Праздник первой борозды. История хлеба «Живой хлеб Сценарий праздника первой борозды

Праздник первой борозды

Весной, когда начинает пригревать ласковое солнышко, на поле, пропитанном весенними дождями, за плугом можно увидеть короля. Неужели Его Величество хочет продемонстрировать своим подданным, что он не белоручка? Королевское одеяние запачкано грязью, но короля это не смущает. Он идёт себе за плугом, как рядовой пахарь. Может быть, у монарха хобби такое - пахать землю? Нет, это не хобби. На поле государь появляется всего один раз в году - на Празднике первой борозды .

Это один из самых торжественных и красочных праздников в Таиланде, а дату его устанавливает сам король. Правда, он решает этот вопрос не один, а держит совет с буддийскими монахами. Когда день для торжества определен, король сообщает о нем своим подданным, а те уже начинают готовиться к пахоте.

Начинается праздник на площади перед храмом. Тысячи людей со всех уголков страны съезжаются в столицу - город Бангкок. Они стараются прибыть как можно раньше. Ведь если не поторопишься, не займешь более удобное место, то и не разглядишь всё, как следует.

Об открытии праздника возвещает странная, не привычная для нашего слуха музыка. Музыканты в красных одеждах, трубя в раковины, подходят к площади. За ними ведут священного , который тянет за собой священный плуг. За плугом шествуют "небесные королевы". Правда, они очень похожи на земных девушек. "Небесные королевы" несут в руках золотые и серебряные корзиночки, наполненные рисом. Вся эта процессия останавливается перед трибуной.

На трибуне стоит избранный в этом году "Бог первой борозды". Он держится очень величественно, как будто и впрямь сию минуту спустился с небес, чтобы почтить своим вниманием смертных. Его окружает буддийское духовенство.

"Богу праздника" преподносят дары - три свернутых куска материи. Это мужские юбки разной длины, сшитые из тайского шёлка. "Бог праздника" должен выбрать себе одну из них. Если он выберет длинную юбку - дождей будет мало, и юбка не намочится. Юбка средней длины означает, что количество осадков в этом году будет средним. А короткая юбка предсказывает обилие дождей.

Затем "Бог первой борозды", король и монахи высшего ранга отправляются на поле, которое уже со всех сторон окружают зрители. Вот приводят священного с позолоченными рогами. "Бог праздника", как простой смертный, вместе с королем берутся за плуг и проводят первую священную борозду.

"Небесные королевы", не боясь запачкаться, следуют за ними. Пока король продолжает пахать, "бог" берёт из рук девушек рис и начинает его сеять. Но вот из серебряной корзиночки взято последнее зёрнышко, Священнодейство заканчивается, и монахи кладут перед семь видов кормов. Какому из них он отдаст своё предпочтение? В зависимости от этого судят о будущем урожае.

Наконец король, "бог" и монахи покидают вспаханное поле. И тут воцаряются обычные для праздника беспорядок и весёлая кутерьма. Тысячи людей, которые только что молча и с почтением наблюдали за действиями "бога" и короля, во всех концах поля срываются с места. Толкая друг друга, и крича, бросаются они к вспаханному полю. Чуть ли не в драку за каждое только что посеянное зёрнышко кидаются люди. Они отталкивают друг друга, стараясь набрать себе побольше риса.

Почему же поднимается такая суета на поле из-за обычных рисовых зёрен? В том-то и дело, что зёрна эти необычные. Существует древнее поверье, что чем больше посеет человек этих зёрен на собственном поле, тем богаче будет у него урожай. Поэтому из-за них и устраивается настоящая драка.

Праздник первой борозды проходит в начале мая и не имеет конкретной привязки к дате, - его назначают королевские астрологи. В 2016 году этот праздник отмечают 9 мая.

Праздник Первой борозды описание

Не даром в предыдущем празднике - Фестивале ракет в Таиланде - тайцы просили дождей у бога Вассакана, - ведь предстоял праздник Первой борозды, символизирующий начало периода посевных работ! Эта традиция пришла в Таиланд из Индии много веков назад. Говорят, что в своей юности, в этом празднике участвовал Будда. Сейчас на празднике Первой борозды должен присутствовать член королевской семьи.

Праздник Первой борозды сценарий

Сценарий праздника заключается в том, что Главный Пахарь, выбранный Королём или членом королевской семьи, должен наугад выбрать один из предложенных ему фрагментов ткани. Если он выбирает кусок ткани средней длинны, - то число осадков в этом году будет умеренным. Если самый длинный, - то год будет засушливым. Короткий кусок ткани говорит о том, что сезон будет через чур дождливым!

