Гоголь николай васильевич. Гоголь николай васильевич Краткий пересказ 2 3 главы тарас бульба

Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями своими на Сечи. Остап и Андрий мало занимались военною школою. Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны. Промежутки козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; все прочее время отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли. Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он, можно сказать, плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам, гуляк, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей. Это производило ту бешеную веселость, которая не могла бы родиться ни из какого другого источника. Рассказы и болтовня среди собравшейся толпы, лениво отдыхавшей на земле, часто так были смешны и дышали такою силою живого рассказа, что нужно было иметь всю хладнокровную наружность запорожца, чтобы сохранять неподвижное выражение лица, не моргнув даже усом, - резкая черта, которою отличается доныне от других братьев своих южный россиянин. Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно-искажающим весельем забывается человек; это был тесный круг школьных товарищей. Разница была только в том, что вместо сидения за указкой и пошлых толков учителя они производили набег на пяти тысячах коней; вместо луга, где играют в мяч, у них были неохраняемые, беспечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову и неподвижно, сурово глядел турок в зеленой чалме своей. Разница та, что вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь - и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки; что здесь были те, которые дотоле червонец считали богатством, у которых, по милости арендаторов-жидов, карманы можно было выворотить без всякого опасения что-нибудь выронить. Здесь были все бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы; но вместе с ними здесь были и те, которые знали, что такое Гораций, Цицерон и Римская республика. Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках; тут было множество образовавшихся опытных партизанов, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы. Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари. Но кого тут не было? Эта странная республика была именно потребностию того века. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина.

Остапу и Андрию казалось чрезвычайно странным, что при них же приходила на Сечь гибель народа, и хоть бы кто-нибудь спросил: откуда эти люди, кто они и как их зовут. Они приходили сюда, как будто бы возвращаясь в свой собственный дом, из которого только за час пред тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:

Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

Верую! - отвечал приходивший.

И в троицу святую веруешь?

И в церковь ходишь?

А ну, перекрестись!

Пришедший крестился.

Ну, хорошо, - отвечал кошевой, - ступай же в который сам знаешь курень.

Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании. Только побуждаемые сильною корыстию жиды, армяне и татары осмеливались жить и торговать в предместье, потому что запорожцы никогда не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили. Впрочем, участь этих корыстолюбивых торгашей была очень жалка. Они были похожи на тех, которые селились у подошвы Везувия, потому что как только у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали их лавочки и брали всегда даром. Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики, а еще более походили на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом. Никто ничем не заводился и не держал у себя. Все было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька. У него были на руках деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран. Нередко происходила ссора у куреней с куренями. В таком случае дело тот же час доходило до драки. Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу бока, пока одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня. Такова была эта Сечь, имевшая столько приманок для молодых людей.

Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни. Все занимало их: разгульные обычаи Сечи и немногосложная управа и законы, которые казались им иногда даже слишком строгими среди такой своевольной республики. Если козак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему козачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть. Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг. Но более всего произвела впечатленья на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубийство. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею. Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом.

Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков. Часто вместе с другими товарищами своего куреня, а иногда со всем куренем и с соседними куренями выступали они в степи для стрельбы несметного числа всех возможных степных птиц, оленей и коз или же выходили на озера, реки и протоки, отведенные по жребию каждому куреню, закидывать невода, сети и тащить богатые тони на продовольствие всего куреня. Хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения - дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги.

Но старый Тарас готовил другую им деятельность. Ему не по душе была такая праздная жизнь - настоящего дела хотел он. Он все придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю. Наконец в один день пришел к кошевому и сказал ему прямо:

Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам?

Негде погулять, - отвечал кошевой, вынувши изо рта маленькую трубку и сплюнув на сторону.

Как негде? Можно пойти на Турещину или на Татарву.

Не можно ни в Турещину, ни в Татарву, - отвечал кошевой, взявши опять хладнокровно в рот свою трубку.

Как не можно?

Так. Мы обещали султану мир.

Да ведь он бусурмен: и бог и Святое писание велит бить бусурменов.

Не имеем права. Если б не клялись еще нашею верою, то, может быть, и можно было бы; а теперь нет, не можно.

Как не можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь - не имеем права; а ты говоришь - не нужно идти запорожцам.

Ну, уж не следует так.

Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на какого черта мы живем? растолкуй ты мне это. Ты человек умный, тебя недаром выбрали в кошевые, растолкуй ты мне, на что мы живем?

Кошевой не дал ответа на этот запрос Это был упрямый козак. Он немного помолчал и потом сказал:

А войне все-таки не бывать.

Так не бывать войне? - спросил опять Тарас.

Так уж и думать об этом нечего?

И думать об этом нечего.

"Постой же ты, чертов кулак! - сказал Бульба про себя, - ты у меня будешь знать!" И положил тут же отмстить кошевому.

Сговорившись с тем и другим, задал он всем попойку, и хмельные козаки, в числе нескольких человек, повалили прямо на площадь, где стояли привязанные к столбу литавры, в которые обыкновенно били сбор на раду. Не нашедши палок, хранившихся всегда у довбиша, они схватили по полену в руки и начали колотить в них. На бой прежде всего прибежал довбиш, высокий человек с одним только глазом, несмотря, однако ж, на то, страшно заспанным.

Кто смеет бить в литавры? - закричал он.

Молчи! возьми свои палки, да и колоти, когда тебе велят! - отвечали подгулявшие старшины.

Довбиш вынул тотчас из кармана палки, которые он взял с собою, очень хорошо зная окончание подобных происшествий. Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные кучи запорожцев. Все собрались в кружок, и после третьего боя показались наконец старшины: кошевой с палицей в руке - знаком своего достоинства, судья с войсковою печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны козакам, которые гордо стояли, подпершись руками в бока.

Что значит это собранье? Чего хотите, панове? - сказал кошевой. Брань и крики не дали ему говорить.

