прячется в Эйн-Доре (Аэндоре)». Снял тогда Саул свои царские одежды, вырядился неприметным странником, пошел к колдунье и сказал: «Выведи мне того, о ком скажу!»

Вызвала она ему дух пророка Самуила, и, узнав его, Саул пал лицом на землю и поклонился.

Слова пророка повергли его в еще большую, безысходную печаль: «И отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему Давиду». Напомнил пророк ему грозные слова Господа: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это».

Страшно испугался Саул, когда услышал мрачные пророчества Самуила, оцепенел и упал на землю.


Началась жестокая битва, филистимляне все теснят и теснят израильтян к горе Гелвул, где продолжалась кровавая сеча. Один за другим на землю падают сраженные мечами трое сыновей Саула – Ионафан, Аминодава и Малхистра. Сам Саул весь изранен, выбился из сил. Чувствует, что конец его близок.

Приложив острие меча к груди, Саул упал на него и испустил дух. Сбылось пророчество Самуила, и к власти пришел новый царь – Давид...

Loading...Loading...