Далее Главный Пахарь священным плугом вспахивает борозду в парке Санам Луанг, который расположен у Большого Королевского Дворца в столице Таиланда - Бангкоке! Его сопровождают девушки, которые несут рис в серебряных и золотых корзинах. Затем проводится церемония с белыми священными быками. Им на выбор предоставляется: вода, трава, рис и прочие угощения. Считается, что угощения, которым быки отдадут своё предпочтение будут в изобилии получены в предстоящем году!

Заключение

Праздник первой борозды - красивая, культурная традиция в Таиланде повторяющаяся из года в год уже тысячи лет! Теперь и вы знаете о ней и при желании можете принять участие!

До встречи на Праздник первой борозды в Таиланде!

Есть поверье, что с праздника Первой борозды, хорошо принести с собой в дом несколько семян с церемонии. Они принесут в дом счастье и благополучие!

Напоминание

Праздник Первой борозды следует за фестивалем ракет в Таиланде. Расширяйте свой кругозор, узнайте о больше !

Сценарий праздника «Навруз-Байрам»
Для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание

    Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления детей о народном празднике. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

    Учить детей петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя звучание). Учить детей делать аппликацию.

    Выполнять танцевальные движения выразительно и ритмично (ковырялочка). Использовать подвижную игру для формирования координации движений. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции.

Репертуар

    Песня «Приезжайте в Дагестан» м.Касимова

    Песня «Горный край»

    Танец «Лезгинка»

    Подвижная игра «Бег на мяче»

    Перетягивание каната

    Эстафета «соревнование трактористов»

Оборудование

    Дагестанские костюмы

    Мячи, канат

    Машины, борозда

    Шерстяные нитки (15-20см)

    Бубны

    Ватман, клей ПВА, кисти, салфетки

    Сито, пшеница

    «Костер»

Ход праздника

Дети под звучание дагестанской народной музыки входят парами в зал. Впереди идут девочки с бубнами и веточками в руках. Веточки украшены конфетами и разноцветными ленточками. Дети обходят зал и становятся полукругом. Воспитатель поздравляет всех собравшихся с праздником.

1 Девочка:

Дома у нас большие,
Окна золотые,
С днем Навруза – днем Весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

2 Девочка:

В доме этом все девицы,
Как одна румянолицы,
Рукава их длинны
И слова их умны.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

Ребенок:

Да развеется тоска,
Да просеется мука,
А мука у нас бела,
Испечете вы пирог.
Нам отрежете кусок.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

(Из кумыкского народного фольклора).

Воспитатель: Дагестан знает разнообразные старинные праздники, идущие от традиций и связанные с древними обычаями.

Главным во все времена был праздник «Первой борозды». Праздник этот состоит из двух частей – обрядовой вспашки поля плугом в 2-3 борозды и засевании.

Мы всех гостей приглашаем на праздник «Первой борозды».

Исполняется песня «Приезжайте в Дагестан».

Дети садятся на стульчики.

Ребенок: Праздник «Первой борозды» в даргинских аулах в старину называли «кIубахрули». Этот праздник труда является массовым, радостным, народным праздником.

Ребенок: Лакский аул Кулушац разделен на 2 части ручьем. В старину праздник первой борозды проводили по очереди то одна половина аула, то другая. Старики помнят древний заговор «хъу дюхъаннав, шта оюхъаннав». («Пусть будет богатый урожай, пусть будет много овец и скота, пусть будет много пчел и меду»).

Ребенок: В Южном Дагестане издавна существует старинный народный праздник цветов – Яран-сувар – праздник наступления весны, праздник обновления природы. Вечером у каждого дома разжигают большие костры, через которые прыгают члены семьи. В огонь нельзя плевать, долго смотреть на пламя: оно может ударить («ягъун»), сжечь, опалить, притупить зрение.

В зал забегает с шумом и музыкой пешавар (ряженый).

Пешавар: Ассаламу алейкум! С праздником!

Дети: Ваалейкум ассалам!

Воспитатель: Пешавар, оставайся с нами, будь гостем на нашем празднике.

Ребята, праздник «Первой борозды» - это игры, веселье, соревнования. Самому достойному будет предоставлено право проложить первую борозду. Следить за порядком во время соревнований и эстафет будет наш гость Пешавар.

Первая эстафета «Бег на мячах».

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, кто сильнее.

Проводится соревнование «Перетягивание каната».

Ребенок:

Здравствуй, милая весна,
Ты душиста и ясна
Зеленеют лес и луг
Так красиво все вокруг!
И зовет тепло лучей
На прогулку всех детей.

Девочки исполняют танец «Весенняя фантазия».

Воспитатель: Как красиво девочки танцевали. Какие умницы! Посмотрите скорее, какие ловкие у нас мальчики-джигиты.

