Большой кремлевский дворец. Вложения для Большой Кремлёвский дворец

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки.

Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его
коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла.

Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству.

Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта.

Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду».

Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов.

Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов.

Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского.

И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.


  • В прошлом резиденция императоров , сегодня ‒ парадная резиденция президента России.
  • Огромный дворец, строительство которого длилось 10 лет , появился в Кремле в XIX веке при Николае I.
  • В здание включены остатки более ранних построек: Теремной дворец, девять церквей и Грановитая палата.
  • Большой Кремлевский дворец длиной 125 метров, высота его 47 метров, а общая площадь здания составляет 25 000 кв.м .
  • В резиденции огромный вестибюль, около 700 комнат и пять залов, которые используются для встреч на высоком уровне и государственных церемоний.
  • Для посетителей открыто «Малахитовое фойе», где можно увидеть портреты всех русских государей.

Большой Кремлевский дворец – уникальный архитектурный ансамбль и знаковый для Москвы музей. Когда-то в нем располагались покои императорской семьи, а сейчас — парадная резиденция президента России. Дворец открыт для посещения только в составе организованных экскурсий, которые проводятся по графику, заранее согласованному с Федеральной Службой Охраны. Личные покои императоров с подлинной обстановкой, трон и орденные залы, роскошные интерьеры и росписи – Дворец поражает своей красотой и величием.

Строительство дворца

Еще в царствование императрицы Екатерины II архитектор Василий Баженов предложил возвести гигантский новый дворец в Кремле, но из-за сложности и дороговизны его проект не был воплощен в жизнь. Новая резиденция в Кремле появилась по указу внука императрицы, Николая I. Дворец строился почти десять лет, с 1838 г. по1849 г. Работа над ним объединила выдающихся русских художников и архитекторов — Н. Чичагова, В. Бакарёва, Н. Шохина, П. Герасимова, Ф. Солнцева.

Автор проекта – признанный мастер Константин Тон. Император Николай I принимал непосредственное участие в поисках архитектурного стиля для дворца. Строить новую резиденцию решили в традициях «византийско-русской архитектуры». Считается, что за основу проекта был взят облик с его монументальными формами, созданного Андреем Штакеншнейдером. На месте старых построек XV ‒ XVIII вв. возвели здание, поражающее своими размерами и гармонией линий. Длина Большого Кремлевского Дворца 125 метров, высота ‒ 47 метров, общая площадь – 25 000 квадратных метров. Снаружи он кажется трехэтажным, но на самом деле в нем два этажа.

При детальном изучении проекта эксперты обнаружили множество перекличек с дворцовыми постройками XV ‒ XVIII вв., стоявшими на этом месте ранее. Окна нижнего яруса в современном дворце соответствуют аркам подклета дворца XV в., наружная галерея ‒ внешним переходам, а терраса похожа на старинное гульбище. Во дворце также был Зимний сад – своего рода повторение висячих садов царя Алексея Михайловича. В состав Большого Кремлевского дворца были включены особо ценные части предыдущих построек: Теремной дворец царя Алексея Михайловича, девять храмов (старейший из которых относится к XIV в.), Грановитая палата XV в. В резиденции около 700 комнат, огромный вестибюль и пять величественных залов.

В 1849 г. дворец был тор жественно освящен в присутствии императора Николая I. Параллельно началось строительство в том же стиле здания . С его постройкой ансамбль Большого Кремлевского дворца был окончательно сформирован. Здания соединены надземным переходом. После социалистической революции 1917 г. и переезда советского правительства в Москву многие помещения дворца стали использоваться как жилые. В наши дни во Дворце проводится церемония инаугурации президента России, проходят встречи на высоком уровне, вручаются ордена ‒ высокие государственные награды Российской Федерации.

Посетители могут попасть в Кремлевский дворец со стороны на Соборной площади. Рядом - парадное крыльцо Грановитой палаты Кремля, оно украшено фигурами львов и закрыто золоченой решеткой.