Клади палицу! Клади, чертов сын, сей же час палицу! Не хотим тебя больше! - кричали из толпы козаки.

Некоторые из трезвых куреней хотели, как казалось, противиться; но курени, и пьяные и трезвые, пошли на кулаки. Крик и шум сделались общими.

Кошевой хотел было говорить, но, зная, что разъярившаяся, своевольная толпа может за это прибить его насмерть, что всегда почти бывает в подобных случаях, поклонился очень низко, положил палицу и скрылся в толпе.

Прикажете, панове, и нам положить знаки достоинства? - сказали судья, писарь и есаул и готовились тут же положить чернильницу, войсковую печать и жезл.

Нет, вы оставайтесь! - закричали из толпы. - нам нужно было только прогнать кошевого, потому что он баба, а нам нужно человека в кошевые.

Кого же выберете теперь в кошевые? - сказали старшины.

Кукубенка выбрать! - кричала часть.

Не хотим Кукубенка! - кричала другая. - Рано ему, еще молоко на губах не обсохло!

Шило пусть будет атаманом! - кричали одни. - Шила посадить в кошевые!

В спину тебе шило! - кричала с бранью толпа. - Что он за козак, когда проворовался, собачий сын, как татарин? К черту в мешок пьяницу Шила!

Бородатого, Бородатого посадим в кошевые!

Не хотим Бородатого! К нечистой матери Бородатого!

Кричите Кирдягу! - шепнул Тарас Бульба некоторым.

Кирдягу! Кирдягу! - кричала толпа. - Бородатого! Бородатого! Кирдягу! Кирдягу! Шила! К черту с Шилом! Кирдягу!

Все кандидаты, услышавши произнесенными свои имена, тотчас же вышли из толпы, чтобы не подать никакого повода думать, будто бы они помогали личным участьем своим в избрании.

Кирдягу! Кирдягу! - раздавалось сильнее прочих. - Бородатого!

Дело принялись доказывать кулаками, и Кирдяга восторжествовал.

Ступайте за Кирдягою! - закричали.

Человек десяток козаков отделилось тут же из толпы; некоторые из них едва держались на ногах - до такой степени успели нагрузиться, - и отправились прямо к Кирдяге, объявить ему о его избрании.

Кирдяга, хотя престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем курене и как будто бы не ведал ни о чем происходившем.

Что, панове, что вам нужно? - спросил он.

Иди, тебя выбрали в кошевые!..

Помилосердствуйте, панове! - сказал Кирдяга. - Где мне быть достойну такой чести! Где мне быть кошевым! Да у меня и разума не хватит к отправленью такой должности. Будто уже никого лучшего не нашлось в целом войске?

Ступай же, говорят тебе! - кричали запорожцы. Двое из них схватили его под руки, и как он ни упирался ногами, но был наконец притащен на площадь, сопровождаемый бранью, подталкиваньем сзади кулаками, пинками и увещаньями. - Не пяться же, чертов сын! Принимай же честь, собака, когда тебе дают ее!

Таким образом введен был Кирдяга в козачий круг.

Что, панове? - провозгласили во весь народ приведшие его. - Согласны ли вы, чтобы сей козак был у нас кошевым?

Все согласны! - закричала толпа, и от крику долго гремело все поле.

Один из старшин взял палицу и поднес ее новоизбранному кошевому. Кирдяга, по обычаю, тотчас же отказался. Старшина поднес в другой раз. Кирдяга отказался и в другой раз и потом уже, за третьим разом, взял палицу. Ободрительный крик раздался по всей толпе, и вновь далеко загудело от козацкого крика все поле. Тогда выступило из средины народа четверо самых старых, седоусых и седочупринных козаков (слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смертью) и, взявши каждый в руки земли, которая на ту пору от бывшего дождя растворилась в грязь, положили ее ему на голову. Стекла с головы его мокрая земля, потекла по усам и по щекам и все лицо замазала ему грязью. Но Кирдяга стоял не сдвинувшись и благодарил козаков за оказанную честь.

Таким образом кончилось шумное избрание, которому, неизвестно, были ли так рады другие, как рад был Бульба: этим он отомстил прежнему кошевому; к тому же и Кирдяга был старый его товарищ и бывал с ним в одних и тех же сухопутных и морских походах, деля суровости и труды боевой жизни. Толпа разбрелась тут же праздновать избранье, и поднялась гульня, какой еще не видывали дотоле Остап и Андрий. Винные шинки были разбиты; мед, горелка и пиво забирались просто, без денег; шинкари были уже рады и тому, что сами остались целы. Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги. И взошедший месяц долго еще видел толпы музыкантов, проходивших по улицам с бандурами, турбанами, круглыми балалайками, и церковных песельников, которых держали на Сечи для пенья в церкви и для восхваленья запорожских дел. Наконец хмель и утомленье стали одолевать крепкие головы. И видно было, как то там, то в другом месте падал на землю козак. Как товарищ, обнявши товарища, расчувствовавшись и даже заплакавши, валился вместе с ним. Там гурьбою улегалась целая куча; там выбирал иной, как бы получше ему улечься, и лег прямо на деревянную колоду. Последний, который был покрепче, еще выводил какие-то бессвязные речи; наконец и того подкосила хмельная сила, и тот повалился - и заснула вся Сечь.

Два брата, Остап и Андрий (сравнение их характеров доступно ) закончили семинарию, вернулись из Киева домой. Отец сыновей, Тарас Бульба () высмеял их стриженые головы и ученические одежды из бурсы. Остап не стал терпеть иронию, в отличие от миролюбивого младшего брата: он подрался с родителем, но конфликт быстро закончился. Мужчины сели за стол, праздновать долгожданную встречу. Тарас решил отправить детей на Сечь, ведь был уверен, что книги и материнская любовь не воспитают настоящих мужчин. Защитники в битве рождаются. Мнение матери никого не интересовало. Все переживания она хранила в своём любящем сердце. Глава семьи созвал всех сотников, которые с радостью поддержали его решение. Отец вдохновился поездкой и решил ехать вместе с сыновьями.