Проводится музыкальная игра «Возьми папаху». В игре принимает 6-8 мальчиков.

Воспитатель: Молодцы, мальчики, настоящие джигиты. Ребята, в дни праздника «Навруз» дагестанский народ заклинал:

Дети по очереди произносят заклинания.

    Да уродит земля.

    Да будут густыми всходы.

    Да умножатся овцы у тех, кто их имеет.

    Да умножатся коровы у тех, у кого они есть.

    Да не будет засухи.

    Да будет достаточно солнца и осадков.

Воспитатель: Вот сколько заклинаний мы с вами вспомнили. Вот вышли наши силачи. Они сейчас будут мериться силой.

Проводится соревнование.

Воспитатель: Вот и определились претенденты на главное соревнование. Самому достойному будет оказана честь проложить первую борозду.

Проводится эстафета «Кто быстрее добежит до машины». Самый быстрый и заслужит право провести первую борозду.

После соревнования тракторист на машине «прокладывает» первую борозду. Перед машиной идут музыканты, за машиной раскручивается борозда и девочка «бросает» в борозду зерна.

Ребенок:

Иди весна, иди красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!

Дети читают стихи о весне. 3-4 ребенка.

Воспитатель: Ребята, на улице стемнело и пора разводить костер. Пешавар помоги нам разжечь костер.

Костер «загорается».

Воспитатель: Пока пламя высокое и прыгать через него мы не можем, мы сделаем коллективную работу «Горный пейзаж».

Дети на готовые силуэты приклеивают шерсть овцам, делают папаху и бурку чабану, клеят шерстяными нитками солнце, кусты, цветы, дорогу, горы.

Дети становятся полукругом вокруг «костра».

Ребенок:

Люблю тебя я всей душой,
О, Дагестан, мой край родной!
Не нужно мне заморских стран
Ты так прекрасен, Дагестан!
(Р.Гамзатов).

Дети исполняют песню «Горный край».

Прыгают через «костер».

Ребенок: Мы лезгинку дружно любим танцевать! Гей!

Бьем в ладоши дружно и кричим: Арса! Арса! Асра!

Исполняется Общая лезгинка.

Воспитатель: На этом наш праздник завершается. До свидания. Все выходят из зала.

Сценарий праздника «Хлеб России, хлеб моей отчизны», посвященного Году... Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке! Чтец 1.29 апр 2011 ... ... Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.23 ноя 2012 ... Выступление 11 класса "Праздник первой борозды". Вед.2: В древности праздник Ивана Купалы отмечали почти все народы Европы.8 апр 2013... хотят жениться и празднично накрытые столы - это вовсе не сценарий фильма, а неотъемлемая часть праздника первой борозды в... к 9 мая, ко Дню победы. Сценарии утренников для малышей. Сценарии торжественных линеек и праздничных представлений на 9 мая для... первой борозды и первого снопа обязательно проводились в.... Так, имеются опубликованные конспекты занятий и сценарии праздников в... Сценарий праздника, Посвященного Святым равноапостольным Кириллу.... 1-й ведущий: Мы с Вами знаем, что первая буква русского алфавита называется «А». ..... «Мы с тобою были как дружная пара волов, вели одну борозду. С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] .... Первая похоронка в деревню..... Строчками картофельных борозд. И твою..... праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий, стихи... Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. ... « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником...

Видео по теме сценарий праздник первой борозды

Праздник первой борозды - ооо «гравюра»

  • Собственное производство

      Все памятники и аксессуары из гранита мы изготавливаем самостоятельно на нашем производстве, расположенном недалеко от «Кантемировская». Современное оборудование и квалифицированные специалисты позволяют нам создавать памятники разных форм и размеров, в том числе и сложные, нетиповые проекты.

  • Фиксированная цена

      Благодаря прямым поставкам сырья, без посредников, наша организация удерживает стабильную ценовую политику, а так же имеет возможность делать сезонные скидки и интересные акции. Более подробно о скидках Вы можете узнать, позвонив нам по телефону, или посетив нашу выставку.

      Праздник первой борозды

      Описание отсутствует.

      Важно отметить, что стоимость за изготовление и монтаж изделий фиксируется с момента подписания Договора и остается неизменной до окончания всех работ. При оформлении заказа будут оговорены все нюансы, поэтому при возникновении, каких либо сложностей неучтенных нашими специалистами изначально, все издержки мы несем самостоятельно.

  • Гарантия на все виды работ

      Мы являемся производителями своей продукции, и несем ответственность за каждый элемент работы, профессионализм наших сотрудников и качество материалов, применяемых в производстве. Поэтому предоставляем полную гарантию не только на монтаж, но и на материалы. Реставрация монумента по гарантии обеспечивается в кратчайшие сроки.