Стилевое решение ансамбля

Внешний облик Дворца подчеркнуто строгий: он украшен большим количеством лепных элементов, которые частично копируют декоративные украшения XVII в. Чтобы здание не выбивалось из общего ансамбля Кремля, в его внешнем оформлении используются «элементы русского стиля», характерные для более ранних построек. С верхней точки обзора видно, что первый этаж дворца выступает вперед и образует открытую террасу. Арочные окна первого яруса разделены тонкими простенками и внешне напоминают закрытую галерею, облицованную натуральным камнем. Второй этаж с двумя ярусами окон разделен пилястрами и украшен декоративными наличниками в «русском стиле» с двойными арками и гирькой посередине. Дворец заканчивается «трибуном» ‒ архитектурным возвышением, которое венчает золотая балюстрада. Его украшают «кокошники» — полукруглые декоративные элементы и исторические гербы царств, входивших в состав Российской империи: Московского, Казанского, Астраханского, Таврического, Финляндского и Польского.

Залы Дворца

Вестибюль дворца представляет собой анфиладу отделанных мрамором залов с полированными гранитными колоннами. На второй этаж ведет огромная парадная лестница. Перекрытый арками свод, красная ковровая дорожка, парадный вход дворца, обращенный к Москве-реке, – эту часть дворца легко узнать по запоминающимся кадрам церемоний инаугураций президентов России. Именно по этой лестнице поднимались Б. Ельцин, В. Путин и Д. Медведев перед принятием присяги. Поднявшись наверх, каждый посетитель видит огромную картину «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», созданную художником С. Присекиным в 1983 г.

Круглый проходной зал, расположенный в центре дворца, называется Владимирским . Он посвящен Ордену Святого равноапостольного великого князя Владимира. Правивший в конце X ‒ начале XI вв. киевский князь смог сплотить племена восточных славян и принял православную религию в качестве государственной. Зал по форме напоминает римский Пантеон, он также освещается сверху круглым окном.

Старейшим помещением дворца (и всей Москвы) является , построенная в 1487‒1491 гг. Марко Руффо и Антонио Солари. Снаружи она украшена рустовкой и напоминает постройки итальянского Возрождения. Перед ее входом – Красное крыльцо, на котором обычно подавали жалобы царю в XV ‒ XVII вв. В палате уникальные фрески на библейские сюжеты, редкий по красоте паркет и блистающие золотом интерьеры.

– это зал самого почетного военного ордена Российской империи – Ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца. Орден был утвержден императрицей Екатериной II в 1769 г. за боевые заслуги и храбрость на поле боя. Здесь проходили собрания георгиевских кавалеров. На стенах высечены названия 545 армейских соединений и более 10000 фамилий офицеров и генералов. Среди них великие русские полководцы XVIII-XIX веков: А. Суворов, М. Кутузов, П. Багратион, Ф. Ушаков, П. Нахимов.

Александровский зал назван в честь Ордена Святого благоверного князя Александра Невского, который был учрежден в 1725 г. императрицей Екатериной I в честь святого покровителя Санкт-Петербурга.

Андреевский зал посвящен высшему ордену Российской империи и современной России – ордену Святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал изначально считался главным императорским залом Московского Кремля , в нем был установлен трон императора. Восстановленный трон под балдахином, украшенным бархатом и горностаевым мехом, можно увидеть и сейчас. В советские времена на месте трона был установлен памятник В. Ленину, а в самом зале проходили съезды Коммунистической партии и сессии Верховного Совета СССР. В наше время здесь проходят церемонии инаугурации президента России. Над троном можно видеть изображение Лучезарной Дельты – Всевидящего ока Господа в лучах славы. Это олицетворение Божьего покровительства власти.

Посвящен женскому ордену Святой Екатерины. Он расположен в стороне от основных помещений Дворца и также являлся тронным залом императоров. Он закрыт для посетителей.