Последняя ночь была для матери, словно пытка. Она гладила своих единственных детей по голове и тихо плакала. Всю ночь не спала, боялась, что утро наступит. Когда мужчины отправились в путь, мать, словно одержимая, бросалась к ним два раза, но казаки уводили её. Она только лишь успела дать мальчикам иконы Божией Матери, с надеждой, что она о них позаботится.

II глава

В поездке Тарас Бульба тосковал по своей молодости, по друзьям. Братья размышляли о своём. Когда-то 12-летних ребят суровый отец отправил учиться в Киевскую бурсу. У старшего сына был упрямый характер (вот его ), учиться он не желал, поэтому он не раз совершал побеги, и в наказание его били до полусмерти. Он же не сдавался и копал могилу для букваря, засыпая книгу землей целых 4 раза. За это его снова безжалостно били розгами. В воспитательных целях Тарас пригрозил ему отправлением в монастырь за непослушание. После этого сын смирился, взялся за ум, и стал одним из лучших учеников. Младший сын учился хорошо и без кнута, но по духу был авантюристом (а вот и его ). Изворотливая сообразительность помогала Андрию избегать наказания. Он влюбился в девушку-полячку и старался произвести на неё впечатление, даже осмелился пробраться в её покои. Панночка испугалась, а потом смеялась. Служанка помогла молодому юноше выбраться.

Семья приехала на Сечь, где их радостно встретили знакомые Тараса. На острове устраивали гуляния, веселились, организовывали побоища.

III глава

Люди на Хортице сильно разнились: кто-то никогда не видел букваря, кто-то покинул академию до срока, а кто-то стал ученым малым, как братья Бульба. Мудрые лидеры мнений, партизаны, офицеры и многие другие встречались в этом обществе. Всех их объединяла непоколебимая вера в Иисуса Христа.

Остап и Андрий быстро влились в коллектив. Но Бульба считал, что мужчина – это защитник. А таким он может стать только в бою. Отец думал, где же его сыновья могли бы показать силу? Он захотел войны с бусурманами, а кошевой был против. Тарас решил отомстить. Бульба подговорил своих товарищей напоить всех, чтоб пьяные свергли кошевого. Так и получилось. Теперь кошевым стал боевой друг хитрого Тараса, Кирдяга.

IV глава

О военном походе Тарас разговаривает с новым лидером. Тот идёт на хитрость, просит Бульбу сделать так, чтобы народ пришёл к нему по своей воле, а не по приказу. Ведь это поможет избежать ответственности за нарушение слова.

И вот бежавшие казаки рассказывают, что католики разъезжают на подвозках и запрягают христиан. Из поповских святых риз жидовки шьют себе юбки, а без разрешения жидов людям запрещено проводить православные праздники. Казаки в ярости. Они преисполнены решимости защищать народ Христа от богохульства, и планируют разорить оккупированные деревни. Запорожцы устраивают атаки на евреев. Одним из них оказался Янкель. Чтобы спастись, он сказал Тарасу, что коротко знаком с его братом. Поэтому Бульба дозволяет ему отправиться с казаками в Польшу.

V глава

Молва несла боевую славу запорожцев за пределы их станов. Отец не мог нарадоваться на сыновей, ведь они стали бравыми воинами на полях брани. В нраве и поведении Остапа он видел мудрость и львиную хватку. В бою ему помогал аналитический склад ума. Андрия же давно волновали чувства. Он не умел, как Остап, заранее планировать тактику, поступал по зову сердца, но в этом была его сила. Эта особенность помогала ему делать подвиги, которые не могли выполнить опытные казаки.

В городе Дубно воины хотели покорить вал, но оттуда на их головы посыпались бочки, стрелы, горшки с кипятком. В качестве мести за сопротивление они решили уничтожить посевы и поля, а также осадить непокорный город. Есаус привозит братьям иконы от матушки. Запорожцы устраивают блокаду Дубно.

Вымотавшиеся бойцы крепко уснули, только лишь Андрий любовался небесной твердью. Вдруг увидел перед собой татарку, служанку панночки. Несчастная девушка просила дать хлеба для хозяйки и её матери, потому что они умирают от голода. Андрий испугался, вытащил из-под головы Остапа мешок еды. Они направились к подземному ходу, но их остановил голос Бульбы, который пророчествовал во сне. Сказал, что до добра женщины не доведут, и моментально уснул.

VI глава

Через подземный ход Андрий попадает в католический монастырь, где его поразили богатое убранство и прекрасная, неземная музыка. После его со служанкой пускают в голодный город. Казак ужасается от зрелища повсеместной смерти (мертвая женщина с ребенком, голодный старик), узнаёт от татарки, что в Дубно нет ни еды, ни скотины. Оказавшись в богатом поместье, он встречает свою возлюбленную, чувства его усиливались. Татарка приносит нарезанный хлеб. Андрий предупреждает, нельзя есть много, потому что желудок отвык от еды. Теперь пища – яд.

Чувства были сильнее долга перед верой, Родиной, отцом. Андрий отрекся от всего, лишь бы служить панне. Татарка объявляет, что польские войска вошли в город, и везут казацких пленников. В этот момент влюбленные скрепляют молчаливый договор поцелуем: теперь младший Бульба на другой стороне.

VII глава

Запорожцы в ярости: они жаждут мщения за пленников. Янкель сообщает отцу весть об измене Андрия. Тарас злится и уже хочет покарать болтуна, не в силах поверить случившемуся позору. Но собеседник говорит о приближающейся свадьбе двух влюбленных, приводя неопровержимые доказательства вины предателя.