  • Установка на любом кладбище

      Наши специалисты осуществят аккуратную доставку и качественный, профессиональный монтаж, как отдельных изделий, так и комплексных проектов любой сложности. Мы работаем на всех кладбищах Москвы и Московской области, а так же по всем регионам России. По дополнительному согласованию, можно осуществить монтаж с выездом наших мастеров в страны ближнего зарубежья.

      Все работы ведутся только нашими специалистами, без привлечения третьих лиц.

  • Комплексы любой сложности

      В случае если Вы придете к нам с уже готовым авторским чертежом или эскизом, наши мастера изготовят изделие любой сложности и высокого качества, в точности по данным размерам строго соблюдая все пропорции.

      Если точным чертежом Вы не располагаете, но есть набросок или рисунок, мы можем совместно доработать его, привлекая к обсуждению всех специалистов, художников, скульптора, или специалистов из монтажного отдела, которые основываясь на своем опыте, дадут грамотные советы в своей области.

  • Индивидуальный подход

      Чаще всего принятие решения по утверждению самого проекта становиться главной проблемой всего процесса изготовления. Многообразие форм, цвета и сочетаний разных элементов не дает понять, какое именно сочетание будет наилучшим.

      Наши консультанты учтут все Ваши пожелания, и предложат несколько вариантов решения. Для дополнительной уверенности в своем выборе Вы можете заказать изготовление 3D проекта.

      Специалист, который начнет работу с Вашим проектом, будет вести заказ до конца, контролируя каждый шаг, и внося требуемые корректировки на всех стадиях изготовления и монтажа.

  • Разработка 3D проекта

      ООО «Гравюра» предлагает разработать трехмерное изображение Вашего будущего проекта. Эта услуга дает замечательную возможность, не иметь приблизительное представление о том, что Вы заказываете, а уже наглядно видеть будущий проект. Полностью сложить все элементы в законченную гармоничную картину, а главное увидеть и доработать те моменты, которые кажутся спорными.

      Мы придерживаемся индивидуального подхода к каждому клиенту и можем гарантировать уникальность своих работ. При оформлении заказа на изготовление мемориального комплекса, мы предлагаем Вам эту возможность бесплатно.

  • Праздник первой борозды сценарий - поиск нужного...

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    29 апр 2011 Сценарий праздника весны «Навруз» Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.

    Календарно

    Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником

    Сборник сценариев по краеведению - МБУК Меленковского

    С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] . Первая похоронка в деревню.. Строчками картофельных борозд. И твою.. праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий,

    Alive - Wikipedia, the free encyclopedia

    Alive most commonly refers to Life. It may also refer to:. Publications. Alive: The Story of the Andes Survivors, a 1974 book by Piers Paul Read which documented the 1972 crash of Uruguayan Air

    История хлеба "Живой хлеб" - Сценарии праздников

    А какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было проводить.

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Схема стробоскопа для установки зажигания Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником

    С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] . Первая похоронка в деревню.. Строчками картофельных борозд. И твою.. праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий, стихи Alive most commonly refers to Life. It may also refer to:. Publications. Alive: The Story of the Andes Survivors, a 1974 book by Piers Paul Read which documented the 1972 crash of Uruguayan AirА какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было весну проводить.

    Календарно

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Расписание гбоу спо актт

    Сценарии праздников первая борозда / hyjdeer8.appspot.com

    Название и характеристика файла Размер Форматы Вечеринки сценарии 91.67 Mb FB2 PDF DOC Сценарии выпуск в детсаду 93.03 Mb FB2 PDF DOC Сценарии к юбилею для женщин 58.56 Mb FB2 PDF DOC Сценарии пасхальных утренников в детском саду 41.23 Mb FB2 PDF DOC Сценарий агитбригада по профессиям 60.83 Mb FB2 PDF DOC Сценарии дня здоровья для школьников 85.88 Mb FB2 PDF DOC Сценарии нового в школах 50.48 Mb FB2 PDF DOC Юмористические сценарии сценки 51.82 Mb FB2 PDF DOC Выкуп невесты сценарии в 2012 55.32 Mb FB2 PDF DOC сценарии для 88.60 Mb FB2 PDF DOC Сценарии матери в старших классах 23.48 Mb FB2 PDF DOC Сценарий детской дискотеки игровой программы 102.12 Mb FB2 PDF DOC Сценарий юбилей лицея 83.23 Mb FB2 PDF DOC сценарии на выкуп 97.04 Mb FB2 PDF DOC Юбилей сценарий врача 94.66 Mb FB2 PDF DOC Веселый сценарий день девушки 103.15 Mb FB2 PDF DOC Сценарий конкурса исполнителей песен 52.78 Mb FB2 PDF DOC Сценарий цветочная фея 118.26 Mb FB2 PDF DOC Сценарий на пейсах 75.57 Mb FB2 PDF DOC Сценарий для ведущего праздника 73.57 Mb FB2 PDF DOC Как писать сценарий кино 35.87 Mb FB2 PDF DOC Сценарий для сада по правилам дорожного движения 13.50 Mb FB2 PDF DOC Сценарии юбилея директора 35.43 Mb FB2 PDF DOC