Здесь также можно увидеть уникальный Теремной дворец – резиденцию московских царей XVII в. Он был построен в 1635‒1636 гг. на фундаменте дворца XV в., имеет анфиладное устройство. В его последнем помещении расположена спальня, рядом с ней – личные покои царя. Интерьеры поражают богатством и роскошью, красотой изразцовых печей и росписей на стенах. Пройти в него

На протяжении всей своей истории Московский Кремль был цитаделью власти; в великокняжеских и царских чертогах текла повседневная жизнь правителей Руси. Эта жизнь так тесно связана с историей государства, составляет такую важную часть понятия «Кремль», что обойти здешние дворцы молчанием нельзя, Несмотря на то, что доступ в них широкой публики закрыт, хотя бы ненадолго заглянем в их прошлое и настоящее.

Со времен Ивана Калиты княжеский дворец занимал самое красивое место - на Боровицком холме с видом на реку. Был он традиционно деревянным и небольшим.
Иван III расширил свои владения в Кремле и повелел в 1492 году итальянским зодчим, заслужившим похвалу за Грановитую палату, построить каменные чертоги.

Иван Грозный продолжил расширять хоромы за счет деревянных построек. Главной достопримечательностью тогдашнего дворца была тронная Золотая палата на месте нынешнего Георгиевского зала.

Борис Годунов возвел свой деревянный дворец на крыше каменного строения, так что царская семья жила на головокружительной по тем временам высоте. Внезапная кончина государя прервала еще более крупные его проекты.

Императрица Елизавета велела перестроить обветшавшие годуновские палаты. Новый дворец получился вычурным и неудобным, так что Екатерина II предпочитала в Москве останавливаться в домах вельмож. При Александре I попытались навести порядок в царском жилище и поправить его после наполеоновского пожара. В 1817 году на старом подклете быстро возвели деревянные стены, обложив их кирпичом с двух сторон. Даже по тем временам это было несерьезно.

Архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского Дворца, Оружейной палаты, а также храма Христа Спасителя (1794-1881)

Исправить положение взялся Николай I, больше своих предшественников любивший Москву и Кремль.
Для постройки нового дворца он привлек архитектора Константина Тона, угодившего императору своим проектом храма Христа Спасителя. Оба эти здания должны были утвердить, торжество русской национальной идеи. Императорская резиденция, названная Большим Кремлевским Дворцом, строилась целое десятилетие и стала достойным соседом древних памятников.


Фасад дворца нам хорошо знаком: это один из видовых символов Москвы и всей России.

Дворец был построен в 1838-1849 годах и открыт 3 апреля 1849 года, на Пасху. Протяженность главного фасада здания со стороны Москвы-реки с запада на восток - 125м, высота с куполом и флагштоком - около 50 м. С севера Дворец соединен с Теремным дворцом, с востока к нему примыкает Грановитая палата, а с запада - Оружейная. Здание занимает около 3,5 га.

Перед архитектором стояла непростая задача. Подчеркнуто национальные вкусы Николая I определяли стиль нового дворца как древнерусский. Это соответствовало и окружающему архитектурному ансамблю. Вместе с тем дворец, предназначенный для пышных многолюдных церемоний, неизбежно должен был стать огромным сооружением, не совместимым с традициями древнего русского зодчества. Но выход нашелся. Национальные мотивы Константин Тон использовал для декора фасада, окружив окна белокаменной резьбой. Парадные залы второго этажа получили два ряда оконных проемов, что создает впечатление терема с маленькими окошками. Из-за этого двухэтажный дворец выглядит снаружи как трехэтажный. Внутренние помещения дворца - буйство имперской роскоши. Эклектический стиль, великолепное убранство, обилие ценнейших материалов в отделке - настоящий архитектурный праздник.