Удача тоже изменила запорожцам: многие из них пали в бою или сгинули в плену. Ночью их просто перебили во сне. Началась война между казаками и «ляхами». Атаман принимает смерть в схватке, но Остап проявляет отвагу и жестоко мстит убийце. За храбрость он наследует звание атамана. Тарас Бульба гордится сыном. Битва закончилась, но Андрия никто не нашел среди погибших. Отец в ярости хочет уничтожить женщину, погубившую честь его сына.

VIII глава

Весть о нападении татар на Хортицу всех опечалила. Кошевой советуется с казаками. Решили идти к ним и возвращать украденное добро. Но Тарас Бульба против, ведь главное – товарищество. Потому не могут они уехать, так как друзья их сидят в польских темницах. Народ согласен с кошевым и Бульбой, люди разделились на два лагеря. Касьян Бовдюг, старый казак, посудил, что надо одну группу послать за пропавшими ценностями, а другой отряд пусть выручает товарищей. Так и сделали.

Казаки прощаются друг с другом, может и не увидятся больше. Пьют вино за веру и Сечь. Оставшиеся воины решают на недругов напасть ночью, дабы скрыть отсутствие половины войска.

IX глава

В осажденном граде снова царит голод, и тогда солдаты решили дать бой казакам, ожидая помощи польского подкрепления и рассчитывая на недостаток войска. Поляки восхищаются славой запорожцев, но у них более совершенные орудия. Казаки теряют много народу, сражаясь с пушками.

X глава

Тарас жив, но сильно ранен. Бойцы, которые воевали с татарами, назад не вернулись. Их жестоко казнили в татарском поселении.

Отец сильно переживает за Остапа. Он упрашивает помилованного им еврея отвести его в Варшаву. Принимая деньги, Янкель сооружает укрытие в возе с кирпичами и без проблем ввозит казака на польскую землю.

XI глава

Бульба унижается до просьбы к евреям, которых он ненавидит: нужно освободить старшего сына. Но это невозможно, ни за какие деньги, ведь уже завтра назначена казнь. Даже влиятельный Мардохай не смог помочь. Янкель переодевает атамана в иностранца. Только так им можно было полюбоваться на казнь.

Настало утро расправы. Сыну перебивали кости, а он не издал даже стона. Перед смерть Остап говорит: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?» — и отец, рискуя быть узнанным и пойманным, ему ответил: «Слышу».

XII глава

Казаки шли на Польшу. Бульба (народный герой, которого мы описали в этом ) яростно ненавидел ляхов, мстил за семью. Тарас сжег восемнадцать поселений. Знаменитому гетману Потоцкому поручили схватить атамана, и он преуспел в его поимке.

Битва продолжалась четыре дня. Когда Бульба искал в траве люльку с табаком, его настигли враги. Он забрался на дерево и отвлекал внимание на себя, чтобы его бойцы успели скрыться от погони. Поляки воспользовались случаем и сожгли дерево вместе с атаманом. Казаки бежали и громко славили своего лидера, который пожертвовал жизнью ради них.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма . Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.

Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря. Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля. Он уже хлопотал и отдавал приказы, выбирал коней и сбрую для молодых сыновей, наведывался и в конюшни и в амбары, отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать. Есаулу Товкачу передал свою власть вместе с крепким наказом явиться сей же час со всем полком, если только он подаст из Сечи какую-нибудь весть. Хотя он был и навеселе и в голове его еще бродил хмель, однако ж не забыл ничего. Даже отдал приказ напоить коней и всыпать им в ясли крупной и лучшей пшеницы и пришел усталый от своих забот.

– Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что бог даст. Да не стели нам постель! Нам не нужна постель. Мы будем спать на дворе.

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей.

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, – и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил все, что приказывал вчера.

– Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где старá? (Так он обыкновенно называл жену свою.) Живее, стара, готовь нам есть: путь лежит великий!

Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром ; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом. Бедная мать как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.

– Ну, сыны, все готово! нечего мешкать! – произнес наконец Бульба. – Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

– Теперь благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба. – Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую , чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.

Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

– Пусть хранит вас… божья матерь… Не забывайте, сынки, мать вашу… пришлите хоть весточку о себе… – Далее она не могла говорить.

– Ну, пойдем, дети! – сказал Бульба.

У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.

Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем в глазах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в состав цикла «Миргород». Существует две редакции – 1835 года, и 1842. Гоголь был против публикации второго варианта без согласования с ним отдельных моментов. Однако, повесть всё же была опубликована без авторских правок.

События в книге «Тарас Бульба» разворачиваются примерно в XVII веке. Интересно, что сам автор часто упоминает XV век, подчёркивая таким образом фантастичность повести. В произведении можно условно выделить два плана повествования: на одном плане описывается жизнь запорожских козаков и их поход на Польшу, а на другом – драматическая история о славном козаке Тарасе Бульбе и двух его сыновьях.

Для более глубокого понимания повести «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приведено ниже.

Главные герои

Тарас Бульба – главный герой. Уважаемый на Сечи козак, хороший воин. Главными ценностями для него являются христианская вера и Отчизна.

Остап – старший сын Бульбы, окончил семинарию. В сражениях проявил себя как расчётливый и храбрый козак, умеющий анализировать ситуацию и принимать верные решения. Достойный сын своего отца.

Андрий – младший сын Бульбы. Он тонко чувствует окружающий мир и природу, способен видеть красоту в незначительных мелочах, тем не менее в боях отличался храбростью и нестандартным подходом.

Другие персонажи

Янкель – жид, во всём ищет свою выгоду. К нему обращался за помощью Тарас Бульба.

Панночка – дочь польского пана, возлюбленная Андрия.

Татарка – служанка панночки, сообщившая Андрию о подземном ходе в Дубно и о страшном голоде в городе.