    Сценарий праздника весны «навруз»

    Алиева Румилият Абуталибовна, преподаватель родных языков

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Оформление: рисунки, ветки, надпись, сто, скатерть, цветы, ваза, веточки ивы, графины, стаканы, короны, солнышко, сахар, свеча, гребень, поднос, фотограф, дерево, косынки.

    Наступила весна. Пробуждается природа. Пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ у народов Средней Азии и некоторых народностей Кавказа отмечалось весенними праздниками, концентрировавшимися вокруг старинного нового года в честь весеннего равноденствия - навруза – который приходился на 21-22 марта. Слово «навруз» в переводе с фарси означает новый день «нав» - новый, «руз» - день. В течение веков на столах в праздничные дни появлялись обязательно 7 предметов: напиток красного цвета, молоко, сладости, сахар, шербет, свеча и гребень. Напиток красного цвета символизировал возрождение, молоко – чистоту, сладости – радости жизни, сахар – довольство, шербет – прохладу и отдых, свечу ставили в знак света, солнца и огня, гребень – символизировал женскую красоту.

    В последние годы для дагестанцев стал традиционным праздник «Навруз», пришедший к нам с Востока.

    Как его отмечали и отмечают в нашем горном крае, расскажут студенты – первокурсники.

    Шествие студентов

    1: Дагестанские народы могут не только дружно трудиться, но и дружно радоваться успехом в труде, веселиться вместе, праздновать свои народные праздники.

    2: Самыми известными традиционными праздниками народов Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.

    1: самым ярким весенним праздником является «Навруз»

    2: Народы Дагестана этот праздник называют по–разному. Например, лезгины – «Яран сувар».

    1: Лакцы «Инт дайдиху», кумыки «Шатман»

    2: Подготовка к празднику начинается задолго до него. Люди чистят, белят жилище, стирают одежду. Готовят топливо для костров, заготавливают продукты для приготовлений ритуальных кушаний.

    1: Люди аула должны быть как одна семья. Каким будет первый день нового года, таким будет и весь год. Так думали мудрые старцы.

    2: В дни праздника в домах принято готовить лучшие национальные блюда.

    1: На праздничном столе должно быть не менее семи блюд: яичные курзе, плов, курзе из крапивы, голубцы, хлеб, испеченный в национальной печи.

    2: Считается, чем обильнее пища в доме в дни праздника, тем благороднее будет год.

    1: В дни праздника перевязывают запястье руки красной нитью, чтобы божество солнца «Яр» не повредило здоровье. Красная нить является оберегом от дурного глаза.

    2: Дети, юноши, девушки одевают лучшие наряды.

    1: девушки с песнями, хороводами поздравляют своих родителей, родственников, соседей с праздником.

    Песни на национальном языке .

    2: В южном Дагестане женщины в первый день весны раскачивались на качелях, твердо веря, что это унесет все их прегрешения вдаль.

    1: В некоторых аулах в последнюю ночь уходящего года нельзя было спать. А заснувшим мазали лица сажей.

    2: Табасаранцы чуть свет бежали по - воду – в первый весенний день она будто – бы приобретала целебные свойства.

    1: А проспавших соседей будили совсем не по-соседски, со словами: «Мои все неприятности вам, все, что у вас есть хорошее - мне»

    2: Курахские женщины в предновогоднюю ночь поднимались на крышу и складывали на поднос яйца. Рядом оставляли красную и черную краску.

    1: Если на утро яйца оказывались окрашены в красный цвет – хорошо, а, если в черный – увы, не во всех делах будет ждать удача.

    2: Лезгинские мальчики – подростки в праздничный вечер запускают в небо своеобразные «ракеты» горящие по краям колесики из дерева.

    1: Колесики оставляют за собой красный огненный след и создают волнующее зрелище.

    2: У лакской детворы тоже есть свои «ракеты». Это турим – глиняные шарики, утыканные кусочками дерева. Красив полет летящих турим. Горящие кусочки дерева освещают путь его полета.

    1: На площадях разжигаются костры. При разжигании костра присутствующие произносят заклинания о хорошем урожае, здоровье.

    2: Кто может, прыгает через костры. Считается, что это очищает от болезней и всех других неприятностей.