  1. Боярская площадка.
  2. Владимирский зал.
  3. Георгиевский зал.
  4. Александровский зал.
  5. Андреевский зал.
  6. Кавалергардский зал.
  7. Екатерининский зал.
  8. Парадные апартаменты императрицы.
  9. Церковь Рождества Богородицы.
  10. Теремной дворец.
  11. Золотая Царицына палата.
  12. Дворцовые церкви.
  13. Церковь Ризноложения.
  14. Святые сени.
  15. Грановитая палата.
  16. Благовещенский собор

Советская эпоха пощадила это здание, но все же внесла сюда серьезные изменения, так как некоторые помещения дворца использовались для массовых политмероприятий.

В 1990-е годы фасаду и двум залам дворца был возвращен тот вид, который они имели до революции. В кокошниках под крышей над центральным входом вновь установили пять двуглавых орлов вместо советского герба и четырех букв «СССР», а над ними - гербы бывших царств и областей прежней России (санкт-петербургский, казанский, московский, польский и другие).

Говорят, что в дворцовых постройках около 700 комнат и залов, но мы прогуляемся (хотя бы в воображении) только по самым примечательным. В том числе по знаменитым парадным залам, названным в честь главных российских орденов: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский.

В отделке дворца были использованы материалы со всех концов Российской империи. Широкая парадная лестница с 58 ступенями и пятью площадками, сделанная из ревельского камня (Ревель - ныне Таллин), ведет на второй этаж. Прежде чем подняться, стоит повернуть из вестибюля налево и пройти в так называемую Собственную половину - императорские апартаменты. Император с семьей останавливался здесь, когда приезжал в Москву из северной столицы - Санкт-Петербурга, однако большую часть времени эти семь комнат пустовали. Поражают инкрустированная мебель, хрустальные люстры, фарфоровые торшеры, малахитовые пилястры и каминные бронзовые часы. Многое из этого убранства создано трудом русских мастеров.

Минуем столовую, гостиную, кабинет императрицы, будуар, опочивальню, приемную и попадаем в кабинет императора, угловой в здании. Отсюда открывается чудесный вид на храм Христа Спасителя и Москву-реку. Стены кабинета частично обиты ясенем, а в остальном - зеленой материей. Шесть картин на стенах изображают события, связанные с войной 1812 года. Но здесь давно уже никто не работает. Вернемся в вестибюль и поднимемся по парадной лестнице на второй этаж, к залам. Прямо - вход в аванзал (прихожую перед парадным залом). Мимо двух огромных хрустальных ваз в него ведут двери пятиметровой высоты, сделанные из цельной ореховой доски без клея и гвоздей. Когда-то здесь находилась картина Ильи Репина, изображавшая Александра III с депутацией от крестьян - волостными старейшинами, а с 1950-х годов - полотно с выступлением Ленина на III съезде комсомола. Ныне посетителей в аванзале встречает картина художника Сергея Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».


Отсюда попадаем, пожалуй, в самый знаменитый зал - Георгиевский , который выглядит сейчас, как и сто лет назад. Назван он в честь военного ордена св. Георгия Победоносна, учрежденного Екатериной II в 1769 году, и является самым большим во дворце (площадь - 1250 кв. м, высота - 17,5 м). Некоторые «прогрессивные» критики в свое время заявляли, что убранство этих залов свидетельствует «о претенциозном, но мало развитом художественном вкусе и способно поразить своею пышностью лишь малокультурного обывателя». Наверное, и мы относимся к числу последних, потому что увиденное действительно поражает. На мраморных досках в нишах и на стенах золотом написаны имена прославленных воинских частей и георгиевских кавалеров, среди которых императоры Александр II и Александр III, великие полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов. Имена появлялись на досках вплоть до конца XIX века. На 18 колоннах (по девять колонн с каждой стороны) стоят мраморные женские фигуры со щитами, на которых изображены гербы различных земель. Они символизируют победы русского оружия и земли, вошедшие в состав России за пять веков (с Пермской земли в 1472 году до Армении в 1828 году, включая Малороссию - Украину).