Глава 1

Бульба встречает своих сыновей – Остапа и Андрия, которые вернулись из Киева, окончив семинарию. Отец по-доброму подшучивает над их внешним видом, но Остапу это не нравится. Вместо приветствия начинается небольшая потасовка между отцом и сыном, окончившаяся так же внезапно, как и началась.

Тарас принимает решение отправить сыновей на Сечь, чтобы стали они настоящими молодцами и бравыми козаками, а учёба в академии, книжки и материнская забота только разбалуют и изнежат их. Мать несогласна с этим решением, но что ей остаётся, кроме как безропотно согласиться. Такая уж её доля – прислуживать мужу и месяцами ждать его с походов. По случаю приезда Остапа и Андрия Бульба созвал всех сотников, которые одобрили идею отправить сыновей на Сечь. Вдохновлённый силой и азартом от предстоящей поездки, Тарас решает ехать вместе с сыновьями.

Старуха-мать не спала – обнимала своих сыновей, мечтая лишь о том, чтобы ночь не заканчивалась. Ей было очень тяжело расставаться с ними. До последнего она надеялась, что муж передумает или же решит уехать на неделю позже. Но упрям и непоколебим был Тарас Бульба.

Когда сыновья уезжали, мать бросилась к ним с лёгкостью и быстротой, не свойственной её годам. Не смогла она остановить родных – дважды уводили её козаки.

Глава 2

Всадники ехали молча. Тарас думал о своей молодости, которая полна была приключений, о товарищах-козаках, о том, как будет хвастаться перед ними своими сыновьями. Остап и Андрий были заняты другими мыслями. Когда им было по двенадцать лет, их отдали на обучение в Киевскую академию. Остап несколько раз пытался бежать, закапывал свой букварь, но каждый раз его возвращали обратно и покупали новую книгу, пока, наконец, отец не пригрозил отправить его в монастырь за непослушание. С этого момента Остап стал намного старательнее, и скоро стал в один ряд с лучшими учениками.

Андрий же учился охотнее, не прилагая к этому особых усилий. Он был изобретательнее и часто являлся зачинщиком какой-нибудь авантюры. Ему удавалось избежать наказания благодаря гибкости ума. Душа Андрия была открыта и другим чувствам. Однажды он увидел красавицу-полячку и влюбился с первого взгляда. Андрий был очарован её красотой и женственностью. В следующую ночь юноша решил пробраться к ней в покои. Сначала панночка испугалась, но позже весело смеялась, надевая на Андрия различные украшения. Татарка, служанка польской панны, помогла Андрию выбраться из дома, как только в дверь постучали.

Путешественники скакали по бескрайним просторам степи, которая становилась всё прекраснее. Всё здесь будто дышало свободой. Вскоре они прибыли на остров Хортица. Остап и Андрий въехали на Сечь с каким-то страхом и удовольствием. На острове жизнь текла своим чередом: козаки гуляли, танцевали, чинили одежду, устраивали бои.

Глава 3

Сечь представляла собой «беспрерывное пиршество» . Там были и ремесленники, и купцы с торговцами, но большая часть гуляла с утра до вечера. На Хортице были и те, кто никогда не учился или бросил академию, а были и учёные козаки, были беглые офицеры и партизаны. Всех этих людей объединяла вера во Христа и любовь к родному краю.

Остап и Андрий быстро прониклись царившей там атмосферой и влились в ту среду. Отцу это не нравилось – он хотел, чтобы сыновья закалялись в битвах, поэтому обдумывал как бы поднять Сечь на подобное событие. Это приводит к ссоре с кошевым, который не хочет начинать войну. Тарас Бульба не привык, чтобы было не так, как он хочет: он задумал отомстить кошевому. Он подговаривает своих товарищей напоить остальных так, чтобы они свергли кошевого. План Бульбы срабатывает – новым кошевым избран Кирдяга – старый, но мудрый козак, боевой товарищ Тараса Бульбы.

Глава 4

Тарас Бульба общается с новым кошевым по поводу военного похода. Однако тот, будучи рассудительным человеком, говорит: «пусть народ соберётся, но только своею охотою, никого принуждать я не буду» . Но на самом деле под таким разрешением скрывается желание снять с себя ответственность за нарушение мира между государствами. На остров прибывает паром с козаками, которым удалось бежать. Они привозят неутешительные новости: ксендзы (католические священники) ездят на повозках, запрягая в них христиан, жидовки из поповских риз шьют себе наряды, а людям не дают без одобрения жидов отмечать христианские праздники. Такое беззаконие разозлило козаков – никто не имел права так оскорблять их веру и народ! И стар и млад готов защищать свою Отчизну, биться с поляками за посрамление веры и набрать добычи с захваченных деревень.

Запорожцы зашумели, кричат: «Перевешать всю жидову! Пусть не шьют жидовки из поповских риз себе юбки!» Эти слова возымели огромное влияние на толпу, которая сразу же ринулась ловить жидов. Но один из них, Янкель, говорит будто знал покойного брата Тараса Бульбы. Бульба сохраняет Янкелю жизнь разрешает ему ехать с козаками на Польшу.

Глава 5

Земля полнится слухами о военной славе запорожцев и об их новых завоеваниях. Козаки передвигались ночью, а днём отдыхали. Тарас Бульба с гордостью смотрит на сыновей, которые возмужали в битвах. Остапу, казалось, на роду было написано быть воином. Он проявил себя как смелый воин, обладающий аналитическим умом. Андрия же привлекала больше романтическая сторона путешествия: рыцарские подвиги и битвы с мечом. Он действовал по велению сердца, не прибегая к особым размышлениям, и подчас ему удавалось совершить то, что ни один опытный козак не смог бы провернуть!

Войско пришло в город Дубно. Запорожцы полезли было на вал, но оттуда на них посыпались камни, стрелы, бочки, мешки с песком и горшки с кипятком. Запорожцы быстро смекнули, что осада – не их сильная сторона, и решили взять город измором. Вытоптали на конях все поля, уничтожили посевы на огородах, а потом расположились куренями. Остапу и Андрию не по нраву такая жизнь, но их подбадривает отец: «терпи козак – атаманом станешь!»