    1: Везде дети в горах обходят дома своего аула, поют песни, выражают благопожелания, стучатся в ворота, окна, поднимаются на плоские крыши домов и поздравляют хозяев с праздником.

    Чтецы: Стихи о весне

    1. Дома у нас большие, Гьоссай!

    Окна золотые, Гьоссай!

    С навруза - Днем весны, Гьоссай!

    Мы поздравить Вас пришли, Гьоссай!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    2. В доме этом все девицы,

    Как одна румянолицы.

    Рукова их длинны,

    И слова их умны.

    С Днеам Навруза – днем весны!

    Мы поздравить вас пришли!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    3. да развеется тоска,

    Да просеется мука.

    А мука у нас бела,

    Испечете вы пирог.

    Нам отрежете кусок

    С Днем Навруза – днем весны

    Мы поздравить вас пришли!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    Преподаватель:

    Обходили дома вот с таким улыбающимся солнышком. Солнышко во главе шествия нес в руках запевала, который речитативом произносил хвалебные слова в адрес хозяев, а хор вторил магическим словом гьоссай .

    А сейчас запевалой буду я, а все вместе произносим после каждой строфы магическое заклинание «Гьоссай»

    Навруз эте челченбиз, Гьоссай! ...

    2: в дети получают конфеты, сухофрукты, хлебцы, пироги и многое другое.

    Преподаватель:

    Весной ранним утром, в предрассветной тишине можно услышать шелест лествы, щебетание птиц. И в следующей песне мы услышали хор наших пернатых друзей, если все вместе споем припев, то есть после каждого предложения произнесем слово «жав-жав».

    Песня «Жав-жав»

    Двери домов открыты для гостей, а сердце для добра. Никто в этот день не должен произносить грубого слова, оскорбления. Мир и доброжелательность – вот что должно быть между людьми. В дни праздника «Навруз» принято произносить заклинания. Что мы с вами сделали сейчас. Только после каждого заклинания все должны произнести слова: «Да будет так!»

    Да уродит земля

    Да будут густыми всходы

    Да умножается стадо

    Да не будет засухи

    Да будет достаточно солнца и осадков.

    Наш праздник весны сродни ясному солнцу, солнцу улыбающемуся. А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь, простите обиды.

    История хлеба "живой хлеб" » сценаристика.ру - авторские сценарии праздников

    Ведущий: Да за заботы и труды награда для нас – хлеб. Хлеб пекут сейчас в

    хлебопекарнях, в минипекарнях, а еще совсем недавно наши бабушки пекли хлеб в русской печи. Вкладывали в него не только умение печь хлеб, но и душу. Вот об этом мы и попросим рассказать нам бабушку Варвару.

    Входит женщина наряженая в старинную русскую одежду

    Бабушка Варвара: Говорят, бабья дорога – от печи до порога. А какая это дорога? Сейчас расскажу:

    Сколько ума и сноровки, мастерства и таланта требует она. Русская печь была центром, корнем крестьянского дома и не было тягостнее проклятья: «Да потухнет огонь в твоем доме!» Печь – кормилица, печь искусница возвышала в собственных глазах любую хозяйку.

    Что не сделаешь, чтоб печь хорошо горела да пекла! На новолунье ее клали, а выложив, из другой хорошей печи золу приносили. Огонь – самый первый! – должен быть заимствован, чтобы с «ярко – красною душой» жила печка русская, жарко гудела от тяги да тепло хранила. «На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют да потом и жуют».

    Выпечка хлеба – это событие! И здесь все важно. Дрова лучше сосновые. Выложить их в печи нужно умеючи. Хлеб посадить в печь и вынуть во время. Да разве перечислить все тонкости хлебопечения?

    А примет сколько знаю!

     Сажая хлеб в печь, подымай подол, приговаривая: «Подымайся выше…»

     «Поколе хлеб в печи, не садись на печь, исспортится».

     «Хлеб печется – не мети избы: спорынью (дух хлеба) выметешь.

     Когда один хлеб вынуть раньше прочих и разрезать его, то все хлебы испортятся…

     Хлеб обедом из рук выпадает – гость спешит»…

     Хлеб в печи раздвоится – к отлучке кого-нибудь из семьи…

    А еще перед тем, как посадить буханку в печь, выводили на верхней стороне большой крест. Разные народы и в разное время изображали на тесте разные знаки. Считалось, что это защищает хлеб от нечистой силы.

    Расскажу вам обычай один старый. Стелили в избе солому и приносили снопы. Хозяин прятался за ними. Входили в горницу дети их спрашивали, видят ли они отца? «Нет» - отвечали. Тогда хозяин говорил: «Пусть и рожь будет такая же высокая и густая, чтобы за ней не было видно человека». И дети пели разные.