Бронзовые каминные часы у одной из стен изображают св. Георгия-всадника. У противоположной стены - часы в виде уменьшенной модели памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Гигантские бронзовые люстры отражаются в паркете, набранном из разных пород дерева, - настоящем произведении искусства, выполненном по рисункам академика живописи Федора Солнцева в XIX веке.

Убранство Александровского зала. Сейчас на заседания в нем собираются члены Государcтвенного совета

В XIX веке каждый зал имел свое значение во время дворцовых церемоний.
В Георгиевском императора встречали московские чиновники, представители дворянства и почетные граждане. В 1945 году в этом зале русской военной славы устроили торжественный прием для участников парада Победы.

Далее следует Александровский зал . В его громадных стенных зеркалах отражаются Москва-река и вся панорама за окном. Этот зал посвящен ордену св. Александра Невского, который учредила Екатерина I в 1725 году. В золотых украшениях на потолке и арках - барельефы со знаками этого ордена и загадочными буквами «S.A.», которые на самом деле означают Sanctus Alexander , то есть «Святой Александр». Шесть картин продолговатой формы, по три над дверьми с двух сторон, иллюстрируют легендарные эпизоды из жизни Александра Невского, в том числе Ледовое побоище в 1242 году и отказ от поклонения идолам в Орде. В барельефе над дверями с одной стороны князь изображен воином, а с другой - в образе монаха-схимника, что символизирует его земную и небесную славу. В этом зале императора на торжественных выходах приветствовали городские дамы.

В 1933-1934 годах Александровский зал объединили с соседним Андреевским для проведения XVII съезда ВКП(б). Получилось длинное, пеналообразное помещение, названное Залом заседаний, где проходили партсъезды и сессии Верховного Совета. В нише, устроенной на месте императорского трона, установили 10-метровую мраморную статую Ленина. 12 июня 1990 года здесь был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации - событие, ставшее основанием для нового праздника. Восстановление российской государственности и возрождение национальной символики отозвались изменениями и здесь. Оба зала полностью восстановлены в 1995-1999 годах.

Андреевский зал назван в честь первого русского ордена - св. апостола Андрея Первозванного, учрежденного Петром I в 1698 году. Орденские цепи и звезды изображены на дверях. Андреевские кресты - наверху колонн. Это тронный, самый главный зал кремлевских дворцов. Здесь в дни торжеств по случаю коронации император с супругой принимали поздравления от своих подданных. На тронном месте до конца XIX века стояло императорское кресло, украшенное резьбой в древнерусском стиле. Затем под балдахином с горностаевым пологом установили три кресла - царствующего императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. На спинках тронов были изображены их вензеля. Сзади на пологе - двуглавый орел, а над балдахином - государственный герб России с архангелами с обеих сторон, надписью «Съ нами Богъ» и гербами всех царств и земель. Над этим местом изображено «Всевидящее око в сиянии» - православный символ Троицы. У трона постоянно находился один из дежурных дворцовых гренадеров.

Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР, устроенный в 1930-х годах из Александровского и Андреевского залов. На месте императорских тронов стояла статуя В.И. Ленина высотой около 10 метров

Все то же самое, за исключением гренадера, увидят и те, кому сегодня посчастливится посетить дворец.
Кстати, орден святого Андрея Первозванного восстановлен в 1998 году как высшая награда России, а чуть позднее и Андреевский зал вновь приобрел церемониальную функцию: здесь прошла инаугурация Президента Владимира Путина.

В 1930-х годах была разобрана и обходная галерея, примыкающая к Александровскому и Андреевскому залам, превращенным в Зал заседаний.
На ее месте устроили фойе Зала заседаний. Тогда же на месте снесенной церкви Спаса на Бору во внутреннем дворе выстроили служебное здание. В конце 1990-х годов и фойе, и служебное здание были полностью переделаны по проекту художника Ильи Глазунова, создавшего в служебном здании новые небольшие парадные залы (Петровский, Штофный, Каминный, Красный и Зеленый) для приемов и переговоров; фойе снова стало галереей, еще более помпезной, чем во времена империи, а на стенах помещены портреты правителей России за десять веков - от легендарного князя Рюрика до Николая II (кисти сына Ильи Глазунова - Ивана).