Есаул привозит Остапу и Андрию иконы и благословенье от старой матери. Андрий скучает за ней, но не хочет возвращаться, хоть чувствует сжимающую сердце духоту. Ночью он любуется небом и звёздами.
Уставшие за день воины уснули. Все, кроме Андрия. Он бродил по куреню, глядя на богатую природу. Вдруг он случайно замечает некую фигуру. Незнакомкой оказывается женщина, в которой Андрий узнаёт татарку, прислуживающую той сомой панночке, в которую он был влюблён. Татарка рассказывает юноше о страшном голоде, о панночке, которая много дней ничего не ела. Оказывается, панночка видела Андрия среди воинов и тотчас же вспомнила его. Она велела служанке отыскать Андрия и попросить передать немного хлеба, а ежели тот не согласится, то пусть приходит просто так. Андрий незамедлительно приступает к поиску запасов, но козаки поели даже приготовленную с излишком кашу. Тогда молодой козак аккуратно вытаскивает мешок с продуктами из-под Остапа, на котором тот спал. Остап просыпается лишь на мгновение и тут же засыпает вновь. Андрий тихо крадётся по куреню к татарке, которая пообещала провести его в город по подземному ходу.

Андрия окликает отец, предупреждая, то женщины до добра не доведут. Козак стоял ни жив ни мёртв, боясь пошелохнуться, но Бульба быстро уснул.

Глава 6

Андрий идёт по подземному ходу, попадает в католический монастырь, застав священников за молитвой. Запорожец поражён красотой и убранством собора, его завораживает игра света в витражных стёклах. Особенно сильно его поразила музыка.

Козак с татаркой выходят в город. Начинает светать. Андрий видит женщину с ребёнком, умершую в голодных муках. На улице появляется обезумевший от голода человек, молящий дать ему хлеба. Андрий выполняет просьбу, но мужчина, едва проглотив кусок, умирает – его желудок слишком долго не получал пищи. Татарка признаётся, что всё живое в городе уже съедено, но воевода наказал не сдаваться – не сегодня завтра прибудет два польских полка.

Служанка и Андрий заходят в дом. Где юноша видит возлюбленную. Панночка стала другой: «та была прелестная ветреная девушка; эта – красавица…во всей развившейся красе своей» . Андрий и полячка не могут насмотреться друг на друга, юноша хотел выговорить всё то, что было у него на душе, но не мог. Тем временем татарка нарезала хлеб и принесла его – панна начала было есть, но Андрий предупредил её, что лучше есть по частям, иначе можно умереть. И ни слова, ни перо живописца не могли выразить то, как смотрела на козака полячка. Чувства, овладевшие юношей в тот момент, были так сильны, что Андрий отрекается и от отца, и от веры, и от Отчизны своей – он сделает всё, чтобы служить молодой панне.

В комнате появляется татарка с радостной вестью: поляки вошли в город и везут пленных запорожцев. Андрий целует панночку.

Глава 7

Запорожцы принимают решение напасть на Дубно, отомстить за пленённых товарищей. Янкель говорит Тарасу Бульбе, что видел Андрия в городе. Козак сменил наряд, коня ему дали хорошего, а сам он сияет, как монета. Тарас Бульба остолбенел от услышанного, но всё равно не может в это поверить. Тогда Янкель сообщает о готовящейся свадьбе Андрия с дочерью пана, когда Андрий с польским войском прогонит запорожцев из Дубно. Бульба гневается на еврея, подозревая его во лжи.

Наутро оказывается, что многих запорожцев убили, когда те спали; из Переяславского куреня взяли в плен несколько десятков воинов. Начинается битва между козаками и польским войском. Запорожцы пытаются разбить полк противника на части – так будет легче одержать победу.

Одного из куренных атаманов убивают в бою. Остап мстит за убитого в бою козака. За проявленную храбрость козаки выбирают его в атаманы (вместо убитого запорожца). И сразу же Остапу предоставляется случай закрепить за собой славу мудрого лидера: как только он приказал отступать от стен города, держаться от них как можно дальше, оттуда посыпались всевозможные предметы, и многим досталось.

Битва окончена. Запорожцев козаки похоронили, а тела ляхов привязали к диким лошадям, чтобы волочились мёртвые по земле, по буграм, рвам и оврагам. Тарас Бульба размышлял почему среди воинов не было его младшего сына. Он готов жестоко отомстить панночке, из-за которой отрёкся Андрий от всего, что ему было дорого. Но что же готовит Тарасу Бульбе новый день?

Глава 8

Козаки прощаются друг с другом, поднимают тосты за веру и Сечь. Чтобы враг не увидел убыль в козачьем войске, было решено напасть ночью.

Глава 9

Из-за неверных расчётов в городе вновь не хватает еды. До военачальника доходят слухи о запорожцах, отправившихся мстить татарам, начинается подготовка к битве.
Поляки восхищаются боевыми навыками козаков, но запорожцы всё равно несут большие потери – против них вывели пушки. Козаки не сдаются, Бульба подбадривает их словами «есть ещё порох в пороховницах» . Бульба видит своего младшего сына: Андрий едет на вороном аргамаке в составе польского конного полка. Бульба обезумел от гнева, видя, как Андрий рубит всех – и своих, и чужих. Бульба догоняет юношу, который при виде отца резко теряет боевой дух. Андрий покорно слезает с коня. Перед смертью козак произнёс не имя матери или отчизны, а имя любимой полячки. Отец убивает сына выстрелом, произнося фразу, которая стала знаменитой: «Я тебя породил, я тебя и убью!» .

Старший сын Тараса Бульбы становится невольным свидетелем убийства, но горевать или разбираться некогда: на Остапа нападают польские воины. Сломленный, но всё ещё живой Остап попадает в плен к ляхам.