    «Слава тебе, боже, что в поле пригоже!

    В поле копами, на гумне стогами!

    На гумне стогами, в клети закромами!

    В клети закромами, в печи пирогами!»

    А петь к месту будет сказано – на Руси умели всегда. Самозабвенно, распахнуто, голосисто – с припевами, с приговорками да прибаутками, с приплясом да посвистом. Сейчас в современной повседневной жизни уже не поют этих красивых старинных песен.

    А какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было весну проводить. Теперь этого не делают, потускнели сельские праздники.

    Расскажу ка я вам, как весну провожали: Взявшись за руки деревенская молодежь становилась в две линии: получался живой «мост», по сомкнутым рукам пускали «колосок» - иаленькую девочку с венком на голове. А венок был разукрашен разноцветными лентами да лоскутками. «Мост» оказывался нескончаемым, т.к. пройденые пары становились снова спереди. Пока шествие не доходило до озимого поля, девушки все время шли. Возле загона девочку ставили на землю, тут она срывала пук зеленой ржи и пускалась бежать к околице. Взрослые не спеша двигались за ней, распевая обрядовые песни. Возле села с венка обрывали ленты и лоскуты, которые брали на память, о прошедшей весне. Разбросаные растения ржи подбирались парнями, кому достанется с колоском – тому по осени и женатому быть.

    Красивые были праздники, да жаль забыты они, а ведь в праздничных песнях, обрядах раскрывалась душа человеческая. Пели песни и славили извечный крестьянский труд на земле. Славили хлеб для себя и для всех.

    Ведущий: Спасибо, вам бабушка Варвара за интересный рассказ. Много еще можно

    рассказывать о приметах, обычаях, обрядах, заговорах о том таинственно интересном пришедшем к нам из глубин веков, пронесенных людьми за многие годы жизни, дошедшие до наших дней. Пусть в наше время легче стало обрабатывать землю, сеять, убирать останется одно самое главное – люди работающие под одним небом у хлебного поля, люди самых разных профессий, судеб, характеров. Они вкладывали, вкладывают и будут вкладывать силу, труд, душу.

    Чтец: «Буханка хлеба» Д. Чернов.

    На столе лежит буханка хлеба,

    Тяжелая и сладкая, как мед.

    За нее сражались на земле и в небе,

    За нее сраженье каждый день идет.

    Чтоб буханка на столе лежала,

    Труд вложило множество людей.

    Много потрудилось комбайнеров,

    Пекарей, шоферов, слесарей.

    И когда ты вдумаешся в это,

    Хорошо себе представишь все,

    Цену будешь знать буханке хлеба,

    Будешь уважать всю жизнь ее.

    Ведущий: История хлеба – это хроника. И не только специалистам сельского хозяйства

    и историкам надо хнать ее. Ее надо знать всем!

    И помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, –

    трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

    Чтец: * * * Н. Аникеева.

    Так повелось на моей земле:

    Из года в год, из рода в род – веками

    Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

    Согрет был человечьими руками.

    Он их теплом, он их добром пропах,

    И песней той, что жаворонком спета

    Под синим небом в золотых хлебах

    В июльский полдень солнечного лета.

    Пройдется пахарь утром по жнивью,

    И сыну, указав рукой на поле,

    Негромко молвит: «Поклонись ему,

    Как матери, как нашей общей доле!»

    Ты вырастешь и через много лет

    Опять сюда вернешся на рассвете

    И скажешь: «Ничего дороже нет,

    Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

    Действующие лица: ведущий, девушка, Бабушка Варвара, чтецы.

    В Дагестане прошел праздник первой борозды

    http://rgvktv.ru Телеканал РГВК Дагестан, сюжет Гаджимурада Зияутдинова

    В селении Новая Хуштада провели праздник первой борозды. Традиционное мероприятие собрало не только сельчан. В гости к хуштадинцам приехали делегации из Казбековского, Шамильского, Хунзахского, Хасавюртовского и Бабаюртовского районов, в рамках мероприятия провели спортивные состязания.

    О прошлом, настоящем и будущем древнего праздника лезгинских народов

    В последние годы в Дагестане усилились идеологические споры относительно древнейшего праздника народов Южного Дагестана – Праздника весны, который у разных народов лезгинской группы называется по-разному – Яран сувар, Эбелцан, Эвелцан, Эр.

    Часть современной молодежи утверждает, что данный праздник противоречит мусульманским традициям из-за почитания в рамках данного праздника огня и, якобы, заимствованного характера данного праздника у огнепоклонников Ирана - зороастрийцев.