Проходя далее из Андреевского зала и поворачивая на север, попадаем в Кавалергардский зал, где во время пребывания императора во дворце располагался военный караул. Личная охрана традиционно состояла из черкесов (так тогда называли горцев Кавказа), поэтому мебель в зале - диван и стулья - символически изготовили из кавказского дерева - чинары. Соответствующая месту картина изображала смотр войск Алексея Михайловича у Новодевичьего монастыря в XVII веке. В 1930-х годах зал переоборудовали под помещение, где находились работники НКВД во время проведения съездов и различных мероприятий. Нынешняя мебель в зале сделана из карельской березы.

Кавалергарды, красивые офицеры в белых мундирах, составляли почетный эскорт императрицы. Согласно этикету, выражение «иметь вход за кавалергардов» означало, что данное лицо может входить на ту половину дворца, где располагаются тронный Екатерининский зал и парадные покои императрицы.


В этом зале под балдахином из малинового бархата стоял трон императрицы (сейчас его место у восточной стены свободно). На своих местах в зале остались великолепные торшеры. Зал посвящен ордену св. Екатерины, который Петр I учредил в 1714 году в честь своей супруги Екатерины I. Как известно, в 1711 году, во время Прутского похода, будущая императрица помогла Петру I спасти русскую армию от плена, подкупив турецкого главнокомандующего своими драгоценностями. Орденом награждали только дам, причем знаки первой степени могли иметь одновременно лишь 12 человек, не считая лиц императорской крови. Почетная обязанность кавалерственных дам ордена состояла в том, чтобы присутствовать в этом зале на торжественных церемониях наряду с дамами придворными. Мы же можем узнать в этом интерьере место переговоров на высшем уровне - его часто показывают по телевизору.

Далее следуют апартаменты в зеленоватых с золотом и красных тонах с золоченой меблировкой - парадная гостиная и парадная опочивальня императрицы. В конце анфилады комнат проходим через парадную гардеробную, облицованную панелями темного ореха, и попадаем во Фрейлинский коридор Теремного дворца, в который выходили окна комнат придворных дам. В конце этого коридора в 1959 году устроили Зимний сад из мрамора и зеркал, в котором есть бассейн с фонтаном и более 120 видов тропических растений. Отсюда небольшая лестница приводит в последний парадный зал - Владимирский .

Зал посвящен ордену св. князя Владимира, учрежденному Екатериной II в 1782 году. Девиз ордена - «Польза, Честь и Слава», а среди награжденных - архитектор Константин Тон, историк и писатель Карамзин и многие другие, кто своими трудами принес великую пользу Отечеству и обрел неувядаемые честь и славу.

Не каждый там бывал. Виртуальная экскурсия по российскому "Запретному городу".

Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля. Императорский трон. via

На сайте Президент России kremlin.ru, подписанном "Администрация Президента РФ", где три первые раздела называются: Россия. Государство. Путин (интересно, это намек, что Путин - президент навсегда?), на странице Кремль говорится так:

"Кремль открыт! Добро пожаловать!
Попасть в Московский Кремль не трудно. Никому не запрещается.[...]" Мне кажется, гениально сказано.


2.

Андреевский парадный зал на акварели Константина Андреевича Ухтомского , 1849. Убранство в русско-византийском стиле разработано Федором Григорьевичем Солнцевым . via

"Но, сколько бы раз Вы ни посещали Кремль, как бы хорошо ни познакомились с его достопримечательностями, некоторые места в Кремле наверняка так и остались для Вас недоступными. Это - здания и территории, которые отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие деятельность Президента России.