Козацкое войско сильно редеет, Тарас Бульба падает с коня.

Глава 10

Бульба жив, его везёт козак Товкач в Запорожскую Сечь. Через полтора месяца Бульба смог оправиться от ран. В Сечи всё новое, прежних козаков уже нет, а те, кто уехал воевать с татарами, не вернулись. Суров, равнодушен был Тарас Бульба, не участвовал в гулянках и общем веселии, его тяготили мысли о старшем сыне. Бульба просит Янкеля везти его в Варшаву, несмотря на то, что за голову Бульбы полагалась награда в две тысячи червонных. Взяв за услугу награду, Янкель прячет козака на дне воза, заложив верх кирпичом.

Глава 11

Бульба просит жидов освободить своего сына из темницы – но уже слишком поздно, ведь на следующий день назначена казнь. Можно только повидаться с ним на рассвете. Тарас соглашается. Янкель переодевает козака в иностранные одежды, оба проникают в тюрьму, где Янкель льстит охранникам. Но Тарас Бульба, задетый репликой одного из них, раскрывает своё инкогнито.
Бульба требует отвести его на место казни сына.

Запорожцы шли на казнь с «тихой горделивостью» , впереди шёл Остап Бульбенко. Перед смертью, лишённый всякой надежды на ответ, Остап кричит в толпу: «отец, где ты теперь: Слышишь ли меня?» . И ответили ему: «Слышу!»

Глава 12

Вся Сечь собралась под предводительством Тараса Бульбы, идут козаки на Польшу. Бульба стал более жестоким, а ненависть к ляхам только усилилась. Со своими козаками он дошёл до Кракова, оставив после себя 18 сожжённых городов. Гетману Потоцкому поручили схватить Тараса Бульбу, что привело к кровавой битве, которая длилась 4 дня. Победа была близка, но Тараса Бульбу схватили, когда тот искал в траве потерянную люльку. Его сожгли на костре.

Козакам удалось бежать, плывя на лодках, они говорили и славили своего атамана – незаменимого Тараса Бульбу.

Заключение

Темы и проблемы, поднятые в произведении «Тарас Бульба», будут актуальны во все времена. Сама повесть фантастична, а образы – собирательны. Гоголь удачно сочетает лёгкий язык написания, колоритных персонажей, приключенческую фабулу с тонко выписанным психологизмом. Его характеры запоминаются и навсегда остаются в памяти. Читая «Тараса Бульбу» в сокращении, можно получить информацию о сюжете и фабуле, но потрясающе красивые описания природы, монологи, пропитанные духом свободы и козацкой доблести, будут лишь в оригинале произведения. В целом повесть была тепло встречена критиками, хоть некоторые моменты подверглись осуждению (например, оценка поляков и евреев).

Несмотря на приведённый выше краткий пересказ «Тараса Бульбы» Гоголя, настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с полным текстом произведения.

Тест по повести «Тарас Бульба»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 17199.

Николай Васильевич Гоголь - один из знаменитейших русских писателей. Его творчество активно изучается в школе и входит в список обязательного чтения. Именно поэтому так востребован краткий пересказ «Тараса Бульбы».

О книге

Повесть «Тарас Бульба» входила в состав самого известного гоголевского цикла под названием «Миргород». Произведение рассказывает о событиях XVII века, о чем свидетельствует ряд исторических фактов. Гоголь же, желая подчеркнуть фантастичность своего произведения, указывает XV век временем рождения главного героя. Нереальность событий повести и собирательность образа Тараса Бульбы подчеркивает и краткий пересказ.

«Тарас Бульба» - самобытное и уникальное произведение. В нем ярко выразился потрясающий талант Гоголя изображать свой народ, красочно описывать происходящее и вызывать душевный отклик у читателей всех возрастов, не говоря уже про сочный, образный и выразительный язык повествования.

Краткий пересказ «Тараса Бульбы»: глава первая

Андрий и Остап возвращаются домой из духовной школы (бурсы). Их выходит встретить отец, который начинает потешаться над нарядами сыновей. Остап, не стерпев оскорбления, начинает бой на кулаках, Андрий же остается стоять в стороне.

Тарасу не терпится испытать сыновей, поэтому через неделю он собирается отправиться с ними в Запорожье.

Перед отъездом мать плачет над спящими детьми, расчесывает им волосы, горюет о том, что может никогда их больше не увидеть. Бульба же рад предстоящим сражениям, он рано будит сыновей, поторапливает их. На прощание мать в слезах благословляет Остапа и Андрия, обнимая их. Сами молодые казаки не в силах сдержать чувства, они прячут от отца собственные слезы.

Глава вторая

Многими лирическими отступлениями богат краткий пересказ. Тарас Бульба, Остап и Андрий едут молча, думая каждый о своем. Гоголь в этом эпизоде рассказывает о прошлом молодых казаков. Так, Остап не отличался прилежанием, несколько раз сбегал из бурсы, выбрасывал букварь, однако был надежным другом. Андрий, наоборот, охотно учился, был наделен сильным, но тяжелым характером. Как и брат, стремился к подвигам.

После трехдневной дороги путники добираются до Днепра, где располагалась Сечь. Знакомые казаки радушно встречают Тараса с сыновьями.

Глава третья

Неделю жили в Сечи Тарас и его сыновья. Окунувшись в непрекращающееся веселье и совершенно неведомую до этого жизнь, Андрий и Остап забывают про дом и свои печали. Несмотря на кажущийся хаос Сечи, она тем не менее жила по своим законам. Смертоубийство каралось самой страшной казнью - вырывалась яма, опускали туда убийцу, сверху ставили гроб с покойным (убиенным), а затем засыпали могилу. За воровство привязывали к столбу, и каждый мимо проходящий должен был ударить рядом лежащей дубиной провинившегося.