    Однако чуть более глубокое изучение данного вопроса показывает, что праздник весны у народов лезгинской группы имеет более глубокие корни, зародившиеся еще задолго до проникновения персидского влияния на Кавказ. И связан этот праздник, в первую очередь, с земледельческим циклом – с началом полевых работ.

    В принципе, название данного праздника, сохранившееся у табасаранцев и агульцев – Эбелцан и Эвелцан – самым определенным образом на это указывают. Поскольку эти названия есть не что иное, как «эвел цан» - «первая борозда».

    Несмотря на то, что у лезгин этот праздник ныне называется Яран сувар, в лезгинских районах тоже до сих пор употребляют выражение «эвел цан» применительно к первой борозде, которую закладывают крестьяне в горных районах.

    Эбелцан - это древнейшая народная традиция. Праздник, который отмечается еще с незапамятных времен, пришедший к нам от далеких предков. Эбелцан - символ прихода весны, обновления природы. Каждый год в третью субботу марта этот праздник широко отмечают в Хивском районе, а также во многих сёлах Табасаранского района.

    Лезгины, составляющие чуть меньше половины населения района, называют праздник Яран Сувар и отмечают его немного позже, в день весеннего равноденствия. Но надо сказать, что в ряде лезгинских сел района, таких, как Куг, Заза и другие, он отмечается раньше, чем у остальных лезгин.

    Яран Сувар/Эбелцан - это праздник первой борозды, начала весенне-полевых работ. Традиционно в этот день празднования начинаются с самого утра. В центре празднества – большой костер, который разжигает один из уважаемых аксакалов села. Ему в руки передает пылающий факел девушка в пестром одеянии, украшенном цветами и листьями, символизирующая собой весну. Костер - это символ обновления, в нем сгорает все плохое и начинается новая жизнь с новыми надеждами.

    Основную часть праздника предваряет символическое вспахивание «первой борозды» (а ведь именно таким образом, как мы указали выше, переводится слово «Эбелцан») прямо на праздничном майдане.

    Именно начало нового сельскохозяйственного цикла, с которым была неотрывно связана жизнь наших предков, и представляет основное смысловое наполнение праздника, который у каждого народа называется по-своему. Ведь нельзя было представить когда-либо в прошлом, вплоть до начала 20 века, жизнь наших народов в отрыве от земли, сельского хозяйства.

    Затем начинаются обрядовые песни и танцы, в том числе в исполнении ряженых в масках, изображающих головы козлов и баранов, которые веселят народ и получают за это подарки.

    Разжигаются ритуальные костры, а народ демонстрирует блюда национальной кухни, приготовлением которых женщины заняты с самого утра. Все желают друг другу урожайного года и благополучия, поздравляют с началом весны и нового года.

    На праздничный стол подаются лучшие или специально приготовляемые для Яран Сувар/Эбелцан блюда и большое количество сладостей. И это не просто прихоть: по представлениям народов Кавказа обилие и разнообразие еды на праздничном столе призвано обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. А частое использование птичьих яиц в обрядах и приготовлении праздничных блюд когда-то было обязательным и символизировало зарождение новой жизни. Празднование длится до позднего вечера.

    ФЛНКА на празднике в Хиве

    Важно отметить, что в нынешнем году впервые за многолетнюю историю празднования Яран Сувар/Эбелцан в нем приняла активное участие организация всероссийского масштаба – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в лице ее представителя в Табасаранском и Хивском районах Умганат Сулеймановой.

    В этом году праздник пришелся на 15 Марта. В этот день на праздничной площади собрались в большом количестве как местные жители, так и гости из соседних муниципалитетов, а также представители администрации и пресса. Всем гостям и участникам праздника был дан большой концерт.

    Торжества по случаю праздника Яран Сувар/Эбелцан начались в 10-00 на площади перед районным культурно-досуговым центром в селе Хив. Открыл торжество глава Хивского района Бейдуллах Мирзоев, который поздравил собравшихся и с праздником весны и началом сельскохозяйственных работ и рассказал о многолетней традиции празднования Яран Сувар/Эбелцан в Хивском районе.

    Затем началась концертная программа с участием множества творческих фольклорных коллективов и исполнителей из Хивского и Табасаранского районов.

    Отметим, что ФЛНКА поздравила в этом году жителей района красочным баннером и организовала отдельный майдан. Умганат Сулейманова лично поздравила всех жителей Хива с праздником, а также вручила от лица Лезгинской автономии подарки администрации района. К ее поздравлениям присоединился также глава фонда «Табаристан» Айваз Рамазанов, о котором мы рассказывали чуть ранее в . Он отдельно поблагодарил ФЛНКА за участие в организации прекрасного праздника в Хивском районе.

    Loading...Loading...