Заполнить этот пробел поможет виртуальная экскурсия. Она открывает доселе, к сожалению, закрытые для туристов объекты, входящие в кремлевский комплекс резиденции Президента. Причем открывает - в уникальной изобразительной подробности.

Сенатский дворец и Большой Кремлевский дворец предстанут перед Вами во всех мелочах - вплоть до надписей на корешках книг, стоящих в шкафах Президентской библиотеки, и едва заметных деталей древних росписей Грановитой палаты. Вы рассмотрите каждый камень, каждый предмет интерьера, каждый вензель на высоких потолках, каждый листок в кремлевских садах так, как если бы Вы находились в непосредственной близости к ним."

И по старой доброй традиции: статья из журнала AD Russia в неизменном виде про внутренности Большого Кремлевского дворца:

Интерьеры Большого Кремлевского дворца мы обычно видим лишь по телевизору - как фон политических событий. Мы вывели их на первый план.

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец насчитывает около семисот помещений. Парадная лестница из ревельского камня ведет на второй этаж к пяти парадным орденским залам. Стены ее сделаны из искусственного мрамора (колонны - из мрамора настоящего), интерьер выдержан в духе Ренессанса и позволяет оценить новаторские строительные решения Константина Тона, который перекрыл большой пролет с помощью металлических конструкций. Фигурные отливки на потолке сделаны из цемента - прием на момент строительства дворца новаторский.

3.

Владимирский зал

Владимирский зал - один из самых необычных во дворце. В плане он представляет собой квадрат со стороной шестнадцать метров, но устроенные по углам ниши придают ему вид восьмигранника. В декоре воспроизведены цвета ордена Святого Владимира. Шатровый шестнадцатигранный свод сложен из пустотелых керамических горшков - для облегчения конструкции и улучшения акустики. Освещается зал верхним светом через специальный проем. Лестница ведет в старую часть комплекса - Теремной дворец.

4.

Андреевский зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, построенного в 1849 году Константином Тоном, в XIX веке считался главным в анфиладе парадных помещений, посвященных главным орденам Российской империи. Андреевский зал, как и следует из его названия, прославляет орден Святого Андрея Первозванного, самый первый российский орден, учрежденный Петром I в 1699 году. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена. В конце зала - три тронных места с горностаевым пологом над ними, над окнами - гербы российских губерний.

5.

Александровский зал

Ордену Святого Александра Невского, учрежденному в 1725 году Екатериной II, в Большом Кремлевском дворце посвящен Александровский зал. Его стены выложены розовым мрамором, купольный потолок и несущие его парусные своды покрыты изображениями орденских гербов и звезд.

6.

Такие же звезды вытканы на спинках стульев: бархат их обивки такого же цвета, как орденская лента. По стенам зала размещены картины из жизни Александра Невского. Этот зал, как и Андреевский, был перестроен в советское время и восстановлен в 1990-х. Иногда зал используется для заседаний Государственного совета.

7.

Георгиевский зал

Георгиевский зал - первый в парадной анфиладе Большого дворца. Его тема - орден Святого великомученика и победоносца Георгия, учрежденный Екатериной II в 1769 году. На стенах зала укреплены мраморные панели с именами кавалеров ордена (по южной стене помещения когда-то стояли золотые ларцы со списками).

8.

Основной мотив декора - орденский крест, на верху колонн стоят статуи - аллегории земель и царств, вошедших в состав России с XVпо XIX век. Они созданы Иваном Витали. На фото внизу - резные двери, ведущие из Георгиевского зала в Александровский.

9.

Аванзал

Аванзал - небольшое помещение, ведущее с парадной лест-ницы в Георгиевский зал. Центральное место на его светло-зеленых стенах занимает картина знаменитого французского баталиста Адольфа Ивона, изображающая битву на Куликовом поле (1850).

10.