Оба сына Бульбы отличались удалью, хорошо стреляли, могли переплыть против течения Днепр, за что быстро сыскали уважение казаков. Однако Тарасу не нравилась такая спокойная жизнь, он желал поднять Сечь, сподвигнуть казаков на бой, где он смог бы вволю потешиться.

Глава четвертая

Продолжаем краткий пересказ глав. Тарас Бульба по совету одного казака, назначенного кошевым, поднимает всех по тревоге. В то же время к берегу пристает паром, с которого сходят казаки. Они сообщают, что полковники отдали все церкви и святыни полякам.

Все казаки собираются на берегу обсудить нерадостные новости. Единогласно решили идти на Польшу, чтобы отомстить за поругание веры, славы казаков и все злодеяния. Начинаются сборы, нет больше прежнего гульбища, слышны лишь звуки бряцанья сабель, стрельбы, скрипы возов. Табор трогается в путь, и каждый казак прощается с Сечью.

Глава пятая

Даже очень краткий пересказ («Тарас Бульба») не может исключить описания чувств, переживаемых героями. Итак, поляки в страхе, ходят слухи о запорожцах, в панике они спасают себя и то, что могут унести. Никто не хотел иметь дело с казаками.

Войско идет на город Дубно, где, как говорили, было много богатых жителей и большая казна. Горожане решили стоять до конца, не пускать казаков. Потерпев первую неудачу, запорожцы отошли и окружили город. Настало затишье, казаки курили, играли в чехарду, менялись добычей. Но вот подошел полк Тараса Бульбы, теперь запорожцев было не менее четырех тысяч.

Ночью перед осадой к Андрию приходит служанка панночки, с которой казак когда-то встречался. Город голодает, и она просит кусок хлеба хотя бы для матери. Молодой казак берет хлеб и идет тайным путем, что показала служанка, в Дубно.

Глава шестая: пересказ

«Тарас Бульба», краткое содержание которого мы рассматриваем, изобилует красочными описаниями, в том числе и ужасных сцен. Так, пробравшись в город, Андрий видит страшные жертвы голода. Служанка проводит казака в дом панночки. Начинается разговор. Панночка сокрушается о том, что молодой казак не может ее любить, так как они враги. На что Андрий с жаром отрекается от своих братьев и родины, называя девушку своей новой отчизной.

Разговор прерывает служанка, сообщающая о том, что в город вошли поляки, а значит, все они спасены.

Глава седьмая

Удивительны и реалистичны описания казаков, которые дает Гоголь («Тарас Бульба»). Краткий пересказ лишь подтверждает это. Шум и неразбериха царят в таборе запорожцев. Оказывается, что Перяславский курень был весь пьян, и казаков половину пленили, а вторую половину перерезали. Пока запорожцы просыпались и разбирались, поляки подошли к городу. Кошевой берет на себя командование казаками. Он распоряжается разделиться и ждать выхода войска поляков у каждых городских ворот.

Вернувшись в свой курень, Тарас понимает, что нет Андрия. Отец волнуется, опасается, как бы его не взяли в плен или не убили.

Казаки начинают подступать к воротам. Поляки выходят на вал, окружающий город, и выводят пленных. Начинается бой. Казакам удается смешать вражеские ряды. Особой храбростью отличается Остап, за что получает назначение в атаманы.

Казаки отступают, располагаются на отдых.

Глава восьмая

Краткий пересказ повести «Тарас Бульба» продолжается. Утром в стан запорожцев приходит известие о том, что татары напали на оставленные казаками дома, забрали добро и пленных. Кошевой предлагает их догнать и отбить добычу, многие его поддерживают. Но Тарас призывает остаться и освободить пленных, которых захватили поляки. В итоге казаки разделяются: одни уходят преследовать татар, а вторые остаются освобождать пленных, их атаманом становится Бульба.

Глава девятая

Поляки выступают из города. Завязывается бой. Пушечные залпы теснят казаков, но те героически не сдаются. Победа запорожцев близка, но тут из города выходит гусарский полк, среди всадников Бульба узнает Андрия. Тарас заманивает сына в лес и убивает.

Но тут к полякам подошло подкрепление, Бульба велит Остапу уходить. На них налетают враги, Тарас отбивается, Остапа же хватают и связывают, но неожиданно свет меркнет в глазах отца.

Глава десятая

Приходит в себя Тарас уже в дороге, казаки возвращаются на Украину. Бульба впадает в беспамятство и долго болеет. Промучившись от незнания, он решает разузнать, что случилось с Остапом. Тарас едет в город Уман, встречается с Янкелем и уговаривает того провезти казака в Варшаву, где за его голову назначена награда.

Глава одиннадцатая

Краткий пересказ «Тараса Бульбы» подходит к развязке. В Варшаве выясняется, что Остап сидит в темнице. Янкель берется устроить встречу отца и сына. Но это ему не удается, на завтра уже назначена казнь пленных. Единственное, что можно сделать для Тараса - провести на площадь, где будет проходить казнь.

Начинается казнь. Остап призывает казаков мужественно принимать свою смерть. Гоголь красочно описывает муки запорожцев, которые те стоически сносят. В беспамятстве Остап зовет отца, и Тарас окликается. Бульбу пытаются поймать поляки, но безуспешно.

Глава двенадцатая

Тарас собирает войско и идет громить поляков. Так он празднует поминки по Остапу. На поимку казаков взволнованные поляки снаряжают пять полков. После шестидневного преследования, врагам удается пленить Тараса, его ждет страшная казнь - его сожгут заживо.

Происходит казнь. Бульбу приковывают цепями к дереву, прибивают руки гвоздями и поджигают. Но не о своих мучениях думает казак, а радуется, что некоторым его товарищам удалось переплыть Днепр и уйти от преследования. Так заканчивается краткий пересказ «Тараса Бульбы».

Loading...Loading...