Теремной дворец

Святые сени находятся в самой старой части комплекса Большого Кремлевского дворца - Теремном дворце. Его построила в 1635 году бригада русских мастеров - Бажен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и Ларион Ушаков. С Красного крыльца, выходящего на Соборную площадь, через Святые сени можно попасть в Грановитую палату и Владимирский зал.

11.

Грановитая палата

Грановитая палата Теремного дворца - самое древнее помещение дворцового комплекса. Она была построена в 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьеро Антонио Солари и служила тронным залом царю Ивану III. Здесь проходили Земские соборы и заседания Боярской думы, принимали иностранных послов. Стены палаты украшают росписи XVI века с религиозными сюжетами. В 1668 году их подновлял живописец Симон Ушаков с командой народных умельцев из Палеха.

12.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Главное сооружение Соборной площади Кремля. Построил его в 1479-м итальянец Аристотель Фиораванти. В 1547 году именно здесь короновали первого русского царя - Ивана IV Грозного.

13.

Оригинал статьи .

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1838 год
Окончание строительства: 1849 год
Архитектор: К. А. Тон
Залы дворца: Андреевский, Александровский, Владимирский, Георгиевский, Екатерининский
Координаты: 55°44"59.4"N 37°36"57.2"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Большой Кремлёвский дворец - здание необычайной красоты, а от вида и отделки всех его помещений буквально захватывает дух! К сожалению, это здание является государственным учреждением и режимным объектом, поэтому попасть туда на экскурсию практически невозможно.

Начинать рассказ о Большом Кремлёвском дворце следует с истории его возведения, которая насчитывает не один десяток лет и множество событий.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился - по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые - дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание - московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце - его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Большой Кремлевский дворец и новые строительные технологии

Константин Тон для постройки большого Московского дворца решил применить ряд революционных для того времени нововведений . Облегченные большепролётные своды из кирпича и стропильные конструкции кровель из металла были поистине новым словом в строительных технологиях того времени. Кроме того, при возведении большого Московского дворца впервые был использован цемент.

Об отделке и залах Кремлёвского дворца

Смешение стилей, использованное во внутренней отделке большого Кремлёвского дворца, выполнено с безупречным вкусом и включает в себя как элементы ренессанса, так и фрагменты русско-византийского стилей. Дворец включает в себя несколько залов, о каждом из которых стоит рассказать отдельно.

Зал Заседаний - самый большой зал Кремлевского Дворца

По соседству с Георгиевским залом находится самый большой зал Кремлёвского Дворца - зал Заседаний. Дело в том, что зал получился самым большим в результате объединения в 1933-1934 годах архитектором Ивановым сразу двух залов - Александровского и Андреевского.

Во времена Советской власти зал Заседаний имел более длинное название: зал заседаний Верховного Совета СССР. В период с 1994 по 1998 год были проведены реконструкционные работы по восстановлению интерьеров объединённых залов, которые пострадали во время перепланировки. Зал Заседаний обладает площадью 1615 кв. м, с 18-ти метровыми потолками, а максимальная вместительность зала составляет 3000 человек.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, - это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион.

Размеры Георгиевского зала следующие: длина - 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета - белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали.

Фрагмент фасада Дворца

Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще - чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала.

К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле - Юрия Гагарина.

Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца

Орден святого Владимира - это награда, в честь которой и назван Владимирский зал. Выполнен зал очень интересно - в виде восьмигранника, освещение зала - естественное, сквозь стеклянный купол на потолке. Фактически, этот зал - ключевой архитектурный элемент Большого Кремлевского дворца. Из него можно попасть в Георгиевский Зал, Грановитую палату , Теремной дворец и во многие другие помещения. Для освещения в ночное время в зале имеется люстра, также изготовленная из позолоченной бронзы. Ещё обращает на себя внимание красивейший пол, паркет которого создан из нескольких благородных пород дерева. Зал выполнен в розовых тонах, в основном благодаря облицовке стен из розового мрамора.

Loading...Loading...